<< Пред.           стр. 4 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

 Рис. 3.5. Установление равновесной цены и равновесного объема
 производства в экономике
 
  Точка Е, в которой пересекаются кривые спроса и предложения, называется точкой равновесия (от equilibrium - равновесие); PЕ - равновесная, или рыночная цена; QЕ - равновесный (рыночный) объем производства.
  Установленная равновесная цена на рынке отражает достижение оптимального состояния, при котором товаров произведено и предложено на рынке столько, сколько требуется и сколько способен купить покупатель. При таком состоянии рынка достигается максимальная эффективность. В этих условиях и покупатель, и продавец достигают намеченных целей, в полном объеме реализуя свои интересы, спрос равен предложению, отсутствуют и дефициты, и излишки произведенных товаров, экономические ресурсы распределены наиболее эффективно.5
  Цена равновесия - главный координатор на рынке. Она информирует и производителей и покупателей о том, при каком ее значении имеет смысл обеспечить такой-то объем предложения и предъявить такой-то объем спроса. Все, что будет произведено сверх данного объема предложения, окажется бессмысленной тратой ресурсов: труда, земли, капитала, предпринимательских способностей. А то, что будет недопроизведено до данного объема, окажется прямым ударом по потребностям, т.е. будет прямым социальным ущербом для общества.
  Что же лежит в основе цен?
  Если К. Маркс характеризует цену как денежное выражение стоимости товара, то неоклассик А. Маршалл, объединяя в своей теории рыночного ценообразования три концепции ("предельной полезности" маржинализма, "издержек производства" Сэя и "спроса и предложения"), равновесную цену рассматривает одновременно как "цену покупателя", так и "цену продавца". Он писал: "Мы могли бы с равным основанием спросить о том, регулируется ли ценность полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц".6 Действительно, кривая спроса на товар зависит от его полезности для покупателя, а кривая предложения определяется уровнем издержек. Равновесная же цена, вокруг которой колеблется действительные цены, определяется точкой пересечения этих кривых. Причем, подчеркивал А. Маршалл, чем короче период, тем больше надлежит учитывать в анализе влияние спроса на ценность, а чем этот период продолжительнее, тем большее влияние приобретает значение издержек производства на ценность товара.
  Конечно, реальная продажная цена товара может отличаться от равновесной, рыночной, поскольку условия на рынке постоянно меняются, что приводит к колебаниям спроса и предложения. Тем не менее, на совершенном, конкурентом рынке такое равновесие рано или поздно восстанавливается. Различают частное равновесие, характеризующее отдельные рынки, и общее равновесие, относящееся ко всей экономической системе в целом. Установление цены подчиняется законам рыночного ценообразования.
  1. Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.
  2. Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.
  Так, если сократится (увеличится) спрос при постоянном предложении, то уменьшится (увеличится) равновесная цена и равновесный объем производства (рис. 3.6).
 
  P D0
  D1 S
 
  PE0 E0
  Е1
  PE1
 
 
 
  0 Q QE1 Q0
 Рис. 3.6. Изменение равновесной цены и равновесного объема
 при изменении спроса и постоянном предложении
 
  Если же сократится (увеличится) предложение при постоянном спросе, то уменьшится (увеличится) равновесный объем производства и повысится (понизится) равновесная цена (рис. 3.7).
 
  P
  S1
  D
  S0
  E1
  PE1
 
  PE0 E0
 
 
  0 Q QE1 QE0
 Рис. 3.7. Изменение равновесной цены и равновесного объема
 при изменении предложения и постоянном спросе
 
  Итак, в условиях свободной конкуренции под воздействием законов рыночного ценообразования цены выравниваются автоматически. Но рыночное ценообразование может быть нарушено или деятельностью несовершенных конкурентов, или под влиянием государства посредством установления различных видов налогов, а также с помощью непосредственного вмешательства в регулирование цен. Обычно в цивилизованных рыночных системах государственное вмешательство в процессы рыночного ценообразования проводится очень аккуратно и имеет своей целью стимулирование производства, а также компенсирование негативных сторон рыночной экономики.
  Во-первых, государство (на уровне федеральных и региональных органов) регулирует цены естественных монополий.7
  Во-вторых, роль государства в регулировании цен заключается не в постоянном установлении конкретных цен на все товары, что присуще командно-административной системе, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями решений по ценам; оказании им методологической и методической помощи; разработке правовых норм и законов по ценообразованию.
  Рассмотрим на графике конкретные случаи установления государством цен на некоторые товары выше или ниже уровня равновесного (рис. 3.8).
 
  P
  S
 
  P1
 
  PE E
 
  P2
  D
 
  0 Q Q1 QE Q2
 Рис. 3.8. Воздействие государства на регулирование цен
 и установление равновесия на рынке
 
  Если будет установлена цена Р1 (выше равновесной), в этом случае желания продавцов и покупателей не совпадут. Покупатели при такой цене будут готовы приобрести товар только в количестве Q1, а продавцы захотят предложить его в количестве Q2. Продукция в объеме Q2 - Q1 представит собой излишек на рынке, который не будет куплен. Для того чтобы продать излишки, продавцы предоставят покупателям скидки, цена будет падать до тех пор, пока не установится на уровне РЕ.
  При цене Р2 (ниже равновесной) продавцы произведут только Q1, а покупатели будут желать приобрести товар в объеме Q2. Несовпадение интересов продавцов и покупателей выразится в возникновении дефицита товара в объеме Q1 - Q2. Желающие купить недоступный товар будут переплачивать до тех пор, пока цена не поднимется до уровня цены равновесия РЕ.
  Примером установления государством США высокой цены являются многочисленные случаи завышения цен на сельскохозяйственные товары фермеров, чтобы спасти их от разорения и обеспечить достаточно высокий уровень жизни. Однако при завышенных ценах образуются излишки непроданной пшеницы, кукурузы, которые скупаются федеральным правительством за счет средств госбюджета и в дальнейшем экспортируются на мировом рынке.
  Заниженные цены государство обычно устанавливает в период инфляции, замораживая цены на короткий период на предметы первой необходимости, и тем самым препятствует снижению жизненного уровня основной массы населения. Нехватку товаров как результат занижения цен по сравнению с уровнем равновесия обычно решают с помощью рационирования спроса введением карточной системы или других форм нормированного распределения.
  Как выявляет практика, образование равновесной цены даже в условиях совершенной конкуренции - процесс сложный и длительный. В результате установления такого равновесия выигрывают и потребители, и производители. Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, величину излишка, или выигрыша потребителя графически (рис. 3.9) можно изобразить через площадь PmaxEPE; в свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены (Pmin), которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы (при совокупных издержках OPminEQE). Разница между общей выручкой и совокупными издержками составляет выигрыш производителей - PEEPmin.
 
  P
  Pmax Выигрыш потребителей
  S
 
  E Выигрыш производителей
  PE
  Издержки производства
 
  Pmin
  D
  0 G QE
 Рис. 3.9. Цена равновесия и выигрыш потребителя и производителя
 
  Эффективность рынка определяется совместным учетом выигрышей (излишков) потребителей и производителей. Общий излишек представляет общую ценность товара для потребителей за вычетом издержек производителей. Именно равновесие спроса и предложения приводит к максимизации общих излишков, и тем самым к эффективному распределению ресурсов. Поскольку равновесная цена значительно превышает издержки у тех производителей, затраты которых ниже средних, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая эффективность функционирования национальной экономики в целом.
  Рыночное равновесие существует там и тогда, где и когда уже исчерпаны возможности изменения рыночной цены или количества продаваемых товаров.
  Существует несколько подходов (моделей) к анализу установления равновесной цены: модель Вальраса, Маршалла, паутинообразная модель.
  Главным в подходе Л. Вальраса (рис. 3.10) является разница в объеме спроса и предложения.
  Если существует избыток спроса Q2 - Q1 при цене Р1, то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цен до тех пор, пока не исчезнет избыток.
  В случае избытка предложения (при цене Р2) конкуренция продавцов приводит к исчезновению его и установлению цены равновесия.
 
  P Избыток S
  A предложения
  P2 B
 
  PE E
 
  С Избыток спроса K
  P1
  D
  0 Q Q1 QE Q2
 Рис. 3.10. Модель формирования равновесной цены по Л.Вальрасу
 
  Главным же в подходе А. Маршалла (рис. 3.11) при формировании равновесия является разность цен между низкой ценой Р1 и высокой - Р2. Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цен спроса и цен предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены.
 
 
  S
 
  P2
 
  PE E
 
  P1
 
  D
  0 P Q1 QE Q2
 Рис. 3.11. Модель формирования равновесной цены по А. Маршаллу
 
  Короткий период в деятельности фирм (когда нельзя изменить используемые ресурсы) лучше характеризуется моделью Л. Вальраса; длительный (при возможном изменении всех ресурсов) - моделью А. Маршалла.
  Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей.
  Среди других подходов объяснения механизма установления рыночного равновесия можно отметить паутинообразную модель (рис. 3.12), которая отражает формирование равновесия в отрасли с фиксированным циклом производства (например, в сельском хозяйстве), когда производители, приняв решение о производстве на основании существовавших в предыдущий год цен, уже не могут изменить его объем.
 
  P
  S
 
  Pt
  P2
 
  P4
  PE E
 
  Р3
  P1
 
  D
 
  0 Q Q1Q3 QE Q4Q2 Qt
 Рис. 3.12. Паутинообразная модель
 
  Предположим, производитель куриного мяса ориентировался на цены (Рt) этого года и предлагал определить объем производства (Qt) и в следующем году. Но рынок может выйти из состояния равновесия. Спрос на птицу снизился, и потребитель не купит столько, сколько в прошлом году. Поэтому, чтобы реализовать куриное мясо, производитель будет снижать цену до уровня спроса (до Р1). Но такая низкая цена вынудит какую-то часть производителей покинуть рынок. Предложение упадет до объема Q1, на рынке возникнет дефицит куриного мяса, и цены повысятся до Р2, что вызовет расширение предложения до уровня Q2. В дальнейшем процесс идет по той же схеме, и в конечном итоге, описывая круги, сужающиеся вокруг точки Е, производитель нащупывает равновесную цену (РЕ). Иными словами, установление равновесия может происходить в результате циклических колебаний: если колебания носят затухающий характер, равновесие устанавливается по истечении времени ТЕ (рис. 3.13,а). Если колебания носят равномерный (рис. 3.13,б) или взрывной характер (рис. 3.13,в), то цена равновесия не формируется:
 
  P
 
 
 
 
  PE
 
 
 
  T P
 
 
 
 
 
 
 
 
  T TЕ а б
 P
 
 
 
 
 
 
 
 
  T в
 Рис. 3.13. Установление равновесия при: а - затухающих колебаниях;
 б - равномерных колебаниях; в - взрывных колебаниях
 
  Особенности ценообразования в Российской Федерации.
  В советский период ценообразование носило затратный характер, т.е. цены устанавливали производители. Структура экономики носила монополистический характер. Наличие государственного контроля над ценообразованием фактически ничего не решало, а только частично сдерживало возможный рост цен.
  Сегодня в РФ в отраслях естественных монополий и крупных предприятиях - монополистах сохраняется практика затратного ценообразования. Для предприятий средних размеров и мелких предприятий свойственен переход к рыночной системе ценообразования. Рыночные цены будут способствовать формированию рациональной структуры национальной экономики.
 
 
  3.6. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
  ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ЭЛАСТИЧНОСТИ
 
  Как известно, экономические переменные взаимосвязаны и реагируют на изменение друг друга. Экономисты широко используют процентное исчисление для выражения способности одной переменной реагировать на изменение другой, эта способность обозначается термином эластичность. Эластичность - мера реакции одной переменной на изменение другой, выраженная как отношение их процентных изменений.
  Эластичность - одно из важнейших понятий экономической науки. Впервые оно было введено в оборот А. Маршаллом. Эластичность помогает углубить понимание процесса адаптации рынка к изменениям различных факторов.
  Эластичность имеет много аспектов и проявлений. Наиболее часто используют понятие эластичность спроса; при этом различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу и перекрестную эластичность.
  Поскольку определяющим фактором спроса является цена, то важно выяснить, как реагирует на изменение цены количество приобретаемого товара или объема спроса. Степень чувствительности спроса к изменению цены называется ценовой эластичностью спроса. Она определяется по формуле:
 
 где EDP - коэффициент эластичности спроса по цене; ?QD - измененный объем спроса, ?Р - изменение цены.
  Если ED < 1, спрос характеризуется как слабоэластичный, при котором любое изменение в цене не вызывает особого изменения в спросе (например за годы реформ в стране цены на хлеб выросли во много раз, а спрос на этот продукт практически не изменился). Если ED > 1 - спрос эластичный, при котором небольшое изменение в цене вызывает значительно большее изменение спроса (так американские экономисты подсчитали, что при увеличении цены на автомобиль в 2 раза, спрос на него падает в 4 раза и т.п.). Если спрос совсем не эластичный, говорят о нулевой эластичности, т.е. изменение цены не приводит ни к какому изменению объема спроса. При ED = 1 динамика спроса полностью повторяет динамику цены. Если ED = ? - бесконечно эластичный спрос, когда имеется только одна цена, фирма продает продукцию на рынке совершенной конкуренции (рис. 3.14).
 
 P ED < 1 ED = 0
 
 
  ED > 1
 
  ED = ?
 
 
 
  ED = 1
  Q
 Рис. 3.14. Важнейшие виды эластичности спроса:
 абсолютно неэластичный спрос (ED = 0), совершенно эластичный спрос
 (ED = ?), единичной эластичности (ED = 1); эластичный (ED > 1),
 неэластичный (ED < 1)
 
  К товарам неэластичного спроса (ED < 1) относятся:
  1) предметы первой необходимости (хлеб, соль, лекарства, обувь, электричество и т.п.);
  2) вещи, цена которых малоощутима для семейного бюджета (карандаши, зубная щетка и т.п.);
  3) труднозаменяемые товары (электрическая лампочка, бензин, билет на концерт известного певца и т.п.).
  Товары эластичного спроса (ED > 1):
  1) предметы роскоши (драгоценности, деликатесы и т.п.);
  2) вещи, цена которых ощутима для семейного бюджета (мебель, холодильник, телевизор и т.п.);
  3) легко заменяемые товары - субституты (яблоки - апельсины и т.п.).
  Кроме того, эластичность зависит от фактора времени - в долгосрочном периоде спрос более эластичен, чем в краткосрочном, поскольку для приспособления необходимо время. Так в 1973 г., когда в 4 раза выросли мировые цены на нефть, спрос прореагировал на это повышение относительно вяло: ни потребители, ни производители не могли быстро сократить потребление нефти. Но со временем, когда структурная перестройка экономики развитых стран обеспечила материало- и энергосберегающий тип производства и потребления, спрос на нефть резко упал.
  Эластичность спроса по доходу (EDJ) - отношение процентного изменения объема спроса на товар и процентному изменению дохода, т.е.
 
 где, ?J - измененный доход.
  Если потребитель увеличивает объем закупок при возрастании дохода, то EDJ > 0: речь идет о стандартных нормальных товарах (дополнительной паре обуви, например, которую потребитель может купить при выросшем доходе). Если при этом рост спроса опережает рост дохода (EDJ > 1), то говорят о высокой эластичности спроса по доходу (на товары длительного пользования - автомобили, компьютеры, для приобретения которых люди берут кредиты или тратят сбережения). Когда же EDJ < 0 речь идет о низкокачественных товарах, которые с увеличением дохода покупают меньше. Для предметов роскоши EDJ > 1: спрос растет быстрее дохода и не имеет пределов насыщения. При EDJ = 1 спрос растет в меру дохода, такая эластичность по доходу присуща товарам вторичного спроса.
  Перекрестная эластичность (EDАВ) - процентное изменение спроса на товар (А) относительно изменения цен на товар (В):
 
  Если EDАВ > 0, то это товары - субституты, и повышение цены одного ведет к увеличению спроса на другой (например, разные виды топлива). EDАВ < 0 характеризует товары - комплементы: повышение цены на один ведет к падению спроса на второй. EDАВ = 0 - это независимые товары, повышение цены на один не влияет на объем спроса на другой.
  Как и для спроса, осуществляется оценка эластичности предложения (Es). Степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения.
 
 где ?Qs - измененная величина предложения.
  Если предлагаемое количество товаров (Qs) при изменении цен на них остается неизменным, то имеем дело с неэластичным предложением (Es = 0). Когда же малейшее уменьшение цены на товар обусловливает сокращение предложения, а малейшее увеличение цены ведет к его увеличению, то это абсолютно эластичное предложение (Es > 1). Если Es = ? - это предложение фирмы в долгосрочном периоде при стабильной цене (рис. 3.15).
 
 P ES = 0 ES < 1
  ES = 1
 
  ES > 1
 
  ES = ?
 
 
 
 
  0 Q
 Рис. 3.15. Виды эластичности предложения
 
  При характеристике эластичности предложения важное значение имеют следующие обстоятельства:
  Во-первых, одним из определяющих факторов эластичности предложения товара является мобильность факторов его производства; от скорости перемещения этих факторов из других областей применения зависит возможность продавцов быстро изменять объемы производимой продукции. Например, предложение земли, на которой можно вырастить виноград, неэластично, так как расширить ее практически невозможно (Еs = 0). Наоборот, такие товары, как компьютеры, мороженое, автомобили, характеризуются эластичным предложением, поскольку их производители могут увеличить их производство при росте цен.
  Во-вторых, эластичность предложения в значительной степени зависит от временного интервала. Как и в случае со спросом, эластичность предложения возрастает на долгосрочных временных интервалах. В долгосрочном периоде факторы производства более мобильны, и адаптация производителей к новым рыночным условиям приближает возможности выпуска продукции к изменившемуся рыночному спросу, что приводит к увеличению эластичности предложения.
  Теория эластичности имеет большое практическое значение.
  Во-первых, знание эластичности спроса на свой продукт помогает производителю принимать правильные решения относительно ценовой политики на те или иные производимые ими товары и получать прибыли; покупателям строить свое рациональное поведение при выборе наборов товаров, а государству пополнять доходы государственного бюджета введением косвенных налогов на товары неэластичного спроса.
  Во-вторых, концепция эластичности весьма важна для анализа и объяснения проблем аграрного сектора экономики. Спрос на сельскохозяйственную продукцию неэластичен, поэтому при увеличении объемов производства снижаются не только цены, но и суммарная выручка производителей в агросекторе. Следовательно, сама специфика спроса на товары диктует необходимость государственного вмешательства в данную отрасль (или в виде государственных субсидий, которые гарантируют доходы производителей, или в виде директивного ограничения производства и поддержки крупных хозяйств).
  В-третьих, эластичность спроса и предложения имеет важное значение для анализа и прогнозирования некоторых последствий налогообложения.
  Допустим, государство вводит определенную сумму налога на единицу товара; сумма налога распределяется между производителями этих товаров и их потребителями, а также включает избыточное налоговое бремя, являющееся омертвленными издержками, которые представляют чистую потерю для общества. Эластичность при этом играет большую роль, так как позволяет определить, какую часть налога выплачивают предприниматели, а какую потребители (рис. 3.16).
 
  P S2
 
 
 Платят налог
 потребители S1
  избыточное
 Платят произ- налоговое
 водители бремя
  D
 
 
 
 
  Q Q2 Q1
 Рис. 3.16. Распределение налогового бремени
 
  В случае эластичного спроса (на мебель, телевизоры и т.п.) большая часть налогов оплачивается производителями, а в случае неэластичного спроса (на хлеб, спички, соль, лекарства и т.п.) - потребителями.
  Наоборот, если предложение эластично (в длительный период деятельности фирм), то большая часть налога падает на потребителей, а если неэластично (в мгновенный и краткосрочный периоды), то на производителей.
  В-четвертых, анализ эластичности спроса по доходу позволяет прогнозировать будущий спрос и изменение отраслевой структуры экономики. Как показывает опыт развитых стран, по мере роста богатства страны отрасли, производящие низкие товары, сокращаются; отрасли, производящие предметы первой необходимости, растут темпами ниже среднего; а отрасли, производящие предметы роскоши, растут темпами выше среднего.
  Таковы особенности рыночной экономики и некоторые направления экономической политики в ней.
 
 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
 
 1. Что такое рынок?
 2. Каковы признаки рыночной экономики?
 3. Какие функции выполняет рынок?
 4. Каковы различия в моделях современной рыночной экономики?
 5. По каким критериям классифицируются рынки?
 6. Какова роль конкуренции в рыночной экономике? Ее виды и типы.
 7. Сущность спроса как экономической категории.
 8. Что выражает закон спроса? В каких случаях он не действует?
 9. Как изображается кривая спроса?
 10. Какие факторы называются неценовыми и как они влияют на кривую спроса?
 11. Что такое "нормальный", "низкий", "товар Гиффена", и как меняется характер спроса на них?
 12. Каковы особенности спроса в современных условиях переходной экономики РФ?
 13. Что называется функцией предложения и как изображается ее кривая?
 14. Как влияют неценовые факторы на кривую предложения?
 15. Каковы особенности предложения в РФ?
 16. Как устанавливается рыночное равновесие?
 17. В чем суть рыночной цены? Каковы законы рыночного ценообразования?
 18. Какими способами государство влияет на рынок?
 19. Что называют излишками потребителей и производителей?
 20. Что называют эффективностью рынка?
 21. Каковы принципы установления равновесной цены по моделям Вальраса, Маршалла и паутинообразной модели?
 22. Что называют эластичностью спроса и как она определяется?
 23. Что называют эластичностью предложения?
 24. Перечислите основные виды эластичности спроса и предложения.
 25. Чем отличается эластичность спроса по цене от эластичности по доходу?
 26. Каковы направления в изменениях ценовой политики продавцов при учете различий эластичности спроса покупателей?