<< Пред.           стр. 614 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 приводит его к весьма важным выводам в области коллективной психологии.
 Особую категорию социологических взглядов М. представляют собою те
 критические замечания, которые были вызваны приложением дарвинизма к
 социологии ("Социология и дарвинизм" и др.). В последнее время в
 нескольких журнальных заметках М. вел полемику с так называемым
 экономическим материализмом, справедливо критикуя эту социологическую
 теорию, как одностороннюю. Все социологические воззрения М. отличаются
 цельностью, многосторонностью и последовательностью, благодаря чему
 могут быть уложены в весьма определенную систему, хотя автор никогда не
 заботился о систематическом их изложении и даже некоторые из начатых
 работ оставлял неоконченными. Последователь Конта, Дарвина, Спенсера,
 Маркса, М. отразил в своей социологии наиболее важные в данной области
 идеи второй половины XIX века, умея в тоже время оставаться вполне
 самостоятельным. В общем, в социологической литературе (и не только
 одной русской) работам М. принадлежит весьма видное место.
  Н. Карпев.
  Михайловское - сельцо Псковской губ., Опочецкого у.; дв. 8, жит. 46.
 Родовое имение Пушкиных. Здесь в течение 2 лет и 1 месяца (1824 - 1826)
 проживал А. С. Пушкин. В 4 в. от М. он похоронен, в Святогорском м-ре.
  Мичиган, oзepo (Michigan Lake) - самое большое озеро в пределах
 Соединенных Штатов Сев. Америки из цепи 5-ти Верхних озер, воды которых
 изливаются в Атлантический океан посредством р. Св. Лаврентия. М. лежит
 на высоте 175 м. над ур. моря, между 41°35ў - 46° с. ш., имеет овальную
 форму; наибольшая длина его - 544 км., а ширина - 140 км., наибольшая
 глубина 310 м., плошадь его = 61660 кв. км. М. имеет ежемесячный прилив,
 плоские берега, соединяется с озером Гуроном проливом Маккинак и
 составляет восточную границу штата Висконсина, зап. границу нижнего
 полуо-ва М и касается частей штатов Иллинойса и Индианы; на берегах его
 стоят известные гг. Чикого и Мильуоки и менее известные Расин и
 Манитовон. Из его островов наиболший около 25 км. длины. М. принимает в
 себя pp. Ст. Джозеф, Гранд, Каламазу, Мускегон, Манисти, Меномони и
 Фокс. Озеро богато белорыбицей и форелью. Пароходное и парусное
 сообщение беспрерывно, несмотря на сильные бури.
  Мишле (Jules Michelet) - знаменитый французский историк, род. 21
 августа 1798 г., в небогатой семье, которую он сам называет
 "крестьянской". Отец его переселился в Париж и существовал устроенной им
 здесь типографией Пока при республике печать пользовалась относительной
 свободой, дела типографии процветали, но с установлением империи семье
 М. пришлось испытывать горе и нужду бедственное положение ее дошло до
 того, что дед, отец, мать и 12-летний М. сами должны были исполнять
 типографскую работу. Ученье молодого М. не могло идти правильно; уроки
 чтения ему пришлось брать рано утром у одного старого книготорговца,
 прежнего школьного учителя, пылкого революционера: от него М. наследовал
 восхищение революцией. Веру в Бога и в бессмертие (он не был крещен в
 детстве) вызвала в нем книга "О подражании Христу". На последние
 средства родители поместили М. в коллегию Шарлемань. Стеснявшемуся своей
 бедности, непривыкшему к обществу М. ученье давалось трудно, но редкое
 прилежание помогло ему победить предубеждение, с которым относились к
 нему сначала его учителя; они признали в нем дарование, особенно
 литературное, и из последних рядов он перешел прямо в первые. В 1821 г.
 М. сделался учителем в коллегии Sainte Barbe, где почти против своего
 желания стал преподавать историю; его привлекали в то время древняя
 литература и философия; докторская диссертация его посвящена Плутарху и
 идее бесконечности Локка. Из историков его увлек прежде всего Вико;
 сделанное им извлечение из этого писателя и составленное им "Precis de
 l'histoiге moderne" доставили ему литературную известность, и в 1827 г.
 он получил место проф. философии и истории в нормальной школе. В его
 преподавании история и философия шли рука об руку; в курсе первой он
 давал историю цивилизации, стараясь обрисовать характеры различных
 народов и их религиозную эволюцию. В это же время в уме его зародилась
 философская концепция, что история есть драма борьбы между свободой и
 фатализмом. Когда вскоре в школе были разделены два предмета, ему
 порученные, М. желал удержать за собой философию и лишь неохотно
 посвятил себя истории. Ходом занятий ею явились две работы: философская
 - "Introduction a l'histoire universelle" и первый большой исторический
 труд его - "Histoire romaine: Republique" (Пар., 1831). Основная мысль
 первого очерка заимствована у Гегеля, но гегелевская, философия истории
 у М. лишена своего метафизического смысла и значения и приведена к
 совершенно другому результату: венцом всемирноисторического процесса у
 М. является Франция, а процесс освобождения мирового духа, приходящего к
 самосознанию в человечестве, становится реальным прогрессивным
 торжеством свободы, в борьбе человека с природой, с материей или роком.
 В бойкой своей книге о римской республике М. попытался сделать
 результаты нибуровских трудов достоянием французской публики, но эта
 попытка его поколебать рутину преподавания осталась бесплодной; сам он
 позже уже не возвращался к древней истории. Июльская реводюция доставила
 М. место заведующего историческим отделом в национальном архиве. Здесь
 ему открылась возможность заняться историей отечества; он временно
 увлекся теорией беспристрастия, с которой выступала школа Гизо. В
 написанных им в это время первых 6 тт. истории Франции (1831 - 1843) он
 проявляет добросовестную эрудицию, глубокое знание оригинальных
 документов и в тоже время творческий гений, проникающий в душу
 действующих лиц, возвращающий их к жизни и заставляющий действовать.
 Позже, увлеченный публицистической струей, он уже не мог вернуться к
 такому пониманию средневековой жизни. Не ужившись с Кузеном, новым
 директором нормальной школы, М. в 1838 г. перешел в College de France,
 где в первый раз очутился перед вольной аудиторией, требовавшей от
 лектора не ознакомления с научными открытиями, а живого красноречивого
 слова. Кафедра для М. превратилась в трибуну, с которой он развивал свои
 идеи о политической и социальной добродетели. Его лекции все более и
 более принимали характер проповеди, creer des ames - создавать души -
 все более и более становилось целью его профессуры. Когда с 1840
 Июльская монархия окончательно усвоила себе политику, несовместную с
 прогрессом, то в числе многих, пришедших к крайним мнениям и
 революционным тенденциям, был и М. В это время особенно развились в М.
 две усвоенные им до упоения страсти: вольтеровское "ecrasez l'infame" по
 отношению к клерикализму - и культ народа, которому положил начало
 Руссо. В 1843 г. он, совместно с Э. Кинэ, издал ожесточенный памфлет
 против иезуитов, "Des Jesuites", получивший громадное распространение:
 он появился в газете, расходившейся в числе 48000 экземпляров,
 перепечатывался кроме того провинциальными газетами и расходился в массе
 дешевых изданий среди народа. Не меньшее распространение получила
 брошюра: "Le pretre, la femme et la famille" (1845), где М. развивает
 направленную против иезуитских духовников мысль, что краеугольным камнем
 храма и фундаментом гражданской общины должен быть семейный очаг. В
 политической сфере идеалом его сделалась демократическая республика;
 руководящей нити в путанице современных вопросов он стал искать в
 изучении "великой революции" 1789 г. Его историю революции называют
 эпической поэмой, с героем - народом, олицетворенным в Дантоне. Первый
 том ее вышел в 1847 г., последний - в 1853 г. Свои мысли о народе он
 изложил в книгах "Le peuple" (1848)и "Le Banquet" (1854). М. является
 здесь решительным противником социализма. Последний желает уничтожения
 частной собственности, а жизненный и нравственный идеал настоящего
 народа, т. е. крестьянства, обусловливался, в глазах М., именно
 обладанием частной собственностью, своим куском земли, своим полем, он
 даже требовал, в интересах этой частной собственности, уничтожения
 переживших революцию остатков общественной собственности. Несимпатичен
 был ему и элемент насильственности у сторонников коммунизма; он не
 понимал братства без свободы, его гуманная натура отвергала с
 негодованием всякие террористические меры для осуществления идеала
 любви. Но, отвергая социалистические и коммунистические мечтания, М.
 горестно ощущал всю глубину общественного разлада (divorce social).
 Возможность устранить его представлялась ему лишь в сближении верхних
 слоев с народом - сближении, основанном на любви, на отречении от
 эгоизма. Желая при этом привлечь сочувствие к народу, он его сильно
 идеализировал; он превозносил народный инстинкт и отдавал ему
 преимущество перед книжной рассудочностью образованных классов,
 приписывал народу способность к подвигу и самопожертвованию, в
 противоположность холодному эгоизму обеспеченных классов. Такие взгляды
 вполне оправдывают данную одним из наших историков М. кличку:
 "народник". Ключ к разрешению социальной проблемы М. находил в
 психическом явлении, которое представляет собой гений: как гений
 гармоничен и плодотворен, когда оба элемента, в нем заключающиеся -
 человек инстинкта и человек размышления - содействуют друг другу, так и
 творчество, проявляющееся в истории народа, плодотворно, когда низшие и
 верхние слои его действуют в взаимном понимании и согласии. Прежде
 всего, проповедовал М., нужно излечить душу людей; средством для этого
 должна быть народная школа, которая ставила бы себе целью возбуждение
 социальной любви. В этой общей школе должны пребывать год или два дети
 всех классов, всякого состояния; она на столько же должна служить к
 сближению классов, насколько нынешняя школа содействует разъединению их.
 В общенародной школе, по плану М., ребенок должен был, прежде всего,
 узнать свое отечество, чтобы научиться видеть в нем живое божество (un
 Dieu vivant), в которое он мог бы верить; эта вера поддержала бы в нем
 потом сознание единства с народом, и в то же время в самой школе
 предстало бы ему на яву отечество, в образе детской общины,
 предшествующей общине гражданской. С помощью усвоенной с детства
 гражданской любви М. считал возможным достигнуть идеального государства,
 основанного, однако, не на равенстве, а на неравенстве, построенного из
 людей различных, но приведенных в гармонию посредством любви, все более
 и более ею уравниваемых. Установление союза между различными классами М.
 ожидает от учеников высших школ: они должны явиться посредниками,
 естественными миротворцами гражданской общины. Эта мечта М., как
 указывает В. И. Герье, находит себе в наше время осуществление, но там,
 где М. наименее этого ожидал - в стране, воплощавшей для него гордыню и
 эгоизм: в Англии. Декабрьский переворот лишил М. кафедры в College de
 trance, а за отказ от присяги он потерял место в архиве. Он чувствовал
 себя подавленным и обессиленным, но не пал духом, благодаря поддержке
 второй своей жены (Adele Malairet), имевшей большое влияние на его жизнь
 и дальнейшее направление его занятий. Продолжая работать над своей
 книгой о великой революции, М., в сотрудничество с женой, дал серию книг
 о природе, редких по своей очаровательной оригинальности. М. и прежде
 любил природу, но теперь почувствовал тесную связь между человеком и
 природой; он увидел в ней зародыш нравственной свободы, совокупность
 мыслей и чувств, сходных с нашими. Его "L'oiseau" (1856), "L'insecte"
 (1857), "La mei" (1861) и "La montagne" (1868) и в явления природы, и в
 жизнь животных переносят тоже страстное сочувствие ко всему страдающему,
 беззащитному, которое мы видим в его исторических трудах. В 1868 г. М.
 издал "L'amour", в 1859 г. - "La Femme"; его восторженные слова о любви
 и браке, в соединении с большой откровенностью в трактовании этих
 вопросов, вызвали насмешки критики, но, тем не менее, обе книги достигли
 редкой популярности. "L'amour" составляет предисловие к "Nos fils"
 (1869), где М. подробно изложил свой взгляд на воспитание, резюмируемое
 им в словах: семья, отечество, природа. Проповеди тех же идей посвящена
 ранее изданная "Labible de l'humanite" (1864) - краткий очерк
 нравственных учений, начиная с древности. На ряду с этими соч. М. дал
 несколько небольших трудов по истории: "Les femmes de la Revolution"
 (1854), "Les soldats de la Revolution", "Legendes democratiques du
 Nord", потрясающий историко-патологический этюд "La sorciere" (1862). В
 1867 г. он закончил свою "Histoire de France", доведя ее до порога
 революции 1789 г. Благодаря своим заняниям естественными науками и
 психологией, М. чувствовал себя помолодевшим; ему казалось, что и во
 Франции начинается возрождение прежней энергии. Франко-прусская война
 принесла ему страшное разочарование. Когда стал угрожать призрак этой
 войны, М. почти один рушился протестовать публично против увлечения
 тщеславным и грубым шовинизмом; здравый смысл и ясновидение историка не
 позволяли ему сомневаться относительно исхода войны. Голос его остался,
 однако, незамеченным. Слабое здоровье помешало ему выдержать осаду
 Парижа; он удалился в Италию, где известие о капитуляции Парижа вызвало
 у него первый припадок апоплексии. В брошюре: "La France devant
 l'Europe" (Флор., 1871) он высказывает веру в бессмертие народа,
 остававшегося в его глазах представителем идей прогресса, справедливости
 и свободы. Едва оправившись, он принялся за новый громадный труд:
 "Histoire du XIX siecle", издал в три года 31/2 тома, но довел свое
 изложение лишь до битвы при Ватерлоо. Триумф реакции в 1873 г. отнял у
 него надежду на скорое возрождение отечества. Силы его все больше
 слабели, и 9 февр. 1874 г. он умер в Гиере; похороны его дали повод к
 республиканской демонстрации. М., по отзыву Тэна - не историк, но один
 из величайших поэтов Франции, его истории - "лирическая эпопея Франции".
 Чувство сострадания, жалости, пробудившееся в М. в детстве, когда он
 горько сознавал свое одиночество и бедность, сохранилось в нем во всех
 фазисах жизни и тотчас прорывалось наружу, как только воображение
 переносило его в чуждую ему эпоху. Он страдал вместе с жертвой, кто бы
 она ни была, и ненавидел гонителя. К самым ярким страницам французской
 историографии принадлежат те, на которых М. изображал муки и страдания
 людей, терпевших от веры в колдовство и от жестокого преследования
 страшной психической эпидемии. Отзывчивость его к чужим страданиям была
 слишком велика, чтобы он мог остаться беспристрастным зрителем
 современных ему событий. Злобы дня так сильно захватили его душу, что он
 внес их в изучениe прошлого; настоящее, особенно в трудах, написанных с
 половины 40-х гг., стало у него окрашивать в свой цвет прошлое и
 порабощать его своим потребностям и идеалам. Эта же необыкновенная
 впечатлительность, эти чувства жалости и любви являются элементом,
 связывающим воедино его разнообразные труды по истории, естествознанию и
 психологии. Отечество и семья были для него постоянно предметами
 боготворения. Семья, в глазах М., была основанием государства; любовь к
 семье у него была связана с любовью к родине, а эта последняя - с
 любовью к человечеству. У М. не было отвлеченной страсти к науке; все,
 что не было движением и жизнью, мало его интересовало. Характер М. был
 очень спокоен, образ жизни отличался чрезвычайной правильностью;
 ежедневно он работал с 6 часов утра до полудня и ложился спать
 обыкновенно в 10 вечера; никогда он не принимал приглашений на вечера
 или на обеды. Обхождение его было просто и приветливо, манеры сохраняли
 традиции вежливости старой Франции. Необыкновенную прелесть и
 оригинальность ему придавало нечто непосредственное, детское в его
 натуре, редкое у француза. Лучший материал для его характеристики дают
 изданные вдовой его из его записок "Ма jeunesse" (1884; см. А-в, "Новая
 книга о М.", в "Вестнике Европы", 1884, 5) и "Моn Journal. 1820 - 23"
 (1888). Ср. о М. essai Тэна (переведено в "Русской Мысли" 1886, 12); Gr.
 Monod, "Jules М." (П., 1876); его же, "Renan, Taine, M." (1894; отсюда
 "Жюль М." в "Русской Мысли", 1895, 3); Noel, "Jules M. et ses enfants"
 (1878); Correard, "M., sa vie, etc." (1886); J. Simoa, "Mignet, M.,
 Henri Martin" (1889); В. И. Герье, "Народник во французской
 историографии" (Вестник Европы", 1896, 3 и 4). Из сочинений М. имеются
 на русском языке: "Обозрение новейшей истории" (СПб., 1838); "История
 Франции в XVI в." (СПб., 1860); "Краткая история Франции до французской
 революции" (CПб., 1838); "Реформа. Из истории Франции в XVI в." (СПб.,
 1862); "Женщина" (Одесса, 1863); "Море" (СПб., 1861); "Царство
 насекомых" (СПб., 1863); "Птица" (СПб., 1878); "История XIX в." (СПб.,
 1883 - 84, под ред. М. Цебриковой) и др.
  А. М. Л.
  Мнемосина (Мnhmosunh) - в греч. мифологии титанка, мать муз (от
 Зевса), которых произвела на свет в Персии (в Македонии). По числу 9
 ночей, которые М. подарила Зевсу, и муз было девять; представительницы
 интеллектуальных и художественных свойств человека, они унаследовали
 задатки их от матери, которой греки приписывали изобретение речи и
 счета. Преллер, в "Griechisehe Mythologie" (и, 484), говорит, что
 древнейшие песнопения греков касались Зевса, его борьбы с титанами и
 устроения нового мирового порядка и что в связи с этим М. олицетворяет
 собой воспоминание об этих великих событиях и духовное начало, возникшее
 на красоты и гармонии мира. Из этого ее значения получилось позднейшее,
 как богини воспоминания, мысли и наименования. При оракуле Трофония был
 источник Лоты, из которого пили воду намеревавшиеся вопросить бога, и
 источник М., из которого пили уже получившие ответ. Здесь же стоял трон
 М., которая, по верованию молящихся, помогала удерживать в памяти
 виденное и слышанное. М. почиталась и обыкновенно изображалась вместе с
 музами.
  Н. О.
  Мнишек (Марина или по-польски, Марианна Юрьевна) - дочь сендомирского
 воеводы, жена первого Лжедимитрия. Изукрашенное романтическими
 рассказами знакомство М. с Лжедимитрием произошло около 1604 г., и тогда
 же последний, после своей известной исповеди, был помолвлен с нею. Быть
 женой неизвестного и некрасивого бывшего холопа М. согласилась
 вследствие желания стать царицей и уговоров католического духовенства,
 избравшего ее своим орудием для проведения католичества в "Московию".
 При помолвке ей были обещаны самозванцем, кроме денег и бриллиантов,
 Новгород и Псков и предоставлено право исповедывать католичество и выйти
 за другого, в случае неудачи Лжедимитрия. В нояб. 1605 г. состоялось
 обручение М. с дьяком Власьевым, изображавшим лицо жениха-царя, а 3 мая
 1606 г. она с большой пышностью, сопровождаемая отцом и многочисленной
 свитой, въехала в Москву. Через пять дней состоялось венчание и
 коронование М. Ровно неделю царствовала в Москве новая царица. После
 смерти мужа начинается для нее бурная и полная лишений жизнь, во время
 которой она показала много твердости характера и находчивости. Не убитая
 во время резни 17 мая только потому, что не была узнана, а затем
 защищена боярами, она была отправлена к отцу, и здесь, говорят, вступила
 в сношения с Михаилом Молчановым. В августе 1606 г. Шуйский поселил всех
 Мнишеков в Ярославле, где они прожили до июля 1608 г. В состоявшемся
 тогда перемирии России с Польшей было, между прочим, постановлено
 отправить М. на родину, с тем, чтобы она не называлась моск. царицей. На
 пути она была перехвачена Зборовским и доставлена в Тушинский стан. Не
 смотря на отвращение к Тушинскому вору, М. тайно обвенчалась с ним (5
 сент. 1608) в отряде Сапеги и прожила в Тушине более года. Плохо жилось
 ей с новым мужем, как видно из ее писем к Сигизмунду и папе, но стало
 еще хуже с его бегством (27 дек. 1609) из Тушина. Боясь быть убитой, она
 в гусарском платье, с одной служанкой и несколькими сотнями донских
 казаков, бежала (февр. 1610 г.) в Дмитров к Сапеге, а оттуда, когда
 город был взят русскими, в Калугу, к Тушинскому вору. Через несколько
 месяцев, после победы Жолкевского над русскими войсками, она является с
 мужем под Москвой, в Коломне, а по низвержении Шуйского ведет переговоры
 с Сигизмундом о помощи, для занятия Москвы. Между тем москвичи
 присягнули Владиславу Сигизмундовичу, и М. было предложено отказаться от
 Москвы и ограничиться Самбором или Гродно. Последовал гордый отказ, и с
 ним прибавилась новая опасность - быть захваченной поляками. Поселившись
 в Калуге с мужем и новым защитником, Заруцким, она прожила здесь до
 начала 1611 г., уже под покровительством одного Заруцкого (Тушинский вор
 был убит в дек. 1610 г.) и с сыном Иваном, назыв. Дмитриевичем. До июня
 1612 г. она находилась под Москвой, преимущественно в Коломне, где был и
 Заруцкий. После умерщвления Ляпунова она заставила Заруцкого и
 Трубецкого объявить ее сына наследником престола и вместе с Заруцким

<< Пред.           стр. 614 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу