<< Пред. стр. 1 (из 4) След. >>
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА
АКАДЕМИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.Е. ЗАБАВНИКОВ
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
в кратком изложении
Материалы для семинарских занятий
Учебное пособие для студентов
ТАМБОВ 2005
УДК
ББК
Рецензент:
Булычев И.И., доктор философских наук, профессор
Основы философии в кратком изложении / А.Е. Забавников ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина.- Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004 . - 65 с.
Данное пособие в кратком виде излагает главные положения философии, рассматривает основные исторические этапы ее развития от Древнего Востока до наших дней, вводит читателя в область исследования всеобщих проблем бытия, природы, человека и общества.
Рекомендовано студентам Академии непрерывного образования.
(c) Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина
Тема 1 Предмет философии. Философия Древнего Востока
1. Основные проблемы философии.
2. Философия Древней Индии.
3. Философия Древнего Китая.
Философия (с греч. - любовь к мудрости; phileo - любовь, sofia - мудрость) - форма духовной деятельности, направленная на поиск всеобщих закономерностей бытия, природы, познания и отношения человека и мира. Схожее с понятием "философия" - понятие "мировоззрения". Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющая самое общее понимание мира, места в нем человека, его жизненные позиции, программы поведения. Оно включает в себя как обыденное, так и теоретическое познание. Философия - теоретическая часть мировоззрения. Исторические типы мировоззрения - миф, религия, философия.
Основной вопрос философии имеет две стороны: 1) что первично - дух или материя, идеальное или материальное? В связи с этим, философия разделена на два основных направления - материализм, принимающий за основу мир и материю и идеализм, у которого в основе - дух, идея; 2) познаваем ли мир? Гностики (в основном - материалисты) считают, что познаваем, агностики (в основном - идеалисты - Кант, Юм и т.д.) - непознаваем или познаваем частично.
Философия, по мнению ученых, возникла почти одновременно в середине I тысячелетия до н. э. в Китае, Индии и Греции. В Индии это рождение связанно с оппозицией брахманизму, в который входили племенные верования, обычаи, ведический ритуал в четырех самхитах - Ведах. Веды (в переводе - знание) - древнее собрание священных гимнов, песен, молитв. Веды приписывают создание мира - "первочеловеку" - тысячеглазому, тысяченогому Пуруше, который умом породил Луну, глазами - Солнце, дыханием - ветер, устами - Огонь. Так устроены в Ведах и Космос, и общество. В дальнейшем Веды стали включать в себя брахман (описания, комментарии), араньяки - "лесные" книги для отшельников и упанишады (в переводе - сидеть около ног учителя). Вся совокупность текстов именовалась шрути - священным откровением. Обладали знанием о ведической мудрости - брахманы - жрецы, люди "высшей касты".
Позже всевластию брахманов стали противостоять первые "еретики" - аскеты-проповедники, или шраманы (в переводе - совершающие усилия). Они пытались по-своему осмыслить ведическую религию. Шраманские школы породили позже основные философские течения в Индии. Систематизация философских взглядов оформилась в VII-VI вв. до н. э. в сутрах или изречениях, афоризмах. В то время возникли и существовали около 2 тыс. лет шесть школ, опирающихся на Веды - веданта, йога, ньяя, санкхья, вайшешика, миманса, а также течения, критические в отношении брахманизма, неортодоксальные, неклассические - локаята (или чарвака, по имени одного из представителей), которая утверждала материализм; джайнизм и буддизм.
Создание мира индийцы объясняли брачным сочетанием неба и земли. Зло считалось проявлением сил природы, пока его не стали нести сами люди. Это наводило на новые размышления. Основатель буддизма, сын царя индийского племени - Сиддхартха Гаутама, позже - Будда, увидев человеческие страдания - калеку, старца, похоронную процессию, а также монаха-аскета, решил начать жизнь аскета. Поскитавшись шесть лет, он стал просветленным - Буддой. Он решил, что жизнь есть страдание, корень страданий - в наших желаниях. И существует путь к избавлению от страданий - это избавление от желаний. Достичь такого состояния "высшего просветления" - нирваны - человек может путем нравственного самосовершенствования. Буддизм отвергает существование бога-отца, религию Вед, но признает их идеи о цепи перерождений (сансаре) и о воздаянии (карме). Мир - это поток сменяющихся частиц материи и сознания - дхарм. Спасение личности по Будде - в подавлении "беспокойства" дхарм.
Другое философское течение Древней Индии - вайшешика, основные положения которой изложили вначале Канада (6-5 вв. до н. э.), а затем Прашастанада. Это учение содержит как идеалистический, так и материалистический аспекты. Для всего существующего в вайшешике устанавливается семь категорий: субстанция, качество, действие, общность, особенность, присущность, небытие. Истинной реальностью обладают первые три категории. Затем идут три логические категории, которые создаются нашим умом. Мир состоит из девяти субстанций: земля, вода, свет, воздух (из атомов этих субстанций состоят материальные объекты), эфир, время, пространство, душа, ум. Атомы неделимы, невидимы и вечны, их соединением управляет мировая душа.
Веданта ("Завершение Вед", осн. Бадараяной) состоит из: 1) адвайты (Шанкара, VIII в. - абс. не-дуализм): в мире есть только одна реальность - Брахман - высшая духовная сущность, все остальное (предметы, явления) - иллюзия, в основе познания - интуиция и 2) вишишта-адвайты (Рамануджа, ХI - ХII вв. - различительный не-дуализм): в мире есть три реальности - материальное тело подчиняется душе, обе части подчиняются богу, усилия индивида должны быть направлены на освобождение от материальной зависимости благодаря духовной активности, любви к богу и знаниям.
Джайнизм утверждает две сущности - таттвы, из которых строится мир: джива (душа, сознание) и аджива (все остальное). Материя - разновидность адживы. Высшего бога не существует.
Истинное бытие в индийской философии отделялось от мира явленного. Первое (сат) соответствовало законам, упорядочивающим мировой хаос, в результате чего возникал Космос. Второе - это не-бытие (асат) дезорганизует Космос.
Философия Древнего Китая также формировалась под воздействием ломки традиционных общинных отношений. Здесь тоже стали появляться аскеты-мудрецы, оппозиционеры более древним философским трактатам - "Ши цзин" ("Канон стихов") и "И цзин" ("Книга перемен"). В Индии школы различались по их отношению к Ведам, в Китае - к ортодоксальному конфуцианству, которое во II веке до н. э. обрело статус официальной государственной идеологии.
Вопросы мироустройства также интересовали китайских философов, но считается, что понятие бытия здесь отсутствует. Правда есть мнение, что у даосов (основатель - Лао-цзы, VI-Vвв. до н. э.) иероглифом "ю" ("иметься") и "У" ("не иметься") обозначали существование вещей от их несуществования. К небытию относилась также некая сверхреальность - дао (в переводе - путь). Оно вечно, бестелесно, бесконечно, бесформенно. Это некий сток, куда стекается все сущее в мире.
Конфуций (Кун (фу)-цзы - учитель Кун, 551-479 гг. до н. э.) в своем учении важное место отводит концепции "жэнь" ("человеколюбие"), которая включает идеи "чжун" ("преданность государю"), "и" ("верность долгу"), "ди" ("уважение к старшим) и др. Бог-отец или "небо" определяет судьбу человека, а также деление людей на "благородных" и "низких", что не может быть изменено. Основой социальной организации конфуцианство считает - ли, некий мировой порядок, правило, церемониал. Ли утверждало незыблемость рангово-иерархических различий, монархии. Но существовала и попытка даосов выйти за пределы человеческого, вырваться из замкнутости земного круга. Они призывали людей следовать природе, естественности вещей, перестать стремиться к мудрости. Даосизм не признавал господство и угнетение, выступал за возврат к общинной жизни.
Кроме конфуцианства и даосизма среди других китайских школ следует выделить: 1) моизм (основатель - Мо-цзы (479 - 400 гг. до н. э.): противостояние конфуцианству (предопределения, судьбы не существует), отстаивание интересов среднего класса, призыв помогать друг другу, отказаться от войн, привлекать к управлению страной мудрых, достойных людей независимо от общественного положения и 2)легизм (законники: Хань Фэй-цзы и др.), для которых одним из важнейших моральных принципов являлось соблюдение закона, которое стоит выше чувства долга (так как политика и нравственность не совместимы), опора государя на психологию людей при управлении страной. Легизм позже "вливается" в конфуцианство.
Контрольные вопросы.
1. Что такое философия?
2. Назовите ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии.
3. Где больше человеческого измерения: в конфуцианстве или даосизме?
Тест 1. Назовите теоретическую часть мировоззрения:
1. Миф. 2. Религия. 3. Философия.
Тест 2. Назовите страну, где родился Будда:
1. Китай. 2. Индия. 3. Греция.
Контрольные задания.
1. Подумайте, сможете ли Вы, как и Будда, отказаться от каких-либо желаний? Сыграло ли роль в его популярности то, что ранее он был богатым?
2. Как Вы считаете, какие идеи философских школ Древнего Китая не потеряли актуальность и сегодня?
Кроссворд
1 2 3 4 5