<< Пред. стр. 3 (из 14) След. >>
Этот взгляд на богатство лежит в основе знаменитого противопоставления "экономии" и "хрематистики". Широко известная, но упрощенная его версия сводится к разграничению искусства ведения хозяйства ("экономии"), которое, по выражению Аристотеля, "заслуживает похвалы", и искусства накопления денег, или наживы ("хрематистики"), которое, напротив, "по справедливости вызывает порицание".Аристотель различает потребительную стоимость (пользу) и меновую стоимость. Например, обувью можно пользоваться, чтобы ее носить, или же для обмена. Обмен справедлив, если каждый получает как раз столько, сколько он дает другому.
Предвосхищая последующие споры между экономистами, Аристотель считает, что обмен уравнивает потребности, а не издержки. Если в продуктах труда кожевника люди нуждаются больше, чем в продуктах земледельца, то за обувь должно быть дано больше зерна, чем если бы дело обстояло наоборот.
Первый этап развития экономической мысли представлен также идеями средневековых ученых-схоластов, для которых присущ богословский характер. Экономические проблемы также рассматривались ими в рамках учения о справедливости.
Наиболее крупным схоластом в средние века был Фома Аквинский (1225 - 1274 гг.) Он считал, что все вещи принадлежат богу, а человек может ими только пользоваться. Тем не менее, для эффективного удовлетворения личных нужд частная собственность (частное пользование) необходима.
Богатство делится на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро). Жизнь без обменов невозможна, но за вещь должна быть назначена "справедливая цена". Земельная рента оправдана, поскольку эта часть продукта производится силами природы.
Следуя Аристотелю, Фома Аквинский считал, что "деньги не могут порождать деньги", т.е. процента. Взимание процента он сравнивал с желанием продать и вино, и, вдобавок, право пить (за отдельную плату) это вино.
Предвестником экономических воззрений Нового времени стали, в частности, писания Ж. Кальвина (1509 - 1546 гг.). Несмотря на их отчетливую религиозную форму, они имели вполне конкретное экономическое содержание. Миром правит божественное предопределение (одних Бог предопределил к вечному блаженству, других - к вечным мукам), однако каждый человек, не зная этого, должен думать, что именно он - божий избранник, и доказывать свою избранность всей своей деятельностью. Свидетельством этому служит денежный успех. Человек должен быть бережливым, расчетливым, деятельным и честным - это его моральный долг перед Богом.
Доктрина Кальвина (и в целом, протестантизма) помогла становлению духа предприимчивости и бережливости в Голландии и Англии, а затем в США. Ссудный процент стал считаться нормальным явлением, а стремление к богатству - естественным для человека. Законы должны разрешать каждому человеку употреблять свои способности и состояние так, как он считает нужным. Частная собственность и частная жизнь человека священны и неприкосновенны. Вместо прежнего тезиса "не обманешь - не продашь" пришло осознание того, что обман затрудняет систематическую торговлю большими количествами товаров. Протестантская вера стала гарантией точного выполнения контрактов и способствовала моральному оправданию процента.
Таким образом, идея равенства и справедливости в отношениях между людьми трансформировалась в идею эквивалентности обмена товаров, идея честного труда - в обоснование буржуазного предпринимательства.
Экономическая мысль Средневековья в России представлена сводом законов Киевского государства "Русская правда" (XII - XIII вв.), а также связана с именами Владимира II Мономаха (1058 - 1125 гг.), Даниила Заточника (XIII в.), Ивана Пересветова (конец XV - начало XVI в.), Ермолая Еразма.
2.2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ - НАУКА О
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Второй этап развития экономических идей представлен меркантилизмом, физиократией и классической школой политэкономии. В 1615 г. меркантилист Антуан де Монкретьен публикует "Трактат политической экономии", давший название будущей науки. Возникновение меркантилизма (от итал. mercante - купец) означало появление первых более или менее систематизированных экономических воззрений. Наиболее известными представителями меркантилизма были Томас Манн (1571 - 1611 гг.), У. Стаффорд (1554 - 1612 гг.) в Англии, Жан Батист Кольбер (1619 - 1693 гг.) и А. Монкретьен (1575 - 1621 гг.) во Франции.
Согласно меркантилистам, богатство - это деньги, а деньги - это золото и серебро. Товар имеет стоимость потому, что он покупается за деньги. Источник богатства - внешняя торговля.
Для XVI века характерен так называемый ранний меркантилизм. Экономическая цель государства - увеличить количество золота в стране. Вывоз денег за границу запрещался.
Поздний меркантилизм (XVII в.) возник после великих географических открытий. Государство тем богаче, чем больше разница между стоимостью вывезенных и ввезенных товаров (активный торговый баланс и захват внешних рынков). Вывоз поощряется, а ввоз иностранных товаров (за исключением дешевого сырья) должен облагаться пошлинами. Такие экономические меры получили позже название протекционизма.
Меркантилисты не замечали всей глубины противоречивого развития капитализма и судили об этом процессе главным образом по внешним его проявлениям в сфере обращения. К тому же такие проявления они понимали односторонне. Работы меркантилистов носили главным образом эмпирический, практический характер. Позитивный подход вытесняет нормативный.
Первым проявлением русского меркантилизма можно считать взгляды Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащокина (1605 - 1680 гг.) и Ивана Тихоновича Посошкова (1652 - 1726 гг.).
В разработанных под редакцией А.Л. Ордин-Нащокина документах "Псковском положении" (1665 г.) и "Новоторговом уставе" (1667 г.)", он выступал горячим защитником развития национальной торговли. Отстаивая сословный характер торговли, он считал необходимым все купечество объединить в товарищества, которые, по его мнению, должны были обеспечить продажу товаров по высокой уставной цене и лишить иностранцев возможности скупать русские товары по низким ценам через мелких торговцев. Ордин-Нащокин стремился к расширению внешней торговли и был сторонником активной внешней политики. Однако главным источником богатства он считал промышленный труд, подчеркивая, что "лучше всякой силы промысел". В развитии же торговли и кредита он видел залог развития отечественной промышленности.
И.Т. Посошков был идеологом эпохи петровских преобразований. Его главное произведение - "Книга о скудости и богатстве", в которой автор выясняет причины отсталости страны и высказывает суждения, при каких условиях возможно достичь ее процветания. Вся трудность решения выдвинутой задачи, считает Посошков, заключается в том, чтобы обеспечить непрерывный рост государственных доходов путем обогащения всего народа. При этом, подобно другим русским экономистам того времени, Посошков не отождествляет богатство только с деньгами, как западноевропейские меркантилисты. По его мнению, полезнее заботиться об увеличении материальных благ, чем об увеличении денег, причем наряду с вещественным богатством ученый признает богатство невещественное, а именно праведные законы, от которых зависит рост вещественного богатства.
Огромное значение Посошков придает труду как источнику национального вещественного богатства. Для него труд, затрачиваемый и в сельском хозяйстве, и в промышленности, имеет народнохозяйственное значение. Однако у Посошкова мы еще не встречаем прямых высказываний о труде как источнике богатства в буржуазном смысле, т.е. как о затрате рабочего времени, выражающейся в стоимости. Тем не менее, рассматривая вещественное богатство в виде товара, автор затрагивает вопрос о влиянии производительности труда на цену товара.
К вещественному богатству страны Посошков относит также и деньги. Но он не абсолютизирует денежное богатство. Для него деньги - это прежде всего орудие развития производительных сил. Именно поэтому он усматривает в них средство накопления государственной казны. Посошков ратует за сохранение наличных денег путем бережного отношения к богатству. Кроме того, он высказывает, правда еще неразвитые, представления о деньгах как о посреднике при обращении товаров, платежном средстве и, наконец, об их обращении в качестве капитала.
Сказал свое слово в экономической науке и Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765 гг.) - великий и многогранный русский ученый, мыслитель-материалист и просветитель. Его экономические взгляды и суждения находились в непосредственной связи с экономической политикой Петра I. Ломоносов считал главной задачей своей жизни "защитить труд Петра Великого", продолжить его дело.
Ломоносов связывал обеспечение самостоятельности и независимости России с всесторонним развитием отечественного производства, разработкой естественных богатств страны, рациональным размещением промышленности, строительством путей сообщения, изготовлением и применением машин, обучением населения "ремесленным делам", развитием торговли как важнейшего фактора роста богатства страны. Он выступал против вывоза денег за границу. Требовал ограждения национального производства от иностранной конкуренции путем таможенных тарифов. Его основополагающей идеей было обеспечение независимости и самостоятельности страны.
Формирование классической политической экономии было подготовлено развитием капитализма. Ее первыми представителями были Уильям Петти (1623 - 1687 гг.) в Англии и Пьер Буагильбер (1646 - 1714 гг.) во Франции. Оба они предприняли попытку свести стоимость к труду и тем самым сделали решающий шаг в сторону трудовой теории стоимости, искавшей источник капиталистического богатства в сфере производства. Во Франции ведущей отраслью оставалось земледелие. Поэтому представители французской классической политической экономии - физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюрго и др.) - источник прироста капитала искали в земледелии, а "чистый доход" рассматривали как дар природы. Глава школы физиократов Франсуа Кенэ (1694 - 1774 гг.) заложил основы теории воспроизводства общественного капитала, создав первую макроэкономическую модель. Она базировалась на движении совокупного общественного продукта между тремя классами граждан: производительным (к которому он относил земледельцев), классом земельных собственников и непроизводительным (к которому он относил всех лиц, не связанных с земледелием).
Распространение мануфактурного и становление машинного производства означали создание адекватной материально-технической базы капитализма. Классики политической экономии пытаются искать источник капиталистического богатства уже в сфере производства.
Адам Смит (1723 - 1790 гг.), родоначальник классической экономической науки, впервые в систематическом виде изложил теорию экономического развития на основе действия механизма рынка. В историю экономической мысли вошел своим трудом "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.), которая принесла ему славу "отца экономической науки". Огромное влияние на его взгляды оказали Ф. Кенэ и А. Тюрго. Вместе с физиократами он отстаивал принцип естественной свободы, но в отличие от них считал промышленный и торговый капитал производительным.
Рост богатства достигается развитием обмена, разделением труда и накоплением капиталов в условиях экономической свободы. Прежде всего, свободным должен быть труд. "Свободное распоряжение своим трудом является наиболее священным и неприкосновенным видом собственности".
Через разделение труда происходит сотрудничество людей в создании национального продукта. Ремесленник, снимая с плеч земледельца заботу об изготовлении одежды, способствует росту сельскохозяйственного продукта, а земледелец, освобождая ремесленника от посева зерна, способствует росту промышленности.
Смит верил, что каждый человек лучше других знает свои интересы и вправе свободно им следовать. Подтверждением жизненности этих либеральных убеждений служили для Смита законы рынка: "... не от благожелательности мясника, пивовара и булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов".
Обобщая эту мысль, Смит писал, что человек, преследующий свои интересы, "часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им". Таков смысл знаменитого образа "невидимой руки", направляющей человека "к цели, которая совсем и не входила в его намерения". Идея "невидимой руки" стала обобщенным выражением той мысли, что вмешательство в экономику со стороны государства, как правило, излишне и потому должно быть ограничено.
А. Смит значительное место в своих исследованиях посвятил трудовой теории стоимости. Он выделяет два свойства товара - потребительную стоимость (полезность) и меновую стоимость. Первая позволяет непосредственно удовлетворять потребности человека, вторая дает возможность приобретать другие предметы. Эти виды стоимости не совпадают (алмаз имеет малую полезность и огромную меновую стоимость, а вода наоборот). Меновую стоимость Смит сопоставляет с действительной, или естественной ценой, которая служит основой рыночной цены. Механизм установления цены Смит связывает с платежеспособным спросом и свободной конкуренцией.
Анализ понятия естественной цены приводит Смита к выделению в ней трех основных частей: заработной платы, прибыли и ренты, каждая из которых представляет собой чей-то доход. Заработная плата является доходом наемных рабочих, прибыль - доходом капиталистов, рента - доходом землевладельцев. Соответственно, можно говорить о трех основных классах общества.
Идею классового строения общества развивает Давид Рикардо. Он открыто формирует экономическую противоположность классов буржуазного общества - капиталистов и пролетариата, что позволило некоторым из его учеников социалистам - рикардианцам (Т. Годскин, У. Томпсон и др.) развить эту идею до выводов о необходимости революционных преобразований. В центре внимания Рикардо находится уже не только сфера производства, но и сфера распределения, что отражается на определении предмета политической экономии.
Попытка рассмотреть капиталистическое богатство с позиций пролетариата наиболее последовательно была воплощена в жизнь Карлом Марксом (1818 - 1883 гг.) и Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895 гг.).
Фундаментальный труд К. Маркса "Капитал" положил начало марксистской политэкономии, которую еще называют в противовес политэкономии богатства меркантилистов и классиков политэкономией труда. Благодаря исследованиям К. Маркса и Ф. Энгельса политическая экономия стала рассматриваться как наука изучающая производственные отношения последовательно сменяющих друг друга общественных формаций. Свою теорию К. Маркс рассматривал как альтернативу классической школе, однако в исторической ретроспективе именно марксизм оказался наиболее последовательным хранителем ее интеллектуальной традиции в ХХ веке. К. Маркс завершил заложенную экономистами-классиками трудовую теорию стоимости, согласно которой первопричиной пропорций обмена товаров являются затраты труда на их производство. Развивая эту концепцию, К. Маркс создал теорию прибавочной стоимости.
Английская классическая школа не могла объяснить происхождение прибыли без признания нарушения закона стоимости: если капиталист покупает труд рабочего по стоимости, прибыль невозможна; если она существует, значит, труд покупается ниже стоимости. К. Маркс предлагает такое решение: капиталист покупает не труд, а рабочую силу, т.е. способность трудиться. Стоимость рабочей силы определяется затратами на ее воспроизводство - на питание, одежду, образование, содержание детей и т.д. Разницу между стоимостью рабочей силы и стоимостью, которую она может создать, К. Маркс именует прибавочной стоимостью. Прибавочная стоимость, по его мнению, - основной источник прибыли капиталистов.
Успеху исследований К.Маркса в немаловажной степени способствовала совершенная им революция в методе исследования. Используя достижения немецкой классической философии, К. Маркс впервые успешно применяет метод материалистической диалектики к анализу социально-экономических явлений.
Как идеологи марксизма в России выступили П.Б. Струве ("Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России", 1894), М.И. Туган-Барановский ("Периодические промышленные кризисы", 1894, "Русская фабрика", 1898), Г.В. Плеханов ("К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", 1985; "Обоснование народничества в трудах г. В.В.", 1896), С.Н. Булгаков ("О рынках при капиталистическом производстве", 1987), А.А. Богданов-Малиновский ("Краткий курс экономической науки", 1897); Л.Б. Красин ("Судьбы капитализма в Сибири", 1897), В.И. Ульянов (Ленин) ("К характеристике экономического романтизма", 1897, "Развитие капитализма в России", 1899).
Экономическое учение К. Маркса - привлекательное и глубокое направление в экономической науке. Его социологичность можно трактовать как слабость, известную заданность и односторонность, но вместе с тем следует признать, что именно комплексный подход охватывающий и экономические и социально-философские аспекты реальности на единой теоретико-методологической основе составляет одну из выигрышных, сильных сторон марксизма.
Политическая экономия во всех ее модификациях выступала как своего рода "философия хозяйства", изучающая объективные (не зависящие от сознания конкретных людей) основы экономической жизни и глобальные тенденции ее развития. В ХХ в. путь развития экономических идей раздваивается: если анализом социальных проблем экономики занимались в основном последователи К. Маркса, то изучение собственного механизма функционирования рыночного хозяйства стало прерогативой последователей А. Маршалла.
2.3. ЭКОНОМИКС - СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Во второй половине XIX в. складываются предпосылки для смены общей парадигмы экономической науки. Капитализм прочно утверждается в развитых странах. Разработка общих принципов политической экономии заменяется исследованием различных проблем экономической практики, качественный анализ вытесняется количественным. Авторы все чаще стремятся найти пути оптимизации использования ограниченных ресурсов, широко применяя для этого теорию предельных величин, дифференциальное и интегральное исчисление. Страницы экономических сочинений заполняются математическими формулами и графиками, иллюстрирующими различные рыночные ситуации. Новые веяния находят отражение и в изменении названия самой науки. Понятие "политическая экономия" (political economy) вытесняется понятием "экономикс" (economics). Под "экономикс" понимается аналитическая наука об использовании людьми ограниченных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности) для производства различных товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления.
Рождение нового термина связано с именем одного из основоположников неоклассического направления - английского экономиста Альфреда Маршалла (1842 - 1924 гг.). В 1890 г. выходят его "Принципы экономики" (Principles of Economics), главным предметом анализа которых является уже не теория стоимости, а теория цены. Механизм ценообразования рассматривается с точки зрения соотношения спроса и предложения. В основу теории спроса А. Маршалл положил маржинализм - учение о предельной полезности, развитое в работах У. Джевонса, К. Менгера, Э. Бем-Баверка, Ф. Визера, Л. Вальраса и других; в основу теории предложения - концепцию факторов производства Ж.Б. Сея, дополненную позднее теорией предельной производительности Дж. Б. Кларка.
Именно маржинализм с точки зрения современных исследователей лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли, а "маржиналистская революция", как ее впоследствии назвали, изменила облик экономической теории, ее метод и даже предмет.
Хронологически маржиналистскую революцию принято связывать с выходом в свет трех книг: "Теория политэкономии" У.С. Джевонса (1871 г.), "Основание политэкономии" К. Менгера (1871 г.), "Элементы чистой политэкономии" Л. Вальраса (1874 г.).
Одновременно и независимо друг от друга вышедшие в 3-х странах - Англии, Австрии и Швейцарии - с совершенно разными социально-экономическими условиями и традициями экономической мысли, эти три книги имели фундаментальное сходство, позволившие назвать их авторов основателями маржиналистской теории.
Многие исследователи утверждают, что в отличие от представителей классической школы, для которых основные теоретические проблемы состояли в определении причин богатства наций и экономического роста (как государства богатеют) и распределения дохода между общественными классами, маржиналисты ставили во главу угла проблему эффективного распределения (аллокации) ресурсов. При этом маржиналистский подход отличался следующими вытекающими друг из друга методологическими особенностями: методологический индивидуализм, статический подход, равновесный подход, экономическая рациональность, предельный анализ, математизация.
Главные категории в этом направлении - предельная полезность, предельная производительность, предельные издержки и др. На базе субъективных оценок в теории объясняются спрос, предложение, издержки производства, цена. Маржинализм опирается на количественный анализ и использует экономико-математические методы и модели.
Разработка математических методов, используемых в экономических исследованиях была характерна и для российской экономической науки.1
Владимира Карповича Дмитриева (1868 - 1913 гг.) считают одним из наиболее ярких представителей математической школы в политической экономии. Он оставил сравнительно мало публикаций, но они отличаются богатством творческих идей, новизной и значимостью разработок. Впервые в литературе Дмитриев предложил способ определения полных затрат труда на производство продукции.
Другой экономист-математик - Евгений Евгеньевич Слуцкий (1880 - 1948 гг.) вскоре после завершения университетского образования (он учился в Киеве и Мюнхене) подготовил работу "К теории сбалансированного бюджета потребителя". Выводы, к которым он пришел, состоят в том, что категория полезности формируется под влиянием изменения цен и доходов, т.е. реальных, объективно действующих факторов. Именно эти факторы обусловливают систему предпочтений потребителей. В результате работы Слуцкого полезность получает объективную оценку, причем речь идет о предпочтениях и полезности не одного, а совокупности потребителей, как это реально происходит на рынке.
В дальнейшем положение, впервые выдвинутое и обоснованное Слуцким, разрабатывалось и детализировалось другими экономистами. Была предложена и соответствующая терминология: так называемый анализ "эффекта дохода" и "эффекта замещения", вошедший практически во все учебники.
Одним из наиболее значительных достижений в области экономико-математических исследований было открытие Леонидом Витальевичем Канторовичем (1912 - 1986 гг.) метода линейного программирования, т.е. решения линейных уравнений (уравнений первой степени) посредством составления программ и применения методов их последовательного решения.
При активном участии Канторовича и его ближайших коллег и друзей - Виктора Валентиновича Новожилова (1892 - 1970 гг.) и Василия Сергеевича Немчинова (1894 - 1964 гг.) - во второй половине 50-х - начале 60-х гг. формируется отечественная экономико-математическая школа. Все трое продолжали разработку методов линейного программирования, строили экономические модели, перейдя затем к разработке системы моделей, получивших название СОФЭ (системы оптимального функционирования экономики).
Теория маржиналистов и А. Маршалла отличалась статичностью построения, преодолеть которую стремился первоначально лишь австрийский экономист Йозеф Шумпетер (1883 - 1950 гг.). В 1911 г. в работе "Теория экономического развития" он предпринял попытку динамического моделирования развития капитализма, стремясь показать влияние индивидуального процесса на изменение таких важных показателей, как предпринимательская прибыль, капитал и процент. Продолжением этой работы стала монография "Экономические циклы" (1939 г.), посвященная теоретическому, историческому и статистическому анализу процесса циклического развития капитализма.
Развитие теории циклов неразрывно связано также с именем русского ученого Николая Дмитриевича Кондратьева (1892 - 1938 гг.). Согласно разработанной им концепции длинных волн (названных длинными волнами Кондратьева) развитие экономики не сводится к среднесрочным и коротким циклам, а предполагает более продолжительный, так называемый большой цикл, охватывающий период от 45 до 60 лет. Ученый пришел к выводу о наличии долгосрочного механизма, обусловливающего периодическое обновление хозяйственной системы за счет изменений в технологической базе и производственном аппарате. Кондратьев, по существу, предсказал наступление глубокого экономического кризиса 30-х годов.
Теория Маршалла фактически абстрагировалась от деятельности монополий. Однако после кризисов 20 - 30-х гг. и особенно Великой депрессии 1929 - 1933 гг. не заметить влияния монополий на ценообразование было уже нельзя. В 1933 г. выходят "Теория монополистической конкуренции" Э. Чемберлина и "Экономика несовершенной конкуренции" Дж. Робинсон, в которых исследуется механизм монополистического ценообразования.
Однако подлинную революцию в экономической теории произвела опубликованная в 1936 г. "Общая теория занятости, процента и денег" Джона Мейнарда Кейнса (1883 - 1946 гг.). С его именем связано рождение нового направления западной экономической мысли - кейнсианства, поставившего в центр проблемы макроанализа. Такой подход не только способствовал более глубокому отражению объективной реальности в экономической теории, но и в значительной степени поставил нормативный аспект в зависимость от позитивного. Кейнс отказывается от некоторых основных постулатов неоклассического учения, в частности, от рассмотрения рынка как идеального саморегулирующегося механизма. Рынок, с точки зрения Кейнса, не может обеспечить "эффективный спрос", поэтому государство должно его стимулировать посредством налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики. Эта политика должна поощрять частные инвестиции и рост потребительских расходов таким образом, чтобы способствовать наиболее быстрому росту национального дохода. Практическая направленность теории Кейнса обеспечила ей широкую популярность в послевоенные годы. Кейнсианские рецепты стали идеологической программой смешанной экономики и теории "государства всеобщего благоденствия".
С начала 50-х годов неокейнсианцы (Р. Харрод, Е. Домар, Э. Хансен и др.) активно разрабатывают проблемы экономической динамики и прежде всего темпов и факторов роста, стремятся найти оптимальное соотношение между занятостью и инфляцией. На это же направлена концепция "неоклассического синтеза" П.Э. Самуэльсона, пытавшегося органически соединить методы рыночного и государственного регулирования. Посткейнсианцы (Дж. Робинсон, П. Сраффа, Н. Калдор и др.) в 60 - 70-е годы сделали попытку дополнить кейнсианство идеями Д. Рикардо. Неорикардианцы выступают за более уравнительное распределение доходов, ограничение рыночной конкуренции, проведение системы мер для эффективной борьбы с инфляцией.
Однако 70-е годы стали периодом разочарования в кейнсианстве. Основной причиной стало явление так называемой стагфляции - одновременного существования инфляции и безработицы, устранение которых не поддавалось методам регулирования спроса. Другой причиной было очевидное падение эффективности вмешательства государства в экономику при росте его масштабов. Экономическая теория отреагировала на эти изменения появлением ряда консервативных концепций, которые далеко не всегда были новыми, но которые смогли, наконец, пробиться и оттеснить кейнсианство: концепция экономики предложения, монетаризм и новая классика.
Если в центре внимания кейнсианцев находится эффективный спрос, то в "экономике предложения" основное внимание акцентируется на предложении товаров и услуг. Представители этого направления (А. Лаффер, М. Эванс, М. Фелдстайн и др.) считают, что для оздоровления экономики необходимы снижение налогов и представление льгот корпорациям.
Монетаризм, как и классический либерализм в целом, рассматривает рынок в качестве саморегулирующейся системы и выступает против чрезмерного вмешательства государства в экономику. Это направление характеризуется выделением денежной массы в качестве ключевого фактора, определяющего экономическую конъюнктуру. Монетаризм ассоциируется прежде всего с именем нобелевского лауреата Милтона Фридмена, который полагал, что на макроэкономическом уровне необходимо осуществлять не бюджетно-налоговую политику, а активную кредитно-денежную (монетарную), воздействующую на экономику прежде всего через величину денежной массы.
В 70-е - начале 80-х гг. была сформулирована и получила известность так называемая "новая классика" или "новая классическая макроэкономика". Представители этого направления (Дж. Мут, Р. Лукас, Т. Сарджент, Н. Уоллес, Р. Барро и др.) попытались построить макроэкономическую концепцию на основе и в соответствии с неоклассической микроэкономической моделью. В центре их внимания оказались экономические агенты, способные быстро адаптироваться к меняющейся хозяйственной конъюнктуре благодаря рациональному использованию получаемой информации. Последнее нашло свое выражение в гипотезе о рациональных ожиданиях, которая стала центральным моментом концепции "новых классиков". Они утверждают, что поскольку каждый индивид способен правильно адаптироваться в меняющемся мире, то отпадает необходимость вмешательства государства в экономику.
Отдельным направлением современной экономической мысли является институционализм, первая версия которого связана с именами трех американских экономистов - Т. Веблена (1857 - 1929 гг.), У.К. Митчелла (1874 - 1948 гг.) и Дж. Р. Коммонса (1862 - 1945 гг.). В своем анализе эти авторы широко используют понятие "институт" (от лат. institutum - установление, учреждение), под которым понимают государство, корпорации, профсоюзы, а также различные психологические, этические, правовые, технические и тому подобные социальные явления. Экономика рассматривается институционалистами как система, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием как экономических так и внешнеэкономических факторов, среди которых главная роль принадлежит технико-экономическим.
До развертывания НТР это течение не пользовалось на Западе заметным влиянием, взрыв его популярности в 70 - 80-е годы был связан с концепциями "постиндустриального", "информационного", "сервисного общества", теориями конвергенции различных социально-экономических систем (Дж. К. Гелбрейт, Г. Мюрдаль и др.).
На вызов традиционного институционализма представители неоклассической теории (mainstream - основного течения современной экономической науки) ответили расширением сферы неоинституциональных исследований. Неоинституционализм (Р. Коуз, Ф. Найт, А. Алчиан, Г. Демсец, О. Уильямсон и др.), как течение, оперирующее понятием института с новых, отличных от "старого", традиционного институционализма позиций известен также под множеством иных названий: трансакционная экономика (т.е., подход изучающий трансакции (сделки) и связанные с ними издержки); экономическая теория прав собственности (так как права собственности выступают в качестве важнейшего и весьма специфического понятия данной школы); контрактный подход (поскольку любые организации, от фирмы до государства, понимаются как сложная сеть явных и неявных контрактов).
Представления о рациональном характере поведения индивидов в 50 - 60-е гг. стали активно использоваться применительно к политической сфере, что послужило основой разработки комплекса идей, известных сегодня как теория общественного выбора. Говоря о неэффективности государственного регулирования, сторонники теории общественного выбора (Дж. Бьюкенен, У. Нисканен, М. Олсон, Г. Таллок и др.) перенесли анализ с влияния денежно-кредитных мер на экономику на сам процесс принятия правительственных решений. Они полагают, что люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы, а бизнес и политика тесно взаимосвязаны.
Таким образом, даже простое перечисление основных направлений экономической теории показывает как бурно шло ее развитие, каким многообразием подходов к изучению реальной экономической действительности она характеризуется. В современных условиях нет одной "единственно верной" экономической теории. Наиболее объективное знание об экономике может быть получено только в процессе синтеза подходов разных научных направлений.
Вместе с тем современная экономическая теория характеризуется большей однородностью и единством подхода, чем другие общественные науки. В ней господствует "основное течение" (mainstream), ядром которого является неоклассический подход. Границы его постоянно изменяются, включая новые достижения экономического анализа, например, теорию игр, гипотезу рациональных ожиданий и др. При этом сохраняются общие методологические принципы, характеризующие неоклассический подход. В настоящее время основное течение включает неоклассическую микроэкономику, новую классическую макроэкономику с элементами кейнсианства и неокейнсианских теорий и все в большей мере неоинституциональную теорию. Именно на основе этих теорий и построен настоящий курс экономики и данное учебное пособие.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Назовите три основных этапа развития экономической мысли.
2. С чего начиналась экономическая наука?
3. Какие учения предшествовали появлению классической политэкономии?
4. Кто дал название экономической науке "политэкономия"?
5. Какие школы экономической теории можно отнести к классическому направлению? Почему?
6. Кто открыл трудовое происхождение стоимости? Чем различаются понятия "стоимость" и "потребительная стоимость"?
7. Что является великим открытием К. Маркса?
8. Назовите имена идеологов марксизма в России.
9. Какими методологическими особенностями отличается маржинализм?
10. Кто из российских экономистов занимался разработкой математических методов, используемых в экономических исследованиях?
11. В чем состояла новизна подходов А. Маршалла?
12. Каковы основные заслуги Дж. М. Кейнса?
13. Почему в 70-е годы ХХ в. пришлось отказаться от кейнсианских рецептов регулирование экономики?
14. Кто является наиболее ярким представителем монетаризма?
15. Кого относят к "новым классикам"? Почему их так называют?
16. Как определяется "неоклассический синтез"? Кто из известных экономистов использует неоклассический синтез наиболее полно в своей известной работе?
17. Какое направление современной экономической мысли широко использует в своем анализе понятие "институт"?
18. В чем суть теории общественного выбора?
19. Какой подход является ядром основного течения (mainstream) экономической мысли?
20. Какие направления включает в себя основное течение экономической мысли?
РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА
ТЕМА 3. РЫНОК. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Рыночная экономика Предложение. Закон предложения, Признаки рынка величина предложения Функции рынка Кривая предложения Структура рынка Неценовые факторы предложения Типы и модели рынка Рыночная цена Рыночный механизм Равновесие рынка Саморегуляция рынка Законы рыночного ценообразования Конъюнктура Государственное регулирование цен Конкуренция Выигрыш потребителя Спрос. Закон спроса, величина и выигрыш производителя спроса Эффективность рынка Кривая спроса Модель Вальраса Неценовые факторы спроса Модель Маршалла Нормальный (стандартный) товар Паутинообразная модель Низкий (малоценный) товар Эластичность спроса по цене, Товар Гиффена по доходу Товары престижного спроса Эластичность предложения Перекрестная эластичность
3.1. СУЩНОСТЬ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Рыночная экономика, базируясь на принципах экономической целесообразности и используя мощные стимулы к обновлению производства внедрением достижений науки и техники, за несколько веков своего существования выявила по сравнению с другими экономическими системами явные экономические преимущества. И хотя механизм рынка нельзя считать абсолютно идеальным, поскольку только с его помощью без подключения государственного воздействия нельзя решить значительные проблемы социального развития, человечество не знает более рациональной системы организации общественного производства.
Рынок имел место во многих цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Необходимость рынка вызвана общественным разделением труда, экономической обособленностью производителей, основанных на разных формах собственности, и потребностью выхода национальной экономики на мировое экономическое пространство в целях обеспечения ее дальнейшего экономического роста.
Рыночная экономика - это особая форма организации хозяйства, при которой потребители и производители для решения основных проблем экономики взаимодействуют между собой посредством рыночного механизма.
В понимании сущности рынка в истории экономической науки высказывались разные позиции. Первоначально рынок характеризовался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Позднее французский экономист А. Курно подчеркнул, что рынок - это не просто рыночная площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются. Наиболее распространенным в неоклассической экономической литературе определением рынка является понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения).
Основной недостаток приведенных определений состоит в том, что содержание рынка в них сводится только к сфере обмена. Тогда как рынок и рыночная экономика - это система экономических отношений между людьми, охватывающая, прежде всего, процесс производства товаров и услуг по рыночным законам, а также процессы распределения, обмена и потребления по законам рынка, основными из которых являются закон стоимости, закон спроса и закон предложения. Рынок выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на товарно-денежных связях, финансово-кредитной системе и использовании разнообразных форм собственности.
Можно назвать признаки рынка, выявляющие его сущность:
1. Экономическая самостоятельность субъектов рыночных отношений: свобода выбора экономической деятельности как предпринимателями, так и наемными работниками; их равноправное партнерство по поводу купли-продажи своих товаров; преобладание развитой системы хозяйственных связей друг с другом; почти полное отсутствие администрирования.
2. Либеральные (свободные) цены: никто не вправе законом устанавливать рыночные цены (хотя нельзя не отметить, что в условиях современного рынка на эти процессы оказывают влияние, особенно косвенно, государство и, в той или иной степени, несовершенные конкуренты).
3. Определяющее влияние потребителя на производителя (а не наоборот, как в командно-административной системе); отсутствие дефицита.
4. Конкуренция как экономический рычаг развития рыночной экономики.
5. Обязательное использование по экономическому назначению рыночной инфраструктуры: банков, бирж, страховых компаний и др.
6. Превращение национальной экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и участием в международных экономических организациях.
Основными функциями рынка, раскрывающими его роль в развитии экономической системы, являются следующие:
1. Рынок опосредует разделение труда между производителями различных товаров и услуг.
Сколько, например, нужно поставить минеральных удобрений и сколько и каких произвести сельхозмашин, определят покупатели этих товаров, на потребности которых отреагируют их производители. Рынок установит основные пропорции на микро- и макроуровнях. Он сформирует оптимальную структуру экономики, эффективно распределив ресурсы.
2. Информационная функция рынка проявляется в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает субъектам экономики объективную информацию о характере их дальнейшего поведения.
3. Стимулирующая функция рынка заключается в том, что при изменении рыночной ситуации, когда объективно снижаются цены и сокращается производство того или иного товара, его производитель изыскивает возможность уменьшения издержек производства, внедряя новую технику и более совершенную технологию. Иными словами, рыночная экономика стимулирует рост производительности труда и научно-технический прогресс.
4. Санирующая функция рынка обеспечивает с помощью конкуренции очищение экономики от неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и способствует развитию более предприимчивых и эффективных. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.
Обобщая сказанное, можно утверждать, что самая главная черта рыночной экономики в том, что она является саморегулирующейся системой. Причем, саморегуляция, как мы увидим ниже, осуществляется стихийно с помощью элементов рыночного механизма. Действует регулирующая "невидимая рука": "Каждый отдельный человек, имея в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем, в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им".2
Однако в современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой" рынка, но и государственными рычагами при сохранении регулирующей роли рынка, во многом определяющей сбалансированность хозяйства.
Рыночная экономика характеризуется сложной структурой, которую классифицируют по различным критериям, основными из которых являются:
1. По характеру объекта товарного обмена различают рынки товаров и услуг, рынки капитала, рабочей силы, ценных бумаг, рынки земли и природных ресурсов и др.
2. По форме конкуренции выделяют рынки совершенной и несовершенной конкуренции.
Исходя из определенных признаков, можно выделить следующие типы рынков.
1. Неразвитый рынок, когда рыночные отношения носят случайный характер, присутствует бартер, но и здесь рыночный механизм играет определенную роль.
2. Свободный классический рынок, или рынок совершенной конкуренции, черты которого сложились с конца XV до середины XIX вв.
3. Современный рынок, который называется большинством экономистов как "регулируемый рынок", когда общество использует в оптимальном сочетании рыночные и государственные средства регулирования экономики. Государство, стремясь смягчить удары стихийных рыночных сил по интересам отдельных членов общества, участвует в регулировании экономических процессов как прямо (через госзаказ, целевое финансирование), так и косвенно (через налоговую, кредитно-денежную систему, амортизационную, таможенную политику).
В связи с историческими особенностями рыночных условий хозяйствования различают следующие модели современной рыночной экономики: "либеральную модель капитализма" США, японскую модель, модель "социально-ориентированной рыночной экономики", модель "функциональной социализации" Швеции, южно-корейскую, итальянскую модель и др.3
3.2. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
Будучи саморегулирующейся системой, рыночная экономика решает проблемы экономического выбора с помощью особого механизма, все элементы которого находятся под влиянием цен, конъюнктуры рынка (в основе ее - соотношение спроса и предложения) и конкуренции.
Допустим, что в результате роста дохода люди стали достаточно зажиточными и решили изменить рацион своего питания, употребляя больше мясные продукты, а не один картофель. Вследствие роста спроса на мясо и сокращения на картофель, цены на мясо возрастают, а на картофель понижаются. В результате производители картофеля терпят убытки, а скотоводы получают дополнительный доход, который позволяет им расширить производство мяса, ввести новые пастбища, использовать новейшие технологии выращивания скота. Высокие цены на мясо привлекут в эту отрасль новых предпринимателей и новые капиталы; рабочие, видя, что их труд оплачивается более высоко, перейдут в эту отрасль. В итоге производство мяса увеличится, а производство картофеля уменьшится.
Какие же инструменты способствовали подобным изменениям?
Во-первых, цены. Их изменение послужило ориентиром для производителей при определении необходимости смены объемов производства и в конечном счете это повлияло на выбор новых технологий производства. Цены предопределили и то, кем при данных уровнях дохода будет потреблена производимая продукция.
Во-вторых, конъюнктура рынка. Модификации в соотношении спроса и предложения породили колебания рыночных цен. Через эти колебания установился тот их уровень, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения, производства и потребления.
И, в-третьих, большую роль оказала конкуренция как между производителями продукции, так и между ее потребителями.
Конкуренция выступает как главная регулирующая система в рыночной экономике, обеспечивающая взаимодействие спроса и предложения и уравновешивающая рыночные цены. Конкуренция - соперничество на рынке за лучшие, экономически более выгодные условия производства и реализацию товаров и услуг. За рыночной конкуренцией скрывается борьба производителей друг с другом, потребителей между собой и продавцов и покупателей. Это соперничество - важное условие эффективного развития экономики, поскольку стимулирует развитие научно-технического прогресса, обновление ассортимента и улучшение качества товаров.
Конкуренция не преодолевает ограниченности ресурсов в экономике, но может ослабить эту ограниченность, так как фирмы будут искать оптимальный способ использования ресурсов.
Конкуренция, сопровождаемая совершенствованием производства и снижением цен на выпускаемые товары, в конечном счете приводит к повышению уровня жизни в стране. Так, например, в 1973 - 1974 гг. простейшие наручные электронные часы можно было купить в Нью-Йорке за 150-200 дол. Через несколько лет в силу усилившейся конкуренции между производителями часы с большим набором показателей (двойное время, день, месяц, год, торжественные дни и музыка к ним, калькулятор и т.д.) стоили в 10 раз меньше, а величина спроса изменилась в тысячи раз.
С другой стороны, конкуренция, не навязывая какого-то уровня потребления каждому человеку (например, по потребностям или поровну), возлагает на него ответственность за степень удовлетворения потребностей в зависимости от его платежеспособности и субъективных решений.
Конкуренция бывает внутриотраслевой и межотраслевой, совершенной и несовершенной.4 Внутриотраслевую конкуренцию выигрывает тот из производителей, у кого затраты труда, при прочих равных условиях, на единицу продукции ниже, что достигается за счет повышения производительности труда. Межотраслевая конкуренция путем перелива капитала из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей и способствует устранению дефицитов на какие-либо товары, потребность которых обозначена.
В силу особой роли конкуренции ее защита является важной функцией государства, которое поддерживает здоровую (в отличие от дикой, недобросовестной) конкуренцию. Многие экономисты считают, что конкурентоспособность в современных условиях должна стать определяющим критерием экономической целесообразности производства.
3.3. СПРОС. ЗАКОН СПРОСА. КРИВАЯ СПРОСА
Обратимся сначала к поведению в рыночной экономике потребителей. Обобщающим термином, описывающим их поведение, является спрос. Как экономическая категория, спрос - это платежеспособная потребность. Если человек видит в магазине модную вещь, но не имеет средств, чтобы ее приобрести, то его потребность нельзя рассматривать как спрос.
Само явление спроса может быть охарактеризовано при помощи следующих понятий: закон спроса, величина спроса, характер спроса, кривая спроса.
Закон спроса выявляет причинно обусловленную зависимость платежеспособности покупателя от изменения цен на рынке. Его сущность: при прочих равных условиях спрос изменяется в обратной зависимости от цены. Термин "при прочих равных условиях" означает, что все другие факторы, или переменные, рассматриваются как неизменные величины, или константы. Иными словами, если все прочие условия равны, то снижение цены приводит к увеличению количества покупаемых товаров и наоборот.
Причинами этого являются, во-первых, "эффект увеличения дохода" для потребителя, и он может за эту цену приобрести больше товаров и, во-вторых, "эффект замещения", который состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше товаров они будут покупать, а чем ниже ценовой барьер, тем большее его количество они приобретут. Закон спроса не действует в следующих случаях:
1. При ажиотажном спросе вследствие ожидаемого повышения цен.
2. Для некоторых редких и дорогостоящих товаров, таких, как золото, драгоценности, антиквариат, которые сами являются средством помещения денег.
3. При переключении спроса на более новые и качественные товары (например, с пишущих машинок - на компьютеры: снижение цен на пишущие машинки не приведет к повышению спроса на них).
Функциональную зависимость между ценой и спросом можно изобразить графически с помощью кривой спроса.
Кривая спроса показывает, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент.
В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену - Р) по вертикальной (ось ординат), а зависимую (спрос - D) по горизонтальной оси (абсцисс). Спрос на товар находится в функциональной обратной зависимости от его цены: QD = f (P), спрос - функция от цены.
Обратная пропорциональность двух величин в экономической литературе изображается в виде отрезка ниспадающей прямой (рис. 3.1).
P
P1
P2 D
0 Q
Q1 Q2 P
P1
P2
D
Q
Q1 Q2
Рис. 3.1. Графики кривой спроса:
Р - цена, Q - количество приобретаемого товара, D - кривая спроса; при цене Р1 - спрос на товар Q1; при Р2 - спрос Q2
В данном случае речь идет об изменении величины (или объема) спроса, она меняется, когда изменена только цена данного товара.
Однако цена является не единственным фактором, оказывающим влияние на желание и готовность потребителей приобрести товар. Изменения, которые вызваны воздействием всех других факторов, кроме цены, происходят под действием неценовых факторов спроса. Тогда говорят об изменении характера спроса. Изменение неценовых факторов, которые считались постоянными, могут привести как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения спроса. К неценовым факторам относятся:
1. Изменения в доходах населения. Если доходы растут, то у покупателей возникает желание приобретать больше товаров: высококачественной одежды и обуви, товаров длительного пользования и т.п.
2. Изменения в структуре населения. Например, увеличение рождаемости приводит к росту спроса на детские товары; старение населения влечет за собой увеличение спроса на лекарства и предметы ухода за пожилыми людьми.
3. Изменение цен на другие товары. Например, повышение цен на говядину может привести к росту спроса на продукт заменитель - свинину.
4. Изменение вкусов потребителей, моды, привычек, а также другие факторы, не связанные с ценой.
На графике влияние неценовых факторов на спрос (рис. 3.2) может быть изображено как сдвиг кривой спроса вправо (рост спроса - D2) или влево (снижение спроса - D1).
P
P
D2
D
D1
0 Q Q1 Q Q2
Рис. 3.2. Влияние неценовых факторов на спрос
Кривая спроса выражает цену покупателя, т.е. максимальную цену, которую он готов уплатить при покупке данного товара. Если рыночная цена окажется выше, то часть потребителей уйдет с рынка, и это будет потерей для покупателя.
Исходя из различий в видах товаров, меняется характер спроса на них. Так выделяют:
1. Нормальный, стандартный, новый товар (мясо по сравнению с картофелем; масло по сравнению с маргарином; компьютер по сравнению с пишущей машинкой и т.п.) - это товар, объем спроса на который увеличивается с ростом дохода.
2. Низкий (малоценный, низкокачественный) товар - на него объем спроса падает с ростом дохода: потребление хлеба, картофеля сокращается и увеличивается потребление мясных продуктов, фруктов, овощей и т.п.
3. Товар Гиффена - малоценный товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который изменяется в том же направлении, что и цена (это исключение из общего закона спроса в экономической литературе называется "парадоксом Гиффена" по имени экономиста, впервые его описавшего).
4. Товары престижного спроса - изменение спроса на них описывается эффектом Веблена, эффектом сноба - распространяется на предметы роскоши с высокими ценами, которые приобретаются для того, чтобы отличиться от других, произвести неизгладимое впечатление, демонстрируя престижное потребление дорогих товаров.
Особенности спроса в современных условиях экономики РФ.
1. Вследствие значительной монополизации рынка отсутствуют отечественные товары - субституты.
2. Уменьшение доходов (снижение уровня жизни) приблизительно в два раза повышает спрос на малоценные товары. Парадокс Гиффена особенно наблюдался в России первой половины 90-х гг. По основным продуктам питания уровень потребления в 1994 г. по сравнению с 1990 г. упал на 30-60 %, а потребление картофеля и хлеба увеличилось на 16 %, хотя цены на них росли быстрее общего уровня потребительских цен.
3. В структуре доходов населения выросла до 78 % доля потребления первичных благ, что свидетельствует также о снижении уровня жизни.
3.4. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
* Предложение - это обобщающий термин, характеризующий поведение фактических и потенциальных продавцов товара.
* Предложение - это желание и способность продавцов предоставлять товары для продажи на рынке. Основным условием, определяющим предложение продавцов (производителей), как и потребителей, и является также цена товаров. Суть закона предложения: при прочих равных условиях предложение изменяется в прямой зависимости от изменения цены, т.е. по мере роста цены производители предлагают к продаже большее количество товаров и услуг, а по мере их падения - меньшее.
* Такая реакция предложения на цену объясняется тем, что, во-первых, фирмы данной отрасли при повышении цены приведут в действие для производства резервные мощности, если они есть, что повлечет за собой увеличение предложения. Во-вторых, в случае продолжительного и устойчивого повышения цен в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и предложение.
* Этот закон можно также изобразить графически с помощью кривой положительного наклона или просто прямой, которую мы будем называть кривой предложения (S) (рис. 3.3).
*
* P S
*
*
* P2
*
*
* P1
*
* Q * P
* S
*
* P2
*
*
*
* P1
* Q * Q1 Q2 * Q1 Q2 *
* Рис. 3.3. Кривая предложения
* QS = f (P) Предложение - функция от цены
* (при цене Р1 - предложение Q1), (при Р2 - предложение Q2)
*
Кривая предложения - кривая, которая показывает, какое количество благ готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени; она имеет положительный наклон, свидетельствующий о реакции производителей на рыночные стимулы. Другое объяснение закона заключается в том, что положительный наклон кривой предложения выражает растущие затраты на производство дополнительной единицы продукции при фиксированных производственных возможностях. Например, чтобы поставить на рынок больше кофе, необходимо расширить его плантации в то время, когда наиболее пригодные земли уже заняты, нанимать дополнительных работников, отвлекая их от других сфер деятельности, создавать новые мощности по переработке урожая на средства, которые могли быть вложены в другую отрасль.
Движение вдоль кривой предложения называют изменением величины предложения.
На предложение блага оказывают воздействие не только цены самого блага, но и неценовые факторы, среди которых можно выделить следующие:
1. Изменение издержек - затрат фирмы. Снижение издержек в результате, например, технических нововведений или снижения цен на сырье и материалы приводит к росту предложения. И наоборот, увеличение издержек вследствие повышения цен на экономические ресурсы вызывает уменьшение предложения.
2. Количество продавцов на рынке. Чем больше продавцов однотипного товара на рынке, тем быстрее растет предложение и наоборот.
3. Налоги и субсидии.
4. Природные катастрофы, войны.
Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Различают мгновенный, краткосрочный и долгосрочный периоды в деятельности фирм. В мгновенный период все факторы производства постоянны; в краткосрочный период некоторые факторы (сырье, рабочая сила) могут стать переменным, а основные производственные мощности фирма не может изменить, а только лучше их использовать. Долгосрочный период достаточен для изменения всех привлекаемых ресурсов, включая производственные мощности.
На графике влияние неценовых факторов на предложение (рис. 3.4) может быть изображено, как сдвиг кривой предложения вправо вниз (рост предложения - S2) или влево вверх (сокращение предложения - S1).
P
S1
S
S2
P
Q Q1 Q Q2
Рис. 3.4. Влияние неценовых факторов на предложение
Кривая предложения выражает цену продавца, т.е. минимальную цену, при которой он готов продать свой товар. Если рыночная цена по каким-либо причинам будет ниже, то часть продавцов уйдет с рынка или будет нести убытки.
Особенностями предложения в переходной экономике РФ являются:
1. Падение предложения отечественных товаров в связи с падением производства в 90-е гг.
2. Рост предложения импортных товаров в связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности.
3. Рост налогов тормозил развитие производства, а значит, и предложения.
4. Инфляция обусловливала высокий банковский процент, невыгодность долгосрочных кредитов и падение инвестиционной активности, а значит, тормозила рост производства и предложения.
5. Недоиспользование производственных мощностей и рабочей силы.
3.5. РЫНОЧНАЯ ЦЕНА И РАВНОВЕСИЕ В ЭКОНОМИКЕ.
МОДЕЛЬ ВАЛЬРАСА, МАРШАЛЛА,
ПАУТИНООБРАЗНАЯ МОДЕЛЬ ЦЕНЫ
Рассмотренные по отдельности спрос и предложение показывают, что происходит с покупками и продажами при изменении цены. Но как устанавливаются сами рыночные цены, можно понять, объединив анализ спроса с анализом предложения.
Вступая в рыночное взаимодействие, продавцы и покупатели преследуют свои интересы. Продавцы хотят продать дороже, а покупатели купить дешевле. На рынке свободной конкуренции каждая сделка между продавцом и покупателем осуществляется добровольно по согласованной цене. При этом каждый из них поступает рационально и стремится максимизировать свой интерес, т.е. получить наибольшую выгоду. Рынок уравновешивает две противоположные силы: продавцов и покупателей, производителей и потребителей, спрос и предложение. В результате взаимодействия большого числа продавцов и покупателей на конкурентном рынке продавцы реализуют свой товар, а покупатели приобретают его. Следовательно, на таком рынке устанавливается равновесие между спросом и предложением. Такое состояние рынка называется равновесным. Равновесие вообще - это состояние баланса между противоположными силами.
Чтобы графически отобразить подобное равновесное состояние рынка, надо кривые спроса (D) и предложения (S) наложить друг на друга (рис. 3.5).
P
S
E
PE
D
0 Q QE