<< Пред.           стр. 991 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 вновь стал негодным для плавания. С эпохи географических открыли мысль о
 новом прорытии С. перешейка возникала много раз. Венецианцы думали с его
 помощью оживить свою торговлю, перешедшую в другие руки после открытия
 пути в Индию вокруг мыса Доброй Надежды; Лейбниц представлял проект
 канала Людовику XIV (1671); даже султан Махмуд III и вождь мамелюков Али
 Бей в XVlll в. думали о том же; но венецианцы и мамелюки были одинаково
 бессильны для осуществления предприятия которое стало еще более
 грандиозным, чем оно было в древности, вследствие значительного
 увеличения размеров и глубины посадки кораблей нового времени. Бонапарт,
 во время египетской экспедиции (1798), обратил внимание на возможные
 политические последствия прорытия перешейка и поручил особой комиссий,
 во главе которой он поставил инженера Лепера (Lepere), производство
 предварителъных изысканий. Комиссия пришла к выводу, что уровень воды
 Красного моря на 9,9 м. выше уровня воды в Средиземном Mopе, что очень
 затрудняет прорытие канала, не делая, его, однако, невозможным. По
 проекту Лепера он должен был идти от Красного моря к Нилу частью по
 старому пути, пересекать Нил близ Каира и кончаться в Средиземном море
 близ Александрии. Достигнуть особенно значительный глубины Лепер считал
 невозможным; его канал был бы негоден для глубокосидящих судов. Расходы
 на прорыве комиссия Лепера исчислила в 30-40 милл. фр. Проект разбился
 не о технические или финансовые трудности, а о политические события; он
 был окончен только в конце 1800 г., когда Наполеон был уже в Европе и
 окончательно отказался от надежды завоевать Египет. Принимая 6 дек. 1800
 г. доклад Лепера, он сказал: "это великое дело, но я не в состоянии
 осуществить его в настоящее время; быть может турецкое правительство
 возьмется когда-либо за него, создаст себе тем славу и упрочить
 существование Турецкой империя". В 1841 г. английские офицеры,
 производившие изыскания на перешейке, доказали ошибочность расчетов
 Лепера относительно уровня воды в двух морях - расчетов, против которых
 уже раньше протестовали Лаплас и математик Фурье, исходя из
 теоретических соображений. В 1846 г. образовалось, отчасти под
 покровительством Меттерниха, международное "Societe d'etudes du canal de
 Suez", в котором наиболее видными деятелями были инженеры: француз
 Талабо, англичанин Стефенсон и австриец Негрелли. Негрелли, на основании
 новых, самостоятельных изысканий, выработал новый проект, который,
 однако, в общих чертах был повторением старого, Леперовского. Около того
 же времени французский дипломат Ф. Лессепс, не производя новых
 самостоятельных изысканий, а опираясь лишь на исследования
 предшественников, напал на мысль провести канал совершенно иначе - так,
 чтобы он был "искусственным Босфором" непосредственно между двумя
 морями, достаточным для прохода наиболее глубоководных судов. Проект
 отличался замечательной смелостью; его автор обладал громадной энергией
 и громадными связями, что обеспечило его принятие, хотя в научном
 отношении он был разработан крайне слабо; как технические, так и
 финансовые его расчеты подверглись очень суровой критике со стороны
 многих специалистов, между прочим Стефенсона - критике частью
 оправдавшейся (относительно большей трудности и большей дороговизны
 канала), частью не оправдавшейся (относительно того, что канал неизбежно
 должен заноситься песком). При Аббасе-паше, управлявшем Египтом в
 1849-54 гг., об осуществлении канала не было речи; но когда вице-королем
 Египта стал Саид-паша, то Лессепс, давно знавший его лично, поспешил в
 Египет и добился от него, 19 мая 1855 г., фирмана на основание компании
 ("Compagnie universelle du canal maritime de Suez"). Этим фирманом
 египетское правительство давало право на прорытие канала и на
 эксплуатацию его в течении 99 дет со времени открытия, после чего канал
 должен был поступить в собственность египетского правительства; оно
 обязывалось отвести безвозмездно необходимые для работ земли, поставлять
 рабочих и вообще оказывать содействие сооружению; за это оно
 выговаривало себе 15% чистого дохода (кроме дохода с тех акций, которые
 оно покупало) и право назначать директора компании из числа наиболее
 крупных акционеров. 10% дохода должны были идти в пользу основателей
 компании, а остальные 75% - акционерам. В том же 1855 г. Лессепс добился
 ратификации фирмана со стороны турецкого султана, но только в 1859 г.
 смог основать в Париже компанию. Ее основной капитал равнялся 200 мидл.
 фр. (в эту сумму исчислены были Лессепсом все издержки предприятия),
 разделенных на 400 тыс. паев, по 500 фр. каждый; на значительную их
 часть подписался Саид-паша. В том же году начались работы. Английское
 правительство, и во главе его Пальмерстон, опасаясь, что С. канал
 поведет к освобождению Египта из-под власти Турции и к ослаблению или к
 потере господства Англии над Индией, ставило на пути к осуществлению
 предприятия всевозможный препятствие но должно было уступить перед
 энергией Лессепса, тем более, что его предприятию покровительствовали
 Наполеон III и Саид-паша, а потом (с 1863 г.) его наследник,
 Измаил-паша. Технические трудности были громадны. Приходилось работать
 под палящим солнцем в песчаной пустыне, совершенно лишенной пресной
 воды. Первое время компания должна была употреблять до 1600 верблюдов
 только для доставки воды рабочим; но к 1863 г. она закончила небольшой
 пресноводный канал из Нила, шедший приблизительно в том же направлении,
 что и древниe каналы (остатками которых кое-где удалось
 воспользоваться), и предназначенный не для судоходства, а единственно
 для доставки пресной воды - сперва рабочим, потом и поселениям,
 долженствовавшим возникнуть по каналу. Этот пресноводный канал идет от
 Сагасига при Ниле на восток к Измаилии, а оттуда на юговост., вдоль
 морского канала, к С.; ширина канала 17 м. на поверхности, 8 - по дну;
 глубина его в среднем. только 21/4 м., местами даже значительно меньше.
 Его открытие облегчило работы, но все-таки смертность среди рабочих была
 весьма велика; их доставляло египетское правительство, но приходилось
 пользоваться также европейскими рабочими (всех рабочих было от 20 до 40
 тыс.). 200 милд. фр., определенных по первоначальному проекту Лессепса,
 скоро не хватило, в особенности вследствие громадных трат на подкупы при
 дворах Сайда и Измаила, на широкие рекламы в Европе, на расходы по
 представительству самого Лессепса и других воротил компании. Пришлось
 сделать еще облигационный заем в 166666500 фе, потом еще другие, так что
 общая стоимость канала к 1872 г. достигла 475 милл. (к 1892 г. - 576
 милл.). В шестилетий срок, в который Лессепс обещал окончить работы,
 окончить их не удалось, и канал был закончен только через 10 лет. 16
 ноября 1869 г. он был торжественно открыт. Длина его равнялась 160 км.,
 ширина на поверхности 60-110 м., по дну 22 м. (впоследствии увеличена до
 37 м.), глубина 8 м. (впоследствии 9 мет.). Для его проведения пришлось
 вынуть 75 милл. кб. м. земли. Он начинается у Порта Саида двумя
 каменными молами длиной в 2250 и 1600 м., которые защищают углубленный
 фарватер в Средиземном море от заносов нильским илом; затем он идет в
 южном, слегка уклоняющемся то к зап., то к востоку направлении, проходит
 через несколько горько-соленых озер (в том числе оз. Тимза, на котором
 стоит Измаилия), прорезывает небольшую гряду холмов Эль Кантара, на 95-м
 км. вступает в большое горько-соленое озеро, соединяющееся с Красным
 морем, пересекает его и на 156-м км. достигает моря, но идет в нем еще 4
 км. Канал сократил время пути для пароходов, идущих из Англии, Германии
 и Франции в Индию, на 24 дня, из Триеста - даже на 37 дней, и потому
 сразу приобрел большое значение, не смотря на довольно высокую плату за
 прохождение через него (сперва 10 фр. с тонны чистого груза, с 1895 г.
 -9, 5 фр.; существуют соответственные пошлины с пассажиров; компания
 продает также пресную воду, которая составляет немаловажный источник ее
 доходов). Первоначально для прохождения через канал требовалось не менее
 2 дней, но со времени устройства электрического освещения оно стало
 возможным день и ночь, и потому теперь требует не более 15-20 часов. В
 1870 г. через канал прошло всего 486 судов, с 436000 тоннами груза и
 26750 людьми, подлежавшими оплате пошлиной. Это не окупало еще издержек
 по содержанию канала, но с 1872 г. канал стал приносить акционерам
 чистый доход, который, при некоторых колебавших, в общем постоянно
 поднимается. В 1893 г. через канал прошли 3341 судно, с 7659000 тоннами
 чистого груза или 10753000 тоннами груза брутто (из них 9977000
 английских, 798000 немецких, 702000 французских) Общая сумма доходов С.
 канала равнялась в 1895 г. 80702000 фр.; за вычетом 25 милл. расхода,
 чистый доход-55067000 фр.; благодаря выкупу значительной части
 облигационных займов, на акцию в 500 фр. приходилось дивиденда в 1891 г.
 112,14 фр., в следующие годы - несколько менее. Биржевая ценность акций
 сильно колеблется, поднимаясь во время биржевой горячки и славы Лессепса
 (в 1881 г.) до невероятной суммы 3475 фр., спускаясь по временам до 715
 фр. Политические последствия от прорытия канала оказались совершенно не
 те, каких ожидали. Канал действительно содействовал ослаблению связи
 Египта с Турцией, но вовсе не в ущерб Англии, от которой фактически
 зависит судьба Египта; точно также власти Англии в Индии канал не только
 не нанес ущерба, но усилил ее, приблизив Индию к Англии. В 1875 г.
 Англия купила у египетского хедива его акций, и с тех пор в самой
 компании С. канала ей принадлежит руководящая роль. Ср. F. Lesseps,
 "Percement de I'lsthme de Suez. Expose et documents officiels" (П,
 1855-56); его же "Lettres, journal et documents a l'historie du canal de
 Suez" (П., 1875-81); Volkmann, "Der Suezcanal und seine Erweiterung"
 (Б., 1886); Krukenberg, "Die Durchfititung des Isthmus von Suez"
 (Гейдельб., 1888); Hemr. Stephanе "Der Suezkanal und seine Eroffnung" (в
 "Unsere Zeib, 1870, № 1-2); O. Ritt, "Histoire de I'lsthme de Suez" (П.,
 1869); M. Fontane, "De la marine marchande a propos du percement de
 I'lsthme de Suez" (П, 2 изд., 1869); Fournier de Flaix, "L'independance
 de l'Egypte et le regime international du canal de Suez" (Пар., 1889);
 "Le canal de Suez, bulletin decadaire" (П., выходит 3 раза в месяц).
  В. Водовозов. Сфагнум (техн.) - под этим названием находится в
 продаже торфяной мох, очищенный от корней и прутьев трепальной машиной и
 спрессованный для более удобной перевозки. С. начинает входить в
 употребление в строительном деле, вследствие своей дурной
 теплопроводности, для смазки на потолках, для заполнения пустот в стенах
 из пустотелых бетонных камней, для обкладывания стен денников и водяных
 резервуаров, По отзывам специалистов, С. как подстилка в конюшнях не
 оправдал ожиданий, так как меньше сохраняет здоровье лошадей.
  Сфинкс (Sjigx) - в греческой мифологии демон-душитель в образе
 полуженщины, полульва; олицетворение неизбежной судьбы и нечеловеческой
 муки. Название С. - греческого происхождения (от гл. sjiggw- душить), но
 представление заимствовано вероятно у египтян или ассирийцев) у которых
 С. - одна из обычных мифических фигур. По Гезиоду (Феогония, 326 и сл.),
 С. была дочерью Химеры и Орера, по другим- Тифона и Ехидны. Особенно
 распространено было фиванское сказание, разработанное греческими
 трагиками, которые воплотили в С. идею борьбы человека с судьбой. Близ
 Фив показывали пещеру в горе Фикион или Сфинпон, где, по преданию, жило
 это чудовище. По фиванскому преданию, С. был послан Герой, или Аресом,
 или Дионисом, для опустошения страны, в наказание за убиение Кадмом
 Аресова дракона (или за преступления Лаия). Приютившись в пещеpе
 названной горы, С. подстерегал проходящих и задавал загадку: "Кто ходит
 утром на четырех ногах, в полдень на двух и вечером на трех?" (разгадка
 - человек, в три поры его жизни: в детстве, возмужалом возрасте и
 старости). При этом сфинкс обязывался, в случае разрешения загадки,
 умертвить себя; не разрешавших же загадки он пожирал (или сбрасывал со
 скалы). Чтобы избавиться от этой беды, Креонт, правивший страной со
 времени гибели Лаия, предложил руку своей сестры Иокасты и с нею царскую
 власть тому, кто разрешить загадку. Загадка была разрешена Эдипом,
 который сделался царем и женился на Иокасте, своей матери, а С. бросился
 со скалы. Изображения С. в искусстве были различны: обыкновенно он имел
 бюст женщины и заднюю часть туловища какого-либо животного (льва, змеи,
 собаки и пр.), или переднюю часть туловища льва и заднюю часть тела
 человека, с когтями коршуна и крыльями орла. В новейшей поэзии С.
 сделался символом загадочного, а также воплощением идеи о смежности
 страдания с наслаждением (ср. стихотворение Гейне, "Das ist der alte
 Marchenwald!", в предисловии к III-му изд. его "Книги песен"). Ср. Jeep,
 "Die Griechische Sphinx" (Б., 1854); Ilberg, "Die S. in der Griechischen
 Kanst und Sage" (Лпц., 1896). H. О.
  Сфорца (Sforza) - знаменитая итальянская фамилия игравшая большую
 роль в XV и XVI в. Основал ее Муцио Аттендоло, сын крестьянина из
 Романьи, получивший прозвище С. В ранней юности он поступил в дружину
 Адьберто де Барбиана, одного из основателей кондотьерства, отличился
 храбростью и сам сделался вождем наемного войска. Умер в 1424 г. на
 службе у неаполитанского короля. Ему, в качестве кондотьера, наследовал
 его сын Франческо, который служил попеременно Милану, Венеции и
 Флоренции и в 1450 г. хитростью и насилием овладел Миланом, ссылаясь на
 права жены своей Бианки-Марии, побочной дочери последнего миланского
 герцога из фамилии Висконти. Он правили Миланом 15 лет с титулом
 герцога. Ему наследовал его сын. Галеаццо-Мария (ум. 1476), после
 которого власть досталась малолетнему его сыну Джованни Галеаццо.
 Последний, как полагают, был отравлен своим дядей Людовиком Мором,
 который и захватил власть над Миланом. Желая удержаться на престоле, он
 склонил французского короля к вмешательству в итальянские дела и вызвал
 поход Карла VIII на Неаполь. Соединившись потом с врагами Франции, он
 был побежден франц. королем Людовиком XII и изгнан из Милана (1499),
 возвратился туда с помощью швейцарцев, но еще раз потерпел неудачу и
 попал в плен к франц. королю (1500). Сын его Максимилиан в 1512 г.
 вернул себе власть, но после битвы при Мариньяно, в 1515 г., должен был
 отказаться от Милана в пользу франц. короля Франциска I, за ежегодную
 пенсию. После изгнания французов из Италтии Карлом V, последний отдал
 Милан в ленное владение младшему сыну Людовика Мора, Франческо II
 (1520). После его смерти (1535) Милан был отдан сыну Карла V, будущему
 королю Филиппу II Испанскому. От брата Франческо I, Бозио С., произошли
 тоскансние графы Санта-Фиора, от которых ведет свое начало теперешний
 римский род герцогов С. Чезарини. См. Ratti, "Della Famiglia S." (1794);
 Litta,. "Famiglie celebri italiane".
  Сфрагистика - наука о печатях. Начало ей положил Мих. Гейнекций (1709
 г.), за которым последовали Иоганн Гейманне давший ей греческое название
 "сфрагистика", Ф. Геркен, Гаттерер, Ледебур, князь Гогенлоэ-Вальденоург
 и др. Лучшие сочинения по С. за последнее время принадлежат Зейлеру,
 автору "Abriss der Sphragistik" (Вена, 1884) и "Geschichte der Siegel"
 (Лиц., 1894). В русской литературе, кроме особой главы о печатях в
 "Русской геральдике " А. Ламера, имеются по С. лишь отрывочные и
 незначительные сведения. С. имеет непосредственную связь с геральдикой и
 нумизматикой. С первой она связана тем, что многие изображения,
 употреблявшаяся прежде лишь на печатях, перешли потом в гербы. Удельные
 князья употребляли печати с изображением эмблем того удела, где они
 княжили; впоследствии эти эмблемы нередко входили и в гербы, напр. у
 князей Голицыных (герб вел. княжества Литовского). С нумизматикой С.
 связана тем, что на монетах часто чеканилась печать князя, при котором
 чеканили монету; по эмблеме на печати, если надпись на монете не
 сохранилась, можно было определить происхождение монеты. Обычай
 употребления печатей - очень старинный. Восточные народы уже в древние
 времена употребляли печати, преимущественно в Персеполисе, Вавилоне и
 Египте, и пользовались для того твердыми цветными камнями, в форме
 цилиндров, жуков и т. п., на которых вырезывались различные знаки.
 Библия во многих местах упоминает об употреблении печатей (III книга
 Царств, гл. XXI, ст. 8 и 11; книга Даниила, гл.XIV, ст. 12; книга Бытия,
 гл. XXXVIII, ст. 18 и 25; книга Исход, гл. XX, ст. 11 и 21). От
 восточных народов обычай употребления печатей заимствовали греки и
 римляне. Последние обыкновенно употребляли печатиперстни, которые
 прикладывали к разного рода актам. Племена, поселившиеся на римской
 почве, усвоили себе обычай употребления печатей, который, однако, общим
 и повсеместным стал не ранее XII столетия. Печать долгое время заменяла
 собою подпись, вследствие чего значение ее было велико. Для
 предупреждения подлога употреблялись различные предосторожности.
 Прикладывание печатей к наиболее важным актам совершалось с особой
 торжественностью. Как у римлян, так и у германцев был обычай вместе с
 умершим класть в гробницу и его печать-перстень. Хранители королевских и
 государственных печатей носили их иногда на шее. До VIII в. употребляли
 большей частью односторонние печати, но с Х в. их стали вытеснять
 двойные, висячие на снурках или приклеивавшиеся к пергаменту, к бумаге.
 Печати были свинцовые (печати буллы, называвшиеся так от свинцовых
 шариков, через которые продевался снурок и потом выбивалось
 изображение), золотые (в редких случаях), серебряный, бронзовые,
 оловянные, восковые и сургучные. Кроме восковых и сургучных, все печати
 были висячими и носят в западной С. название sigilla pendentia или
 sigilla. Они привешивались в конце грамот, тотчас после подписи, на
 снурке льняном или шелковом или на обрывке пергамента или кожи. Если
 печатей было несколько, то при размещении их следовали положению и
 званию владельцев. Форма печатей была весьма разнообразна: они были
 круглые (древнеегипетские), овальные, продолговатые, треугольные,
 квадратные, шестиугольные и др. Цвет воска печатей различался по
 достоинству лиц и по роду дел. Право печатать красным воском составляло
 принадлежность государя и лиц, которым дана была эта привилегия.
 Патриарх константинопольский печатал свои грамоты обыкновенно черным
 воском. Печатать голубым и лазоревым воском считалось привилегией в XVI
 и XVII вв. На печатях были изображения эмблем, присвоенных владельцам,
 надписи в форме наставлений, правил и др., изображения лиц владельцев и
 т. п. Особенно разнообразны были эмблемы или символы. В каждом
 государстве были и имеются особые государственный печати, которые
 подразделяются большей частью на три вида: большие, средние и малые:
 первые - для более важных документов, преимущественно законодательных
 актов и международных трактатов, а вторые и третьи - для менее важных и
 даже для писем государей. В некоторых государствах для личного
 употребления государей имеются особые частные печати (Англия, Нидерланды
 и др.). Большей частью хранителем государственной печати бывает министр
 или министерство юстиции, затем министерство иностранных дел (в Баварии,
 Нидерландах, Вюртемберге и Швеции) и государственное министерство
 (Пруссия). Папа римский имеет печать, носящую его фамильный герб; она
 прилагается к папским грамотам и к трактатам. У статс-секретаря папы -
 особая печать. В Швейцарии хранение государственной печати принадлежит
 канцелярии союзного совета.
  В Poccии первые упоминания о печатях находятся в договорах Игоря и
 Святослава с греками. Из договора 945 г. узнаем, что послы наши должны
 были иметь печати золотые, а гости (купцы) серебряные. В 1006 г.
 Владимир св., устроив свободную торговлю между болгарскими и русскими
 купцами, даровал тем и другим особые печати, в ознаменование княжеского
 позволение и в удостоверение звания купцов. Сначала право иметь печать
 принадлежало исключительно великому князю, но, с раздроблением Руси на
 уделы, оно распространилось и на удельных князей. С административным
 развитием России печати сделались принадлежностью служилых людей разного
 рода; их имели также города и приказы. Княжеские печати были двоякого
 типа - частного, личного (печати-перстни) и официального,
 государственного. По примеру первых, рано стали заводить у себя печати и
 родовитые бояре. Печати были металлические - золотые, серебряные,
 серебряные вызолоченые и свинцовые; восковые (черные, желтые,
 темно-коричневые и красные); воско-мастичные, заменившие восковые в силу
 своей большей прочности; печати на дегте или на смоле (очень редки) и
 сургучные, вошедшие в употребление с конца XVII в. Металлические печати
 все привешивались на снурках различных цветовшелковых, гарусных и
 пеньковых; остальные прикладывались и иногда для большей сохранности
 прикрывались бумажкою, отчего назывались печатями под кустодиею. Самая
 древняя сохранившаяся до нас княжеская печать - серебряная,

<< Пред.           стр. 991 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу