<< Пред. стр. 830 (из 1179) След. >>
надеялся нанести здесь решительный удар Риму, сделав операционнымбазисом Цизальпинскую Галлию, только что покоренную римлянами. Он питал
надежду на деятельную помощь со стороны галлов и даже со стороны
италийских союзников, тяготившихся подчинением Риму. Обеспечив войском
Ливию и Испанию (где он оставил около 15 тысяч своему брату Газдрубалу),
Ганнибал перешел Пиренеи с 50 тыс. пехоты и 9 тыс. конницы. С
значительными затруднениями он переправился через Рону (особенно трудно
было переправлять боевых слонов) и, направившись на северо-восток,
вступил в область Альп. Переход через Альпы (Малый Сен-Бернар) был
крайне труден. Ганнибал спустился в Цизальпинскую Галлию лишь с
половиной войска. Первые столкновения были несчастны для римлян. Публий
Сципион был разбит на берегах Тичино, а Тиберий Симпроний (войска
которого предназначались было для высадки в Африку) - на берегу Требии.
Ганнибал перешел через Апеннины и совершил очень трудный поход по
низменной области, орошаемой рекой Арно, которая находилась тогда в
разливе. Около Тразименского озера, в Этрурии, он истребил римскую армию
Гая Фламиния и, не пытаясь даже подойти к Риму, взять который было очень
мало шансов, пошел на восток, потом сильно опустошил южные области.
Несмотря на эти опустошения и поражения римских войск, надежды Ганнибала
на отложение италийских союзников оказывались пока тщетными: за
немногими исключениями, союзники хранили верность Риму. Диктатор Фабий
Максим решил держаться нового плана войны: он систематически избегал
больших сражений с Ганнибалом в открытом поле и всю надежду возлагал на
лишение неприятеля возможности легко добывать провиант и фураж и на
естественное разложение карфагенской армии. Эта система, давшая Фабию
прозвание "Медлителя", многими осуждалась в Риме. Против нее был, между
прочим, и начальник конницы Марк Минуций. Недовольный Фабием народ
назначил Минуция вторым диктатором. Ганнибал перезимовал около города
Герония, перешел в Апулию и здесь в начале лета 216 года произошло
сражение при Каннах. Во главе римской армии стояли консулы Люций Эмилий
Павел (кандидат аристократической партии) и Гай Теренций Варрон,
которого провела в консулы народная партия ( права главнокомандующего
переходили по очереди от одного консула к другому). В день своего
командования Теренций Варрон начал битву. Она кончилась полным разгромом
римской армии; 70 тысяч римлян выбыло из строя; в числе погибших были
консул Эмилий Павел и 80 сенаторов. В Карфагене решено было послать
подкрепления Ганнибалу, о котором враждебная ему и войне олигархическая
партия до тех пор заботилась очень мало. Еще важнее, казалось, должна
была быть помощь Ганнибалу со стороны Македонии. К врагам Рима примкнули
еще Сиракузы. Наконец, даже многие из южноиталийских союзников Рима
стали переходить на сторону карфагенян. Так, отложился от Рима очень
важный город Капуя. Римляне напрягли все усилия, чтобы создать новую
армию и не остановились даже перед включением в легионы нескольких тысяч
рабов. Ближайшую зиму Ганнибал провел в Капуе. В легких стычках счастье
вскоре стало переходить к римским войскам, а между тем, необходимые
подкрепления не приходили к Ганнибалу: Карфаген опять оставлял Ганнибала
без деятельной поддержки. Тем временем в Испании братья Гней и Публий
Сципионы действовали так удачно (победа при Ибере, 216 г.), что
Газдрубал не был в состоянии привести оттуда свои войска на подкрепление
брату. Македония тоже не послала своих контингентов в Италию: Рим
вооружил против нее врагов в Греции - этолян, Спарту, Мессену, Элиду и
др. Борьба в Греции надолго отвлекла внимание Македонии и, через
некоторое время, она заключила мир с Римом. В 212 г. Марк Марцелл взял
Сиракузы, потом к римлянам перешел Акрагас и к 210 году вся Сицилия была
снова уже в их руках. В Италии положение римлян в 214 и 213 г. было
довольно хорошо, но в 212 г. Ганнибалу удалось занять Тарент; крепость,
впрочем, осталась в руках римлян. Метапонт, Фурии и Гераклея также
перешли к карфагенянам. Римляне осадили Капую; Ганнибал не мог оттеснить
их, потому что римляне хорошо окопались перед городом. Чтобы принудить
римлян снять осаду Капуи, Гапнибал предпринял диверсию: он подошел было
к самому Риму, но не решился сделать нападение на город. И эта попытка
спасти Капую кончилась ничем: римляне не сняли осады, и в 211 г. город
сдался, причем римляне жестоко наказали капуанцев и отменили их старое
городское устройство. Взятие Капуи было крупным успехом; оно произвело
очень сильное впечатление на союзников Рима. В 209 г. был возвращен
римлянами и Тарент (его взял Кв. Фабий Максим). Смерть Марцелла, убитого
в схватке с сильнейшим неприятелем (в 208 г.), не улучшила положение
карфагенянам. Их армия таяла; необходимы были значительные подкрепления.
Уже давно Ганнибал поджидал их из Испании ,где после первых удач дела
пошли неблагоприятно для римлян. Карфагеняне, при помощи царя Галы и его
сына Масиниссы, вынудили к миру африканского союзника римлян, царя
Сифакса, и это дало возможность Газдрубалу обратить все силы на Испанию.
Кроме него, в Испании действовали еще Газдрубал, сын Гизгона, и Магон.
Им удалось воспользоваться разделением римских сил и изменой бывших на
римской службе туземных отрядов и нанести порознь поражение сначала
Публию, а потом и Гнею Сципионам. Оба Сципиона пали в бою (212 г.);
почти вся Испания временно была потеряна для римлян. Отправка туда
подкреплений и назначение главнокомандующим молодого, способного Публия
Корнелия Сципиона (сын погибшего Публия) вскоре, однако, опять дали в
Испании перевес римлянам. В 209 г. Сципион захватил Новый Карфаген, но,
несмотря на победу под Бэкулой, ему не удалось воспрепятствовать
Газдрубалу уйти на помощь брату в Италию. Новая победа под Бэкулой над
войсками Газдрубала, Гизгонова сына, и Магона, отдала всю Испанию во
власть римлян: остаток карфагенских войск Магон вынужден был направить в
Италию; последний карфагенский город, Гадес, сдался римлянам. Но в то
время, как Сципион так удачно действовал в Испании, сам Рим подвергался
серьезной опасности. В 208 г. Газдрубал, перейдя Пиренеи, прошел через
Галлию, перешел Альпы и двинулся на соединение с братом. Битва при
Метавре (Гай Клавдий Нерон) спасла римлян от опасности соединения
карфагенских сил: Газдрубалово войско было уничтожено, он сам пал (207).
Положение Ганнибала становилось очень трудным, тем более, что
благополучное окончание войны в Сицилии, в Сардинии и в Испании и
заключение мира с Македонией развязало руки его врагам. Сенат дал,
наконец, Публию Корнелию Сципиону разрешение произвести высадку в
Африке, но Сципиону пришлось еще создавать необходимую для этого армию.
В состав ее вошли два легиона, опозорившиеся в битве при Каннах, и много
добровольцев. 205 год прошел в приготовлениях, а в 204 г. войско отплыло
из Лилибея в Африку, на 400 транспортных судах и 40 военных. Сципион
высадился близ Утики и разбил изменившего Риму Сифакса. Сторонники мира
в Карфагене завели с римлянами переговоры, которые, впрочем, не привели
ни к чему. Тогда карфагенское правительство вызвало в Африку Ганнибала и
Магона. Битва при Заме (точно место и время ее неизвестны, около 202 г.)
уничтожила последние надежды карфагенян и привела к заключению мира, по
которому Карфаген сжег свои военные корабли, отказался от Испании и
островов Средиземного моря, обязался вовсе не вести войн вне Африки, а в
Африке не воевать без дозволения Рима. Сверх того, карфагеняне должны
были в продолжение 50 лет выплачивать ежегодно контрибуцию по 200
талантов. Таким образом, и вторая война кончилась в пользу Рима,
несмотря на гениальность Ганнибала: римское государство оказалось более
прочным, чем Карфаген. В Африке следствием победы Рима был переход
Сифаксова царства к другу римлян, Масиниссе. В Карфагене поражение
привело к демократическим реформам. Патриоты надеялись еще раз вступить
в борьбу с Римом, когда он будет в затруднительном положении. Поэтому
римляне потребовали выдачи главы и надежды этой партии - Ганнибала,
который должен был бежать. Власть в Карфагене опять попала в руки
олигархической партии, которая всячески старалась поддерживать хорошие
отношения к Риму, чтобы сохранить за Карфагеном, по крайней мере, его
торговлю и богатство. Для Рима время от 201 до 149 года не пропало
даром: победы римлян над Антиохом Сирийским и в Македонии, их успехи в
Греции подняли могущество Рима до небывалой высоты. Но Рим все еще
боялся своего векового врага, а итальянские торговцы видели в
карфагенских купцах опасных конкурентов. Поэтому в Риме были очень
довольны тем, что Масинисса не давал покоя Карфагену, не имевшему права
защищаться оружием от захватов со стороны нумидийского царя. Эти захваты
становились все беззастенчивее, а жалобы карфагенян в Риме не приводили
ни к чему: не в интересах Рима было связывать руки Масиниссе. Наконец,
терпение Карфагена лопнуло, и он начал войну с Масиниссой. Это дало Риму
давно желанный предлог покончить с врагом, быстрому подъему
благосостояния которого так дивился Катон, постоянно требовавший
разрушения Карфагена. В 149 г. Рим послал большую армию в Африку
(консулы Маний Манилий и Люций Марций Цензорин). Карфагенская партия
мира хотела не доводить дела до войны и соглашалась дать римлянам
удовлетворение. Римляне поступили очень недобросовестно: они соглашались
на мир при условии исполнения известных требований, а когда карфагеняне
исполнили их, консулы ставили новые условия, более тяжелые. Так, римляне
добились сначала выдачи заложников, потом оружия, и тогда уже предъявили
свое последнее требование - чтобы карфагеняне выселились из Карфагена в
какуюнибудь местность, лежащую не ближе 80 стадий от моря. При таких
условиях новое поселение не могло быть торговым городом. Карфагеняне
отказались подчиниться этому требованию; началась осада Карфагена.
Карфагеняне со всевозможными усилиями создали новый флот и оружие и
решились защищаться до последней крайности. Главное начальство над ними
принял Газдрубал. Сначала римляне потерпели неудачи в попытках взять
город штурмом и вынуждены были начать правильную осаду. 149 и 148 гг.
прошли для римлян безуспешно. В 147 г. в Утике высадился консул Публий
Корнелий Сципион Эмилиан, сын Эмилия Павла, усыновленный фамилией
Корнелиев Сципионов. Сципион прикрыл осаждающую армию двумя линиями
укреплений и совсем отрезал ими Карфаген с суши, что крайне затруднило
подвоз провианта и привело к бегству и сдаче значительной части жителей
Карфагена. Остальные заперлись в старом городе и в укреплении Бирсе.
Построив дамбу, Сципион закрыл доступ в гавань и с моря, но карфагеняне
прокопали новый вход в гавань и построили флот, который, впрочем, не мог
обеспечить подвоз припасов. Весной 146 г. римляне проникли, наконец, в
город, заняли торговую площадь и двинулись к Бирсе. Долго еще шла борьба
в городе, часть которого была сожжена при этом. На седьмой день сдались
и карфагеняне, запершиеся в Бирсе. Маленький отряд (большей частью
римские перебежчики) заперся в одном из храмов, вместе с Газдрубалом.
Сам Газдрубал сдался, но жена его, дети и все остальные погибли в огне.
Римляне разграбили город, причем получили громадную добычу; затем они
сожгли Карфаген и прошли плугом по тому месту, где он стоял.
Под страхом проклятия воспрещено было восстановление города на этом
месте. Большая часть пленных была продана в рабство; карфагенская
область стала римской провинцией, столицей которой была Утика. Так
кончились П. войны. Следствием их было исчезновение самой крупной
державы, сдерживавшей до тех пор Рим. Лишь победа над Карфагеном сделала
возможным распространение римского владычества на все берега
Средиземного моря. Ср. Jager, "Die Punischen Kriege" (Галле, 1869 - 70);
Neuman, "Das Zeitalter der Punischen Kriege" (1883); Otto Gilbert, "Rom
u. Karthago in ihren gegenseitigen Beziehungen 513 - 536 und с. 241 -
218 v. Chr.", (Лпц., 1876); W. Streit, "Zur Geschichte des zweiten
Punischen Krieges in Italien nach der Schlacht von Cannae" (Б., 1887).
Д. К.
Пураны (санскр. Рurana = "старина, былина") - особый вид эпических
поэм в индийской литературе, сменивший в ней так называемые итихасы , от
которых его отделяет довольно большой промежуток времени. Следует
отличать памятники, дошедшие до нас под именем П., от древних П..
упоминаемых еще в ведийской литературе (в брахманах) и представлявших
собою космогонические рассуждения о "начале вещей" (agra). Со временем
имя П. было придано и другим произведениям баснословно-исторического
содержания. В то время, как итихасы изображают подвиги смертных героев,
П. прославляют, главным образом, деяния богов, являясь как бы Священными
книгами индуизма. Наряду с древними мифами и преданиями, П. представляют
и очевидные черты позднейшего происхождения. Повторения одних и тех же
мифов, нередко даже буквальные повторения текста в разных П. указывают
на существование каких то более древних памятников (тоже П. ?),
послуживших источником для уцелевших П. По определению индийского
лексикографа Амарисинхи (VI в. по Р. Хр. ?), П. изображают: 1)
сотворение мира, 2) его разрушение и возобновление, 3) генеалогию богов
и патpиapxoв, 4) царствования разных Ману, образующие особые периоды -
Манвантары, 5)историю солнечной и лунной царских династий. Ни одна из
дошедших до нас П. не отвечает вполне точно этому определению; наиболее
выдержанной в данном отношении является одна лишь Вишну-П.
Обстоятельство это легко объясняется большим хронологическим
расстоянием, которое отделяет эпоху Амарасинхи от времени окончательной
редакции дошедших до нас П., древнейшая из коих (Ваю-П.) не старше Х в.
по Р. Хр., а прочие принадлежат XIII - XVI в. Таким образом,
сохранившиеся П. являются памятниками сравнительно очень позднего
происхождения, древние же их редакции утрачены. Значение П. как
исторических памятников ничтожно. В изображении древнейших событий П.
следуют Махабхарате и Рамаяне, а в своих генеалогических построениях
самым резким образом противоречат друг другу и хронологии вообще. Зато
для истории индийских верований П. дают ценный материал. По словам
знатока П., проф. Вильсона, значительная часть их содержания имеет
подлинный, древний характер. Позднейшие вставки, сделанные в целях той
или другой индуистской секты, легко могут быть выделены из первичного
содержания, так что П. служат хорошим источником для характеристики
круга верований, сменившего ведийское религиозное мировоззрение, хотя
сами они принадлежат более позднему периоду. Теогония и космогония П. в
своих элементах восходит почти к ведийскому периоду; знакомство с ведами
проглядывает в них довольно часто. Схема первичного творения
заимствована от философской школы Санкхья. Одна из характерных черт П. -
пантеизм, лежащий в основе их учения; хотя специальное божество,
прославляемое в той или другой П., варьируется, согласно ее
принадлежности к тому или другому сектантскому учению, но везде оно
отождествляется со всем существующим, исходящим из него и к нему
возвращающимся. Вообще, П. носят очевидные признаки своей принадлежности
к разным эпохам и составления под различными влияниями. Так как процесс
образования современного индуизма из смеси брахманизма и других
религиозных учений древней и средневековой Индии происходил между IX -
XIV вв. по Р. Хр., то и возникновение П. в их окончательном виде должно
быть отнесено к этой эпохе. Bcе П. написаны стихами, в неизменной форме
диалога между двумя лицами, одно из которых задает разные вопросы, а
другое излагает в своих ответах пуранические учения. Этот диалог
прерывается другими, происходившими, будто бы, между другими лицами по
поводу аналогичных вопросов. Постоянным рассказчиком является
Ломагаршана или Ромагаршана, ученик мифического мудреца Вьясы, носящий
титул суты, т. е. рапсода или панегириста, имеющего особое право и
обязанность прославлять деяния царей и богов. Кроме основных 18 П.,
имеется столько же так называемых упапуран ,или побочных П., в которых
эпическое содержание оттеснено на задний план ритуальным элементом.
Основные П. делятся индуистами на три класса, смотря по преобладанию в
них "чистоты, тьмы и страсти". К первой серии (с преобладанием чистоты =
санскр. sattva) принадлежат: 1) "Вишну П." (изд. Дживананды Видьясагары
с туземн. комментарием, Калькутта, 1876; английский перевод с обширным
введением и примечанием Вильсона, Лонд., 1840; переиздан с дополнениями
Фицэдвардом Галлем, Л., 1864 - 77); 2) "Нарадия П."; 3) "Бхагавата П."
(изд. с туз. коммент., Бомбей, 1860, 1880, 1887 и т. д.; текст и франц.
перевод Бюрнуфа и Hauvette-Besnault, Пар., 1840 - 84); 4) "Гаруда П."
(часть изд. в Бомбее, 1863); б) "Падма П." (отрывки изд. в Бомбее, 1857,
1861, полное изд. Вишванатха Нараяны Мандлика, Пуна, 1893 - 94; 6)
"Варага П." (изд. Гришикеши Шастри, Кальк., 1887 - 89). Эти П.
принадлежат секте вайшнава (вишнуитам), и, поэтому, главную роль в них
играет бог Вишну. Вторую группу (с преобладанием "невежества или тьмы" =
санскр. tamas) составляют: 1) "Матсья П." (изд. Дживананды Видьясагары,
Кальк., 1876);. 2) "Курма П." (изд. в Мадрасе, 1876); 3) "Линга П."(изд.
с туземн. комм., Бомбей, 1857); 4) "Шива П." (изд. Бомбей, 1884); 5)
"Сканда П." (часть изд. в Бомбее, 1861); 6) "Агни П." (изд. в
"Bibliotheca Indica", Калькутта, 1870 - 79). П. этой группы принадлежат
шиваитам, и главный герой их бог Шива. Наконец, третью серию,
посвященную Брахме и представляющую преобладание "страсти" (санскр.
rajas), образуют: 1) "Брахма П."; 2) "Брахманда П."; 3) "Брахма-вайварта
П." (отрывок изд. с лат. перев. и комм. Штенцлер, Б., 1829, другой в
Бомбее, 1854); 4) "Маркандея П." (изд. Banerjea в "Bibl. Iпdica",
Кальк., 1855 - 62; Дживананды Видьясагары, Кальк., 1876, в Бомбее, 1888
и т. д.; отрывок с лат. перевод, и примеч. Poley, Берлин, 1831); 5)
"Бхавишья П." и 6) "Вамана П.". Кроме этих П., есть еще очень древняя
"Ваю П." (изд. Раджендралала Митра, Кальк., 1879 - 85), которая в
туземных перечнях П. заступает место Агни П. или Шивы П. Ее относят к VI
в. по Р. Хр., тогда как прочие П. принадлежат позднейшему времени (ХIII
- XVI вв.). Все П. отличаются своим обширным объемом. По показанию
Бхагавата П., во всех 18 П. насчитывается 400 тысяч строф. Самая
объемистая, Сканда П., имеет 81000 строф, а две самые краткие - Брахма и
Вамана П. - по 10000. Из упапуран изданы лишь немногие: "The
vrihannaradiya P." (Гришикешой Шастри, Кальк., 1866 - 91) и "Саура"
("Saura P." ed. by Pandit Kasinatha Sastri Sele, Пуна, 1880). Прочие
известны в рукописях или только по имени. Ср. Wilson, "Analysis of the
P." ("Journ. of the Roy. As. Soc.", т. V, 1838; перепечат. в его "Select
Works", Л., 1862 - 71, т. Ill); его же предисловие к переводу Вишну П.;
Weber, "Verzeichniss der Sanskrit Handschriften der K. Bibliothek zu
Berlin" (1855, стр. 127 - 48); Th. Aufrecht, "Catalogus Codicum MSS
Sanscriticorum quotquot in Biblioth. Bodleiana adservantur" (1869, стр.
7 - 87). Мифология П. - у Vans Kennedy, "Researches into the Nature and
Affinities of Ancient Hindu Mythology" (Лонд., 1831).
С. Б - ч.
Пуризм - преувеличенное стремление к чистоте литературного языка, к
изгнанию из него всяких посторонних элементов. Сознание, что язык есть
органическое целое, служащее живым выразителем народного миросозерцания
и, в свою очередь, оказывающее на мысль значительное влияние, ведет
естественным образом к заботе о том, чтобы развитие языка протекало
свободно от внешних, случайных влияний и чтобы в наличный состав его не
входили чуждые и ненужные ему примеси. В этом же направлении действует
идея о литературном языке, как о выделившемся из разговорной речи целом,
состав которого освящен применением в произведениях лучших писателей и
потому не подлежит произвольным преобразованиям. Несомненно, что,
несмотря на свободное, целесообразное развитие языка, есть посторонние
стихии и новообразования, которые должно по возможности удалять из
литературной и разговорной речи; они не вяжутся с составом и строем
языка, неспособны к дальнейшему развитию, наводят мысль на ложные
ассоциации, наконец, не отвечают особым требованиям благозвучия,
свойственным данному языку, и режут ухо, привыкшее даже в совершенно
новом слове встречать все-таки нечто знакомое, нечто вполне сливающееся
со старыми элементами языка. Естественно желание освобождать язык от
таких новообразований, иногда ненужных (если есть соответственное
народное слово, а вносится иностранное), иногда сообщающих мысли
неверный оттенок и, во всяком случае, не обещающих сделаться
органической частью языка. С этой точки зрения теория чистой
литературной речи восстает против неуместных варваризмов, неологизмов,
архаизмов и провинциализмов. Особенно горячо ведется борьба против двух
первых, и это объясняется тем, что в основе П. лежат нередко не
литературные и лингвистические, а иные соображения. Борьба против нового