<< Пред.           стр. 746 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 наоборот, видя их падающими духом без основания, внушал им смелость. "По
 имени это была демократия, на деле же - господство лучшего мужа". П. не
 был реформатором, пролагающим новые пути: по творчеству и смелости мысли
 он уступал некоторым из своих предшественников, и его реформы - лишь
 один из моментов в последовательном, органическом развили афинской
 демократии, естественное и логическое следствие предшествовавшего хода
 афинской истории. П. - лишь продолжатель дела Солона, Клисфена,
 Фемистокла. Неизвестно, способствовал ли П. открытию зевгитам доступа к
 архонтству (457 - 6) и к восстановлению так наз. судей по демам (453 -
 2); но он несомненно внес закон касательно права гражданства (451 - 50),
 по которому тот не мог иметь этого права, кто не происходил от
 афинянина. Чем больше стекалось разного люду в Афины и чем больше прав и
 выгод предоставлялось афинскому демосу, тем более казалось необходимым
 сохранить эти права только за настоящими афинянами и удалить из среды
 гражданства посторонние элементы. Затем, П. ограничил права ареопага еще
 более, нежели Эфиальт (в чем состояло это ограничение - неизвестно).
 Главной и наиболее характерной реформой его является введение денежного
 вознаграждения гелиастам (первоначально 1 обол); членам совета (1 драхма
 пританам и 5 об. остальным. Есть основание думать, что в то время
 существовало вознаграждение и архонтам.), войску и флоту. Введение платы
 гелиастам (присяжным) источники объясняют тем, что иначе П. не в
 состоянии был соперничать с богатым и щедрым Кимоном; но это
 нововведение вызывалось необходимостью и стоит в связи с расширением
 деятельности гелиэи (суда присяжных). Не будь вознаграждения, не было бы
 и нужного числа гелиастов: суд очутился бы в руках одних знатных и
 богатых и не был бы народным; между тем, чем влиятельнее становилось это
 учреждение, тем важнее было не допускать, чтобы оно оказалось в руках
 одной аристократической партии; наконец, отправление обязанностей судьи
 по делам не только сограждан, но и многочисленных союзников было немалым
 трудом, и плата являлась тут вполне заслуженным вознаграждением. То же,
 еще в большей степени, можно сказать о плате членам совета, а также о
 жалованье войску и флоту, в виду войн 50-х годов и продолжительных
 морских маневров в мирное время. Плата за посещение народного собрания
 введена не при П., а лишь в начале IV в. Что касается феорикона
 (зрелищных денег), то тут возникает сомнение: если феорикон отличать от
 диобелии и видеть в последней отдельную от него денежную раздачу в
 праздники, то мы имеем основание введение феорикона приписывать П.; если
 же отожествлять их, согласно обычному мнению, то введение феорикона
 нужно приписать не ., а Клеофонту, по словам Аристотеля (в "Аф. Пол."),
 впервые введшему диобелию (в конце V в.). При П. получила большое
 развитие система колоний и клерухий, служивших средством поднятия
 благосостояния наименее состоятельных граждан, путем наделения их землею
 за пределами Аттики. Клерухии являлись в то же время наблюдательными
 постами, опорой и охраной афинского могущества; они имели также большое
 торговое значение. При П. они основывались обыкновенно в важных
 стратегических или торговых пунктах. Так, афинские клерухи поселены были
 в Херсонесе Фракийском, для поддержки тамошних греков, в отдаленном
 Синопе и в некоторых других припонтийских городах, на о-вах Наксосе и
 Андросе и, вероятно, на Амбросе и Лемносе. Во Фракии основана колония
 Брея. На нижнем течении Стримона, где был узел дорог, шедших по разным
 направлениям, и окрестности были богаты корабельным лесом и драгоценными
 металлами, основан Амфиполь (437 г.); в Италии, недалеко от прежнего
 Сибариса, положено начало Туриям, куда отправились поселенцы из разных
 греческих городов. В связи с демократическим направлением Перикловой
 политики находится и его строительная деятельность. С одной стороны, она
 имела целью укрепление и украшение города, с другой - доставку
 заработков городскому населению, массе рабочих и ремесленников; "весь
 город", выражаясь словами Плутарха, "находился как бы на жаловании, сам
 себя украшая и в то же время содержа". И в строительной деятельности П.
 является в сущности лишь продолжателем и завершителем дела своих
 предшественников, в том числе Кимона. Еще в 457 г., около времени
 танагрской битвы, возведены были так наз. "Длинные стены", из которых
 одна шла от Афин к Пирею, другая - к Фалеру; но пространство между ними
 не было защищено. Чтобы завершить укрепление Афин и сделать их
 неприступными, по предложению П., построена была третья, так наз.
 "средняя" или "южная" стена, между двумя уже существовавшими,
 параллельно северной и недалеко от ее, т. е. от Афин к Мунихии. С
 возведением этой стены значение Пирея еще более поднялось. При П. он был
 перестроен вновь; арсеналы, верфи, доки приведены в исправность, число
 их увеличено; военная гавань отделена от торговой; на берегу последней
 тянулись хлебные магазины, из которых самый большой построен при П.; при
 нем же построена и deigma (биржа). В Афинах воздвигнуты замечательные
 памятники искусства, по выражены Плутарха "величественные по своей
 громадности, неподражаемые по красоте и изяществу", которых "и время не
 коснулось, как- будто кто вдохнул в них вечно цветущую жизнь и
 нестареющую душу". При П. закончена постройка Парфенона, начатая еще при
 Кимоне или, быть может, даже при Фемистокле (мнение Фуртвенглера,
 Бузольта), а также и Одеона; начат Эрехтейон, построены так наз. Тезейон
 и Пропилеи, вне Афин на мысе Сунии - храм Афины, в Рамне - храм
 Немезиды; в Елевсине возобновлена постройка святилища для мистерий.
 Созданы статуи Афины Промахос, Афины Лемнии и Афины Парфенос. Украшенный
 такими зданиями и произведениями Фидия, Афины являлись как бы "школою" и
 столицею Эллады. Средства на украшение города брались не только из
 союзной казны, но также из городской кассы, из храмовых сумм и проч.,
 при чем деньги союза употреблялись, по-видимому, лишь на такие здания и
 произведения, которые имели какое-либо отношение к союзу или его
 покровительнице, богине Афине. Не смотря на крупные расходы, финансы
 Афин никогда не были в таком цветущем состоянии, как при П. Понимая,
 каким могущественным орудием являются денежные средства, особенно на
 случай войны, П. старался увеличить финансовые силы Афин. В середине
 30-х гг. в казне хранилось 9700 талантов и еще к началу пелопонесской
 войны, не смотря на громадные издержки по постройке Пропилеев и на осаду
 Потидеи, в ней оставалось 6000 талантов, не считая священных предметов,
 которыми, в крайнем случай, государство также могло воспользоваться. В
 самом управлении финансами господствовали порядок и строгая отчетность,
 о чем свидетельствуют дошедшие до нас постановления: одно из них
 определяет порядок уплаты долга "другим" (кроме Афины) богам и полагает
 основание казне этих богов, другое касается казны богини Афины.
 Материальное благосостояние афинян в век П. достигло своего высшего
 развития. Владычествуя на море, они властвовали и над торговлею,
 господствовали на денежном рынке. Их торговые связи обнимали Восток и
 Запад; Афинам принадлежало посредничество между восточной и западной
 половинами Средиземного моря: они были торговым центром и главным
 складочным местом греч. мира, богатейшим и многолюднейшим городом, Пирей
 - самой оживленной гаванью. Сюда свозились самые разнообразные продукты
 из отдаленных краев. - Главную силу Афин П. видел во флоте и обращал на
 него особенное внимание. Афинский флот состоял при нем из 300 триер. П.
 завел морские маневры, происходившие ежегодно в течение 8 месяцев.
 Сухопутное войско при П. состояло из 29000 гоплитов разных категорий,
 1600 всадников, 200 конных и 1600 пеших стрелков. Внешняя политика П.
 направлена была к расширению сферы влияния Афин и к упрочению и охране
 существующего. П. был враг рискованных предприятий, от которых старался
 удержать афинян. Борьба с Персией прекратилась. Экспедиция П. к
 Херсонесу Фракийскому имела в виду лишь оказать помощь тамошним грекам;
 экспедиция в Понт (Черное море), предпринятая им во главе
 многочисленного и блестящего флота, имела целью, кроме того, показать во
 всем блеске могущество Афин, подчинить их протекторату припонтийские
 города и упрочить торговые связи, что было особенно важно, так как из
 припонтийских стран Аттика получала столь необходимый для нее хлеб и
 многие другие сырые продукты. На Западе заключены были договоры с
 Эгестой (еще около середины V в.), затем, накануне пелопонесской войны -
 с Регием и с Леонтинами (433 - 32 г.). П. сделал попытку созвать в Афины
 национальный конгресс из представителей греческих городов, по вопросам
 религиозно-национальным, в интересах мира и общей безопасности; но
 попытка эта не удалась, вследствие противодействия Спарты. Зависимость
 союзников от Афин при П. увеличилась, союзная казна с острова Делоса
 перенесена была в Афины (вероятно - в 454 г.); но это было лишь
 естественным развитием процесса, начавшегося уже раньше, еще при Кимоне,
 и заключавшегося в том, что члены делосско-аттического союза из
 автономных мало-помалу превращались в зависимых, а афинская гегемония -
 в arch. Общая сумма ежегодного фороса (дани) перед пелопонесскою войной
 равнялась, по Фукидиду, 600 талантам, а по надписям - приблизительно 400
 - 500 талант. Характерно, однако, что не смотря на перенесете казны,
 форос при П. не увеличивался, а напротив, с прекращением войны 50х гг.,
 обыкновенно понижался. Тем не менее союзники были недовольны своею
 зависимостью, особенно аристократическая партия, вообще враждебная
 Афинам. В 450 - 49 г. произошли смуты в Мелете; в 440 г. восстал Самос,
 бывший автономным союзником и имевший сильный флот. В восстании приняла
 участие и Византия. П., разбив самосский флот у Трагии, осадил Самос; не
 смотря на применение усовершенствованных орудий, прошло около 9 мес.
 прежде чем Самос сдался, обязавшись выдать флот, срыть стены, дать
 заложников и уплатить контрибуцию. Пока Афинам не грозил внешний враг,
 они могли справляться с недовольными союзниками; опасность увеличилась,
 когда началась пелопонесская война. Когда Керкира, вступившая в
 столкновение с Коринфом, обратилась в Афины, ища там союза, то П.
 склонил афинян в пользу этого союза, в виду того, что Керкира обладала
 сильным флотом и занимала важное географическое положение на пути в
 Италию. До тех пор старавшийся сохранить мир, П. высказался теперь в
 народном собрании против требований спартанцев , видя в них лишь предлог
 к заранее решенному разрыву. Он старался ободрить афинян, указывая на их
 богатые денежные средства и сильный флот; он предостерегал лишь от
 рискованных предприятий, и согласно его совету афиняне дали ответ,
 сводившийся к тому, что "сами они войны не начнут, но с тем, кто начнет
 ее, будут сражаться". К общим соображениям в пользу войны у П. могли
 присоединяться и мотивы личные: положение его начинало колебаться;
 против него была крайняя демократическая парт; враги, не смея еще
 нападать на него самого, преследовали процессами его друзей -
 Анаксагора, Фидия, Аспазию. П. мог надеяться, что война отвлечет
 внимание от внутренней борьбы, заставит умолкнуть мелкие интриги и
 раздоры, даст почувствовать всю необходимость его для государства.
 Первый год войны закончился торжественным погребением павших в бою
 воинов, при чем П. произнес знаменитую речь, приводимую Фукидидом и
 являющуюся, быть может, больше произведением самого историка - речь, в
 которой прославлялась и идеализировалась афинская демократия. На
 следующий год, когда в Афинах появилась чума, положение П. было тяжелое.
 Предпринятая под его начальством экспедиция к берегам Пелопоннеса не
 имела существенного результата; подавленные бедствиями афиняне
 негодовали на него, винили во всех несчастиях и готовы были просить мира
 у Спарты. Перикл созвал народное собрание и убеждал не падать духом,
 терпеливо переносить невзгоды и прервать переговоры со Спартой. Афиняне
 последовали совету П., но недовольство не прекратилось. Он не был избран
 вновь в стратеги и, с целью окончательно уничтожить его влияние, был
 даже обвинен в растрате денег и приговорен к штрафу. Правда, вскоре П.
 опять был призван к государственной деятельности, но прежнее влияние к
 нему не возвратилось; силы "его падали, и осенью 429 г. он умер. Главные
 источники: Плутарх, Фукидид (кн. I - II), Аристотель ("Афинская
 Полития", гл. 26 - 28). Монографии: Ad. Schmidt, "Das perikleische
 Zeitalter" (1877 - 89); Oncken, "Athen und Hellas" (т. I, 1865);
 Pflugk-Harttung, "Pericles als Feldherr" (1884); Filleul, "Histoire du
 siecle de Pericles" (1873); Abbot, "Pericles and the golden age of
 Athens" (1891); П. И. Люперсольский, "Очерк госуд. деятельности и
 частной жизни П." ("Известия Ист.Фил. Инст. в Неж.", 1877); В. Бузескул,
 "П." (Харьк., 1889). Сын П., также П., был одним из афинских
 стратегов-победителей при Аргинузах (406); в числе других осужден на
 казнь после этой победы .
  В Бузескуль.
  Периметр - полная длина какой-либо замкнутой кривой линии. П.
 Многоугольника есть сумма длин всех его сторон.
  Период (periodoV - путь вокруг чего-либо) - термин риторики и
 стилистики, значение которого определялось различными формулами,
 имевшими между собой мало общего. Современная стилистика исключает из
 области своего исследования искусственные различения, созданные
 схоластическим мышлением и не имеющие психологических предпосылок. Для
 нас содержание понятия П. и периодической речи вытесняется вполне из
 противоположения ее речи отрывистой, лаконичной, значение которой в
 современном языке увеличивалось по мере ускорения темпа мысли и усиления
 заботы о наибольшей ясности выражений. Красота не считается
 исключительным достоянием речи периодической, как в схоластической
 эстетике XVIII века, которая, настаивая на слепом подражании
 классическим образцам, не замечала, что особенно развитая система
 глагольных и падежных форм и частиц в древних языках дает им
 исключительную способность к П, которой чужды новые языки. У нас П. -
 которого вообще не чужда была и древнерусская речь (см. образцы у
 Буслаева, "Мысли о преподавании словесности") - считался в XVIII в.
 непременным условием "высокого стиля"; но великолепные периоды "истории
 государства российского" могут считаться последней данью, отданной нашей
 литературной речью требованиям риторики. В "Путешествии в Арзерум" и
 "Капитанской Дочке" мы имеем уже классические образцы отрывистой речи. В
 теории, однако, учение о П. продолжает излагаться до наших дней.
 Риторика и стилистика 20-х и З0-х годов пытались внести новые начала в
 учете о П., но неудачно. Старые взгляды на П. (напр. Ломоносова или
 "Руководства к церковному красноречию", 1804 г.) шли вслед за
 классическими определениями. Аристотель понимал под П. "изречение
 (lexiV), имеющее в себе начало и конец и известную величину, без труда
 обнимаемую". По словам Димитрия Фалерийского, "П. есть система стройных
 частей и членов, приспособленная к подлежащей мысли". Квинтилиан
 объяснял П. синонимами его: "ambitus, circumductus, continualio.
 conclusio". Сообразно с этим, наша старая теория П. видела в нем одни
 художественные цели: "П. есть собрание мыслей, отделенных одна от другой
 расстановками, искусно размеренными, и таких, которых смысл совершен при
 последнем отдыхе, где ум и слух другого удовлетворяются" ("Руководство к
 церковному красноречию"). Теория позднейшая внесла в учение о П.
 несвойственные ему начала. Давыдов, Востоков, Перевлесский видели в П.
 "внешнее выражение умозаключения", чем отодвигается на второй план его
 важнейшая сторона - художественное; рассчитанное на эстетический эффект
 построение, а его исконное двойственное деление (повышение и понижение,
 protasiV kai apodosiV) заменяется совершенна чуждым ему тройственным,
 сообразно трем членам силлогизма. В современных программах преподавания
 учение о П. относится то к курсу синтаксиса, то к теории словесности, и
 излагается в тех и других учебниках. Старый, эстетический взгляд на П.
 считается более верным; характерные признаки П. по этому взгляду -
 синтаксическая сложность, развитость и законченность мысли, ритмическое
 строение, плавность, ясность. Есть даже попытки определить П. совершенно
 внешним образом, как "такое сложное предложение, которое составлено
 искусно, по всем правилам риторической науки" (Яковлев, "Учебный курс
 теории словесности"). Исчерпывающим сущность предмета можно считать
 определение Гейнзиуса: "Когда соединим несколько сложных,
 распространенных предложений в одно целое так, что между начальными и
 заключительными предложениями будет существовать явное равновесие
 относительно объема, последовательности отдельных частей и даже ритма,
 то получим период, т. е. разнообразие мыслей, соединенных в одно целое".
 Виды П. весьма разнообразны (причинный, условный, последовательный,
 постепенный, сравнительный, изъяснительный, разделительный,
 противоположный, уступительный, соединительный, относительный, смешанный
 и др.), но различать их следует не по союзам, а по внутреннему смыслу.
 См. "Риторика" Аристотеля (кн. III; гл. IX); Дмитрий Фалерийский, "Peri
 ermhneiaV"; Дионисий Галикарнасский, "Peri sunJesewV onomatwn"; Цицерон,
 в "Orator" (LXI, LXYI) и "Brutus" (ХIIV); Ломоносов. "Риторика" (§ 40 -
 47, 176 - 179, 315 - 316): Кошанский, "Общая риторика"; Давыдов, "Чтения
 о словесности"; Говоров, "Несколько слов о периоде" ("Филологические
 Записки", 1862 - 63, вып. IV); Классовский, "Стилистика"; Буслаев. "О
 преподавании отечественного языка"; Филонов, "Учебник по словесности",
 где указана литература; Житецкий, "Теория сочинения" (Киев, 1895).
  А. Горнфельд.
 
  Период (муз.) - музыкальная фраза, состоящая из сопоставления двух
 предложений. На иностранных языках П. обозначают те отрывки или малые
 предложения, которые составляют большое предложение. Учение о
 составлении музыкальных фраз называется периодологией.
 
  Период - промежуток времени, по прошествии которого известные события
 возвращаются в прежнем порядке. В астрономии употребляется в значении
 времени оборота планеты или кометы. В хронологии, в сравнении с циклом,
 П. обозначает промежуток времени более длинный или составной из
 нескольких циклов. О так наз. лунных периодах, происшедших от сравнения
 лунного года с солнечным и приводящих фазы луны на те же дни солнечного
 года. П. в 7980 (=28 Х 19 Х 15) лет, введенный в хронологию Иосифом
 Скалигером и названный, в честь его отца, Юлианским (1583), составлен из
 сочетания трех циклов: солнечного в 28 лет; приводящего дни недели на те
 же дни года, лунного цикла Метона в 19 лет и периода в 15 лет - римского
 или малого индиктиона (индикта), по прошествии которого взималась в
 римской империи чрезвычайная подать, упоминаемая еще в папских буллах.
 Юлианский период начался с 4713 г. до Р. Хр., который был первым во всех
 трех циклах. 1898 г. По Р. Хр. - 6611ый г. Юлианского П.. Софический
 период в 1460 лет древних египтян произошел от неверности принятой ими
 величины солнечного года и был связан с утренним (гелическим)
 восхождением Сириуса(по-егип. - Sopti или Sothis). Драконический период"
 в 6585 1/3 дней, обыкновенно, но неправильно называемый Сарос , служил
 древним для предсказывания затмений. П. около 26000 лет, в течение
 которого полюс небесного экватора, вследствие прецессии , описывает
 полный круг около полюса эклиптики, называется Платоновым периодом или
 годом.
  В. Серафимов.
  Периодическая законность химических элементов. - После открытий
 Лавуазье понятие о химических элементах и простых телах так укрепилось,
 что их изучение положено в основу всех химических представлений, а
 вследствие того взошло и во все естествознание. Пришлось признать, что
 все вещества, доступные исследованию, содержат очень ограниченное число
 материально разнородных элементов, друг в друга не превращающихся и
 обладающих самостоятельною весомою сущностью и что все разнообразие
 веществ природы определяется лишь сочетанием этих немногих элементов и
 различием или их самих, или их относительного количества, или при
 одинаковости качества и количества элементов - различием их взаимного
 положения, соотношения или распределения. "Простыми" телами должно при
 этом назвать вещества, содержания лишь один какой-либо элемент,
 "сложными" - два или более. Но для данного элемента могут существовать
 многие видоизменения простых тел, ему отвечающих, зависящие от
 распределения ("строения") его частей или атомов, т.е. от того вида
 изомерии, который называется "аллотропией". Так углерод, как элемент,
 является в состоянии угля, графита и алмаза, которые (взятые в чистом

<< Пред.           стр. 746 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу