<< Пред. стр. 18 (из 56) След. >>
сгрудившихся девушек, и они со смехом падают на траву70. Можнопредположить, что последний акт символизирует окончание
какого-либо цикла (возможно, природно-небесного или жизненного)
и начало следующего. Тем самым в спиралевидных семикских
хороводах сохранились сакральные рудименты древнейших ритуалов.
В научной литературе менандры и спирали считаются
разновидностью одного и того же древнего символа, глубинный
космический смысл которого неоднократно подчеркивался как
отечественными, так и зарубежными авторами71. Древнейшие
верования, восходящие к гиперборейским и доиндоарийским
временам и запечатленные в каменных спиралях-символах,
впоследствии получили отголоски и в христианской традиции. Так,
мозаичные лабиринты воспроизводились на полу средневековых
католических храмов (наиболее известный из них -- собор во
французском городе Аррасе), и от верующих требовалось
преодолеть замысловатый путь на коленях. Точно так же и спор
старообрядцев с никонианцами, как следует совершать обход в
храме -- по Солнцу (посолонь) или навстречу Солнцу, -- уходят
своими корнями в языческую древность.
В целом вся мировая культура (в Европе -- вплоть до
раннего средневековья, пока здесь окончательно не
восторжествовал крест) пронизана спиралевидным символом
Полярной Прародины -- Знаком Вселенной (так как в нем отражено
в обобщенно-схематической форме движение светил на Северном
небосклоне). Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть любой
из альбомов, посвященных искусству Древности. Так, в
антологическом томе "Искусство Древнего Востока" (М., 1968),
входящем в многотомное издание "Памятники мирового искусства",
на цветной суперобложке и черно-белой фотографии (табл.192)
головы статуи Гудеа, правителя шумерийского Лагаша (22 в. до
н.э.), хранящейся в Лувре, видно, что его диадема плотно
покрыта пятью рядами спиралей. В ассирийском и древнеиранском
искусстве спиральные завитки перемещаются на бороды и прически:
статуя царя Ашшурнацирапала из Британского музея в Лондоне
(табл. 232), изваяния и рельефы царя Дария I и его гостей
(табл. 281, 294, 295, 297), крылатые быки (шеду), стоявшие у
входа во дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (табл. 243) и
персидских царей в Персеполе (табл. 305).
Многочисленные иллюстрации, связанные со спиралевидным
орнаментом, нетрудно отыскать в других изданиях, посвященных
истории древнего искусства. Для русского читателя вполне
доступен, например, 1-й том "Всеобщей истории искусств" (М.,
1956) (см. табл. 22, 253, 254, 255-а, 278, 315. 324-б, 360,
380-а, 381). Последние две иллюстрации относятся к
древнекитайскому искусству, где спиралевидный орнамент был
также чрезвычайно популярен и распространен. К сожалению,
иллюстрации разбросаны по различным малодоступным для
российского читателя изданиям (на китайском и других
иностранных языках). Достаточно показательным примером может
послужить сосуд времен иньской династии в виде слона, все тело
которого испещрено спиралями (см. фото в кн.: Массон В.М.
Первые цивилизации. Л., 1989. С.222). А характернейшим примером
древнеиндийских спираленосных рельефов могут служить
оконечности знаменитых буддийских врат в Санчи, на которых
помещены 6 -- 8-витковые спирали -- по шесть на каждой арке
(торане) (см., напр.: Сидорова В.С. Скульптура древней Индии.
М., 1971. Табл. 52, 53, а также цветное фото на суперобложке).
Археологи и этнографы, выявившие спиралевидную орнаментику
вплоть до Австралийского и Южноамериканского материков,
пытались увязать ее происхождение исключительно с эпохой
бронзового века. Действительно, если открыть только один том
наиболее полного свода памятников данной эпохи на территории
нашей страны, то спиралевидный орнамент или поделки с его
изображением обнаруживаются повсюду -- от северных рубежей
России до берегов Амура72. Трудно, однако, согласиться с
жесткими временными рамками появления и распространения
спиралевидной символики. Кроме того, она имеет значительно
более глубокий, чем это принято считать, вселенский смысл,
обусловленный как древним космическим мировоззрением
(первобытным космизмом), так и неизвестными пока законами
распространения и материализации космической информации. Так,
неповторимые в каждом отдельном случае дактилоскопические
рисунки на подушечках пальцев человеческой руки имеют
спиралевидную форму. То, что по этим узорам можно определить
судьбу человека, увидеть его прошлое и будущее, известно было
еще астрологам, магам, хиромантам и гадателям Древности. Весь
вопрос в том, как сделать репрезентативными интуитивные догадки
и утверждения, как установить коррелятивную или функциональную
зависимость между информацией, пронизывающей Вселенную, и ее
генетически обусловленными следами на пальцах человека, как
расшифровать содержащийся в дактилоскопических спиралях код.
Спираль -- один из глубочайших символов Вселенной. И
Космос сам испещрен и пронизан спиралями -- спиральными
галактиками и вакуумными квантовыми вихрями. Спираль -- единый
код единого мира, заложенный Матерью-природой в фундамент всего
живого и неживого. Вспомним знаменитую двойную спираль
Уотсона-Крика -- молекулярную модель генетического кода: без
него невозможна преемственность поколений, передача
наследственных признаков от родителей к детям. Но если
спуститься глубже, почти на самое "дно" материи, то и там
обнаруживаются аналогичные закономерности. По новейшим данным
российских ученых (Г.И.Шипов, А.Е.Акимов и др.), "последней"
природной стихией, лежащей в основе мироздания и уже
используемой на практике, выступают так называемые торсионные
("скрученные") поля, допускающие мгновенное распространение
любой информации. Эти поля кручения связывают воедино все
уровни природной иерархии и позволяют естественным образом
объяснить многие доселе непостижимые чудеса. Согласно
торсионной теории, Вселенная как "Супер-ЭВМ" образует с
человеческим мозгом своеобразный биокомпьютер, работающий в
соответствии с торсионными законами, то есть, говоря без затей,
по принципам все той же скрученной спирали. Неспроста, видно,
философы-диалектики всех времен в один голос утверждали:
природа, история, род людской и отдельные индивидуумы
развиваются по спирали. Вот почему нет сомнения, что между
спиральными закономерностями Космоса и спиралевидным узором на
человеческих пальцах существует прямая или опосредованная
связь. Дактилоскопические отпечатки воочию символизируют
единство Макрокосма (Вселенной) и Микрокосма (Человека). Весь
вопрос, как наперед прочесть свою судьбу, неотделимую от судьбы
Мироздания. На пальцах каждого из нас -- зашифрованный код
бесценной и неисчерпаемой информации о прошлом и будущем.
Всеобщая спиральная запрограммированность неизбежно
проявляется и в духовной жизни людей, в их быте, обрядах,
традициях, обычаях и верованиях. По древнейшим представлениям
индоевропейцев, человеческое существование -- не что иное, как
нить жизни, что прядет Богиня Судьбы (у многих народов их три:
мойры -- у эллинов, парки -- у римлян, норны -- у скандинавов;
такие же три Богини Судьбы известны и у древних славян). Но что
такое нить, как не вытянутые в спираль льняное волокно или
шерстяной волос, скрученные при прядении! Спираль -- только
беспорядочную -- образуют и нити в клубке (недаром он несет
столь значимую магическую нагрузку в русском фольклоре,
особенно в волшебных сказках, помогая герою в преодолении самых
непреодолимых препятствий).
По народным представлениям, смерть -- обрыв нити жизни.
Потому-то столь трепетным было во все века у всех народов
отношение к Богине Судьбы, прядущей нити человеческих жизней,
-- Вечной Пряхе, по словам Александра Блока. Ее предначертания
"кажут Солнцу путь", ей подвластны сами Боги, бессильные
изменить уготовленное Судьбой. От древнего языческого
мировоззрения по сей день сохранились в русском обиходе
выражения: "нить жизни", "нить судьбы", "узловой момент",
"завязка", "развязка". Сюда же примыкает "повитуха",
"повивальная бабка" (от слова "вить"), которая перевязывала
повитью (скрученной нитью) пуповину новорожденного,
соединяя его тем самым с космической нитью жизни. Прялку и
веретено как приспособления для скручивания спираленитей можно
смело назвать первой моделью Космоса. Многие русские прялки
изукрашены резьбой и рисунками Вселенной, Солнца, Луны, звезд,
их символического движения по небосклону. Это -- космизм
народный, породивший впоследствии и серьезные философские
обобщения. Так, в "Государстве" -- великом произведении
великого Платона -- подробно описывается модель Мироздания в
виде светового веретена Ананки (Необходимости).
В результате беспощадной борьбы с язычеством, когда
деревянные идолы сжигались, а каменные дробились на мелкие
куски, не осталось сколь-нибудь достоверных изображений
древнерусских дохристианских Богов. Однако новая религия была
вынуждена не только искоренять старую, но и приспосабливаться к
ней. Так пережили тысячелетия многие архаичные праздники:
Коляда, Святки, Масленица, Ярило, Купало, Семик и др., уходящие
своими корнями в древнейшие пласты общеславянских и
общеиндоевропейских ритуалов. Некоторые языческие Боги
оказались замещенными новыми христианскими персонажами и
святыми: Илья-пророк заменил Перуна, место Велеса занял Святой
Власий. Даже день рождения Иисуса Христа, о дате которого в
Евангелиях ничего не сказано, был приурочен решением
Вселенского собора к соответствующему дню декабря (по старому
стилю), так как народ традиционно отмечал в это время
праздники, связанные с рождением языческих Богов -- Осириса и
Диониса, -- или же справлял сатурналии в память о Золотом веке
-- царстве Сатурна (Крона), отголоском чего в конечном счете
являются и русские зимние святки в честь позабытого древнего
Солнцебога Колы-Коляды с непременным колядованием (сбором
даров) и распеванием архаичных колядок. Но и образ
древнерусской Богини Судьбы не исчез бесследно. В киевском
Софийском соборе сохранилось изображение Богородицы с веретеном
(рис.72-а), вне всякого сомнения, навеянное более ранними
дохристианскими представлениями о Небесной Пряхе и Великой
Праматери.
Соловецкие лабиринты, к которым мы вновь возвращаемся,
характерны еще тем, что рядом с ними находятся горки
(пирамидки) камней. Вопрос о них особый: отдельно, без
лабиринтов, они встречаются по всему миру и также
свидетельствуют об общей древней традиции. Удивительно, что
вообще сохранились эти каменные спирали-лабиринты и пирамидки
на Русском Севере. Знание, заключенное в них, было давным-давно
утрачено, ключ к их расшифровке потерян. Мало кого они
интересовали, и никто не догадывался об их истинном назначении;
хорошо хоть не тронули эти "бесовские следы". Впрочем,
последнее утверждение не вполне точно. Просуществовав
тысячелетия, каменные лабиринты и пирамидки Большого
Соловецкого острова, где расположен монастырь, были уничтожены
и полностью исчезли где-то в 50-е годы. Однако по настоянию
историков, археологов и краеведов они были вскоре восстановлены
по сохранившимся планам и картам, но уже в виде имитации. Уже в
прошлом веке соловецкие монахи были убеждены, что лабиринты
были сложены по указанию Петра I. Настолько коротка
человеческая память, если ее не культивировать и не передавать
целенаправленно от старших поколений к младшим.
Соловецкие лабиринты наиболее известны и показательны по
своей сконцентрированности и относительной доступности. Но это
вовсе не единственные мегалитические объекты Русского Севера.
Каменные спирали распространены вплоть до самого побережья
Северного Ледовитого океана. На Кольском полуострове к
настоящему времени найдено и описано 10 каменных лабиринтов: в
Кандалакше, на реках Поной, Варзина и Харловка, в бухте Вящина.
Описанный лабиринт в устье Колы был разрушен еще при постройке
Кольского острога. Точно так же были варварски уничтожены еще
несколько лабиринтов. Все известные кольские лабиринты
расположены на берегу моря, как правило, за первым -- наиболее
древним -- береговым валом, от современного уровня воды его
отделяют еще несколько береговых валов, фиксирующих процесс
отступления моря. Профессор Н.Н.Гурина, посвятившая изучению
арктических лабиринтов всю жизнь, отвергает саму возможность
сближения критских и северных мегалитов. Эта категорическая
точка зрения аргументируется абсолютно беспомощно. Критяне,
дескать, не могли посещать Кольский полуостров, так как им
потребовалось бы несколько лет, чтобы по Атлантическому океану
в обход Скандинавии достичь Баренцева моря, хотя Одиссей, как
известно, добирался до Итаки не менее 10 лет. И наконец, чисто
психологический "довод": "Надо хотя бы на минуту представить
себе жителей Средиземного моря, пробирающихся по скалам
Кольского полуострова, чтобы понять фантастичность такого
представления"73.
Однако ни к какой фантастике прибегать не придется, если
только встать на почву реальности и представить процесс
распространения лабиринтов в обратном порядке -- не с Юга на
Север, а наоборот -- с Севера на Юг. Действительно, сами
критяне -- создатели Эгейской цивилизации -- вряд ли посещали
Кольский полуостров, хотя полностью это не исключено, так как
он входил в зону Гипербореи, имевшей постоянные контакты со
Средиземноморьем. Зато прапредки критян и эгейцев наверняка
обитали на севере Европы, включая Кольский полуостров, где
оставили сохранившиеся по сей день следы-лабиринты, прообразы
всех последующих сооружений подобного рода.
Путь "из варяг в греки" был проложен не на грани I и II
тысячелетий н.э., связав ненадолго Скандинавию, Русь и
Византию. Он существовал испокон веков, выступая естественным
миграционным мостом между Севером и Югом. Двигаясь по нему
постепенно с Севера Евразии, древние этносы, прапредки тех, кто
создал мировые цивилизации, достигли некогда и Индостана, и
Ирана, и Малой Азии, и Ближнего Востока, и Средиземноморья, и
Северной Африки.
Солнечно-полярное значение северных лабиринтов наводит
также на мысль о родстве закодированного в них смысла с
топонимикой Кольского полуострова. Коло -- древнейшее
доиндоевропейское и индоевропейское название Солнца
(одновременно Кол -- одно из народных названий Полярной
звезды). От имени астрального Божества, которому поклонялись
древние аборигены Кольского полуострова и небесно-космическую
символику которого они запечатлели в спиралевидных знаках
каменных лабиринтов, и произошло название реки Колы, давшей
впоследствии имя всему краю. На Русском Севере есть также две
реки с одинаковым названием и корнем -- Колва: в Пермской
области -- приток Вишеры и в Ненецком НО -- приток Усы. А в
Баренцевом море хорошо известен остров Колгуев. И так -- вплоть
до Колымы. Слова с корневой основой "кол" встречаются и в
финно-угорских языках. Любопытно, что и название родины
Ломоносова -- Холмогоры (древнерусское -- Колмогоры) происходит
от древнечудского наименования данной местности Кольм74 -- оно
созвучно исконно русскому слову "холм", но генетически восходит
к той общей доиндоевропейской лингвистической основе, которая
связана с постоянно рождающимся и умирающим светилом
Солнцем-Коло (отсюда, кстати, и финское kalma --
"смерть", "могила", и имя древнеиндийской Богини смерти --
Кали).
Но и это еще не все. В боливийских Андах, к югу от
священного озера Титикака, на высоте 4-х тысяч метров
расположен знаменитый храмовый комплекс Тиауанако, посвященный
Богу Солнца. Он открывается циклопическими, вытесанными из
одного монолита Вратами Солнца с барельефом дневного светила.
Уже инки -- тоже солнцепоклонники -- задолго до вторжения на их
территорию испанских конкистадоров не знали, кем был построен
поднебесный Солнечный город. Не помнят этого, естественно, и
индейские аборигены, не имевшие письменности. Но поражает
другое: индейцы аймара -- исконные обитатели Андской области и
молчаливые стражи Вечного города Солнца (им современный мир
обязан культурой картофеля) -- имеют еще одно, более древнее,
название -- колья. А их обширная страна, охватывающая
ныне территорию Боливии, Северного Чили и части Аргентины,
именовалось в старину Кольяо, со столицей
Хатунколья75. Во всех трех словах и невооруженным глазом
явственно различается архаичный корень "кол", что
недвусмысленным образом свидетельствует о былом
этнолингвистическом и культурно-мифологическом единстве всех
народов земли.
Этимологически и семантически корневые основы древнего
праязыка "кол" и "кал" тождественны. Богиня Кали -- грозное и
губительное проявление космической энергии, ипостась
непрерывного процесса смены миров, существ и судеб, возрождения
жизни через смерть(по имени Кали, кстати, назван один из
главных городов Индии -- Калькутта). Потому-то санскритское
слово kala имеет тройственный смысл и означает не только
"смерть", на также "время" и "судьбу". Отсюда
природно-циклическая и календарно-временная сущность
Солнца-Колы совершенно органично увязывается еще одним
древнеиндийским Божеством -- Богом времени Калой, от имени
которого в дальнейшем произошли латинские слова "календы"
(название первого дня месяца в лунном календаре древних римлян)
и само понятие "календарь". Все эти смыслы неизбежно вобрало в
себя и Коло-Солнце, олицетворяющее Колесо Времени (в
древнеиндийском мировоззрении оно именовалось Колесом Калы) --
символ Вечного Возвращения в постоянной борьбе между Жизнью и
Смертью. Мистический смысл солярного умирания и возрождения
особенно усиливался на Севере, где Солнце надолго исчезало в
полярную ночь и также надолго возвращалось в полярный день. Не
случайно поэтому среди петроглифов Кольского полуострова,
обнаруженных на реке Поной, находится древнейшее изображение