<< Пред.           стр. 988 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 значительные: Псел - перерезает уезд, не судоходен, но богат рыбой; Вир,
 приток Сейма, течет в сев. части уезда (40 в.). Значительных озер и
 болот в С. уезде нет. Леса занимают 40087 дес.; большая часть их
 сосредоточена по берегам р. Пела. Население. В 1898 г. 251542 жит.
 (120063 жнщ.), в том числи в городах 45791. Большая часть населения -
 малороссияне и православные (99%). Крестьян 208180, мещан и цеховых
 -18782, войск, запасных и отставных солдат с семьями - 22109. На 1 кв.
 вер. приходится ок. 90 жит.; по густоте населения С. уезд занимает после
 Харьковского (114 чел.) второе место в губернии. Недостаток земли, при
 земледельческом характере большинства населения, заставляет многих
 крестьян С. уезда выселяться; в 1898 г. переселилось из уезда 2123 души
 (2/3 всех переселенцев из Харьковской губ.). Населенных мест в С. уезде,
 не считая мелких поселков (отдельных усадеб и др.), 343, из них 2 города
 (Сумы и Белополье), 10 слобод, 25 сел и 306 других крестьянских селений.
 Землевладение. Из 271408 дес. земли, подлежавшей учету в 1898 г.,
 принадлежало: казне-363 дес., монаст. и церквам - 1251, городам - 201,
 различным учреждениям - 92, потомственным дворянам - 89260, частным
 владельцам недворянам - 34089, крестьянам в наделе - 130653, им же на
 праве личной собственности-15499 десятин. Земледелие составляет главное
 занятие большей части населения. Под посевами было (в 1898 г.): ржи -
 44110 дес., пшеницы озимой-5845, пшеницы Яровой-8970, овса31706,
 ячменя-9256, гречихи-9459, проса- 3756, прочих хлебов - 564. и
 картофеля5469 дес. Средняя урожайность: ржи - сам 7,6, пшеницы озимой -
 9,4, пшеницы яровой -6,7, овса - 8,0, ячменя - 7,4, гречихи - 6, проса -
 30,7, картофеля - сам 5,5. Хлеба много отпускается за пределы уезда.
 Развита культура свекловицы, конопли и табака (низших сортов).
 Свекловица сбывается на местные свеклосахарные заводы, конопля, в виде
 семени и пеньки - на местных ярмарках. У частных владельцев и многих
 крестьян обширные фруктовые сады, имеющие промышленное значение.
 Скотоводство (1898 г.): лошадей - 45057 рогатого скота - 38912 год.,
 овец простых - 53832, свиней-32524. Конских заводов 4; сбыть молодых
 лошадей на местных ярмарках. Фабрика и заводов в 1898 г. действовало
 190, с 7566 рабоч, и общей суммой производства на 19507 тыс. руб.; среди
 них первое место занимают 8 свекло-сахарных заводов (3725 рабоч.,
 произв. на 7307 тыс. руб.), 1 сахаро-рафинадный (780 рабоч., на 8650
 тыс. руб.) и 8 винокуренных (264 рабоч., на 611 тыс. руб.). Торговля
 сельская сосредоточена главным образом на 59 ярмарках, в 18 селениях;
  Более значительна ярмарка в с. Юнаковки. Большой отпуск хлеба со ст.
 Курской сев. жел. дор. Ворожбы (6536 тыс. пд.) и Новоселок (946 тыс.
 пд.). Железные дороги пересекают С. уезд на протяжении 114 вер.
 Врачебная помощь: 6 больниц на 128 кров., 1 аптека; 4 богадельни на 37
 чел. Школ (1898-99) в уезде (искл. г. С.): в зашт. г. Белополье 6, с 953
 учен. (763 мал. и 190 дев.), в селениях - 73 земских, с 6789 учеников
 (5056 мал. и 1733 дев.), 55 церк. приход. и 9 шк. грамоты, с 3417 учащ.
 (2413 мал. и 1004 дев.). В с. Искрисковщине Михайловская казен. 1 разр.
 низш. сед. юз. школа. Харьк. общ. сел. хоз. и сел. хоз. промышленности
 имеет в с. Морочах опытное поле. Земский бюджет за 1898 г.: доход-255895
 р., расход-217529 р., из них на земское управление - 17164 р., на
 врачебную часть-75778 р., на народное образование- 63670 р. Д. Р.
  Сунна (сонна, сюнна) - арабское слово, означающее "обычай", в
 особенности обычай установившийся в мусульманской общине по отношении к
 какому-либо религиозному или юридическому моменту. Чаще всего, однако,
 "С." является у мусульман синонимом термина "хадис", т. е. означает
 предание о Мохаммеде, о его поступках и изречениях. Сам Мохаммед считал
 себя обыкновенным человеком и признавал непогрешимость только за
 божественным откровением (Кораном); но так как он, по его словам, имел
 частые общения с Богом, то для верующих естественно было заключить, что
 и все личные действия и мнения пророка заслуживают подражания, должны
 сделаться С., законным обычаем. Восточный человек требует от религии не
 только разрешения догматических или этических запросов: он ждет от ее
 практического руководства и в области гигиены, и в области повседневных,
 обыденных поступков, хотя бы даже таких, как способ стрижки волос и т.
 п. Божественное откровение, содержащееся в Коране, не дает ответа на все
 мельчайшие запросы жизни: Коран даже догматическую сторону религии не
 вполне ясно формулирует; отсюда необходимость собирать предания о
 Мохаммеде, указывающие, как он сам поступал или советовал поступать в
 каком-нибудь житейском случай, или как он толковал известное откровение
 Корана. Эта необходимость почувствовалась тотчас же после его смерти, и
 еще более - со времен Османа, когда обострилась борьба сект, а ислам
 успел уже широко распространиться среди персов, которые, в
 противоположность индифферентным арабам, особенно живо испытывали
 потребность представить себе догматы новоусвоенной религии в стройных,
 систематических формулах и точнее определить практические, житейские
 предписания Корана, возникшие в совершенно чуждой для персов варварской
 арабской обстановки. Обращались за справками к друзьям и сподвижникам
 Мохаммеда (сахабам): Абу Хорейре (ум. 677), Орве, Икриме и многим
 другим, а те давали сообщения не только истинные, но и сознательно
 вымышленный, что, напр., видно из чудесных, физически невозможных
 подробностей (имам Шафий, ум. в 820 г., прямо признавал, что обман,
 содействующий славе и росту ислама, нравственно дозволителен). Слушатели
 сахабов (у одного Абу Хорейры их было до 800), ученики слушателей и т.
 д., люди разных национальностей, преимущественно персы, продолжали
 хранить усвоенные хасиды и изобретать новые, посредством которых иногда
 сознательно, а чаще бессознательно производилось примирение грубоватой
 догматики Корана с более тонкими и более философскими доктринами прежней
 религии новообращенных покоренных народов и приноровление предписаний
 полукочевого, первобытного ислама к нормам развитой, цивилизованной
 жизни. В короткое время мусульманский мир наполнился необъятной массой
 преданий; они сплошь и рядом противоречили духу Корана, противоречили
 одно другому - и в то же время претендовали на законодательную силу в
 области существеннейших пунктов мусульманского вероучения и самых важных
 юридических отношений. Хранились предания профессиональными
 передатчиками (мохаддисами), очень часто самозваными и всегда
 бесконтрольными, и сообщались устно; каждое предание должно было
 сопровождаться иснадом (букв. "опорой"), т. е. цепью имен передатчиков
 ("это я слышал от такого то, а тот от такого-то, и т. д., а последний -
 от такого-то сахаба"), и хадис без иснада считался не имеющим законной
 силы. С течением времени иснад делался длиннее и труднее для устного
 запоминания, так что в конце I в. Гижры при изучении хадисов допущены
 были вспомогательные записи; из таких записей разного содержания,
 сгруппированных около имени одного какого-нибудь передатчика (это так
 паз. "моснады") или касающихся одного какого-нибудь пункта, слагались
 целые тетради, чуждые научной систематизации или критики. В виду
 общественной важности хадисов халиф Омар II (717-719) - один из тех
 немногих Омейядов, которые принимали к сердцу интересы ислама, - задумал
 составить свод хадисов и упорядочить их, но кратковременность его
 царствования помешала ему что-либо сделать. Задача эта была осуществлена
 имамами - отчасти арабами (как Малик), а больше персами, которые
 собственно и создали мусульманскую догматику. "Торная тропа"
 (аль-Моватта), Медика ибн-Анаса (715 - 795), старавшегося быть очень
 строгим в выборе предание, считается у мусульман первым, по времени,
 каноническим сборником хадисов. "Торная тропа" не есть специально
 сборник преданий о Мохаммеде: это - целый corpus juris, источник так
 наз. маликитского права, где почти при каждой главе, сверх выписок из
 Корана и сообщений об установившейся мединской практике, приводятся
 соответствующие юридические хадисы. Второй, и притом знаменитейший
 канонический сборник хадисов составлен имамом Абу-Абдаллахом аль-Бохери
 (810-870) около 840, г, и называется "Сахых" (="Истинный"). Это -
 исключительно сборник преданий, юридических, обрядовых, исторических,
 этических; они расположены систематически, по главам, преимущественно в
 том же порядке, как и юридические сочинения (очищение, молитва, весть и
 т. д.). Число преданий, собранных Бохарием во время его многолетних
 странствований по мусульманской Азии, достигало 600000, но он внес в
 свой "Сахых" только 7275, признанных им за подлинные. Критерий
 подлинности у Бохария - самый примитивный: для него важно не содержание
 предания и его соответствие с Кораном и историей, а иснад, и если в цепи
 передатчиков названы исключительно авторитетные имена, то такое предание
 признается за неподдельное. Современная европейская наука видит в
 громадном большинство преданий "Сахыха" несомненную подделку (в Европе
 "Сахых" изд. Крель, Лейд., 1862-1868; вост. изд.
  - Булак, 1280, 1282, Каир, 1305, 1307, 1312, Дели, 1270, 1289,
 Бомбей. 1269 и т. д. : комментарий - Навави; статья Креля - в "Z. D. М.
 G.", IV; Гольдциэр, "Muhamm. Studien", т. II, 235-245). Ученик
 аль-Бохария, Мослим Нишабурский (817875), из 300000 собранных им вновь
 хадисов признал за подлинные 12000 и составил из них сборник, тоже под
 заглавием "Сахых". У Мослима, в сущности, дан такой же материал, как и у
 Бохарии, но извлечен он из других источников; в распределении материала
 видна более значительная самостоятельность, чем у Бохария, и меньшая
 зависимость от системы фыкха (юриспруденции); большая теоретическая
 самостоятельность целой работы заметна и в введении, где обстоятельно
 изложены воззрения Мослима на предания (изд. в Калькутты, 1265; Каир,
 1282 и сл., с комм. Навави). Сборники Бохарии и Мослима известны под
 общим именем "Сахыхани", т. е. "Два Сахыха", и пользуются высшей,
 неоспоримой каноничностью во всем правоверном мусульманском мире
 (впрочем, Азия предпочитает Бохария, а сев. Африка - Мослима). Менее
 авторитетны, но тоже каноничны и тоже имели большое влияние на
 внутреннее развитие ислама четыре других сборника преданий, составленные
 еще некритичнее (опять-таки персиянами): 1) "Сонны" (т. е. юрид.
 предания) - АбуДауда Сиджистанского (817-888), где за подлинную
 принимается всякая С., если она не отвергнута всеми авторитетами
 единогласно; эти "С." составляли обоим "Сахыхам" довольно сильную
 конкуренцию до IV в. Гижры (изд. в Каире, 1280, Лукно, 1888, Дели, с
 глоссами, 1890); 2) "Аль-Джами'аль-кабир" (=Большой Сборник) - Мохаммеда
 Абу-Исы Тирмизи (ум. 892), ученика Бохария; Тирмизи включает в свой
 "Джами" всякое предание, которым пользовался какой-либо авторитетный
 законовед, но отмечает также, что говорят по данному пункту законоведы
 других толков; таким образом его "Джами" - важнейший источник для
 изучения различий между толками (изд. в Дели, 1844-49; Булак, 1292; см.
 Гольдциэр в "Z. D. М. G.", XXXVIII, 671 сл.); 3) С. Абу-Абдеррахмана
 Несапа (830-914) - полны тончайших мелочей и подробностей, особенно в
 главах об обрядности, где, например. по поводу каждого незначительного
 молитвенного жеста и положения приводится ряд изречений, вложенных в
 уста пророка (Дели, 1850; Каир, 1312); 4) С. Мохаммеда Казвинского, по
 прозвищу ибн-Мадже (824-886), крайне некритические; они были признаны за
 канонические только в VI в. Гижры, да и то не всеми (изд. в Дели, 1282,
 с коммент. 1889). Кроме этих семи (или шести) канонических книг
 слагались и отчасти дошли до нас некоторые другие сборники преданий, но
 им не удалось сделаться общеавторитетными - а эти семь породили
 обширнейшую научную литературу, продолжающую развиваться даже теперь.
 Заключается она или в богословском и филологическом толковании
 собранного материала, или в попытках слить в один свод весь имеющийся
 материал и обработать по одной системе. Более известные ученые -
 Абуль-Хасан Разин аль-'Абдари (ум. 1139), который, без комментариев,
 свел шесть сборников в один; Имам Мадждеддин Мобарак ибн-Адь-Асир (ум.
 1210), брат известного историка, переделал работу Разина, расположив
 предания в более удобном порядки и снабдивши их филологическими
 разъяснениями; энциклопедист Союты (ум. 1505) составил "Сборник
 Сборников", куда без критики вошли и 6 канонических книг, и 10
 "моснадов" (собраний, связанных именем одного какого-нибудь
 передатчика), и разные богословские толкования. Все эти С. признаются
 только правоверными мусульманами, так наз. суннитами У шиитов есть свои
 собственные хадисы, более позднего происхождения и с более яркими
 подлогами; в состав шиитских сборников входят хадисы не только о
 Мохаммеде, но и об Алии и его потомках-имамах, действия и изречения
 которых считаются у шиитов имеющими силу закона. Сборник шиитских
 преданий-"Хеят-эль-колюб" ("Жизнь сердец", Тегеран, 1864-71 г.). История
 С. обстоятельно, всесторонне и критически рассмотрена Гольциэром в его
 "Muhammedanische Studien", т. II, стр. 1-420 (Галле, 1890). См. еще
 Sprenger, "Ueber das Traditionswesen bei den Araben" ("Z. D. M. G.", X);
 Salesbury, "On the science of muslim tradition" в "Journ. of the
 American Orient Soc." (VII, 86); Dozy, "Essai sur l'hist. de l'islam."
 (II., 1879). Hoфаль (Nauphal), в "Legislation musulmane". дает ряд
 интересных замечаний о хадисах. Библиoгpaфичecкий указатель всяких печ.
 изд. и рукописей см. у Броккельмана, "Gesch. d. агаb. Litteratur" (т. I,
 стр. 156- 168, Веймар, 1898). Историкобиографические сведения о
 хранителях и исследователях преданий - у ибнХалликана, Хаджи-Хальфы,
 Союты (изд. Вюстенфельд: "Liber classium virorum, qui Corani et
 Traditionum cognitione excelluerunt auctore Dahabio", Геттинген 183334).
  А.Крымский.
  Супруги (уголовное право). - Особые отношения, устанавливаемые браком
 между С., вызывают прежде всего необходимость освобождения одного из С.
 от наказания за укрывательство и недонесение о совершившемся
 преступлении другого; но эта льгота не распространяется на преступления
 государственные. Наказание одного из С. за недонесение о готовящемся
 преступлении другого уменьшается по усмотрению суда. Большая часть
 преступлений, совершаемых одним С. по отношению к другому, преследуется
 не иначе как по жалобе потерпевшего, причем допускается примирение;
 только наиболее тяжкие преступления (напр. убийство, лишение свободы и
 т. п.) преследуются в порядке публичного обвинения. При рассмотрении
 дела судом, вызванный в качестве свидетеля С. обвиняемого имеют право
 отказаться от дачи показаний, а в случай согласия дать показание
 допрашивается без присяги. Наконец, каждому из С. предоставлено право
 возбуждать ходатайство о возобновлении дела, по которому осужден другой
 С. Преступления против союза супружеского могут быть разделены на общие
 и особенные. К первым относятся: а) муже или женоубийство, 6) нанесение
 одним С. другому увечья, ран, тяжких побоев или иных истязаний и
 мучений, в) лишение свободы, г) побуждение или принуждение одним С.
 другого к преступлению - во всех этих случаях положенные в законе
 наказания возвышаются в мере или в степени (при лишении свободы - на 3
 степени); д) сводничество мужьями своих жен - наказывается наравне со
 сводничеством родителями детей; е) нанесение одним С. другому не тяжких
 побоев и вообще насильственные действия одного С. над другим
 наказываются как простое насилие (реш. угол. кас. деп. 1870 г. № 1522),
 а оскорбление чести и угрозы между С. по нашему законодательству
 ненаказуемы (contra - Таганцев). Дела о краже мошенничестве и присвоении
 имущества между С. начинаются не иначе, как по жалобе потерпевшего, и
 могут быть оканчиваемы примирением. - К особенным преступлениям против
 союза супружеского относятся прелюбодеяние и жестокое обращение между
 С., которое предусматривалось ст. 1583 улож. о нак. изд. 1866 г., но
 законом 26 апр. 1871 г. исключено из кодекса Сурбаран (Франсиско de
 Zurbaran) - испанск. живописец, род. в местечке ЛаФуэнте-де-Кантос (в
 Эстремадурск. пров.) в 1598 г.; ум. в Мадриде, вероятно, в 1662 г.
 Учился в Севилье у X. де-лас-Роэласа, которого вскоре превзошел
 искусством, сделавшись едва ли не самым типичным представителем
 испанской школы в отношении передачи религиозного экстаза, душевного
 сокрушения и мечтательного настроения, равно как и в отношении силы и
 естественности колорита. В самом начале своей деятельности поставив себе
 за правило писать не иначе, как с натуры, он не отступал от этого
 правила в течение всей своей жизни. Композиция в его картинах, при
 правильности рисунка, по большей части несложная и заключает в себе
 очень немного фигур, отличающихся благородством, поставленных в
 естественные, простые позы и прекрасно задрапированных. В колорите и
 светотени С. подражал Микеланджело да-Караваджо (вследствие чего был
 прозван испанским Караваджо) сообщая переднему плану поразительную
 рельефность через сопоставление сильного света с глубокими тенями. До
 1633 г. С. трудился непрерывно в Севилье, наделяя своими произведениями
 тамошние церкви и монастыри, а в этом году посетил Мадрид, где получил
 титул придворного живописца; после того он работал в Xepecе и Севилье, и
 в 1650 г. снова явился в Мадрид, дабы написать для дворца БуэнРетиро
 серию картин, изображающих подвиги Геркулеса (ныне наход. в мадридск.
 музее дель-Прадо). Многие произведения этого замечательного живописца
 исчезли при упразднении испанск. монастырей, для которых были исполнены,
 или разошлись по разным галереям. Тем не менее и доныне Севилья особенно
 богата его картинами. В тамошнем провинциальн. музее хранится, между
 прочим, лучшая из всех работ С. - "Апофеоза св. Фомы Аквинского".
 Важнейшие его произведения в других местах: "Видение св. Петра
 Неласкского" и "Чудо св. Касильды" (в мадридск. музее дельПрадо), "Св.
 Петр Ноласкский и Раймунд Пеньяфортский", "Св. Аполлинария" и "Похороны
 епископа" (в луврск. муз. в Париже), "Св. Бонавентура, указывающий св.
 Фоме Аквинскому на Распятого, как на источник всякого знания" (в
 берлинск. муз.), "Св. Франциск Ассизский" (в мюнхенск. гал.), "Молящийся
 францисканец" (в лондонск. национальн. гал.), "Св. Бонавентура при
 избрании папы" (в дрезд. гал.) и "Св. Лаврентий" (в Имп. Эрмитаже). А. С
 . Сурепица - народное название многих дикорастущих и разводимых
 крестоцветных растений, с желтыми цветками, напр., Вагbагеа vulgaris R.
 Вг., Brassica Napus p. oleifera, Brassica Rapa, var. campestris,
 Brassica Rара, b. oleifera, Bunis Orientalis L., Erysimum cheiranthoides
 L., Raphanus. Raphanistrum, Sinapis arvensis L., Sisymbrium officinale
 L.. С. P.
  Сypиков (Василий Иванович) - исторический живописец и жанрист, род. в
 1848 г., с 1858 по 1861 г. обучался в красноярском уездн. училище, а
 потом служил канцеляристом в одном из казенных учреждений, любительски
 упражняясь в рисовании и живописи. В 1870 г, поступил в ученики имп.
 академии художеств. Посещая ее классы до 1873 г., получил за исполненные
 в них работы все установленные серебряные медали; затем, в 1874 г., за
 написанную по программе картину: "Милосердие самаритянина", был
 награжден мал. золот. медалью, а через год после того, за другую
 программу: "Ап. Павел благовествует пред царем Агриппою и его сестрою
 Вероникою", удостоен звания классн. художника 1-й степ. В 1876 и 1877
 гг. исполнял живописные работы в московском храме Спасителя. В 1881 г.
 вступил в члены товарищества передвижных художественных выставок и с
 того времени постоянно является на них со своими картинами. Главные из
 этих картин: "Утро стрелецкой казни при Петре Великом", "Меншиков в
 Березове", "Боярыня Морозова" (все три в Третьяковок. гал., в Москвы),
 "Взятие снежного городка, из сибирского быта", "Ермак" (в русск. музее
 имп. Александра III, в СПб.) и "Суворов на СенГотарде" (там же).
  Cypoк (Arctomys marmota) - млекопитающее из отряда грызунов
 (Rodentia), семейства белковых (Sciuridae). Признаки семейства и рода.
 Длина тела 51 стм., хвоста 2 стм.; высота в плечах 15 стм. Густой и
 длинный мех на спине и темени буро-черный, на затылке и корне хвоста и
 на животе красновато-бурый, на боках и ногах более светлого оттенка, на
 лапах и морде ржаво-желтый. Глаза и когти черные; передние зубы
 красновато-желтые. Водится исключительно в Европе. Живет в горах
 (Пиренеи, Альпы, Карпаты), на значительной высоте, редко спускаясь ниже
 границы лесов. При этом будучи дневным животным, выбирает освещенные
 солнцем южные, восточные или западные склоны. На зиму впадает в глубокую
 спячку, которая, в зависимости от высоты места, может длиться до 10
 месяцев. Летом С. живут по одиночке или парами в особых норах, к которым
 ведет ход в 1-4 м. длины, имеющий боковые ходы на случай опасности. На
 зиму роют более глубокие норы, обыкновенно на более низких. высотах;

<< Пред.           стр. 988 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу