<< Пред. стр. 5 (из 7) След. >>
Для чего нужен бизнес-план на предприятии? Объяснить это упрощенно можно, проведя следующую аналогию: отношение менеджера и его предприятия сродни отношениям врача и пациента. Медицинский работник по результатам внешнего осмотра и необходимых анализов ставит диагноз и назначает лечение, если оно необходимо. Точно так же грамотный финансист, экономист, управляющий - а в случае малого бизнеса эта троица зачастую объединена в лице руководителя - должен постоянно контролировать структуру своего предприятия в широком смысле этого слова, от фазы подготовки производства до момента сбыта продукции и поступления выручки на счет. Целью данной работы должны быть:* выявление "слабых мест" бизнеса - тех основных параметров предприятия, выход которых за пределы критических значений угрожают "здоровью и жизни больного", то есть успеху вашего бизнеса;
* своевременное обнаружение "очагов заболевания" - отклонений действительных финансовых показателей от запланированных на указанный период времени;
* верная "постановка диагноза" - выявления тех параметров предприятия, изменение которых привело к ухудшению финансовых показателей, и нахождение причин, вызвавших указанные изменения;
* определение "курса лечения" - комплекса мероприятий, позволяющих исправить создавшееся положение;
* оценка эффекта от проведения запланированных мероприятий и их корректировка.
Ваш бизнес-план для инвестора
Итак, вы имеете достаточно интересную идею, которая имеет перспективы вырасти в новый бизнес или способствовать развитию нового направления для существующего бизнеса. Однако "Идея", как таковая, не может быть предметом инвестирования для потенциального инвестора. И если вы в "Идее" видите готовый продукт, то инвестор хотел бы видеть в продукте добавленную стоимость и иметь возможность принять решение об инвестиции, исходя из конкретных финансовых показателей, а не исходя из благих побуждений. Идея, подобно необработанному драгоценному камню, должна впоследствии быть "огранена" таким образом, чтобы все ее достоинства и недостатки были видны "на просвет". Мостиком, который соединяет идею бизнесмена с финансовыми возможностями инвестора, как раз и выступает бизнес-план инвестиционного проекта.
5.3. Чего вы не можете, не имея бизнес-плана
Основное, чего вы лишаетесь, отказываясь от бизнес - планирования - возможность принимать управленческие решения, основываясь на реальном положении дел в вашем бизнесе. Профессиональный менеджер осуществляет свою деятельность, базируясь на постоянном анализе текущей финансовой ситуации, прогнозируя как перспективы развития рынка в целом и компании в частности, так и последствия принимаемых им решений. В отсутствие бизнес-плана модель чудесным образом трансформируется: руководитель должен на основании неясно чего предпринимать действия, приводящие к заранее неизвестным результатам. Таким образом, отказ от планирования неминуемо влечет за собой отказ от грамотного управления.
Наряду с оперативным руководством, другим рычагом воздействия на развитие компании является финансовый менеджмент. И здесь ситуация получается схожей: капитал, являющийся живительной силой бизнеса, при отсутствии должных навыков обращения с ним становится неуправляемым оружием, которое может обернуться против вас. Отказ от планирования финансовых потоков естественным образом приведет к тому, что ваша компания будет попеременно то страдать от жажды (нехватки средств), то тонуть (захлебываясь денежным потоком).
Не занимаясь бизнес - планированием, вы лишаете себя возможности на равных обсуждать с инвестором перспективность вложений в предлагаемые вами проекты.
И последнее. Предположим, ваш бизнес, ваше любимое детище, несмотря на все ваши усилия, потерпел неудачу. Вопрос "от чего умер больной" в данном случае не является праздным. Исследовав симптомы, вы просто обязаны дать на него ответ, во имя жизни ваших будущих начинаний. Бизнес-план поможет вам в главном - даст возможность учиться на собственных ошибках.
5.4. Ориентировочная структура бизнес-плана
Никакой единой утвержденной формы бизнес-плана не существует, поэтому первое, что предстоит решить, по какой форме он должен быть сделан. Бизнес-план может умещаться на двух листах бумаги или состоять из двух увесистых томов, все зависит от сложности плана и целей написания.
Если предполагается, что бизнес-план будет читать множество заранее неизвестных людей (рассылка бизнес-плана всем потенциальным инвесторам), то можно выбрать любой из описанных в литературе вариантов, например такой:
* Резюме (цель плана, потребность в финансах, их предназначение и для каких целей они необходимы, краткое описание бизнеса и его целевого клиента, что делает ваш бизнес непохожим на бизнес ваших конкурентов, что именно должно вызывать доверие к вашему бизнесу, выдержки из основных финансовых предложений).
* Цели и задачи (анализ идеи, основные направления и цели деятельности, характеристика отрасли промышленности).
* Продукт или услуга (описание и применение, отличительные качества или уникальность, технология и квалификация, необходимые в вашем бизнесе, лицензии/патентные права, будущий потенциал).
* Анализ рынка (покупатели, сильные и слабые стороны конкурентов, сегменты рынка, размер рынка и его рост, оценочная доля на рынке, состав клиентуры, влияние конкуренции).
* План маркетинга (обеспечение конкурентоспособности продукции, ценообразование, схема распространения, методы стимулирования продаж).
* План производства (помещение, оборудование, источники поставки основных материалов и оборудования, использование субподрядчиков).
* Управленческий персонал (основной руководящий состав, система оплаты и стимулирования, краткие выводы по планированию количества и состава персонала).
* Источники и объем требуемых средств (объем требуемых средств, откуда намечается получить эти деньги, в какой форме и к каким срокам, сроки возврата средств).
* Основные пункты финансового плана и оценка риска (объем продаж, прибыль, себестоимость и т.д., риски и каким образом их можно избежать).
* Детальный финансовый план (прогноз объемов продаж, оценки прибыли и убытков, анализ движения наличности, годовые балансы).
Если же потребитель бизнес-плана заранее известен, то необходимо постараться сделать бизнес-план максимально понятным ему: если он не обладает серьезными экономическими познаниями, то не стоит перегружать бизнес-план сложными выкладками - это не поможет ему принять решение.
Большинство крупных организаций, которые часто рассматривают бизнес-планы, например банки, имеют собственные внутренние стандарты на представление материалов. Узнайте, есть ли у потребителя форма бизнес-плана, которую он может порекомендовать, или хотя бы спросите, что в бизнес-плане должно быть обязательно.
Не забывайте, что Ваш бизнес-план будет читать, скорее всего, человек, который ничего не знает о Вас и Вашем бизнесе, поэтому описание бизнеса должно быть понятным и детальным, в то же время излишние подробности, не относящиеся к цели написания бизнес-плана, должны быть опущены.
Используйте вместо длинных описаний таблицы и графики - наглядность повышает усвоение содержания и делает доводы более убедительными, однако каждый график или таблица должны быть значимыми и уместными. Не злоупотребляйте оформлением только ради красоты документа.
Каких-либо общепринятых региональных стандартов бизнес-планов нет. Ввиду наличия множества учебных заведений экономического профиля даже среди студентов и выпускников нет единых представлений о форме и структуре бизнес-плана.
5.5. Ошибки при бизнес - планировании.
Удивительно, но чаще всего пик возможностей,
который появляются у предприятия, совпадает
с проблемами денежной наличности
Питер Дракер
1. Одной из типичных ошибок при бизнес - планировании является попытка простого переноса стандартной методологии разработки таких документов, без учета целей написания бизнес - плана. Из непонимания того, что шаблоны не подходят для описания проектов, вытекает следующая ошибка - бездумное копирование взятого у коллег или найденного в книге бизнес-плана. Безусловно, намного легче иметь типовой бизнес-план как образец и составлять на его основе свой.
Не может быть стандартная методологии одинаково хорошо применима для написания, например управленческого бизнес - плана запуска завода по выпуску строительных материалов и инвестиционного бизнес - плана для получения кредита на создание маленькой хлебопекарни. Разные виды бизнеса обычно требуют расстановки разных аспектов в различных формах.
В обоих случаях специалисты, взявшиеся за осуществление проектов, могут обратиться в коммерческий банк. Какие конкретные формы в бизнес-планах должны быть заполнены в этих разных случаях? Кто это должен определить? - Конечно же, сам коммерческий банк. Его специалисты должны потребовать от инициаторов реализации проектов предоставления именно той информации, которая позволяет судить о выгодности для банка подключиться к финансированию данного проекта и оценить все основные факторы риска.
2. Часто при разработке бизнес - планов руководитель компании полностью перепоручает эту работу стороннему эксперту и специализированной компании. Надо отметить, что эта ошибка тоже является частой. Конечно, в результате Вы можете получить квалифицированно написанный бизнес план. Возможно Вы даже сможете получить кредит по этому бизнес - плану. Однако, для руководителя это бизнес - план будет просто набором цифр и понятий, но не сможет стать руководством к действию.
3. Часто встречающейся ошибкой, допускаемой разработчиками бизнес-планов, является неправильное понимание того, какие аспекты, отражаемые в подобном документе, являются определяющими. Обычно много сил тратится на разработку разделов:
* Финансовый план
* Анализ эффективности реализации проекта
но недостаточно внимания уделяется анализу рынка продукции и обоснованию ее конкурентоспособности. Но если потребность в будущей продукции завышена, а это наблюдается достаточно часто, то ценность полученных показателей становится равной нулю. Эта ошибка часто характерна для бизнес - планов, написанных с использованием специализированных программных продуктов.
4. Внимательно следите за тем, чтобы исходные данные, использованные вами в расчетах, соответствовали данным, указываемым в текстовой части бизнес-плана и таблицах. Инвестор, анализирующий ваш бизнес-план, не может без вашего участия разобраться, какая из двух цифр является верной, и дальнейшее изучение проекта до прояснения истинного положения вещей теряет смысл.
5. Серьезной и распространенной ошибкой следует считать низкое качество проводимых маркетинговых исследований. Будьте точны, аккуратны и последовательны. Принимая решения, основывайтесь на фактах, а не на иллюзиях. Будьте честны перед самими собой и вашими партнерами, и ваши усилия приведут вас к успеху.
6. Одна из наибольших ошибок, которые можно сделать в бизнес-плане, это написать: "У нас нет конкурентов". С точки зрения разработчика это избавляет его от ненужного сбора информации и подчеркивает эксклюзивность и ценность его разработки. Знающий же, опытный инвестор, несомненно, проигнорирует бизнес-план с таким утверждением, так как сделает вывод, что или вы недостаточно полно изучили все условия вашего бизнеса, или для ваших разработок нет рынка, другими словами, они никому не нужны.
Не бойтесь конкурентов, но, с другой стороны, не позволяйте себе недооценивать их. Сама ситуация, что у вас есть конкуренты, не фатальна. Это естественное состояние бизнеса, и инвестор это отчетливо осознает. Другой вопрос - насколько конкурентоспособной будет разработка.
Поэтому, даже если вы изобрели что-то абсолютно новое, не поленитесь и, как можно менее наукообразно, распишите для инвестора все ее достоинства и продумайте, почему это получилось именно у вас.
7. Очень распространенный тип намеренных ошибок - когда разработчик сознательно превращает бизнес-план в подобие рекламного проспекта и искажает себестоимость продукции, объем рынка и другие параметры в лучшую сторону в надежде во что бы то ни стало получить инвестиции. Деньги по такому "псевдо" бизнес - плану получить иногда можно (инвесторы тоже ошибаются), но успешно работать - нет. Ведь деньги придется рано или поздно возвращать.
8. И, наконец, в случае написание инвестиционного бизнес - плана одной из самых опасных ошибок разработчиков можно назвать непонимание интересов инвестора или кредитора. Разработчикам необходимо, чтобы инвестор вложил свой капитал в предлагаемый ими проект на приемлемых условиях. При этом разработчикам приходится учитывать, что у инвестора может быть несколько направлений вложения средств и, следовательно, за его привлечение к инвестиционному проекту придется конкурировать. И здесь многое зависит от возможности получения инвестором ясных ответов на свои вопросы. Во многих бизнес-планах бывают хорошо описаны разработки, однако почти не уделено внимание главному - выгодам, которые получит инвестор от вложения средств.
Информационные ресурсы: помощь по бизнес - планированию
www.plan.partnerstvo.ru - Сайт посвящен бизнес планированию и технологии составления бизнес - планов.
* Основные понятия бизнес планирования
* Содержание бизнес-плана
* Этапы работы над бизнес-планом
* Российская практика бизнес планирования
* Инвестиции и инновации при бизнес планировании
* Инвестиционные бизнес проекты
* Инновации при бизнес - планировании
* Оценка состоятельности инвестиционного и инновационного проектов
* Компьютерные технологии при написании бизнес - проектов
* Примерная концепция инвестиционного проекта
* Образцы бизнес-планов
http://www.md-bplan.ru - все о бизнес планах и бизнес планировании:
* Методические рекомендации
* Подборка литературы
* Примеры бизнес-планов
http://www.devbusiness.ru/startup/busplanning.htm#Method - раздел по бизнес - планированию на сайте, посвященном идеям, методы и инструменты для начала и развития бизнеса. Есть разделы:
* Методология
* Примеры бизнес - планов
* Инструменты бизнес - планирования
* Литература по бизнес - планированию
6. Кто поможет в решении проблем
Трудности существуют для того, чтобы преодолевать их.
Ральф Эмерсон
6.1. Как решать юридические проблемы
Юридические проблемы проще предупредить, чем разрешить. Для всех более - менее крупных компаний ставка юрисконсульта или заместителя директора по правовым вопросам является нормой.
Чем на более поздней стадии развития проблемы Вы обращаетесь к юристу, тем более сложная задача перед ним стоит, тем больше Вам придется заплатить за ее решение. Поэтому целесообразно обращаться к юристу до совершения действий, которые могут повлечь негативные юридические последствия, в первую очередь речь идет о заключении договора.
Обращаться к юристу за консультацией по поводу заключения каждого договора очень накладно, поэтому создайте стандартные варианты основных заключаемых Вами договоров и старайтесь придерживаться этих вариантов. Можно проконсультироваться с юристом по поводу их законности и соблюдения Ваших интересов.
Обращайтесь за юридической консультацией по поводу всех необычных договоров с высоким риском и большой ценой. Консультация юриста не так дорого стоит, зато Вы будете застрахованы от крупных потерь. Это дешевле страховки в страховой организации.
Обращение на стадии выявившейся проблемы (претензия покупателя, трудовой конфликт и пр.) будет менее эффективным, т.к. к этому времени Вы сделаете уже множество действий, не всегда правильных, и юристу придется действовать в созданной Вами ситуации. Его руки будут в некотором роде связаны Вашими предыдущими необдуманными действиями.
Обращение на стадии судебного процесса еще сужает возможности для юриста и может оказаться, что изменить уже ничего нельзя.
При обращении к юристу надо знать, что юристы обычно специализируются на какой-либо отрасли права:
* гражданское законодательство: регистрация предприятий, хозяйственное право (договоры, причинение ущерба и т.п.), наследственное право и пр.
* трудовое законодательство
* уголовное законодательство
* таможенное законодательство
* налоговое законодательство
* жилищное законодательство
Чем более устоявшееся законодательство, например трудовое законодательство, не менялось много лет, тем менее квалифицированный специалист Вам может дать консультацию, он может вообще специализироваться на иной области права, но его совет будет достаточно надежным. В то же время по быстро меняющемуся налоговому законодательству требуется искать практикующего специалиста, иначе совет может оказаться бесполезным или даже опасным.
Возможно, для начала стоит обратиться в любую ближайшую юридическую консультацию только для того, чтобы понять сложность проблемы. Большинство юристов вне зависимости от специализации могут оценить сложность проблемы. На основе этой оценки Вы выберете, обращаться ли к высокооплачиваемому узкому специалисту или довольствоваться советом любого юриста.
Нормативные акты можно попытаться найти в библиотеке. Все законы, указы Президента и ряд других нормативных актов печатаются в "Российской газете" и журнале "Собрание законодательство Российской Федерации". Можно обратиться к фирмам, распространяющим правовые базы "Гарант", "Кодекс", "Консультант". Эти фирмы обычно за плату распечатывают нужные нормативные акты.
Неожиданным для многих обратившихся к юристу является то, что 100% гарантии в некоторых случаях дать невозможно, т.к. в судах еще не накоплена практика.
Обращаясь к юристу постарайтесь максимально широко взглянуть на ситуацию и определиться для себя что является допустимым, а чего не должно быть ни в коем случае. Это позволит обсудить много вариантов и не ограничиваться Вашим первоначальным предположением.
Обращаясь к юристу обязательно захватите с собой все хоть как-то относящиеся к проблеме документы, без документов совет будет носить предположительный характер и ценность его снизится.
С юристом надо быть максимально откровенным, как с врачом, иначе Вас станут "лечить не от той болезни" и результата не будет, или он будет даже отрицательным. Если вопрос деликатный, а Вы не доверяете человеку, то лучше поискать другого, не тратить деньги впустую. Постарайтесь спросить у знакомых, не могут ли они порекомендовать кого-то.
Оплата юридической консультации обычно является почасовой. Если Вы заказываете какую-либо работу: составление договора или экспертиза документов, то старайтесь оговорить твердую сумму. Ведение дела в суде может предполагать один или сразу несколько вариантов оплаты: фиксированную сумму за ведение дела, плату за каждый выход в суд, процент от выигранной суммы.
Примерные расценки юридических фирм от 200 рублей за час.
В уголовном процессе, как правило, может участвовать только адвокат, в остальных судебных процессах представителем может быть любой, даже не юрист по образованию. Некоторые специалисты в предметных областях, бухгалтера, экономисты, при наличии судебного опыта могут быть очень хорошими представителями в суде.
Одним из возможных путей решения юридических проблем являются студенты вузов. Если у Вас постоянные, но не очень срочные дела, то можно попробовать найти студента, который будет у Вас работать неполный день или приходящим по вызову юристом.
6.2. Как решать налоговые проблемы
В первую очередь, налоговые проблемы лучше не допускать. Необходимо избежать так называемых системных ошибок. Работа в ограниченном секторе экономики вызывает эффект стандартизации операций. Однако профессиональное налоговое и финансовое планирование требует значительного времени для размышлений и знания смежных областей, потому что на границе различных узкоспециализированных знаний возникают ошибки, но могут родиться и оригинальные идеи.
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) практически впервые урегулировал многие аспекты правоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, которые предполагают, в частности, хорошую информированность налогоплательщика, достаточную сумму знаний в области налогообложения.
Интересующую информацию можно получить в самых разных источниках: налоговых органах, СМИ, у специалистов. Отмечая необходимость и полезность сведений, полученных из СМИ, нельзя не признать, что их часто недостаточно.
Информация из налоговых органов страдает определенной направленностью, она отражает интересы налоговиков в получении с налогоплательщика максимальных налогов. Бухгалтеры в основном консультируются у своих инспекторов, что лишает компанию многих возможностей по оптимизации налогов.
Приглашенные консультанты необходимы в случае, когда у фирмы уже есть проблемы (проверка налоговой), решить которые собственными силами не удается.
Приглашать специалистов нужно и периодически, хотя бы раз в два-три года, чтобы проверить правильность действий бухгалтера. Изменения законодательства, изменения в деятельности фирмы, предыдущий опыт бухгалтера приводят к накоплению ошибок, которые надо периодически выявлять и устранять. Сам бухгалтер сделать это не в состоянии, более того, он часто пытается создать систему учета, повторяющую известную ему по предыдущему месту работы, но такая система в данном случае может быть не только неэффективной, но и неправильной.
Стоимость услуг даже очень высокооплачиваемого консультанта в области бухгалтерского учета и налогообложения значительно ниже размеров штрафов, которые приходится или придется платить.
Выбирая консультанта, обратите внимание на меру ответственности, которую консультант берет на себя за правильность своих советов и предложений. Невнятные, а иногда просто неправильные рекомендации приводят налогоплательщика к совершению действий, за которые к нему налоговыми органами применяются санкции, что, в свою очередь, приводит к конфликтам, дискредитирует налоговое законодательство. Желательно, чтобы результатом консультации был письменный документ.
Предполагается, что лучшими налоговыми консультантами могут стать бывшие налоговые инспекторы, аудиторы, бухгалтеры, юристы, специализирующиеся в области налогового права. Однако, налоговое консультирование - консультирование комплексное. Налоги не существуют изолированно, в отрыве от всей деятельности налогоплательщика, в частности от тех обстоятельств, с которыми законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога. Поэтому очевидно, что рекомендации по налогообложению неотделимы от рекомендаций по юридическому обеспечению деятельности, по ее бухгалтерскому оформлению, по экономическим, финансовым последствиям и т.д. Следовательно, специалист, берущий на себя консультирование, должен, во-первых, обладать достаточной суммой знаний во всех этих областях, а во-вторых, иметь практический опыт работы.
Формами бухгалтерского и налогового консультирования может быть:
* подготовка предложений по проведению отдельных, специальных операций предприятия
* проверка правильности ведения учета на предприятии
* представление интересов налогоплательщика при проверках
* обжалование актов налоговых органов
Информационные ресурсы в помощь предпринимателям:
http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumList_DocumFolderID_95.html -
портал правовой поддержки предпринимательской деятельности. Подборка нормативно - правовых актов по предпринимательству по темам:
* общеустановленная система налогообложения
* налоги и сборы
* упрощенная система налогообложения
* единый налог на вмененный доход
* льготы для малых предприятий по налогообложению
* отчисления во внебюджетные фонды
http://www.uristy.ru - виртуальная юридическая консультация
http://www.antitax.ru/konsult.html - сборник ссылок на сайты на которых Вы можете получить бесплатные юридические и налоговые консультации
http://www.antitax.ru/formdoc.html - сборник ссылок на сайты на которых Вы можете бесплатно получить формы правовых документов, бланков и бухгалтерской отчетности.
7. Кто и как может проверять предпринимателя
Никогда не поступай вопреки своему сознанию
даже если этого требует государство.
Альберт Эйнштейн
С развитием рыночных отношений особенно остро встала проблема защиты интересов предпринимателей от несанкционированных проверок со стороны множества контролирующих органов. Чтобы внезапная проверка не повлекла за собой материальных и не материальных убытков и потерь, руководителю компании следует начать подготовку к возможным визитам представителей контролирующих органов заблаговременно, с создания "кризисного плана" и обучения своих подчиненных основным правилам поведения при проверке.
Сегодня проверять деятельность предприятия имеют право органы прокуратуры, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, федеральные органы налоговой полиции и еще целый ряд контролирующих структур, всего около 50 организаций.
Многие руководители заявляют о регулярной "дани", выплачиваемой в ходе подобных проверок. Такая ситуация объясняется в основном неосведомленностью самих предпринимателей относительно правовой основы проведения проверок и нежеланием портить отношения с контролерами. Кроме того, "заказные проверки" - достаточно эффективный инструмент жесткой конкурентной борьбы. Зачастую именно по этой причине представители малого и среднего бизнеса стараются "держаться в тени".
7.1. Нормативные регламентирующие документы
* Налоговый Кодекс РФ
* Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации"
* Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
* Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 783
* Приказ МНС России от 8.10.99 г. № АП-3-16/318 с дополнением N 1, внесенным приказом от 7.02.2000 г. № АП-3-16/34
* Инструкция МНС России от 10.04.2000 г. № 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", утвержденная приказом МНС России № АП-3-16/138
* Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденное приказом Минфина России и МНС России от 10.03.99 г. № 20н, ГБ-3-04/39
7.2. Основные сведения и рекомендации
Общие правила проведения налоговых проверок (камеральных и выездных) регламентируются ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в соответствии с которой проверка может быть проведена у налогоплательщика (как юридического, так и физического лица, в том числе осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), плательщика сборов и налогового агента.
К общим правилам проведения проверок относятся:
* Проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности проверяемых, непосредственно предшествующих году проверки.
* Запрещается проведение повторных выездных проверок (в течение календарного года) по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период.
Повторная проверка может быть проведена в случае реорганизации или ликвидации организации или в случае проверки налогового органа его вышестоящим налоговым органом по мотивированному постановлению последнего.
Так же, у налоговых агентов могут проводиться внеплановые встречные проверки.
Порядок назначения выездных налоговых проверок определен приказом МНС России от 8.10.99 г. (далее - Порядок), акт по результатам данной проверки должен быть составлен в соответствии с инструкцией МНС России от 10.04.2000 г.(далее - Инструкция).
Основанием для начала проверки является решение руководителя налогового органа (приложение N 1 к Порядку). В связи с реорганизацией или ликвидацией проверяемого субъекта повторная выездная проверка проводится согласно приложению N 2 к Порядку. Для повторной проверки в порядке контроля вышестоящим органом оформляется мотивированное постановление. Мотивированное обозначает здесь то, что оно должно содержать ссылку на обстоятельства, явившиеся основанием для повторной проверки.
При этом следует иметь в виду, что назначение выездных налоговых проверок филиалов или представительств (в НК РФ участниками налоговых правоотношений являются обособленные структурные подразделения) может проводиться независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента).
Как предусмотрено ст. 89 НК РФ, выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, или в исключительных случаях по решению вышестоящего налогового органа этот срок может быть продлен до трех месяцев. В случае проверки филиалов (представительств) организации срок проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала (представительства).
Следует иметь в виду, что датой начала проверки является дата предъявления руководителю проверяемого субъекта (физическому лицу) названного выше решения (постановления) о проведении выездной проверки. В срок этой проверки включается время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого субъекта. В этот срок не засчитывается время между вручением субъекту требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых материалов. Проверяющие вправе не только запрашивать необходимые для проверки материалы, но и проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика в соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке. Кроме того, при наличии у проверяющих достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены (скрыты, заменены), возможна выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ, с составлением соответствующего акта.
Датой окончания проверки является дата составления проверяющими справки о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения (приложение N 3 к Инструкции). Не позднее двух месяцев после составления указанной справки должен быть составлен акт выездной налоговой проверки, в котором отражаются все выявленные при проверке факты нарушений законодательства о налогах и сборах и связанные с ними обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам проверки. В случае выявления в ходе проверки фактов нарушений действующего законодательства (помимо налогового) они также отражаются в акте. Акт состоит из трех частей: вводной, описательной и итоговой. Содержание каждой из указанных частей регламентируется также Инструкцией. Составляется акт, как правило, в двух экземплярах (каждой из сторон), но в случае необходимости привлечения органов налоговой полиции составляется третий экземпляр акта для указанных органов.
К акту выездной налоговой проверки прилагаются, в частности:
* решение (постановление), на основании которого проводилась проверка
* копия требования налогоплательщику о представлении необходимых для проверки документов
* материалы встречных проверок
* заключение эксперта (если он привлекался) и протоколы допроса свидетелей
* иные материалы, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам проверки
Подписанный проверяющими и зарегистрированный в налоговом органе акт вручается руководителю организации-налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) или физическому лицу либо их представителям с отметкой о передаче акта (с указанием фамилий и должностей получателей, даты передачи). Акт может быть также направлен по почте или передан иным способом, позволяющим установить дату его получения, поскольку в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, проверяемым предоставляется двухнедельный срок с момента получения акта для письменных объяснений или представления возражений по акту. По истечении этого срока руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение не более 14 дней рассматривает акт налоговой проверки. В том случае, если проверяемым налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) представлялись письменные объяснения или возражения, материалы проверки должны рассматриваться в их присутствии (о чем они должны быть своевременно уведомлены).
По результатам рассмотрения материалов проверки выносится решение, предусматривающее привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Составные части решения также регламентируются Инструкцией.
Если в результате проверки будут выявлены нарушения налогового законодательства и недоимка по уплате налогов, в десятидневный срок с даты вынесения решения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки и пени. Требование направляется способом, позволяющим определить дату его получения. В том случае, если требование будет направлено по почте заказным письмом, полученным оно будет считаться по истечении шести дней после его отправки. Определение срока получения требования имеет значение, поскольку, если налогоплательщик добровольно не выполнит его или откажется в установленный срок выполнять требование, налоговый орган вправе обратиться в суд с исковым заявлением о применении к этому лицу налоговой санкции в соответствии с налоговым законодательством.
Следует обратить внимание на то, что незаконное воспрепятствование доступу проверяющих должностных лиц налоговой инспекции на территорию или в помещение налогоплательщика рассматривается как налоговое правонарушение и влечет за собой ответственность в виде штрафа в соответствии со ст. 124 НК РФ.
Необходимо также иметь в виду, что, если в ходе проверки будут обнаружены факты, свидетельствующие о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах, проверяющими также составляется акт (приложение N 7 к Инструкции), при составлении которого руководствуются общими требованиями к составлению и содержанию акта выездной налоговой проверки. По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему материалов руководитель налогового органа вправе вынести решение о привлечении к ответственности за нарушение налогового законодательства; об отказе в привлечении к ответственности либо о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Последствия такого решения аналогичны вышеизложенным, т.е., если виновное лицо добровольно не уплатило суммы санкций, указанных в требовании налогового органа или пропустило срок уплаты, у налогового органа есть все основания обратиться в суд.
Рано или поздно любая фирма сталкивается с налоговой проверкой. Причем наиболее болезненны для организации случаи, когда такая проверка проводится на территории фирмы. Дело в том, что при этом парализованной может оказаться деятельность даже преуспевающей организации. Ведь проверка может отпугнуть потенциальных клиентов и сковать финансовые возможности фирмы. И это еще не полный список возможных последствий.
Только знающие руководитель и бухгалтер могут защитить свою организацию от неправомерных действий налогового инспектора. Поэтому в данной мы расскажем о том, что надо знать о полномочиях налоговых органов и о проводимых ими мероприятиях.
Круг обязанностей налоговых органов весьма широк, и поэтому неудивительно, что МНС России наделено весьма значительными полномочиями. Однако не следует забывать, что его права не безграничны. И в Положении о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам все эти полномочия четко определены. Из них хотелось бы выделить следующие права налоговых органов:
* Требовать от налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента любые документы, которые являются основанием для исчисления налогов, а также подтверждающие правильность и своевременность их уплаты.
* Проводить налоговые проверки и при этом изымать у налогоплательщика или налогового агента документы, свидетельствующие о совершении им правонарушений.
* Письменным уведомлением вызывать к себе налогоплательщика для дачи пояснений в связи с исполнением им налогового законодательства.
Можно выделить несколько уровней регулирования налоговых проверок. Прежде всего, это нормы Налогового кодекса РФ, которые подразделяются на общие (например, ст.31 НК РФ "Права налоговых органов") и специальные (ст.89 "Выездная налоговая проверка"). Далее - уровень федеральных законов. Это такие законы РФ, как "О налоговых органах Российской Федерации", "О бухгалтерском учете" и др. И наконец, подзаконные акты, принимаемые как МНС России, так и Правительством РФ.
Кстати, подзаконные акты, согласно пункту 1 статьи 4 НК РФ, не могут изменять и дополнять законодательство о налогах и сборах.
Сейчас, в период изменения налогового законодательства, проведение налоговых проверок регулируют как раз акты МНС России. Так, в соответствии со статьей 31 НК РФ именно МНС России утверждает порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке. А по статье 89 НК РФ МНС России также разрабатывает и утверждает форму решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.
Кроме того, МНС России устанавливает и форму составления акта налоговой проверки - это утверждено статьей 100 НК РФ.
Письма МНС России не могут регулировать проведение налоговых проверок. Однако знание их поможет фирме правильно подготовиться к такой проверке.
Налогоплательщик, согласно пункту 1 статьи 91 НК РФ, обязан допустить сотрудников налогового органа в свое помещение. При этом проверяющие должны предъявить служебные удостоверения и решение руководителя налогового органа или его заместителя о проведении выездной налоговой проверки. А должностные лица проверяемой организации, в свою очередь, вправе сделать его копию.
Форма решения о проведении выездной налоговой проверки приведена в Порядке назначения выездных налоговых проверок (утвержден приказом МНС России от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318). Это решение должно содержать:
* наименование налогового органа
* номер решения и дату его вынесения
* наименование налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора)
* идентификационный номер налогоплательщика
* период финансово-хозяйственной деятельности, за который проводится проверка
* вопросы проверки. Например, Примерная программа рекомендует проведение проверки по двум направлениям: по доходам, выплачиваемым штатным и внештатным сотрудникам фирмы, и доходам, получаемым от фирмы другими физическими лицами
* Ф.И.О., должности и классные чины всех лиц, входящих в состав проверяющей группы
* подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина
Как установлено статьями 31 и 89 НК РФ, налоговые органы вправе проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также осматривать его производственные, складские, торговые и прочие территории, используемые для извлечения дохода. Кроме того, проверяющие могут изъять у организации все документы, которые свидетельствуют о совершении ею налоговых правонарушений.
Осмотр - это действие налоговых инспекторов, которое направлено на установление соответствия между данными, полученными ими от налогоплательщика, и фактическими данными.
Право же на эту форму контроля закреплено пунктом 1 статьи 92 НК РФ. В соответствии с этим пунктом проверяющий инспектор в целях получения полной информации об объекте проверки вправе осматривать территории и помещения налогоплательщика.
Согласно пункту 3 статьи 92 НК РФ, осмотр осуществляется в присутствии понятых. Присутствие же должностных лиц самой организации при проведении осмотра необязательно. Но в то же время они имеют право в нем участвовать. В необходимых случаях при осмотре может производиться фото и киносъемка, видеозапись, снятие копий с документов.
Инвентаризация регулируется Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке.
Распоряжение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке дает руководитель налогового органа или его заместитель. При этом утверждаются порядок и сроки ее проведения, а также состав инвентаризационной комиссии.
Точно так же устанавливается и перечень проверяемого имущества. При этом пункт 1.4 Положения о проведении инвентаризации в такой перечень включает любое имущество налогоплательщика независимо от его местонахождения. Инвентаризация имущества организации проводится по его местонахождению и по каждому материально ответственному лицу.
Проводится же проверка фактического наличия имущества по его местонахождению при участии должностных и материально ответственных лиц, а также работников бухгалтерской службы налогоплательщика.
Разумеется, при инвентаризации налоговые органы особое внимание уделяют денежным знакам и бланкам строгой отчетности. К учету принимаются наличные деньги, ценные бумаги и прочие денежные документы (например, туристические путевки, авиабилеты и др.). А документы строгой отчетности проверяют по видам бланков, месту хранения, а также по каждому материально ответственному лицу.
По результатам проведенной инвентаризации имущества налогоплательщика составляется ведомость выявленных результатов, которая подписывается председателем инвентаризационной комиссии. Все эти результаты, конечно, учитываются при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Одним из наиболее болезненных для организации действий, которые вправе совершать налоговые органы в ходе выездной проверки, является изъятие (выемка) документов и предметов.
Налоговый кодекс различает понятия "выемка" и "изъятие". Так, выемка - это получение копий документов налогоплательщика. А изъятие - принудительное лишение налогоплательщика подлинников документов, а также предметов, которые имеют отношение к проверке. В любом случае, основанием для подобных действий является постановление о производстве выемки.
Согласно пункту 4 статьи 94 НК РФ, сначала проверяемому лицу предлагают добровольно выдать упомянутые документы и предметы. И только в случае отказа можно производить их принудительную выемку. При этом помещения или иные места, где они могут находиться, должностное лицо налогового органа вправе вскрыть самостоятельно. Но повреждений запоров, дверей и других предметов, если в этом нет необходимости, следует избегать.
В силу прямого указания пункта 2 статьи 94 НК РФ выемка документов и предметов в ночное время не допускается. Ночным же временем является время с 22.00 до 6.00.
Производится выемка в присутствии понятых и проверяемых лиц. В необходимых случаях для участия в выемке приглашается и специалист. Еще до начала этой процедуры должностное лицо налогового органа обязано предъявить постановление о производстве выемки и разъяснить всем присутствующим лицам их права и обязанности.
О производстве выемки или изъятия документов и предметов должен быть составлен соответствующий протокол. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - и их стоимости.
Пункт 8 статьи 94 НК РФ содержит положение, в соответствии с которым в тех случаях, когда у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, подлинные документы можно изъять.
При изъятии документов налогоплательщик имеет право сделать с них копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа. Если же в момент изъятия документов нет возможности для их копирования, то налоговый орган должен сам сделать с них копии. Причем копии эти, согласно пункту 8 статьи 94 НК РФ, надо передать налогоплательщику в течение пяти дней после изъятия.
По п.9 ст.94 НК РФ все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, а в случае необходимости упаковываются на месте выемки. Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы или предметы были изъяты.
Не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке, согласно статье 100 НК РФ, уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации. Об отказе представителей организации подписать акт в нем делается соответствующая запись. В случае если указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это также должно быть в нем отражено.
Общие требования к содержанию акта налоговой проверки установлены пунктом 2 статьи 100 НК РФ: в нем указываются документально подтвержденные факты выявленных налоговых правонарушений или отсутствие таковых, а также предложения проверяющих по их устранению. В акте налоговой проверки должны присутствовать и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данные правонарушения.
В случае несогласия с актом проверки налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня его получения представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение отказа подписать этот акт.
В ряде случаев при проведении налоговых проверок обязательно составление протоколов. Так, протокол составляется при осмотре (ст.92 НК РФ), выемке, изъятии документов и предметов (ст.94 НК РФ). В дальнейшем содержание протоколов может стать основанием для привлечения к ответственности налогоплательщика за те или иные нарушения законодательства.
К порядку оформления и составления протоколов законодательство предъявляет определенные требования, в протоколе указываются:
* его наименование (например, протокол осмотра)
* место и дата производства конкретного действия
* время начала и окончания действия
* должность, Ф.И.О. составившего протокол
* Ф.И.О. каждого участника или присутствовавшего, а в необходимых случаях его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком
* содержание действия, последовательность его проведения
* выявленные и существенные для дела факты и обстоятельства
Протокол должен быть прочитан всеми участниками действия. Они вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. Подписывается протокол в соответствии с пунктом 4 статьи 99 НК РФ составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми присутствующими лицами.
Уровень знаний работников налоговых служб остается достаточно низким, поэтому грамотное противодействие незаконным требованиям очень эффективно.
7.3. Рекомендации по поведению во время проверки
Надо владеть собой, чтоб уметь владеть миром
П. Кальдерон
При первом контакте с проверяющими необходимо:
* проверить наличие у визитеров служебных удостоверений, подтверждающих их должностные полномочия, проверить реквизиты документов и убедиться в совпадении фотографии с оригиналом. Непродленное удостоверение дает основание усомниться в полномочиях проверяющих;
* записать данные предъявителя удостоверения, связаться с тем органом, который указан в удостоверении, и проверить, работает ли там этот человек, может ли он находиться в данный момент в данном месте;
* осведомиться о поводе и основаниях визита проверяющих на предприятие;
* проверить наличие соответствующего направления на проверку, заверенного подписью начальника или заместителя начальника того органа, откуда прибыли проверяющие, и печатью. Должно быть четко указано название проверяемого предприятия. Обратить внимание и на дату, указанную в направлении;
* занести в журнал регистрации проверок информацию о контролере: дату выдачи и номер направления или предписания о проверке; цель посещения проверяющего, с указанием его фамилии и должности. Контролер обязан расписаться в журнале регистрации проверок. Если проверяющий или руководитель группы проверяющих отказывается там расписаться, этого иногда достаточно, чтобы не допустить его на предприятие. О возникновении такого инцидента нужно в короткий срок оповестить соответствующий контролирующий орган, в котором работает "отказник". Журнал регистрации должен быть правильно заполнен.
Хорошо, если руководство сможет сориентироваться относительно целей визита комиссии. Что это?:
* плановая проверка деятельности компании;
* визитеры ищут доказательства вины, если у них есть сведения о нарушениях законодательства;
* идет "примерка" обвинений ради показателей.
Верное определение цели позволяет правильно выбрать тактику поведения. Если возникают обоснованные подозрения в том, что проверяющий собирается вымогать деньги или услуги, хорошая тактика - уход от конкретного ответа. Опытный руководитель предприятия в такой ситуации под благовидным предлогом перенесет разговор на другое время, давая возможность руководству компании разработать дальнейший план действий, проконсультироваться с адвокатом или обратиться в органы внутренних дел с соответствующим заявлением.
Однако верно определить реальные цели визита проверяющих не так просто. Поиск ответа на этот вопрос во многих случаях остается одной из важнейших задач в течение всей процедуры проверки.
Все официальные проверки деятельности предприятия должны осуществляться в течение рабочего дня. Если комиссия посетила ваше предприятие после установленного внутренним распорядком фирмы окончания рабочего дня, представитель предприятия вправе потребовать перенесения проверки на следующий день.
Оптимальный вариант - если на предприятии будут разработаны схемы поведения и действий каждого из сотрудников в случае прихода проверяющих. В критических ситуациях проще тому руководителю, который произносит "ключевое слово" - и команда срабатывает как нужно...
7.4. Правила взаимодействия сотрудников предприятия с представителями контрольных органов.
"Хочешь мира - готовься к войне",- гласит народная мудрость. Специалисты утверждают, что результаты проверки во многом зависят от того, насколько фирма готова к приходу комиссии с проверкой.
Предварительно должна быть сделана подшивка необходимых нормативных актов, заведен журнал регистрации проверок.
Лучше, если поведение персонала будет регламентировано внутренней инструкцией повседневного соблюдения мер безопасности:
* сотрудники должны иметь на столах минимум бумаг;
* двери рабочих помещений в отсутствие персонала должны быть закрыты;
* посторонние обязаны передвигаться по территории предприятия только в сопровождении работников предприятия.
Что касается проводимой проверки, то сотрудникам надо знать, что каждый из них при обращении к нему проверяющих имеет право проверить удостоверение представителя инспектирующего органа.
Сотрудникам фирмы, непосредственно не задействованным в проверке (в основном это рядовой персонал и менеджеры среднего и низшего звена), не рекомендуется:
* что-либо показывать или объяснять проверяющим;
* отвечать на вопросы, касающиеся деятельности фирмы, ее руководства и персонала;
* сообщать местонахождение руководства, их домашние и мобильные телефоны и т.п.;
* выполнять указания проверяющих: открывать комнаты, сейфы и т.п.
Взаимодействие директора предприятия с представителями контролирующих органов.
Если у руководителя нет сомнений в том, что цель визита представителей контролирующих органов - плановая проверка, немаловажно установить положительный психологический контакт с проверяющими. Созданию доброжелательной атмосферы способствуют:
* обращение к собеседнику по имени-отчеству;
* демонстрация позитивного настроя и открытости (если в работе предприятия есть небольшие недостатки, иногда легче признать их, сделав это в контекстах "кто же из нас безгрешен", "мы знаем о недочетах и над этим работаем", и постараться конструктивно договориться об определении временного периода на их исправление);
* совместные действия (чайная церемония или коллективный обход офиса);
* нахождение чего-то общего (использование приемов "землячество", "родственные души");
* юмор.
Обязательно требуйте (в вежливой форме) у руководителя комиссии конкретного изложения сути претензий. Получив удовлетворяющий вас ответ, обеспечьте доступ контролеров исключительно к той документации и в те помещения, которые непосредственно относятся к цели проверки, заявленной в предписании о ее проведении. Не допускайте неформального общения сотрудников вашей фирмы с визитерами.
Осуществление всех контактов с представителями контролирующих органов целесообразно вести при включенном диктофоне. Однако о наличии записывающего устройства вы должны предупредить собеседника и проводить запись с его согласия.
Директору фирмы не рекомендуется держать на предприятии неоправданно большое количество документов. А при ознакомлении проверяющих лиц со сведениями, составляющими коммерческую тайну и конфиденциальную информацию предприятия, потребуйте у них подписания соответствующего документа о неразглашении таковой. Об этом необходимо сделать соответствующую отметку в итоговом акте, протоколе.
До самого окончания проверки внимательно наблюдайте за членами комиссии, следите, чтобы они не оставили ничего "лишнего".
8. Типичные ошибки, приводящие к развалу бизнеса
Статистика показывает, что главная причина неудач - это ограниченность предпринимателя. Сюда, в порядке убывания значимости, входят: недостаточная квалификация для начала бизнеса, недостаток опыта в работе, недостаток умений, несбалансированный опыт. Данные причины приводят к возникновению других, более специфичных проблем. Попробуем далее классифицировать возможные ошибки:
1. Небрежность в самооценке. Неспособность дать искреннюю самооценку своим силам и слабым сторонам, потребностям и стремлениям - наиболее общая ошибка. Данная книга поможет Вам оценить себя. Поговорите так же со своими друзьями, членами семьи, бывшими партнерами.
2. Небрежность в постановке целей. Не поставлены цели и задачи, а если и поставлены, то они неэффективны, потому что нечетко сформулированы или нереальны. Подготовка бизнес-плана - неотъемлемая часть постановки целей. Кроме того, цели надо пересматривать, исходя из реального хода событий. План есть план, но могут возникать разного рода неожиданности и необходимо проводить пересмотр целей, который должен быть выполнен реалистично и практично.
3. Небрежность в предвидении обстоятельств. Излишний оптимизм может серьезно уменьшить ваши способности к предвидению обстоятельств и планированию действий по их преодолению.
4. Небрежность при проведении контроля. Небрежность при установке контрольных точек и дат и их проверки или полное игнорирование таких действий могут привести к появлению неожидаемых проблем в бизнесе. Периодический пересмотр делает вас чувствительным к потребности проведения переоценки. Пересмотр целей, которых вы достигли, может дать вам важное чувство завершенности и стимул для продолжения деятельности.
5. Недостаток обязательств. Личные обязательства играют важную роль в успехе любого бизнес-плана. Они заставляют планировать методы достижения цели во всех подробностях. Но пока люди, которые составляют бизнес-план, не будут обременены обязательствами по его выполнению, бизнес будет терпеть неудачи. Поэтому внимательно выбирайте партнеров и консультантов. Они должны быть кровно заинтересованы в успехе вашего предприятия. Коллективная поддержка появляется тогда, когда цели установлены сообща.
6. Неспособность учиться на ошибках. В таком случае ошибки повторяются и многие из них становятся причиной разочарований (Ничего у меня не получается!) или финансового краха.
7. Неспособность найти достойный капитал. Неверная оценка необходимого капитала - распространенная ошибка Владельцы обычно переоценивают величину годового дохода и недооценивают расходы и количество времени, необходимые для поднятия бизнеса на ноги. Бизнесу уже просто не хватает денег еще до того, как он сам в состоянии дать доход. Неотъемлемая часть этой проблемы - недостаток вспомогательного капитала для оперирования с непредвиденными обстоятельствами.
А что, если ваше дело все-таки окажется несостоятельным?
Успех и неудача идут бок о бок по дороге бизнеса. Предприятия и дальше будут распадаться, или потому что их владельцы совершают ошибки, или из-за неудачной общей обстановки, или потому, что им просто не повезло. Все, кто учится, делают ошибки, и, к сожалению, иногда это приводит к закрытию бизнеса.
В большинстве случаев решение о закрытии предприятий принимается самими владельцами. Предприниматель открывает фирму, но она не оправдывает его ожиданий, и он ее закрывает. Зачастую он тут же открывает следующую. Как правило, второе предприятие становится преуспевающим, так как он уже не повторяет своих прежних ошибок.
Естественно, имеют место случаи, когда фирмы закрываются принудительно, но это служит хорошим уроком незадачливым бизнесменам. Заниматься бизнесом - тяжкий труд, и вам ни в коем случае не гарантирован успех. Лучше стараться учиться на ошибках других и избегать собственных проколов.
Сейчас у вас, возможно, уже есть идея о том, как увеличить шансы на достижение предпринимательского успеха. Изучив себя, причины неудач, основные характеристики успешных предпринимателей, определите для себя, насколько вы близки к стандартам успешного предпринимателя. Будьте честны с собой. Постарайтесь обсудить эти идеи с теми людьми, которым вы доверяете. Старайтесь получать консультации опытных квалифицированных специалистов. Существует много способов помочь вам достичь личного успеха. Учитесь философии и технике достижения личного успеха, мотивации, установке целей, управлению временем с помощью книг, журналов, семинаров, тренингов, общения со знающими людьми. Заводите знакомство с успешными людьми, учитесь у них, смотрите, как они работают, читайте больше о таких людях.
Тот факт, что вы прочли эту книгу, проработали тесты, демонстрирует ваше упорство, дисциплинированность и жажду знаний. Все это - обязательные условия для того, чтобы вы состоялись как предприниматель. Ваше желание прочесть эту книгу говорит о том, что вы хотите достичь успеха. А мечта - первый шаг на этом пути.
9. Приложения
Приложение 1
Органы государственной власти, занимающиеся
поддержкой и развитием малого предпринимательства
Департамент предпринимательства, среднего и малого бизнеса Администрации губернатора области Альмухамедов Алексей Александрович - начальник департамента
Галыга Татьяна Юрьевна - консультант 8 (3952) 24-15-80