<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 
 
 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 СОДЕРЖАНИЕ
 1. ПРЕДИСЛОВИЕ 3
 2. ЦЕЛИ ПОСОБИЯ 4
 3. ВВЕДЕНИЕ 4
 4. ЗАЧЕМ НУЖНА УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ 5
 5. ГИБКОСТЬ 7
 6. ПОНИМАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
 7. ПРОГРАММНЫЕ ЦЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 13
 8. СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 13
 9. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 18
 10. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ: ИНСТРУМЕНТЫ 19
 11. ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 25
 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 32
 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 36
 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 38
 
 
 1. ПРЕДИСЛОВИЕ
 
 Данная серия методических рекомендаций подготовлена группой проекта "Реформа бухгалтерского учета и отчетности II" совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Проект осуществляется в Российской Федерации при финансовой поддержке Европейского Союза.
 
 Методические рекомендации посвящены различным концепциям управленческого учета. Они рассчитаны на использование профессиональными бухгалтерами в качестве пособий для совершенствования профессиональных знаний и навыков.
 
 За исключением данного вводного пособия, структура методических рекомендаций будет соответствовать рекомендациям Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, т.е.:
 
 1/3 теоретический материал
 1/3 практический материал
 1/3 рекомендации по применению, с учетом специфики российских предприятий.
 
 Проект осуществляется силами сотрудников ЗАО ПрайсвотерхаусКуперс Аудит и ООО Росэкспертиза, Москва. Данное учебное пособие является как частью серии пособий, так и самостоятельным пособием.
 
 Серия методических рекомендаций включает в себя:
 
 1. "Цели бизнеса и потребности в информации" (введение).
 2. "Бюджетирование".
 3. "Методы учета затрат и расчета себестоимости".
 4. "Инвестиционные решения".
 5. "Стратегия, цели и задачи".
 6. "Трансфертное ценообразование, рентабельность подразделений и товаров".
 
 Авторское право на материалы каждой серии принадлежит Европейскому Союзу, в соответствии, с политикой которого разрешается бесплатное использование данных материалов в некоммерческих целях.
 
 Рабочая группа проекта выражает благодарность всем, кто участвовал в подготовке серии, в особенности:
 
 Делегации Европейской Комиссии в Москве
 Министерству финансов Российской Федерации
 Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации
 
 Контактная информация
 e-mail web maria.ermoshkina@ru.pwc.com www.accountingreform.ru Teл. + 7 095 967 6046 Факс. + 7 095 967 6001
 Россия, Москва, март 2005 г.
 2. ЦЕЛИ ПОСОБИЯ
 
 Данное учебное пособие является первым в серии методических рекомендаций и предназначено для ознакомления с общими принципами управленческого учета, применимыми в любых сферах деятельности.
 
 Его целью является осветить общие принципы управленческого учета, детализация методологических подходов будет раскрыта в последующих пособиях.
 
 Целями данного пособия являются:
 1. Рассмотрение основных направлений управления деятельностью предприятия, на которые может воздействовать руководство, с целью определения информации, необходимой для оперативного управления.
 2. Подробное рассмотрение механизма перехода от общих организационных целей предприятия к более конкретным, поддающимся количественному определению.
 3. Определение способов сегментации информации, фиксируемой на предприятии, для оценки степени выполнения целей/задач.
 
 Данный подход является общим для всех предприятий, работающих с целью получения финансовой прибыли.
 
 Однако, в государственном секторе, например, в сфере политики, образования, где установлены иные приоритеты, могут иметь место результаты деятельности, трудно поддающиеся количественной оценке.
 
 Целевой аудиторией данного пособия являются бухгалтеры, ответственные за внедрение системы управленческого учета на предприятии, а также менеджеры, использующие информацию, формируемую в управленческом учете.
 
 Необходимо иметь общую информацию о предприятии и его стратегии до того, как осуществлять любые попытки формирования системы управленческого учета, основной задачей которой является донесение информации о том, как стратегия реализуется на практике.
 
 3. ВВЕДЕНИЕ
 
 На практике каждая система управленческого учета является уникальной, поэтому любая модель учета, методологические подходы, состав и содержание отчетности должны быть адаптированы к условиям конкретного предприятия (в соответствии с его масштабом, отраслью, рынком, персоналом, информационными системами, экономической средой и т.д.), в то же время, основные принципы остаются неизменными.
 
 Процессы, раскрываемые в методических рекомендациях данного пособия:
 * Понимание деятельности предприятия и ключевых факторов успеха
 * Стратегия предприятия
 * Базовые знания для высшего руководства (ряд вопросов, помогающих выявить слабые места)
 * Управленческая информация: Инструменты (определение недостатков информации)
 * Информация для управления предприятием (список ключевых показателей эффективности деятельности)
 * Структура информации и информационная модель
 * Примерный стратегический план: Приложение 1 с комментариями
 * Преобразование стратегии в цели: Пример: Приложение 2
 
 Первые три раздела представляют собой перечни вопросов для руководителей. Ответ "нет" указывает на наличие "слабого звена". Каждый вопрос сопровождается комментариями.
 
 4. ЗАЧЕМ НУЖНА УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
 
 Управленческий учет является связующим звеном между управлением предприятием и учетным процессом.
 
 Управленческая информация предназначается для того, чтобы помочь руководству принимать грамотные решения. Следует обратить внимание на то, что сами отчеты не содержат готовых решений, решения принимают руководители, а хорошо информированные руководители смогут принять обоснованные управленческие решения.
 
 Управленческая информация обычно базируется на количественных оценках, однако, при принятии управленческих решений важно учитывать как количественные факторы, так и качественные. Например, при оценке состояния Журнала заказов, часто оцениваются не только фактически полученные заказы, но и заказы, которые вероятно будут получены. Методология может варьироваться от комплексного анализа поведения клиента до простой классификации из 5 пунктов, где пункт 1 означает наибольшую вероятность. Таким образом, лучшее/наиболее вероятное/худшее количество может определяться на основе количественной информации.
 
 Источники информации:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Управленческая информация
 
 Информация должна обладать следующими характеристиками:
 
 Конкретная - действия должны быть связаны с показателем измерения (например, отвечать на телефонный звонок после 3 сигналов - более конкретная информация, чем отвечать на звонок быстро).
 
 Измеряемая - необходимо измерять все, что поддается измерению и подсчитывать все, что может быть подсчитано, а если это невозможно, то определяется оценочное значение или суждение.
 
 Точная - точность в управленческой отчетности не является самой важной характеристикой. Приблизительные цифры иногда могут быть достаточными. Однако в отчетах должен соблюдаться уровень точности, необходимый для принятия конкретного решения.
 
 Актуальная - относящаяся к принимаемому решению (см. параграф о контролируемых и неконтролируемых статьях). В некоторых организациях в отчеты включаются только статьи, на которые принятое решение оказывает прямое влияние.
 
 Своевременная - предоставленная своевременно для оказания поддержки руководству в принятии решения. Поскольку все поставленные цели имеют определенные сроки достижения, вся отчетность должна иметь сроки представления.
 
 Необходимо помнить о том, что подготовка и изучение каждого отчета требует времени, поэтому их содержание должно быть максимально сфокусированным.
 
 Ответственность - отчеты, как правило, готовятся по центрам ответственности. Центры ответственности - это сегменты деятельности, за которые несет ответственность назначенный руководством менеджер и на изменения в направлении развития которых он может оказывать влияние.
 
 Предметом управленческого учета является производственная деятельность предприятия и его центров ответственности.
 
 В управленческом учете принято выделять четыре типа центров ответственности:
 • центры затрат;
 • центры доходов;
 • центры прибыли;
 • центры инвестиций.
 
 Учет затрат
 
 Учет затрат является основой системы управленческого учета. Учет затрат заключается в сборе и группировке затрат, а затем, их распределении по объектам учета (единицы продукции, подразделения, центры затрат и т.п.), для которых требуется раздельный учет или оценка. Системы учета затрат часто базируются на аналогичных МСФО принципах и наборе транзакций, в то время как задачи управленческих отчетов имеют свое отличие.
 
 Задачей учета затрат является определение затрат, которые приходятся на единицу продукции, работ, услуг, предназначенных для реализации или внутреннего потребления.
 
 Данная таблица представляет собой пример типичной структуры отчетности компании. Каждый из менеджеров имеет три центра ответственности.
 
 Компания
 Центры ответственности
 Центр ответственности 1 (менеджер 1) Центр ответственности 2 (менеджер 2) Центр затрат1.1 Центр затрат1.2 Центр затрат1.3 Центр затрат2.1 Центр затрат2.2 Центр затрат2.3
 Иногда объекты учета затрат аккумулируют затраты посредством прохождения через систему центров затрат, например, производственную линию, таким образом ответственность менеджеров по продукции распространяется на центры ответственности и центры затрат.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Настоящая система управленческого учета является многоуровневой и включает не только три перечисленных выше аспекта.
 
 5. ГИБКОСТЬ
 
 Одним из фундаментальных принципов ведения успешного бизнеса является гибкость - наличие заготовленных заранее нескольких альтернатив на случай сбоев в первоначальных планах (по времени, результатам, прибыли и т.д.), в таком случае можно будет быстро внести коррективы. Не следует рассчитывать на то, что утвержденные планы являются неизменными, поскольку изменения постоянно происходят во внешнем мире, и это должно отражаться и на планах компании. Данная концепция во многом напоминает поездку по городу, существует несколько вариантов того, как добраться до одного и того же места. Если на пути следования произошла авария или задержка, можно воспользоваться другим маршрутом. (Например, сколько альтернативных маршрутов существует между Проспектом Мира и Полянкой?)
 
 
 
 
 Система управленческого учета должна быть гибкой и предоставлять требующиеся отчеты с учетом измененных обстоятельств.
 
 6. ПОНИМАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
 
 Перед тем как на предприятии будут осуществляться первые шаги постановки системы управленческого учета, основной задачей которой является получение информации о том, как стратегия предприятия реализуется на практике, необходимо получить общую информацию о предприятии и его стратегии. Поэтому понимание деятельности предприятия является столь важным этапом.
 
 Целью данного раздела является внесение ясности в понимание деятельности предприятия и направления его развития.
 
 В данном разделе приведены вопросы, ответить на которые представляется необходимым для понимания деятельности предприятия и его целей. Если вы не можете ответить на какой-либо вопрос, это указывает на слабые места.
 6.1 Риск и вознаграждение
 Деятельность любого предприятия предполагает определенные риски, и для того, чтобы деятельность была оправдана, доход предприятия должен компенсировать риски, связанные с его деятельностью.
 Самая упрощенная схема оценки предприятия:
 
 Безрисковая процентная ставка % (например, по государственным ценным бумагам)
 +
 Ставка за риск % (переменный фактор компенсации за коммерческие риски), например - очень низкая ставка для предприятия, работающего на стабильном рынке при отсутствии конкуренции и с низким уровнем первоначальных инвестиций, и высокая ставка в том случае, если данные факторы противоположны.
 Безрисковая процентная ставка + ставка за риск - в сумме должны превышать доходность предприятия.
 
 Адекватная ставка за риск является вопросом суждения, и для оценки могут применяться различные методы. Расчеты не являются частью данного пособия, однако для того, чтобы быстро определить уровень ставки за риск можно посмотреть на доходность подобного предприятия с подобным уровнем риска.
 6.2 Что представляет собой Ваше предприятие?
 
 Не всегда понимание деятельности предприятия может быть однозначным и не всегда просто прийти к пониманию основной коммерческой цели предприятия. Так, например, в компании IBM (Lexmark) в 2002 году выручка от продажи расходных материалов превысила выручку от продажи принтеров, поскольку компьютерные принтеры продавались с небольшой прибылью или убытком, а основную прибыль предприятие получало от продажи расходных материалов, таких как тонеры. Поэтому нельзя сразу однозначно сказать, что составляет основную коммерческую цель, продажа принтеров или расходных материалов.
 
 Что касается предприятий государственного сектора, то они могут функционировать с учетом других, целей, некоммерческих, например, с целью создания рабочих мест.
 6.3 Почему Вы занимаетесь этим бизнесом и каковы Ваши цели?
 
 Цели ведения хозяйственной деятельности могут быть самыми разными, от желания, например, производить самую современную технику на национальном рынке, до желания, просто разбогатеть.
 
 Достижение цели может быть осуществлено также разными путями. Например, учитывая тот факт, что в центре Москвы стоимость недвижимости чрезвычайно высока, а Вы являетесь владельцем этой недвижимости, и Ваша цель - максимизировать прибыль, то, возможно, что проще всего было бы поступить следующим образом:
 (1) остановить производство и реконструировать производственное помещение; или
 (2) переместить производство в более "дешевый" район, а затем реконструировать производственное помещение; или
 (3) приостановить производство, продать производственное помещение и инвестировать средства в новый вид деятельности.
 
 С другой стороны, если Вашей целью является создание рабочих мест в конкретном районе города, то стоимость производственного помещения имеет значение только в случае, если существует альтернативная возможность предоставления рабочих мест.
 
 В любом случае, управленческая отчетность должна включать рассчитанную доходным методом оценочную стоимость такого имущества для корректного определения реальных затрат коммерческой деятельности.
 
 Пример
 Ваш завод расположен в центре города, годовая прибыль предприятия составляет $5млн. Завод был выкуплен у государства много лет назад по цене $1 млн. Завод можно продать под развитие недвижимого имущества за $100млн. Процентный доход долгосрочного государственного долга составляет 6%, что является безрисковой ставкой.
 Условная рента $6млн. ($100млн. х 6%) должна вычитаться из прибыли и составлять убыток $1млн., представляющий реальную деятельность предприятия в текущем местоположении.
 6.4 Какова Ваша стратегия?
 
 Суть стратегии предприятия содержится в ответе на вопросы: "Что Вы пытаетесь сделать с Вашим предприятием и как Вы хотите это осуществить?"
 
 Ответы на поставленные вопросы помогают сформулировать цели, задачи, ключевые факторы успеха и ключевые показатели деятельности.
 
 В рамках данной серии учебных пособий запланировано разработка пособия по стратегии.
 6.5 Ключевые факторы успеха
 
 Существуют определенные факторы, которые являются ключевыми для достижения успеха предприятием. Определение этих факторов обуславливает объем необходимой информации для анализа и оценки с целью принятия управленческих решений.
 
 Например, если задача: "постоянная разработка новых товаров" определена в качестве ключевого фактора, то данные управленческой отчетности должны постоянно отражать динамику выполнения данной задачи.
 
 Критерии определения ключевых факторов успеха индивидуальны для каждого предприятия и зависят от масштабов предприятия, его структуры, персонала, рынков и т.д.
 
 Пример
 Ключевой фактор успеха, заключающийся в увеличении доли рынка, трансформируется в конкретные цели более низкого уровня (ключевые показатели деятельности), такие как, поиск клиентов, продажи, производство, уровень запасов, дистрибуция и т.д. Данные цели могут реализовываться на уровне руководства, администрации и на индивидуальном уровне.
 
 Мотивация сотрудников всегда является ключевым фактором успеха, и одним из важных аспектов здесь является совпадение целей. Сотрудники не будут работать сверхурочно, если это идет вразрез с их личными целями. Следовательно, эффективность работы команды напрямую зависит от того, насколько цели группы совпадают с целями членов команды. Это называется совпадением целей. Конфликты между личными целями (гарантии, доходы) и корпоративными целями (максимизация прибыли и благосостояния акционеров) неизбежны.
 
 Ключевые факторы успеха должны быть частью системы управленческой информации и должны отражать прогресс в достижении запланированных целей при помощи ключевых показателей деятельности.
 6.6 Ключевые показатели деятельности
 
 Фактические значения ключевых показателей деятельности, количественные или качественные, обычно анализируются путем их сравнения с плановыми показателями.
 
 Помимо запланированных значений показателей деятельности предприятия для сравнения могут быть использованы и другие показатели, если они имеются в наличии, например, данные из открытых источников о других аналогичных предприятиях или средние показатели для конкретной отрасли в целом, пр.
 
 На практике, объем анализируемых показателей высшего уровня не может быть значительным, так как каждый показатель высшего уровня будет впоследствии еще детализироваться на более низком уровне.
 
 На приведенном ниже рисунке схематично отражена иерархия ключевых показателей предприятия, от верхнего до нижнего уровня с возрастающей степенью детализации: