<< Пред. стр. 880 (из 1179) След. >>
гнойников и даже гноекровием. Замечательно, что Р., в противоположностьдругим инфекционным болезням и наравне с ревматизмом, не только не
предохраняет от рецидивов (не дает иммунитета), но даже оставляет
повышенное предрасположение к новому заболеванию. Есть лица, который
каждую весну или осень получают Р. головы (привычная Р.). Происхождением
своим эта болезнь обязана проникновению через рану особого
микроорганизма, который был найден Фелейзеном (Streptococcus
erysipelatus); этот кокк массами, в виде цепочек, лежит в лимфатических
щелях и сосудах пораженного участка. Р. прилипчива (контагиозна), и
потому рожистые больные должны быть изолированы, в особенности от лиц,
имеющих раны или изъязвления; помещение должно быть дезинфицировано
после рожистого заболевания. Насколько важна профилактика, видно из
того, что раньше Р. представляла повальную, трудноискоренимую болезнь в
госпиталях, а со времени введения Листеровского метода ухода за ранами
(антисептика), большей чистоты и строгой изоляции Р. стала весьма редким
явлением в хирургических отделениях. Интересно, что Р. иногда оказывает
как будто целебное действие на другие болезненные процессы. Это еще
заметили в XVII стол. французские врачи по отношению к сифилису,
волчанке и злокачественным новообразованиям и наименовали эту форму
erysipele medicale или salutaire. Когда же Фелейзен получил
искусственную разводку рожистых кокков, то стали нарочно делать прививки
Р. с целью лечения рака, саркомы, но результаты до сих пор мало
ободряющие. Лечение при Р. лица и головы установилось в настоящее время
более выжидательное; для остановки процесса на других частях тела
прибегают и к более энергическим мерам, как насечки с последовательным
втиранием растворов сулемы и проч. Иногда можно задержать
распространение Р., если окружить больную часть на некотором расстоянии
от края красноты полосками липкого пластыря. В. О - ий.
Рождество Христово - великий христианский праздник в воспоминание
рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуемый 25 декабря. Впервые об
этом празднике на Востоке упоминается у Климента Александрийского; он
совершался там 6 января под именем Богоявления (Epijanh), а на Западе
праздновался 25 дек., под названием Natalis. Во времена Иоанна
Златоуста, как видно из его беседы на день Р. Христова, и на Востоке
начали праздновать его 25 дек. Трудно сказать, почему именно зап.
церковь стала праздновать его в этот день, Некоторые стараются поставить
этот праздник в связь с Иудейской ханукой или римскими сатурналиями, но
эти предположения произвольны. Достоверен лишь тот факт, что 25 декабря
исполняется девять месяцев с Благовещения (25 марта); отсюда явствует
намерение привести эти даты в соответствие с обычным временем
плодоношения. В восточной церкви праздник Р. Хр. считается вторым по
Пасхе ("трехдневная пасха"), а на Западе он стоит даже выше Пасхи. А. Д.
К достойному празднованию Р. Христова верующие приготовляются
сорокадневным постом, известным под именем Рождественского или
Филиппова. Канун или день навечерия праздника проводится в особо строгом
посте и называется сочельником или сочевником, так как по уставу
церковному в этот день полагается употреблять в пишу сочиво, т. е.
сушеные хлебные зерна, размоченные водой. По обычаю православных
христиан, пост этого дня хранится до вечерней звезды. В V в. Анатолий,
патриарх константинопольский, в VII в. Софроний и Андрей Иерусалимские,
в VIII в. св. Иоанн Дамаскин, Козьма Маюмский и Герман, патриарх
цареградский и др. написали для праздника Р. Христова многие священные
песнопения, которыми церковь и ныне прославляет празднуемое событие. Уже
в IV в. было определено, как праздновать навечерие праздника, если оно
случится в день воскресный (Феофила Александр. прав. 1-е). В навечерие
издревле совершаются царские часы, так называемые потому, что на них
положено возглашать многолетие царю, всему царствующему дому и всем
православным христианам. Во время часов церковь воспоминает
многоразличный ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Р.
Спасителя. После полудня совершается литургия Василия Великого, если
только навечерие не случится в субботу или воскресенье, когда
совершается литургия Иоанна Златоуста, в обычное время; царские часы в
таком случае переносятся на предшествующий пяток. Всенощное бдение
начинается великим повечерием, на котором церковь свою духовную радость
выражает особенно пением пророчественной песни: "яко с нами Бог". В
православной церкви русской торжественность богослужения праздника
возвышается еще воспоминанием об избавлении России от нашествия галлов и
с ними двадесяти язык в 1812 г. Это воспоминание совершается в
благодарном молебном пении, после литургии. В пределах предпразднства и
попразднства праздник Р. Христова продолжается 12 дней. См. П. Лебедев,
"Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); прот. Г. С.
Дебольский, "Дни богослужения православной кафолической восточной
церкви" (т. 1, СПб., 1882); прот. и. Никольский, "Пособие к изучению
устава богослужения правосл. церкви" (СПб., 1888); Ф. Смирнов,
"Происхождение и значение праздника Р. Христова". (Киев, 1883).
К кратким евангельским сказаниям о Р. Христовом многое прибавляют
апокрифы, легенды и народные духовные стихи. Наиболее важны в этом
отношении апокрифы Они оказали сильное воздействие на старинную
литературу и на иконопись. В апокрифах говорится о вертепе, бабке
Соломонии, бегстве Иосифа с Марией в Египет, избиении младенцев (см.
Пыпин, "Памят. стар. рус. литературы", III; Калитовский, "Матер. до
литер. апокр." и др.). В истории древнехристианской литературы и
искусства наиболее оставили следов древние апокрифические сказания о
присутствии в пещере, где родился Спаситель, вола и осла. Уже в
древнехристианских саркофагах являются осел и бык при Р. Христове. К IX
в. на Востоке и Западе пользуется огромной популярностью следующие
изображения Р. Христова: в горе пещера, в пещере ясли, в которых лежит
Христос: над Ним головы осла и быка. Богоматерь лежит на одре, лицом к
зрителю. Иосиф сидит внизу в раздумье или дремоте. Известно, как
традиционные осел и бык послужили великим итальянским художникам, напр.
Корреджио. В Чети-Минеях Димитрия Ростовского говорится, что к яслям
привязаны были вол и осел. Их привел Иосиф из Назарета. На осле ехала
Пресвятая Дева, а вола Иосиф привел на продажу, чтобы было чем уплатить
царскую подать и содержать себя в Вифлееме и в дороге. Эти бессловесные
животные, стоя при яслях, дыханием своим согревали Младенца от зимней
стужи и таким образом служили Владыке и Творцу своему. Этот рассказ из
Чети-Миней проник в народ и в духовных стихах и легендах малорусского
народа передается почти дословно. Научная литература предмета - у акад.
Веселовского, в "Сборн. Акад. Наук", 1891 г., Потебни во II т. "Объясн.
малор. и срод. песен", Сумцова - в "Очерк. ист. южнор. апокр. сказ. и
песен", "Этнограф. Обозрения" (см. по указателям Куликовского, 1 - XVI,
36; XVI - XXXI, 49).
Рождество Богородицы - двунадесятый праздник, 8 сентября, в память
рождения Пресв. Девы Марии. Событие, чествуемое в этот день, сохранилось
только в церковном преданий и представляется в таком виде. Родители
Пресвятой Девы были благочестивые Иоаким, происходивший из царского
рода, и Анна - из рода первосвященнического. Пресвятая Дева была
единственное дитя их, рожденное ими в преклонных летах, по особому
обетованию Божию. Имя ее было предуказано ангелом, предвозвестившим
родителям и самое рождение ее. О времени установления праздника не
сохранилось определенных сведений. Св. Елена, по палестинским преданиям,
соорудила храм в честь и память Р. Богородицы. Более или менее ясные
указания на праздник находятся у св. Златоуста, св. Прокла, Епифания и
блаженного Августина. В V в. о празднике Р. Богородицы упоминается в
служебнике (сакраментарии) Геласия; в этом же веке Анатолий, епископ
константинопольский, написал на день Р. Богородицы стихиры, ныне поемые
церковью в этот день. Р. Богородицы было прославлено Стефаном
Святоградским в VI в., Андреем Критским и Сергием, патриархом
константинопольским, в VII в., св. Иоанном Дамаскиным и Германом,
патриархом константинопольским, в VIII в., Иосифом Студитом в IX в., в
песнопениях, которыми православная церковь и поныне прославляет
Пресвятую Деву в праздник Р. ее. В настоящее время праздник
продолжается, в пределах предпразднства и попразднства, 6 дней, с 7 по
12 сентября. См. П. Лебедев "Наука о богослужении православной церкви"
(М., 1890); прот. Г. С. Дебольский, "Дни богослужения православной
кафолической восточной церкви" (СПб., 1882).
Рожок - русский пастушеский духовой инструмент, имеет вид длинного
усеченного конуса; делается преимущественно из бересты, с восемью
перехватами из того же материала. В узкий конец Р. вставляются кленовый
или осиновый мундштук, который крестьяне называют свистулькой. Русский
сигнальный Р. - металлическая, согнутая овалом трубка, с конусообразным
раструбом и мундштуком в виде чашечки - применяется в войсках. Почтовый
Р. имеет форму уменьшенной валторны; в былые времена применялся
почтальонами для сигналов. Английский Р. - духовой деревянный
инструмент, в который дуют сквозь мундштук из двух пластинок. Это -
гобой больших размеров. Н. С.
Рожь (Secale cereale L.) - злак, разводимый во многих странах, но
неизвестный в диком состоянии (см. ниже). Стебли у него развиваются
пучками по нескольку, они прямые, высотой иногда до 2 м. Листья плоские,
с длинными влагалищами, и вместе со стеблем сизые. Стебель несет на
верхушке один удлиненный, немного поникающий колос; под колосом стебель
немного волосистый. Колос состоит из клетчатого, почти четырехгранного,
не разламывающегося стержня и плоских колосков, сидящих на выступах
стержня и обращенных к нему плоской стороною. Колоски двухцветковые, и
только у разновидности triflorum трехцветковые. Колосковые чешуйки
шиловидные, короче цветковых чешуек, без ости и по килю шероховатые;
нижняя цветковая чешуйка короче верхней, с длинною остью, превышающею во
много раз колосок, по краю и по килю с щетинистыми ресничками; верхняя
цветковая чешуйка без ости, но с ресничками. Тычинок три, с удлиненными
пыльниками, выступающими из колоска; опыление ветровое. Зерновка
продолговатая, немного сжатая с боков; по созревании она вываливается из
колоска. Есть предположение что Р. происходит от рода Secale montanum
Guss, дико растущего в южной Европе, юго-западной и Центральной Азии. Р.
С.
Розанов (Василий Васильевич) - современный философ, публицист и
критик, род. в Ветлуге в 1856 г., окончил курс в московском университете
по филологическому факультету, был учителем истории и географии в
брянской прогимназии, елецкой гимназии и бельской прогимназии; с 1893 г.
служит в центральном управлении государственного контроля.
Неудовлетворенный схемою университетских дисциплин, лишенных цельности и
последовательности, P., в обширном труде: "О понимании. Опыт
исследования природы, границ и внутреннего строения науки, как цельного
знания" (М. 1886), дает план возможного понимания или познания мира,
определенный изучением первоначального строения ума, которому
соответствует строение мира. Все познаваемое распределено в понимании,
содержится в его формах, но только еще закрытое, непознанное; понимание
завершает деятельность разума и дает ему успокоение. Всестороннюю
критику утилитаризма Р. дал в статье: "Цель человеческой жизни" ("Вопр.
филос.", 1892, кн. 14 и 15); эстетические воззрения Р. изложены в книге
"Красота в природе и ее смысл" (М. 1894), написанной по поводу взглядов
Вл. С. Соловьева. Гораздо больше внимания Р. посвятил философии истории.
в связи с запросами и требованиями современности. ("Религия и культура",
сборник статей, СПб.. 1899). Выступив на это поприще статьей: "Место
христианства в истории" ("Русский Вестн.", 1890, 1 и отд.), Р. примкнул
сначала к "Моск. Вед.", затем обнаружил довольно определенную
славянофильскую окраску в духе К. Н. Леонтьева и, наконец, выступил
решительным противником некоторых основных идей догматики. Статьи Р. о
браке (1898) были поворотным пунктом в этом отношении. Много было
сказано здесь такого, что повергало в неподдельное изумление как
единомышленников, так и противников Р. (по его мнению, напр., день
Ходынской катастрофы есть, вместе с тем, и счастливый день русской
истории). Нельзя не признать, однако, что встречающееся у Розанова
своеобразное освещение исторических. событий будит мысль неожиданными
параллелями и взглядами. То же самое следует сказать и о статьях его
педагогического содержания, собранных в книге: "Сумерки просвещения"
(СПб., 1899). Критикуя современный строй школы и воспитания, Р. находит,
что во всех борющихся системах воспитания нарушены три принципа
образования: принцип индивидуальности, требующий, чтобы как в
образуемом, так и в образующем была сохранена индивидуальность; принцип
целости, требующий, чтобы всякое входящее в душу впечатление не
прерывалось до тех пор другими впечатлениями, пока оно не окончило
своего взаимодействия с нею; наконец, принцип единства, состоящий в
требовании, чтобы образующие впечатления были все одного типа. В своих
порою блестящих и всегда крайне парадоксальных критических статьях Р.
занимался почти исключительно Достоевским и Гоголем: "Легенда о Великом
инквизиторе Ф. М. Достоевского, с присоединением двух этюдов о Гоголе"
(СПб., 1893) и "Литературные очерки", сборник статей (СПб., 1899). О Р.
cущeствует много полемических отзывов, из которых наиболее известна
статья Вл. С. Соловьева: "Порфирий Головлев о свободе и вере" ("Вест.
Европы", 1894 г., 2).
Я. К.
Розеттский камень - надпись на трех языках (древнеегипетском
иероглифическом, демотическом и греческом), начертанная на плите из
темного базальта и найденная в 1799 г. инженером Бушаром при копании
шанцев у Розетты, во время наполеоновской экспедиции в Египет. Когда
Египет был очищен французами, камень попал, вместо Лувра, в британский
музей. С именем Р. камня соединяется представление о начале египтологии,
так как он послужил ключом к чтению иероглифов. Это удалось англичанину
Томасу Юнгу (1819) и, независимо от него, Шампольону (1822). Содержание
надписи - постановление египетских жрецов в честь Птолемея V, от 196 г.
до Р. Хр. Верхняя часть плиты не сохранилась; пропало также несколько
иероглифических строк. Лучшее издание памятника принадлежит Лencиycy (в
натуральную величину).
Розоцветные (Rosiflorae) - порядок двудольных раздельнолепестных
растений, обнимающий семейства розанных (Rosaceae), миндальных
(Amygdalaceae) и яблонных (Роmасеае); по другим авторам все эти три
семейства соединяются в одно розанные. Растения этого порядка - травы,
кустарники или деревья, с рассеченными листьями, снабженными свободными
или приросшими к черешку прилистниками; в последнем случае при листе
находится хорошо развитое влагалище. Цветки правильные, с надпестичным,
околопестичным или подпестичным околоцветником, так что завязь верхняя
или полунижняя. Цветоложе обыкновенно расширенное (так наз. hypanthium)
в виде плоской чаши, длинной трубки, кувшинчика и пр.; в сем. Pomaceae
цветоложе срастается с завязью, так что завязь становится полунижнею (и
даже нижнею). К краю цветоложа прикрепляются чашелистики, лепестки, а в
некоторых случаях тычинки, в других случаях тычинки прикрепляются к
плоскости цветоложа. Тычинок бывает от 5 до 50; располагаются они, когда
их немного, правильными кругами, напр. 5, 20, 10+5, 10+5+5, 10+10+5;
внутренние тычинки всегда короче наружных; в почке тычинки большею
частью загнуты внутрь цветка. Пестиков от одного до большего числа. Плод
- чисто сборный, состоящий из орешков, костянок, а у Pomaceae - ложный;
цветоложе часто разрастается вокруг плодов, становится деревянистым,
мясисто-сочным и сваливается вместе с плодами.
С. Р.
Розыск - представляет собою подготовительную к предварительному
следствию деятельность органов обвинения. Добытые этим путем сведения и
указания не имеют значения судебных доказательств. Производство Р. не
связано судебными формами и обрядами и потому может быть вверено лицам,
не принадлежащим к судебному ведомству. В обвинительном процессе
первоначальное собирание доказательств по уголовному деду возлагается на
обвинителя. В Англии и Америке Р. производится частными лицами, которым
государство возмещает понесенные расходы, дает значительные права по
раскрытию преступления (в некоторых случаях - даже право личного
задержания обвиняемого) и обеспечивает содействие полиции. Наравне с
частными лицами в качестве обвинителей выступают органы полиции, мировые
судьи и заменяющие их судебные органы. Собранные обвинителем
доказательства составляют его тайну и предъявляются им суду только
тогда, когда он сам найдет это нужным. В Австрии, по уставу 1873 г.,
собрание необходимых для формулирования обвинения доказательств
возложено на прокурора или частного обвинителя, которые производят P.
(Erforschung) или непосредственно, или при помощи полиции; они могут
просить следственного судью произвести отдельные следственные действия
или все предварительное следствие. В Германии, по уставу 1876 г., Р.
сосредоточивается в руках обвинителя, т. е. почти исключительно
прокуратуры. Для производства P. (Scrutinia verfahren) прокуратура
обращается к помощи полиции, которая имеет право производить осмотры и
допрашивать обвиняемых и свидетелей без присяги. Во Франции производство
Р. лежит на обязанности судебной полиции, подчиненной прокурорскому
надзору. По нашему уставу уголовного судопроизводства, Р. входит в
понятие дознания и обнимает собою все меры удостоверения в событии
преступления, на принятие которых уполномочена полиция; из числа этих
мер закон указывает словесные расспросы и негласное наблюдение, но кроме
того к Р. могут быть отнесены осмотры местности, потерпевшего и всякого
рода предметов, даже при помощи экспертов, меры для отыскания и
охранения следов преступления, для разыскания виновника преступления и
т. п.; все эти меры полиция имеет право применять, если они не влекут за
собою личного принуждения против обвиняемых или свидетелей; так напр.,
полиция может осмотреть вещи, оставленные вероятным виновником на месте
преступления, делать публикации в газетах, сноситься с должностными
лицами и местами о розыске обвиняемого и т. п. Полиция не имеет права
вызывать кого-либо в качестве свидетеля и налагать на неявившихся
денежный штраф; никто не обязан давать свидетельские показания по
требованию полиции; полиция не уполномочена составлять протоколы о
показаниях свидетелей. В виде исключения полиция вправе производить
допрос: а) обвиняемого - в случае неприбытия следователя в течение суток
по приводе обвиняемого, чтобы поставить его в известность о причинах
задержания, и б) свидетелей, когда кто-либо из них окажется тяжко
больным и может до прибытия следователя умереть. На одинаковых правах с
полицией производят P. : начальство - по преступлениям должности, чины
корпуса жандармов - по преступлениям государственным. См. А. Квачевский,
"Об уголовном преследовании, дознании и предварительном исследовании
преступлений" (СПб., 1866 - 67); К. Поппе, "О дознаниях, производимых
полицией" ("Журн. Мин. Юст.", 1861, кн. II); П. Бартенев, "Участие
полиции в предварительном следствии" ("Журн. Мин. Юст.", 1865, кн. 3);
Н. Селиванов, "Судебно-полицейский розыск у нас и во Франции" ("Юр.
Вест.", 1884, кн. 2 и 7); А. Соколов, "О дознании и розыске" ("Журн. Гр.
и Уг. Пр.", 1890, кн. 9); "Полиция в качестве органа розыска и дознания"
("Юр. Газ.", 1895, № 29 и 30). А. С. Д.
Рокайль (rocaille, уменьшительное от франц. слова rос, скала, камень)
- в архитектуре и орнаментистике убранство тех или других частей
сооружения, тех или других предметов утвари, как бы безыскусственным
соединением обломков скал и необработанных камней с раковинами и дикими
растениями, а также лепным подражанием такому соединению. Р. была в
большой моде во Франции времен Людовика XV и распространилась оттуда
повсюду в Европе, употребляясь, главным образом, для внутренней отделки
садовых гротов и беседок, для облицовки террас, декорирования нишей,
фонтанов, ворот и т. п. К этому элементу и доныне прибегают архитекторы,
когда устраивают что-либо в стиле рококо.
Рококо - название архитектурного и декоративного стиля,
образовавшегося во Франции во времена регентства (1715 - 23), достигшего