<< Пред.           стр. 808 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 ecclesiae, senatus Christi, consiliarii episcopi, consilium ecclesiae).
 Ha соборах П. занимали места во втором ряду, позади епископов (подписи
 их имеются на многих соборных актах). На Западе без собора пресвитеров
 епископ не постановлял ничего, относящегося к церковной дисциплине
 (карфаг. соб. IV, 22, 23; соб. толедский VI). В отсутствии епископа, а
 также по его смерти или по удалении его с кафедры, до назначения ему
 преемника, пресвитерий исправлял его обязанности (кроме посвящений - см.
 посл. Киприана, V, Х и XXI, послание Игнатия к антиохийцам). В средние
 века на Западе пресвитерий заменен капитулом .Терминологически, в смысле
 обозначения именно второй степени священства, с ее специальными
 обязанностями, название presbuteroV в первый раз встречается в. Деяниях
 апостол., XIV. 23, при рассказе о поставлении апост. Павлом, через
 рукоположение пресвитеров во все церкви Дервии, Листры, Иконии и
 Антиохии. Затем в посланиях к Тимофею и Титу говорится о рукоположении
 пресвитеров епископами, каждым в своей епархии (1 Тим. V, 17, 19, 22;
 IV, 14; 2 Тим. 1, 6). В избрании пресвитеров принимала участие и паства,
 т. е. миряне. Климент Римский и Игнатий замечают; что поставления П.
 "совершались с согласия всей церкви" (т. е. прихода, для которого они
 избирались). Климент Александрийский упоминает об избирательном списке
 кандидатов на пресвитерство (eklogh), составлявшемся паствой. Участие ее
 в выборе П. совершалось столь чинно, что император Александр Север (III
 в.) ставил выборы кандидатов на пресвитерство в христианских общинах в
 пример для выбора гражданских чиновников. Лаодикийский собор (IV в.)
 отменил участие паствы в выборе П. (см. Павлов, "Об участии паствы в
 делах церкви", Казань, 1866). Участие мирян в избрании кандидатов на
 пресвитерство не означало участия их в посвящении их: оно было только
 свидетельством о их достоинствах и качествах; благодать, характеризующую
 пресвитерство, преподавало лишь руковозложение епископа. По мнению
 протестантских ученых, П. и епископ имели сначала одну и ту же степень и
 достоинство; различие между ними появилось лишь в III в.; название "П."
 указывает на достоинство, а "епископ" - на должность, совмещенные в
 одном лице. Это мнение имело свои зачатки еще в IV в., но тогда же было
 отвергнуто церковью. Чем дальше, тем подробнее выясняется в учении
 церкви и в творениях св. отцов значение пресвитерства, как второй
 степени священства. Отцы церкви IV-го и последующих веков (Григорий
 Богослов, Златоуст, Амвросий, Иероним, Григорий Двоеслов и др.) в своих
 творениях подробно разработали богословское учение о священстве. В
 умственном отношении избираемый в П. должен быть достаточно образован в
 богословии, знать хорошо церковные правила (поэтому к пресвитерству не
 допускались новообращенные ко Христу). В неблагоприятные для образования
 периоды уровень требований от П. несколько понижался (напр. в. IX и
 след. веках на Западе); в России на соборах владимирском (1274),
 стоглавом (1551) и большом московском (1667) ,определено
 довольствоваться тем, чтобы кандидат на пресвитерство "хорошо знал
 грамоту".
  По ныне действующему у нас церковному праву требуется, чтобы П.
 окончил курс богословского образования в духовной академии или
 семинарии; лишь в виде исключения позволяется допускать в П. и не
 окончивших курса благонадежных диаконов, а также лиц светских, на
 экзамене у архиерея доказавших достаточность своих познаний в
 богословии. В нравственном отношении от кандидата в П. требуется
 безупречное поведение. Возраст для вступления в пресвитерство определен
 еще в IV в. - 30-летний. Это правило, от которого часто отступали,
 подтверждено св. синодом в 1869 г. В физическом отношении не считаются
 препятствием к священству телесные недостатки, за исключением таких,
 которые служат препятствием для надлежащего исполнения священнических
 обязанностей (глухота, слепота и т. д.). В 1885 г. в П. позволено
 посвящать и без предварительного прохождения низших должностей в клире.
 Женою П. может быть только православная. В древности брак для П. не был
 обязателен, но не было и принуждения к безбрачию. Со времени появления
 ересей стригольников и жидовствующих неженатых не посвящали в П.
 Действующие ныне правила (с 1869 г.)дозволяют возводить в П. как вдовых
 после первого брака, так и неженатых, заявивших желание навсегда
 остаться безбрачными. См. "О происхождении новозаветной иepapxии"
 ("Правосл. Собоседник", 1868); "Догматич. Богословие" преосв. Макария и
 Сильвестра (в главе "О священстве"): П. И. Нечаев, "Практич. руководство
 для священнослужителей" (СПб., 1893); Schaff, "Geschicyte d.
 apostolischen Kirche" (Лпц., 1854); Lechler, "Das apostolische und das
 nachapostolische Zeitalter" (Штуттгарт, 1857).
  H. Б - в.
  Пресвитерианство - так называлось то из направлений реформации XVI
 в., которое выдвигало на первый план вопросы церковного устройства и
 настаивало на возвращении к первоначальному строю христианской церкви,
 признавая лишь сан пресвитера, избираемого народом, и отрицая епископат,
 как позднейшее искажение; оно требовало также участия в церковном
 управлении светских лиц - "старейшин" (по выбору или кооптации),
 отделения церковного управления от государственного и федеративного
 устройства церкви в пределах национальной территории. Первые следы
 пресвитерианского устройства можно найти у вальденцев Пьемонта и у
 чешских братьев XV в. Аналогичное устройство пытался ввести в эпоху
 реформации (1527) Ламберт Авиньонский в Гессене: в ежегодном
 территориальном синоде должны были участвовать светские делегаты.
 Теоретическую формулировку пресвитерианского строя на исторической
 основе дал Кальвин, в своем "Наставлении к христианской вере". Здесь
 различаются церковные должности докторов, пресвитеров или министров,
 светских старейшин (aneiens или surveillans) и дьяконов. Церковные
 ордонансы 1541 г., установившие в Женеве церковный суд или консисторию,
 лишь отчасти осуществили программу Кальвина, так как допустили
 верховенство в церковных делах городского магистрата. Настоящая
 пресвитерианская организация на большой территории возникает, в половине
 XVI в., в Шотландии, Франции, Бельгии и Голландии. Под давлением
 преследований французские кальвинистские общины, уже имевшие местные
 консистории, были созваны в 1559 г., в Париже, на первый национальный
 синод. На этом и последующих синодах конца XVI в. были выработаны
 система дисциплины внутри отдельных церквей и иерархическое устройство,
 соединявшее церковные общины сетью представительных собраний. Самой
 мелкой единицей являлся приходский совет, состоявший из священников и
 старейшин; затем следовал коллоквий (или консистория), составленный из
 делегатов от приходских советов округа, далее- провинциальный синод, из
 представителей консисторий, и, наконец, общий или национальный синод;
 каждая следующая ступень служила апелляционной инстанцией для низшей.
 Эпоха наибольшего развития и деятельности этого строя относится ко
 времени его официального признания нантским эдиктом. Во Франции П.
 держалось в XVI и XVII вв. в своем наиболее чистом виде, так как оно
 было лишь терпимой церковью и светская власть не вмешивалась в его
 жизнь. В Голландии пресвитерианское устройство было установлено синодом
 в Эмдене 1571 г., постановления которого были дополнены в Дордрехте в
 1618 г. Здесь церковь имела мало самостоятельности, в виду постоянного
 вмешательства правительственной власти; светские делегаты общин в
 церковном управлении постепенно почти исчезают. Под влиянием
 нидерландских и валлонских церквей П. переходит и в Германию. Синод в
 Везеле 1568 г. устанавливает пресвитерианский строй для многих
 прирейнских округов. Некоторые черты его (советы старейшин) появляются в
 рейнском Пфальце и в Нассау. В германских княжествах П. существенно
 видоизменяется церковным верховенством местных государей, присвоивших
 себе епископскую власть. Но и в германских церквах, даже в лютеранстве,
 постепенно намечается движение к полному отделению церковного авторитета
 и управления от государственного; таковы были стремления Шпенера в конце
 XVII в., Шлейермахера - в начале XIX в. Движение это усиливается в XIX
 в., с установлением парламентского строя и вероисповедной унии
 немецко-протестантских церквей. В Швейцарии движение к так наз.
 "свободной церкви" получило особенный толчок с 1848 г. Всюду
 устанавливаются приходские советы и синоды церковных представителей.
 Таким образом, в XIX в. евангелические церкви приближаются к
 пресвитерианству. П. лишь в теории требовало избрания священников и
 старейшин всею общиной: на практике обыкновенно применялась кооптация со
 стороны самого церковного совета. П., в качестве аристократического
 строя, отличается от системы непосредственного управления общиной.
 Вместе с тем П. выступает против самостоятельности отдельных общин и,
 устанавливая иерархию церковных советов, настаивает на подчинении
 церквей общей национальной или территориальной организации.
  Р. В.
  Символическими книгами П. служат так наз. "Вестминстерское
 исповедание" и катехизисы "большой" и "малый" (русский перевод их см. в
 "Чтениях Моск. Обш. Любит. Дух. Просвещ.", 1877 - 1878 гг). Однако, две
 значительных по своей численности партии уклонились от этих
 символических книг: так называемые NonSubscribing Presbyterians Англии и
 Ирландии, слившиеся с унитарианами, и пресвитерианская церковь
 Кумберланда (в Соединенных Штатах Америки), которая силится
 скомбинировать пресвитерианство с методизмом; "изложение веры" этой
 последней более арминианское, чем кальвинистское. "Шотландская
 соединенная пресвитерианская церковь" - главная из пресвитерианских
 церквей в Европе - особой догматической декларацией заявила, что
 остается неизменно верной Вестминстерскому исповеданию. Все вообще
 пресвитериане "признают право частного суждения о всех предметах,
 относящихся к религии".
 
  Культ П. очень прост. Храмы не имеют ни баптистерия, ни изображения
 распятия, ни алтарей, ни свеч, ни икон, ни органов; проповедническая
 кафедра имеет вид эстрады, с несколькими седалищами; священнодействующие
 пасторы надевают во время службы особую одежду. П. отменило литургию в
 целом ее составе; не прочитываются даже ни десятословие, ни символ веры,
 ни молитва Господня. Все молитвы, которые произносятся в собраниях (и
 выслушиваются то стоя, то сидя или коленопреклоненно), суть импровизации
 пастора. Поются псалмы, переложенные в четверостишия, и несколько стихов
 из других библейских книг. В некоторых общинах допускается пение гимнов,
 сочиненных самими пресвитерианами (hymnes humains), с аккомпанементом
 инструментальной музыки. Проповедь, которая чаще читается, чем
 произносится, обыкновенно бывает догматического или экзегетического
 характера. Воскресенье соблюдается строго, но других праздников не
 существует. Причащение совершается через большие промежутки времени; ему
 предшествует испытание причащающегося в знании религиозного учения и
 многочисленные приготовительные церковные службы; приобщаются сидя за
 длинными столами. Браки благословляются в домах супругов. Погребальный
 обряд ограничивается прочтением молитвы над умершим на дому, без
 облачения в богослужебные одежды; на могиле молитв не бывает. Дисциплина
 нравов и христианская жизнь между пресвитерианами, особенно в
 шотландской П. церкви, по общему отзыву, стоит высоко. Они хорошо знают
 Библию, преданы своей церкви, любят свое духовенство, много делают для
 миссионерства. В 1876 г. несколько П. общин в Сев. Америке (около 30)
 образовали "всеобщий П. союз" (Alliance universelle), раз в три года
 собирающий "всеобщий П. собор" (General Presbyterian Council), на
 который съезжаются в значительном числе и представители пресвитерианства
 из Европы. Число пресвитериан в Европе и в Северной Америке неизвестно
 даже приблизительно, но очень велико. В то время, как одни (Bost, в
 "Dictionnaire d histoire ecclesiastique") насчитывают их до 7 милл.,
 другие (епископ Иоанн, бывший русский епископ в Америке) определяет
 число П. всех подразделений в 52 милл. душ. См. Edm. Scherer, "Esquisse
 d'une theorie de l'Eglise Chretienne" (П., 1845); Bacumer, "Die
 Presbyterialverfassung in ihrer Begrundung" (1823); Nippe, "Die
 Presbyterialverfassung und deren Einfuhrung in der D.-Evang. Kirche"
 (Б., 1847); Miller u. Lorimer, "Gesch. und Wesen der
 Presbyterialverfassung" (Галле, 1849); L. Richter, "Geschichte d.
 Kirchenverfassung" (Лпц., 1851); D. King, "An Exposition and Defence of
 the Presbyterian Form of Church. Government" (Эдинб.; 1853); Heppe, "Die
 Presbyterial-Synodalverfassung der evangel. Kirche in Nord deulschland"
 (Изерлон, 1868); Hodge, "Constit. History of the Presbyterians"
 (Филадельфия, 1839); Gillet, "History of the Presb. in America"
 (Филадельфия, 1857); "History of. the division of the Presb. in the U.
 S." (Нью-Йорк, 1852); "Presbyterian Reunion" (Нью-Йорк, 1871); Crisman,
 "Origines and doctrines of the Cumberland Presbyt. Church" (Сен-Луи,
 1877); "Report of Proceedings of the First General Presbiterian Concil"
 (Эдинбург, 1877); "Из истории религиозных сект в Америке" ("Чтения в
 Обществе Любителей Духовного Просвещения", 1877 - 1878).
  Н. Б - в.
  Пресмыкающиеся (Reptilia) - класс позвоночных животных. Кожа покрыта
 роговыми чешуями или щитками, дыхание легочное исключительно,
 температура крови непостоянная, сердце трех или четырехкамерное,
 артериальный ток крови смешивается с венозным или в сердце, или по
 выходе из него, конечности (если имеются) пятипалого типа, передние во
 всяком случае имеют не менее трех пальцев, несущих когти, таранная кость
 (у ныне живущих видов) не сливается с большеберцовой (tibia), а кости
 плюсны (tarsus) всегда отделены от костей предплюсны (metatarsus), череп
 с одним затылочным мыщелком, позвонки вогнутовыгнутые (процельные) или
 двояковыгнутые (амфицельные), межпозвоночные хрящи находятся только у
 крокодилов; в зародыше есть амнион и аллантоис; за редкими исключениями
 кладут яйца. П. очень резко отличаются от амфибий или земноводных (с
 которыми их соединяли прежде) и стоят весьма близко к птицам, с которыми
 их в настоящее время соединяют в группу Sauropsida, противопоставляя
 Маmmalia (млекопитающих) с одной стороны и Ichthyopsida (земноводных +
 рыб) с другой. Ныне живущие П. подразделяются на 4 отряда: ящерицы
 (Sauria), змеи (Ophidia), черепахи (Chelonia) и крокодилы (Crocodilia);
 два первые отряда, на основании многих общих признаков, из которых
 наиболее бросаются в глаза - поперечное заднепроходное отверстие и
 чешуйчатый покров тела, соединяются под общим названием
 поперечнопорошицевых (Plagiotremata); два последних отряда, у которых
 тело покрыто щитками, а заднепроходное отверстие круглое или
 продольноовальное, называются круглопорошицевыми (Cyclotremata), но
 имеют между собою, кроме упомянутых выше признаков, очень мало общего.
 Отряды же, входящие в эти группы, различаются между собою следующими
 признаками. Ящерицы имеют мочевой пузырь, а у змей его нет; крокодилы
 снабжены зубами, которых нет у черепах. Кожа П. отличается значительным
 развитием рогового слоя надкожицы (epidermis) представляющего утолщения
 или выросты в виде бугров, чешуй или щитков; в этих образованиях
 участвует и собственно кожа (cutis). Этот роговой слой время от времени
 сбрасывается и заменяется новым (линька). На концах конечностей роговые
 образования дают когти, как и у высших позвоночных. У некоторых ящериц
 (Scincidae) и у крокодилов в коже находятся костные отложения, а у
 черепах костные пластинки кожи тесно связаны с внутренним скелетом и
 образуют сплошной твердый панцирь. Кожа П. очень бедна железами, которые
 являются сконцентрированными в отдельных местах: у ящериц часто на
 нижней стороне бедер, у Hatteria - подле заднепроходного отверстия, у
 крокодилов по краям нижних челюстей. Способность изменять цвет кожи
 свойственна очень немногим ящерицам (хамелеоны, гекконы) и змеям
 (Herpetodryas) и обуславливается перемещением пигментных клеток corium,
 расположенных несколькими слоями. Позвоночный столб у многих ископаемых
 П., у Hatteria и цепкопалых (Ascalabotae), состоит из двояковогнутых
 позвонков, между которыми в промежутках сохраняется на всю жизнь хорда;
 у прочих П. - вогнутовыпуклые позвонки, обыкновенно без межпозвоночных
 хрящей; у крокодилов и некоторых черепах тела позвонков отделены от
 верхних дуг швами, у остальных сливаются между собою; нижние дуги
 сохраняются в хвостовых позвонках ящериц и крокодилов; имеются две пары
 сочленовных отростков, из которых задняя налегает на переднюю
 последующего позвонка. Различают шейные, грудные, поясничные, крестцовые
 и хвостовые позвонки, но у змеи только туловищные и хвостовые. Шейные
 позвонки несут ребра; атлас состоит из трех частей: 2 половинки верхней
 дуги и 1 нижняя дуга, тело же его или свободно, или срастается со вторым
 позвонком (epistropheus). У черепах подвижность шеи зависит от
 обоюдовыпуклого четвертого позвонка. Грудные ребра расчленяются на 2 - 3
 отдела, из которых вполне окостеневает лишь верхний (спинной), нижний же
 обыкновенно - хрящевой. Грудной кости нет у змей и черепах, у ящериц и
 крокодилов она широка и спереди сочленена с вороньими костями
 (coracoideum); у многих ящериц от заднего конца ее отходят два длинных
 хрящевых отростка. У крокодилов и Hatteria существуют еще брюшные ребра
 (окостеневшие сухожилия). Число позвонков весьма различно: от 34
 (черепахи) до 400 (змеи). Череп состоит из окостеневших костей, кроме
 этмоидальной области; у змей межглазничной перегородки нет и trabeculae
 cranii раздвинуты, у прочих они сближены. Носовая раковина окостеневает,
 у черепах же отсутствует. На сошнике только у Hatteria и некоторых
 ископаемых зубы. Подъязычная кость состоит из тела с 1 - 2 (редко 3)
 парами, часто рудиментарных рожков. Конечностей и поясов совсем нет у
 большинства змей, у прочих же и то, и другое обыкновенно (за исключением
 некоторых ящериц) хорошо развиты; у ископаемых Hydrosauria и морских
 черепах конечности превращены в ласты. Головной мозг не расположен в
 одной плоскости, как у амфибий; у ящериц уже заметны слабые изгибы;
 верхняя стенка полушарий сильнее развита, с корковым веществом; мозжечок
 хорошо развит у черепах и крокодилов; обособлены 12 пар нервов, из
 которых глазные (u. optici) образуют хорошо развитую хиазму. Третий глаз
 обыкновенно развит, в особенности хорошо у Hatteria. Осязательные клетки
 и тельца сосредоточены на голове, у Anguis по всему телу; у ящериц и
 змей во рту и на коже существуют Пачиниевы тельца. Носовая полость
 разделяется на два отдела: передний лишен желез и выстлан плоским
 эпителием; задний, обонятельный, соединяется с полостью рта; в носовую
 полость открывается слезноносовой канал; у змей и ящериц существует
 особый орган (Якобсонов), состоящий из двух полостей, выстланных
 обонятельным эпителием и открывающихся в ротовую полость. У змей и
 некоторых ящериц нет барабанной полости, у черепах и хамелеонов она
 есть, но затянута кожей, у прочих существует барабанная полость и
 перепонка, открытая снаружи; у крокодилов есть зачатки раковины. Глаз
 снабжен веками и мигательной перепонкой, но у змей и некоторых ящериц
 нет ни того, ни другого; у хамелеона одно веко со срединным отверстием;
 склеротика с венцом костяных пластинок у ящериц, черепах и многих
 ископаемых; гребень (process us falciformis) существует у всех, кроме
 ящериц и Hatteria. Зубы существуют у всех, кроме черепах, где они
 заменены роговым чехлом, облагающим челюсти; зубы сидят на челюстных
 костях, но иногда бывают и на небных и крыловидных, обыкновенно -
 конической формы и служат для захватывания, а не для жевания добычи. У
 крокодилов они сидят в ячейках, у змей и ящериц - на краю челюстей или
 на внутренней поверхности. В ротовой полости находятся следующие железы:
 небные, язычные, подъязычные и верхнегубные. Язык очень различной формы:
 подвижный и длинный, двурасщепленный, или короткий и неподвижный.
 Щитовидная железа непарная. Кишечный канал короткий (только у травоядных
 черепах удлинен). Пищевод ящериц и змей чрезвычайно растяжим, желудок
 продольный, у черепах поперечный, у крокодилов мешковидный. У ящериц и
 черепах есть зачаток слепой кишки. Клоака разделена складкой слизистой
 оболочки на две части, из которых в первую открываются прямая кишка и
 мочеполовые протоки, а во вторую выпячиваются совокупительные органы и
 открываются, у ящериц и крокодилов, анальные железы. Легкие представляют
 ячеистую полость; у змей и некоторых ящериц, у которых развито одно
 правое легкое, задняя часть легкого с гладкой стенкой; у крокодилов и

<< Пред.           стр. 808 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу