<< Пред.           стр. 1 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 СЕКЦИЯ
 МЕТОДИКИ И ПЕДАГОГИКИ
 УДК 378.147
 ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
 КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ
 ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ
 ТЕХНИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ
 
 Булычева Ю.В.
 Астраханский государственный университет
 
  Отсутствие понимания студентами значимости изучения математики для их профессиональной подготовки, и, как следствие, отсутствие положительной мотивации обучения - одна из основных проблем, с которой сталкиваются преподаватели колледжей. Причины данной проблемы кроются в недостаточных междисциплинарных связях, а также в академическом характере изложения изучаемых разделов математики. Устранить этот недостаток позволяет проведение лабораторно-практических работ.
  Лабораторно-практические работы по геометрии, используя в качестве моделей образцы предметов, связанных с будущей профессиональной деятельностью студентов, прокладывают первые "мостики" к спецдисциплинам, формируют основы профессионального мышления.
  Автором выделены следующие виды лабораторно - практических работ по математике: работы, направленные на формирование новых знаний и содержащие элементы исследования; работы, способствующие лучшему усвоению теоретических вопросов, развитию у студентов способности свободно оперировать накопленными знаниями в практических условиях.
  В докладе приведены разработанные автором лабораторно-практические работы по математике и описана методика их проведения.
 
 УДК 378.147
 НЕКОТОРЫЕ ПУТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПОСТРОЕНИЮ СЕЧЕНИЙ ФИГУР
 
 Коваленко Б.Б.
 Астраханский государственный университет
 
  Задачи на построение сечений, как правило, вызывают затруднения у старшеклассников. С целью разрешения этой важной проблемы работу с учащимися целесообразно проводить в нескольких аспектах:
  - пропедевтика понятия проектирования и свойств параллельного проектирования; при этом следует опираться на имеющийся у них опыт и процесс формирования пространственных представлений с помощью лабораторно-практических работ; целесообразно, чтобы школьники опытным путем могли убедиться в существовании свойств параллельного проектирования;
  - реализация идей фузионизма таким образом, чтобы свойства плоскостных и пространственных фигур взаимно увязывались настолько, что рассмотрение свойств одного из этих типов приводило к установлению свойств второго типа;
  - пропедевтическая работа по формированию у учащихся пространственного воображения, пространственного мышления посредством решения предлагаемых им специально продуманных систем заданий; необходимо эту работу вести со школьниками, начиная с более раннего возраста.
 
 УДК 378
 О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ СОДЕРЖАНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ГЕОМЕТРИИ
 Ваганян В. О.
  1. Исторические вставки. Представляется убедительным, что необходимо и достаточно знакомство детей с историей: 1) возникновения и формирования геометрии в Древнем мире ? в Египте, Вавилоне и Греции; 2) знаменитых задач древности; 3) V постулата и великого научного подвига нашего соотечественника Николая Ивановича Лобачевского. Всё это должно быть написано популярно, увлекательно, с акцентом не на их научную, а на моральную и гуманитарную составляющие. Первая историческая вставка у нас появляется в начале, вторая ? в конце курса 7 класса, третья ? в 8 классе, следующая ? в конце курса основной школы (появление рассказа о геометрии Лобачевского в курсе 7 класса, в связи с явлением аксиомы параллельных, считаем методической ошибкой).
  2. Лирико-философские вставки. Под заголовком "Размышления" даются вставки лирико-философского характера о красоте геометрии, математики, мира и человека. В этих размышлениях геометрическая форма ? средство эстетического, гуманитарного, художественного и мировоззренческого воспитания.
  3. Дополнительные задачи. Дополнительные задачи периодически появляются в течение всего курса и, особенно, в большом и разнообразном количестве ? в конце курса. Здесь нет особых проблем, кроме проблем подбора и распределения задач, которые успешно решаются.
  4. Дополнительные теоретические вопросы. Представляется полезным включение следующих дополнительных вопросов: Золотое сечение, лист Мёбиуса и Графы. Золотое сечение и лист Мёбиуса считаем уместным, включить в курс 8 класса, после темы о Симметрии, а понятие и простейшие сведения и задачи о графах ? в самом конце курса геометрии основной школы, перед итоговыми задачами. Выбор этих тем не случаен: они отражают глубинные и глобальные закономерности развития не только самой математики, но всего мироздания. Это увлекательные, фундаментальные, практически действенные, могущественные вопросы, имеющие к тому же необозримо богатое теоретическое, физическое и философское значение.
 УДК 378
 ШКОЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ - ФИЛОСОФИЯ В ФИГУРАХ
 Михеев В.И., Ваганян В. О.
  Геометрия имеет глубокое и мощное философское звучание. Она изображает идеализированную структуру пространства в котором мы живём, отражает его свойства, отвечает на вопросы: как, зачем, почему? Своей общностью, глобальностью, вложенностью в мир, как его нервная система, геометрия обречена быть основой философии физической реальности. Геометрия философична не только подобием на пространственную структуру реального мира, но и внутренней и взаимной гармонией своих форм. Она индуцирует в сознании представления о мире, как о красивом и правдивом сочинении, которое является человеку через геометрическую призму ? утончённо, строго, упорядоченно, неподвластно произволу человека. Но, вместе с тем, ничуть не ущемляя независимость геометрии от субъективистских факторов, мы обязаны заявить, что при гуманизации и физикализации математического знания человеческий и временной факторы могут реально стать математическими категориями. Это будет другая математика, имеющая право также смотреть на мир, но по-другому. Геометрия в своих чистых и причудливых формах оставляет вещество за собой и этим неявно ставит вещество на своё место: в мире есть ценности превыше. Это ? морально-философский урок. В лирико-философских и исторических вставках мы представляем философские идеи в той мере, в какой это будет понятно и интересно детям.
 
 
 
 
 
 
 
 УДК 378
 ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ
 МАТЕМАТИКИ
 
 Баврин И.И.*, Ваганян В. О.**
 *МПГУ, **РУДН
 
  Мы говорим, в основном, о том, как целесообразно, с нашей точки зрения, решить ту или иную методическую проблему, чем частично и неявно решаем и метапроблему: какой должна быть современная методика преподавания геометрии? На этом пути мы пришли лишь к частным, относительным выводам. Для методики преподавания геометрии в основной школе, с нашей точки зрения, наиболее активным и действенным факторами являются факторы: математический, общенаучный, философский, логический, исторический, традиционный, педагогический, психологический, творческий, занимательности, научно-технического прогресса, информатизации, информатики, физический, временной, пространственный, прикладной, межпредметных связей, внутрипредметных связей, "геометрической экологии", художественный, гуманитарный, свободы и достоинства личности, социально-экономический, государственный. Эти и иные факторы взаимно пересекаются, дополняют друг друга и создают (по крайней мере, должны создавать) благоприятный микроклимат для развития школьного предмета геометрия. Главное ? не забывать, что математика ? элитная наука и статус школьного предмета не должен превращать её в суррогат: абстрактность, идеальность, логичность математики не подлежат девальвации! Наиболее большую опасность для деградации математики в школе представляют чрезмерное увлечение доступностью, прикладными задачами и межпредметными связями, среди последних наибольшую опасность нынче представляют необдуманные связи с информатикой. Это может создать о математике превратное представление, вроде "служанки науки", поэтому в приложениях не следует неестественно далеко заходить В любой упаковке математика должна сохранить свой элитарный и царственный дух! Иначе впадём в профанацию. Математика, наука или учебный предмет, должна всегда быть блистательной жемчужиной человеческого духа и интеллекта. Математика не терпит подделок. Они для математики губительны.
 УДК 517.97
  ПРОЕКТ NExTMAC В КАНАДСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ
 Хамди Н.
  Проект NExTMAC (New Experiences in Teaching Mathematics Across Canada) - профессиональная программа развития для начинающих математиков в Канадских университетах. Проект создан на основе проекта NExT- New Experiences in Teaching ("Новые Опыты в Обучении"), который был реализован в Соединенных Штатах начиная с 1994.
  Проект NExTMAC - это профессиональная программа развития для новых или молодых преподавателей математических наук (включая чистую и прикладную математику, статистику). Первичная цель проекта состоит в том, чтобы обеспечить преподавателей информацией и ресурсами, которые позволят им стать лучше и быть более эффективными преподавателями математики или статистики.
  Цель проекта - облегчить профессиональное развитие и интеграцию в профессию новых математиков через ряд симпозиумов.
 
 
 
 [1]. Atlantic regional workshop, October 18, 2002, at Mount Allison
  University in Sackville, New Brunswick.
 [2] First national workshop, June 14, 2002, at l'Universite Laval in
  Quebec
 
 
 
 
 
 
 УДК 377(075.8)
 К ДИДАКТИКЕ ОБУЧАЕМОГО ТАНДЕМА
  "СТУДЕНТ + КОМПЬЮТЕР"
 Зимина О.В.
 Московский энергетический институт
 
  В качестве важнейшего фактора модернизации высшего образования обычно рассматривается компьютеризация обучения. Соответственно, объектом педагогического воздействия становится не только студент, но и его компьютер. Таким образом в дидактике возникает новый объект обучения:
 тандем "студент+компьютер".
  Обучение тандема не означает раздельного обучения студента и его компьютера - на каждом этапе обучения целесообразно определить желательность и возможность использования компьютера, те недостающие функции, которым следует его "обучить", и сформулировать задачи, которые ставятся перед студентом и компьютером в их взаимодействии.
  Постановка и реализация целей обучения тандема "студент +компьютер" применительно к отдельным предметным областям и разным уровням подготовки предполагает решение следующих дидактических проблем:
 * определение начального уровня подготовки тандема;
 * переосмысление и развитие известных дидактических принципов применительно к обучению тандема;
 * определение того, что делает на каждом этапе обучения студент, а что - компьютер;
 * разработка методики контроля успешности достижения учебных целей студентом, его компьютером и контроля эффективности их взаимодействия.
  В работе представлена методика обучения тандема применительно к математическому образованию инженеров и приведены примеры реализации этой методики.
 УДК 378
 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
 НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
 
  Кузнецова Е. А.
 Средняя школа № 17 г. Рязани
 
  Одной из важнейших целей обучения в школе является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых для полноценной жизни в обществе, в частности, умения делать выводы, заключения; умения анализировать, рассуждать и т.д.
  Важной составляющей формирования общей интеллектуальной культуры учащихся является развитие логического мышления. Математика, как учебный предмет, в первую очередь формирует навыки и приемы логического мышления. Сами объекты математических умозаключений и принятые в математике правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, формировать четкие определения, развивают интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению.
  К сожалению, часто развитие логического мышления учащихся идет "вообще" - без знания системы необходимых приемов, их содержания и последовательности формирования. Это приводит к тому, что логическое мышление в значительной мере развивается стихийно. Многие учащиеся, даже в старших классах, не овладевают такими начальными приемами логического мышления, как выполнение классификаций, выделение следствий, проведение сравнений. А эти приемы необходимы уже в первом классе, без овладения ими полноценного усвоения материала не происходит.
  Поэтому развитие логического мышления детей, особенно на уроках математики, является одним из актуальных направлений работы современного учителя.
 
 
 
 
 УДК 510.2
 ТЕСТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ
 Лунгу К.Н.
 Московский государственный открытый университет
 
  Одной из особенностей современного этапа развития страны является активное становление принципиально новой системы образования, которая ориентирована на вхождение России в мировое образовательное пространство. Переход к массовому высшему образованию требует существенного пересмотра организации учебного процесса: предлагается иное содержание, иные методы, подходы, педагогический менталитет. В школе активно вводится уров-невая и профильная дифференциация обучения, изменяется число школ и классов с углубленной математической подготовкой. Изменяется система выпускных экзаменов в школах и вступительных экзаменов в вузах на основе тестирования.
  Предлагаемая книга [1] должна помочь выпускнику школы и абитуриенту вуза подготовиться к экзаменационным испытаниям по математике в форме тестирования. При этом учащийся самостоятельно сможет поднять уровень своих знаний и оценить этот уровень. В пособии приведено более ста тестов трех типов, отличающихся как количеством заданий, так и уровнем их сложности. Один тест содержит либо 10 заданий (раздел первый), либо 14 заданий (раздел второй), либо 20 заданий (раздел третий). Каждый тест снабжен пятью ответами, один из которых (иногда два или более, согласно заданию) правильный. Задания таковы, что, как правило, угадать его ответ невозможно. К достоинствам пособия можно отнести то, что оно охватывает практически всю школьную математику. Тестам предшествует раздел "Справочный теоретический материал", содержащий основные понятия, формулы и теоремы, которые необходимы для решения тестовых задач. Заключительный раздел содержит методические решения некоторых тестов разного уровня сложности.
 
 [1]. Лунгу К.Н. Тесты по математике для абитуриентов. М.: Изд-во
  "Айрис пресс", 2002, стр.1-350.
 
 УДК 378
 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО
  ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
 МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ
 Дорошина Н.В.
 Рязанский государственный медицинский университет
  Студенты младших курсов отличаются друг от друга разнообразием мотивов, волевых усилий, уровнем знаний и умений. Средства дифференцированного обучения адекватны студенческому возрасту и способствуют укреплению самостоятельности и развитию творческого мышления студентов. Основные направления деятельности преподавателя могут быть осуществимы через деление группы обучаемых на подгруппы, различающихся успешностью обучения и через определение трудности предлагаемого задания.
  Работа с микрогруппами студентов проходит в процессе проведения лабораторных работ по из раздела "Математическая статистика". Все работы выполняются с помощью программ в TurboPascal и носят прикладной характер. Имеются задания различного уровня сложности. Результаты обработки данных программно подготовлены для последующих расчетов в пакете Excel. Защита работ производится индивидуально со сдачей отчета и интерпретацией результатов в условиях производства или работы в офисе. Такая методика позволяет выявлять и развивать личностные качества студентов для будущей специальности. Отдельные студенты, весьма посредственно знающие теорию, правильно интерпретируют результаты. Вероятно, им помогают данные от природы деловые качества.
 
 
 
 
 УДК 378
 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕТА ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ КУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
 Шабанова М.В.
 Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова
  В настоящее время образовательная область "Математика" рассматривается как реализующая две основных образовательных функции: "общеобразовательную" и "специализирующую". Общеобразовательная функция трактуется как повышение средствами математики уровня интеллектуального развития человека для полноценного функционирования в обществе, обеспечение функциональной математической грамотности каждого члена общества. Специализирующая функция - как рассмотрение математики в качестве элемента профессиональной подготовки учащихся к соотвествующим областям деятельности после окончания учебного заведения и продолжению образования.
  С точки зрения этих функций, математическое образование имеет деятельностную ориентацию, то есть формирует способность к осуществлению познавательной деятельности либо в области самой математики, либо в области ее приложений, либо в области, требующей привлечения интеллектуальных навыков, характерных для математической деятельности.
  Деятельностная ориентация математических курсов, достижима лишь на основе целенаправленного формирования при изучении математических курсов комплекса методологических знаний. Решение этой задачи требует проектирования их методологической составляющей. Адаптируя обще дидактические положения к особенностям предметного проектирования содержания рассматриваемой составляющей с учетом специфики ее образовательных функций, мы пришли к необходимости выдвижения следующей системы принципов:
 * методологическая составляющая математических курсов должна представлять собой функционально ориентированный комплекс, обеспечивающая работу системы саморегуляции формируемой при изучении данного курса математической деятельности;
 * компонентный состав методологической составляющей математических курсов должен быть отражением состава системы саморегуляции деятельности (с учетом специфики математического познания);
 * содержательное наполнение основных компонентов методологической оставляющей должно осуществляться в соответствии с видами математической деятельности, определяемыми целями математического курса, а также с формами учебного познания, определяемыми предметным содержанием курса и процессуальной стороной обучения.
 УДК 378
 К ВОПРОСУ ОБ АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
 НА СЕМИНАРАХ ПО МАТЕМАТИКЕ
 Павлюченко Ю.В.
  Диапазон задач, решаемых на практических занятиях по высшей математике, достаточно широк: от проблемных заданий, тесно соприкасающихся с теоретическим лекционным материалом, до типовых примеров, решение которых необходимо для приобретения и развития техники. Естественно, удельный вес заданий из разных категорий варьируется в зависимости от специализации, но суть дела от этого не меняется. В любом случае значительная часть времени, отводимого на аудиторные занятия, а вместе с тем и усилия преподавателя и энергия учащихся уходит на решение задач последней из названных категорий - иного способа, более успешно приобщающего студента к математике (и, добавим, более короткого пути к зачету) педагогике пока неизвестно. Поскольку множество типовых задач не менее чем счетно, то весьма реальна угроза превращения семинарских занятий в бесконечные упражнения по механическому выполнению стереотипных, монотонно повторяющихся "усыпляющих движений". Решив с десяток таких задач-двойняшек на семинаре и еще столько же предложив "на дом", преподаватель выполнит календарный план по дифференцированию и интегрированию функции или по умножению матриц. Но велик риск, что при таких успехах утратится главное - напрочь исчезнет интерес обучаемых к предмету, который с каждым разом будет все больше оправдывать укоренившиеся "в народном сознании" представление о математике как о скучном, непонятном и почти непреодолимом честными путями препятствий на пути к диплому. Разрушить этот стереотип можно лишь апеллируя к самостоятельному мышлению человека, а для этого стоит попытаться из каждой задачи сделать "маленькую научную работу", выполнение которой доставит учащемуся удовлетворение, поднимет его в собственных глазах и побудит его продолжать заниматься этим делом. Примеры из разных разделов курса высшей математики (независимо от профиля специальности) подтверждает реальность такого подхода и возможность достижения соответствующего эффекта.
 УДК 378
 ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ ТЕОРИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
  Талалова Л.Н.
 
  Педагогическое сообщество высказывает свои соображения по поводу модернизации системы образования, необходимости обновления его содержания, организационных форм, повышения качества преподавания. Законодательно увеличивается степень непосредственного контроля государства за стратегиями в области образования. Интерес к проблеме реформирования образования не угасает, зарождается новый - к теории реформ образования. Проблемы современного образования все больше и больше переплетаются с проблемами социальной регуляции: педагогика соединяет административные заботы государства и самоуправление его субъектов. Вопросы, касающиеся выяснения того, что хорошо, а что плохо в образовании, перекликаются с вопросами о социальных условиях, в которых это образование функционирует.
  Изучение реформ затрагивает вопросы, касающиеся как позитивных преобразований, так и разрывов в отношениях между различными элементами в обучении и в обществе в целом; это и есть отношения между различными элементами образовательной реформы как социальной практики. Опыт прошлого и сегодняшние образовательные нововведения взаимодействуют. Соединяя их вместе, можно яснее увидеть противоречия между новациями прошлого и настоящего в области образования, а главное между самими социальными изменениями, произошедшими не только на фоне этих новаций, но и в результате их внедрения. Отмечая важность социального, коллективного и исторического в формировании обществ, согласимся с тем, что необходимо: сопоставление реформ прошлого и настоящего; сравнение последствий социальных изменений, вызванных новшествами одного периода, с последствиями таких изменений, связанных с реформами другого; а главное, анализ результатов (на уровне социальных изменений), полученных от реформ как одного периода, так и другого, и, наконец, сопоставление этих результатов (с выявлением функциональных целей реформ, их обусловленности и степени результативности).
 УДК 378
 TEACHING BASIC ANALYSIS IN ANOTHER WAY AT
 THE UNIVERSITY AND, WHY NOT, AT THE SECONDARY SCHOOL
 
 Pr. Bebbouchi Rachid
 USTHB
 
 
 
  From the sixteen's to now, we always teach the same Analysis at the Algerian University and may be in another countries.
  We find the same chapter's heads, the same technics, following the Bourbaki's school. Is that inevitable ?
  In fact, our mathematical talking is divided in three levels:
  - an empirical mathematics: the truth comes from personal experiments.
  - an abstract mathematics: we prove theorems using the
 Zermelo-Fraenkel set theory.
  - a formal mathematics: it is a listing of formal non contradictory theories.
  But we communicate essentially with the empirical mathematic, between the teacher and the students and between mathematicians and other people.
  The computer is one of the tools of this empirical mathematic and it introduces different scales (as the overflow one).
  A Non Standard Analysis made for pupils is possible and could approach the empirical speech to the abstract speech. Then the students could be more creative.
  Some examples of lessons using this new process can be done to illustrate this point of view. We hope to trigger off a debate about our teaching of the Basic Analysis.
 
 УДК 378
 ФИЗИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ В СРЕДЕ LABVIEW
 И ТЕХНОЛОГИЯХ NATIONAL INSTRUMENTS
 Андреев В.В., Умнов А.М., Балмашнов А.А., Коновальцева Л.В.,
 Саванович В.Ю., Никитин Г.В., Платонов Д.А.
 
  В данной работе предложен подход, в котором использование современных программных решений и аппаратных ресурсов (DAQ-карта), объединенных единой универсальной программной платформой (Labview), позволяет создавать универсальные виртуальные инструменты с удобным для работы студента интерфейсом.
  С программным обеспечением LabView студент получает стандартные интерфейсы всех приборов, кроме того, освобождается от утомительного низкоуровневого программирования. Применение LabView позволяет быстро создать опытный образец, схему, легко видоизменять систему измерений и управления. Создаются системы реального времени, большого числа каналов сбора информации. Наличие различных специализированных библиотек позволяет решать большинство задач, с которыми сталкивается исследователь в процессе сбора, обработки и анализа получаемых результатов, включая взаимодействие через Интернет. При работе файла виртуального инструмента все измерения проводятся синхронизировано и мгновенно, освобождая обучающегося для осмысления и изменения исходных условий эксперимента. Богатство реализуемых возможностей позволяет в данном случае студенту увидеть палитру физического явления.
  Лимит времени учебных практических занятий не позволяет в традиционном варианте лабораторного стенда расширить программу экспериментальных исследований. Включение в процесс обучения интерактивных лабораторных модулей, в которых реализуется реальный физический процесс, позволяет существенно расширить рамки исследований, а также включить в процесс обучения элемент игры.
 
 УДК 378
 АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ СТЕНД ПО ИЗУЧЕНИЮ
 ДИФФУЗИИ ИМПУЛЬСНЫХ МАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ
 Андреев В.В., Коновальцева Л.В., Саванович В.Ю.,
 Никитин Г.В., Платонов Д.А.
 
  В данной работе реализован подход по полной автоматизации учебного стенда в лаборатории специального физического практикума РУДН на основе современных программных и аппаратных решений. Примененная программная среда Labview позволила разработать измерительно-управляющий модуль, который управляет механическими перемещениями макета, изменением параметров разрядной цепи RLC-контура. Измерение импульсных сигналов с индуктивных датчиков и пояса Роговского осуществляется универсальной платой сбора и обработки данных (DAQ).
  Разработанный виртуальный прибор позволяет осциллографировать временные зависимости параметров импульсных полей, включая их изменения в процессе диффузии. Варьируя зарядные емкость, сопротивление разрядного контура, а также толщину мАгнитного экрана, студент накапливает информацию о физических процессах, происходящих при генерации импульсного магнитного поля, импульсных токов и их диффузии в полые проводящие экраны. Для сравнения экспериментальных данных с теоретическими студент открывает меню "Теория", в котором, на основе аналитических выражений, константы для которых студент вводит вручную, строится график временных и силовых изменений магнитного поля. В окне "Сравнение" студент наглядно видит разницу между теоретическими графиками и полученными экспериментальными зависимостями. Результат о проделанной работе выводится на сервер, где автоматически проверяется на достоверность, а затем сохраняется. При защите лабораторной работы преподаватель использует отчет об эксперименте, сохраненный на сервере доступ к которому ограничен.
 
 УДК 378
 АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ СТЕНД ПО ИЗУЧЕНИЮ
 ЭФФЕКТА РАМЗАУЭРА
 Коновальцева Л.В., Саванович В.Ю., Никитин Г.В.,
 Ливадный А.О., Валенсия Оскар
 
  Информационные технологии National Instruments состоят из архитектуры измерительных и приборных программных драйверов, сред разработки прикладных программ для сбора, анализа, обработки и совместного использования данных. Тесная интеграция компонентов программного обеспечения позволяет самостоятельно создавать мощную, создаваемую согласно исследовательским целям и условиям конкретной задачи, систему измерений и контроля. Данный тип программного обеспечения и аппаратных средств который сокращает время и затраты при интеграции разнообразных измерительных приборов при создании самых сложных измерительных систем был положен в основу создания лабораторного модуля по изучению эффекта Рамзауэра.
  Эффект Рамзауэра заключается в прозрачности газа для электронов с определенной энергией. Данная лабораторная работа позволяет студенту рассмотреть эффект на нескольких типах газов. Идентификация и измерение характеристик пиков поглощения позволяет с достаточной степенью точности определить размер оболочки атома газа. После проведения всех экспериментов студент должен сравнить измеренные данные с табличными значениями для определения сорта газа.
 
 
 
 
 
 
 УДК 51.М545(072)
 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
 В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА ПРОЕКТОВ
 Александрова Л.В., Матюхина Е.Н.
 
  Для создания, представления и успешной реализации научных разработок и программ в области образования необходимы значительные финансовые вложения, которые могут быть предоставлены по заявкам из бюджета г. Москвы, внебюджетного фонда финансовых ресурсов административного округа, отечественных или зарубежных благотворительных Фондов безвозмездно и безвозвратно.
  Грантовая поддержка предоставляется на конкурсной основе. Необходимым и достаточным условием конкурентоспособности программы является сочетание нереализованного спроса на программу, возможностей творческого коллектива педагогов - участников проекта, а также соблюдение неких законов, "правил игры", по которым будут разрабатываться образовательные проекты.
  Основными разделами программы являются:
  1. Паспорт проекта, который включает в себя информацию о руководителе, участниках, территории реализации проекта.
  2. Аннотация проекта.
  3. Цель проекта - ответ на вопрос "Чего же мы хотим добиться?"
  4. Задачи проекта - определяет пути достижения цели.
  5. Содержание проекта представляет собой три этапа -организационный, обучающий, реализационный.
  6. Бюджет и смета проекта - краткое описание и его обоснование.
  7. Оценка результатов.
  Данные методические рекомендации являются обобщением опыта по организации, проектированию и реализации социально-образовательных программ в рамках проведения конкурса, направленных на повышение качества обучения молодежи.
 
 [1]. Социальное проектирование ? ресурс взаимодействия общест-
  венности и власти - М., Центр Леонград, 1999 г.
 [2]. Харламов И.Ю. Педагогика, Минск:Университетское, 2002 г.
 
 УДК 378
 АПРОБАЦИЯ ТЕСТОВ ПО ХИМИИ
 Якушев В.В.* , Борзова Л.Д*., Медведев, А.А.**,
 Сарычева Н.Н*., Черникова Н.Ю.*
 
 Факультет ИЯ и ОД РУДН*, МАДИ**
 
  В рамках программы научно-методической работы Министерства образования РФ авторы подготовили варианты экзаменационных вопросов по химии для студентов технических специальностей.
  Апробация тестов проводилась во втором семестре 2001-2002 учебного года на кафедре химии факультета ИЯ и ОД РУДН и кафедре общетеоретических наук МАДИ. Для тестирования на обоих факультетах были отобраны по 5 учебных групп (инженерного и медицинского профиля). Уровень подготовки групп - средний. Экзаменационные билеты включали 10 вопросов из банка заданий: 7 вопросов по разделу А (практика) и 3 вопроса по разделу Б (теория). Время тестирования - 45 минут.
  Секция химии МАДИ использовала материалы тестирования только для проверки готовности студентов к сдаче экзаменов. Проверка и оценка работ проводилась преподавателями групп по 100-балльной системе с последующим пересчетом на пятибалльную.
  На кафедре химии факультета ИЯ и ОД на качественном уровне отмечается соответствие результатов выходного тестирования и текущей успеваемости студентов. Результаты тестирования в МАДИ хорошо коррелируют с результатами экзаменов (средний коэффициент корреляции - 0,65).
  Анализ результатов показал, что время, отпущенное для экзаменов в РУДН, было оптимальным (в МАДИ большинство студентов закончило работу гораздо раньше отпущенного им времени). Разработанные тесты могут быть использованы не только для текущего контроля, но и в качестве экзаменационных материалов по химии на подготовительных факультетах для иностранных студентов. В качестве пожелания для использования права преподавателей самостоятельно определять объем и тематику учебного материала, предоставляемую программой по химии для подготовительных факультетов, рекомендуется выделять разделы, изучение которых обязательно при всех условиях и конкретно оговорить требования к знаниям студентов.
 УДК 51.378
 НА СТРАНИЦАХ "ЖУРНАЛА ЭЛЕМЕНТАРНОЙ
 МАТЕМАТИКИ"
 Макарова И.А.
 Московская обл. Домодедовский р-н моу
 Гальчинская средняя общеобразовательная школа
 
  Проблемы и методики преподавания в русской школе всегда волновали учителей, которые искали пути усовершенствования отечественного образования. В одном из первых номеров "Журнала элементарной математики" (в 1885 году) можно найти следующие слова: "Чтобы стать хорошим учителем, недостаточно иметь только хорошие учебники и задачники, нужно еще и умение преподавать, что достигается только более или менее продолжительным опытом". С этого времени статьи и заметки, посвященные проблемам методики преподавания математических дисциплин в средней школе и вопросам элементарной математики, регулярно публиковались журналом. За два года их было опубликовано около 250. В 1886 году название журнала изменилось на "Вестник опытной физики и элементарной математики". Его редактор Э.К. Шпачинский в своих публикациях неоднократно подчеркивал роль учебника как связующего звена между учителем и учащимися. Так, выступая против замены традиционного курса тригонометрии учением о круговых функциях, он писал о необходимости тесного соединения преподавания математики и физики, поддерживал обновление школьного курса в функциональном духе. В журнале имелся специальный раздел для преподавателей. Его особенностью было обращение к основным принципиальным вопросам общей и частной методик преподавания математики и физики. Таким образом, видимо, впервые в России у преподавателей этих дисциплин появилась возможность подобного обмена опытом и проведения дискуссий. Здесь обсуждались такие вопросы, как повышение активности учащихся в процессе обучения, роль учебника и задачника, правильное понимание учителями математических понятий, сравнительная оценка учебников, необходимость отчетливого проведения через школьный курс алгебры идеи о развитии понятия о числе. Многие из рассматриваемых на страницах журнала вопросов интересны и актуальны и в наши дни.
 УДК 378
 О РАБОТЕ СПЕЦСЕМИНАРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ
  ВТОРОГО КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
 "ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА"
 Свищева Т.А.
 
  С начала второго семестра этого года для студентов II-го курса специальности "Прикладная математика и информатика" РУДН, желающих специализироваться по кафедре теории вероятностей и математической статистики, начал работать новый в практике данной кафедры спецсеминар.
  Главные цели семинара: обрисовать круг научных задач, которыми занимается кафедра, и обучить компьютерным пакетам и программам, помогающим решать эти задачи.
  В программу семинара входит изучение:
  1) операций по кредитам и займам, ценных бумаг; решение задач по этим темам при помощи финансовых функций Excel;
  2) процесса генерации случайных величин, построение графиков плотностей распределения и функций распределения случайных величин при помощи пакета MathCAD;
  3) техники построения полигона частот и гистограмм частот по выборке, проверка статистических гипотез о виде функции распределения выборки при помощи пакета Statistica;
  4) имитационного моделирования и его использование в теории массового обслуживания на примере системы M/М/1/n и написание программы для вычисления основных стационарных показателей производительности этой системы на любом языке программирования, известном студенту.
  Первые занятия семинара показали, что студенты заинтересованы в посещении такого рода занятий, что способствует продолжению работы этого семинара, а также корректировке и улучшению программы на последующие годы.
 
 УДК 375
 О ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦДИСЦИПЛИН
 В БАКАЛАВРИАТЕ НАПРАВЛЕНИЯ 510500 ХИМИЯ
 Тамурова Т.С.
 
 
  Для направления "Химия" разработан ГС второго поколения, введенный в действие с сентября 1999 года. Структура документа включает ряд разделов, в которых дана характеристика направления, требования к уровню подготовки абитуриента, а также требования к содержанию программ по дисциплинам обучения. При формировании учебных планов в соответствии с ГС предложено распределение дисциплин по блокам (циклам): гуманитарные и социально-экономические дисциплины (ГСЭ), математические дисциплины (ЕН), общепрофессиональные дисциплины направления (ОПД) и специальные дисциплины (СД). В каждом из циклов выделены федеральные компоненты, т.е. дисциплины, обязательные для изучения, вузовские компоненты, т.е. дисциплины, которые определяются вузом для изучения и дисциплины по выбору студента.
  Большой интерес представляет выбор дисциплин цикла СД, который полностью выбирается факультетом. Эти дисциплины студент изучает на старших курсах бакалавриата. Так, в 6 и 7 семестре на эти курсы отводится по 5 часов. В рамках циклов ОПД и СД студенту предлагается для выбора ряд дисциплин, которые рекомендуют выпускающие кафедры, например, кафедра органической химии - курс "Химия лекарственных препаратов", кафедра неорганической химии - курс "Химия твердого тела" и т.д. Эти курсы позволяют студентам определиться в выборе кафедры, на которой выпускники предполагают выполнять итоговую работу.
  К недостаткам формирования конкретного рабочего плана следует отнести разные условия оценки и формы контроля знаний по спецкурсам, а также неравномерное распределение часов на кафедрах.
 
 
 
 
 УДК 378
 ОБ ОДНОМ СВОЙСТВЕ РАВНОБОЧНОЙ ГИПЕРБОЛЫ
 Лонгла Мартиал
 
  Дети играют на футбольном стадионе. Двигаясь к воротам соперника параллельно боковой линии, мальчик видит ворота под переменным углом ?. Постановка задачи: На каком расстоянии от лицевой линии мальчик видит ворота длиной (2b) под наибольшим углом ?0.
  Описание задачи: Введем прямоугольную декартову систему координат с центром в точке (O). Расстояние до лицевой линии - х, уравнение прямой (l) - y = у0, ширина ворот - 2b, точка M имеет координаты (x , у), точка M0 имеет координаты (x0 , у0), (См рис.1).
  Элементарный способ решения. Построим окружность, проходящую через концы отрезка AB, касающуюся прямую (l). Пусть М0 - точка пересечения окружности и примой (l), и ?0 - угол, соответствующий точке M0. Для любой точки (М), лежащей на прямой (l), начертим треугольник ABM. Пусть M1 - точка пересечения окружности и прямой (AM). Тогда ?= ?AM1B = ?0= = ?AM0B = ? - ?BAM - ?ABM0 > ?- ?BAM - ?ABM = ?AMB = ?'. Откуда угол в точке М0 оказывается искомым максимальным углом. Теперь найдем искомое расстояние (х). По построению, радиус окружности (R) находится формулами: R = СA= y0. СM0= R = y0 = (x02+b2)1/2. Отсюда x0 = (y02+b2)1/2, ?0 = 2arctg(b/x0). Если у0   В условиях, описанных выше, мы могли бы усложнять задачу, и попытаться найти геометрическое место таких точек, при перемене прямой (l). Тогда задача переходит на уровень вышей математики.
  Прием математического анализа. Выразим угол, под которым видится отрезок (AB) в произвольной точке M(x,y) в виде разности (?1=?M0MB, ?2=?M0MA). Далее, максимизируем его тангенс.
  Видно, что это непрерывно дифференцируемая функция от (x). После дифференцирования, получаем условие y2-x2-b2=0. И это максимум, поскольку знак производной меняется при переходе через данную точку.
  Геометрическое свойство равнобочной гиперболы. Решение задачи доставляется при y2-x2-b2=0. Т.е. y2-x2=b2 - равнобочная гипербола. Таким образом, равнобочная гипербола является геометрическим местом точек, из которых отрезок видится под наибольшим углом (по сравнению с другими точками, лежащими с ней на прямой, параллельной боковой линии). Замечание: Если y   Приложения:
 a) Точки оптимальной стрельбы по мишени. Если известно, что цель расположена перпендикулярно области, в которой находится стрелок, то лучше стрелять из точек пересечения соответствующей области с решением данной задачи.
 b) Фатальный удар Шевченко(!). Кто бы предположил, что он действительно знал такое свойство равнобочной гиперболы!?! Если бы Филимонов был лучше знаком с геометрией, то у него бы было больше шансов отразить этот удар, и все пошло бы иначе.
 c) Эта задача показывает школьнику, как составляются и решаются задачи, выражающие реальные жизненные проблемы. Она также показывает, что некоторые задачи высшей математики могут легко решаться на школьном уровне.
 
 Рис. 1
 УДК 378
 К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
 ПО МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ НА ИНЖЕНЕРНОМ
 ФАКУЛЬТЕТЕ
 
 Османов И.А., Царегородцев А.В.
 
 
  В современных условиях во многих странах мира, в частности в России, существуют множество Высших учебных заведений, которые предлагают различные формы приема и аттестации студентов. Как конкретный пример классического типа университета является РУДН, где наряду с большим набором специальностей, свойственным классическим университетам, введена многоуровневая система подготовки. Однако особенностью университета такого типа как РУДН, является и то, что студенты поступают в университет как на контрактной, так и на бюджетной основе.
  При такой форме приема и обучения возникает много вопросов, один из которых стоит наиболее остро - характер аттестации студентов, обучающихся на платной и бюджетной основе. Так, рассматривая вопрос в рамках инженерной подготовки студента, при обучении математике решается задача следующим образом.
  Разработать необходимый минимум требований по каждой инженерной специальности, согласно Госстандарту и программе, определяющий круг задач и вопросов, предъявляемых студенту на экзамене для каждого этапа обучения.

<< Пред.           стр. 1 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу