<< Пред.           стр. 21 (из 26)           След. >>

Список литературы по разделу

 Элементы физиология21
 
 О человеке
 
 Один довольно талантливый человек начал свою книгу следующими словами: "Человек, подобно всякому животному, состоит из двух различных субстанций - души и тела. Если кто-нибудь отрицает это положение, то не для него написано все дальнейшее"22.
 
 Я решил закрыть книгу. Ах, чудак, если я только допущу существование этих двух различных субстанций, то тебе нечему уже учить меня. Ведь ты не знаешь, что представляет собой та субстанция, которую ты называешь душой, еще меньше знаешь ты, как соединены обе субстанции, и точно так же, как они действуют друг на друга.
 
 Действенность человека как животного и человека.
 
 За клавесином сидит музыкант. Он беседует со своим соседом; заинтересованный разговором, он забывает, что играет в оркестре; но тем не менее его глаза, уши и пальцы находятся в полной гармонии между собой; инструмент не издает ни одной фальшивой ноты, ни одного неверного аккорда; не забыта ни одна пауза, не нарушен ни один такт. Беседа прекращается; наш музыкант возвращается к своей партитуре, мысли его путаются, он не знает, где он, собственно, находится; человек приведен в смятение, животное сбито с толку. Если бы рассеянность человека продолжалась еще несколько минут, то животное следовало бы за оркестром до конца, так что человек даже не догадался бы об этом.
 
 Вот пример живых и чувствующих, находящихся в согласии друг с другом от природы или в силу привычки органов, которые работают совместно для одной и той же цели, без участия животного в целом.
 
 О способности человека к совершенствованию.
 
 Способность человека к совершенствованию происходит от слабости его чувств, из которых ни одно не господствует над органом разума.
 
 Если бы у человека был нос собаки, то он бы всегда вынюхивал, если бы у него был глаз орла, то он не переставал бы высматривать, если бы у него было ухо крота, то это было бы вечно слушающее существо.
 
 Глупость некоторых защитников учения о конечных причинах.
 
 Они говорят: "Посмотрите на человека" и т.д.
 
 О чем говорят они? О реальном человеке или идеальном?
 
 Не может быть, чтобы о реальном человеке, ибо на всем земном шаре нет ни одного совершенно гармонически сложенного, совершенно здорового человека.
 
 Следовательно, человечество - это скопище более или менее уродливых, более или менее больных индивидов.
 
 Можно ли найти здесь повод для прославления их мнимого творца? Надо думать не о прославлении, а об апологии.
 
 Но нет ни одного животного, ни одного растения, ни одного минерала, о котором я не мог бы сказать того же самого, что я говорю о человеке.
 
 Если все, что существует в данное время, есть необходимое следствие своего прошлого состояния, то тут не о чем говорить. Если же из этого желают сделать чудо творения какого-то бесконечно мудрого и всемогущего существа, то в этом нет здравого смысла.
 
 Чего же добиваются эти проповедники? Они прославляют провидение за то, чего оно вовсе не делало; они предполагают, что все хорошо, между тем как с точки зрения наших идей о совершенстве все плохо.
 
 Должна ли машина быть совершенной, чтобы можно было на основании этого доказывать существование создавшего ее мастера? Разумеется, если этот мастер совершенен.
 
 Об абстрактном человеке и о человеке реальном.
 
 Два философа спорят между собой и не могут прийти к соглашению; спорят, например, о свободе человека.
 
 Один говорит: "Человек свободен, я это чувствую". Другой говорит: "Человек несвободен, я это чувствую".
 
 Первый говорит об абстрактном человеке, о человеке, который не побуждаем никакими мотивами, о человеке, который существует лишь во сне или в мысли нашего диспутанта.
 
 Другой говорит о реальном, действующем, занятом и побуждаемом различными мотивами человеке. Я рассмотрю и исследую экспериментальную историю этого последнего.
 
 Это был геометр23. Он просыпается, едва раскрыв глаза, он принимается за решение задачи, которой он занялся накануне вечером. Он надевает халат, сам не сознавая, что делает. Он садится за стол, берет линейку, циркуль, проводит линии, пишет уравнения, комбинирует, производит расчеты, не сознавая того, что делает. Часы бьют, он смотрит, который час, и спешит написать несколько писем, которые нужно отправить с сегодняшней почтой. Написав письма, он одевается, выходит из дому и направляется обедать на Королевскую улицу у возвышенности Сен-Рош24. На улице навалена груда камней; он пробирается между ними и вдруг резко останавливается. Он вспоминает, что письма остались на столе незапечатанными и неотправленными. Он возвращается домой, зажигает свечку, запечатывает свои письма и относит их сам на почту; с почты он отправляется опять на Королевскую улицу, заходит в тот дом, где собирался обедать, и оказывается там в обществе своих друзей, философов. Они заводят спор о свободе, и он неистово поддерживает тезис, что человек свободен. Я не мешаю ему говорить, но к концу дня увожу его в уголок и прошу у него отчета обо всем сделанном им за день. И вот оказывается, что он не знает ничего - ровнешенько ничего - о том, что он сделал. И я убеждаюсь, что он является всего лишь простой пассивной машиной, орудием различных двигавших им мотивов, что он не только не был свободен, но не совершил даже ни одного поступка, который вытекал бы прямо из решения его воли. Он мыслил, чувствовал, но действовал не более свободно, чем какое-нибудь инертное тело, чем какой-нибудь деревянный автомат, который выполнил бы те же самые действия, что и он.
 
 Противоположно действующая система.
 
 Дело в том, что нет ничего более противоестественного, чем образ жизни ученого, с его постоянной привычкой к размышлению. Человек рожден для того, чтобы действовать; нормальное движение системы заключается не в том, чтобы постоянно устремляться от оконечностей к центру всего органического пучка, но, наоборот, в том, чтобы устремляться от центра к оконечностям. Все наши органы созданы не для того, чтобы пребывать в инертном состоянии, ибо тогда прекратились бы три основных процесса: сохранение, питание и размножение. Человек по природе создан, чтобы мыслить мало и действовать много; ученый, наоборот, мыслит много, а действует мало. Правильно было замечено, что в человеке имеется энергия, требующая для себя выхода, но выход, даваемый научными занятиями, не настоящий, ибо эти занятия заставляют человека сосредоточиваться и сопровождаются забвением всех животных функций.
 
 Жизнь и смерть.
 
 Пока не уничтожена основа жизни, самый жестокий холод не может заморозить жидкостей животного организма и не может даже заметно уменьшить его теплоту. Это последнее утверждение ложно; сравни действие холодов в России25.
 
 Без жизни нельзя ничего объяснить, а также без чувствительности и без живых и чувствительных нервов.
 
 Без жизни нет никакого различия между живым человеком и его трупом.
 
 Жизнь свойственна каждому органу.
 
 По отделении от тела голова продолжает видеть, глядеть и жить.
 
 Последовательная смерть животного.
 
 Есть такие части, которые в соединении с телом, кажется, умирают, - по крайней мере, для всего тела в целом. В старости плоть становится мускулистой, волокно грубеет, мышца становится жилистой, сухожилие теряет как будто свою чувствительность; я говорю "как будто", потому что оно само, может быть, способно еще чувствовать, хотя животному в целом это неизвестно. Кто знает, не существует ли бесконечное множество локальных ощущений, которые возникают и угасают в данном месте? Мало-помалу сухожилие становится дряблым, ссыхается, твердеет, перестает жить, по крайней мере жизнью, общей со всей системой. Может быть, оно только изолируется, отделяется от общества, страданий и удовольствий которого оно уже не разделяет и которому оно ничего уже не дает.
 
 Человек сначала представляет собой жидкость. Каждая часть жидкости может обладать своей чувствительностью и жизнью. Кажется, нет чувствительности и жизни, общей всей массе.
 
 По мере того как формируется животное, определенные части твердеют, становятся непрерывными. Устанавливается некоторая общая чувствительность, по-разному распределенная между различными органами.
 
 Одни органы сохраняют эту чувствительность дольше, другие - менее продолжительное время.
 
 Она находится как будто в известном отношении к затвердеванию.
 
 Чем тверже какой-нибудь, тем он менее чувствителен; чем быстрее он приближается к стадии твердости, тем быстрее теряет свою чувствительность и изолируется от всей системы.
 
 Из всех плотных органов мозг сохраняет дольше всего свою мягкость и свою жизнь. Я говорю в общих чертах.
 
 У человека - все виды существования: инертность, чувствительность, растительная жизнь, жизнь полипа, животная жизнь, человеческая жизнь.
 
 В Перу существует змея, которая, будучи высушена на дыму, оживает под влиянием влажного и теплого пара.
 
 Невозможно отравить микроскопических животных.
 
 Существует, наверное, две или даже три совершенно различные жизни:
 
 жизнь всего животного;
 
 жизнь каждого из органов;
 
 жизнь молекулы.
 
 Животное в целом может жить, если лишить его некоторых частей.
 
 Сердце, легкие, селезенка, кисть руки и почти все части животного могут жить некоторое время после отделения от тела.
 
 Не прекращается только жизнь молекулы или ее чувствительность. Это одно из ее существенных свойств. Смерть здесь не властна.
 
 Но если жизнь остается в органах, отделенных от тела, то где находится душа? Что становится с ее единством? Что становится с ее неделимостью?
 
 Существуют даже два состояния смерти, из которых одно - состояние абсолютной смерти, а другое - состояние временной смерти.
 
 Я мог бы привести вам пример множества охлажденных, замороженных и высушенных насекомых, у которых полностью исчезла теплота, движение и чувствительность и которых можно оживить при помощи возбуждающих средств, при помощи теплоты и влажности.
 
 Но известны даже примеры людей, у которых прекращалось на довольно значительное время всякое движение, хотя здесь и не было абсолютной смерти. Люди не переходят от абсолютной смерти к жизни, а переходят от жизни к временной смерти, и vice versa26.
 
 Бывало, рождались чудовищные эмбрионы, которые жили и выполняли все свои функции, не имея мозга или же имея окостенелый и окаменелый мозг.
 
 Наблюдали детей, которые жили и двигались, не имея продолговатого мозга.
 
 Существуют сотни доказательств безумия животных духов.
 
 Мозг и мозжечок, вместе с нервами, составляющими его волокнистое продолжение, образуют одно чувствительное целое - непрерывное, энергичное и живое.
 
 Не следует углубляться в то, как живет это целое.
 
 Мозг, мозжечок со своими нервами, или волокнами, являются первыми зачатками животного.
 
 Они составляют живое целое, несущее жизнь повсюду. Не следует углубляться в то, как живет это целое.
 
 Сожмите крепко одну из этих нитей, и продолжение ее потеряет движение, но не жизнь. Оно будет продолжать существовать, но не будет повиноваться.
 
 Перевязка для ниже расположенных частей представляет то же, что цепь для ног животного.
 
 Смерть
 
 Дитя бежит ей навстречу с закрытыми глазами; взрослый человек стоит на месте; старик идет к ней, повернувшись спиной. Дитя не видит конца своему существованию; взрослый человек притворяется, будто он сомневается в смерти; старец с трепетом убаюкивает себя надеждой, возобновляющейся изо дня в день. Невежливо и жестоко говорить при старике о смерти. Старость почитают, но не любят. Когда старик умирает, то это кладет конец тягостным обязанностям по отношению к нему, и после его смерти скоро утешаются; хорошо еще, если тайком не радуются этому... Мне было шестьдесят лет, когда я стал говорить себе эти истины.
 
 Медленный укол булавкой в мясо тела болезненнее, чем пистолетный выстрел в лоб.
 
 Пуля разбивает вдребезги череп, разрывает мозговые оболочки, проходит мозговое вещество, но все это делается в мгновение ока. Молния и смерть соприкасаются между собой.
 
 
 
 Заключение.
 
 Мир - жилище сильного. Лишь в самом конце я узнаю, что я потерял или выиграл в этом огромном вертепе, где я провел шесть десятков лет с игральными костями в руке, tesseras agitans.
 
 Falices quibus, ante annos, secura maloram Atque ignara sui, per ludum elabitur aetas27.
 
 Что я наблюдаю? А еще что? Формы. Я не знаю сути вещей. Мы прогуливаемся среди теней, мы сами тени для других и для себя.Я вижу радугу среди туч; человек, который смотрит под другим углом, не видит ничего.
 
 Живым довольно часто случается вообразить себя мертвыми, стоящими возле своих трупов и идущими за своей похоронной процессией. Это напоминает пловца, который смотрит на свою одежду, лежащую на берегу.
 
 Люди, которых больше не боятся, что вы услышите в таком случае?
 
 Философия, привычное и глубокое размышление, удаляющее нас от всего окружающего и превращающее нас в ничто, также есть обучение смерти.
 
 Одно из прекраснейших изречений стоиков говорит, что страх смерти - это как бы узда, в которой держит нас сильный, ведя нас туда, куда ему угодно28.
 
 Разорвите эту узду и обманите руку сильного.
 
 Существует только одна добродетель - справедливость, одна обязанность - стать счастливым, один вывод - не преувеличивать ценности жизни и не бояться смерти.
 
 Дидро Д. Соч. В 2 т. М., 1986. Т. 1. С. 483-489, 533
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Гельвеций
 
 О человеке29
 
 Об уме
 
 Что такое ум сам по себе? Способность подмечать сходства и различия, соответствия или несоответствия, которые имеют между собою различные предметы. Но каково творческое начало ума человека? Его физическая чувствительность, его память и в особенности его интерес к комбинированию между собою получаемых ощущений1*. Ум в нем, следовательно, есть результат сравнения между собою ощущений, а здравый ум заключается в правильности их сравнения.
 
 1 *Автор "Естественной истории души".
 
 
 Правда, не все люди испытывают в точности одни и те же ощущения, но все ощущают предметы всегда в одних и тех же пропорциях. Следовательно, у всех одинаковые умственные способности1*.
 
 1 *Предположим, что люди сравнили между собою в каждой отрасли знания и искусства все уже известные предметы и факты и пришли, наконец, к открытию всех их различных отношений. Так как людям нельзя будет тогда делать больше новых комбинаций, то то, что называют умом, перестанет существовать. Все тогда станет знанием, и человеческий ум, вынужденный отдыхать до тех пор, пока открытие неизвестных фактов не позволит ему снова сравнивать их и комбинировать между собою, уподобится истощенному руднику, который оставляют в покое до образования новых жил.
 
 
 Действительно, каждый человек, как доказывает опыт, замечает одни и те же отношения между одними и теми же предметами; каждый из них признает истинность математических положений; кроме того, нет таких различий в оттенках их ощущений, которые изменили бы их способ видеть вещи. Возьмем наглядный пример: в тот момент, когда солнце поднимается из лона морских волн, все жители этих берегов под одновременным воздействием блеска его лучей одинаково признают его самым ярким светилом природы. Если это так, то надо признать, что все люди выносят или могут выносить одни и те же суждения об одних и тех же предметах; что они могут дойти до одних и тех же истин2* и, наконец, что если не все фактически обладают одинаковым умом3*, то во всяком случае все обладают им одинаково в возможности, т.е. способностью иметь его4*.
 
 2 *Из этого определения ума следует, что если вся деятельность ума сводится к тому, чтобы видеть сходства и различия, соответствия и несоответствия между собою различных предметов, то, значит, люди, как мы неоднократно уже говорили, не рождаются с какими-либо особенными дарованиями.
 Люди приобретают различные таланты под влиянием одной и той же причины - именно стремления к славе и вниманию, которые вызывают у них это стремление. Но внимание может обращаться одинаково на все, прилагаться безразлично к предметам поэзии, математики, физики, живописи и т.д., подобно тому как рука органиста может касаться безразлично любой из клавиш органа. Если меня спросят, почему люди редко обнаруживают дарование в различных областях, я отвечу: потому, что знание является в каждой области первым материалом ума, подобно тому как незнание, если можно так выразиться, является первым материалом глупости, и потому, что люди редко обладают знаниями в двух различных областях. Немногие люди соединяют в себе, подобно Бюффону30 и Д'Аламберу, со знаниями Ньютона31 и Эйлера32 столь трудное искусство хорошо писать. Поэтому я не стану повторять, следуя старому изречению, что поэтом рождаются, а оратором становятся. Наоборот, скажу я, так как все наши идеи мы получаем через посредство чувств, то люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть.
 3 *Чтобы постигнуть известные идеи, надо размышлять. Способен ли на это всякий? Да, когда он одушевлен каким-нибудь сильным интересом. Этот интерес придает ему тогда ту силу внимания, без которой можно, как я уже сказал, быть ученым, но нельзя быть умным человеком. Только размышление может открыть нам первые общие истины - эти ключи и принципы наук. Только открытие этих истин дает право на звание великого философа, потому что во всякой науке только общий характер принципов, объем их приложения и, наконец, величие целого составляют философский гений.
 4 * Некоторые, как я уже сказал, приписывают различие умов физическим особенностям различных географических широт. Но для доказательства этого факта надо было бы, следуя данному нами определению ума, уметь назвать страну, где люди не замечают ни различия, ни сходства, ни соответствия, ни несоответствия предметов между собою и предметов с нами. Но такие климатические условия еще остается открыть!
 
 
 
 Я не буду больше настаивать на рассмотрении этого вопроса; ограничусь тем, что напомню по этому поводу одно замечание, уже сделанное мною в книге "Об уме", потому что оно правильно.
 
 Если, говорю я, задать различным людям какой-нибудь простой и ясный вопрос, к истинности которого они относятся равнодушно, то все вынесут одно и то же суждение3*, ибо все заметят одни и те же отношения между одними и теми же предметами.
 
 3 *Так как ум редок, то его принимают за особенный дар природы. Алхимик, фокусник были редкими людьми в века невежества, поэтому их принимали за колдунов или сверхъестественные существа. Между тем не очень трудно обмануть и одурачить глупцов при помощи разных фокусов или кунштюков. Поразительно здесь то, что люди могут серьезно заниматься столь бесполезными вещами и искусствами. Но то же самое можно сказать об уме. Если способность к нему является общей, то нет ничего столь редкого, как сильное и постоянное желание приобрести его. Говорят, что мало гениальных людей, а почему? Потому, что мало правительств, устанавливающих награды в соответствии с теми усилиями, которые, как предполагают, требуют приобретения больших талантов.
 
 
 Все, следовательно, рождаются со здравым умом.
 
 Но о словах здравый ум можно сказать то же самое, что о словах просвещенная гуманность. Если из соображений просвещенной гуманности убийцу приговаривают к казни, то в эту минуту думают лишь о благе множества честных граждан. Идея справедливости и, следовательно, почти всех добродетелей включена в значение слова гуманность, взятого в широком смысле. То же самое относится к словам здравый ум. Выражение это, взятое в широком смысле, тоже заключает все различные виды ума.
 
 Во всяком случае можно утверждать, что если в нас все сводится к ощущению и к сравниванию между собою этих ощущений, то всякий вид ума сравнивает, и сравнивает правильно.
 
 Общий вывод из сказанного мною об одинаковых умственных способностях людей с обыкновенной, нормальной организацией таков. Если принять:
 
 что у людей все сводится к ощущениям;
 
 что они ощущают и приобретают идеи лишь посредством пяти чувств;
 
 что большая или меньшая тонкость этих пяти чувств, внося изменения в оттенки их ощущений, не изменяет, однако, отношения предметов между собой, - то, очевидно, поскольку ум состоит в познании тех же отношений, что большее или меньшее умственное превосходство не зависит от большего или меньшего совершенства физической организации. Поэтому женщины, у которых чувство осязания более тонко, чем у мужчин, не превосходят их в умственном отношении. Думаю, что трудно отказаться от этого вывода.
 
 Но, могут сказать, предположим, что все признают истинность математических положений убедительным доказательством того, что все люди с обыкновенной, правильной организацией видят одни и те же отношения между предметами. Почему, равным образом, не считать различий взглядов в вопросах нравственности, политики и метафизики доказательством того, что по крайней мере в этих последних науках люди не видят одних и тех же отношений между одними и теми же предметами?
 
 Гельвеций К. А. Соч. В 2т., М., 1977. Т. 2. С. 118-122
 
 
 
 
 Сравнивая алхимиков и фокусников с умными людьми, я вовсе не имею в виду унизить последних обидным для них сравнением; я хочу просто показать, что сама редкость ума объясняет, почему его со столь давних времен считают особенным даром природы; я хочу уничтожить то чудесное, что находят в уме, а не его заслуги. Ему мы обязаны усовершенствованием медицины, хирургии, всех полезных искусств и наук. Следовательно, на земле нет ничего более достойного уважения, чем ум. Поэтому не существует такого народа, правильно понимающего свои интересы, который не питал бы к уму уважения, соразмерного пользе искусства или науки, усовершенствованию которых он способствует.
 
 
 
 
 
 
 ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
 
 1 "Философские письма" были написаны Вольтером (1694-1778) после возвращения на родину из Англии, где он провел в изгнании три года (1726-1729). Первоначально сочинение вышло в английском переводе в Лондоне под названием "Письма об английской нации" (1733). Французское издание увидело свет в 1734 г. и получило название "Философские письма". В целях конспирации автор был обозначен лишь начальной буквой "В...", а местом издания указан Амстердам. Однако авторство Вольтера не вызывало никаких сомнений, и парижская судебная палата потребовала его ареста, осудив "Философские письма" на сожжение как книгу, "противную религии, добрым нравам и почтению к властям". Вольтеру пришлось уехать в Голландию, чтобы избежать грозящего ареста.
 
 Во французском издании "Философских писем" в качестве дополнения были опубликованы "Замечания на "Мысли" г-на Паскаля", в которых Вольтер, полемизируя с Паскалем, формулирует свое понимание человека как социального существа. - 303
 
 2 "Метафизический трактат" впервые был опубликован в 80-е гг. XVII в. в посмертном Собрании сочинений Вольтера. В настоящем издании публикуются извлечения из трактата, в которых Вольтер развивает свою концепцию человека, противопоставляя ее религиозно-философским воззрениям. - 305
 
 3 Сочинение Ж. О. Ламетри (1709-1751) "Человек-машина" было издано анонимно в Голландии в 1747 г. В дальнейшем оно неоднократно переиздавалось и имело шумный успех. Как и другие сочинения Ламетри, книга "Человек-машина" подверглась ожесточенным нападкам. Ее издатель был оштрафован на 400 дукатов, от него потребовали сдать все экземпляры для сожжения. Авторство Ламетри было вскоре раскрыто, и он, опасаясь ареста, вынужден был уехать из Голландии в Пруссию, где нашел убежище при дворе короля Фридриха II. В книге с позиций механистического материализма рассматривается проблема человека, выясняется его место на "лестнице природы". - 309
 
 4Поп Александр (1688-1744) - английский поэт и философ-просветитель. - 309
 
 s Ван Гельмонт Ян Батист (1577-1644) - голландский естествоиспытатель и врач. - 310
 
 6 Шталь Георг Эрнест (1660-1734) - немецкий химик и врач. - 311
 
 7 Бургаве Гер манн (1668-1738) - голландский врач и естествоиспытатель. - 311
 
 "Мопертюи Пьер Луи Моро (1698-1759) - французский философ и естествоиспытатель. - 311
 
 9Прометей - в греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. Под "знаменитым поэтом" подразумевался Вольтер. - 311
 
 10Гиз Генрих (1550-1588) - герцог Лотарингский, вождь Католической лиги, один из организаторов Варфоломеевской ночи. - 311
 
 "Генрих III (1551-1589) - король Франции с 1574 г. - 311
 
 "Ланчизи Джиованни Мария (1654-1720) - итальянский медик, изучавший болезни мозга и нервной системы. - 312
 
 "Пейрони Франсуа Жиго (1678-1747) - французский врач, ученый-анатом. - 312
 
 1*Уиллис Томас (1622-1675) - английский врач, анатом и физик. Ламетри ссылается на труды Уиллиса "О мозге" и "О душе животных". - 312
 
 15 Эразм Роттердамский (1469-1536) - голландский философ-гуманист и писатель. - 313
 
 1*Фонтенель Бернар ле Бовье (1657-1757) - французский писатель и философ-просветитель, популяризатор передовых научных идей. В "Диалогах о множественности миров" изложил учение Коперника и Д. Бруно. - 313
 
 11Амман Иоганн-Конрад (1669-1724) - швейцарский врач и педагог. - 314
 
 18 Темпль Уильям (1626-1699) - английский дипломат и писатель. - 314
 
 19 Трамбле Абрахам (1700-1784) - голландский естествоиспытатель, открывший некоторые формы бесполого размножения путем деления. - 315
 
 20 "История полипов" является трудом Трамбле. - 315
 
 21В "Элементах физиологии" Д. Дидро (1713-1784) с материалистической точки зрения рассмотрел обширный естественнонаучный материал, послуживший ему основанием для вывода о естественном происхождении жизни, о саморазвитии природы, эволюции животных, а также о формировании и развитии психики человека.
 
 Начало создания "Элементов физиологии" относится к 1774 г. С перерывами работа над этим произведением продолжалась до 1780 г. Произведение осталось незавершенным. Впервые было опубликовано в1875г. - 317
 
 22 Установить автора приведенных Дидро слов не удалось. Однако смысл цитаты свидетельствует о дуалистическом понимании человека, неприемлемом для материалиста Дидро. - 317
 
 23 Речь идет о французском математике и философе-просветителе Ж. Л. Д'Аламбере (1717-1783). - 318
 
 24 В этом месте находился дом, принадлежавший философу Гольбаху, где регулярно собирались французские просветители, друзья и единомышленники Дидро. - 318
 
 25 По приглашению Екатерины II Дидро осенью 1773 г. отправился в Россию и в течение нескольких месяцев (до весны 1774 г.) проживал в Петербурге. - 319
 
 26Наоборот (лат). - 321
 
 27 "Счастливы те, у кого до наступления зрелого возраста Спокойно от бед и в неведении о себе посреди забав проходит век"
 
 (лат.).Автор двустишия не установлен, возможно, им являлся сам Дидро. - 322
 
 28 Имеется в виду изречение римского философа-стоика Сенеки (ок. 5 до н. э. - 65 н. э.). - 322
 
 "Работа К. А. Гельвеция (1715-1771) "О человеке" была завершена к 1770 г. Однако от публикации книги он отказался, опасаясь, что она может разделить судьбу его предыдущего сочинения "Об уме" (1758), осужденного парижской судебной палатой на сожжение. Книга увидела свет лишь после смерти Гельвеция в 1772 г. в Гааге при содействии князя Голицына, бывшего русским послом в Голландии. Впоследствии многократно переиздавалась, переводилась на многие европейские языки. Сочинения Гельвеция "Об уме" и "О человеке" относятся к числу фундаментальных произведений французского материализма XVIII в. - 322
 
 *°Бюффон Жорок Луи Леклерк (1707-1788) - французский естествоиспытатель, один из основоположников учения о развитии природы. - 323
 
 зхНьютон Исаак (1643-1727) - английский физик и математик, сформулировал закон всемирного тяготения, законы классической механики. - 323
 

<< Пред.           стр. 21 (из 26)           След. >>

Список литературы по разделу