<< Пред. стр. 624 (из 1179) След. >>
богатство. За обязанностями человека по отношению к самому себе следуютобязанности по отношению к другим людям и обществу. Принцип, которым
должны регулироваться эти отношения, есть принцип справедливости;
каждому человеку нужно воздавать по заслугам, не забывая справедливости
прежде всего по отношению к самому себе. Справедливость по отношению к
жене состоит в том, чтобы относиться к ней если не с любовью, то с
уважением, хотя и не нужно отдавать себя ей вполне; к детям - чтобы
заботиться об их здоровье и воспитании; к друзьям - чтобы отвечать
дружбой на их дружбу. Первый долг человека по отношению к государству -
уважение к существующему порядку. Существующее правительство - всегда
самое лучшее, ибо кто может поручиться, что новое общественное
устройство даст нам больше счастья. Как в сфере нравственной М. не
выставляет никаких идеалов, так точно не видит он их и в сфере
политической. Желать изменения существующего порядка ради заключающихся
в нем недостатков, значило бы, по мнению М., лечить болезнь смертью.
Будучи врагом всяких новшеств, потому что они, потрясая общественный
порядок, нарушают спокойное течение жизни и мешают человеку наслаждаться
ею, М. - и по природе, и по убеждениям человек очень терпимый - сильно
не долюбливал гугенотов, потому что видел в них зачинщиков междоусобной
войны и общественной неурядицы. Если в своих политических убеждениях М.
является самым затхлым консерватором, то в своей педагогической теории
он выступает смелым и в высшей степени симпатичным новатором. Во главе
ее он смело ставит великий принцип общечеловеческого развития. По мнению
М., цель воспитания состоит в том, чтобы сделать из ребенка не
специалиста-священника, юриста или доктора, но прежде всего человека
вообще, с развитым умом, твердой волей и благородным характером, который
умел бы наслаждаться жизнью и стоически переносить выпадающие на его
долю несчастья. Этот отдел "Опытов" М. оказал самое благодетельное
влияниe на всю позднейшую педагогию. Отголоски идей М. можно найти и в
педагогических трактатах Амоса Коменского и Локка, и в "Эмиле" Руссо, и
даже в знаменитой статье Пирогова "Вопросы жизни". Хорошее издание
"Essais" М. сделано Леклерком в 1826 г. Из новейших заслуживают внимания
изд. Курбе и Шарля Ройе (П., 1874). Лучшая оценка М., как моралиста,
принадлежит Прево-Парадолю, в его "Moralistes francais" (П., 1864). См.
еще Pagen, "Documents inedits ou peu connus sur М. " (П., 184:7 - 56);
Grure, "La vie publique de М." (П., 1855): Feuillet de Conches, "Lettres
inedites de M. " (П., 1862); Bayle, "M., the Essayist" (Л., 1858);
Bimberet, "Les Essais de M. dans leurs rapports avec la legislation
moderne" (Орле ан, 1864); Malvesin, "Michel M., son origine, sa famille"
(Бордо, 1875): Combes, "Les idees politiques de M. et de la Boetie" (П.,
1882); Bonnefont, "Vie de M. "; Fagnet, "Etudes sur le XVI siecle";
Gautier, "Etudes sur le XVI siecle". В недавно вышедшей книге Стапфера
(биография М, в коллекции "Les Grands Ecrivains Francais") можно найти
прекрасную оценку влияния М. на французскую литературу. Рус. переводы
М.: "Опыты Михаилы Монташевы" (перев. Сергей Водчков, СПб., 1762; едва
1/4 подлинника) и "Опыты" в перев. В. П. Глебовой (с биографией автора,
в "Пантеоне Литераторы", 1891, № 3 и 6; 1892, № 2 и 9 и след.); Рабле и
М., "Мысли о воспитании и обучении" (М. 1896); О М. см. И. Л(учиц)кого,
"Очерк развития скептической мысли во Франции" ("Знание", 1873, № II);
Д. Мережиковского, "Монтань" ("Рус. Мысль", 1893, кн. II); "Монтень"
("Иллюстр. Газета", 1865, XV, № 5); О. Миллера, "Монтань и его взгляд на
народную словесность" ("Отеч. Записки", 1864, № 7).
В. Стороженко.
Монюшко (Станислав) - выдающийся представитель национальной польской
оперы (1819
- 1872). Жил в Вильне, потом был капельмейстером и професором
консерватории в Варшаве. Своей популярностью М. обязан опере "Галька",
талантливому и полному национального духа произведению, с большим
успехом исполнявшемуся в Варшаве, Кракове, Львове, Познани,
С.-Петербурге (1870), Москвы, Праге. М. написал еще 20 оперетт и опер,
три балета, шесть кантат, пять месс, два реквиема. Большой известностью
пользуются его песни, большая часть которых вошла в сборник "Echos de
Pologne", изданный в Париже. Мелодии М. до того характерны и народны,
что Лео Делиб, в своем балете "Коппелия" воспользовался темой М., считая
ее не произведением современного композитора, а плодом народного
творчества.
Н. С.
Мопассан (Анри Рене Альберт Гюи de Maupassant) - известный франц.
романист (1850
- 1893). Принадлежа к аристократическому лотарингскому роду, осевшему
в Нормандии, М. с детства пользовался прекрасным здоровьем, хотя мать
его, родственница Флобера, всю жизнь мучалась неврозами, а брат, по
профессии врач, умер в лечебнице душевнобольных. Поступив в коллегию,
содержимую духовенством, бойкий юноша не мог ужиться с монашеской
дисциплиной заведения и перешел в руанский лицей, где и окончил курс.
Проделав франко-прусскую кампанию простым рядовым, М. пополнил свое
образование чтением и особенно пристрастился к естествознанию и
астрономии. Чтобы устранить тяготевшую над ним опасность наследственного
недуга, он усиленно работал над физическим своим развитием и, благодаря
разнообразному спорту, сделался совсем богатырем. Разорение, постигшее
его семью, заставило М. поступить чиновником в морское министерство, где
он пробыл около 10 лет. Плохой служака, М. тяготел к литературе. В
течение свыше шести лет М., тесно сблизившийся с Флобером, сочинял,
переписывал и рвал написанное; лишь после долгого искуса выступил он в
печати, когда Флобер признал его произведение достаточно зрелым и
совершенным в стилистическом отношении. Первый рассказ М. вышел в свет в
1880 г., вместе с повестями Зола, Алексиса, Сеара, Энника и Гюисманса, в
сборнике "Les soirees de Меdan". Начинающий писатель поразил своей
"Bonie de suif" литературные кружки, проявив тонкую иронию и большое
искусство сжатой и вместе с тем выпуклой, яркой характеристики. В том же
году М. выпустил сборник стихотворений: "Vers" (1880), среди которых
особенно замечательны пьесы: "Le mur", "Au bord de l'еаu", "Desirs" и
"Venus rustidne". Помещенный там же драматургаческий опыт в стихах
("Histoire du vieux temps") доставил М. положение хроникера в газете
"Gaulois" и дал ему возможность бросить службу. Хотя М. в начале своей
литературной деятельности и прослыл последователем Зола, он далеко не
был сторонником "натуралистической" школы, признавая ее узкой и
односторонней. В предисловие к роману "Pierre et Jean" М. осуждает
доктринерский реализм и основным положением своей эстетики ставит
искусство ясно и убедительно воспроизводит перед читателем свои
субъективные взгляды на явления действительности. Достоинство творчества
заключается, по мнению М., не столько в завлекательности фабулы, сколько
в искусном сопоставлении явлений обыденной жизни, иллюстрирующих
основную тенденцию произведения. Пускай писатель понимает, наблюдает и
воспринимает, руководствуясь вполне своим темпераментом: надо только,
чтобы он был художником. В сущности любой из писателей, хотя бы и
реалист, создает себе, сообразно со своей индивидуальностью, особую
иллюзию внешнего мира - мрачную или жизнерадостную, поэтическую,
циничную. Он даже и не имеет иного назначения, как точно воспроизводить
именно свои иллюзии, с помощью доступных ему приемов творчества и если
он действительно велик, то личная его иллюзия воспринимается и его
читателями. Талант достигается терпением: нужно долго и внимательно
рассматривать то, о чем собираешься писать - тогда только и находишь в
нем стороны, никем не замеченные раньше. Любому писателю, - разве кроме
гениев, находящихся под влиянием непреодолимой силы творчества, -
приходится считаться с материальными трудностями закрепления мыслей и
понятий: каков бы ни был характер трактуемого предмета, есть одно только
настоящее слово для его обозначения, одно прилагательное для его
определения, один глагол для выражения ее действия - и их то именно надо
найти, не удовлетворяясь приблизительным выражением. Флобер, поставив
себе приблизительно подобные же эстетические идеалы, наложил путы на
свое творчество и написал за всю жизнь лишь шесть небольших томиков. М.,
наоборот, проявил большую плодовитость: за одиннадцать лет он создал
целый ряд сборников мелких повестей, обозначенных в заголовке по имени
первого разсказа (до 16 томов); в то же время им написаны крупные
романы: "Une vie" (1883), "Bel Ami" (1885), "Mont Oriol" (1887), "Pierre
et Jean" (1888), "Fort comme la mort" (1889) и "Notre coeur" (1890), а
равно и описания пережитого и передуманного за время экскурcий: "Au
Soleil" (1884), "Sur l'eau" (1888) и "La vie en ante" (1890). Эти
произведения доставили М. одно из первых мест в новейшей французской
новеллистики. Лучшие французские критики единогласны в восторженных
приговорах о М. По словам Зола, он удовлетворяет все умы, затрагивая
всевозможные оттенки чувств, и сделался любимцем публики потому, что
обладал добродушием, глубокой, но незлобивой сатирой и беcхитростной
веселостью. Ж. Леметр называет М. писателем классическим. В России М. в
литературной среде пользуется расположением издавна, благодаря почину
Тургенева; он близко узнал М. у Флобера и ставил его, как
повествователя, непосредственно вслед за гр. Л. Н. Толстым. Не менее
сочувствует М. и сам Толстой, посвятивший характеристике его целую
статью в XIII томе собраний своих сочинений. Ни мнению Льва Толстого,
"едва ли был другой такой писатель, столь искренно считавший, что все
благо, весь смысл жизни
- в женщине, в любви... и едва ли был когда-нибудь писатель, который
до такой ясности и точности показал все ужасные стороны того самого
явления, которое казалось ему самым высоким и дающим наибольшее благо
жизни". Произведения М. имели огромный успех; он довел свой заработок до
60 тыс. фр. в год и, широко поддерживая мать и семью брата, ни в чем не
стеснял и себя относительно житейского комфорта. Чрезмерное умственное
напряжение быстро подорвало здоровье М. Насмотревшись на слабости,
бедствия и глупость людей, иронизируя над вечной и тщетной погоней за
счастьем, он глубоко проникается сознанием человеческого ничтожества и
посредственности, сторонится от людей, окружает собственную жизнь
таинственностью. С 1884 г. он подвергается причудливым нервным
припадкам; по мере возрастания разочарованности и ипохондрии; он впадает
в беспокойный идеализм, терзается потребностью найти ответ на то, что
ускользает от чувств. Это настроение находит себе выражение в ряде
повестей, между прочим в "Horla". При этом М. начинает провидеть и лично
для себя трагическую развязку, так как в область неизведанного художники
проникают, насилуя свою природу и истощая свой мыслительный аппарат.
"Все, кто погиб от размягчения мозга (Гейне, Боделэр, Бальзак, Мюссэ, Ж.
де Гонкур) - разве не оттого они погибли, что усиленно старались
повалить материальные стенки, в который стиснут человеческий разум?" Ни
светские успехи, ни сотрудничество в разборчивой и исключительной "Kevue
des denx Mondes", открывающей двери в академию, ни успех на сцене
Gymnase комедии "Musotte", ни получение академической премии за комедию
"La Paix du menage" - ничто не могло восстановить нарушенное душевное
спокойствие М. В декабре 1891 г. нервные припадки довели его до
покушения на самоубийство; водворенный в лечебницу душевнобольных близ
Пасси, М. сначала возвращался к сознанию, но затем припадки буйства
стали посещать больного все чаще, и прогрессивный паралич мозга свел его
в могилу. В рус. переводе сочинения М. появлялись неоднократно в
журналах, а в 1894 г. изданы и особым собранием (2-ое изд. 1896). К XII
т. приложена изящная характеристика М., принадлежащая С. А.
Андреевскому, и статей о М. Леметра, Думика и Зола. М. всегда с большой
брезгливостью оберегал свою интимную жизнь от досужих вестовщиков;
подробности его жизни мало известны и не дают материала для
сколько-нибудь точной в подробной биографии. В. Ш.
Мопс - весьма распространенная порода комнатных собак, напоминающая,
наружным видом, мастифа в миниатюре. Отличительные признаки: большая,
круглая голова, покрытая на лбу морщинами; глаза темные, большие,
выпуклые, круглые; уши "на застежь", т. е. падающие вперед и заслоняющие
всю ушную раковину; морда короткая, тупая, угловатая; шея толстая;
туловище коротковатое; хвост свернут одним или двумя кольцами и
приподнять косо над спиной; шерсть короткая, гладкая, блестящая; цвет
серебристо-серый, светло-рыжий и черный; маска на морде, когти, нос,
уши, морщины, два прыща по обеим сторонам скул и полоса вдоль спины -
всегда черные. Главная черта характера - горячая привязанность к
хозяину.
С. Б.
Моралите (фр. Moralite) - особый вид драматического представления в
Средние века и в эпоху Возрождения, в котором действующими лицами
являются не люди, а отвлеченные понятия. Уже между древнейшими
мистериями почти всех стран Европы встречается представление притчи о
женихе и 10 девах - М. в зародыше. В латинской мистерии об антихристе и
римской империи ("Ludus paschalis de adventu et interilu Antichristi"),
появление которой относится к царствованию Фридриха Барбароссы, между
действующими лицами встречаются Церковь, Синагога, Лицемерие. Ересь и
пр. Наклонность выводить на сцену такие лица особенно усиливается к
концу XIII в., когда все выдающиеся произведения светской поэзии
принимают дидактико-аллегорический характер (см. Роман Розы). Тогда в
сводные мистерии, в особенности ветхозаветные, входят целые ряды сцен в
роде "Proces de Paradis", т. e. судбища между Милосердием и Миром с
одной стороны, Справедливостью и Правосудием с другой - за род
человеческий. Тогда же (в XIV - XV вв.) М. выделяются в особый вид
драматич. представлений, цель которых - первоначально нравоучительная:
отвлекать человечество от пороков к добродетели; а так как лучшее
средство сделать порок ненавистным есть его осмеяние, то нравоучение М.
легко переходит в сатиру. Во Франции (специально в Париже) этот вид
представлений, по-видимому, пропагандировало братство базошей. Одним из
старейших (около 1440 г.) М. считается la Farce de la Pippee (pippee -
ловля птиц на приманку), осмеивающее модников. Из наиболее серьезных М.
известно явившееся около 1475 г. "Moralite du bien advise et du mal
advise" (около 8000 стихов), развивающее мысль о двух путях -
добродетели и порока; в заключение bien advise попадает в царство
небесное, а его соперник - в ад. К концу XV в. относится М. "Les enfants
de Mainienanlou l'eduraiion" (ок. 2000 стих.), бичующее страсть горожан
воспитывать сыновей выше уровня своего сословия. В начале XVI в.
подновляется старое М. с латинским заглавием: Miindus, Сого, Daenionia
(Мир, Плоть, Демоны), изображающее победоносную борьбу христианского
рыцаря с приманками мира. В 1507 г. врач Nicolas de la Chesnay
опубликовал "Диэтетику", в которую вставлено "Осуждение пирушки"
(Coudamnation du Banquet) - живо написанное М. на тему о вреде
неумеренности в пище и питье ("злодеями" пьесы являются Колики,
Апоплексия и пр.). Еще популярней и влиятельней этот род представлений
был в Англии, где М. вскоре перерождаются в комедию нравов. От начала XV
в. мы имеем: "The Castle of Perseverance" ("Замок Постоянства" - в нем
заключился род человеческий, осаждаемый 7-ю смертными грехами, под
предводительством Мира, Плоти и Дьявола), Mind, Will and Unterstanding
(Характер, Вола и Разум) и Mankind (Человеческий род). От времени
Генриха VII дошел целый ряд М., таких же серьезных и назидательных; к
той же эпохе относится и "Чapoдей" ("Nigromansir") Скельтона, где, кроме
аллегорических фигур, действуют и "типы" - Вызыватель духов и Нотариус.
От первых лет Генриха VIII мы имеем весьма популярное М. "Гик Скорнер",
неизвестного автора, где нравоописательный и сатирический элементы еще
сильнее. Так как М., по природе своей - вид поэзии весьма подвижной и
свободной, то именно через их посредство театр принимает участие в
религиозной борьбе того времени: мы имеем рядом М. "Every Man" ("Всякий
человек"), которое, посредством талантливой драматизации известной
притчи об испытании друзей, проводит католическую идею оправдания
посредством добрых дел, и "Lusty Juveotus" ("Веселая юность"),
защищающее протестантское учение об оправдании верой и изображающее
победу Новой Веры (New Cusloul) над Превратным Учением (Perverse
Doctrine), скрывающим от народа Евангелие. Протестантскую тенденцию еще
с большей энергией проводит М. Натаиэля Вудса: "Борьба с совестью" ("The
Conflict of Conscience"). Некоторые М. той же эпохи проводят идею о
необходимости гуманистической науки; были М. и с чисто политической
тенденцией. Чем дальше, тем все большее значение получали в моралите
живые лица, превращающие аллегории в настоящую национальную драму. Из
постоянных "типов" М. доживает до Шекспировской эпохи Порок (Vice),
одетый в шутовской костюм, постоянно сопровождающий дьявола, чтобы
дурачить его, и в конце концов попадающий в преисподнюю. В позднейшее
время пережитком М. являются фамилии действующих лиц комедий,
указывающие на их свойства (Простаков, Скотинин, Ханжихина и пр.).
Литература о М. та же, что о мистериях. Кроме того см. Leroux de Lincy
et Fr. Michel, "Recueil de Farces, Moralites et Sermons joyeux" (Пар.,
1837): P. L(acroix) Jacob, "Recueil de Farces, Sotties et М. du XV s. "
(11., 2 изд., 1876); E. Mabille, "Choixde Farces, Sotlies et Moralites
des XV et XVI s. " (Ницца, 1873); Dodsley, "Collection of old English
Plays" (новое изд., Лонд., 1874). См. статью об англ. драме Н. И.
Стороженка, в III т. "Всеобщей истории литературы" Корша и Кирпичникова.
А. Кирпичников.
Мораторий (новолат. moratorium - отсрочка) - имеет место в тех
случаях, когда должнику, в отступление от общих гражданских законов,
дается отсрочка. Такого рода милость (отсюда другое название М. -
индульт) может исходить от верховной власти или от суда, чем и
отличается от обыкновенной договорной отсрочки, состоявшейся по
взаимному соглашению между участниками обязательства. Обычай давать
несостоятельной стороне М. и тем избавлять ее от суровых мер,
применявшихся против неисправных должников (отдача в рабство, личный
арест), восходит к концу римской империи. Констанций и его преемники
отсрочивали долги лицам, стоявшим близко ко двору, и отлагали право иска
на известное время, обыкновенно на 5 лет (quinqueiinale spatium или q.
induciae). Под влиянием римского права, в XIV в. появились М. и в Зап.
Европе (во Франции и Германии), где привилегии эти в большом изобилии
раздавались обанкротившимся вельможам. Постепенно, особенно в Германии,
мораторий получает характер правового учреждения, предусмотренного
законами страны. Во Франции монархи жалуют М. в своих королевских
рескриптах (lettres de repit). Хотя впоследствии право выдачи М.
предоставлено было лишь суду, но положение это, в действительности, не
соблюдалось. В Германии мораторийная льгота была в распоряжении
императора и владетельных курфюрстов (litterae respirationis, rescripta
moraloria, Ausstandsbriefe и др.). Произвольная раздача мораторийных
актов вызывала неудовольствие в народе (поговорка - Quinquenellen
gehoren in Hollen); имперский уставы XVI в. (Reichspolizeiordnuogen)
стараются определять условия, при которых может быть дан мораториум.
Постановлении эти были подробно развиты в прусском судебном уставе
(Preusslishe Gerichtsordnuag 1794 г.), по которому М. дается только
судом и лишь тем должникам, которые, сделавшись несостоятельными в силу
стечения неблагоприятных обстоятельств, представят ручательство в том,
что они в силах через известное время удовлетворить кредитора.
Неудовольствие против мораториумов сделалось особенно сильным в XVIII
в.; их находили общественной несправедливостью, составлявшей привилегию
сильных людей в вредившей устойчивости кредита в стране. С другой
стороны, после реформ, заменивших личный арест неисправных должников
мерами гражданского характера, бесполезным становилось самое
существование института М. В начале текущего стол. мы встречаем
мораторийные законы только в некоторых германских странах, да и там они
применяются на практике с большими ограничениями. Так, в Баварии из 44
ходатайств о М. в 1817 г. только одно было уважено. Дольше всего
исключительные законы о М. удержались в Пруссии, но и здесь в 1855 г.