<< Пред.           стр. 6 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

  В
  .
  0 X
  Xe
 Рис. 4.11. Положение равновесия потребителя
 
  Если кривая безразличия пересекается бюджетной линией, то на соединяющем обе точки такого пересечения отрезке АВ наверняка найдется хотя бы одна точка, лежащая одновременно на более высокой кривой безразличия. Поэтому в нашем примере мы переместимся с кривой безразличия U1 на следующую кривую безразличия U2. Кривая безразличия U2 и линия бюджетного ограничения будут уже не пересекаться, а только касаться друг друга в одной единственной точке Е - точке равновесия потребителя. Она и будет отражать набор, являющийся оптимальным для данного потребителя. При этом наклон кривой безразличия должен быть равен наклону бюджетной линии, а это означает, что выражающая наклон кривой безразличия предельная норма замещения должна быть равна отражающей наклон линии бюджетного ограничения относительной цене первого блага.
 
  Это и есть основное уравнение теории потребительского выбора. Подводя итог анализу потребительского поведения, следует напомнить, что в основе потребления товаров и услуг лежит их свойство быть полезными покупателю. Поэтому базовой категорией всего анализа является "полезность", способы измерения которой несколько различны.
  Если сравнить условия равновесия потребителя в кардиналистской и ординалистской теориях, то мы убедимся, что они тождественны. Так, в кардинализме равновесие потребителя выражается равенством отношения предельных полезностей благ к их ценам:
 
 Данную формулу можно переписать следующим образом:
 
 В ординализме равновесие потребителя связано с предельной нормой замещения:
 
 Предельную норму замещения можно выразить через отношение предельных полезностей благ:
 
  Следовательно, условия равновесия потребителя в кардиналистской и ординалистской теориях тождественны и выражают связь полезности блага с его ценой.
  Рассмотрим потребительский выбор на примере домохозяйства Федоровых, делающих выбор при покупке набора, состоящего из двух замещающих друг друга товаров. При этом замещение понимается, либо как возможность сочетать удовлетворение разных потребностей (питание и одежда), либо как возможность удовлетворить с помощью каждого из рассматриваемых товаров одни и те же потребности (два продукта питания). Принимая решение о составе приобретаемого набора этих товаров, семья анализирует возможные варианты их сочетания с учетом наличия определенной суммы денег в 200 у. е. При этом они учитывают предпочтения и руководствуются действием закона убывающей предельной полезности.
  Проведя многократный опрос семьи, можем свести их ответы в табл. 4.4 и изобразить на графике (рис. 4.12).
 Таблица 4.4
 
 Комбинация Товар А ед. Товар В ед. C 14 30 D 17 25 Е 20 20 F 25 16 G 30 14 QB
 
  30 C
 
  25 D
 
 
  20 E
 
 
  16 F
  G
  14
 
  0 14 17 20 25 30 QA
 
 Рис. 4.12. График кривой безразличия
 
  Пусть домохозяйству Федоровых для удовлетворения потребностей достаточно приобрести 14 единиц товара А и 30 единиц товара В. Точно такое же удовлетворение потребностей им может принести другое сочетание этих товаров. Положим, ответ будет 17 единиц товара А и 25 единиц товара В. Если по субъективным оценкам Федоровых они получают от различных комбинаций товаров А и В одинаковое удовлетворение своих потребностей то говорят, что Федоровы "безразличны" к подобным сочетаниям данных товаров. Отсюда название кривая безразличия.
  Как видно из графика, Федоровы могут приобрести 14 единиц товара А и 30 единиц товара В. Уменьшив до 25 единиц количество товара В, они должны возместить снижение уровня удовлетворения потребностей приобретением 17 единиц товара А, чему соответствует перемещение кривой из точки С в точку D. При этом полезность, приносимая первыми единицами товара А, будет намного выше полезности, теряемой вследствие уменьшения последних единиц товара В. Это вытекает из закона убывания предельной полезности. Снижение объема товара В на 5 единиц компенсируется увеличением товара А на 3 единицы. Дальнейшее уменьшение товара В потребует более значительного увеличения товара А в приобретаемом наборе. А это, свидетельствует о том, что при движении в точку Е полезность единицы убывающего товара В увеличивается, а полезность единицы возрастающего товара А уменьшается. Таким образом, каждый из точек кривой CDEFG соответствует одна и та же суммарная полезность набора товаров А и В. Федоровым безразлично, какой именно набор выбрать, так как все они дают одинаковое удовлетворение потребностей. Строго говоря, мы могли выбрать любую точку на координатной плоскости, отражающую конкретную комбинацию единиц товаров А и В, и построить еще одну линию безразличия проходящую через данную точку. Осуществляя эту операцию n-е количество раз, мы получим карту кривых безразличия. Она позволяет показать на графике взаимосвязь трех переменных: количества товаров А и В и полезности. При анализе поведения покупателя с помощью кривых безразличия возникает вопрос: от какого количества одного товара он готов отказаться, чтобы приобрести дополнительную единицу другого? Для этого вводится понятие предельной нормы замещения, которая отвечает на поставленный вопрос. Например, чтобы купить дополнительные 4 единицы товара В и переместиться из точки F в точку E, Федоровы готовы отказаться от 5 единиц товара А (20 вместо 25) в этом случае предельная норма замещения равна (MRS) -0,8. Значения предельной нормы замещения всегда отрицательны, поскольку абсолютные приращения А и В имеют разные знаки. Кривые безразличия дают описание шкалы личных предпочтений в отношении различных сочетаний товаров и услуг. Но потребительский выбор обусловлен бюджетными ограничениями. Предположим вначале, что цены на одежду и продукты питания, а также доход Федоровых не меняются. Пусть условная единица одежды стоит 5 у. е., а условная единица продуктов питания - 5 у. е. Легко вычислить, что, располагая доходом в 200 у. е., Федоровы могут приобрести в течение месяца, например, 40 единиц одежды и ни одной - питания. Либо 40 единиц питания и ни одной одежды. Отложим по оси Х графика количество приобретаемых единиц продуктов, а по оси Y - одежды. Между величинами количества товаров существует связь, которую можно выразить как: 5x + 5y = 200, которая отражает тот факт, что потребитель не имеет возможности потратить на покупку более имеющихся у него 200 у. е., составляющих бюджетное ограничение. Соединив точки графика одной линией, получим прямую КМ, которая называется бюджетной линией домохозяйства Федоровых.
 
 
  QB
 
  C
  K
  D
 
 
  20 E
 
 
  F
  G
 
  M
  0 20 QA
 
 Рис. 4.13. График потребительского оптимума
 
  На рис. 4.13 показан рациональный выбор семьи Федоровых, который обеспечивает максимальное удовлетворение потребностей, находится в точке касания самой высокой кривой безразличия с бюджетной линией (в точке E). Так в нашем примере потребитель приобретает за свои 200 у. е. 20 единиц одежды и 20 единиц питания. Заметим, что в нашем примере на каждый товар (одежду и продукты питания) потребитель затратит одну и ту же сумму (100 у. е.), что соответствует принципу максимизации полезности.
 
 
  4.5. ЭФФЕКТ ДОХОДА И ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ.
  КРИВАЯ "ДОХОД-ПОТРЕБЛЕНИЕ".
  КРИВАЯ "ЦЕНА-ПОТРЕБЛЕНИЕ"
 
  Изменение дохода потребителя меняет объем его покупок. Проследим влияние изменения денежного дохода покупателя на приобретение благ, сделав допущение, что цены благ, вкусы и предпочтения потребителя остаются неизменными.
  На рис. 4.14 показана максимизирующая покупки комбинация Е, при доходе I, и ценах благ X и Y, соответственно, Px1 и Py1. При возросшем доходе покупатель сможет приобретать больше блага Х, больше блага Y или больше обоих благ, что означает новое равновесное состояние потребителя Е2.
  Y
 
  _I_
  Рy3
 
  _I_
  Рy2 • Е3
 
  _I_ • E2
  Py1 • E1
 
 
 0 Х
 
 I, ден.
  ед.
 
 
  Кривая Энгеля
 
 
  I3 . Е3
 
  I2 • E2
  I1 • E1
  X, шт.
  X1 X2 X3
 Рис. 4.14. Кривая "доход - потребление"
 и построение кривой Энгеля
 
  Если мы соединим точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями - Е1, Е2, Е3, показывающие последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода (рис 4.14), то получим кривую "доход-потребление" или кривую уровня жизни.
  Если кривая "доход - потребление" - луч, выходящий из начала координат под углом 45 градусов, это означает, что с ростом дохода потребитель в одинаковой пропорции увеличивает потребление и блага X, и блага Y. Если же покупки увеличиваются непропорционально, то изменяется угол наклона кривой. При положительном наклоне кривой дохода-потребления, товары называются нормальными товарами. Это означает, что при более высоких доходах приобретается больше товаров, при более низких - меньше.
  Поведение потребителя не вписывается в строго определенную и тем более формализованную шкалу предпочтений покупки одного товара другому. Можно лишь говорить об общих принципах, которыми руководствуются потребители, выбирая товары для покупки.
  Информация, полученная из кривой "доход-потребление" может быть использована для построения кривой Энгеля для товаров.
  Э. Энгель в XIX в. установил закономерность в поведении потребителей, согласно которой по мере увеличения доходов покупателей структура потребления смещается в сторону дорогих товаров. Кривая Энгеля - выражает зависимость между денежным доходом потребителя и количеством приобретаемого товара. При этом доля доходов, затрачиваемых на приобретение товаров первой необходимости, уменьшается, а часть дохода, направляемая на предметы роскоши - увеличивается.
  С одной стороны, уменьшение доли расходов высокодоходной части населения, затрачиваемых на товары повседневного спроса, необязательно означает, что эта категория граждан уменьшает потребление простейших товаров.
  С другой стороны, смещение потребления богатых людей в область дорогих и ценных товаров может происходить и путем замещения более дешевых товаров и услуг, которые "вымываются" из зоны потребления. Интересно отметить, что изменение структуры потребления в соответствии с законом Энгеля наблюдается не только в связи с уже полученным, но даже в связи с ожидаемыми доходами. Вместе с тем закон Энгеля не носит абсолютного характера, так как структура потребностей ряда людей может не зависеть от величины доходов.
 Рассматривая кривую "доход - потребление", мы исходили из постоянства цен благ. Теперь предположим в качестве постоянной величины доход, а в качестве переменной возьмем цену блага Х. Допустим, что цена блага Х снижается, т.е. Px1 >Px2>Px3 и т. д. Графически это выглядит как сдвиг бюджетного ограничения из положения КM1 в положение КM2 (рис. 4.15). Дальнейшее снижение цены отражает прямая КM3. Обозначив точки касания кривых безразличия U1, U2, U3 с бюджетными ограничениями точками Е1, Е2, Е3 и соединив их, получим кривую "цена - потребление".
 
  Y
 
 
 
 
  K
 
  . . .
 
 
 
 
  0 М1 М2 М3 Х
 а
  Px
 
 
  Px1
 
  Px2 Кривая спроса
  Px3
 
  0 X
  Х1 Х2 Х3
 б
 
 Рис. 4.15. Кривая "цена - потребление" (а)
 и построение кривой спроса (б)
 
  На основе этой кривой можно построить кривую спроса (рис. 4.15,б), в этом случае на оси ординат откладывается цена товара X (Px), а на оси абсцисс - количество блага X. При анализе кривой "доход - потребление" мы рассматривали влияние изменения дохода, при анализе кривой "цена - потребление" - влияние изменения цен на относительную замену одного блага другим. Можно определить, в какой степени изменение спроса на благо Х вызвано изменением цены, а в какой - реального дохода. Нисходящий характер кривой спроса отражает закон спроса: чем ниже цена товара, тем на большее его количество предъявляется спрос. Понижение цены на товары имеет одновременно двоякое проявление последствий.
  Можно объяснить действие закона спроса, основываясь на концепциях эффекта замещения и эффекта дохода.
  Во-первых, у покупателей действительно возрастает покупательская способность. Они могут купить за меньшее количество денег большее количество товаров, кроме того, у них останется достаточно средств для дополнительных покупок. Во-вторых, возрастет потребление подешевевших товаров, уменьшится потребление относительно подорожавших товаров. Рассмотрим каждый из этих процессов в отдельности на графике (рис. 4.16).
  Y
 
 
 
 
  K
 
  С0 . Е0 E1
  С1 U2
  К2 Е2
  С2 U1
 
  0 • • • X
  F0 M F2 F1 M2 M1
 
  эффект замещения эффект дохода
 
 Рис. 4.16. Эффект потребительского поведения на рынке
 
  Первоначальная бюджетная линия обозначена КМ. Потребитель максимизирует полезность за счет выбора "потребительской корзины" (одежда и продукты питания) в точке Е0 достигая уровня полезности, соответствующего кривой безразличия U1.
  При снижении цены бюджетная линия проходит по линии КМ1. Теперь в точке E1 на кривой U2 потребитель выбирает свой набор благ. Следовательно, снижение цены продовольствия допускает возрастание реального дохода и повышение удовлетворения потребностей. Сначала потребитель покупает OF0 единиц продуктов, после изменения цены потребление продовольствия увеличилось до OF1, т.е. увеличение объема покупок продуктов питания, представлено отрезком F0F1. На этом фоне заметно снижение покупок одежды от С0 до С1. Отметим, что одежда относительно дорога по сравнению с продовольствием. Эта замена отражается движением вдоль кривой безразличия. Изменение потребления продуктов питания, связанное с изменением их цен, при условии, что степень удовлетворения (или реальный доход) остается неизменным, представляет собой эффект замещения. Он может быть измерен проведением бюджетной линии К2М2 параллельно новой бюджетной линии КМ1, которая отражает более низкую относительную цену продуктов питания, так, чтобы она касалась кривой безразличия U1. При заданной бюджетной линии потребитель приобретает набор товаров в точке E2 и, следовательно, потребляет 0F2 единиц продовольствия. Отрезок линии F0F2 представляет собой эффект замещения, свидетельствующий об увеличении количества требуемых продуктов питания при снижении их цены.
  Эффект замещения - изменение структуры потребительского спроса (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) исключительно в результате изменения относительной цены одного из товаров.
  Рассмотрим изменение потребления продовольствия вызванное ростом дохода при изменении цены. В целом это окажет определенное влияние на средний уровень цен и, следовательно, на величину реального дохода. Покупателю нужно платить уже меньше денег на приобретение того же количества продовольствия. В результате у него появляется дополнительная сумма денег, что равносильно увеличению дохода покупателя. Эти дополнительные средства он может потратить на приобретение любых товаров, в том числе и товара продовольственного.
  Если вернуться к предыдущему графику, то можно сказать, что в таком случае рост продовольствия с OF2 до OF1 произошел под воздействием эффекта дохода. Графически эффект дохода показывается так, что бюджетная линия, проходящая через точку E2, смещается к бюджетной линии КМ1. Потребитель приобретает теперь набор товаров E1 на кривой безразличия U2, а не набор E2 на кривой U1. Эффект дохода отражает движение от одной кривой безразличия к другой, и, таким образом, с его помощью можно измерять динамику покупательной способности потребителя.
  Эффект дохода - это изменение спроса потребителя исключительно вследствие изменения реального дохода.
  В случае с нормальными товарами эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как происходит расширение потребления нормальных товаров.
  Разграничение эффекта дохода и эффекта замещения имеет важное значение для понимания закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики и позволяет определить изменение спроса при росте или падении цен на товары и услуги.
  Английский экономист Р. Гиффен (1910 г.) обнаружил, что существует группа благ, спрос на которые изменяется необычным образом (рис. 4.17).
  P
 
  D
 
 
  P2 L2
 
  P1 L1 D2
  D1
 
 
  0 Q
  Q2 Q1 Q3
 
 Рис. 4.17. Парадокс Гиффена
 
  Во время неурожая картофеля, который был основным продуктом питания ирландских бeдняков, спрос на него менялся необычным образом. В результате неурожая с ростом цены на картофель спрос на него не упал, а возрос при цене Р2 с Q1 до Q2. Это означает сдвиг кривой спроса из положения D1 в состояние D2. Если соединить точки L1, L2 и так далее, то в долговременном плане получится, что спрос на картофель (кривая D) изменяется в том же направлении что и цена, т.е. кривая долговременного спроса имеет не отрицательный, а положительный наклон.
  Причина этих явлений объясняется тем, что во время неурожая беднякам пришлось отказаться от ряда других, более высококачественных товаров (мясо, масло, молоко и др.), цена на которые выросла в еще большей степени, чем на картофель. Тем самым низкокачественный товар вытеснил другие, высококачественные товары. Благо, спрос на которое растет при росте цен и падает при их снижении, называется малоценным или низкокачественным товаром. Если для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения суммируются, то для низкокачественных товаров они вычитаются.
  В случае снижения цен на низкокачественный товар, занимающий в бюджете потребителя скромное место, положительный эффект замещения перекрывает отрицательный эффект дохода.
  Снижение спроса на низкокачественный товар, который занимает значительное место в бюджете потребителя, несмотря на снижение его цены, вызвано тем, что отрицательный эффект дохода перекрывает положительный эффект замещения.
  Рост дохода сопровождается обычно сокращением спроса на товары Гиффена. Поскольку отрицательный эффект дохода больше положительного эффекта замещения Х0Х2, то общим результатом будет сокращение спроса на благо низшего порядка на величину Х0Х1 (рис. 4.18).
 
 Y
 
  E1
 
 
 
 
 
  0 E0
  E2
 
 
  X X1 X0 X2 Эффект замещения Эффект дохода
 
 Рис. 4.18. Эффекты дохода и замещения в случае
  парадокса Гиффена для низшего товара
 
  Товар Гиффена - это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.
  По результатам изученного материала можем сделать следующие выводы:
  Во-первых, модели потребительского поведения на рынке разнообразны. Предполагается, что люди ведут себя рационально в стремлении максимизировать удовлетворение своих потребностей. Свой выбор они делают путем сравнения наборов потребительских товаров и услуг. Предполагается также, что предпочтения людей полны и транзитивны, что большее количество товаров всегда предпочтительнее меньшего.
  Во-вторых, теория рыночного поведения может быть представлена в терминах функции полезности, либо в терминах кривых безразличия, когда порядковые свойства полезности позволяют ранжировать выбор. Функция полезности определяется путем присвоения числовой оценки каждому набору потребительских благ и услуг. Функции полезности, которые мы изучаем, удовлетворяют принципу снижающейся предельной полезности.
  В-третьих, кривые безразличия представляют сочетания товаров и услуг, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения потребностей. Они имеют на графике наклон вниз и не могут пересекаться друг с другом.
  В-четвертых, карта кривых безразличия может полностью объяснить порядковое ранжирование всех наборов благ потребителя.
  В-пятых, предельная норма замещения представляет собой максимальное количество блага Y, которым человек готов пожертвовать, чтобы получить одну дополнительную единицу блага X. Предельная норма замещения снижается по мере того, как мы движемся вниз вдоль кривой безразличия.
  При анализе потребительского выбора следует рассматривать взаимосвязь потребительских предпочтений и бюджетной линии, которая ограничивает выбор человека.
  В-шестых, бюджетная линия содержит все сочетания товаров, на покупку которых потребители расходуют свои доходы. Потребители максимизируют удовлетворение, которое могут достичь при ограниченном доступном им бюджете. При таком потреблении некоторого количества каждого из двух товаров, предельная норма замещения равна соотношению цен двух приобретаемых товаров.
  В-седьмых, воздействие изменения цен при спросе на товары и услуги вызывает эффект замещения, при котором степень удовлетворения остается неизменной, и эффект дохода, при котором цена остается, но меняется полезность. В одном случае (товар Гиффена) запрашиваемое количество может изменяться в том же направлении, что и изменение цены.
 
 
 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
 
 1. Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной системе?
 2. В каких случаях поведение потребителя следует считать рациональным?
 3. Каким образом меняется общая и предельная полезность при потреблении духовных благ?
 4. В чем смысл законов Госсена?
 5. Объясните, в чем состоит разница между кардиналистской и ординалистской полезностью?
 6. В чем суть правила потребительского поведения?
 7. Что связывает закон убывающей предельной полезности с законом спроса?
 8. Объясните смысл "парадокса А. Смита", почему вода, обладая высокой полезностью, имеет низкую цену, а алмазы, являясь менее полезными для человека, имеют высокую цену?
 9. Чем определяется форма и месторасположение кривых безразличия?
 10. Всегда ли предельная норма замещения постоянна в рыночном обмене?
 11. Какие факторы определяют бюджетное ограничение потребителя?
 12. Как соотносятся эффект дохода и эффект замещения для разных категорий товаров?
 13. В чем состоит экономический смысл точки касания бюджетной линии с кривой безразличия?
 14. Каким образом изменение дохода потребителя влияет на его благосостояние?
 15. Каким образом изменение цены и дохода потребителя влияет на количество и структуру набора благ, которые он покупает?
 16. Графически покажите эффекты дохода и замещения для низшего товара в случае увеличения цены.
 17. Графически покажите эффекты дохода и замещения товара в случае парадокса Гиффена и увеличения цены.
 18. Ниже представлены кривые Энгеля, которые имеют вид:
 
 
 
 
 Денежный доход а) Кривая Энгеля
 
  I4 D
 
  I3 C
 
  I2 B
 
  I1 A
  Потребление X1 X2 X3 X4 товара Х за
  данный период
  Денежный доход б) Кривая Энгеля
  I4
 
 
  I3
 
  I2
 
  I1
  Потребление X1 X2 X3 X4 товара Х за
  данный период
 Объясните, каковы соотношения между доходом и величиной спроса во всех ситуациях. Можно ли сделать вывод, является товар нормальным или низшим? Почему?
 
 
 ТЕМА 5. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА.
  ОБЪЕМ И ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА.
  ДОХОД И ПРИБЫЛЬ
 
 Производство Правило наименьших издержек Теория производства Равновесие производителя Факторы производства и ресурсы Издержки производства Технология производства Явные (внешние) и неявные Производственная функция (внутренние издержки) (двухфакторная, Кобба-Дугласа) Бухгалтерские и экономические Технологическая эффективность издержки Экономическая эффективность Доход (общий, совокупный, средний, Краткосрочный и долгосрочный предельный) периоды функционирования фирмы Прибыль (бухгалтерская, Постоянные и переменные факторы экономическая и нормальная) (ресурсы) Постоянные, переменные, общие Общий, средний, предельный издержки продукты Средние (постоянные, переменные, Закон убывающей общие) издержки производительности (отдачи) ресурса Предельные издержки Изокванта, карта изоквант Эффект масштаба (положительный, Предельная норма технологического отрицательный, постоянный) замещения ресурсов Кривая долгосрочных средних Уравнение бюджетного ограничения издержек производителя Оптимальный масштаб производства Изокоста
 
  5.1. ПРОИЗВОДСТВО. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ
  И ЕЕ СВОЙСТВА
 
  В микроэкономике производство представляет собой целенаправленный процесс превращения производственных ресурсов (рабочей силы, оборудования, материалов, природных ресурсов) в необходимые людям продукты (блага). В процессе производства происходит соединение факторов производства и их производственное потребление, в результате которого создаются новые блага.
  Теория производства изучает и объясняет поведение фирмы (предприятия), занятой производством экономических благ. Предметом анализа является, прежде всего, соотношение между количеством применяемых ресурсов и объемом выпуска нового полезного продукта, а также связанные с этим затраты.
  Применяемые в производстве экономических благ ресурсы представляют собой необходимые средства и условия для организации производственного процесса. Ресурсы, вовлеченные в процесс производства, называют факторами производства. Традиционно к факторам производства относят землю, капитал, труд (см. тему 1).
  Способ соединения факторов, а также количественное и качественное соотношение факторов в производстве данного блага называется технологией производства. В зависимости от соотношения факторов в производстве различают трудоемкие, фондо- или капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие и т.п. технологии. В микроэкономике принято, что производственный агент (фирма, предприятие) в зависимости от своих инвестиционных возможностей и предполагаемой структуры расходов способен выбирать тот или иной тип технологии, приводящий к производству намеченного объема благ.
  Математически соотношение объема применяемых факторов производства (ресурсов) и объема выпуска конкретного продукта выражается при помощи аппарата производственных функций.
  Производственная функция - функция, отображающая зависимость между объемом производимого продукта (Q) и физическим объемом применяемых факторов производства разного вида (х1, х2, ... хn), имеет следующее выражение:
 Q = f (х1, х2, ... хn).
  Трехфакторная производственная функция имеет вид:
 Q = f (K, L, M),
 где Q - максимальный объем продукции, произведенный при данной технологии и определенных факторах производства; K, L, M - затраты капитала, труда, материалов, соответственно.
  В теории производства традиционно используется двухфакторная производственная функция, в которой объем производства есть функция используемых ресурсов капитала и труда:
 Q = f (K, L,).
  Для разных видов производства производственные функции различны, но все они имеют общие свойства:
  1. Существует определенная взаимодополняемость факторов производства. Это значит, что данный производственный процесс состоится только при наличии определенных факторов. Например, для производства электрогенераторов необходимо производственное помещение, специальное оборудование, сырье и труд рабочих. Отсутствие одного из перечисленных факторов делает невозможным производство конкретного продукта.
  2. Возможна определенная взаимозаменяемость факторов производства без сокращения объема производства. В процессе производства один фактор может быть заменен другим в определенном количественном соотношении, но без полного исключения из производственного процесса заменяемого фактора. То есть для выпуска блага могут быть использованы различные комбинации ресурсов: меньший объем капитала и больший объем затрат труда или наоборот, в результате замены ручного труда машинами.
  3. Существует предел роста объема выпуска, который достигается путем увеличения использования одного фактора при неизменности (постоянстве) остальных факторов. Так, на предприятии при фиксированном количестве машин и производственных помещений наступает предел роста выпуска продукции при увеличении числа дополнительных рабочих, поскольку рабочий не будет обеспечен машинами для работы. В этом случае двухфакторная производственная функция Q = f (K, L,) является функцией с одной переменной, где L - переменный фактор, K - постоянный фактор. Она используется для анализа производства в краткосрочном периоде.
  В долгосрочном периоде применяется двухфакторная производственная функция с двумя переменными факторами труда и капитала. Она показывает существование альтернативных возможностей, при которых различное сочетание факторов производства обеспечивает один и тот же объем производства. Наиболее известным примером производственной функции является функция Кобба-Дугласа:
 ,
 где Q - максимальный объем выпуска продукта при заданных факторах производства; K, L - соответственно, затраты капитала и труда; k - коэффициент, отражающих уровень технологии данного производства (чем выше технологии, тем выше k); ?, ? - показатели эластичности объема производства, соответственно, по капиталу и труду; ? - отражает приращение Q на 1 % увеличения K при L - постоянном (эластичность выпуска по затратам капитала); ? - изменение Q на 1 % увеличения L при постоянном K (эластичность выпуска по труду).
  Поскольку производственная функция дает величину максимального выпуска, который может быть произведен, то она показывает результаты использования альтернативных по эффективности способов производства продукции.
  Различают технологическую и экономическую эффективность.

<< Пред.           стр. 6 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу