<< Пред.           стр. 880 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 гнойников и даже гноекровием. Замечательно, что Р., в противоположность
 другим инфекционным болезням и наравне с ревматизмом, не только не
 предохраняет от рецидивов (не дает иммунитета), но даже оставляет
 повышенное предрасположение к новому заболеванию. Есть лица, который
 каждую весну или осень получают Р. головы (привычная Р.). Происхождением
 своим эта болезнь обязана проникновению через рану особого
 микроорганизма, который был найден Фелейзеном (Streptococcus
 erysipelatus); этот кокк массами, в виде цепочек, лежит в лимфатических
 щелях и сосудах пораженного участка. Р. прилипчива (контагиозна), и
 потому рожистые больные должны быть изолированы, в особенности от лиц,
 имеющих раны или изъязвления; помещение должно быть дезинфицировано
 после рожистого заболевания. Насколько важна профилактика, видно из
 того, что раньше Р. представляла повальную, трудноискоренимую болезнь в
 госпиталях, а со времени введения Листеровского метода ухода за ранами
 (антисептика), большей чистоты и строгой изоляции Р. стала весьма редким
 явлением в хирургических отделениях. Интересно, что Р. иногда оказывает
 как будто целебное действие на другие болезненные процессы. Это еще
 заметили в XVII стол. французские врачи по отношению к сифилису,
 волчанке и злокачественным новообразованиям и наименовали эту форму
 erysipele medicale или salutaire. Когда же Фелейзен получил
 искусственную разводку рожистых кокков, то стали нарочно делать прививки
 Р. с целью лечения рака, саркомы, но результаты до сих пор мало
 ободряющие. Лечение при Р. лица и головы установилось в настоящее время
 более выжидательное; для остановки процесса на других частях тела
 прибегают и к более энергическим мерам, как насечки с последовательным
 втиранием растворов сулемы и проч. Иногда можно задержать
 распространение Р., если окружить больную часть на некотором расстоянии
 от края красноты полосками липкого пластыря. В. О - ий.
  Рождество Христово - великий христианский праздник в воспоминание
 рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуемый 25 декабря. Впервые об
 этом празднике на Востоке упоминается у Климента Александрийского; он
 совершался там 6 января под именем Богоявления (Epijanh), а на Западе
 праздновался 25 дек., под названием Natalis. Во времена Иоанна
 Златоуста, как видно из его беседы на день Р. Христова, и на Востоке
 начали праздновать его 25 дек. Трудно сказать, почему именно зап.
 церковь стала праздновать его в этот день, Некоторые стараются поставить
 этот праздник в связь с Иудейской ханукой или римскими сатурналиями, но
 эти предположения произвольны. Достоверен лишь тот факт, что 25 декабря
 исполняется девять месяцев с Благовещения (25 марта); отсюда явствует
 намерение привести эти даты в соответствие с обычным временем
 плодоношения. В восточной церкви праздник Р. Хр. считается вторым по
 Пасхе ("трехдневная пасха"), а на Западе он стоит даже выше Пасхи. А. Д.
  К достойному празднованию Р. Христова верующие приготовляются
 сорокадневным постом, известным под именем Рождественского или
 Филиппова. Канун или день навечерия праздника проводится в особо строгом
 посте и называется сочельником или сочевником, так как по уставу
 церковному в этот день полагается употреблять в пишу сочиво, т. е.
 сушеные хлебные зерна, размоченные водой. По обычаю православных
 христиан, пост этого дня хранится до вечерней звезды. В V в. Анатолий,
 патриарх константинопольский, в VII в. Софроний и Андрей Иерусалимские,
 в VIII в. св. Иоанн Дамаскин, Козьма Маюмский и Герман, патриарх
 цареградский и др. написали для праздника Р. Христова многие священные
 песнопения, которыми церковь и ныне прославляет празднуемое событие. Уже
 в IV в. было определено, как праздновать навечерие праздника, если оно
 случится в день воскресный (Феофила Александр. прав. 1-е). В навечерие
 издревле совершаются царские часы, так называемые потому, что на них
 положено возглашать многолетие царю, всему царствующему дому и всем
 православным христианам. Во время часов церковь воспоминает
 многоразличный ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Р.
 Спасителя. После полудня совершается литургия Василия Великого, если
 только навечерие не случится в субботу или воскресенье, когда
 совершается литургия Иоанна Златоуста, в обычное время; царские часы в
 таком случае переносятся на предшествующий пяток. Всенощное бдение
 начинается великим повечерием, на котором церковь свою духовную радость
 выражает особенно пением пророчественной песни: "яко с нами Бог". В
 православной церкви русской торжественность богослужения праздника
 возвышается еще воспоминанием об избавлении России от нашествия галлов и
 с ними двадесяти язык в 1812 г. Это воспоминание совершается в
 благодарном молебном пении, после литургии. В пределах предпразднства и
 попразднства праздник Р. Христова продолжается 12 дней. См. П. Лебедев,
 "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); прот. Г. С.
 Дебольский, "Дни богослужения православной кафолической восточной
 церкви" (т. 1, СПб., 1882); прот. и. Никольский, "Пособие к изучению
 устава богослужения правосл. церкви" (СПб., 1888); Ф. Смирнов,
 "Происхождение и значение праздника Р. Христова". (Киев, 1883).
  К кратким евангельским сказаниям о Р. Христовом многое прибавляют
 апокрифы, легенды и народные духовные стихи. Наиболее важны в этом
 отношении апокрифы Они оказали сильное воздействие на старинную
 литературу и на иконопись. В апокрифах говорится о вертепе, бабке
 Соломонии, бегстве Иосифа с Марией в Египет, избиении младенцев (см.
 Пыпин, "Памят. стар. рус. литературы", III; Калитовский, "Матер. до
 литер. апокр." и др.). В истории древнехристианской литературы и
 искусства наиболее оставили следов древние апокрифические сказания о
 присутствии в пещере, где родился Спаситель, вола и осла. Уже в
 древнехристианских саркофагах являются осел и бык при Р. Христове. К IX
 в. на Востоке и Западе пользуется огромной популярностью следующие
 изображения Р. Христова: в горе пещера, в пещере ясли, в которых лежит
 Христос: над Ним головы осла и быка. Богоматерь лежит на одре, лицом к
 зрителю. Иосиф сидит внизу в раздумье или дремоте. Известно, как
 традиционные осел и бык послужили великим итальянским художникам, напр.
 Корреджио. В Чети-Минеях Димитрия Ростовского говорится, что к яслям
 привязаны были вол и осел. Их привел Иосиф из Назарета. На осле ехала
 Пресвятая Дева, а вола Иосиф привел на продажу, чтобы было чем уплатить
 царскую подать и содержать себя в Вифлееме и в дороге. Эти бессловесные
 животные, стоя при яслях, дыханием своим согревали Младенца от зимней
 стужи и таким образом служили Владыке и Творцу своему. Этот рассказ из
 Чети-Миней проник в народ и в духовных стихах и легендах малорусского
 народа передается почти дословно. Научная литература предмета - у акад.
 Веселовского, в "Сборн. Акад. Наук", 1891 г., Потебни во II т. "Объясн.
 малор. и срод. песен", Сумцова - в "Очерк. ист. южнор. апокр. сказ. и
 песен", "Этнограф. Обозрения" (см. по указателям Куликовского, 1 - XVI,
 36; XVI - XXXI, 49).
  Рождество Богородицы - двунадесятый праздник, 8 сентября, в память
 рождения Пресв. Девы Марии. Событие, чествуемое в этот день, сохранилось
 только в церковном преданий и представляется в таком виде. Родители
 Пресвятой Девы были благочестивые Иоаким, происходивший из царского
 рода, и Анна - из рода первосвященнического. Пресвятая Дева была
 единственное дитя их, рожденное ими в преклонных летах, по особому
 обетованию Божию. Имя ее было предуказано ангелом, предвозвестившим
 родителям и самое рождение ее. О времени установления праздника не
 сохранилось определенных сведений. Св. Елена, по палестинским преданиям,
 соорудила храм в честь и память Р. Богородицы. Более или менее ясные
 указания на праздник находятся у св. Златоуста, св. Прокла, Епифания и
 блаженного Августина. В V в. о празднике Р. Богородицы упоминается в
 служебнике (сакраментарии) Геласия; в этом же веке Анатолий, епископ
 константинопольский, написал на день Р. Богородицы стихиры, ныне поемые
 церковью в этот день. Р. Богородицы было прославлено Стефаном
 Святоградским в VI в., Андреем Критским и Сергием, патриархом
 константинопольским, в VII в., св. Иоанном Дамаскиным и Германом,
 патриархом константинопольским, в VIII в., Иосифом Студитом в IX в., в
 песнопениях, которыми православная церковь и поныне прославляет
 Пресвятую Деву в праздник Р. ее. В настоящее время праздник
 продолжается, в пределах предпразднства и попразднства, 6 дней, с 7 по
 12 сентября. См. П. Лебедев "Наука о богослужении православной церкви"
 (М., 1890); прот. Г. С. Дебольский, "Дни богослужения православной
 кафолической восточной церкви" (СПб., 1882).
  Рожок - русский пастушеский духовой инструмент, имеет вид длинного
 усеченного конуса; делается преимущественно из бересты, с восемью
 перехватами из того же материала. В узкий конец Р. вставляются кленовый
 или осиновый мундштук, который крестьяне называют свистулькой. Русский
 сигнальный Р. - металлическая, согнутая овалом трубка, с конусообразным
 раструбом и мундштуком в виде чашечки - применяется в войсках. Почтовый
 Р. имеет форму уменьшенной валторны; в былые времена применялся
 почтальонами для сигналов. Английский Р. - духовой деревянный
 инструмент, в который дуют сквозь мундштук из двух пластинок. Это -
 гобой больших размеров. Н. С.
  Рожь (Secale cereale L.) - злак, разводимый во многих странах, но
 неизвестный в диком состоянии (см. ниже). Стебли у него развиваются
 пучками по нескольку, они прямые, высотой иногда до 2 м. Листья плоские,
 с длинными влагалищами, и вместе со стеблем сизые. Стебель несет на
 верхушке один удлиненный, немного поникающий колос; под колосом стебель
 немного волосистый. Колос состоит из клетчатого, почти четырехгранного,
 не разламывающегося стержня и плоских колосков, сидящих на выступах
 стержня и обращенных к нему плоской стороною. Колоски двухцветковые, и
 только у разновидности triflorum трехцветковые. Колосковые чешуйки
 шиловидные, короче цветковых чешуек, без ости и по килю шероховатые;
 нижняя цветковая чешуйка короче верхней, с длинною остью, превышающею во
 много раз колосок, по краю и по килю с щетинистыми ресничками; верхняя
 цветковая чешуйка без ости, но с ресничками. Тычинок три, с удлиненными
 пыльниками, выступающими из колоска; опыление ветровое. Зерновка
 продолговатая, немного сжатая с боков; по созревании она вываливается из
 колоска. Есть предположение что Р. происходит от рода Secale montanum
 Guss, дико растущего в южной Европе, юго-западной и Центральной Азии. Р.
 С.
  Розанов (Василий Васильевич) - современный философ, публицист и
 критик, род. в Ветлуге в 1856 г., окончил курс в московском университете
 по филологическому факультету, был учителем истории и географии в
 брянской прогимназии, елецкой гимназии и бельской прогимназии; с 1893 г.
 служит в центральном управлении государственного контроля.
 Неудовлетворенный схемою университетских дисциплин, лишенных цельности и
 последовательности, P., в обширном труде: "О понимании. Опыт
 исследования природы, границ и внутреннего строения науки, как цельного
 знания" (М. 1886), дает план возможного понимания или познания мира,
 определенный изучением первоначального строения ума, которому
 соответствует строение мира. Все познаваемое распределено в понимании,
 содержится в его формах, но только еще закрытое, непознанное; понимание
 завершает деятельность разума и дает ему успокоение. Всестороннюю
 критику утилитаризма Р. дал в статье: "Цель человеческой жизни" ("Вопр.
 филос.", 1892, кн. 14 и 15); эстетические воззрения Р. изложены в книге
 "Красота в природе и ее смысл" (М. 1894), написанной по поводу взглядов
 Вл. С. Соловьева. Гораздо больше внимания Р. посвятил философии истории.
 в связи с запросами и требованиями современности. ("Религия и культура",
 сборник статей, СПб.. 1899). Выступив на это поприще статьей: "Место
 христианства в истории" ("Русский Вестн.", 1890, 1 и отд.), Р. примкнул
 сначала к "Моск. Вед.", затем обнаружил довольно определенную
 славянофильскую окраску в духе К. Н. Леонтьева и, наконец, выступил
 решительным противником некоторых основных идей догматики. Статьи Р. о
 браке (1898) были поворотным пунктом в этом отношении. Много было
 сказано здесь такого, что повергало в неподдельное изумление как
 единомышленников, так и противников Р. (по его мнению, напр., день
 Ходынской катастрофы есть, вместе с тем, и счастливый день русской
 истории). Нельзя не признать, однако, что встречающееся у Розанова
 своеобразное освещение исторических. событий будит мысль неожиданными
 параллелями и взглядами. То же самое следует сказать и о статьях его
 педагогического содержания, собранных в книге: "Сумерки просвещения"
 (СПб., 1899). Критикуя современный строй школы и воспитания, Р. находит,
 что во всех борющихся системах воспитания нарушены три принципа
 образования: принцип индивидуальности, требующий, чтобы как в
 образуемом, так и в образующем была сохранена индивидуальность; принцип
 целости, требующий, чтобы всякое входящее в душу впечатление не
 прерывалось до тех пор другими впечатлениями, пока оно не окончило
 своего взаимодействия с нею; наконец, принцип единства, состоящий в
 требовании, чтобы образующие впечатления были все одного типа. В своих
 порою блестящих и всегда крайне парадоксальных критических статьях Р.
 занимался почти исключительно Достоевским и Гоголем: "Легенда о Великом
 инквизиторе Ф. М. Достоевского, с присоединением двух этюдов о Гоголе"
 (СПб., 1893) и "Литературные очерки", сборник статей (СПб., 1899). О Р.
 cущeствует много полемических отзывов, из которых наиболее известна
 статья Вл. С. Соловьева: "Порфирий Головлев о свободе и вере" ("Вест.
 Европы", 1894 г., 2).
  Я. К.
  Розеттский камень - надпись на трех языках (древнеегипетском
 иероглифическом, демотическом и греческом), начертанная на плите из
 темного базальта и найденная в 1799 г. инженером Бушаром при копании
 шанцев у Розетты, во время наполеоновской экспедиции в Египет. Когда
 Египет был очищен французами, камень попал, вместо Лувра, в британский
 музей. С именем Р. камня соединяется представление о начале египтологии,
 так как он послужил ключом к чтению иероглифов. Это удалось англичанину
 Томасу Юнгу (1819) и, независимо от него, Шампольону (1822). Содержание
 надписи - постановление египетских жрецов в честь Птолемея V, от 196 г.
 до Р. Хр. Верхняя часть плиты не сохранилась; пропало также несколько
 иероглифических строк. Лучшее издание памятника принадлежит Лencиycy (в
 натуральную величину).
  Розоцветные (Rosiflorae) - порядок двудольных раздельнолепестных
 растений, обнимающий семейства розанных (Rosaceae), миндальных
 (Amygdalaceae) и яблонных (Роmасеае); по другим авторам все эти три
 семейства соединяются в одно розанные. Растения этого порядка - травы,
 кустарники или деревья, с рассеченными листьями, снабженными свободными
 или приросшими к черешку прилистниками; в последнем случае при листе
 находится хорошо развитое влагалище. Цветки правильные, с надпестичным,
 околопестичным или подпестичным околоцветником, так что завязь верхняя
 или полунижняя. Цветоложе обыкновенно расширенное (так наз. hypanthium)
 в виде плоской чаши, длинной трубки, кувшинчика и пр.; в сем. Pomaceae
 цветоложе срастается с завязью, так что завязь становится полунижнею (и
 даже нижнею). К краю цветоложа прикрепляются чашелистики, лепестки, а в
 некоторых случаях тычинки, в других случаях тычинки прикрепляются к
 плоскости цветоложа. Тычинок бывает от 5 до 50; располагаются они, когда
 их немного, правильными кругами, напр. 5, 20, 10+5, 10+5+5, 10+10+5;
 внутренние тычинки всегда короче наружных; в почке тычинки большею
 частью загнуты внутрь цветка. Пестиков от одного до большего числа. Плод
 - чисто сборный, состоящий из орешков, костянок, а у Pomaceae - ложный;
 цветоложе часто разрастается вокруг плодов, становится деревянистым,
 мясисто-сочным и сваливается вместе с плодами.
  С. Р.
  Розыск - представляет собою подготовительную к предварительному
 следствию деятельность органов обвинения. Добытые этим путем сведения и
 указания не имеют значения судебных доказательств. Производство Р. не
 связано судебными формами и обрядами и потому может быть вверено лицам,
 не принадлежащим к судебному ведомству. В обвинительном процессе
 первоначальное собирание доказательств по уголовному деду возлагается на
 обвинителя. В Англии и Америке Р. производится частными лицами, которым
 государство возмещает понесенные расходы, дает значительные права по
 раскрытию преступления (в некоторых случаях - даже право личного
 задержания обвиняемого) и обеспечивает содействие полиции. Наравне с
 частными лицами в качестве обвинителей выступают органы полиции, мировые
 судьи и заменяющие их судебные органы. Собранные обвинителем
 доказательства составляют его тайну и предъявляются им суду только
 тогда, когда он сам найдет это нужным. В Австрии, по уставу 1873 г.,
 собрание необходимых для формулирования обвинения доказательств
 возложено на прокурора или частного обвинителя, которые производят P.
 (Erforschung) или непосредственно, или при помощи полиции; они могут
 просить следственного судью произвести отдельные следственные действия
 или все предварительное следствие. В Германии, по уставу 1876 г., Р.
 сосредоточивается в руках обвинителя, т. е. почти исключительно
 прокуратуры. Для производства P. (Scrutinia verfahren) прокуратура
 обращается к помощи полиции, которая имеет право производить осмотры и
 допрашивать обвиняемых и свидетелей без присяги. Во Франции производство
 Р. лежит на обязанности судебной полиции, подчиненной прокурорскому
 надзору. По нашему уставу уголовного судопроизводства, Р. входит в
 понятие дознания и обнимает собою все меры удостоверения в событии
 преступления, на принятие которых уполномочена полиция; из числа этих
 мер закон указывает словесные расспросы и негласное наблюдение, но кроме
 того к Р. могут быть отнесены осмотры местности, потерпевшего и всякого
 рода предметов, даже при помощи экспертов, меры для отыскания и
 охранения следов преступления, для разыскания виновника преступления и
 т. п.; все эти меры полиция имеет право применять, если они не влекут за
 собою личного принуждения против обвиняемых или свидетелей; так напр.,
 полиция может осмотреть вещи, оставленные вероятным виновником на месте
 преступления, делать публикации в газетах, сноситься с должностными
 лицами и местами о розыске обвиняемого и т. п. Полиция не имеет права
 вызывать кого-либо в качестве свидетеля и налагать на неявившихся
 денежный штраф; никто не обязан давать свидетельские показания по
 требованию полиции; полиция не уполномочена составлять протоколы о
 показаниях свидетелей. В виде исключения полиция вправе производить
 допрос: а) обвиняемого - в случае неприбытия следователя в течение суток
 по приводе обвиняемого, чтобы поставить его в известность о причинах
 задержания, и б) свидетелей, когда кто-либо из них окажется тяжко
 больным и может до прибытия следователя умереть. На одинаковых правах с
 полицией производят P. : начальство - по преступлениям должности, чины
 корпуса жандармов - по преступлениям государственным. См. А. Квачевский,
 "Об уголовном преследовании, дознании и предварительном исследовании
 преступлений" (СПб., 1866 - 67); К. Поппе, "О дознаниях, производимых
 полицией" ("Журн. Мин. Юст.", 1861, кн. II); П. Бартенев, "Участие
 полиции в предварительном следствии" ("Журн. Мин. Юст.", 1865, кн. 3);
 Н. Селиванов, "Судебно-полицейский розыск у нас и во Франции" ("Юр.
 Вест.", 1884, кн. 2 и 7); А. Соколов, "О дознании и розыске" ("Журн. Гр.
 и Уг. Пр.", 1890, кн. 9); "Полиция в качестве органа розыска и дознания"
 ("Юр. Газ.", 1895, № 29 и 30). А. С. Д.
  Рокайль (rocaille, уменьшительное от франц. слова rос, скала, камень)
 - в архитектуре и орнаментистике убранство тех или других частей
 сооружения, тех или других предметов утвари, как бы безыскусственным
 соединением обломков скал и необработанных камней с раковинами и дикими
 растениями, а также лепным подражанием такому соединению. Р. была в
 большой моде во Франции времен Людовика XV и распространилась оттуда
 повсюду в Европе, употребляясь, главным образом, для внутренней отделки
 садовых гротов и беседок, для облицовки террас, декорирования нишей,
 фонтанов, ворот и т. п. К этому элементу и доныне прибегают архитекторы,
 когда устраивают что-либо в стиле рококо.
  Рококо - название архитектурного и декоративного стиля,
 образовавшегося во Франции во времена регентства (1715 - 23), достигшего

<< Пред.           стр. 880 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу