<< Пред.           стр. 821 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 дарований разума и слова, в том числе дарований и знаний ораторских.
 Определив церковную П., как одну из функций благодатной жизни церкви,
 Св. Писание и церковное предание указали и ее разновидности по форме или
 прототипы. В кн. Деяний и в 1 пос. к Коринф. указаны три таких
 прототипа: глоссолалия, профития и дидаскалия, различие между которыми
 обуславливается степенью присутствия в пастырепроповеднике Духа Божия.
 Первоначальная по времени форма П. глоссолалия glwssaiV lalen)
 апостольских времен, названная так по временной ее особенности -
 благодатному дару говорить на языке, дотоле неведомом говорящему. С
 психической стороны состояние глоссолала характеризовалось состоянием
 экстаза; под наитием преизбыточествующей благодати, при созерцании благ
 и величия истин христианства, проповедник становился вне себя ("аще в
 теле, аще вне тела, не вем," говорит о себе апостол Павел); речь его
 была до того восторженна, что становилась нестройной, почему такие речи
 часто должны были сопровождаться речами "истолкователей". Профития была
 пророчеством в том смысле, в каком это служение в церкви вообще
 определяется в богословии. Будучи также даром Св. Духа, оно в
 психическом отношении составляет проявление более спокойного и
 сознательного, чем экстаз глоссолалии - энтузиазма, при котором
 проповедник не утрачивал самообладания и говорил речью стройной и
 общепонятной. Дидаскалия - вид учительства по преимуществу
 рефлективного, произносилась под управлением разума, содержала в себе
 рассуждения и доказательства, и действовала не только на чувство, но и
 на логическое восприятие. По мере того, как христианское общество
 осваивалось с новым учением, усваивая его не только чувством, но и
 логической рефлексией, первоначальный экстаз и энтузиазм учителей
 уменьшался, и уже при апостолах дидаскалия преобладала. Но в церкви и
 после того продолжали существовать и глоссолалы и профеты (о них говорят
 Иустин, Мильтиад, Ириней, Евсевий), и никогда глоссолалия и профития
 апостольских времен - психическая их основа - не прекращались совершенно
 в церковной П., как ее понимали отцы церкви (подробнее см. в "Истории
 первобытной христ. П.", проф. Н. И. Барсова, СПб., 1885). П.
 миссионерская, обращаемая к неведущим Христа, тоже поручается не иначе,
 как священникам или иеромонахам, или по меньшей мере их
 непосредственному руководству. Следует еще отличать П. внебогослужебную
 или так назыв. внебогослужебные собеседования, в храме или в простой
 зале. Здесь священник говорит хотя и от лица церкви и во имя церкви, но
 больше в силу своей богословской компетенции; здесь он говорит не ex
 cathedra, голос его здесь не непосредственный голос самой церкви, и
 проповедь его не часть богослужения церковного, а частное личное
 отправление им своей пастырской обязанности. Поэтому в экстренных
 надобностях внебогослужебные собеседования поручаются в храмах и залах и
 лицам, не имеющим священства, но имеющим достаточный
 богословско-образовательный ценз, каковы ,например, готовящиеся к
 священству студенты духовных академий и семинарий.
  Следует упомянуть также об одном чрезвычайном явлении в
 проповеднической практике церкви - о сказывании П. в храме мирянами. Это
 исключение из общего правила делается иногда, по особенному разрешению
 местного епископа, под его непосредственным и ближайшим надзором и
 руководством, для лиц, выдающихся проповедническими дарованиями и
 готовящихся к священному сану. В III веке местный епископ позволил
 проповедывать мирянину Оригену ради его великих дарований. У нас в
 России митрополит московский поручил объяснение катехизиса на литургии
 юноше-студенту Левшину (впоследствии - митрополит московский Платон);
 его преемник - студенту Дроздову (впоследствии - митрополит московский
 Филарет). Основание для подобных исключений, равно как для
 существовавшего в русских духовных академиях и семинариях обычая
 поручать ученикам старших классов, для того посвященным в стихарь,
 произносить свои опыты П. в академических и семинарских церквах, можно
 находить в обычае древней церкви упражнять готовящихся к пастырскому
 служению в составлении и произношении П., о каковом обычае
 свидетельствует одно слово св. Астерия Амасийского "Об образе св.
 Евфимии" (см. "Представители ораторско-практического типа П. на Востоке
 в IV в." Н. И. Барсова, Харьков, 1888). Эти школьные упражнения в
 проповедничестве, которым, впрочем, не присваивалось названия П. (logoV
 wmilia), замененное названием EkjrasiV: (собеседование), введены были в
 христианских школах, имевших значение позднейших духовных семинарий, по
 подражению языческим риторическим школам. В этом же обычае древних
 церковных школ имеет свое основание старинный местный обычай Киева, по
 которому профессоры киевской акад. из мирян произносят П. в храмах на
 так назыв. пассиях, вечерних богослужениях двух недель великого поста.
 Подробнее см. "Гомилетика", Я. К. Амфитеатрова (Киев, 1857); Барсов,
 "Учение о существе или природе христианской литургийной П." (СПб.,
 1897); его же, "История первобытной христианской П." (СПб., 1885).
  Н. Б - в.
  Просвещение (Aufklarung) - культурно- исторический термин, которым
 обозначается преимущественно умственное движение на зап. Европы в XVIII
 в. (siecle des lumieres). В связи с этим термином стоят другие, каковы:
 просветители, просветительная литература, просвещенный (или
 просветительный) абсолютизм. Как синоним П. употребляется выражение
 "философия ХVIII века". В истории нового времени П. принадлежит очень
 важное значение. П. является естественным продолжением гуманизма XIV -
 XV веков , как чисто светского культурного направления,
 характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к
 традициям. Но эпоха П. отделена от эпохи гуманизма эпохой религиозной
 реформации и католической реакции, когда в жизни Зап. Европы снова взяли
 перевес теологические и церковные начала. П. является продолжением
 традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и
 рационалистического сектантства XVI и XVII вв., от которых он
 унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. С наибольшим
 удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи П.
 наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII в., когда получил свое
 развитие деизм, бывший завершением религиозной эволюции реформационной
 эпохи и началом так называемой "естественной религии", которую
 проповедовали просветители XVIII в. В частности, как на родоначальника
 просветительной литературы XVIII в., можно смотреть на Локка. Подобно
 гуманизму и протестантизму, и П. в разных странах получало местный и
 национальный характер. Общеевропейское значение в XVIII в. получила
 французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескье,
 Руссо, Дидро и др. писателей . Общая их черта - господство рационализма,
 направившего свою критику во Франции на вопросы политического и
 социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были
 более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных. Основным
 стремлением П. было найти путем деятельности человеческого разума
 естественные принципы человеческой жизни (естественная религия,
 естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов
 и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал
 подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически
 существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное
 право и т. п.). Под влиянием идей П. предприняты были и реформы, которые
 должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещенный абсолютизм
 и французская революция). В начале XIX в. П. вызвало против себя
 реакцию, которая, с одной стороны, была возвращением к старому
 теологическому миросозерцанию, с другой - обращением к изучению
 исторической деятельности, которая была в большом пренебрежении у
 идеологов XVIII в. Уже в XVIII в. делались попытки определения основного
 характера П. Из этих попыток наиболее замечательная принадлежит Канту
 ("Beantwortung der Frage: was ist Aufklarung?", 1784). П. не есть замена
 одних догматических идей другими догматическими же идеями, а
 самостоятельное мышление: в этом смысле Кант противополагает просвещению
 просветительство. Историческая литература о П. весьма обширна. Ср.
 Геттнер, "История всеобщей литературы ХVIII в."; Laurent, "La
 philosophie du XVIII siecle et le christianisme"; Lanfrey, "L'eglise et
 la philosophie du XVIII siecle"; Stephen, "History of english thought in
 the XVIII century"; Biedermann, "Deutschlands geistige, sittliche und
 gesellige Zustande" и др.
  Я. К.
  Просвирняк, просвирник - русское название нескольких родов сем.
 мальвовых, основанное на виде плода. Так, П. зовут род Lavatera Tourn.,
 отличающийся от рода Malva L. только сростным, 3-раздельным подчашием,
 L, thuringiaca L. - рожа собачья или полевая, кукольник - многолетнее
 растение с нижними 5-лопастными и верхними 8-лопастными листьями и
 довольно крупными розовыми цветами; распространено в южной и средней
 России, севернее иногда встречается занесенным. L. trimestris L.
 однолетнее растение с розовыми или белыми цветами; иногда разводится в
 цветниках.
  В. Тр.
  Проскрипция - публичное объявление об опале многих знатных и богатых
 мужей, впервые введенное Суллой (40 сенаторов, 1008 всадников), который
 дал этой мере вид законного учреждения с продолжающимися законными
 последствиями; после того П. была повторена триумвирами, Антонием,
 Октавианом и Лепидом. Имена подвергавшихся опале, написанные на досках,
 выставлялись публично, и опальный лишался покровительства законов, его
 дети и потомки теряли все почетные места и все состояние, имущество
 конфисковалось и переходило к государству (т. е. к императору и
 солдатам).
  Просо (Panicum L.) - род растений из сем. злаков (Gramineae), колена
 Paniceae. Колоски яйцевидные или овальные, немного сжатые со спинки, 1 -
 2 цветковые. Наружных колосковых чешуй 3, нижняя обыкновенно короче
 второй; последняя равна 3-ей, прикрывающей недоразвитый или мужской
 цветок. Внутренние, цветочные чешуи плодущего цветка кожистые. Тычинок
 3. Около 300 видов во всех теплых странах, немногие в умеренных. Род
 распадается на 9 подродов или секций, различающихся, главным образом,
 формой соцветий. К подроду Digitaria Pers. принадлежит росичка, P.
 sanguinale L. (Digitaria s. Scop.), встречающаяся нередко дико на
 влажных песчаных местах в южной России. В Соединенных Штатах разводится
 как кормовая трава (Crab grass), 0днолетнее растение с разветвленным,
 коленчато-согнутым стеблем. Соцветие состоит из 3 или большего числа
 колосообразных ветвей, отходящих от вершины стеблей, как бы из одной
 точки, пальчато растопыренных и нагнутых. Каждая ветвь трехгранная,
 усаженная на двух гранях парами колосков, из которых один сидячий, а
 другой с ножкой. Пары на одной грани чередуются с парами на другой
 грани; третья грань не несет колосков. Колоски ланцетные. Нижняя
 колосковая чешуя очень маленькая, вторая в 3 раза короче колоска;
 третья, равная колоску, с 7 шершавыми жилками, обе цветочные чешуи
 гладкие. Колосковые чешуи обыкновенно фиолетовые, цветочные чешуи во
 время зрелости серо-зеленые. Зрелый плод (зерновка) не выпадает из
 чешуй, а весь колосок отпадает. К подроду Echinochloa Beanv, принадлежит
 P. Crus Galli L., плоскуха, просянка или мышей, часто встречающаяся в
 средней и южной России на огородах и сорных местах. К последнему виду
 весьма близок P. frumentaceum Roxb., разводимый в ЮжноУссурийском крае,
 под названием бай-цза, а также в Китае, Японии и Индии. Крупу
 употребляют в пищу. Однолетнее растение со сплющенным, голым стеблем.
 Влагалища голые, язычка нет. Пластинки листьев широколинейные, по краям
 остро-шероховатые. Соцветие метельчатое. Метелка удлиненная, прямо
 стоячая, сильно сжатая, составленная из нескольких (до 20) колосьев.
 Колосья сидячие, почти прижатые к главной оси, густо усаженные
 колосками. Последние собраны, по 2 - 5, в кучки, расположенные
 поочередно по двум граням трехгранной оси колоса. При основании каждой
 кучки и в местах прикрепления колосьев находятся волоски. Колоски
 яйцевидные. Нижняя колосковая чешуя в 2,5 раза короче колоска; вторая и
 третья равны колоску, с реснитчатыми, у второй 5, у третьей 5 - 7,
 жилками, коротко и редко - волосистые. Цветочные чешуи кожистые, голые.
 Колосковые чешуи темнокрасно-фиолетовые. После созревания зерновки от
 оси отделяется весь колосок. К подроду Panicum собственно относится P.
 miliaceum L., просо, разводимое в южной и средней Европейской России и в
 Сибири. Родина П. неизвестна; вероятно, оно происходит из восточной
 Индии. Однолетнее растение с почти цилиндрическим, волосистым стеблем.
 Пластинки листьев широколинейные, по краям острые, наверху, как и
 влагалища, покрытые волосками; язычок короткий, реснитчатый. Соцветие -
 метелка, с длинными, голыми, но шершавыми ветвями. Колоски одиночные, на
 концах ветвей, яйцевидно-эллиптические. Нижняя колосковая чешуя с 5
 жилками, наполовину короче второй; вторая с 11 жилками, столь же
 длинная, как третья; последняя с 13 жилками. Цветочные чешуи ко времени
 созревания твердо-кожистые, различной окраски, белые, желтые, оранжевые,
 серые или темно-каштановые. Зрелая зерновка яйцевидная, очень мало
 сплюснутая, остается заключенной в цветочные чешуи. Известно около 30
 сортов проса, из которых в России известны в культуре 19. Сорта можно
 разделить, прежде всего ,на три группы: 1) развесистое просо (P. m.
 effusum Alf.): метелка развесистая во все стороны (7 сортов); 2)
 пониклое просо (Р. m. contractum Alf.): метелка сжатая, пониклая,
 однобочная (10 сортов); 3) комовое просо (Р. m. compactum Kcke.):
 метелка короткая, прямая, сжатая, ветви очень укороченные (2 сорта). В
 каждой группе сорта отличаются окраской зерна и метелки. Последняя или
 соломенно-желтая или фиолетовая. К роду Panicum весьма близок род
 Setaria Beauv., к которому относится могар или итальянское просо. О
 сортах ср.: F. Kornicke und Н. Werner, "Handbuch des Getreidebaues"
 (Бонн, 1885); А. Ф. Баталин, "Просовые растения, разводимые в России"
 ("Земледельческая Газета", 1887, №№33, 34 и 35). В. Тр.
  Что касается сельскохозяйственного значения П., то лишь в центрах его
 возделывания оно не лишено важного значения как пищевой продукт: здесь
 семя его, в обрушенном виде известное в продаже под именем пшена, служит
 пищей для людей. Гораздо реже П. перемалывается в муку, для
 приготовления хлеба или идет на винокурение. В Европ., а также
 Среднеазиатской России разводятся многочисленные разновидности трех
 видов П.: собственно П. (P.miliaceum), итальянское П. (P. italicum) и
 росичка [P. (Digilaria) sanguinale], причем наибольшее значение имеет
 первый вид, который, в отличие от итальянского, известного под именем
 бор'а, в общежитии носит название проса.
  I. В Европ. России обыкновенное просо возделывается в более или менее
 значительных количествах (из хлебов в засеваемой ежегодно площади П.
 принадлежит шестое место; оно занимает до 2,5 милл. десятин, что в % со
 всей площади возделывания составляет около 3,3% на всем пространстве
 черноземной полосы, причем культура этого растения достигает наибольших
 размеров в губ. Тамбовской (11,6% засеянной площади), Астраханской
 (10%), Саратовской и Воронежской (по 9,3%), Киевской (9,1%), Самарской и
 Земле Войска Донского (от 7,2 до 7,8%). За пределами черноземной полосы
 культура П. лишь в ничтожных размерах встречается в смежных с черноземом
 местностях. Далее к северу П. оказывается весьма чувствительным к
 весенним заморозкам. По форме метелки, сорта просо разделяются на
 развесистое, пониклое и комовое П. Метелка чаще всего бывает
 светло-желтогo или соломенно-желтого цвета, реже темно-фиолетового и
 темно-синего. Окраска семян изменяется также сильно в пределах от чисто
 белого до желтого, темнооражевого и темно-каштанового цвета, но изредка
 бывает зеленовато-серого, темносеро-желтого или какого-либо другого
 сложного оттенка. По исследованиям А. Ф. Баталина ("Просовые растения,
 разводимые в России", СПб., 1887) окраска сортов совершенно постоянна в
 потомстве и о переходе одного сорта в другой без скрещивания невозможно
 и думать. Но скрещивание разных сортов происходит легко, вследствие
 преобладания у П. перекрестного опыления. К тому же, многие хозяева
 произвольно придают одному и тому же сорту проса разные наименования.
 Так, желтое П. называется, смотря по местности, то желтым, то серым, то
 даже белым. В продажу П. поступает под именем пшена, т. е. семени,
 лишенного путем обдирки покрывающей его наружной оболочки. Цвет зерна П.
 также различен: от ярко-желтого до почти совсем белого. Это свойство не
 наследственно и находится в зависимости от условий роста; с
 хозяйственной точки зрения оно очень важно. Наиболее ценится желтое
 пшено с роговым, просвечивающим изломом, которое дает более вкусную и
 питательную крупу. П., дающее такое пшено, получается с плотных залежей
 или новей и у хозяев носит название красного пластового; П, высеваемое
 на старопахатных землях, зовется серым-мякотным. По А. Ф. Баталину,
 желтизна зерен обуславливается, по всей вероятности, большим содержанием
 в них азотистых веществ, а по аналогии с пшеницей, которая при
 тождественных условиях роста, заключает большее содержание азота в
 зернах, явление это должно быть поставлено, вероятнее всего, в связь с
 физическими и химическими свойствами почвы, производящей такие продукты.
 Обыкновенное П, - однолетнее яровое растение с очень длинным периодом
 вегетации (14 - 16 недель) и большой потребностью в тепле (2050 - 2550°
 C.). Из всех наших злаков это растение самое тепло- и светолюбивое.
 Почвы оно требует также теплой и сухой, давая хорошие урожаи на почвах
 песчаных, песчано-суглинистых и перегнойных. Свежее удобрение не
 соответствует П., которое поэтому помещают после навоза не ближе второго
 места. В севообороте П. следует после трав, пропашных растений; при
 распашке степей его сеют или по пласту первым или помещают после бахчи и
 пшеницы - вторым растением. Главное, что требуется для успешной культуры
 П., это - светолюбивость и чистота почвы от сорной растительности.
 Последнее требование находит себе объяснение в медленности прорастания
 П., стебель которого в начале роста не держится прямо, а ложится на
 землю и в таком положении легко заглушается. Вследствие сказанной
 особенности П., обработка почвы под него и самый уход за растением
 несколько разнится от обычных приемов, наиболее простых и несложных при
 посеве П. на залежах, в силу чистоты таких земель от сорных трав. Здесь
 его сеют прямо по пласту и заделывают бороной. Мягкие же земли
 подвергают лишней, против обработки под остальные яровые растения,
 вспашке и по прошествии нескольких дней после посева П., который
 производится в первых числах, середине или конце мая и даже в начале
 июня, как только семена дадут ростки, следует ломка посева и затем, в
 случае появления сорной растительности, прибегают к усиленной частой и
 безотлагательной полке. С другой стороны, П. для своего успешного
 произрастания требует меньшего количества влаги, чем другие хлебные
 растения, и в засушливые годы выручает хозяев, принося хороший урожай
 зерна и доставляя много соломы, годной на корм животным. В полевой
 культуре степей П. одно из растений, представляющее наиболее
 вероятностей на удачу урожая. В большинстве случаев у нас П. сеется в
 разброс; однако, возможно возделывание П. рядами (с расстоянием от 1/4
 до 1/2 арш. и даже более); применение такого посева должно облегчить
 борьбу с сорными травами, не говоря уже о меньшей трате семян (2 пд. на
 дес. в первом, 1 пд. - при втором способе). Просяным полям вредят еще
 головня (Ustilago destruens) и кукурузный мотылек (Воtis nubilalis).
 Уборка П. падает главным образом на середину августа, снимается
 обыкновенно косой; серпом убирают только высоко- и толстостебельные
 сорта; снопы вяжутся и укладываются в крестце. К молотьбе по возможности
 прибегают вскоре после жатвы. П., посеянное после бахчи, дает в среднем
 14 - 18 четв., урожай его в хорошие годы поднимается до 25 четв. и
 опускается реже других хлебов до 2 - 3 четв. В среднем нужно считать
 около 50
  - 60 пд. на дес.; в Зап. Европе нередко получается двойное
 количество. В некоторых странах П. скашивают в цвету на сено, которое
 считается хорошим кормом для лошадей; у нас его заменяет могар . К
 сказанному о могаре (Panicum germanicum) следует добавить, что из семян

<< Пред.           стр. 821 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу