<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 Заседания Конституционного Суда РФ проводятся открыто. Закрытое судебное заседание проводится, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общест­венной нравственности. Решения Конституционного Суда РФ всегда про­возглашаются публично.
 Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда РФ происходит устно. В ходе рассмотрения дел заслушиваются объяснения сторон, показа­ния экспертов и свидетелей, оглашаются имеющиеся документы. Заседания проводятся непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству.
 Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаива­нию своей позиции на основе состязательности.
 Производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке. Всем лицам, не владеющим русским языком, предоставляется право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.
 
 § 2. Решения Конституционного Суда РФ
 
 По итогам рассмотрения дел Конституционный Суд РФ принимает постановления, заключения и определения. Все решения принимаются в закрытом совещании.
 Постановление - это решение Конституционного Суда РФ, принятое по существу вопросов о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод и других, перечисленных в п. 1, 2, 3, 4 ч. I ст. 3 Закона “О Конституционном Суде РФ”. Постановления выносятся именем Российской Федерации.
 Заключение - итоговое решение Конституционного Суда РФ по сущест­ву вопроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
 Все иные решения Конституционного Суда РФ именуются определениями. Постановления и заключения Конституционного Суда РФ не позднее чем и двухнедельный срок направляются судьям Конституционного Суда РФ, Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, министру юстиции РФ. Они должны быть незамедлительно опубликованы в официальных изда­ниях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, которых касается это решение, а также в “Вестнике Конституционного Суда РФ”.
 Решения Конституционного Суда РФ окончательны и обжалованию не подлежат, вступают в законную силу немедленно после провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, ут­рачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не всту­пившие в силу международные договоры не подлежат введению в действие. Решения судов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных феде­ральным законом случаях.
 Решения Конституционного Суда РФ подлежат исполнению немедлен­но после опубликования либо вручения их официального текста, если спе­циально не оговорены иные сроки, на всей территории РФ; их неисполне­ние, ненадлежащее исполнение или воспрепятствование исполнению влечет ответственность, установленную федеральным законом.
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
 1. Назовите полномочия Конституционного Суда РФ и их особенности.
 2. Каков порядок образования и состав Конституционного Суда РФ?
 3. Назовите структуру Конституционного Суда РФ.
 4. Как организована работа в Конституционном Суде РФ?
 5. Дайте характеристику общим правилам конституционного судопроизводства.
 6. Какие решения принимает Конституционный Суд по итогам рассмотрения
 дал?
 
 Глава7. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ
 
 §1. Статус судей
 
 Закон о статусе судей (ст. 1) устанавливает, что судебная власть в Российской Федерации принад­лежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом случаях к осуществле­нию правосудия представителей народа. Судьи, когда речь идет об их статусе, - это граждане, на­деленные в конституционном порядке полномо­чиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Независимо от того, в суде какого звена судебной системы РФ осуществляет свою деятельность су­дья, выполняемые им функции одинаково важны для осуществления судебной власти на территории России. Поэтому в Законе о судебной системе спе­циально подчеркивается, что единство судебной системы РФ обеспечивается и единством правово­го статуса судей, независимо от того, в составе ка­кого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено судебной системы они представляют (ст. 12).
 В этом законе определены требования, предъ­являемые к судьям и кандидатам на должность судьи, порядок их отбора и наделения полномо­чиями, гарантии независимости и неприкосно­венности судей, приостановление и прекращение полномочий судьи.
 Единый правовой статус судей РФ не исклю­чает и некоторых различий правового положения некоторых категорий судей. Закон “О статусе су­дей РФ” указывает, что особенности правового положения судей определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - также законами субъектов Российской Федерации. Особенности правового положения судьи Конституционного Суда РФ опре­деляются федеральным конституционным законом, специально посвящен­ным этому суду.
 
 § 2. Порядок назначения на должность судьи
 
 Судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (ст. 119 Конституции РФ). Данное требование яв­ляется общим для всех судей, независимо от суда, где они осуществляют свою деятельность. Закон “О статусе судей РФ” дополнил эти требования следую­щими: кандидат на должность судьи ранее не совершал порочащих его по­ступков, сдал квалификационный экзамен и получил рекомендацию квалификационной коллегии судей.
 Эти требования закона достаточны для кандидатов на должность cyдей районных (городских) судов, военных судов гарнизонов, соединений, армий и флотилий, арбитражных судов субъектов Российской Федерации.
 Для кандидатов на должность вышестоящих судов установлены повышенные требования, что связано с большей сложностью осуществляем ими работы.
 Во-первых, повышен возрастной ценз. Судьей среднего звена системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов может быть лицо, достигшее 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - 35 лет. Судьей Конституционного Суда РФ может быть лицо, достигшее 40 лет. Во-вторых, более высокие требования предъявляются и к профессио­нальной подготовке. Судьей вышестоящих судов (как общей юрисдикции, так и арбитражных) может стать лицо, имеющее стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для кандидатов на должность судьи Конституци­онного Суда РФ установлен стаж работы по юридической профессии 15 лет. Кроме того, он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права. Это связано с тем, что Конституционный Суд РФ рассматривает та­кие дела, которые требуют применения разносторонних и глубочайших знаний, для овладения которыми недостаточно обычного высшего юридического образования.
 Закон предъявляет определенные требования и к лицам, уже работаю­щим судьями. Во-первых, судья обязан неукоснительно соблюдать Консти­туцию РФ и другие законы. Это требование является общим для всех долж­ностных лиц и граждан, но в деятельности судей оно имеет особое значение. Во-вторых, судьи при исполнении своих полномочий, а также во внеслужеб­ных отношениях должны избегать всего, что может умалить авторитет судеб­ной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности справедливости и беспристрастности. Совершение позорящего поступка может послужить основанием для прекращения полномочий судьи. В-третьих, судья не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме на­учной, преподавательской, литературной и другой творческой деятельности. Данное положение относится и к кандидатам на должность судьи, которые предупреждаются об этом. В случае, если они прекращают свое членство в партии, занятия предпринимательской деятельностью, они могут быть реко­мендованы к назначению на должность судьи.
 Для судей Конституционного Суда РФ установлены еще более жесткие требования. Судьи этого суда не имеют права осуществлять защиту, предста­вительство в суде, арбитражном суде, иных органах, оказывать кому-либо по­кровительство в получении прав и освобождении от обязанностей. Судья Конституционного Суда РФ не только не может быть членом политической партии, но и не имеет права поддерживать ее материально, вести политичес­кую пропаганду, присутствовать на съездах. Он не может даже занимать руко­водящий пост в общественных объединениях, даже если они и не преследуют политические цели.
 Все судьи военных судов должны состоять на военной службе и подчи­няться требованиям воинских уставов с учетом особенностей, установлен­ных Законом “О статусе судей РФ” и другими нормативными актами.
 Механизм назначения на должность судьи включает в себя несколько этапов:
 1) отбор и выдвижение кандидатов;
 2) сдача квалификационного экзамена;
 3) рассмотрение квалификационной коллегией заявления о даче реко­мендации для занятия должности судьи;
 4) вынесение заключения квалификационной коллегией о даче рекомен­дации или отказе в нем.
 Положительное заключение представляется председателю соответствую­щего суда. В случае несогласия председателя суда с заключением оно возвра­щается для повторного рассмотрения. При повторном положительном заклю­чении председатель суда вносит кандидатуру для дальнейшего рассмотрения.
 Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Пре­зидентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи Верховно­го Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Феде­рации по представлению Президента РФ, с учетом мнения председателей этих судов.
 Президент в месячный срок со дня поступления материалов назначает су­дей Федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ представляет для назначения Совету Федерации либо отклоняет представленную кандидатуру, о чем сообщает председателю соот­ветствующего суда.
 Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Представления о кандидатах на должность судей Конституционного Суда Президенту вправе вносить депутаты Совета Федерации и Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, высшие судебные органы, федеральные юридические ведомства, юридические научные и учебные заведения.
 Судья, впервые назначенный на должность, приносит торжественную при­сягу.
 
 §3. Гарантии независимости судей, приостановление и прекращение их полномочий
 
 Независимость судей является важнейшим элементом их правового статуса и одним из конституционных принципов правосудия. Положение, содержащееся в ст. 120 Конституции РФ и гласящее, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону, развивается в За­коне о статусе судей и Законе о судебной системе.
 Закон “О судебной системе РФ” запрещает издание в России законов и иных нормативных актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов и независимость судей. Виновные в оказании незаконного воздейст­вия на судей и ином вмешательстве в деятельность суда подлежат ответст­венности, предусмотренной федеральным законом.
 Закон “О статусе судей в РФ” определяет гарантии независимости судей, которыми являются:
 - предусмотренная законом процедура правосудия;
 - запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешатель­ства в деятельность по осуществлению правосудия;
 - установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;
 - право судьи на отставку;
 - неприкосновенность судей;
 - система органов судейского сообщества;
 - предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому положению.
 Судьи, их семьи и имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если поступит соответствующее заявление от судьи или обра­щение председателя суда, а также если органы, обеспечивающие безопас­ность, получили оперативную информацию о наличии угрозы безопасности этих лиц. Судья имеет право на хранение и ношение огнестрельного оружия.
 Гарантией независимости судей является их несменяемость. Срок полно­мочий судьи законом не ограничен, за исключением впервые назначаемых судей низшего звена судов общей юрисдикции. Они назначаются сроком на 3 года, после чего уже могут быть назначены без ограничения срока полно­мочий. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются на срок 12 лет, при­чем не могут быть назначены еще на один срок. Пока судья осуществляет свои полномочия, он не может быть переведен в другой суд без его согласия, его полномочия не могут быть прекращены или приостановлены, кроме как по основаниям и в порядке, установленным законом.
 Полномочия судей могут быть приостановлены только решением квалификационной коллегии судей. Основаниями для приостановления полномочий являются:
 - признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступив­шим в законную силу;
 - согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;
 - участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти, а также его избрание в состав этого органа.
 Решение о возобновлении полномочий судьи принимает та же квалифи­кационная коллегия судей, которая приостановила его полномочия.
 Полномочия судьи Конституционного Суда РФ приостанавливаются по решению Конституционного Суда РФ, принимаемому не позднее месяца со дня выявления оснований к приостановлению. Основанием для этого явля­ются согласие Конституционного Суда РФ на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности, а также невозможность по состоянию здо­ровья судьи выполнять им свои обязанности.
 Прекращение полномочий судьи осуществляется решением соответству­ющей квалификационной коллегии судей. Основаниями для лишения судьи права осуществлять свои полномочия, кроме письменного заявления судьи об отставке или о переходе на другую работу, являются:
 - неспособность по состоянию здоровья или другим уважительным при­чинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи;
 - увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении пре­дельного возраста пребывания на военной службе;
 - прекращение гражданства РФ;
 - занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи;
 - совершение поступка, позорящего честь судьи, умаляющего авторитет судебной власти;
 - вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении су­дьи, решения о признании его недееспособным или об ограничении его дееспо­собности;
 - смерть судьи иди вступление в законную силу решения суда об объяв­лении его умершим;
 - отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.
 Прекращение полномочий члена Конституционного Суда РФ осуществ­ляется решением Конституционного Суда в случаях неучастия судьи в засе­даниях Конституционного Суда или уклонения от голосования свыше двух раз без уважительной причины или признания его безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу. Если судья Конституционно­го Суда совершил проступок, порочащий его честь и достоинство, то реше­ние о прекращении его полномочий принимается Советом Федерации по представлению Конституционного Суда.
 Институт отставки судьи является одним из средств обеспечения его независимости. Отставка представляет собой почетный уход судьи с должности. За лицом, ушедшим в отставку, сохраняется звание судьи, гарантии неприкос­новенности и принадлежность к судейскому сообществу. Судья, находящий­ся в отставке может быть привлечен с его согласия к осуществлению правосу­дия на срок до одного года в случае значительного увеличения объема работы, отсутствия судьи или приостановления его полномочий. Ушедшему в отстав­ку судье выплачивается выходное пособие, устанавливается ежемесячное по­жизненное содержание или пенсия, за ним сохраняются льготы, предусмот­ренные законом для этой категории судей.
 Судья считается ушедшим в отставку, если его полномочия прекращены в связи с его письменным заявлением об отставке, неспособности в силу бо­лезни выполнять обязанности судьи, отказа перехода в другой суд в связи с реорганизацией или упразднением суда, а также при ограничении его дее­способности.
 Следует отметить, что пребывание судьи в отставке может и прекратить­ся. Он может вернуться на судейскую работу. Отставка может быть прекра­щена решением квалификационной коллегии судей по месту прежней рабо­ты судьи или по месту его жительства, если он лишился гражданства Российской Федерации, стал депутатом, вошел в какую-либо политическую партию, занялся предпринимательской деятельностью или совершил посту­пок, его порочащий и тем самым умаляющий авторитет судебной власти.
 Неприкосновенность судьи рассматривается как важнейшая гарантия его независимости и самостоятельности.
 Неприкосновенность прежде всего означает, что судья не может быть при­влечен к уголовной ответственности в общем порядке. Уголовное дело в отно­шении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ или лицом, исполняющим его обязанности, и при наличии на это согласия квали­фикационной коллегии судей. Такие же условия предусмотрены и для привле­чения судьи к уголовной ответственности и заключения его под стражу. Согла­сие квалификационной коллегии требуется и на привод судьи. Личный досмотр и личный обыск судьи возможен только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи. Судья, задержанный по подозре­нию в совершении преступления, после установления его личности должен быть немедленно освобожден. По требованию судьи уголовное дело по его об­винению подлежит рассмотрению Верховным Судом РФ.
 Судья не может быть привлечен к дисциплинарной и административной ответственности. Он не может быть задержан и принудительно доставлен в какой-либо орган в порядке производства дел об административных право­нарушениях. Если же он был задержан и доставлен в орган внутренних дел или другой государственный орган, то после установления его личности он должен быть немедленно освобожден.
 Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выра­женное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, ес­ли только не будет установлена его виновность в преступном злоупотребле­нии приговором, вступившим в законную силу.
 Неприкосновенностью обладает не только судья, но и его жилище, иму­щество. Проникновение в жилище судьи, его служебное помещение, лич­ный или используемый им транспорт, производство там досмотра, выемки, обыска, прослушивание его телефонных переговоров, досмотр, выемка и изъятие корреспонденции, принадлежащего ему имущества и документов осуществляется только в связи с производством по уголовному делу в отно­шении этого судьи.
 Судьи Конституционного Суда РФ не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, за­держаны, арестованы или подвергнуты обыску без согласия Конституционного Суда РФ, за исключением задержания на месте преступления. Должностное ли­цо, задержавшее судью Конституционного Суда РФ на месте преступления, не­медленно уведомляет об этом Конституционный Суд РФ, который в течение 24 часов дает или согласие на дальнейшее применение этой процессуальной меры, или отказ в этом.
 Органы судейского сообщества образуются для выражения интересов су­дей как носителей судебной власти. Этими органами являются:
 - Всероссийский съезд судей, а в период между съездами - Совет судей Российской Федерации, избираемый Всероссийским съездом судей;
 - собрания судей Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ;
 - съезды (конференции) судей республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных округов, групп войск и флотов, арбитражных судов, а в пе­риод между съездами - избираемые ими советы судей.
 Органы судейского сообщества обсуждают вопросы судебной практики, проводят общественную экспертизу законов, иных нормативных актов, ка­сающихся деятельности суда и статуса судей, рассматривают проблемы ор­ганизации судов, их кадрового, ресурсного обеспечения, правового и соци­ального положения судей. Органы судейского сообщества избирают соответствующие квалификационные коллегии судей, представляют интере­сы судей в государственных органах и общественных объединениях.
 По обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным органами, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месяч­ный срок.
 Организационную деятельность органов судейского сообщества обеспечи­вает Судебный департамент при Верховном Суде РФ и входящие в его систе­му органы.
 Органы судейского сообщества избирают квалификационные коллегии судей, которые рассматривают вопросы отбора кандидатов на должность су­дьи, приостановления или прекращения полномочий судьи, прекращения отставки судьи, проведения его аттестации и присвоения судье квалифика­ции. Эти коллегии также дают согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи, привлечение его к уголовной ответственности, заключе­ние под стражу или привод.
 Законом “О статусе судей в РФ” предусмотрено создание:
 - квалификационных коллегий судей Верховного Суда РФ, судей рес­публик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, групп войск и флотов, а также Высшего Арбитражного Суда РФ, других арбитражных судов;
 - Высшей квалификационной коллегии судей, в которую могут быть об­жалованы решения других квалификационных коллегий.
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
 1. Какие законы содержат нормы, определяющие правовой статус судей?
 2. В чем состоят требования, которым должны отвечать кандидаты на долж­ность судьи?
 3. Какие этапы включает механизм назначения на должность судьи?
 4. В чем состоят особенности назначения судьи Конституционного Суда РФ?
 5. Назовите правовые гарантии независимости судей.
 6. Каков порядок приостановления и прекращения полномочий судьи?
 7. Каков порядок отставки судьи?
 8. В чем состоят правовые гарантии обеспечения неприкосновенности судьи?
 9. Назовите органы судейского сообщества и их задачи.
 10. Каково назначение деятельности квалификационных коллегий судей?
 
 
 Глава 8. ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 § 1. Понятие прокуратуры, принципы ее организации и деятельности
 
 Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему орга­нов, осуществляющих надзор за исполнением действующих на ее территории законов. О важно­сти деятельности прокуратуры свидетельствует тот факт, что конституционные нормы, закрепля­ющие организацию прокуратуры (ст. 129), следу­ют непосредственно за нормами, посвященными судебной власти.
 Прокуратура занимает особое место среди пра­воохранительных органов, поскольку не относит­ся ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.
 Организация и деятельность прокуратуры, по­мимо Конституции РФ, регламентирована Зако­ном РФ “О прокуратуре Российской Федерации”, а также Федеральным законом “О внесении изме­нений и дополнений в Закон Российской Федера­ции “О прокуратуре Российской Федерации”.
 Цели деятельности прокуратуры заключают­ся в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых за­коном интересов общества и государства.
 Основное содержание деятельности прокура­туры составляет прокурорский надзор. Помимо него прокуратура осуществляет уголовное пресле­дование лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния, координацию деятельности правоохрани­тельных органов в борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деятельности. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами.
 Принципами организации и деятельности прокуратуры являются централизация, независимость, законность и гласность.
 Принцип централизации органов прокуратуры означает, что эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. Органы прокуратуры имеют четкую иерархию, нижестоящие органы прокуратуры подчиняются всем вышестоящим и Генеральному проку­рору РФ. Вышестоящие прокуроры могут давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и поручения, брать на себя исполнение каких-либо их обязанностей. Перед прокурорами стоят общие, единые для всей про­курорской системы задачи.
 Принцип независимости в организации и деятельности прокуратуры заключается в том, что ее органы осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов государственного самоуправления, обществен­ных объединений. Чтобы оградить независимость функционирования орга­нов прокуратуры, закон запрещает прокурорам и следователям прокуратуры быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государствен­ной власти и органами местного самоуправления. Прокуроры не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.
 Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории Рос­сийской Федерации законами.
 Принцип гласности в организации и деятельности прокуратуры выража­ется в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет речь в Конституции РФ, в обязанности информирования федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Органы прокуратуры обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям фе­деральных законов об охране прав и свобод граждан, а также законодатель­ства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.
 
 § 2. Система прокуратуры РФ
 
 Систему прокуратуры РФ составляют генеральная прокуратура, террито­риальные и специализированные органы прокуратуры, а также научные и об­разовательные учреждения.
 Территориальные прокуратуры организованы в соответствии с административно-территориальным и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. К территориальным прокуратурам отно­сятся:
 - прокуратуры республик в составе РФ, краев, областей, автономной об­ласти, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
 - прокуратуры городов, районов.
 Следует учесть, что наименование прокуратур может отличаться своеоб­разием, вытекающим из особенностей территориального деления некоторых субъектов РФ. Так, в республике Бурятия имеются прокуратуры улусов, а не районов. В Москве средним звеном являются прокуратуры административ­ных округов. Во многих регионах имеются межрайонные прокуратуры, юрисдикция которых распространяется на территорию двух районов.
 К специализированным прокуратурам относятся военная, транспортная, природоохранная, по надзору за соблюдением законов в исправительных уч­реждениях и другие. Все они действуют на правах областных или районных прокуратур.
 Транспортные прокуратуры создаются для осуществления надзора за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспор­те - на определенной железной дороге, ее участке, в аэропортах, морских и речных портах.
 Надзор за исполнением экологических законов на территории волжско­го бассейна - от истоков до Каспийского моря - осуществляет Волжская природоохранительная прокуратура, созданная для усиления прокурорского надзора за исполнением законов об охране природы и окружающей среды. Аналогичные задачи решаются Московской природоохранной прокурату­рой. Эти прокуратуры имеют низовые звенья (например, Волжская приро­доохранная прокуратура-17), действующие на правах прокуратур районов. Природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур созда­ны и в большинстве субъектов РФ.
 Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных уч­реждениях свою юрисдикцию распространяют на территорию, занимаемую несколькими учреждениями, исполняющими уголовное наказание в виде ли­шения свободы. Эти учреждения, поднадзорные той или иной специализиро­ванной прокуратуре, могут располагаться на территории разных субъектов Российской Федерации.
 Военная прокуратура образует свою систему, высшим звеном которой является Главная военная прокуратура, входящая в состав Генеральной про­куратуры на правах структурного подразделения. Помимо нее в систему во­енной прокуратуры входят:
 - прокуратуры военных округов, групп войск, флотов, прокуратура Ра­кетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной погра­ничной службы и прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации;
 - прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам районов и городов.
 Генеральная прокуратура РФ является центральным органом, руководя­щим всеми органами прокуратуры на территории РФ. Возглавляется она Ге­неральным прокурором Российской Федерации, назначаемым на должность и освобождаемым от нее Советом Федерации по представлению Президента РФ. Срок полномочий Генерального прокурора РФ законом неограничен. Он имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Генерального прокурора. Генеральный прокурор РФ имеет также советников и помощни­ков по особым поручениям. Генеральный прокурор РФ руководит деятельно­стью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. Он издает обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры приказы, ин­струкции, положения, регулирующие вопросы организации и деятельности органов прокуратуры, порядок материального и социального обеспечения указанных работников. Генеральный прокурор назначает на должность и освобождает от нее прокуроров всех звеньев системы прокуратуры, несет от­ветственность за выполнение задач, стоящих перед органами прокуратуры.
 В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального прокурора, его заместителей и других прокурорских работников. Коллегия является совещательным органом, ее решения реализуются приказами Гене­рального прокурора.
 В состав Генеральной прокуратуры РФ входят Главное следственное уп­равление и Главная военная прокуратура РФ, которые возглавляются заме­стителями Генерального прокурора РФ; различные управления (управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам, управление по надзору за законностью судебных постановлений по граж­данским делам и др.), создаваемые в соответствии с основными направлени­ями деятельности прокуратуры, и отделы (отдел криминалистики, отдел по надзору за расследованием особо важных дел в Генеральной прокуратуре РФ и др.). Начальники управлений и отделов являются старшими помощника­ми и помощниками Генерального прокурора РФ. В Генеральной прокуратуре РФ действует Научно-консультативный совет для рассмотрения вопро­сов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, куда входят ведущие научные и практические работники органов прокуратуры. Положение о Научно-консультативном совете утверждается Генеральным прокурором РФ.
 Прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими проку­рорами, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Гене­ральным прокурором РФ. Назначение прокуроров субъектов Российской Фе­дерации осуществляется по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур руководят деятельностью прокуратур районов и городов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов РФ и нормативных актов Генерального прокурора РФ, издают приказы и рас­поряжения, обязательные для исполнения подчиненными работниками. Они имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным про­курором РФ. В качестве совещательного органа в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах образуются коллегии, в состав которых входят прокурор, его заместители и другие прокурорские работники. Колле­гии рассматривают наиболее важные вопросы деятельности прокурорских органов, исполнения приказов и инструкций Генерального прокурора РФ, об­суждают вопросы подбора и расстановки кадров.
 Структурно прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравнен­ные к ним специализированные прокуратуры состоят из управлений и отде­лов. Начальники управлений и отделов являются старшими помощниками и помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации (приравненных к ним специализированных прокуроров), которые назначают их на должность и освобождают от нее.
 Прокуратуры районов и городов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими про­курорами, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Гене­ральным прокурором РФ. Срок их полномочий в настоящее время не ограничен. Прокуроры районов и иных приравненных к ним прокуратур ру­ководят деятельностью возглавляемой ими прокуратуры, вносят вышестоя­щим прокурорам предложения об изменении штатной численности проку­ратуры, о кадровых изменениях.
 
 § 3. Прокурорский надзор
 
 Прокурорский надзор является главным направлением деятельности всех органов прокуратуры и представляет собой действия прокуроров по наблю­дению за законностью решений органов власти и управления, хозяйствую­щих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также направленные на устранение на­рушений законов и способствовавших им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности,
 Прокурорский надзор осуществляется от имени государства — Россий­ской Федерации. В этом его главное отличие от других видов надзора, осу­ществляемого иными государственными органами. Прокурорский надзор по сравнению с другими государственными надзирающими и контролирую­щими органами имеет самые широкие границы осуществления. Он распро­страняется на все министерства, ведомства, представительные и исполни­тельные органы власти, а также на деятельность должностных лиц. Прокурорский надзор не включает граждан в качестве субъектов, на кото­рых он распространяется. При обнаружении в действиях граждан признаков преступления прокурор осуществляет функцию уголовного преследования. При осуществлении прокурорского надзора он не вмешивается в хозяйст­венную, управленческую и оперативную деятельность предприятий, органи­заций и учреждений. Прокурор не обладает административными полномо­чиями, не управляет поднадзорными предприятиями и организациями, не вправе применять санкции административного, а тем более уголовного ха­рактера. При обнаружении нарушений закона он добивается их устранения, восстановления нарушенных прав и привлечения виновных к ответственно­сти особыми мерами - внесением протеста, представления, возбуждением уголовного дела, производства об административном правонарушении, обращением в суды с исками и заявлениями.
 В соответствии с Законом “О прокуратуре РФ” выделяются четыре на­правления прокурорского надзора:
 1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ве­домствами, представительными (законодательными) и исполнительными ор­ганами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправле­ния, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
 2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина феде­ральными министерствами и ведомствами, представительными (законода­тельными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
 3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими опера­тивно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
 4) надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принуди­тельного характера, администрацией мест содержания задержанных и заклю­ченных под стражу.
 Каждое направление (отрасль) прокурорского надзора характеризуется своим предметом, полномочиями прокурора, специфическими актами реа­гирования на нарушения закона.
 Предметом первой отрасли прокурорского надзора, так называемого “об­щего” надзора, является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, ор­ганами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.
 Полномочия прокурора при осуществлении общего надзора следующие: имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения феде­ральных министерств и ведомств и других органов, на которые распространя­ется эта отрасль надзора, иметь доступ к их документам и материалам; вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопро­сов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомствен­ных предприятий; при необходимости вправе вызвать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушения закона. Должност­ные лица, от которых зависит выполнение требований прокурора, обязаны выполнять их незамедлительно, представлять необходимые документы, выде­лять специалистов, организовывать проверки и проводить ревизии.
 Актами прокурорского реагирования на установленные им нарушения за­кона могут быть:
 - принесение протеста на противоречащий закону правовой акт;
 - внесение представления об устранении нарушений;
 - обращение в суд или арбитражный суд с требованием признать право­вой акт недействительным;
 - вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, производ­ства об административном правонарушении, об освобождении лица, неза­конно подвергнутого административному задержанию на основании реше­ний несудебного органа;
 - письменное требование о привлечении виновного лица к иной уста­новленной законом ответственности;
 - предостережение.
 Протест приносится на противоречащий закону правовой акт, содер­жит требование отменить или изменить его и направляется органу или долж­ностному лицу, которые издали этот акт. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее 10-дневного срока с момента получения, а в слу­чае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения протеста прокурору незамедлительно сообщает­ся в письменном виде.
 Представление об устранении нарушении закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмот­рению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть при­няты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствовавших. О результатах принятых мер долж­но быть сообщено прокурору в письменной форме.
 О несоответствии постановлений Правительства РФ Конституции и за­конам Российской Федерации Генеральный прокурор информирует Прези­дента РФ.
 Постановление о возбуждении производства об административном право­нарушении подлежит рассмотрению управомоченными органами или должно­стными лицами в установленный законом срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме. Постановление о возбуждении уголовного дела, как правило, направляется в орган дознания или предвари­тельного следствия для производства расследования. Прокурор может и сам приступить к расследованию после возбуждения уголовного дела.
 Такая отрасль прокурорского надзора, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, появилась относительно недавно, в связи с провозглашением Конституцией РФ прав и свобод гражданина высшей цен­ностью государства.
 Предметом этой отрасли прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ве­домствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправ­ления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
 При осуществлении надзора за соблюдением прав человека и гражданина прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущер­ба, использует полномочия, предоставленные прокурору при осуществлении общего надзора.
 При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод челове­ка и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголов­ное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были под­вергнуты уголовному преследованию.
 В случае, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет ха­рактер административного правонарушения, прокурор возбуждает производ­ство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должност­ному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
 В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоя­нию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в су­де свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительно­го числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в су­де общей юрисдикции иск в интересах пострадавших.
 Прокурор или его заместитель вправе принести протест на акт, наруша­ющий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, кото­рые издали этот акт, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном про­цессуальным законодательством РФ.
 Представление прокурора об устранении нарушений прав и свобод чело­века и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенное нару­шение.
 Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуще­ствляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предваритель­ное следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, ус­тановленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприя­тий и проведения расследования, а также законности решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
 Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и пред­варительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законо­дательством РФ и другими федеральными законами.
 Указанное направление прокурорского надзора охватывает две сферы де­ятельности: уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную.
 Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется органами дозна­ния и следователями органов внутренних дел, прокуратуры, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы налоговой полиции. Прокурор осуществляет надзор за всеми этими органами независимо от ведомственной принадлежности. Полномочия прокурора в сфере надзора за исполнением за­конов органами дознания и предварительного следствия установлены уголов­но-процессуальным законодательством. Прокурор имеет право истребовать и проверять уголовные дела, материалы и иные сведения о совершенных пре­ступлениях; санкционировать применение меры пресечения в виде заключе­ния под стражу или залога; санкционировать производство обыска, отстране­ние обвиняемого от должности; продлевать сроки следствия и дознания, а также сроки содержания обвиняемого под стражей; утверждать обвинитель­ное заключение, постановление о направлении дела в суд для решения вопро­са о применении принудительных мер медицинского характера; давать орга­нам дознания и следователям письменные указания; давать согласие на прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.
 При обнаружении нарушений закона прокурор вправе отменить незакон­ные и необоснованные постановления, вернуть уголовное дело для продол­жения предварительного расследования, отстранить следователя или лицо, производящее дознание от расследования, передать дело другому следовате­лю или передать уголовное дело от органа дознания в орган предварительно­го следствия. Прокурор также вносит в следственные подразделения и госу­дарственные органы, обладающие правами органа дознания, представления об устранении причин и условий, способствующих нарушениям закона в их процессуальной деятельности.
 Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными под­разделениями милиции, учреждений, исполняющих наказание в виде лише­ния свободы, следственных изоляторов. Федеральной службы безопасности, Федеральной службы налоговой полиции, таможенных органов РФ, Службы внешней разведки. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за этими органами заметно уже. Прокурор может требовать представления ему оперативно-служебных документов, явившихся основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Прокурор вправе давать оперативно-розыскным органам указания о проведении оперативно-розыскных меропри­ятий по делам, находящимся в производстве следователей или по которым он сам ведет расследование. Он имеет право требовать прекращения незаконных, и необоснованных оперативно-розыскных мероприятий или отмены постановлений (о заведении или прекращении дел оперативного учета и др.), при­знанных им не соответствующими закону. Кроме того, прокурор использует и ряд полномочий, общих для всех направлений надзорной деятельности: вно­сит представления, опротестовывает акты, принятые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требует проведения проверки вышестоящими органами состояния законности, возбуждает уголовные дела в случае обнаружения преступных нарушений закона должностными лицами оперативно-розыскных органов.
 Предметом прокурорского надзора за исполнением законов администра­циями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания за­держанных и заключенных под стражу являются:
 - законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, пред­варительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
 - соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязаннос­тей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергну­тых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
 - законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.
  При осуществлении этого надзора прокурор вправе посещать в любое время указанные выше органы и учреждения, опрашивать задержанных, за­ключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принуди­тельного характера; знакомиться с документами, на основании которых ли­ца задержаны, заключены под стражу, осуждены или подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами. Он имеет право требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права за­держанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых ме­рам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации соответствую­щих органов и учреждений, требовать объяснений от должностных лиц.
 При обнаружении нарушений закона прокурор вправе вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производство по администра­тивным правонарушениям. До рассмотрения протеста действие опротестован­ного акта администрации учреждения приостанавливается. Прокурор вправе отменить дисциплинарное взыскание, наложенное в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освободить их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карце­ра, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Прокурор или его заме­ститель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содер­жащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого за­держанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение. Постановления прокурора относительно исполне­ния установленного законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принуди­тельного характера или помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.
 
 § 4. Иные функции прокуратуры
 
 В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ орга­нами прокуратуры осуществляется уголовное преследование, под которым следует понимать возбуждение уголовных дел в отношении конкретных лиц, производство предварительного следствия следователями прокуратуры, а так­же действия прокуроров, направленные на обеспечение неотвратимости от­ветственности лиц, виновных в совершении преступлений - дача указаний о возбуждении уголовного дела в отношении конкретных лиц, применение к ним меры пресечения, направление дела с обвинительным заключением в суд, а также поддержание государственного обвинения в суде.
 Участие прокурора в рассмотрении дел судами охватывает два аспекта его деятельности. В судебном разбирательстве по уголовным делам прокурор участвует в качестве государственного обвинителя и в этих случаях он осу­ществляет функцию уголовного преследования. Государственный обвини­тель принимает участие в допросах подсудимого, потерпевшего, свидетелей, исследовании вещественных доказательств, документов, заключений экс­пертов. В судебных прениях он дает оценку собранным доказательствам, вы­сказывает свое мнение о доказанности обвинения, квалификации преступ­ления, о наказании и по другим вопросам, которые предстоит решить суду при вынесении приговора. Если прокурор придет к мнению, что обвинение не доказано, он вправе от него отказаться. После постановления приговора прокурор, если приходит к выводу, что допущена судебная ошибка, обязан принять меры к ее устранению, даже если это будет в пользу осужденного. В этих целях он или его заместитель (помощник, являвшийся государствен­ным обвинителем) приносит в вышестоящий суд кассационный протест на необоснованный или незаконный приговор.
 Участие прокурора в судебном рассмотрении гражданских дел имеет це­лью защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества и госу­дарства. Прокурор обладает правом обращаться с иском (заявлением) в суд, вступать в любое гражданское дело на любом этапе его рассмотрения судом, знакомиться с материалами гражданских дел, принимать участие в исследова­нии доказательств, представлять доказательства суду, давать заключения с точки зрения закона по существу рассматриваемого дела. После вынесения судом решения по гражданскому делу прокурор, если усмотрит нарушение за­кона, обязан принести протест на необоснованное или незаконное решение.
 Прокурор или его заместитель вправе в пределах своей компетенции ис­требовать из суда уголовное или гражданское дело, по которому приговор или решение вступили в законную силу. Усмотрев, что приговор или реше­ние является незаконным или необоснованным, прокурор, в зависимости от его компетенции, приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением о внесении протеста к вышестоящему прокурору.
 В связи с расширением функций арбитражных судов, увеличением коли­чества дел, рассматриваемых в этих судах, и установлением состязательнос­ти в арбитражном процессе прокурор играет все более активную роль и в ар­битражном судопроизводстве. Его участие является средством укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, за­щиты государственных и общественных интересов, нарушенных или оспа­риваемых прав участников предпринимательской деятельности. Прокурор вправе предъявлять иск или заявление в арбитражный суд, участвовать в ис­следовании доказательств, знакомиться с материалами дела. Если решение арбитражного суда незаконно или необоснованно, прокурор обязан внести апелляционный или кассационный протест в установленном законом по­рядке.
 Прокурор также может участвовать в рассмотрении судьей дела об админи­стративном правонарушении и опротестовать решение судьи по этому делу.
 Координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступ­ностью преследует цель добиться (при организующей роли прокуратуры) со­гласованности усилий по предупреждению и раскрытию преступлений, обеспечению неотвратимости ответственности за совершение уголовно на­казуемых деяний.
 В координационных совещаниях по проблемам борьбы с преступностью участвуют руководители органов прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции, таможенных органов, юстиции.
 По сложившейся практике руководители судебных органов в этих совеща­ниях не участвуют, поскольку перед судом стоит задача не борьбы с преступ­ностью, а осуществления правосудия. Решения координационных совещаний носят рекомендательный характер и не могут влиять на судебную практику по уголовным делам.
 Координационные совещания готовятся руководителями органов проку­ратуры на основе анализа статистических и других данных, характеризующих динамику и структуру преступности, деятельность по обнаружению, преду­преждению, раскрытию и расследованию преступлений.
 Другими формами координации являются проведение межведомствен­ных совещаний, совместные проверки, составление совместных планов по организации борьбы с преступностью и др.
 
 § 5. Правовой статус работников прокуратуры
 
 Прокурорами и следователями прокуратуры могут быть граждане Рос­сийской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и облада­ющие необходимыми профессиональными и моральными качествами, спо­собные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности. При их назначении на должность может быть установлен испытательный срок продолжительностью до 6 месяцев. В исключительных случаях на должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов и районов могут назначаться лица, обучающиеся в высших учебных заведени­ях по юридической специальности.
 Помимо перечисленных требований, лицо, занимающее должность проку­рора, должно иметь и определенный жизненный опыт. Поэтому на должность прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы помощником прокурора или следова­телем прокуратуры не менее 3 лет. На должность прокурора субъекта Российской Федерации назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж ра­боты прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 5 лет.
 Лицо, впервые назначаемое на должность, принимает Присягу прокуро­ра (следователя).
 Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам на­учных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ присваива­ются классные чины в соответствии с занимаемыми должностями и стажем работы. Работники военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях и обладают правами и льготами, установленными Законом “О статусе военнослужащих”. Им присваиваются воинские звания в поряд­ке, установленном для военнослужащих, которые соответствуют классным чинам прокурорских работников территориальных прокуратур.
 Важным условием независимости прокуроров и следователей прокурату­ры при осуществлении ими своих служебных обязанностей является наделе­ние их служебным иммунитетом, который выражается в том, что любая про­верка о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела, производство рассле­дования является исключительной компетенцией органов прокуратуры. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора или следовате­ля, досмотр их вещей и используемого ими автотранспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности дру­гих лиц.
 Прокуроры и следователи прокуратуры, являясь представителями государ­ственной власти, находятся под защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь и здоровье которых совершается посягательство с целью воспрепятствования законной деятельности прокуроров и следователей, а также их имущество. Порядок и условия осуществления государственной защиты прокуроров и следователей прокуратуры определяются Законом “О государст­венной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирую­щих органов”.
 Прокуроры и следователи прокуратуры имеют право на ношение и при­менение специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, опреде­ленном законодательством.
 Прокуроры и следователи прокуратуры подлежат обязательному госу­дарственному страхованию, они имеют право пользоваться бесплатно всеми видами общественного транспорта городского, сельского и местного значе­ния (кроме такси), иные льготы.
 Прокуроры и следователи прокуратуры не имеют права совмещать свою работу с предпринимательской, коммерческой деятельностью, другой опла­чиваемой работой. Они не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуп­равления, не могут являться членами общественных объединений, пресле­дующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.
 В течение срока полномочий прокурор может быть освобожден от зани­маемой должности по собственному желанию, в связи с выходом в отставку, в связи с переходом на другую работу, в связи с невозможностью исполнять свои обязанности по состоянию здоровья, по результатам аттестации, в слу­чае совершения преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда, а также по другим основаниям, предусмотренным законо­дательством РФ о труде.
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
 1. Назовите основные функции органов прокуратуры.
 2. На какие отрасли подразделяется прокурорский надзор?
 3. Какова структура органов прокуратуры?
 4. Какие органы прокуратуры относятся к территориальным?
 5. Какие органы прокуратуры являются специализированными?
 6. Назовите основные полномочия прокуроров по осуществлению надзора.
 7. Каким требованиям должны отвечать кандидаты на должность прокурора и следователя прокуратуры?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Глава 9. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
 
 § 1. Понятие, задачи, система и основные функции органов внутренних дел
 
 Органы внутренних дел представляют собой сложную, разветвленную систему, в которую входят в качестве ее функциональных элементов (подсистем) милиция, пожарная охрана, внут­ренние войска, следственный аппарат и др. Ор­ганы внутренних дел являются частью органов государственной исполнительной власти. Они занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов, поскольку выпол­няют наибольший объем работы, связанной с предупреждением, выявлением и пресечением правонарушений.
 Единого законодательства, регламентирую­щего организацию и деятельность органов внут­ренних дел, в настоящее время не существует. Основным законом, определяющим организа­цию милиции, входящей в состав органов внут­ренних дел, ее права и обязанности, является За­кон РСФСР “О милиции”. Деятельность других подразделений органов внутренних дел регла­ментируется УПК РСФСР, Кодексом об адми­нистративных правонарушениях РСФСР, Зако­ном “Об оперативно-розыскной деятельности” и др. Организация органов внутренних дел осу­ществляется и в соответствии с другими норма­тивными актами, в том числе Положением о Министерстве внутренних дел РФ.
 В соответствии с этим Положением на органы внутренних дел возлагаются следующие задачи:
 - разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод чело­века и гражданина, защите объектов, независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и обществен­ной безопасности;
 - организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскры­тию и расследованию преступлений.
 Свою деятельность органы внутренних дел строят в соответствии с прин­ципами уважения и соблюдения прав человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия с органами государственной власти и управления, общественными организациями, гражданами, средствами мас­совой информации.
 Органы внутренних дел образуют централизованную систему, возглавляе­мую Министерством внутренних дел РФ, действующим в соответствии с за­конами и Положением о МВД РФ, утвержденным Указом Президента РФ.
 Основными задачами, стоящими перед Министерством внутренних дел РФ, являются руководство органами внутренних дел и внутренними войска­ми в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совер­шенствованию их деятельности, совершенствование правовой базы деятель­ности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности, обеспечение профессиональной подготовки, правовой и социальной защищенности личного состава органов внутренних дел и внут­ренних войск, развитие и укрепление материально-технической базы орга­нов внутренних дел и внутренних войск.
 В соответствии с этими задачами МВД РФ определяет основные приори­тетные направления деятельности органов внутренних дел, разрабатывает и реализует комплексные программы совершенствования их деятельности, организует и проводит исследования проблем охраны общественного поряд­ка, безопасности дорожного движения, выявления, предупреждения и рас­крытия преступлений, обеспечивает внедрение достижений науки и техни­ки в деятельность органов внутренних дел. МВД РФ организует оказание методической и практической помощи нижестоящим подразделениям по всем вопросам, отнесенным к их компетенции. На МВД РФ возложена и ор­ганизация контактов с правоохранительными органами зарубежных госу­дарств по вопросам деятельности органов внутренних дел.
 Структурно Министерство внутренних РФ дел состоит из нескольких главных управлений и управлений. Ведущими из них являются Главное уп­равление уголовного розыска, Главное управление по борьбе с экономичес­кими преступлениям, Главное управление по борьбе с организованной пре­ступностью, Главное управление инспекции по безопасности дорожного движения, Главное управление обеспечения общественного порядка, Глав­ное управление государственной противопожарной службы, Главное управ­ление внутренних дел на транспорте, Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, Следственный комитет, Главное командование внут­ренними войсками.
 Каждое из структурных подразделений осуществляет работу по организации деятельности в аналогичных подразделениях нижестоящих органов внутренних дел, оказывает им методическую и практическую помощь. Кроме того, многие подразделения непосредственно осуществляют правоохранительную деятель­ность. Например, Следственный комитет МВД РФ осуществляет расследование особо сложных уголовных дел. Главное управление уголовного розыска прини­мает оперативно-розыскные меры для раскрытия тяжких и особо тяжких пре­ступлений, имеющих большое общественное значение, и т. д.
 В состав Министерства внутренних дел РФ входят также Штаб, Нацио­нальное центральное бюро Интерпола, Центр общественных связей и раз­личные вспомогательные подразделения.
 Возглавляет Министерство внутренних дел РФ министр, который непо­средственно или через своих заместителей руководит структурными подразделениями Министерства. Министр, его заместители и Главнокоман­дующий внутренними войсками назначаются и освобождаются от должнос­ти Президентом РФ.
 В МВД РФ образуется коллегия в составе министра, его заместителей, Главнокомандующего внутренними войсками, других руководящих работни­ков органов внутренних дел. Численность коллегии устанавливается Прези­дентом РФ, а ее состав, кроме лиц, входящих в нее по должности - Прави­тельством РФ. Коллегия рассматривает особо важные вопросы организации и деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Решения колле­гии принимаются большинством голосов и приводятся в исполнение прика­зами министра. Министр назначает также начальников главных управлений внутренних дел, управлений внутренних дел, управлений внутренних дел на транспорте. Министры внутренних дел республик в составе РФ назначаются на должности в порядке, установленном конституциями этих республик.
 Часть подчиненных Министерству органов образуются и действуют в со­ответствии с административно-территориальным делением государства, дру­гие - в соответствии с организацией воздушного, водного, железнодорожно­го транспорта, организацией внутренних войск и т. д.
 Основными структурными звеньями системы органов внутренних дел, помимо Министерства внутренних дел РФ, являются:
 - министерства внутренних дел республик, главные управления (управ­ления) внутренних дел краев, областей, других субъектов РФ, отделы внут­ренних дел районов, городов;
 - управления и отделы внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте;
 - управления и отделы 8 Главного управления внутренних дел (на ре­жимных объектах);
 - региональные управления по борьбе с организованной преступностью;
 - внутренние войска, состоящие из округов, соединений, воинских час­тей, воинских образовательных учреждений.
 В систему органов внутренних дел входят также окружные управления материально-технического и военного снабжения, образовательные учреж­дения, Всероссийский научно-исследовательский институт и другие научно-исследовательские учреждения.
 Органы внутренних дел являются многофункциональными правоохра­нительными органами. Основными видами правоохранительной деятельности, осуществляемой органами внутренних дел, являются:
 - административная, связанная с охраной общественного порядка, органи­зацией безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности;
 - уголовно-процессуальная, включающая расследование преступлений, а также связанное с ним рассмотрение заявлений и сообщений о преступле­ниях, подготовка материалов в протокольной форме;
 - оперативно-розыскная деятельность по выявлению и раскрытию пре­ступлений, розыску лиц, совершивших преступления и скрывшихся от орга­нов предварительного расследования и суда, бежавших из мест лишения свободы, без вести пропавших.
 Большое место в деятельности органов внутренних дел занимает выдача паспортов, разрешений на ношение и хранение огнестрельного, газового ору­жия, выдача лицензий на занятие частной охранной и детективной деятельно­стью. Органы внутренних дел осуществляют обеспечение безопасности неко­торых категорий должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, охрану объектов собственности по договорам.
 До недавнего времени значительное место в правоохранительной деятель­ности органов внутренних дел отводилось функции исполнения уголовных наказаний, связанных с лишением свободы, назначенных судом. Однако в связи с осуществляемой реформой по разграничению правоохранительных функций органы, исполняющие наказание в виде лишения свободы, переда­ны из ведения МВД РФ в распоряжение Министерства юстиции РФ.
 
 § 2. Милиция, ее задачи и организация
 
 Основной частью органов внутренних дел является милиция, представля­ющая собой систему государственных органов исполнительной власти, при­званных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных по­сягательств.
 Правовой основной деятельности милиции является Закон РСФСР “О милиции”, где урегулированы организация милиции, права и обязаннос­ти сотрудников милиции, гарантии их правовой и социальной защиты.
 Задачами милиции являются обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонаруше­ний, выявление и раскрытие преступлений, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, защита частной, государственной муниципальной и иных форм собственности, оказание помощи физическим юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, ус­тановленных Законом “О милиции”.
 Деятельность милиции осуществляется в соответствии с принципами за­конности, уважения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, глас­ности, во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка.
 В соответствии с Конституцией РФ, провозгласившей права и свободы человека высшей ценностью, приоритет в деятельности милиции занимает защита прав и свобод человека и гражданина независимо от его гражданст­ва, имущественного, социального, должностного положения, образования, пола, возраста, политических и иных убеждений.
 Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестоко­му или унижающему достоинство человека обращению, она не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять сведения, относящиеся к личной жизни человека, без его согласия, за исключением случаев, предус­мотренных федеральным законом.
 Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.
 В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности - также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
 Министр внутренних дел Российской Федерации осуществляет руковод­ство всей милицией в Российской Федерации.
 Руководство милицией в субъектах Российской Федерации осуществля­ют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управле­ний) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от долж­ности министром внутренних дел Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, опре­деляемыми субъектами Российской Федерации.
 В районах, городах и иных муниципальных образованиях руководство милицией осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность министрами внутренних дел, начальниками уп­равлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Фе­дерации по согласованию с соответствующими органами местного само­управления.
 Руководство милицией на железнодорожном, водном и воздушном транс­порте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на осо­бо важных и режимных объектах осуществляют начальники соответствующих органов внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Федерации.
 Криминальная милиция является органом дознания.
 Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осу­ществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
 Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей.
 Криминальная милиция осуществляет, в основном, оперативно-розыск­ную деятельность, направленную на выявление, предупреждение и раскры­тие тяжких и особо тяжких преступлений, розыск различных лиц, а также криминалистические и экспертные исследования разного рода материаль­ных объектов в целях получения доказательств по уголовному делу, и уголовно-процессуальную деятельность: проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия, производит дознание в виде неотложных следственных действий, исполняет поручения следователей о производстве следственных и розыск­ных действий, оказывает им помощь в проведении следственных действий.
 Состав и численность криминальной милиции, порядок создания, реор­ганизации и ликвидации ее подразделений определяются Правительством Российской Федерации.

<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу