<< Пред.           стр. 18 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу

 сгрудившихся девушек, и они со смехом падают на траву70. Можно
 предположить, что последний акт символизирует окончание
 какого-либо цикла (возможно, природно-небесного или жизненного)
 и начало следующего. Тем самым в спиралевидных семикских
 хороводах сохранились сакральные рудименты древнейших ритуалов.
  В научной литературе менандры и спирали считаются
 разновидностью одного и того же древнего символа, глубинный
 космический смысл которого неоднократно подчеркивался как
 отечественными, так и зарубежными авторами71. Древнейшие
 верования, восходящие к гиперборейским и доиндоарийским
 временам и запечатленные в каменных спиралях-символах,
 впоследствии получили отголоски и в христианской традиции. Так,
 мозаичные лабиринты воспроизводились на полу средневековых
 католических храмов (наиболее известный из них -- собор во
 французском городе Аррасе), и от верующих требовалось
 преодолеть замысловатый путь на коленях. Точно так же и спор
 старообрядцев с никонианцами, как следует совершать обход в
 храме -- по Солнцу (посолонь) или навстречу Солнцу, -- уходят
 своими корнями в языческую древность.
  В целом вся мировая культура (в Европе -- вплоть до
 раннего средневековья, пока здесь окончательно не
 восторжествовал крест) пронизана спиралевидным символом
 Полярной Прародины -- Знаком Вселенной (так как в нем отражено
 в обобщенно-схематической форме движение светил на Северном
 небосклоне). Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть любой
 из альбомов, посвященных искусству Древности. Так, в
 антологическом томе "Искусство Древнего Востока" (М., 1968),
 входящем в многотомное издание "Памятники мирового искусства",
 на цветной суперобложке и черно-белой фотографии (табл.192)
 головы статуи Гудеа, правителя шумерийского Лагаша (22 в. до
 н.э.), хранящейся в Лувре, видно, что его диадема плотно
 покрыта пятью рядами спиралей. В ассирийском и древнеиранском
 искусстве спиральные завитки перемещаются на бороды и прически:
 статуя царя Ашшурнацирапала из Британского музея в Лондоне
 (табл. 232), изваяния и рельефы царя Дария I и его гостей
 (табл. 281, 294, 295, 297), крылатые быки (шеду), стоявшие у
 входа во дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (табл. 243) и
 персидских царей в Персеполе (табл. 305).
  Многочисленные иллюстрации, связанные со спиралевидным
 орнаментом, нетрудно отыскать в других изданиях, посвященных
 истории древнего искусства. Для русского читателя вполне
 доступен, например, 1-й том "Всеобщей истории искусств" (М.,
 1956) (см. табл. 22, 253, 254, 255-а, 278, 315. 324-б, 360,
 380-а, 381). Последние две иллюстрации относятся к
 древнекитайскому искусству, где спиралевидный орнамент был
 также чрезвычайно популярен и распространен. К сожалению,
 иллюстрации разбросаны по различным малодоступным для
 российского читателя изданиям (на китайском и других
 иностранных языках). Достаточно показательным примером может
 послужить сосуд времен иньской династии в виде слона, все тело
 которого испещрено спиралями (см. фото в кн.: Массон В.М.
 Первые цивилизации. Л., 1989. С.222). А характернейшим примером
 древнеиндийских спираленосных рельефов могут служить
 оконечности знаменитых буддийских врат в Санчи, на которых
 помещены 6 -- 8-витковые спирали -- по шесть на каждой арке
 (торане) (см., напр.: Сидорова В.С. Скульптура древней Индии.
 М., 1971. Табл. 52, 53, а также цветное фото на суперобложке).
  Археологи и этнографы, выявившие спиралевидную орнаментику
 вплоть до Австралийского и Южноамериканского материков,
 пытались увязать ее происхождение исключительно с эпохой
 бронзового века. Действительно, если открыть только один том
 наиболее полного свода памятников данной эпохи на территории
 нашей страны, то спиралевидный орнамент или поделки с его
 изображением обнаруживаются повсюду -- от северных рубежей
 России до берегов Амура72. Трудно, однако, согласиться с
 жесткими временными рамками появления и распространения
 спиралевидной символики. Кроме того, она имеет значительно
 более глубокий, чем это принято считать, вселенский смысл,
 обусловленный как древним космическим мировоззрением
 (первобытным космизмом), так и неизвестными пока законами
 распространения и материализации космической информации. Так,
 неповторимые в каждом отдельном случае дактилоскопические
 рисунки на подушечках пальцев человеческой руки имеют
 спиралевидную форму. То, что по этим узорам можно определить
 судьбу человека, увидеть его прошлое и будущее, известно было
 еще астрологам, магам, хиромантам и гадателям Древности. Весь
 вопрос в том, как сделать репрезентативными интуитивные догадки
 и утверждения, как установить коррелятивную или функциональную
 зависимость между информацией, пронизывающей Вселенную, и ее
 генетически обусловленными следами на пальцах человека, как
 расшифровать содержащийся в дактилоскопических спиралях код.
  Спираль -- один из глубочайших символов Вселенной. И
 Космос сам испещрен и пронизан спиралями -- спиральными
 галактиками и вакуумными квантовыми вихрями. Спираль -- единый
 код единого мира, заложенный Матерью-природой в фундамент всего
 живого и неживого. Вспомним знаменитую двойную спираль
 Уотсона-Крика -- молекулярную модель генетического кода: без
 него невозможна преемственность поколений, передача
 наследственных признаков от родителей к детям. Но если
 спуститься глубже, почти на самое "дно" материи, то и там
 обнаруживаются аналогичные закономерности. По новейшим данным
 российских ученых (Г.И.Шипов, А.Е.Акимов и др.), "последней"
 природной стихией, лежащей в основе мироздания и уже
 используемой на практике, выступают так называемые торсионные
 ("скрученные") поля, допускающие мгновенное распространение
 любой информации. Эти поля кручения связывают воедино все
 уровни природной иерархии и позволяют естественным образом
 объяснить многие доселе непостижимые чудеса. Согласно
 торсионной теории, Вселенная как "Супер-ЭВМ" образует с
 человеческим мозгом своеобразный биокомпьютер, работающий в
 соответствии с торсионными законами, то есть, говоря без затей,
 по принципам все той же скрученной спирали. Неспроста, видно,
 философы-диалектики всех времен в один голос утверждали:
 природа, история, род людской и отдельные индивидуумы
 развиваются по спирали. Вот почему нет сомнения, что между
 спиральными закономерностями Космоса и спиралевидным узором на
 человеческих пальцах существует прямая или опосредованная
 связь. Дактилоскопические отпечатки воочию символизируют
 единство Макрокосма (Вселенной) и Микрокосма (Человека). Весь
 вопрос, как наперед прочесть свою судьбу, неотделимую от судьбы
 Мироздания. На пальцах каждого из нас -- зашифрованный код
 бесценной и неисчерпаемой информации о прошлом и будущем.
  Всеобщая спиральная запрограммированность неизбежно
 проявляется и в духовной жизни людей, в их быте, обрядах,
 традициях, обычаях и верованиях. По древнейшим представлениям
 индоевропейцев, человеческое существование -- не что иное, как
 нить жизни, что прядет Богиня Судьбы (у многих народов их три:
 мойры -- у эллинов, парки -- у римлян, норны -- у скандинавов;
 такие же три Богини Судьбы известны и у древних славян). Но что
 такое нить, как не вытянутые в спираль льняное волокно или
 шерстяной волос, скрученные при прядении! Спираль -- только
 беспорядочную -- образуют и нити в клубке (недаром он несет
 столь значимую магическую нагрузку в русском фольклоре,
 особенно в волшебных сказках, помогая герою в преодолении самых
 непреодолимых препятствий).
  По народным представлениям, смерть -- обрыв нити жизни.
 Потому-то столь трепетным было во все века у всех народов
 отношение к Богине Судьбы, прядущей нити человеческих жизней,
 -- Вечной Пряхе, по словам Александра Блока. Ее предначертания
 "кажут Солнцу путь", ей подвластны сами Боги, бессильные
 изменить уготовленное Судьбой. От древнего языческого
 мировоззрения по сей день сохранились в русском обиходе
 выражения: "нить жизни", "нить судьбы", "узловой момент",
 "завязка", "развязка". Сюда же примыкает "повитуха",
 "повивальная бабка" (от слова "вить"), которая перевязывала
 повитью (скрученной нитью) пуповину новорожденного,
 соединяя его тем самым с космической нитью жизни. Прялку и
 веретено как приспособления для скручивания спираленитей можно
 смело назвать первой моделью Космоса. Многие русские прялки
 изукрашены резьбой и рисунками Вселенной, Солнца, Луны, звезд,
 их символического движения по небосклону. Это -- космизм
 народный, породивший впоследствии и серьезные философские
 обобщения. Так, в "Государстве" -- великом произведении
 великого Платона -- подробно описывается модель Мироздания в
 виде светового веретена Ананки (Необходимости).
  В результате беспощадной борьбы с язычеством, когда
 деревянные идолы сжигались, а каменные дробились на мелкие
 куски, не осталось сколь-нибудь достоверных изображений
 древнерусских дохристианских Богов. Однако новая религия была
 вынуждена не только искоренять старую, но и приспосабливаться к
 ней. Так пережили тысячелетия многие архаичные праздники:
 Коляда, Святки, Масленица, Ярило, Купало, Семик и др., уходящие
 своими корнями в древнейшие пласты общеславянских и
 общеиндоевропейских ритуалов. Некоторые языческие Боги
 оказались замещенными новыми христианскими персонажами и
 святыми: Илья-пророк заменил Перуна, место Велеса занял Святой
 Власий. Даже день рождения Иисуса Христа, о дате которого в
 Евангелиях ничего не сказано, был приурочен решением
 Вселенского собора к соответствующему дню декабря (по старому
 стилю), так как народ традиционно отмечал в это время
 праздники, связанные с рождением языческих Богов -- Осириса и
 Диониса, -- или же справлял сатурналии в память о Золотом веке
 -- царстве Сатурна (Крона), отголоском чего в конечном счете
 являются и русские зимние святки в честь позабытого древнего
 Солнцебога Колы-Коляды с непременным колядованием (сбором
 даров) и распеванием архаичных колядок. Но и образ
 древнерусской Богини Судьбы не исчез бесследно. В киевском
 Софийском соборе сохранилось изображение Богородицы с веретеном
 (рис.72-а), вне всякого сомнения, навеянное более ранними
 дохристианскими представлениями о Небесной Пряхе и Великой
 Праматери.
  Соловецкие лабиринты, к которым мы вновь возвращаемся,
 характерны еще тем, что рядом с ними находятся горки
 (пирамидки) камней. Вопрос о них особый: отдельно, без
 лабиринтов, они встречаются по всему миру и также
 свидетельствуют об общей древней традиции. Удивительно, что
 вообще сохранились эти каменные спирали-лабиринты и пирамидки
 на Русском Севере. Знание, заключенное в них, было давным-давно
 утрачено, ключ к их расшифровке потерян. Мало кого они
 интересовали, и никто не догадывался об их истинном назначении;
 хорошо хоть не тронули эти "бесовские следы". Впрочем,
 последнее утверждение не вполне точно. Просуществовав
 тысячелетия, каменные лабиринты и пирамидки Большого
 Соловецкого острова, где расположен монастырь, были уничтожены
 и полностью исчезли где-то в 50-е годы. Однако по настоянию
 историков, археологов и краеведов они были вскоре восстановлены
 по сохранившимся планам и картам, но уже в виде имитации. Уже в
 прошлом веке соловецкие монахи были убеждены, что лабиринты
 были сложены по указанию Петра I. Настолько коротка
 человеческая память, если ее не культивировать и не передавать
 целенаправленно от старших поколений к младшим.
  Соловецкие лабиринты наиболее известны и показательны по
 своей сконцентрированности и относительной доступности. Но это
 вовсе не единственные мегалитические объекты Русского Севера.
 Каменные спирали распространены вплоть до самого побережья
 Северного Ледовитого океана. На Кольском полуострове к
 настоящему времени найдено и описано 10 каменных лабиринтов: в
 Кандалакше, на реках Поной, Варзина и Харловка, в бухте Вящина.
 Описанный лабиринт в устье Колы был разрушен еще при постройке
 Кольского острога. Точно так же были варварски уничтожены еще
 несколько лабиринтов. Все известные кольские лабиринты
 расположены на берегу моря, как правило, за первым -- наиболее
 древним -- береговым валом, от современного уровня воды его
 отделяют еще несколько береговых валов, фиксирующих процесс
 отступления моря. Профессор Н.Н.Гурина, посвятившая изучению
 арктических лабиринтов всю жизнь, отвергает саму возможность
 сближения критских и северных мегалитов. Эта категорическая
 точка зрения аргументируется абсолютно беспомощно. Критяне,
 дескать, не могли посещать Кольский полуостров, так как им
 потребовалось бы несколько лет, чтобы по Атлантическому океану
 в обход Скандинавии достичь Баренцева моря, хотя Одиссей, как
 известно, добирался до Итаки не менее 10 лет. И наконец, чисто
 психологический "довод": "Надо хотя бы на минуту представить
 себе жителей Средиземного моря, пробирающихся по скалам
 Кольского полуострова, чтобы понять фантастичность такого
 представления"73.
  Однако ни к какой фантастике прибегать не придется, если
 только встать на почву реальности и представить процесс
 распространения лабиринтов в обратном порядке -- не с Юга на
 Север, а наоборот -- с Севера на Юг. Действительно, сами
 критяне -- создатели Эгейской цивилизации -- вряд ли посещали
 Кольский полуостров, хотя полностью это не исключено, так как
 он входил в зону Гипербореи, имевшей постоянные контакты со
 Средиземноморьем. Зато прапредки критян и эгейцев наверняка
 обитали на севере Европы, включая Кольский полуостров, где
 оставили сохранившиеся по сей день следы-лабиринты, прообразы
 всех последующих сооружений подобного рода.
  Путь "из варяг в греки" был проложен не на грани I и II
 тысячелетий н.э., связав ненадолго Скандинавию, Русь и
 Византию. Он существовал испокон веков, выступая естественным
 миграционным мостом между Севером и Югом. Двигаясь по нему
 постепенно с Севера Евразии, древние этносы, прапредки тех, кто
 создал мировые цивилизации, достигли некогда и Индостана, и
 Ирана, и Малой Азии, и Ближнего Востока, и Средиземноморья, и
 Северной Африки.
  Солнечно-полярное значение северных лабиринтов наводит
 также на мысль о родстве закодированного в них смысла с
 топонимикой Кольского полуострова. Коло -- древнейшее
 доиндоевропейское и индоевропейское название Солнца
 (одновременно Кол -- одно из народных названий Полярной
 звезды). От имени астрального Божества, которому поклонялись
 древние аборигены Кольского полуострова и небесно-космическую
 символику которого они запечатлели в спиралевидных знаках
 каменных лабиринтов, и произошло название реки Колы, давшей
 впоследствии имя всему краю. На Русском Севере есть также две
 реки с одинаковым названием и корнем -- Колва: в Пермской
 области -- приток Вишеры и в Ненецком НО -- приток Усы. А в
 Баренцевом море хорошо известен остров Колгуев. И так -- вплоть
 до Колымы. Слова с корневой основой "кол" встречаются и в
 финно-угорских языках. Любопытно, что и название родины
 Ломоносова -- Холмогоры (древнерусское -- Колмогоры) происходит
 от древнечудского наименования данной местности Кольм74 -- оно
 созвучно исконно русскому слову "холм", но генетически восходит
 к той общей доиндоевропейской лингвистической основе, которая
 связана с постоянно рождающимся и умирающим светилом
 Солнцем-Коло (отсюда, кстати, и финское kalma --
 "смерть", "могила", и имя древнеиндийской Богини смерти --
 Кали).
  Но и это еще не все. В боливийских Андах, к югу от
 священного озера Титикака, на высоте 4-х тысяч метров
 расположен знаменитый храмовый комплекс Тиауанако, посвященный
 Богу Солнца. Он открывается циклопическими, вытесанными из
 одного монолита Вратами Солнца с барельефом дневного светила.
 Уже инки -- тоже солнцепоклонники -- задолго до вторжения на их
 территорию испанских конкистадоров не знали, кем был построен
 поднебесный Солнечный город. Не помнят этого, естественно, и
 индейские аборигены, не имевшие письменности. Но поражает
 другое: индейцы аймара -- исконные обитатели Андской области и
 молчаливые стражи Вечного города Солнца (им современный мир
 обязан культурой картофеля) -- имеют еще одно, более древнее,
 название -- колья. А их обширная страна, охватывающая
 ныне территорию Боливии, Северного Чили и части Аргентины,
 именовалось в старину Кольяо, со столицей
 Хатунколья75. Во всех трех словах и невооруженным глазом
 явственно различается архаичный корень "кол", что
 недвусмысленным образом свидетельствует о былом
 этнолингвистическом и культурно-мифологическом единстве всех
 народов земли.
  Этимологически и семантически корневые основы древнего
 праязыка "кол" и "кал" тождественны. Богиня Кали -- грозное и
 губительное проявление космической энергии, ипостась
 непрерывного процесса смены миров, существ и судеб, возрождения
 жизни через смерть(по имени Кали, кстати, назван один из
 главных городов Индии -- Калькутта). Потому-то санскритское
 слово kala имеет тройственный смысл и означает не только
 "смерть", на также "время" и "судьбу". Отсюда
 природно-циклическая и календарно-временная сущность
 Солнца-Колы совершенно органично увязывается еще одним
 древнеиндийским Божеством -- Богом времени Калой, от имени
 которого в дальнейшем произошли латинские слова "календы"
 (название первого дня месяца в лунном календаре древних римлян)
 и само понятие "календарь". Все эти смыслы неизбежно вобрало в
 себя и Коло-Солнце, олицетворяющее Колесо Времени (в
 древнеиндийском мировоззрении оно именовалось Колесом Калы) --
 символ Вечного Возвращения в постоянной борьбе между Жизнью и
 Смертью. Мистический смысл солярного умирания и возрождения
 особенно усиливался на Севере, где Солнце надолго исчезало в
 полярную ночь и также надолго возвращалось в полярный день. Не
 случайно поэтому среди петроглифов Кольского полуострова,
 обнаруженных на реке Поной, находится древнейшее изображение

<< Пред.           стр. 18 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу