<< Пред. стр. 722 (из 1179) След. >>
Уваровских наград; Шумигорский, "Биография Mapии Федоровны" (т. 1);Чечулин, "Проект Императорского Совета" ("Ж. Мин. Нар. Просв.", 1894, №
3); его же, "Внешняя политика России в начале царствования Екатерины II"
(СПб., 1896); Аrnheim, "Beitrage zur Geschichte der Nordisclien Frage"
("Deutsche Zeitschrift fur Geschichtswissenschaft", т. II, III. IV, V и
VII, 1889-1892); затем общие сочинения (Соловьев, "История России";
Бильбасов, "История Екатерины II") и всю литературу по истории
русско-польских и русско-прусских отношений.
А. Браудо.
Панини (санскр. Раnini) - знаменитый индийский грамматик, живший,
вероятно, за 4 века до P. Хр., автор грамматики, названной по его имени
Паниниям (Pаniniyam). Труд его окружен таким почтением и уважением, что
его считают вдохновенным свыше. Древние индусы помещали П. в числе
ведийских мудрецов рши: позже утверждали. что большую часть своих
произведений он написал по прямому внушению бога Шивы. О его жизни
известно очень мало. По преданиям, он был родом из Шалатуры (Calatura) в
области Гандхара (Gandhara) к 3 от Инда), почему и назывался Шалоттария
(Calottariya). Он был потомком Панина (Panin) и внуком Девалы (Dеvala).
Мать его носила имя Дакши (Dakshi); поэтому думают, что по ней он
принадлежал к знаменитому роду Дакша. В честь ее П. носил
патронимическое имя Дакшея (Daksheya=сын Дакши). Другое его имя - Агика
(Ahika). В детстве П. был, будто бы, так туп, что его исключили из
школы, но милость Шивы к нему поставила его в науке впереди всех.
Катхасаритсагара рассказывает разные подробности о жизни и смерти П., но
они совершенно невероятны, да и сам памятник этот относится к слишком
поздней эпохе (XII в. по Р. Хр.). чтобы можно было придавать значение
его сведениям. Время жизни П. спорно. Гольдштюкер (Goldstucker, "P., his
place in sanscrit Literature", Лондон, 1861) относит его к VI в. до Р.
Хр., еще до появления Шакямуни-Будды. А. Вебер помещает его позднее на
два века. Грамматика Панини - по выражению Вильсона, "может быть самое
оригинальное произведение индийского ума",написана в форме сутр или
афоризмов (числом 3996), разделенных на восемь книг (adhyaya), откуда ее
иногда встречающееся название Аштадхьяи (Ashtadhyayi=восьмикнижная). К
указанной там литературе следует прибавить: F. Johantgen, "Particulae
quaedam doctrinae de significatu formarum grammat. auctore Paninio" (Б.,
1858); Kielhorn, "Katyayana and Patanjali, their relation to each other
and to P." (Бомбей, 1876); Liebich, "Panini. Ein Beitrag zur Kenntniss
der indisch. Literatur u Grammatik" (Лпц., 1891); англ. переподы
грамматики П. - Vasu (выход. в Аллахабаде с 1891 г.) и W. Goonetlilleke
(т. 1. ч. I, Бомбей, 1892). Издания комментарий: Kasika, "A commentary
on Panini's grammat. aphorisms by Pandit Jayaditya, ed. by Bala Sastri"
(Бенарес, 18761878); "Маhabhasbya: the great, comm. by Patanjali etc.
Ed. by Ballantyne" (т. l, Мирзапур, 1856); "Patanjali.
Vyвkarana-Mahabhвshya etc., ed. by Kielhorn" (Бомбей, 1878-85);
"Siddhanta-Kaumudi. Bhattojidikshita's Commentlar etc." (Калькутта,
1811; нов. издание, Калькутта, 1865); еще издание, с комментарием
Taikavachaspati (2 изд., Кальк., 1871).
С. Б-ч.
Панихида - богослужение по умершем. Кроме панихид по каждом умершем в
отдельности, церковь совершает в определенные времена общие или
вселенские П., в которых вспоминаются все от века усопшие отцы и братья
по вере, сподобившиеся христианской кончины, равно и те, которые, были
застигнуты внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь
молитвами церкви. Вселенские П. совершаются в субботу мясопустную, в
субботу троицкую, в Дмитриевскую субботу и в субботы второй, третьей и
четвертой седмиц великого поста. Общие П. совершаются также в Фомин
понедельник или вторник и 29 августа. Поминовение в день Усекновения
главы Иоанна Предтечи православных воинов, за веру, царя и отечество на
брани убиенных церковь установила в 1769 г., находя и указывая основание
для поминовения в вспоминаемом в этот день событии. Царскими. П.
называется поминовение особ царственного дома. Они совершаются по
генеральному реестру, два или три раза в месяц, в кафедральных соборах,
монастырях и городских церквях, а в церквях сельских - однажды в месяц,
в конце его, по особо составленному для них реестру. На таких П.
поминается обыкновенно по нескольку особ вместе.
Панкреатический сок - важный пищеварительный сок, приготовляемый
поджелудочной железой и изливающейся в двенадцатиперстную кишку через
Вирсунгиев проток. Так как П. сок заключает в себе все три фермента,
необходимые для переваривания органических составных частей пищи -
белков, крахмалистых веществ и жиров, то он играет важную роль в
пищеварении. Корвизар первый доказал присутствие в П. соке фермента,
превращающего белки в пептоны; Валентин указал на диастатический
фермент, превращающий крахмал в виноградный сахар, а Клод Бернар - на
фермент, омыливающий жиры, т. е. расщепляющий их на глицерин и жирную
кислоту. Последующим исследованиям удалось до некоторой степени выделить
из П. сока эти ферменты в изолированном виде или путем частичного
осаждения, или путем извлечения их различными растворителями. Чистый П.
сок добывается у животных (собак) через искусственные фистулы (т. е. в
выводной проток поджелудочной железы вставляется трубочка, через которую
временно вытекает сок, это временные фистулы; или же устраивают
постоянную фистулу, выводя наружу устье Вирсунгиева протока в
двенадцатиперстной кишке и вшивая его в рану брюшной стенки, с которой
он совершенно срастается; постоянные фистулы доставляют более нормальный
сок, нежели временные) или же делают водные настои поджелудочной железы,
обладающие теми же пищеварительными свойствами, хотя и в более слабой
степени. П. сок, в противоположность желудочному соку представляет
жидкость резко щелочной реакции и только при таковой он может
обнаруживать свое действие на белки, крахмалистые вещества в жиры.
Диастатический фермент походит на птиалин слюны; но он действует
энергичнее, так как превращает в сахар не только вареный, но и сырой
крахмал. Фермент, расщепляющий жиры на глицерин и жирную кислоту, ведет
к образованию мыла, так как жирная кислота, являясь продуктом этого
расщепления, соединяется тотчас с щелочами в кишечном канале и дает
мыло, играющее важную роль в эмульгировании жира, т. е. в физическом его
раздроблении на мельчайшие капельки, столь важном для всасывания жира из
кишечного канала т. е. для его усвоения. Присутствие этого жира легко
доказывается следующим опытом: если смочить нейтральным оливковым маслом
синюю лакмусовую бумажку и приложить ее к поверхности разреза П. железы,
то бумажка покрывается красными точками, указывающими на развитие в этих
местах бумаги кислой реакции, вследствие образования тут жирной
олеиновой кислоты. Фермент этот очень нестойкий и быстро изменяется в
присутствии кислот, так что накопление жирных кислот в среде прекращает
действие этого фермента. Фермент, превращающий белки в пептоны, в
отличие от пепсина желудочного сока, был назван Кюне трипсином, он
действует в щелочных растворах (в 1% растворе углекислого натра). Белок,
под влиянием этого фермента, распадается на мельчайшие клочки,
превращаясь постепенно в пептон, который почти не отличается по своим
свойствам от обыкновенных пептонов, образуемых желудочным соком. Но
кроме пептона белок при П. пищеварении распадается на лейцин и тирозин
(от 4 до 10%). Панкреатическое пищеварение осложняется под конец
явлениями гниения, обусловленными развитием бесчисленного множества
микроорганизмов, под влиянием которых часть белковых веществ пищи,
распадаясь, ведет к образованию продуктов окисления и восстановления, а
именно при этом образуются углекислота, уксусная и валериановая кислоты,
аммиак, фенол, индол, сероводород и даже горючий газ - водород. Трипсин
не образуется, повидимому, сразу в клетках железы, а ему предшествует
еще тело, именуемое зимогемом и превращающееся путем окисления в трипсин
(Гейденгайн). Зернистый пояс клеток П. железы и состоит из зимогена,
образующегося из прозрачного пояса клеток, в особенности во время покоя
железы. При продолжительной работе железы этот зернистый пояс
уменьшается вследствие превращения зимогена в трипсин, удаляемый из
клетки. Выделение П. сока совершается под давлением в 225 мм. водяного
столба (в протоке) и представляет следующие особенности: натощак и при
голоде сок не выделяется; выделение начинается спустя некоторое время
посаде приема пищи, быстро достигает своего максимума, затем падает и
спустя 9-10 час. от начала приема пищи вновь возрастает, чтобы затем
дать постепенное уменьшение. Отделение сока, очевидно, находится под
влиянием нервной системы; деятельное состояние железы сопровождается
усиленным приливом к ней крови - кровеносные сосуды ее расширяются и все
кровообращение в ней усиливается и ускоряется Кроме того, не подлежит
теперь сомнению, что деятельность железы управляется особыми
отделительными нервами, из коих одни, как блуждающий нерв, ускоряют и
усиливают отделение (Павлов), а другие задерживают его (Попельский).
Раздражение продолговатого мозга усиливает выделение П. сока
(Гейденгайн). При рвоте отделение сока прекращается, также как и после
введения в организм атропина. Пилокарпин же, наоборот, усиливает
отделение сока. Нормальным стимулом к выделению П. сока служит выделение
кислого желудочного сока, который, раздражая стенки желудка, вызывает
рефлекторно выделение П. сока. В этом рефлексе особенно деятельная роль
выпадает на долю соляной кислоты желудочного сока, так как
нейтрализованный желудочный сок не обладает этой способностью вызывать
отделение П. сока. Пептоны желудочного пищеварения также обладают
способностью вызывать раздражением стенок желудка отделение П. сока.
Таким образом желудочное пищеварение служит естественным стимулом к
отделению и П. сока. Все кислые напитки также способствуют отделению П.
сока. Маленькие порции алкоголя на собаках, по-видимому, усиливают
отделение П. сока. Устранение П. железы влечет за собой резкое падение в
усвоении жировых и крахмалистых веществ. Но животные погибают не от этих
расстройств пищеварения не от голодания, а от сахарного мочеизнурения,
являющегося результатом ослабленного окисления сахара в теле (Меринг и
Минковский). Теперь доказано, что поджелудочная железа вырабатывает,
кроме П. сока, еще и продукты внутренней секреции (или отделения), прямо
поступающие в кровь и поддерживающие нормальное окисление и сгорание
сахара в теле. По Лепину, такое действие поддерживается особым
глюколитическим ферментом, вырабатываемым П. железой и назначение коего
окислять сахар крови. После удаления П. железы фермент этот уже не
образуется в теле, сахар накапливается в теле и развивается сахарное
мочеизнурение, от которого погибают животные и люди.
И. Т.
Панно (франц. panneau) - в архитектуре гладкая, плоская или
криволинейная поверхность на стене, двери, потолке или другой части во
внутренности или наружности здания, обрамленная простым лепным бордюром
или более сложным скульптурным орнаментом. Самое поле П. нередко бывает
украшено каким-либо барельефным изображением (скульптурное П.) или
живописной работой, иногда даже целой картиной (живописное П.).
Паноптикум (Panopticum) - собрание различных инструментов или вообще
предметов для наглядного обучения. П. называют часто собрания и музеи
восковых фигур, исторического и этнографического значения. Особенно
известен берлинский П.
Пантеизм - учение, отожествляющее в известном отношении Бога с миром;
на это указывает само название, происходящее от греческого to pan - все
и o JeoV - Бог. В основе этого учения находится проблема об отношении
единства к множественности, бесконечного к конечному, с которой
приходится иметь дело всякой философии. В множественном и конечном мире
явлений есть элементы, которые с необходимостью указывают на единство и
бесконечность. Единство системы не есть только субъективное требование
ума; но обусловлено в объективной связи всех явлений между собой; идея
бесконечности сама собой напрашивается при рассмотрении конечных
предметов, прежде всего - в форме безграничного пространства и
бесконечного времени. Примирение этих двух противоречащих принципов и
составляет задачу П. Само примирение может быть весьма разнообразным, но
в общем можно различить две главных тенденции: первая заставляет
исчезнуть конечное и многообразное в бесконечном единстве божественного
бытия, второе направление, напротив, заставляет бесконечное единство
разлиться в конечном многообразии явлений. Из этого видно, что П. имеет
некоторое сходство с двумя столь противоположными направлениями, как
религиозный мистицизм и, с другой стороны, материализм, между которыми
П. и ищет примирения. Не все пантеисты отожествляют Бога с миром. Они
согласны принять формулу: мир есть Бог, но не обратную: Бог есть мир,
ибо понятие Бога - более богатое и обширное, заключающее в себе мир, но
понятием мира не исчерпывается содержание Бога.
Мы здесь лишь перечислим пантеистические системы, не вдаваясь в их
изложение. Истинная родина П. - Индия; две главных индийских системы,
Веданта и Санкия, одинаково проникнуты П., причем первая имеет большую
склонность к мистицизму, вторая - к материализму. В Греции первой
пантеистической школой были элеаты, но в общем, следует сказать, что
рационализм греков не был настоящей почвой для развития П., который в
полном расцвете появляется только в период упадка греческой философии, а
именно у стоиков и в особенности в александрийской философии, в которой
восточные элементы играют столь значительную роль. В этом отношении
особенно замечателен Плотин. В гностицизме легко заметить туже
пантеистическую струю. Первая крупная пантеистическая система на
христианской почве принадлежит Иоанну Скоту Эригене: сочинение его: "De
divisione naturae" появилось ок. 865 г. и служило впоследствии
источником, из коего черпали многие философы. В эпоху Возрождения П.
получает большое распространение: главный представитель его - Джордано
Бруно. В XVII в. главными представителями П. были Спиноза и (отчасти)
Мальбранш (ум. 1715). Немецкая философия после Канта развилась под
сильным влиянием Спинозы и вся, в известном смысле, может быть названа
пантеистической, в особенности Шеллинг и Гегель. Разница немецкого П. от
П. Спинозы состоит в том, что второй определял Бога как субстанцию,
первый же - как субъект; этим немецкие философы желают избежать упрека в
материализме, в отожествлении Бога с миром. П. имеет сильные и слабые
стороны. Он как нельзя более идет на встречу потребности человека в
объяснении явлений из одного принципа, при том принципа не случайного,
не мертвого, а содержащего в себе жизнь и разумность. Он старается
избежать двух одинаково, хотя и по разным причинам неудовлетворительных
мировоззрений - дуализма и материализма. В этом заключается великая
привлекательность всякой пантеистической системы, в особенности - если
она сумеет понять идею Бога, хотя бы в форме учения о транцендентном
сознании. Но нельзя не видеть и слабых сторон П., или, по крайней мере,
трудностей на пути пантеистического объяснения. Впрочем, некоторые из
них вовсе не специально принадлежат П. Так напр., одно из обыкновенных
возражений против П. заключается в невозможности объяснить с этой точки
зрения свободу воли. Но разве нельзя почти того же самого сказать и о
всякой другой системе? Наиболее глубокое объяснение свободы мы находим
именно у пантеиста Шеллинга (в его трактате о свободе воли). Некоторые
возражения против П. и пантеистов вызваны тем двойственным положением,
которое они занимают; например Спинозу (как и стоиков) упрекали и
упрекают в материализме, который действительно можно найти при
одностороннем толковании его системы. В этом смысле Шопенгауер называет
П. "вежливой формой атеизма" и считает П. понятием", заключающим в себе
противоречие - но он же признает и значение учения en cai pan. В
известном отношении П. грешит тем, что дает лишь номинальное
определение; прибавляя к миру идею Бога, он прибавляет лишь слово, нечто
неизвестное, ибо Бог пантеистов ведь не есть Бог положительной религии;
он лишен тех определений, которые обыкновенно придаются Богу в
положительной религии. Мир остается загадочным, назову ли я его Богом
или нет. Главный недостаток всякой пантеистической системы заключается в
невозможности для нее построить нравственную систему. Добро и зло
оказываются одинаково атрибутами Божества, и злу приписано божественная
природа; для нравственных предписаний с пантеистической точки зрения
трудно найти почву. Остальные недостатки, которые обыкновенно указывают
в П., имеют меньшее значение; напр. Сессэ указывает на то, что с точки
зрения П. непонятно возникновение конечного, возникновение нашего "я",
но эта трудность не составляет специфической особенности П. Cp.
Goschler, "Du Pantheisme" (Пар., 1840); Jeannel, "Des doctrines qui
tendent au pantheisme" (1846); E. Saisset, "Essai de philosophie
religieuse" (Париж, 1862); Jasche, "Der Panteismus nach, seinen
verschiedenen Hauptformen, seinem Ursprung und Fortgang etc." (Б.,
1826); Blumroder, "Ueber die verschiedenen Formen in welchen d.
Pantheism in neuerer Zeit aufgetreten ist" (1832); Schuler, "Der P."
(Вюрцб., 1884).
Э. P.
Пантеон (собств. Пантейон) - в древности храмы, посвященные всем
богам. Наибольшей известностью пользуется римский П.; сооруженный в 25
или 27 г. до Р. Хр. Марком Агриппой, на Марсовом поле, близ им же
построенных терм. Он был посвящен божествам рода Юлиев, статуи которых,
например Марса и Венеры, стояли внутри этого сооружения. После
неоднократных повреждений, причиненных пожарами и ударами молнии, П. был
реставрирован сперва ими. Домицианом и Адрианом, затем. в 202 г. по Р.
Хр., Септимием Севером и его сыновьями. Об этой последней реставрации
свидетельствует надпись над портиком храма, помещенная под надписью,
высеченной Агриппой. В 1607 г., при папе Бонифации IV, П. был обращен в
церковь, посвященную Богоматери и всем мученикам, и получил название S.
Maria ad Martyres
- церковь, которую вследствие ее круглой формы называют также С.
Maрия-Ротонда, или просто Ротондой. П. представляет собой круглое здание
с портиком, не существовавшим в первоначальном плане, но возведенным еще
при Агриппе, предполагавшим поместить в нем свою собственную статую и
статую Августа. Портик образуют 16 колонн восточного гранита (8 по лицу,
каждая в 4,5 м. в окружности, с коринфскими беломрамерными капителями
превосходной работы). Он увенчан фронтоном, в настоящее время лишившимся
некогда украшавших его бронзовых фигур. Внутренность П. представляет
круглое помещение в 43,5 м. ширины и такой же вышины, покрытое
полукруглым куполом, с проделанным в середине циркульным отверстием 8,5
м. в диаметре. В стенах устроены 8 ниш, в которых помещались статуи
божеств; колонны, стоящие теперь в отверстиях этих ниш, относятся ко
времени Домициана; они заменили собой другие колонны, находившиеся тут
первоначально. Над архитравом идет представляющая собой продолжение
цилиндра аттика, которая, при одной из реставраций, была расчленена
пилястрами. Мраморная облицовка этих пилястров была удалена в 1774 г.
Пол внутреннего помещения П. выполнен порфиром и другими дорогими
породами камня. Общее впечатление, производимое П., очень грандиозно, не
смотря на то, что здание сильно пострадало вследствие хищнического
отношения к нему некоторых императоров (Констант II, в 655 г., перевез в
Константинополь вызолоченную бронзовую крышу) и пап. В 1881 и 1882 г.
вокруг П. были произведены раскопки, при чем с задней его стороны
открыты части сооружения, до того времени заслоненные позднейшими
постройками, и обнаружен весь цоколь, скрывавшийся под новейшими
наслоениями почвы. В П., в числе других знаменитых людей Италии,
похоронен Рафаэль и первый король объединенной страны, Виктор-Эмануил
II. Кроме римского П., знаменит также парижский. Он стоит на том месте,
где некогда стояла церковь, посвященная покровительнице Парижа, св.
Женевьеве. В 1764 г. Людовик XV заложил здесь колоссальное здание,
которое и было возведено по планам архитектора Суффло. Парижский П.
имеет в плане форму греческого равноконечного креста, над серединой
которого высится купол на барабане. С западной стороны П. находится
обширный портик, образуемый 22 калнелированными колоннами коринфского
стиля в 20 м. вышины. Ширина всего здания - 84 м., длина - 112 м.