<< Пред. стр. 905 (из 1179) След. >>
время сохраняет и некоторые древние черты, которых уже нег в других,более древних памятниках. Здесь сказывается обычное разливе
прозаического языка от поэтического. В следующем по времени слое
литературных памятников ведийского периода - араньяках, упанишадах и
сутрах - наблюдается уже, в общем тот строй языка, который был закреплен
классической грамматической школой индусов. Своеобразен только стиль
сутр, отличающийся отсутствием связной и периодической речи и
господством отрывистого, сжатого синтаксического строя. В грамматике
Панини (около 300 до Р. Хр. ?). канонизована форма языка, близкая языку
сутр. Позже является и термин samskrta - "правильно изготовленный,
совершенный, законченный", в отличие от prakrta - "плебейский,
народный". Выражение это у старых грамматиков еще отсутствует и впервые
встречается в Рамаяне. Употребляясь первично для одних сакральных целей,
С. брахманов получил светское потребление только в позднейшую эпоху. Уже
сакральная ведийская литература приняла в себя некоторые первично
светские произведения. Светская литература на С. началась уже за
несколько столетий до появления грамматики Панини. Древнейшим ее
памятником является Рамаяна, к стилю и языку которой примыкает и
Махабхарата. Хотя грамматика уже процветала в эпоху появления этих
эпических поэм, язык их в довольно многих отношениях уклоняется от
правил грамматики Панини (особенности эпического С. см. Bohtlingk,
"Berichte der sachs. Gesellschaft der Wissensch. ", phil. hist. Classe,
1887; "Zeitschr. d. deutsch, Morgenl. Gesellsch.", т. XLIII, стр. 53 и
сл.; Holtzmann, "Grammatisches aus dem Mahabharata", Лпц., 1884). Язык
эпоса носит более народный характер, чем язык собственно классической
санскр. литературы, примыкающей к Рамаяне. Характерные черты этого
"классического" С. - точность и сжатость стиля, рядом с строгой
нормировкой языка, согласно грамматическому канону Панини и других
представителей индийской грамматической школы. Тем не менее разница
между грамматической теорией и литературной практикой постоянно дает
себя знать. Целый ряд форм и синтаксических конструкций, встречаемых у
грамматиков, не может быть доказан примерами из литературного
употребления - и обратно, возникают особые метрические поэмы (кавья),
имеющие целью демонстрировать употребление таких архаических или
теоретических форм. Еще большую степень зависимости от грамматики
обнаруживают произведения классической санск. прозы, в которой легче
было соблюдать строгие правила индийских грамматиков, благодаря
отсутствию метра. В общем С. позднейшей "классической" литературы
гораздо беднее формами, чем ведийской С., хотя поздние авторы и
стараются иногда блистать своей книжной грамматической эрудицией,
пытаясь воскрешать те или другие архаизмы. B классическом С. заметно и
влияние народных диалектов. Лексические заимствования из народных
диалектов были довольно многочисленны и вносили в С. среднеиндийские
фонетические особенности. Иногда среднеиндийские слова, на основании
звуковых отношений, подмеченных между С. и среднеиндийским, подвергались
переделки на С. лад. В еще более поздние времена в С. проникали и
влияния новоиндийских языков, дающие себя знать как в надписях, так и в
литерат. памятниках. Кроме того в С. можно открыть и довольно частые
влияния туземных языков Индии, главным образом дравидических. Сношения с
иранскими странами внесли несколько заимствований не только из
древнеперсидского, но и из новых иранских языков. Сношения с греками,
начавшиеся с похода Александра Македонского в Индию, внесли немало
греческих заимствований, особенно в математическую и астрономическую
терминологию. Магометанские завоеватели принесли с собой арабские и
позже турецкие слова, а с XVI в. начинают появляться и заимствования из
европ. языков. Географическое распространенно С. в разные эпохи
различно. С. Ригведы употреблялся только в СЗ Индии; в эпоху других
ведийских сборников и брахман С. уже распространившиеся в верхней долине
Ганга, так назыв. Мадхьядеше (между пустыней на З и слиянием Ганга и
Джамны на В). Во II в. до Р. Хр. вся страна между хребтами Гималаев и
Виндхья, так назыв. Арьяварта, считается родиною "правильного" С. Еще
раньше С. распространился дальние на Ю, на Деканское плоскогорье, где он
употреблялся на ряду с туземными, дравидическими языками, щедро
черпавшими из него в свой лексикон. Позже С. проник и на Цейлон, где
оказал заметное влияние на сингалезский язык, затем на Малайский
архипелаг, Яву, Борнео и даже на Филиппинские острова. Около начала
нашей эры С. проник и в дальнюю Индию, где уже во II в. по Р. Хр.
находим, как это видно из Птолемеевой географии, индийские
географические названия. В IV в. там же (в царстве Чампа) начинают
появляться надписи на С., употребляемом для этой цели до XII в., когда
его совершенно вытесняет местный язык. В Бирме и Сиаме санскр. надписи
не встречаются, но присутствие заимствований из С. в составе туземных
языков свидетельствуют о влиянии С. и в этих странах. Благодаря
буддизму, знание С. и литературные памятники на нем проникают в Средн.
Азию, Тибет, Китай, Японию. Общая судьба его вне Индии - смешение с
местными языками и исчезновение. Что касается Арьяварты, то употребление
С. здесь ограничивалось главным образом высшими сословиями и прежде
всего жрецами-брахманами. Употребление пракрита в драме для речей женщин
и действующих лиц из народа, в то время как боги, цари, жрецы и
придворные говорят на С., указывает на употребление С. только верхними
слоями индийского общества. Это же употребление С. в драме
свидетельствует, однако, о том, что низшие слои общества хотя и не
говорили на нем, но понимали его. Из употребления пракритских диалектов
в правительственных указах, высекавшихся на камнях и скалах, и в
буддийской священной литературе следует заключить, что народу
среднеиндийские диалекты были во всяком случае, лучше понятны, чем
аристократический С. Выли попытки употреблять С. у северных буддистов,
но они были неудачны и представляли смесь пракрита с С. В более поздние
эпохи с С. соперничают языки завоевателей Индии - сначала персидский,
потом английский. Суживали употребление С. и возникавшие новоиндийские
литературы. Уже в Х в. влияние новоиндийских языков дает себя
чувствовать в языке надписей. В XII в. возникает литературы на новоинд.
языке хинди. Знавшие С., как ученый язык, говорили и на другом, более
живом, народном языке. Значение С. для индийской духовной культуры может
быть сравнено с значением латинского в средние века или древнееврейского
у современных евреев. До сих пор, однако, в Индии говорят и пишут на С.,
употребляя его и для обыденных нужд и потребностей. Научное значение С.
для сравнительной грамматики индоевропейских языков весьма велико, хотя
в последнее время ученые уже отрешились от того представления об
исключительной древности и важности С., которое господствовало в
европейской науке в течение более чем полустолетия, после основания
сравнительной грамматики Фр. Боппом. Как индоевропейский язык, формы
которого сохранились из очень древней эпохи, благодаря особо тщательной
изустной традиции и раннему развитию в Индии грамматического знания, С.
дает отличный критерий при сравнительноисторическом анализе отдельных
индоевропейских языков, особенно своим формальным строем, сохранившим
древние индоевропейские черты гораздо лучше, чем формальный строй
остальных индоевропейских отдельных языков, не исключая и литовского. Но
так хорошо сохранил С. древний звуковой состав индоевропейского
праязыка, особенно в области вокализма, где преимущество приходится
отдать греческому (индоевр. гласные а, е, о, а, е, о, сохранившиеся в
греческом, в С. совпали в одном гласном а, а, дифтонги ei, ai, oi, en,
au, оu, большею частью также сохранившиеся в греческом, в С. дали долгие
гласные е и о и т. д.); напротив, консонантизм С. архаичнее в некоторых
отношениях, чем консонантизм любого другого индоевроп. языка (С. один
сохранил в целости древние аспираты, глухие и звонкие: ph, th, kh, bh,
dh, gh, подвергшиеся разным изменениям в других языках). Ближайшими
родичами С. являются иранские яз. Вместе с ними С. и его потомство -
среднеиндийские и новоиндийские языки - образуют арийскую группу,
принадлежащую, как и литво-славянские языки, также очень близкие к С.
(хотя и в меньшей степени, чем иранские), албанский и армянский, к
восточной группе индоевроп. языков (так назыв. языки satem). Современный
индийский алфавит - семитического происхождения. Его прототип восходит к
арамейскому (месопотамскому) алфавиту и был перенесен в Индию около 800
г. до Р. Хр., где он с большой тонкостью был приноровлен индийскими
учеными к индийской звуковой системе. Древнее имя этого алфавита -
Брахми (Brahmi). Существование письма в эпохи, следующие за
вышеозначенным годом, доказывается свидетельством древних законников,
канонической литературой буддистов и джайнов, Рамаяной и рассказами
греческих путешественников (Мегасоена). наднис Древнейшие письменные
памятники - на С. и царя Ашоки (Пиядаси), высеченные на скалах и столбах
около половины III в. до Р. Хр. Их распространение указывает на
знакомство с письмом от крайнего С до крайнего Ю Индии. Алфавит Брахма
является здесь уже в позднейшей фазе развит. так назыв. Маурья. Рядом
были и другие типы алфавита, из которых особого внимания заслуживает так
назыв. Кхароштхи (Kharoshthi), заимствованный прямо из арамейского и
переделанный под влиянием Брахми. Кхароштхи попал в Пенджаб вероятно во
время господства над ним Ахеменидов. Он употреблялся здесь еще в течение
первых веков христианской эры, но в прочих частях Индии почти не
встречается. Фонетически он менее точен, чем Брахми, и пишется справа на
лево, как семитические алфавиты, тогда как Брахми представляет обычный
европейский порядок письма (слева на право). Черты современного письма,
так назыв. деванагари, могут быть прослежены по памятникам до глубокой
древности. Сначала, по-видимому, письмо служило практическим целям:
литература духовная и светская долго сохранялась путем изустного
предания, да и до сих пор гимны и эпические поэмы в Индии заучиваются и
читаются на память. Когда применено было письмо к закреплению
литературных памятников - сказать нельзя. Панини знал о существовании
письма, но ничего не говорит об употреблены его для ученых целей. Его
грамматика допускает вполне возможность изустного заучивания и передачи.
Знакомство европейских ученых с С. могло начаться лишь с открытия
морского пути в Индию. Первые известия о знакомстве европейцев с С.
принадлежат второй половине XVI в. В 1559 г., в Гоа, миссионеры, при
помощи одного брахмана, перешедшего в христианство, знакомятся с
философской и теологической литературой индусов и устраивают с
брахманами религиозные диспуты. Итальянец Филиппо Сассетти, проживший в
Индии 5 лет (1583 - 88), сообщает в письмах на родину (напечат. только в
1855 г.) о языке "Sanscruta", его особенностях, составе азбуки, и даже о
сходстве его с европ. языками. За ним следует ряд миссионеров, изучавших
С. и новоиндийские языки в просветительных целях и сообщавших, в своих
донесениях, довольно подробные сведения о С. и инд. литературе. Roberlus
de Nohilibus или Roberto de Nobili (1620) отлично изучил С. и дравид.
языки; он носил даже одежду брахмана, исполняя все предписания и обряды
этой касты. Гейнрих Ром (1664) сообщил в Европу (знаменитому иезуиту
Афанасио Кирхеру) первый образчик С. алфавита. Немец Ганкследен
(Hanxleden, в Индии с 1699 до ум. 1732) первый составил С. грамматику и
малабарско-С., португальский словарь, оставшиеся в рукописи. Первым
европейцем, напечатавшим С. грамматику (1790), хотя и плохую, был татке
миссионер - Paullinus a Sancto Bartholomaeo. Главная заслуга в деле
ближайшего ознакомления Европы с С. принадлежит англичанам. Чарльз
Вилькинс перевел ряд памятников индийской литературы и написал лучшую в
свое время санскр. грамматику (1808). Он же первый начал печатать в
Европе целые санскр. тексты подлинным С. шрифтом, знаки которого сам
вырезал и отлил. За ним последовали: Вильям Джонс (1746 - 94),
переводчик и издатель ряда индийских текстов, впервые провозгласивший
гипотезу об общем происхождении С., латинского и греч. языков из одного
общего, более уже не существующего языка; Генри Томас Кольбрук (1765 -
1837), считающийся по праву основателем индийской филологии в научном
смысле слова; Вильсон, составитель первого С. словаря (1819), и др. В
начале нынешнего столетия изучение С. переходит от англичан к немцам,
надолго сохранившим первенствующую роль в этой области. Значение С. для
науки определяет Фр. фон Шлегель в своей знаменитой книге: "Uober die
Sprache und Weisheit der Indier" (1808). Фр. Бопп кладет основание
сравнительно-грамматическому изучению С., издает тексты, глоссарии,
лучшую надолго грамматику С. В 1819 г. прусское правительство открывает
кафедры С. в своих университетах. Их занимают Бопп в Берлине и Авг.
Вильг. фон Шлогель в Бонне. Последний является учителем целой школы
санскритистов, среди которых имеются такие имена, как, Хр. Лассен и О.
Н. Бетлинг. В 1827 г. берлинск. королевская библиотека кладет скромное
начало своему, в настоящее время громадному собранно С. рукописей,
второму в свете после коллекции британского музея, последующего развития
индийской филологии вообще и изучения С. в частности носит уже характер
специализации. До начала 40х годов предметом изучения является почти
исключительно классической С. и писанная на нем литература. С 40-х годов
идет и разработка ведийского С., начатая Фридр. Розеном, Бюрнуфом,
Рудольфом Ротом и Бенфеем, Максом Мюллером и продолжаемая Альбр.
Вебером, Мартином Гаугом, Гейнрихом Грассманом, Альфр. Лудвигом, Берт.
Дельбрюком, Абелем Бергенем, Гарбе, Кеги, Гельднером, Пишелем,
Линднером, Циммером, Ольденбергом, Кильгорном фон Шредером, американцами
Витни, Лэнмэном, Блумфильдом и др. Классическим С., кроме представителей
старого поколения немецких санскритистов - Брокгауза, Ад. Фр. Штенцлера,
Гильдемейстера, Боллензена, О. Н. Бетлинга, - занимались и занимаются Г.
Бюлер, Кильгорн, Пишель, Б. Либих, О. Франке, Т. Цахариэ, Гольцман,
голландцы Керн и Спейер и др. Лучшие грамматики С. принадлежат Витни
(нем. перев. Циммера: "Indische Grammatik", Лпц., 1879; 2 изд., 1889) и
Як. Вакерyагелю ("Altindische Grammatik. Т. I, Фонетика", Геттинген,
1896). Первая имеет характер чисто описательный и дает превосходный
подбор богатого материала для практического ознакомления с языком;
вторая, основанная на глубоком изучении громадной литературы по
грамматике С., дает самое полное и самое лучшее
сравнительно-историческое предствление о С. Особенного внимания
заслуживает введение о С. вообще, к которому и отсылаются читатели,
желающие более подробных сведений о С. На русском яз. имеется
"Руководство к изучению С.", проф. В. Ф. Миллера и О. М. Кнауэра (для
начинающих, СПб., 1891). Из словарей монументальный характер имеет так
наз. "петербургский" словарь С. немецкий, Бетлинга и Рота, изд. нашей
академией наук в двух видах, полном (1853 - 75) и сокращенном (1870 -
89). На этом словаре основан ручной (С.-нем.) словарь Каппеллера
(Страсб., 1887), вполне пригодный для первоначальных занятий С. Отличный
ведийский словарь принадлежит Грассману ("Worlerbuch zum Rigveda", Лиц.,
1873 - 75). Хороший сравнительноэтимологический словарь дал Уленбек
("Kurzgefasstes etymologisclies Worterbuch der altindisch. Sprache",
Амстерд., 1898 - 99), автор сравнительной фонетики С. (голл. и англ.
изданbt, 1898). Прочая литература: грамматики и первоначальные
руководства - Bonfey, "Handbuch d. S. Sprache: Gramm., Chrestom. und
Glossar" (Лпц., 1852 - 54); его же, "Kurze S. Grammatik" (Лпц., 1855);
Bergaigne, "Manuel pour etudier la langue sanscrite. Chrestom., lexique,
principes de gramm." (П., 1884); Boller, "Ausfuhrl. S. Grammatik" (Вена,
1847); Fr. Ворр, "Ausfuhrl. Lehrgebaude d. S. Sprache" (Б., 1827); его
же, "Grammatica critica linguae S." (изд. 2-е, Б., 1832); его же,
"Kritische Gram. d. S. Sprache" (4 изд., Берл., 1868); Borooah,
"Comprehensive grammar of the S. language, analytical, historical and
lexicographical"; его же, "Higher S. grammar" (Калькутта, 1879); Buhler,
"Leitfadon f. den Elementarcursus d. S." (Вена, 1883); Colobrooke,
"Gramm. of the S. lang." (т. 1, Кальк., 1805); В. Dolbruck, "Altindische
Syntax" (Галле, 1888); Desgranges, "Grammaire S.-franеaise" (Пap., 1845
- 47); Edgren, "Compendious S. grammar w. sketch of scenic prakrit"
(Лонд., 1885); Giussani, "Principii della grammalica S. " (Турин, 1868);
Kale, "Higher S. grammar" (2 изд., Бомбей, 1898); Kellner,
"Elementargrammatik d. S. Sprache" (Лпц., 1868, 3 изд., 1885); Kielhorn,
"Grammar of the S. lang." (Бомбей, 1870, 4 изд. 1896), нем. издание (Б.,
1888); М. Muller, "Sanskritgrammar" (Лонд., 1866, 2 изд., 1870; нем.
изданы, Лпц., 1866); его же; "S. grammar for beginners" (Л., 1886);
Nazari, "Elementi di gramm. S. " (Турин, 1892); Perry, "S. primer based
on Buhler's Leitfaden" (Бостон, 1886; 3 изд., 1892); Speyer, "S. syntax"
(Лейден, 1886); его же, Vedischу una S. syntax" (Страссб., 1896, из
Бюлеровского "Grundriss d. indoarischen Philologie"); Stenzler,
"Eicinontarbuch der S, Sprache" (Бреславль, 1868; 6 изд. Пишеля, 1892);
Vaskoncellos, "Corso do lilterat. e lingua o. class, e vedica"
(Лиссабон, 1881 - 89); Westergaard, "Kortfattet S. formlare"
(Копенгаген, 1846); Whitney, "Die Wurzeln, Verbalformon u. primaren
Slamme d. S. Sprache" (Лпц., 1885); Monier Williams, "Practical gramm.
ofthoS. lang. * (Оксфорд, 1877, 4 изд.); Wilson, "Introduction to the
gramm. of the S. lang." (Л., 1841; 2 изд., 1847). Словари и глоссарии:
Apte, "Practical S. engl. dictionary" (Пуна, 1890); его же, "The
student's S. engl. diction." (Пуна, 1890) и "The students engl.-S.dict."
(Пуна, 1884; 2 изд., Бомбей, 1893); Benfey, "S. engl. diction., w.
etymologies and comparisons of cognate words in greek, latin, gothic and
anglo-saxon" (Л., 1866); Ворр, "Glossarium sanscritum" (Б., 1830; 3 изд.
1867); Borooah, "Practical engl. S. diet. " (Калькутта, 1877 - 81;
лучший англ. С. словарь); Burnout et Leupol, Dictionnaire classique S.
francais" (П., 1865); Macdonell, "S. engl. dictionary" (Л., 1893);
Prinsep, "English and S. vocabulary" (Лонд., 1847); Vaidya, S. Ramch,
"Standard S. engl. diet. " (Бомбей, 1889); Monier Williams,
"Sanscritengl., dictionary, etymologically and philologically arranged,
with special reference to week, Latin, Gothic, German, Anglo-Saxon etc."
(Оксфорд, 1872). Монографии: Delbruck, Das altinaische Verbum aus den
Hymnen des Rigveda" (Галле, 1874); его же, "Altindische Tempuslehre"
(Галле, 1876); O. Franke, "Was ist Sanskrit?" ("Bezzeaberger's Beitrage
zur Kunde der indogerm. Sprachen", т. XVII); его же, "Die indischen
Genusregeln" (Киль, 1890); его же, "Grammatik des klassischen S.";
Lanman, "On noun-inflection in the Veda" (Нью-Гавен, 1880); Lindner,
"Aitindische Nominalbildung" (Иена, 1878); Reuter, "Die altind.
Nominalcomposita" (т. I., Гельсингфорс, 1891); Sorensen, "Om S.
stilling" (Копенгаген, "Mem. de l'Acad.", Ill, 1894); Zachariae, "Die
indischen Worterbucher" (Страсбург, 1897, в "Grundriss" Бюлера) и
"Beitrage zur indischen Lexicographie" и т. д. Важнейшие из других,
более мелких статей указаны у Вакернагеля, в цитированной выше его
грамматике.
С. Булич.
Сантандер (Франциск de Paula Santander, 1794-1840) - южноамериканский
государственный деятель. После революции 1809 г., происшедшей в
Колумбии, принял участие в борьбе за независимость. В 1881 г. С. созвал
конгресс, на котором Боливар был избран президентом, а С.
вице-президентом новой республики Колумбии. Когда возникло подозрение,
что Боливар замышляет восстановить монархию, О. стал во главе
республиканской партии и созвал в Окане собрание; но оно было распущено
Боливаром, а С. был обвинен в заговоре против президента и присужден к
изгнанию. После смерти Боливара С. вернулся в Колумбию, которая к тому
времени разделилась на три отдельные государства, и в 1833 г. был избран
президентом Новой Гренады. В качестве президента С. вызвал против себя
неудовольствие тем, что, при уплате тремя новыми республиками
государственных долгов Колумбии, на долю Новой Гренады пришлась половина
всех долгов, хотя она не была богатейшим из трех государств. В 1836 г.
С. оставил политическую деятельность.
Сантьяго де Чили (Santiago de Chili) - столица южноамер. республики
Чили на высоте 560 м. над ур. моря, у подошвы Андов, на берегу горной
рч. Мапочо, которая летом почти высыхает, но при таянии снегов и при
продолжительных дождях несет огромную массу воды. Средняя темп. 13,4°
Ц., средняя летняя темп. 18,66°Ц., зимняя 7,82° Ц.; воздух большею