<< Пред.           стр. 750 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 натуживании, рвотой, иногда икотой, вздутием и крайней болезненностью
 живота, лихорадкой и крайним упадком деятельности сердца. Спустя дня два
 в полости брюшины скопляется жидкость (воспалительный выпот). В то же
 время вследствие паралича кишечной мускулатуры существует запор. При
 прогрессирующей слабости сердца смерть наступает обыкновенно спустя 2 -
 4 дня. На вскрытии брюшина оказывается покрасневшей, кишки склеены между
 собой и покрыты фибринозно-гнойным налетом, в полости брюшины
 серозно-гнойная жидкость, большей частью с гнилостным запахом. При
 бактериологическом исследовании в этой жидкости находят гноеродные
 микробы (стафилококк и стрептококк особенно при послеродовых П.) или, -
 при прободных перитонитах - кишечные и гнилостные бактерии. Хронический
 П. чаще всего бывает туберкулезного происхождения и особенно часто
 присоединяется к туберкулезу брюшных органов, преимущественно кишок.
 Болезнь начинается мало помалу неправильностями стула, неопределенными
 болями в животе и прогрессивным исхуданием. Местами в животе
 прощупываются более плотные и болезненные места, похожие на опухоли,
 которые на вскрытии отзываются спекшимися между собой кишечными петлями
 и пакетами увеличенных брыжеечных желез. При этом большей частью
 существует небольшая лихорадка, запоры или, наоборот, поносы (при
 одновременном туберкулезе кишок) и рвота. Больной постепенно истощается
 и, наконец, умирает. Лечение острого П. состоит в приложении пузыря со
 льдом и внутреннем употреблении опия. Если П. - явно прободного
 происхождения и притом свежий; то иногда уместно бывает оперативное
 лечение (чревосечение с зашиванием прободного отверстия). При
 хроническом П. внутренними средствами лечение мало надежно; лучшие шансы
 представляют те формы хронического П., которые доступны хирургическому
 лечению. Сюда относятся случаи ограниченного П., с хорошо осумкованным
 гнойным скоплением, и туберкулезного П., который иногда после
 чревосечения перестает прогрессировать.
  Л.
  Периферия (греч.) - окружность круга или вообще площади, ограниченной
 кривой линией.
  Перифраза (perijrasiV; circumlocutio) - риторическая фигура,
 состоящая в том, что косвенное указание на известное явление служит
 заменой его прямому названию. В виде эвфемизма П. играет значительную
 роль в жизни и развитии языка. У нас перифразами называют также
 модификации известного изречения, вносящая в него новый смысл, но
 оставляющая неприкосновенной его внешнюю структуру.
  Перламутр (nacre, Perlamutter, mother of pearls). - Это название
 вещества многих жемчужных раковин, получающего при полировке особый
 перламутровый блеск, зависящий от интерференции света, отраженного от
 "оптических решеток" , образующихся на поверхности в следствие
 перерезывания правильных необыкновенно тонких наслоений вещества
 раковины. В торговле больше других ценится П. "китайский", так как он
 представляет большие, плоские раковины (с желтым краем), за ним следует
 П. ост-индский, египетский и американский. Употребляются также раковины
 многих пресноводных ракушек, но они настолько тонки, что годятся лишь на
 пуговки или идут в дело целиком. Обработка П. начинается с распилки
 обыкновенною или круговою пилою; для пуговиц кружки вырезают вращающеюся
 стальною трубкою, с зубцами на конце. Плоские вещицы выпиливают из края
 раковины, а около места, где створки срастались, получаются более
 толстые куски, пригодные для токарной работы. Внешнюю кору снимают на
 точиле из песчаника, с водою; на том же точиле придают приблизительно
 форму вещам. П. легко колется на пластинки, но так неправильно, что к
 этому средству обработки прибегают редко. Обтачивается П. обыкновенным
 граб штихелем, сглаживается шабером ; сверлится быстро вращающимися
 сверлами с округлым, а не заостренным острием. Для шлифовки берут
 толченую пемзу с водою, на льняной тряпке или на липовом дереве, после
 чего теми же приемами шлифуют трепелом. Для окончательной полировки
 смешивают трепел с немного разбавленной крепкой серной кислотою и трут
 этой смесью почти готовую поверхность П. через посредство пробки.
 Вероятно, кислота неравномерно выедает слои раковины и поэтому черты,
 производящие интерференцию, выступают яснее. После такой обработки
 необходимо обмывание водою с мылом. П. бывает разных оттенков, очень
 ценится черный, под который можно прочно подкрасить обыкновенный П.,
 погружая его на 2 - 3 суток в насыщенный раствор хлористого серебра в
 нашатырном спирте и выставляя потом на солнце.
  В. Лермантов.
  Перлюстрация (или, как писали в прошлом столетии, nepeлюcтpaция) -
 тайное вскрытие на почте корреспонденции частных лиц, считающихся
 подозрительными в каком-либо отношении. Главным образом П. производилась
 в XVII и XVIII вв. и по отношению к письмам представителей иностранных
 держав; с ее помощью нередко узнавались политические тайны. Вообще П.
 заменяла отчасти газеты и телеграммы нынешнего времени: с одной стороны,
 правительства узнавали важные для себя новости, а с другой, зная, что и
 в других столицах письма прочитываются, пользовались П. для
 распространения своих взглядов и мыслей за границей. Так, императрица
 Екатерина II пользовалась своей перепиской с де-Линем и Циммерманом,
 которая перлюстровалась в Берлине, чтобы повлиять на настроение умов в
 Германии; благодаря перлюстрованным письмам императрицы к Вольтеру было
 поколеблено положение министра Шуазеля. При тогдашних мало развитых
 средствах сообщения, при слабом развитии журналистики, П. могла
 считаться неизбежным злом, необходимым средством управления, особенно в
 области внешней политики. П. применялась всеми правительствами. Кн.
 Кантемир, будучи российским послом в Лондоне, сообщал (1733):
 "обыкновенно всех чужестранных министров письма распечатывают и имеют
 искусных людей разбирать цифири (шифры) на всяком языке". Поэтому кн.
 Кантемир посылал свои письма с нарочным из Лондона в Голландию, и таким
 же путем получал письма; впоследствии, будучи послом в Париже, он
 направлял корреспонденцию через Брюссель. Для сохранения тайны своей
 корреспонденции дипломаты употребляли так наз. симпатические чернила:
 между строк обыкновенного письма писали каким-нибудь незаметным
 составом, напр. лимонным соком. Вообще, чтение писем было правильно
 организовано; имелись особые учреждения (так наз. secret de poste или
 cabinets Noirs), куда принимались чиновники с большими
 предосторожностями; во Франции, напр., им заявлялось, что они имеют
 право оставлять службу лишь по болезни или старости, в противном случае
 попадут в Бастилию. При Петре I через П. были раскрыты сношения с
 царевичем Алексеем Петровичем. В 1743 г. был дан указ коллегии
 иностранных дел о распечатывании и рассматривании получаемых из Швеции
 партикулярных писем; при коллегии велено было иметь подходящего резчика
 для подделки печатей. С помощью П. был раскрыть заговор Шетарди.
 Екатерина II. вскоре после восшествия на престол, предписала канцлеру
 Воронцову продолжать перечитывать в почтамте переписку иностранных
 представителей. В 1779 г. императрица повелела доставлять ей из почтамта
 секретно вскрытую корреспонденцию. Особенно она интересовалась П. в
 конце царствования, во время французской революции, желая таким путем
 открывать тайный образ мыслей своих приближенных. Тогда же, по мысли
 московского генерал-губернатора кн. Прозоровского, была установлена и
 при московском почтамте П. писем, главным образом прибывающих из-за
 границы и отсылаемых туда. Тогдашний московский почтдиректор Пестель в
 донесении генерал-губернатору пишет: "совершенно удостоверить могу, что
 ничего замечания достойного чрез вверенный моей дирекции почтамт без
 уважения пройти не может". При императоре Павле П. продолжала
 практиковаться в больших размерах: ей подвергались как письма дипломатов
 и иностранцев, так и письма русских из-за границы, письма могли быть
 вскрываемы в любом почтамте - в столицах и в провинции. При Александре
 I, после отечественной войны, спб. главнокомандующий Вязмитинов
 предписал начальникам губерний требовать от почтовых мест, чтобы письма,
 подаваемые пленными и подозрительными лицами, доставлялись в
 министерство полиции. Министр внутренних дел, в своем докладе Государю
 по этому случаю, указал, что новое распоряжение не достигнет своей цели;
 зная, что письма прочитываются, не будут писать ничего тайного; между
 тем, если бы оставить употреблявшийся до сих пор порядок секретного
 просмотра писем на почте, то отправители, ничего не подозревая и имея
 полное доверие к почте, писали бы в своих письмах ничего не опасаясь.
 Поэтому министр предлагал запретить пленным посылать письма по почте,
 обязав представлять их начальству. В конце царствования Александра I П.
 достигла обширных размеров: особенно усердно занимался ею московский
 почт-директор Рушковский, в 1820 - 26 гг.; не делалось исключений даже
 для высокопоставленных лиц.
  Перов (Василий Григорьевич) - один из лучших русских живописцев
 новейшего времени, род. в Тобольске, 23 декабря 1833 г. Окончив курс в
 арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В.
 Ступина, в Арзамасе. Находясь в ней, кроме копирования оригиналов, стал
 впервые, пробовать свои силы в композиции и в живописи с натуры и
 написал, между прочим, картину "Распятие" (наход. в црк. села
 Никольского, Арзамасского уезда). В 1853 г. поступил в московское
 училище живописи, ваяния и зодчества, где имел наставниками М. Скотти,
 А. Мокрицкого и С. Зарянка. В 1856 г., за представленный в императорской
 акд. худ. этюд головы мальчика, получил малую серебренную медаль. За
 этою наградою следовали другие, присужденные ему академией: в 1858 г. -
 большую серебренную медаль, за картину "Приезд станового на следствие",
 в 1860 г. - малую золотую медаль, за картины "Сцена на могиле" и "Сын
 дьячка, произведенный в первый чин", в 1861 г. - большую золотую медаль,
 за "Проповедь в селе". Означенные четыре произведения П. и написанные им
 вскоре после того "Проповедь в селе" (нах. ул. Солдатенкова в Москве),
 "Сцена на могиле" (в Третьяковской галерее, в М.) и "Чаепитие в Мытищах"
 (там же), будучи выставлены в Москве и Петербурге, произвели огромное
 впечатление на публику и показали художника остроумным
 жанристом-сатириком, прямым наследником П. Федотова, не менее его
 наделенным тонкою наблюдательностью, глубоко вникающим в русскую жизнь,
 умеющим особенно ярко выставлять на вид ее темные стороны, но
 несравненно более искусным в рисунке и технике, чем автор "Сватовства
 майора". Получив, вместе с большою золотою медалью, право на поездку в
 чужие края на казенный счет, П. отправился туда в 1862 г., посетил
 главные художественные центры Германии и провел около полутора года в
 Париже. Здесь он делал этюды с натуры и написал несколько картин,
 изображающих местные типы и сцены уличной жизни ("Продавец статуэток",
 "Савояр", "Шарманщик", "Нищие на бульваре, "Музыканты и зеваки",
 "Тряпичники" и пр.), но вскоре убедился, что воспроизведение незнакомых,
 чужеземных нравов не дается ему столь же успешно, как изображение
 родного, русского быта, а потому, с разрешения академии, в 1864 г.
 возвратился в Россию до окончания срока своего пенсионерства.
 Поселившись снова в Москве, П. принялся работать в том же направлении,
 на которое выступил в начале своей артистической карьеры, и в период
 времени с 1865 по 1871 г. создал ряд произведений, поставивших его не
 только во главе всех бывших доселе русских жанристов, но и между
 первоклассными живописцами подобного рода в Европе. В этот период из под
 его кисти вышли такие бесподобные картины, как "Очередная у фонтана",
 "Монастырская трапеза", "Проводы покойника" (нах. у К. Солдатенкова),
 "Тройка" (в Третьяковской галерее), "Чистый понедельник" (там же),
 "Приезд гувернантки в купеческий дом" (там же), "Учитель рисования"(у
 наследн. Д. Боткина), "Сцена у железной дороги (в Третьяковской гал.), "
 Последний кабак у заставы" (там же), "Птицелов" (там же). "Рыболов" (там
 же), " Охотники на привале (там же) и нек. друг. Четвертая и шестая из
 этих картин доставили художнику, в 1866 г., степень академика; за
 "Птицелова", в 1870 г., он получил звание профессора. Однако, рядом с
 такими замечательными произведениями, порою являются у П. картины,
 странно задуманные и неудачно исполненные, напр. "Божия Матерь с Христом
 у житейского моря" и "Выгрузка извести на Днепре". Кроме того, он
 пристращается к портретной живописи, для успеха в которой хотя и обладал
 необходимою наблюдательностью и способностью схватывать человеческие
 характеры, но не имел вполне жизненной палитры, и которая, во всяком
 случае, не составляла его главного призвания. Среди написанных им
 портретов, многие замечательны в отношении лепки, экспрессивности,
 передачи индивидуальных черт в изображенных лицах, но лишь некоторые
 отличаются свежестью и естественностью колорита. Лучшие в их числе -
 портреты А. А. Борисовского, В. В. Безсонова, А. Ф. Писемского, А. Г. и
 Н. Г. Рубинштейнов, М. П. Погодина, Ф. М. Достоевского и купца Камынина.
 Получив в 1871 г. место профессора в московском училище живописи, ваяния
 и зодчества и примкнув около того же времени к товариществу передвижных
 художественных выставок, П. в первые, следовавшие затем годы, продолжал
 писать портреты и жанровые картины в прежнем роде, которые надо признать
 вообще уступающими его предшествовавшим работам; чем далее, тем все
 сильнее и сильнее увлекался он более возвышенными, по его мнению,
 задачами - пытался быть живописцем религиозных и аллегорических сюжетов
 ("Христос в Гефсиманском саду", "Снятие со креста", "Распятие", "Весна"
 и др.) и, наконец, пристрастился к темам из отечественной истории ("Плач
 Ярославны", "Первые русские христиане", "Поволжские хищники",
 "Пугачевцы", "Никита Пустосвят"). В этих последних произведениях П. еще
 просвечивает его талант, но уже не так ярко, как в былое время; за ними
 нельзя не признать некоторых достоинств, но вообще они слишком изысканы
 по композиции, мелодраматичны и свидетельствуют, что в создании их
 участвовал больше ум, чем художественное чувство их автора. Под конец
 своей жизни П. пустился в литературу и напечатал в газете "Пчела" за
 1875 г. и в "Художественном Журнале" Н. Александрова за 1881 - 82 гг.
 несколько, не лишенных занимательности, рассказов из быта художников и
 свои воспоминания. Он ум. от чахотки, в с. Кузьминках, неподалеку от
 Москвы, 29 мая 1882 г. Ср. Д. Ровинского и Н. Собко, "Василий
 Григорьевич П., его жизнь и произведения" (СПб., 1892).
  А. С-в.
  Перпендикуляр, восстановленный из какой либо точки прямой линии или
 плоскости - прямая линия, составляющая прямой угол с данною прямою или
 составляющая прямые углы с всякою прямою, проведенною в плоскости через
 ту точку, из которой П. восстановлен. Опустить П. через данную точку на
 данную прямую или плоскость значит: провести через данную точку прямую
 по кратчайшему расстоянию от точки до прямой или плоскости.
  Перро (Шарль Perrault, 1628 - 1703) - франц. писатель, член франц.
 акд., противник могущественного в его время ложно-классического
 направления. В своей поэме: "Le siecle de Louis le Grand" он очень
 xoлодно, почти пренебрежительно отнесся к классической древности,
 довольно низко ценя ее лучших писателей и доказывая, что XVII в. стоит,
 по отношению к художественному творчеству, гораздо выше античного мира.
 Это возмутило Буало, Расина и других сторонников классицизма; завязалась
 настоящая литературная война, очень продолжительная и упорная, известная
 в истории французской словесности под названием "querelle des anciens et
 des modernes"; во время этой полемики П., нашедший единомышленников,
 выпустил книгу "Parallele des anciens et des modernes" (1688 - 1698),
 где подробнее развиваются те же самые идеи. П. принадлежат еще
 стихотворения легкого содержания, дидактические поэмы, сборник биографий
 - "Les hommes illustres qui ont paru en France pendant ce siecle"
 (1701), и. наконец, знаменитые "Сказки" ("Contes de ma mere l'Oye ou
 Histoires des temps passes", П., 1697), спасшие его имя от забвения.
 Заимствованные преимущественно из народных преданий и поверий,
 занимательные и художественно написанные, они имели большой успех, много
 раз переиздавались, да и теперь с удовольствием читаются детьми (напр.
 "Красная Шапочка", "Кот в сапогах", "Сандрильона", "Мальчик с пальчик").
  Ю. Веселовский.
  Перселл (Генрих Purcell) - один из первых английских оперных
 композиторов (1658
  - 1696). Написал 39 опер, некоторые - на шекспировские сюжеты. Из них
 лучшая - "Дидона и Эней". Речитативы П. всегда украшены колоратурой.
  Н. С.
  Персеполь (PersepsliV, город персов по преимуществу) - поздняя
 столица Персии, увеличенная и украшенная Дарием I и Ксерксом. Город
 лежал недалеко от соединения pp. Меда и Аракса, на большой и плодородной
 равнине и славился своим акрополем, тройною стеной, дворцом, царской
 усыпальницей и сокровищницей. При Александре Великом город был
 разграблен и разорен, но дальнейшее существование его подтверждается
 свидетельствами писателей. В средние века он назывался Истахар и служил
 резиденцией магометанских халифов. Развалины города существуют поныне,
 под названием Тахт-и-Джемшид или Чиль-Миньяр.
  Н. О.
  Персефона (PerVejonh, Persejassa; Perrejatta, Fersejassa, Ferrejatta,
 Korh), у римлян - Proserpina) - дочь Деметры (Цереры), супруга Аида
 (Плутона); неразрывно связанная в сказаниях и культе с этими двумя
 божествами, богиня плодородия и произрастания, властительница царства
 мертвых. П. и Деметра обыкновенно упоминаются как "две богини" (sw Jew)
 , с эпитетами владычиц, цариц, великих богинь. Культ П. относится к
 глубокой древности и коренится в земледельческом характере народного
 быта. К этой же отдаленной эпохе относится представление о П. как о
 подземной богини, почитавшейся в местностях, которые изобиловали
 ущельями и пропастями, - а таких местностей в Греции было много.
 Средоточием сказаний о Н. служит миф о похищении ее Аидом. Как подруга
 подземного царя, П. представляется грозной и мрачной богиней смерти. На
 это указывает и происхождение ее от Деметры-Эринии и грозного бога
 Посейдона. Некоторые феогонии называют П. дочерью Стикса, елевзинское
 учение - его сестрой. Как дочь Деметры и Зевса, П. представлялась в
 образе веселой, юной и прекрасной девушки и была приобщена к резвым
 нимфам, устраивавшим весенние хороводы. Сказание о похищении П. было
 подробно разработано представителями елевзинского и орфического
 вероучений. Местом похищения П. в древнейших сказаниях считался Океан,
 позднее - Елевзис и другие местности на греческом материке, на Крите, в
 Карии, Понте и Сицилии. Поэзия и изобразительное искусство выделили в
 сказании два главных момента: похищение П. во время собирания ею цветов
 (так наз. AnJologia) и скитание Деметры в поисках за дочерью. Когда
 человеческому роду стала угрожать гибель от голода - так как земля,
 оставленная Деметрой, перестала быть плодородной, - Зевс решил
 восстановить права матери и примирил Деметру с Аидом, согласившимся
 отпускать П. ежегодно на свидание с матерью, на срок от весны до осени.
 В этом мифе символизирована смена времен года; чередование расцвета и
 увядания, переход от жизни к смерти. Позднее П. стали смешивать с
 Гекатой, богиней таинственного начала и ночных страхов. Двойственный
 характер П. отразился и в культе: весенние праздники ее были веселые,
 осенние - таинственные. К весенним праздникам относятся так наз. малые
 мистерии и Антесфории (в Пелопоннесе и Сицилии), к летним и осенним -
 Елевзинии, Фесмофории, Феогамии, Анакалиптерии, Хтонии и др. Точно также
 в искусстве мы встречаем П. то как подземную богиню, сидящую на троне
 рядом с Аидом, то как богиню плодородия и растительной жизни, вместе с
 Деметрой. В первом случае атрибутом ее служил гранат, во втором -
 колосья, мак, нарцисс и пр. Прозерпина, соответствовавшая в римской
 мифологии подземной П. греческого мифа, рассматривается то как
 самостоятельное италийское божество произрастания (ср. proserpere), при
 чем сходство в названиях греч. и лат. считалось случайным, то как
 греческая богиня, принятая в число италийских божеств. Ср. Preller.
 "Demeter u. Persephone" (Гамб., 1837); Overbeck. "Griech.
 Kunstmythologie. IV т. : Demeter u. Кога" (Лпц., 1878); Forster, "Raub
 und Ruckkehr der Persephone" (Штуттг., 1874).
  Я. О.

<< Пред.           стр. 750 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу