<< Пред. стр. 2 (из 4) След. >>
1. Русская философия XI-XIX веков.
2. Русская философия XIX-XX веков.
Русская философия возникла в Киевской Руси под влиянием христианизации. Ее начало относят к XI веку, когда Киевский митрополит Иларион написал свое "Слово о законе и благодати...", где он на основе Ветхого завета создал богословско-историческое вероучение, и где отстаивает участие Руси в общемировом процессе торжества божественной благодати над язычеством.
Владимир Мономах в своем "Поучении" (XII век) предлагает этический кодекс поведения людей. Для праведной жизни необходимы добрые дела: покаяние, "слезы", милостыня.
В послании монаха Филофея - царю Василию III - содержится идея о назначении светской власти: сохранение православного христианства с целью утверждения Москвы как третьего Рима.
М.В. Ломоносов (1711-1765) создает "корпускулярную философию", признающую атомистическую доктрину, где атомы объясняют сущность материи, и где Ломоносов допускает существование всемогущего "двигателя".
П.Я. Чаадаев частично признает немецкую классическую философию (Шеллинга, Канта) развивает социальную сторону философии - критикует самодержавие. Далее он развивает область познания и ценностей, опираясь на религию: в начале на католицизм, а затем на православие. Это выражается в его "философии тотальности", где есть место и "философии индивидуальности" (ценность личности).
Учение Чаадаева послужило созданию двух течений в русской философии XIX-XX вв.: славянофильства (А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.В. Киреевский - философия "тотальности", коллективности, гармония человека в едином знании, монархия - идеальная социальная форма, крестьянская община - совершенный "нравственный мир") и западничества (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, М.А. Бакунин - философия "индивидуальности", принятие учение Гегеля как ведущее слово науки, "алгебру революции", опора на науки: физику, химию, развитие Н.Г. Чернышевским антропологического материализма).
В конце XIX века В.С. Соловьев создает свою философию "всеединства" - одухотворение человека, соединение человека с богом, объединение христианских религий: православия, католицизма и протестантизма. Соловьев включает в свое учение элементы неоплатонизма: параллельно богу в мире существует еще и "мировая душа", с помощью которой бог и передает человеку идею всеединства для создания последней стадии человеческой истории - богочеловечества. Идея "всеединого сущего" - синтез истины, добра и красоты - представляет собой" цельное знание, которое состоит из трех частей: мистической, рациональной или философской и эмпирической. Приоритет Соловьев отдает мистическому знанию: вера, интуиция, творчество.
Идеи богоискательства развивал и Н.А. Бердяев (1874-1948), который в ранние годы был и "легальным марксистом", и "этическим социалистом". Его философия - христианский экзистенциализм (экзистенциализм будет рассмотрен в следующей главе) - проблемы духовности, свободы, творчества, смысла жизни.
Представитель русского "космизма" Н.Ф. Федоров (1828-1903) высочайшей ценностью выдвигает понятие "братства". Это - всеобщий синтез теоретического и практического разума, бога, человека и природы. Эти идеи Федорова оформляются в философию "общего дела", цель которой - победа над смертью, благодаря памяти о предках, регуляция природных процессов в земных и космических масштабах. Последнюю идею развивал и другой представитель космизма - К.Э. Циолковский: расширение среды обитания человека путем построения ракет и переселения на другие планеты.
Контрольные вопросы
1. Какие идеи преобладали в русской философии XI - XIX веков? Назовите представителей этого периода.
2. Какие два основных течения образовались в русской философии XIX века.
3. Назовите представителей и расскажите об основных идеях русского космизма.
Тест 1. Автор идеи: "Москва - третий Рим":
1. Иларион. 2. Мономах. 3. Филофей.
Тест 2. Создатель философии всеединства:
1. Соловьев. 2. Бердяев. 3. Ломоносов. 4. Хомяков.
Контрольные задания:
1. Попытайтесь определить, какой концепции придерживаетесь Вы сами: славянофильства или западничества.
2. Подумайте, что дает нам идея Н.Федорова - помнить о наших предках?
Кроссворд:
1 2 3 4 5
По горизонтали: 2. Русский православный философ. 4. Представитель "западничества". 5. Философия "тотальности".
По вертикали: 1. Основатель "корпускулярной" философии. 3. Представитель русского "космизма".
Рекомендуемая литература
1. Громов М.Н. О своеобразии русской средневековой философии //Философские науки. 1990, № 11.
2. Памятники литературы Древней Руси. Конец XV- первая половина XVI века . М., 1984.
3. Мономах В. Поучение.//Златоструй. Древняя Русь.Х - ХIII вв.М.,1990.
4. Ильин И.А. О русской идее //Русская идея. М., 1992.
5. Введение в философию. М., 2002.
6. Юдин А.И. Проблема обоснования общественного идеала в социологии Н.К. Михайловского: Монография. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 1997.
7. Каримов В.А. Из истории русской философии: Учебное пособие. (Тамбовский государственный институт культуры). - Тамбов, 1993.
8. Высоцкая Н.М. Н.А.Бердяев: политическая двойственность мышления // VIII Державинские чтения. Культурология. (февраль 2003 г.). - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. С.4-5.
9. Денисов В.Н. Идея естественного добра в философии В.С. Соловьева // VIII Державинские чтения. Культурология. (февраль 2003 г.). - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. С..5-6.
Тема 7 Философия конца XIX - начала XXI веков
1. Философия экзистенциализма.
2. Герменевтика.
3. Неопозитивизм и постпозитивизм.
Одним из влиятельнейших философских течений XX века является экзистенциализм. Это - иррационалистическое направление в философии прошедшего века. Немецкую школу представляют К. Ясперс (1883-1969) и М. Хайдеггер (1889-1976). Французское направление - Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю, Г.О. Марсель. Это направление возникает в 20-х гг. XX века как пессимистическое философское мировоззрение, которое ставит волнующий человечество вопрос, как человеку существовать в мире при острых противоречиях и исторических катастрофах (I-я и II-я мировые войны). Человек должен развить духовную выдержку чтобы противостоять враждебному миру. Человека нельзя превращать в инструмент для манипуляции - это не объект, а субъект, свободное бытие. Тем не менее субъективное бытие человека наполнено страхом, тревогой, одиночеством, апатией (Хайдеггер).
Бытие внешнего мира здесь порождается бытием внутреннего, личностного. Человек - временное, конечное, существо, которому не избежать смерти. От осознания смерти не следует убегать: "пограничные ситуации" - это условие существования человека. Они заставляют человека задуматься о смысле жизни, о ценностях. Экзистенциалисты критикуют рационализм, позитивизм, где разделяются объект и субъект. В результате человек тоже становится объектом. Это - внеличная, "объективная" мысль (область науки). Философия должна быть противоположна науке, ее предметом должно стать "бытие", а предметом науки - "сущее" (эмпирический мир). Бытие открывается человеку через его личное бытие, существование - экзистенцию.
Другое философское течение этого периода - герменевтика. Это - искусство истолковывать тексты. Главная цель этой философской школы - понять истинный смысл текстов наших предшественников, в результате чего на первый план выходят проблемы языка. В таком исследовании учитываются два фактора: объективный (исторически обусловленный смысл слов) и субъективный (намерения самого автора). Истолкование текстов имело место еще в античности при интерпретации произведений Гомера. Новые идеи внесли философы XIX века: Шлейермахер (1768-1834) предлагает "вживаться" в текст лучше самого автора. Дильтей (1833-1911) создает реконструкцию духа прошедших культур, смысла общественных событий через понимание субъективных намерений лидеров, вождей тех эпох. В XX веке проблемы герменевтики рассматривал М. Хайдеггер в своем онтологическом экзистенциализме. Истинной онтологией герменевтика становится у Гадамера (р. В 1900 г.), который считает, что бытие, которое может быть понято есть язык. Философия замыкается в сфере языка. Вводится даже понятие - "герменевтический круг". Это парные выражения типа: "язык философии" - "философия языка" и так далее.
Прежде, чем перейти к рассмотрению неопозитивизма, следует немного остановиться на позитивизме. Позитивизм (от лат. positivus - положительный) - направление в философии, в котором единственным источником знания о мире признаются эмпирические науки. При этом отвергалась спекулятивная философия, умозрительная, теоретическая. Размышления о бытии, сущностях, причинах из-за их абстрактности считаются ложными и лишенными смысла. Но такие утверждения тоже нельзя доказать эмпирически, поэтому позитивизму тоже не удалось избежать "метафизичности". Основные представители этого течения: О. Конт (1798-1857), Г. Спенсер (1820-1903, создатель органической теории общества в терминах биологии, противник социализма), Д. Милль (1806-1873).
Неопозитивизм - это развитие идей позитивизма в XX веке. В процессе познания здесь допускается конкретно-научное, но также и повседневное мышление. Философия же должна заниматься анализом языка, в котором отражена деятельность и результаты такого мышления. Здесь мы уже имеем дело с аналитической философией. Неопозитивизм не интересуется объективной реальностью вообще, его интересует конкретное "данное", опыт, язык, индивидуальное переживание, что несет в себе элементы субъективного идеализма. Позже из неопозитивизма выделился логический позитивизм, который появился на основе объединения Венского кружка (Р.Карнап, М.Шлик, О. Нейрат и др. и берлинского "Общества эмпирической философии" (Г.Рейхенбах, К.Гемпель и др.). С 30-х годов ХХ в. идейный центр этого течения переносится в США. Целью научной философии логический позитивизм считает логический анализ языка науки, устранение традиционной "метафизичной" философии, выявление эмпирически проверяемого содержания научных понятий. В научном знании должно быть "непосредственное данное", где стираются различия между физикой, биологией, психологией и т.д. С одной стороны, в этом течении были хорошие достижения в области формальной логики, с другой - попытка применить эту логику к моральным суждениям, что привело к упрощению природы морали: так как добро и зло не воспринимаются органами чувств, не проверяются экспериментом, следовательно, эти понятия лишены содержания.
Представителями постпозитивизма (50-е гг. ХХ в.), а в частности - критического рационализма были Карл Поппер, Пол Фейерабенд и др. Поппер предлагает заменить в науке метод "верификации", (где истинность всякого суждения о мире должна базироваться на чувственных данных, опыте) на метод "фальсификации" - любое научное знание носит лишь гипотетический характер, где возможны ошибки. Например, выражение: "Все лебеди белы" истинно, пока не встретим черного. Это - метод отделения науки от ненауки: статус научности, по Попперу, имеют лишь те высказывания, для которых в принципе возможна фальсификация, остальные - лишены этого статуса. В социальной области Поппер выступал с критикой объективных законов развития общества К. Маркса. Томас Кун отстаивает плюрализм мнений в науке, вводит понятие "научной парадигмы": некая ступень в развитии науки, которой присуща единая система ценностей, основных законов науки. Пол Фейерабенд настаивает на введение в науке плюрализма теорий, гипотез. Для этого необходимо выдвигать альтернативные, может быть, и не подтвержденные законы и гипотезы, признавал шаманство, знахарство, мистику.
Контрольные вопросы
1. Что послужило возникновению философии экзистенциализма?
2. Что такое герменевтика?
3. Каковы основные положения позитивизма, неопозитивизма и постпозитивизма?
Тест 1. Философское течение, где основное бытие - бытие человека:
1. Герменевтика. 2. Позитивизм. 3. Экзистенциализм.
Тест 2. Кто из философов ввел понятие "научной парадигмы"?
1. Поппер. 2. Кун. 3. Фейерабенд. 4. Шлик.
Контрольные задания:
1. Приведите свой пример "герменевтического круга".
2. Определите различия между выражениями: "философия истории" и "история философии".
3. Приведите свой пример фальсификации научного знания по Попперу.
Кроссворд:
1 2 3 4 5
По горизонтали: 4. Искусство истолковывать тексты. 5. Представитель герменевтики.
По вертикали: 1. Ступень в развитии науки у Т.Куна. 2. Немецкий философ-экзистенциалист. 3. Философ, допускающий в науке ошибки.
Рекомендуемая литература
1. Камю А. Избранное. М., 1990.
2. Философский словарь. М., 2001.
3. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991.
4. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988.
5. Конт О. Дух позитивной философии. М., 1910.
6. Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, 1997.
7. Мур Д. Принципы этики. М., 1984.
8. Карнап Р. Значение и необходимость. М., 1959.
9. Медведев Н.В. Две ведущие традиции в современной западной философии: Учебно-методическое пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ, 1996.
Тема 8. Категории бытия и материи
1. Философский смысл категории бытия.
2. Материя и уровни ее организации.
3. Формы движения материи.
Бытие - наиболее общая философская категория, которая включает в себя как материальное, так и духовное. Соотносимые с ним понятия: мир, реальность, существование. В связи с размышлением о бытии возникают следующие вопросы: что существует? Мир. Он существует где? Здесь и везде. Как долго он существует? Теперь и всегда. Он был, есть и будет. Мир существует как непреходящее единство вне и независимо от воли сознания человека. Окружающая действительность имеет внутреннюю логику своего существования, развития и реально предзадана сознанию, действию отдельных индивидов и поколений людей.
В философии существует три модели бытия: монистическая, дуалистическая и плюралистическая. Монизм (от греч. monos - один) - концепция, в которой мир имеет одно начало. Это - материальная или духовная субстанция. Если это - материя, то дух появляется из материи и, если это дух, идея, то, соответственно, - наоборот. У Спинозы имеется единая субстанция, содержащая "мышление" и "протяжение" как атрибуты, т.е. свойство, без которых вещь не может существовать. Сами вещи - мыслящие существа или протяженные предметы - лишь модусы (видоизменения, проявления) субстанции. Дуализм утверждает равноправие двух начал: материи и сознания. У Р. Декарта в основе бытия - две субстанции: мыслящая (дух) и протяженная (материя). Плюрализм полагает множество субстанций. В античности это были: вода, земля, огонь и т.д. У Лейбница - это "монады" (с греч. - единое). Монада не материально-вещественна, не протяженна; она - деятельна, у нее есть стремление и ее можно только представить.
Бытие природы способно к эволюции. Один из ее механизмов - самоорганизация - спонтанный, самопроизвольный переход открытой, неравновесной системы на более высокий уровень организации и порядка.
Философская категория материи имеет очень продолжительную историю своего существования. В итоге она начинает пониматься как всеобщая основа объективных отдельных вещей. Определения категориям чистых наук можно дать формально-логическим способом, через род и видовые отличия, т.е. через более общие понятие (например, в физике: законы Ньютона отражают взаимодействие материальных тел). Чего нельзя сказать о философской категории материи, т.к. это предельно широкое понятие. Материю пытаются определить диалектически, через противопоставление своей противоположности - духовного. Т.е. материя - это все, кроме духовного, идеального, неосязаемого, т.к. материя осязаема. Тем не менее вполне приемлемо ленинское определение материи в работе "Материализм и эмпириокритицизм": "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 131.). Сюда включено все положительное, чего достигла предшествующая материалистическая философия, диалектика, естественные и др. науки. В материю мы включаем и различные поля, например, электромагнитные, которые мы не всегда ощущаем непосредственно, но можем видеть результаты их воздействия на другие предметы (например, на стрелку прибора). Эта категория не сводятся к конкретным видам материи (вода, земля и т.д.), но имеет одно свойство - существование независимо от нашего сознания.
Уровни организации материи: микромир, макромир (в котором мы живем), мегамир (планетарный). Формы движения материи: механическая (простое перемещение - например, движение спички относительно коробка); физическая (нагрев головки спички в результате трения); химическая (реакция горения); биологическая (как говорил Ф. Энгельс, плавный переход из неживой материи в живую в эксперименте наблюдать не удается, т.е. это - живой мир); социальная - сообщество людей, когда коллективный разум может существенно изменить мир и ему следует дать определенный статус.
Понятие идеального тесно связано с человеческим мышлением - продуктом деятельности мозга. Но сами материальные процессы возникновения и распада сетевых взаимосвязи нейронов в мозгу, соответствующие какой-нибудь мысли - ни есть сама мысль. Нейроны осуществляют лишь кодировку, связь между предметом и его представлением. Идеальность - это отношение представленности, в котором некий предмет, оставаясь самим собой, тем не менее, представляет (символизирует) нечто совсем другое, не связанное с природой, представляемого предмета.
Контрольные вопросы.
1. Что мы включаем в понятие "бытие"?
2. Дайте определение материи.
3. Назовите формы движения материи.
Тест 1. Что включает категория бытия:
1. Материальное. 2. Духовное. 3. Обе субстанции.
Тест 2. Концепция, где мир имеет два начала:
1. Монизм. 2. Плюрализм. 3. Дуализм.
Контрольные задания:
1. Определите сходство и различие между взглядами Декарта и Спинозы.
2. Приведите свой пример определения какой-либо вещи через род и видовое отличие.
Кроссворд:
1 2 3
По горизонтали: 2. Объективная реальность. 3. Представитель плюрализма в понимании бытия.
По вертикали: 1. Реальность существования. 2. Концепция, в которой мир имеет одно начало.
Рекомендуемая литература.
1. Соловьев В.С. Лекции по истории философии //Вопросы философии 1989, № 6.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. М., 1974-1986. ТТ. 13, 20.
3. Философия: Учебник для вузов. /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко., проф. В.П.Ратникова. - 2-е изд. М., 2001.
4. Введение в философию. М., 2002.
5. Кант И. Соч. В 6 т. М., 1963-1966.
6. Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1974,1975.
7. Булычев И.И. Основы философии, изложенные методом универсального логического алгоритма. Тамбов, 1999.
Тема 9 Пространство и время. Понятие движения
1. Философское определение пространства и времени.
2. Движение как способ существования материи.
3. Детерминизм и индетерминизм.
Пространство и время - формы существования материи. На первый взгляд, это обычные, очевидные понятия. Но если мы попытаемся дать им определения, то сразу возникают затруднения. Надо отметить, что в окружающей действительности можно наблюдать такие особенности организации материи, мира, когда элементы, части, из которых состоят материальные объекты определенным образом расположены друг относительно друга. При этом имеют место устойчивые конфигурации, которые определяют границы объекта по отношению к остальным объектам окружающей среды. В каждом объекте имеется своеобразная "упаковка" входящих в него элементов. В этом случае объекты становятся протяженными, т.е. пространство - свойство материи обладать протяженностью. Одновременно - это и свойство материи обладать дискретностью, дифференцированностью, т.е. она структурирована, разделена на элементы, части.
Чтобы выявить сущность понятия времени необходимо признать, что материальный мир имеет структуру не только из различных объектов, но так же и то, что эти объекты находятся в движении и развитии. Они участвуют в процессах, которые имеют определенные этапы. Происходит смена качественных состояний, стадий, которые сменяют друг друга. Они могут иметь также разную длительность. В результате сравнения различных длительностей, мы начинаем применять количественные меры, которые характеризуют скорость развертывания процессов, их ритм, темп. Время - свойство материальных процессов обладать длительностью. Человеку свойственно и интуитивное чувство времени, не всегда осознаваемое, которое основано на периодичности физиологических процессов в человеческом организме.
Существует субстанциональная (Демокрит, Эпикур, Ньютон - пространство и время - самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее; пространств здесь - пустое вместилище вещей) и реляционная (пространство и время - не самостоятельные субстанции, а система отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами - Аристотель, Лейбниц, Гегель, Эйнштейн) концепции пространства и времени.
Движение в философии рассматривается как изменение "вообще". Это - способ существования материи, а также происходящие во Вселенной изменения как простые перемещения материальных объектов так и мышления. Движение нельзя считать чем-то случайным, внешним по отношению к материи (метафизика). Оно вполне присуще материи, ее атрибут, т.е. любому предмету присуще движение. Существует две трактовки движения: субстанциональная (движение абсолютно) и релятивистская (движение относительно). Движение делится: на приводящее к изменению составляющих его объектов и не приводящее к таковому.
Материя, как мы знаем, несотворима и неуничтожима и, поэтому, движение как атрибут материи тоже несотворимо и неуничтожимо. Эти свойства движения выражают его абсолютность. Но движение относительно по форме своего проявления, т.е. движение противоречиво. Оно одновременно абсолютно и относительно, т.к. оно есть единство изменчивости и покоя (покоем называется сохранение предметами равновесия, известного состояния). Например, каждый предмет, макротело, включает в себя многочисленные микротела, находящиеся в движении, которое сохраняет данное макротело, находящееся при этом в покое.
Детерминизм и индетерминизм характеризуют разные философские взгляды на существование причинности всех явлений в мире, что также характеризует движение. Детерминизм - учение о всеобщей закономерной связи, объективной причинной обусловленности всех явлений. В противовес этому, индетерминизм - отрицание всеобщего характера причинности. Детерминизм зарождается в античной атомистике (Демокрит) и развивается материализмом Бэкона, Ньютона, Ломоносова, Лапласо, французскими материалистами 18 века. У Лапласа - механистический детерминизм - абсолютизация причинности. По его мнению, знание координат и импульсов всех частиц во Вселенной однозначно определяет ее состояние в любой прошедший или будущий момент. Но это ведет к фатализму, вере в божественное предопределение. Дальнейшее развитие науки отвергает такой взгляд. В квантовой механике установлено соотношение неопределенностей. Идеализм истолковал это даже как "свободу воли электрона", отсутствие причинности в микропроцессах. Диалектический материализм преодолевает эту крайность, признает объективный и всеобщий характер причинности, но не отождествляет ее с необходимостью и только с динамическим типом закономерности (см. ниже). Исторический материализм устанавливает детерминизм и в социальных исследованиях, тогда как другие философские направления или отвергают его совсем, или утверждают крайнюю вульгарную его форму: биологическая теория общественного развития (общество - как биологический организм), когда классовое неравенство выдается за естественную неустранимую черту общества.
Контрольные вопросы
1. Дайте определения понятиям пространства и времени.
2. В чем различие между субстанциальной и реляционной концепциями пространства и времени?
3. Что такое движение?
4. В чем отличие между субстанциональной и релятивистской трактовками движения?
Тест 1. Философ, отражающий субстанциональную концепцию пространства и времени:
1. Демокрит. 2. Лейбниц. 3. Гегель.
Тест 2. Представитель релятивистской концепции пространства и времени:
1. Эпикур. 2. Ньютон. 3. Эйнштейн.
Контрольные задания:
1. Попытайтесь представить себе, смогли бы Вы ощущать пространство, если бы перед Вами не было бы отдельных предметов, а была бы однородная среда?
2. Максимально изолировав себя от внешних воздействий (от света и т.д.) попытайтесь определить прохождение минуты, полагаясь лишь на интуитивное чувство времени.
Кроссворд:
1 2 3 4 5
По горизонтали: 2. Представитель реляционной концепции пространства и времени. 3. Форма существования материи. 5. Способ существования материи.
По вертикали: 1. Представитель субстанциональной концепции пространства и времени. 4. Свойство материальных процессов обладать длительностью.
Рекомендуемая литература
1. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. //Известия Николаевской морской академии. Вып. IV. Пч. 1915.
2. Большаков А.В. и др. Основы философских знаний. М., 1997.
3. Философия: теория и методология: учебное пособие под ред. М. Галкина. М.,1994.
4. Философское понимание мира: Учебное пособие под ред. В.В. Терентьева. М.,1994.
5. Философия: Курс лекций. Учеб пособие для студ. вузов /под общ. ред. В.Л. Калашникова. - 2 изд., М., 1999.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд 2-е. М., 1974-1986. Т.20.
7. Введение в философию. М., 2002.
8. Философский словарь. М., 2001.
Тема 10 Диалектика
1. Диалектическое понимание мира, его развитие.
2. Законы, принципы и категории диалектики.
3. Статистические и динамические закономерности.
Диалектика - учение о развитии мира и всеобщей связи между материальными объектами. Первым диалектиком считается Гераклит. Его слова: "все течет, все изменяется", "в одну реку нельзя войти дважды", "все проходит" - известны всем. Диалектика делится на две части: 1)Объективная - учение о развитии мира в целом; 2)Субъективная - учение о развитии и познании мира; это - учение о человеческом мышлении и его развитии. Развитие - это закономерное направленное движение или изменение материального объекта или системы объектов, при котором объект (или система) становится более адаптированным (приспособленным) к воздействиям окружающей среды. Противоположностью диалектики можно считать метафизику - понимание мира в неизменности, поиске неизменного "начала".
Термин "диалектика" изначально обозначал искусство ведения спора, которое развивалось в основном для совершенствования ораторского искусства. Основателями диалектики считаются Сократ и софисты. Ее развивали позднее Зенон, Кант. Но наибольшее развитие диалектика получила у Гегеля. Он считал диалектику движущей душой истинного познания, принципом, вносящим в содержание науки внутренней связи и необходимости.
В диалектике имеются три закона:
1. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные - отражает механизм саморазвития мира. Качество здесь - внутренняя определенность вещи, явления, которое характеризует предмет в целом, это оригинальность, неповторимость его, то, что отличает данный предмет от другого. Количество - это внешняя для бытия определенность, это нечто "безразличное" для той или иной вещи. Категория меры - это качественно определенное количество, т.е. единство качественной и количественной определенности предмета. Переход от одной меры к другой происходит в результате скачкообразного изменения свойств вещества (например, изменение агрегатного состояния воды при увеличении или уменьшении температуры).
2. Закон взаимопроникновения противоположностей - это внутренний источник развития мира. Характеристики этого закона: тождество, различие противоположностей, противоречие. Все сущее состоит из противоположных начал, которые хотя и едины по своей природе, но находятся в "борьбе" друг с другом и противоречат друг другу (день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето).
3. Закон отрицания отрицания. Новое всегда отрицает старое и занимает позже в свою очередь его место, т.е. со временем само превращается в старое и отрицается еще более новым. (Смена общественно-экономических формаций, смена вкусов в культуре, музыке; жизнь растений: из семени вырастает стебель, т.е. стебель отрицает семя, хотя позже сам стебель отрицается цветком и т.д.).
Основные принципы диалектики: принцип всеобщей связи (связи могут быть внешние и внутренние, генетические и функциональные, случайные и закономерные); принцип системности (упорядоченные, а не хаотичные связи); причинности (когда одна связь порождает другую); историзма (вечность, неуничтожимость истории мира, его существование и развитие во времени.
Категории диалектики - это наиболее общие понятия: сущность и явление (мы можем видеть дерево, и оно может действительно быть рядом, а может быть миражом, т.е. явление - одно, а сущности - различные в этих случаях); форма и содержание (два одинаковых по форме и внешнему виду стола, но из различного материала); причина и следствие; единое, особенное, всеобщее (единичное - отдельное, например, дерево; общее - класс деревьев; особенное - промежуточное звено, например - липа); возможность и действительность; необходимость и случайность.
Статистическая и динамическая закономерности характеризуют проявления закономерной связи между состояниями системы (совокупности элементов и связи между ними). Динамическая закономерность - форма причинной связи, а также связи состояний, при которой данное состояние однозначно определяет все последующие состояния. Такой закономерности подчинены автономные, малозависимые от внешних воздействий системы с относительно небольшим количеством элементов, например, характер движения планет в Солнечной системе. Статистическая закономерность - когда одно состояние определяет последующее лишь с определенной вероятностью по причине заложенной в прошлом в системе тенденции к изменению. Тем не менее, различие между этими закономерностями относительно, т.к. материя неисчерпаема и состоит из бесчисленного числа элементов, обладает многообразием внешних связей и качественно меняется во времени. Таким образом, любой достаточно сложный процесс развития подчиняется статистической закономерности, а динамическая закономерность - это лишь приближенное выражение отдельных этапов этого процесса.
Контрольные вопросы
1. Что такое диалектика?
2. Перечислите законы диалектики.
3. Назовите категории диалектики.
Тест 1. Учение о развитии мира и его изменчивости:
1. Эвристика. 2. Диалектика. 3. Эклектика.
Тест 2. Что соответствует форме в парных категориях диалектики?
1. Причина. 2. Содержание. 3. Случайность.
Контрольные задания:
1. Приведите свой пример сущности и явления из окружающей действительности.
2. Найдите в природе единичное, особенное, всеобщее.
Кроссворд:
1 2 3 4 5
По горизонтали: 3. Качественно определенное количество. 4. Внешняя для бытия вещи определенность. 5. Характеристика закона взаимопроникновения противоположностей.
По вертикали: 1. Противоположность диалектики. 2. Философ, один из основателей диалектики.
Рекомендуемая литература
1. Журавлев А.Ф. О законах и опасностях мира. //Позиция. /Самарский Дом Печати. 1992.
2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для студентов вузов. 2-е изд. М., 2002.
3. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М., 1970.
4. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М., 1985.
5. Системные исследования. Ежегодник. 1971. М., 1972.
6. Урманцев Ю.А. Начала общей теории систем. //Системный анализ и научное знание. М., 1978.
Тема 11 Проблема сознания в философии
1. Формы отражения в материальном мире.
2. Сознание как одна из форм отражения.
3. Мышление, логика и язык.
Сознание - одна из форм такого проявления свойств материи как отражение. Все предметы материального мира постоянно взаимодействуют друг с другом. Каждый из взаимодействующих объектов вызывает в другом какие-либо изменения, оставляя своеобразный "след". Отражение - это способность материальных явлений, предметов воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов в процессе взаимодействия с ними. На ранних этапах эволюции материи в ней имело место простое отражение (в неживой природе) - когда отпечаток воздействия одного объекта на другой не является для последнего поводом для проявления какой-либо активности, например, воздействие солнечного луча на камень вызывает нагрев его, но не вызывает его активности. Отражение, когда результаты внешних воздействий служат ориентиром в построении активности, "поведения" другого объекта (т.е. воздействие несет информацию), называется информационным. Оно имеет место в живой природе.
В свою очередь информационное отражение имеет пять уровней: самый низкий уровень - это раздражимость (луч света падает на растения и оно растет). Следующая форма отражения уже присуща животному миру - это чувствительность. Когда, например, амебу кормят в освещенном участке бассейна, то затем, если осветить пустой участок, то амеба устремляется туда, "думая", что там пища, она "запоминает" свет, он для нее сигнал, посредник в процессе реагирования на раздражитель - пищу. Отражение на нейрофизиологическом уровне (на основе нервной системы) предполагает сложную систему оповещения в процессе реакции на раздражитель, которая заложена в генах, видовом "опыте" организма, в большей степени опосредствует эффект воздействия внутренними причинами организма , существо обладает большей степенью свободы в построении своих действий. Наиболее сложная у животных - психическая форма отражения, когда у живых существ создаются психические образы. Например, в результате реакции на раздражитель (животное, например, приближается к пище) может возникнуть опасность - сторож, стреляющий из ружья, который запомнится в виде образа опасности, и животное в следующий раз может испугаться подходить к пище и даже погибнуть от голода. Человек в этом случае прибегает к практике - преобразованию природы: он достает металлы, строит автомобиль, если не может догнать животное и т.д.
Этот уровень отражения, когда используется практическо-преобразовательное отношение к действительности и называется сознанием. Сознание присуще только человеку. Животные не занимаются практикой. Если они и строят плотины (бобры), то не используют орудия труда, и их возможности поэтому ограничены.
Мышление также, как и сознание связано с психическими процессами, направленными на получение какого-либо знания, но это понятие используют, когда речь идет о чувственных объектах (например, человеку могут дать чертеж чтобы построить что-либо, но человек не задумается - для чего это? Не вредит ли это людям, т.е. цель, как духовное, а не чувственное образование здесь отсутствует).
Как разновидность сознания следует признать и существование самосознания, т.е. осознание человеком самого себя.
Логика - наука о законах и формах мышления, о развитии самого познания. Зародившись в античности, она вначале была преимущественно формальной, когда формы мысли - понятия, суждения, умозаключения - изучаются со стороны их логической структуры, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей, вычленяя лишь общий способ связи частей этого содержания. Такая логика не учитывает противоречивость реальности, его изменчивости (Аристотель, его силлогистика). Изменения, противоречия, развитие в окружающем мире включает диалектическая логика. Элементы такой логики были у того же Аристотеля, Платона, Гераклита. Позже, законы диалектики (в мышлении) сформулировал Гегель, а применил их к общественному развитию К. Маркс.
Язык - это средство общения и взаимодействия людей. Это - "материализованное" сознание. Он зародился в древности. Речь - это деятельность по использованию языка, сам процесс общения, обмена мыслями. Из всех живых существ только человек наделен речью. Животные не обладают сознанием и языком, равном человеческому. У дельфинов, пчел есть особая система сигнализации (пчелы особыми пространственными фигурами передают информацию о местонахождении пищи и пути к нему). Но у животных сигналы существуют для выражения субъективного состояния, вызванного голодом, жаждой. У человека звук из выражения эмоции преобразовался в средство просто общения, обозначения образов предметов, их свойств, отношений. У языка две функции: средство общения и средство мышления.
Контрольные вопросы.
1. Какие имеются формы отражения в материи?
2. Какова роль практики в наличии высшей формы отражения - сознания?
3. Каковы функции языка в деятельности сознания?
Тест 1. Высшая форма отражения в материальном мире, когда происходит преобразование окружающей среды:
1. Ощущение. 2. Воображение. 3. Сознание. 4. Представление
Тест 2. Наука о законах и формах мышления:
1. Математика. 2. Логика. 3. Физика. 4. Анатомия.
Контрольные задания:
1. Приведите пример мышления, как работы человека со зрительно воспринимаемыми объектами.
2. Произведите какое-нибудь действие, какое можно было бы характеризовать как работу сознания.
Кроссворд:
1 2 3 4 5
По горизонтали: 1. Основатель формальной логики. 4. Низший уровень информационного отражения. 5. Деятельность по использованию языка.
По вертикали: 2. Свойство материи, лежащее в основе сознания. 3. "Материализованное" сознание.
Рекомендуемая литература.
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1974-1986. ТТ. 20, 23.
2. Планк М. Религия и естествознание //Вопросы философии. 1990. №8.
3. Философия: Курс лекций /под общ. ред. В.Л. Калашникова. М.,1999.
4. Анохин П.К. Теория отражения и современная наука. М., 1970.
5. Философский словарь. М., 2001.
Тема 12 Познание, его возможности и границы
1. Два взгляда на процесс познания. Чувственное, рациональное и иррациональное познание.
2. Истина. Знание и вера. Понимание и объяснение.
3. Научное и вненаучное знание. Структура научного знания.
Познание - активное, целенаправленное отображение действительности в сознании человека. В процессе познания выявляются различные грани бытия, изучаются внешние стороны и сама сущность явлений, вещей окружающего мира, а также сам субъект познавательной деятельности, т.е. человек.
В настоящий момент в философии имеются два взгляда на процесс познания: 1) гностицизм; 2) агностицизм. Представители гностицизма (чаще материалисты) считают, что мир познаваем и у человека имеются потенциально безграничные возможности познания. Агностики (чаще идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира, либо допускают ограниченную возможность познания. Самый известный из агностиков - И. Кант. Кроме того, идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума, а материалисты утверждают, что материя через свою отражательную способность - сознание - изучает сама себя.
В настоящее время гносеология опирается на следующие принципы: диалектики (рассматривать явление в многообразии форм его проявления, в развитии, в единстве противоположных свойств), историзма, практики, познаваемости, движения от абстрактного к конкретному. Познание бывает чувственным, рациональным и интуитивным (иррациональным). Чувственное познание связано с функционированием органов чувств, нервной системы, мозга. Благодаря их деятельности, у человека возникают ощущения (реакция от раздражения того или иного органа чувств) и восприятие (целостный образ материального предмета, полученный посредством всех органов чувств). Представление работает, когда предмет нам не дан, но мы его вспоминаем благодаря памяти. Основа рационального познания - понятие - словесное, языковое выражение предшествующего опыта человечества. Например, "это - дом". Дом здесь - понятие, которое включает группу предметов, служащих человеку жильем. То есть, такое познание - это поиск общих свойств у группы предметов и создание понятий, а также установление между ними каких-либо (например, численных) отношений (математика и др.). Иррациональное знание - это знание, которое мы получаем, но не знаем, каким путем мы к нему пришли (отсутствует цепочка логических утверждений в виде доказательства). Здесь в большей мере, чем в рациональном познании, присутствует элемент веры, интуиции. Это - непосредственное постижение истины, без доказательства (у Декарта, например, это - аксиомы, на которых строится дедуктивное доказательство). Иррационалистические школы заявляют о себе, начиная с А. Шопенгауэра (начало XIX в.). Миром правит у него не разум, а воля, мировая воля, "воля к жизни". Ф Ницше далее делает акцент на "воле к власти". У А. Бергсона (XX в.) преобладает интуитивизм - это попытка умерить рационализм, который превращает все в выгоду, расчетливость. Люди ненасытны: как только удовлетворяются одни потребности - тут же появляются новые, столь же необходимые. Поэтому, необходимо, считает Бергсон, иногда обращаться к античной "созерцательности" природы, а не ее эксплуатации.
Когда мы познаем мир, то неизбежно сталкиваемся с вопросом: является ли наше знание истинным, которое соответствует нашим суждениям из очень ограниченного опыта. Что же такое истина? Гегель говорил, что истина есть великое слово и еще более великое дело. Когда мы говорим - "истинное чувство, радость", то это значит - неподдельная, действительная радость. Тем не менее, фальшивый, драгоценный камень, например - тоже действительный, но не тот каким он кажется. Значит в истине не только действительное. Это такое действительное, которое согласуется с тем, что мы понимаем под тем или иным явлением, предметом, т.е. истина - это соответствие понятия своему предмету или знания - действительности, адекватное и идентичное отражение объекта субъектом. Заблуждением называется неадекватное, недостоверное отражение субъектом окружающего мира; это - искаженный результат познания. Основной формой познания является практика; она же является критерием истины.
Истина бывает абсолютной (содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки) и относительной, когда знание зависит от конкретных исторических условий, которые характеризуют его точность, которая соответствует данному уровню познания. Поэтому, развитие познания, науки есть постоянная смена одних относительных истин другими, которые более точно отражают объективную истину.
Знание - продукт духовной деятельности, направленный на отражение объективных свойств мира в нашем сознании. Вера - духовное образование, связанное с чувством уверенности (в устройстве мира, например) и с построением своего поведения, деятельности в соответствии с этой уверенностью (если человек верит в Бога, то, когда ему плохо, он обращается к Богу, идет в церковь; а если - в возможности человека, то он, может быть, занимается спортом и т.д.). В знании частично присутствует вера (в чувственное познание, познаваемость мира), а в вере частично присутствует знание, т.е. рациональное мышление (попытка доказать в средневековье существование Бога, а в современном неотомизме - признание достижений науки).
Понимание - форма освоения действительности сознанием, когда раскрывается и воспроизводится смысловое содержание предмета. Окружающий мир при этом превращается в систему предметов "мира человека". Объяснение - функция человеческого познания, научного в том числе, когда раскрывается сущность изучаемого объекта, то, чем она является сама по себе, в отличие от других вещей или изменчивых состояний вещи под влиянием обстоятельств.
Научное познание - это познание, которое направлено на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность актуально или потенциально (в будущем), и их исследование при условии, что эти объекты подчинены объективным законам функционирования и развития. В других формах познания, например в искусстве, сильнее представлен субъективный фактор. Отличиями науки от обыденного, вненаучного познания можно считать: 1) изучение в науке особых объектов реальности, несводимых к объектам обыденного опыта (например, поиск законов в природе вместо приблизительных знаний о ней); для этого требуется специальный язык науки, который более точен и менее многозначен, чем понятия обыденного языка; 2) в научном исследовании требуется особая система орудий для изучения объекта (измерительные приборы); 3) наука создает специфические способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль, выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана; 4) наличие в науке особых методов познания: например, для обнаружения короткоживущих частиц - резонансов, в камере Вильсона наблюдают не след самого резонанса (из-за малого времени его существования), а следы частиц, на которые он распадается, для чего требуются сложные расчеты.
В структуре научного знания имеются два уровня - эмпирический и теоретический. Они соотносятся с чувственным и рациональным соответственно. Но эмпирическое (через опыт) - это не то же самое, что чувственное, это - преимущественно чувственное (в нем присутствует рациональное - научные приборы для эксперимента и т.д.). Соответственно, теоретическое - это преимущественно рациональное, но включает и чувственный опыт экспериментов. В свою очередь, эмпирический уровень имеет два подуровня: 1) наблюдение и 2) эмпирический факт; теоретический - тоже два: 1)частные теоретические модели и законы (для ограниченной области явлений) и 2) развитая теория.
Понятие "научная картина мира" находится на стыке науки и философии. Это - синтез знаний, полученных в различных науках и содержит общее представление о мире (например, что является мельчайшей частицей материи в данный момент). Философская картина мира более гипотетична, обширна, она включает и аксиологический (ценностный) аспект: что для нас ценно в окружающем мире?