<< Пред.           стр. 19 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу

 Колы (рис.73), к тому же вполне соответствующее
 древнеегипетскому иероглифу (кружок с точкой посередине),
 обозначающему Солнце. Практически в том же начертании данный
 символ в качестве исходной основы входил в древнекитайское
 (иньское) письмо и в трансформированном виде сохранился в
 написании современного китайского иероглифа. Это -- факт
 исключительной важности: археологические и археографические
 памятники однозначно подтверждают генетическое родство
 доиндоевропейской, протокитайской и древнеегипетской культур.
 Небезынтересно, что сходным образом (малый круг в большом)
 изображается и гора Меру (на некоторых буддийских мандалах).
 Впоследствии солнечный символ через древнюю и средневековую
 астрологию был воспринят современной наукой и используется в
 современной астрономии в том же значении, что и в наскальных
 рисунках Гипербореи: .
  Древний символ Коло-Солнца (кружок с точкой посередине)
 сохранился и в оленьих клеймах-тамгах народов Севера,
 заселивших полярные и приполярные территории позже, после
 постигшей эти края климатической катастрофы. Сакральный знак
 Солнца, родственный древнеегипетским и древнекитайским
 иероглифам, зафиксирован русскими колонистами в самых ранних из
 дошедших до нас документальных источников по культуре и
 хозяйственной жизни вогулов (манси) и енисейских остяков
 (кетов)76. В наскальных изображениях (петроглифах) Урала также
 был зафиксирован древний символ Солнца. Есть он также и на
 чукотских рисунках. Из других северных народов
 солярно-кружковую символику активно используют эвенки, коряки,
 ительмены, долганы, алеуты и особенно -- эскимосы.
  Вообще же древний солнечный символ получил широчайшее
 распространение во всех частях света и практически на всех
 отрезках исторического развития, начиная с каменного века. Из
 древних культур, помимо египетской и китайской, следует
 отметить еще древнеперсидскую и эгейскую, а также другие
 древнеевропейские культуры -- вплоть до Британских островов и
 Ирландии. На Американском континенте солярная символика
 зафиксирована, в частности, в Древней Мексике и современном
 Перу -- наследнике культуры инков; в Африке -- в Древнем Бенине
 и во многих современных государствах Африки. Все это
 подтверждено скрупулезным статистическим подсчетом77. Этнографы
 и археологи в подавляющем большинстве воздерживаются от
 объяснения причин столь глубокой внедренности
 солярно-циркульной символики в мировую культуру. Действительно,
 без опоры на концепцию единой Прародины и единой Пракультуры
 трудно объяснить столь стойкую повсеместную привязанность к
 кружковому орнаменту и циркульной символике аборигенов Европы и
 Азии, Северной и Южной Америки, Африки и Океании. Среди народов
 России кружково-циркульный орнамент распространен в виде
 вышивок, резьбы, росписи и т.п. не только на Севере, но и в
 Сибири и на Дальнем Востоке (якуты, буряты, ульчи, алтайцы,
 тувинцы, шорцы, хакасы), в Поволжье (татары, мордовцы, удмурты
 и др.).
  Естественно, популярны солярные символы и в русском
 орнаменте, где точка встречается как в круговом, так и в
 ромбическом обрамлении (кстати, в последнем случае это
 полностью совпадает с соответствующим древнекитайским
 иероглифом). Солярные знаки зафиксированы на вышивках,
 предметах и изделиях из кости, дерева, металла -- на
 украшениях, перстнях, подвесках, пряслицах, игральных костях и
 т.п. В начале нынешнего века при углублении русла реки Десны
 был найден ствол древнего дуба, инкрустированный в его нижней
 части четырьмя челюстями дикого кабана. Костяные амулеты сплошь
 испещрены магическими знаками -- спиралями и солярными кружками
 с точками посередине (см. фото в кн.: Болсуновский К.В.
 Памятники славянской мифологии. Вып. 2. Перунов дуб. Киев,
 1914. С.13). Запоминается также подвесной гребень X -- XI вв. с
 двумя смотрящими друг на друга Солнечными конями -- на каждом
 из них по 17 солярных знаков.
  Множественность солярно-кружковых знаков на фигурках --
 характерная черта древнерусского декоративно-прикладного
 искусства. В музеях страны хранятся мелкие бронзовые изделия,
 относящиеся к первым векам нынешнего тысячелетия, из
 Смоленщины, Приладожья, других краев и областей: утки, гуси,
 собачки, зайцы, разные "неведомые звери" -- сплошь испещренные
 солнечными и иными "небесными" символами. До недавнего времени
 в Архангельской губернии (Холмогоры) процветал косторезный
 промысел по изготовлению орнаментированных ларцов, украшенных
 резными кружками с точками посередке. Наконец, нельзя не
 отметить, что древние (языческие) славяно-русские святилища в
 проекции сверху также представляли собой громадный круг с
 "точкой" (идолом или костром) посередине. Любопытно, что
 культовые сооружения точно такой же конфигурации и с множеством
 костров -- но в виде изгородей из срубленных молодых деревьев и
 кустов -- отмечены этнографами также у североамериканских
 индейцев78.
  Итак, налицо тождественность славяно-русской солярной
 символики с древнеегипетской иероглификой. Какие еще
 свидетельства или хотя бы намеки имеются в истории мировой
 культуры в пользу контактов между Крайним Севером и Египтом? И
 есть ли они вообще? Есть! Вспомним хотя бы классический
 древнегреческий миф о скиталице Ио. К ней, дочери Аргосского
 царя Инаха и жрице Геры, воспылал страстью Зевс-громовержец.
 Чтобы скрыть возлюбленную от ревнивой супруги, владыка Олимпа
 обратил девушку в белую корову. Но Гера разгадала уловку,
 завладела коровой и велела стеречь ее тысячеглазому Аргусу,
 сыну Геи-Земли. Гермес, по наущению Зевса, убил Аргуса камнем и
 освободил Ио. Гера же в отместку натравила на царевну
 гигантского овода (по другим версиям -- шершня), и тот начал
 преследовать несчастную жертву. Преследуемая жалящим насекомым
 Ио достигла северной оконечности земли и очутилась в окутанной
 мраком стране скифов и киммерийцев (Аполлодор, II 1,3), где на
 берегу океана был прикован к скале непокорный Прометей. Этому
 событию посвящен центральный эпизод трагедии Эсхила (вслед за
 Ио здесь появляется и Гермес). По комментариям одного из
 древних схолиастов, дедом Ио был титан Иапет (Иафет) (см.:
 Р.Грейвс. Мифы Древней Греции. М., 1992. С. 151), брат
 Прометея. Существует также версия, что отцом Ио был сам
 Прометей (см.: Ф.Любкер. Реальный словарь классической
 древности. СПб. М., 1888. С. 515). Но Эсхил не разделяет ни ту
 и ни другую точку зрения. Так или иначе, Ио появилась в
 исконном краю титанов -- на Крайнем Севере -- не случайно. По
 существу, она пришла на родину своих предков и всех яфетических
 народов. Провидец-Прометей предсказал Ио ее великую судьбу: она
 станет родоначальницей великих племен и героев, среди них будут
 и египетские фараоны, и Геракл, которому суждено освободить
 Прометея, и Персей, который несколько поколений спустя придет в
 те же северные края, чтобы сразиться с Горгоной Медусой, за что
 получит прозвище Гиперборейского.
  То, что события "Прометея Прикованного" развертываются на
 Крайнем Севере, доказывает и маршрут, начертанный Прометеем
 опекаемой девушке: через территории северных народов к Кавказу,
 оттуда -- к названным в честь Ио Босфору ("Коровий брод") и
 Ионическому морю и, наконец, -- на побережье Африки, где
 на Берегу Нила будет положено начало египетскому народу и всей
 древнеегипетской цивилизации. Согласно Аполлодору, сын Ио Эпаф
 (будущий Бог -- Бык Апис) основал Мемфис -- столицу Древнего
 царства, дочь Ливия дала названия части африканского
 Средиземноморья, а правнук Египет стал родоначальником и
 страны, названной в его честь, и народа, ее населяющего. Одним
 из внуков Ио был Бел (сын Ливии и Бога Посейдона), ставший
 родоначальником всех семитских народов и верховным аккадским
 Божеством, ему соответствует славянский Белбог (корень
 русского слова "белый" восходит ко временам неразделенной
 языковой общности). В самом же Египте Ио будет впоследствии
 обожествлена как верховная "рогатая" Богиня Исида (рис. 74), ее
 рога олицетворяли небесный месяц (Луну). Кстати, Плутарх
 подтверждает, что Исида (те есть Ио) была дочерью Прометея
 (см.: Плутарх. Об Исиде и Осирисе // Вестник древней
 истории. 1977, No 3. С. 250). Так беглянка Ио оказалась
 связующим звеном между Крайним Севером и Египтом. А ее маршрут
 с Севера на Юг -- это миграционный путь древних поколений,
 ставших основателями средиземноморских и переднеазиатских
 цивилизаций.
  Размышления о судьбах протоегиптян, мигрировавших в
 Средиземноморье с Севера Евразии не ранее IV тысячелетия до
 н.э., приводят к неотвратимому вопросу: раз нильские
 солнцепоклонники и строители пирамид некогда отпочковались от
 единого праэтноса с единой пракультурой, -- значит, непременно
 должны сохраниться реальные и неопровержимые свидетельства,
 доказывающие этот факт. А может быть, сами пирамиды являются
 моделью и материализованным символом чего-то такого, что
 связано с древней Прародиной? Например, вселенской горы Меру?
 Как же это проверить? Нет ничего проще: достаточно заглянуть в
 любое пособие по древнеегипетскому языку, найти иероглифическое
 написание слова "пирамида" и выявить его современную
 вокализацию!
  Общеизвестно, что в русский язык слово "пирамида" попало
 из греческого, а эллины заимствовали его непосредственно от
 египтян. По-гречески оно звучит piramis (окончание da
 появляется в винительном падеже). А как в первоисточнике?
 Откроем на соответствующей странице единственный отечественный
 учебник Н.С.Петровского "Египетский язык" (1958 г.) и...
 (рис.75). Здесь сердце не может не дрогнуть! Нет, не потому,
 что в иероглифическое изображение пирамиды входят тотемные
 знаки утки (селезня -- творца Мира?), совы (олицетворения
 мудрости; возможно, что и само понятие мудрости -- София
 первоначально звучало как "Совия") и самой пирамиды. Ошеломляет
 другое: корневая основа египетского слова "пирамида" звучит как
 mr. С учетом отсутствия гласных в иероглифическом письме
 это тождественно доиндоевропейскому названию священной горы
 Меру и, соответственно, -- емкому русскому понятию Мир,
 означающему и Вселенную, и народ, и согласие, и справедливость
 -- "меру".
  И снова mr -- таинственное созвучие, пронизавшее
 века и тысячелетия! Правда, в иероглифическом оригинале к
 корневой основе mr добавлена еще приставка ра. В
 итоге получается pamir -- Памир. Круг замкнулся: идея о
 функциональной идентичности и этимологической общности древних
 эзотерических понятий горы Меру и Памирских гор, впервые
 высказанная Н.Ф.Федоровым, находит прямое подтверждение в
 египетских иероглифах. (Отметим также, что в Афганистане
 имеется горная система Паропамиз, известная с глубокой
 древности и созвучная топониму Памир: именно здесь, как
 сообщили зороастрийские маги Александру Македонскому во время
 его похода на Индию, некоторое время было прибежище титана
 Прометея; этот факт содержится в "Географии" Страбона.)
  Таким образом, вселенская гора Меру, олицетворяющая
 Прародину всех мировых цивилизаций, получила свое рукотворное
 воплощение в тысячах моделирующих ее пирамид Старого и Нового
 Света. В культурах Ближнего Востока, Египта, ацтеков и майя,
 других доколумбовых цивилизаций Америки они представлены в
 классической своей форме -- в виде искусственных каменных
 сооружений. Что же касается других индоевропейских и
 неиндоевропейских этносов и культур, то здесь символ горы Меру
 нашел свое законченное воплощение в насыпных пирамидах --
 курганах, разбросанных повсюду на необъятных просторах
 Евразийского материка от Тихого до Атлантического океана и
 сочетавших в себе погребальные и ритуальные функции. Между
 прочим, в Приазовье обнаружены курганы с пропорциями, в
 точности соответствующими некоторым египетским пирамидам. Знает
 Северная Евразия и каменные пирамиды: совсем недавно одна такая
 (правда, не слишком больших размеров) была обнаружена на Алтае;
 она была доверху занесена речным песком, и археологам пришлось
 немало потрудиться.
  Нельзя пройти мимо еще одного аспекта проблемы. По Рене
 Генону, треугольник (читай: пирамида в плоскостной
 проекции) -- символ Полярной горы (Иероглиф Полюса). Более
 того, данный символ образует основу начертания начальных букв
 некоторых древних алфавитов. В данном смысле и русское "А",
 восходящее к греческой "альфе" (а та, в свою очередь, -- к
 финикийскому первообразцу), своей остроугольной, направленной
 вверх формой как раз адекватно и воспроизводит архаичную
 символику Вселенской горы Меру79.
  Промчались тысячелетия, исчезли с лица земли многие
 народы, увяли культуры. Но Слово оказалось нетленным и
 неуязвимым для всепоглощающего Хроноса-Времени. От поколения к
 поколению, от прапредков к нам с вами, а от нас в необозримые
 дали Будущего передается устно и письменно древний символ
 Полярной Прародины, закодированный в звукосочетании mr:
 доарийская гора Меру -- Памир ("Крыша мира") -- египетские и
 другие пирамиды -- смыслозначимое русское слово "МИР", такое же
 неисчерпаемое и космически-емкое, как сам объективный Мир.
  Заканчивая этимологический анализ, нельзя не обратить
 внимания, что в греческом языке лексема pir (как бы
 случайно оказавшаяся в составе слова piramis --
 "пирамида") означает "огонь", а pira -- "жертвенный
 костер", отсюда весь набор современных научных -- в основном
 химических -- терминов с исходной основой "пиро-" (наиболее
 известные из них -- "пиротехника" и "пироксилин").
 Представляется более чем вероятным, что и русские слова "пир",
 "пиршество", вопреки существующим объяснениям этимологов,
 скорее всего, ведут свое происхождение от протолексемы,
 означавшей в нерасчлененных еще протославянских и
 протогреческом языках -- "огонь". Именно у огня (костра, очага)
 совершались древние коллективные трапезы, на огне зажаривались
 туши диких домашних животных, варилась пища в огромных котлах
 -- такие можно увидеть в Древнехранилище Государственного
 Эрмитажа. И так далее. В современных языках древние
 протолексемы продолжают жить полнокровной, но вполне
 самостоятельной жизнью. На протяжении многих тысячелетий,
 нередко в фонетически и морфологически измененном виде они
 медленно дрейфовали внутри языков, отпочковывавшихся от
 первичного праязыка, обретая все новые и новые смыслы. Пример
 семантического дрейфа: "огонь" (греч.) -- "пир,
 пиршество" (рус.) -- всего лишь одна из великого
 множества подобных смысловых метаморфоз. Но это уже совершенно
 другой вопрос. Таковы в целом неисповедимые пути передачи через
 века и тысячелетия закодированной в языке, знаках и символах (в
 том числе и в материализованных моделях) емкой и никуда не
 исчезающей информации.
  Неисчерпаемое многообразие смысловых значений и их
 оттенков, заключенных в древнейшей корневой основе mr, в
 данном плане особенно показательно. В русском языке, помимо уже
 неоднократно помянутых многозначных понятий "мир" и "мера",
 восходящих к своей смысловой праматери -- горе Меру, -- есть
 немало и других слов, содержащих корень mr. Прежде всего
 это лексическое гнездо, связанное со словом "море". В различных
 языках корневая основа mr соединена с разными гласными
 звуками. Так, латинская вокабула mare ("море")
 несомненно взаимосвязана с многозначной лексемой mar в
 санскрите. А немецкое Meer -- "море" по всей вокализации
 практически совпадает с названием самой горой Меру. В русском
 фольклоре "морской аспект" общеиндоевропейского и доарийского
 мировоззрения закодирован в архаичной сказке о Марье Моревне, в
 заговорах про Море-Окиян и т.п.
  С лексической и семантической связкой "Меру -- Мир"
 сопряжены и другие русские слова, где наблюдается чередование
 гласных звуков, но остается незыблемым лексический субстрат
 mr. Это хорошо видно на примере лексического ряда,
 связанного со зловещим словом "смерть": "умереть" -- "умирать"
 -- "мертвый" -- "мор" (гласные звуки меняются,
 словесно-смысловая единица mr остается неизменной). В
 древнеславянской и древнерусской мифологии смерть была
 персонифицирована и именовалась Марой-Мораной. Еще сравнительно
 недавно в русских деревнях практиковался архаичный обряд
 отпугивания Смерти-Мораны, неоднократно описанный этнографами.
 В урочную ночь старые и молодые женщины, вооруженные метлами,
 кочергами, ухватами и прочей утварью, гонялись по огородам за
 невидимым призраком и выкрикивали проклятия в адрес Мораны.
 Обряд этот связан с поминовением умерших родственников на
 Радуницкой неделе, которая начинается, как известно, с
 воскресного дня, именуемого Красной горкой и открывающего
 начало весенних поминок и одновременно -- предстрадных свадеб.
 Необычное название -- Красная горка -- не правда ли?
 Откуда такое? Да все оттуда же -- из далекой Полярной
 Прародины. Красная горка -- ритуально-обрядовый символ
 [Пре]красной горы Меру -- олицетворения торжества Жизни над
 Смертью и вечного круговорота умирания и воскрешения. Исконно
 русское слово "мор", то есть "смерть", по корневой основе
 полностью совпадает с латинским mors, mortis и с
 древнегреческим "морос", также означающим "смерть" (и,
 кроме того, "часть", "жребий", "судьбу"). Любопытно и другое:
 слово, которым эллины называли смерть, по вокализации своей
 абсолютно идентично русскому слову "мороз" (в живой речи
 произносится с глухим "с" на конце). Вряд ли кого удивит, что в
 представлении наших предков мороз ассоциировался со смертью.
 Вполне возможно, данное совпадение смыслов -- следствие
 климатических катаклизмов, вынудивших когда-то праэтносы
 современных народов покинуть свою Полярную Прародину.
  Анализ языка и реконструкцию смысла применительно к горе
 Меру можно продолжать до бесконечности. Нельзя, к примеру,

<< Пред.           стр. 19 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу