<< Пред.           стр. 17 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу

 скрытые в иносказательную форму представления о долгом полярном
 дне, объединяющем много обычных дней. Далее Зосима повествует о
 том, как рахманы встречают день своей смерти. Описание это живо
 напоминает рассказы античных авторов о кончине гиперборейцев.
  О таинственных северных морских святилищах естественного
 или искусственного происхождения сохранились свидетельства и в
 других древнерусских источниках. Так, в известном памятнике XIV
 века -- "Послании Василия Новгородского ко владыке Тверскому
 Феодору о земном рае" рассказывается о том, как две лодки из
 Новгорода долго носило ветром по Студеному морю, пока не
 прибило к высокой горе. "И видеша на горе той... свет бысть в
 месте том самосиянен, яко не мощи человеку исповедати; и
 пребыша долго на месте том, а солнца не видеша, но свет бысть
 многочастный, светлуяся паче солнца, а на горах тех ликования
 много слышахут, и веселия гласы вещающа"66. Кормчий велел
 одному из спутников взобраться по мачте на скалу (высокий
 берег?), что тот проделал, и, увидев нечто необыкновенное
 наверху, с радостным возгласом исчез за каменным гребнем. То же
 произошло и со вторым посыльным. Тогда привязали третьего
 веревкой за ногу и стащили вниз после того, как он обозрел
 сияние за береговым кряжем. К несчастью, третий моряк оказался
 мертвым, и новгородцы в страхе и панике спешно покинули
 загадочный остров.
  Наконец еще одно, сравнительно недавнее и неожиданное
 свидетельство о Гиперборее обнаружилось в переписке Николая
 Клюева. За год до расстрела он сообщает о невесть какими
 судьбами попавшей к нему берестяной книге, где упоминаются
 древнерусские сведения о Гиперборее: "...Я сейчас читаю
 удивительную книгу. Она писана на распаренном бересте [от слова
 "бересто". -- В.Д.] китайскими чернилами. Называется
 книга Перстень Иафета. Это ни что другое, как Русь 12-го века
 до монголов. Великая идея Святой Руси как отображение церкви
 небесной на земле. Ведь это то самое, что в чистейших своих
 снах провидел Гоголь, и в особенности он -- единственный из
 мирских людей. Любопытно, что 12-м веке сорок учили говорить и
 держали в клетках в теремах, как нынешних попугаев, что
 теперешние черемисы вывезены из Гипербореев, т.е. из Исландии
 царем Олафом Норвежским, зятем Владимира Мономаха. Им было
 жарко в Киевской земле, и они отпущены были в Колывань --
 теперешние Вятские края, а сначала содержались при киевском
 дворе, как экзотика. И еще много прекрасного и неожиданного
 содержится в этом Перстне. А сколько таких чудесных свитков
 погибло по скитам и потайным часовням в безбрежной сибирской
 тайге?!"67
  Здесь каждая фраза -- клад. Пусть даже утраченная рукопись
 XII века переписана в более поздние сроки, -- но какие
 удивительные подробности: и о дрессировке сорок, и о привозе
 северных инородцев ко двору Владимира Мономаха (как позже
 испанцы привозили из Нового Света индейцев для показа своим
 королям). Но главное -- сохранившаяся память о Гиперборее (не
 важно, как она на самом деле именовалась и как соотносилась с
 помянутой Исландией -- историческая Арктида-Гиперборея
 охватывала и Исландию). Знаменательно и сопряжение Гипербореи с
 Яфетом-Япетом, что тоже совсем не случайно.
  К Гиперборее и Арктиде имеет также несомненное отношение
 знаменитый миф о Дедале и Икаре. Нельзя не обратить внимания на
 то, что в имени Дедал -- общеиндоевропейская корневая основа
 "дед", непосредственно составляющая русское слово "дед",
 родственное и всем другим славянским языкам. Искусный строитель
 и мастер Дедал построил критскому царю Миносу легендарный
 лабиринт, где был в конечном счете и заточен (после многих
 перипетий, связанных с царицей Пасифаей -- дочерью
 Солнца-Гелиоса). Дедал сделал крылья себе и своему сыну Икару и
 они оба бежали из темницы, "путь небывалый держа к студеным
 звездам Медведиц", так обозначает их маршрут Вергилий в
 "Энеиде"; в другом переводе: "Необычайным путем он к Арктам
 выплыл холодным" (VI, 16). Иными словами, Дедал с Икаром
 направлялись на Север, к Гиперборее -- родине лабиринтов,
 откуда, вероятнее всего, и были прапредки эгейцев (а затем и
 эллинов): двигаясь с Севера на Юг, они повсюду оставляли знаки
 лабиринтов и спиралей, в том числе -- в украшениях и орнаменте
 (так называемый спирально-меандровый стиль -- символ целой
 культуры). Но полет отца и сына оказался неудачным. Икар погиб,
 а Дедал приземлился на острове Эвбея, посвятив свои крылья
 Аполлону. Остается еще раз напомнить об умении гиперборейцев
 летать: через них Дедал мог овладеть техникой полета. И ведь
 именно на территории древней Гипербореи до сих пор сохранились
 каменные лабиринты -- прообразы критского лабиринта.
  Кстати, в легендах о Дедале присутствует и спираль как
 пароль узнавания и символ лабиринта. Скрываясь от Миноса, Дедал
 оказался на Сицилии, в те времена она именовалась Сиканией, а
 ее жители -- сиканами. Между тем Минос в погоне за Дедалом
 повсюду возил с собой закрученную спираль в виде морской
 раковины, обещая большую награду тому, кто проденет в нее нить.
 Царь сиканов Кокал, спрятавший Дедала, сумел предложить
 решение, естественно, подсказанное ему хитроумным беглецом. В
 глухом конце раковины было просверлено отверстие и смазано
 медом. С другой стороны к приманке пустили муравья, обвязанного
 паутиной, который насквозь прошел через спираль раковины.
 Задача Миноса была решена. Но владыка Средиземноморья тотчас же
 догадался, что Дедал находится где-то рядом: только он знал
 искомый ответ. И все же Дедал не вернулся назад в темницу, так
 как царя Миноса сварили в кипятке во время купания. Этот мотив
 в сильно видоизмененной форме сохранился и в русском фольклоре,
 откуда его заимствовал П.П.Ершов, использовав в сказке
 "Конек-горбунок", где царь также сваривается в кипятке.
  Теперь вновь обратимся к Соловецким спиралевидным
 лабиринтам. Можно ли понять и расшифровать их подлинный смысл и
 назначение? Начнем с того, что каменные спирали (рис.53) --
 лишь часть общих мегалитических комплексов, находящихся на
 Соловецких островах . Аналогичные спиралевидные изображения
 встречаются и в других частях Северной Европы68, включая Россию
 (рис.54, 54-а). Лабиринты и спирали или их изображения
 зафиксированы на всех континентах: в Африке (где в Египте их
 описал еще Геродот, но встречаются они и в Сахаре, и в Заире, и
 далее -- до самого Юга), в Азии (рис. 55, 56), в Америке (рис.
 57, 57-а) и в Австралии (рис. 58), вплоть до Новой Зеландии,
 где спиралевидный орнамент обнаруживается в татуировках маори
 -- коренного населения этой далекой южной страны (рис.59),
 (впрочем, оно появилось там сравнительно недавно -- в начале
 нынешнего тысячелетия, мигрировав из Океании). В ином обличии
 предстает спиральный символ Древней Прародины в Южной Америке:
 помимо традиционного орнамента, он зафиксирован также в виде
 гигантского изображения обезьяны со свернутым в спираль хвостом
 (рис.60) -- один из многочисленных и неразгаданных древнейших
 рисунков в пустыне Наска. Рядом с этими хорошо известными, но
 до сих пор не объясненными наукой, рисунками имеется множество
 собственно спиралей -- огромных и находящихся несколько в
 стороне от песчаной картинной галереи.
  В Андах обнаружен огромный обтесанный 20 000-тонный
 каменный блок (размером с 4-этажный дом), сплошь покрытый
 спиралями, -- его происхождение и назначение также никто не в
 состоянии объяснить. В Северной и Центральной Америке
 аналогичная ситуация: спиралевидный мотив фигурирует в самых
 разнообразных формах. Его своеобразным символом могут служить
 спиральные завитки в виде "бараньих рогов" на громадных
 головных изваяниях главного Бога многих доколумбовых
 цивилизаций -- Кецалькоатля (Пернатого Змея), известные по
 знаменитому храму-пирамиде в мертвом городе Теотиуакане
 (Мексика). Спиралевидные мотивы в искусстве индейцев Южной
 Америки зафиксированы также в культурах майя, Тайрона
 (Колумбия) и Чавин (Перу) (см., напр., рис. в кн.: Исчезнувшие
 народы. М., 1987. С. 126 -- 127, 138).
  Для полноты картины можно дать еще одну иллюстрацию --
 золотую статуэтку индейского Птицебога-спираленосца, играющего
 на флейте: в качестве жертвы она была брошена когда-то в
 священный колодец Чичен-Ица (Мексика, п-ов Юкатан) и извлечена
 оттуда археологами (рис.61). Как нетрудно убедиться,
 американский спиралевидный узор мало чем отличается от
 аналогичных орнаментов Старого Света.
  Все это само по себе является лучшим свидетельством в
 пользу общего происхождения культур Древнего мира.
 Меандрово-спиралевидные изображения восходят ко временам
 палеолита: одна из древнейших спиралей, выбитых на бивне
 мамонта и имеющих космическое содержание, найдена на территории
 Западной Сибири (рис.62). Аналогичные спиралевидные
 (меандровые) мотивы запечатлены на стилизованных статуэтках,
 обнаруженных при раскопках Мезинской стоянки на берегу реки
 Десны (рис. 63). Известны и более поздние каменные памятники с
 мотивом лабиринта, обнаруженные в Псковском и Тверском краях
 (рис.64).
  В дальнейшем меандрово-спиралевидная тематика, в которой
 закодирован глубочайший и древнейший вселенско-космический
 смысл, трансформировалась в самых неожиданных формах. Имеются
 во множестве рельефные изображения Горгоны Медусы со
 спиралевидными завитками волос. Известны позднеантичные
 скульптуры Юпитера-спираленосца (рис.65). Тот же мотив и даже
 поза повторяются в чудом уцелевшей бронзовой средневековой
 статуэтке литовского языческого Бога Перкунаса (коррелят и
 синоним русского Перуна) -- он точно так же держит в руке пучок
 спиралей. Спирали запечатлены на капителях античных колонн
 (ионический ордер) (рис.66), в прическе древнего кельтского
 Божества (рис.67) и т.д. и т.п. В древнерусских украшениях
 спирали постоянно встречаются в виде височных колец и подвесок
 (рис.68). Точно такая же спиральная конфигурация у некоторых
 древнегреческих фибул (застежек) и в орнаменте
 древнескандинавских диадем (полукорон). Некоторые из золотых
 украшений, найденных Шлиманом в Трое (браслет, брошь, заколки),
 сплошь испещрены мельчайшими спиралями высокохудожественного
 исполнения.
  В коллекциях Русского музея (Санкт-Петербург) и Музея
 народного искусства (Москва) экспонируются изумительные по
 технике исполнения кованые сечки XVII -- ХVIII веков с
 множеством выкованных больших и малых спиралей -- числом до 20
 (рис. 69). Спиральный орнамент был широко распространен в
 русских традиционных вышивках -- на полотенцах, передниках,
 подолах рубах и т.д. (см. фото: Маслова Г.С. Орнамент
 русской народной вышивки как этнографический источник. М.,
 1978. С.95, 103, 131). Приверженность народных мастеров к
 мировой художественной традиции позволила уверенно говорить о
 "русских меандрах" (см.: Виолле-ле-Дюк. Русское искусство, его
 источники, его составные элементы, его высшее развитие, его
 будущность. М., 1879. Здесь же приводятся образцы русских
 меандров).
  Спиралевидная символика, почерпнутая пра-предками русского
 народа в общекультурном источнике далекой Прародины,
 практически нетронутой дожила до нынешних времен (см., напр.,
 фото в кн: Русакова Л.М. Традиционное изобразительное
 искусство русских крестьян Сибири. Новосибирск, 1989. Рис. 48,
 51, 63, 64, 67 и др.). Новгородский головной убор с
 многовитковыми спиралями (с лицевой стороны их 8) представлен
 на редкой фотографии в альбоме "Русский народный орнамент",
 изданном фотографом-эмигрантом Юрием Новоселовым в Риге
 в 1928 г. В целом же спиралевидные мотивы в древнерусской и
 сопряженных с ней культурах разносторонне представлены на
 рисунках, фотографиях и прорисовках в известных монографиях
 Б.А.Рыбакова "Язычество древних славян (М., 1981.
 С.90-91, 155, 159, 165, 167, 253, 345, 499, 509, 517) и
 "Язычество древней Руси" (М., 1987. С.199, 715). В данных
 книгах большинство солярных и астральных прорисовок
 заимствовано из фундаментального и не имеющего других аналогов
 фотографического свода А.А.Бобринского "Народные русские
 деревянные изделия" (Вып. 1-12. М., 1910-1914). Здесь
 содержится множество и других иллюстраций с космической и
 праотеческой символикой, украшавшей русскую утварь и предметы
 домашнего обихода: прялки, ковши, спинки скамей, кроватей,
 тележные борта, дуги, киоты, клиросы и др.
  И это -- лишь малая часть из поистине неисчерпаемого
 культурного наследия наших предков и прапредков. Спиралевидные
 знаки и символы, запечатленные только на предметах древнего
 славяно-русского быта, исчисляются многими десятками и сотнями
 (см., напр.: Седов В.В. Восточные славяне в VI -- XIII
 в.в. М., 1982. С.72 -- 73, 210-211, 229, 233, 249, 281, 283,
 цветные вклейки между С. 96 и 97, 112 и 113). Особенно
 привлекает насыщенностью двустворчатых спиралей (8 двойных и 2
 одинарных) металлическая фибула из Мартыновского клада,
 найденного на реке Рось (см. фото в кн.: Очерки истории СССР
 (III -- IX в.). М., 1958. С. 754). Правда, вопрос о
 принадлежности данной фибулы именно славяно-русским (антским)
 мастерам остается открытым, так как аналогичные застежки
 известны и в античной традиции: они находились, к примеру, при
 раскопках в Керчи (Пантикапее) (см. фото в кн.: Известия
 государственной академии материальной культуры. Вып 100. //
 Сборник статей к 45-летию науч-ной деятельности Н.Я. Марра.
 Вклейка между С. 592 и 593).
  Имеются достаточные основания считать отголоском древних
 меандрово-спиралевидных традиций переплетенный орнамент,
 чрезвычайно популярный в древнерусской резьбе (по дереву и
 камню), в буквицах и миниатюрах рукописных книг (см.: История
 русского орнамента с Х по ХVI столетие по древним рукописям.
 М., 1870). В свою очередь, орнамент подобного типа сопрягается
 с обычным бытовым плетением (например, корзин), и плетением,
 имеющим магический или ритуальный смысл.
  И так продолжалось на протяжении многих веков и
 тысячелетий. Спиралевидные коды передавались от поколения к
 поколению, от народа к народу, от мировоззрения к
 мировоззрению, от религии к религии. Так, в Констанце (Румыния)
 существует старинный православный храм, где фреска Страшного
 суда обрамлена все тем же меандрово-спиралевидным орнаментом.
 Мозаичные лабиринты выкладывались также на полу некоторых
 готических соборов (рис.70). Не может не удивить и бронзовая
 фигурка древнего Божества со спиралью на груди, сидящего верхом
 на волке; она найдена на территории России, в Прикамье, и
 хранится в Историческом музее в Москве (рис.71). Нет сомнения в
 тотемическом содержании данной композиции. Фантазировать насчет
 ее первоначального смысла затруднительно. Зато нет сомнения:
 перед нами первообраз известного сказочного сюжета об
 Иване-царевиче и Сером Волке.
  Исключительный интерес представляет хранящаяся в
 Мюнхенском музее урна в виде модели древнего храма, фасад
 которого украшен спиралями (рис.72). Макеты святилищ были
 чрезвычайно распространены в Древнем мире: по свидетельству
 Павсания, одна из моделей Дельфийского храма, сделанная из
 пчелиного воска и перьев, была в свое время послана Аполлоном в
 качестве дара на его историческую Прародину -- Гиперборею
 (Павсаний, X 5, 5). Представляется, что в случае спиралевидной
 символики на фасаде вышеупомянутого индоевропейского (а
 возможно -- и доиндоевропейского) храма ее смысловая нагрузка
 сродни той, которую несут кресты на церквях и полумесяцы на
 мечетях. Космическая кодировка спиралевидных символов и
 лабиринтов не вызывает сомнений. Впрочем, крест и полумесяц в
 дохристианскую и домусульманскую эпоху также выступали в
 качестве космических символов: Солнца и огня (крест), Луны
 (серп).
  Наиболее близкое к истине объяснение смысла и назначения
 Соловецких лабиринтов (как, впрочем, и всех остальных,
 разбросанных по Северу Европы) дал известный в прошлом
 отечественный историк и популяризатор науки, в течение многих
 лет возглавлявший русский астрономический и природоведческий
 журнал "Мироведение", Даниил Осипович Святский (1879 --
 1940). По его мнению, ходы лабиринта, заставляющие путника
 долго и тщетно искать выход и, наконец, все-таки выводившие его
 наружу, являются не чем иным, как символизацией блуждания
 Солнца в течение Полярной полугодичной ночи и полугодичного дня
 по кругам или, вернее, по большой спирали, проецируемой на
 небесный свод. В культовых лабиринтах, вероятно, устраивались
 процессии, чтобы символически изобразить блуждание Солнца,
 подобно тому, как и в позднейших культурах совершаются
 торжественные процессии, вокруг храма или алтаря. Соловецкие и
 прочие лабиринты не только служили для хождения внутри них, но
 также выступали и в качестве схемы-напоминания для ведения
 магических хороводов. Подковообразные лабиринты, тип которых
 часто встречается на Соловках, вполне могли кодировать движение
 Солнца в высоких широтах по большей части круга, остающейся над
 или под горизонтом в период летнего или зимнего солнцестояния.
 Гипотеза о связи лабиринтов с астральным культом была выдвинута
 в Германии в 1891 г. Эрнестом Краусом, считавшим
 спиралевидные мегалиты остатками храмов в честь Солнечного
 Божества, но с полярными представлениями о нем, перенесенными
 на юг в глубокой древности с далекого Севера69.
  В свете сказанного особый интерес представляют русские
 спиралевидные (навивающие) хороводы, исполняемые исключительно
 женщинами во время семикских гуляний. Танцевальный ритуал так и
 называется -- "Навивать". Сначала девушки ходят по кругу, затем
 круг разрывается и один его конец останавливается, а другой
 продолжает ходить и постепенно завиваться вокруг неподвижно
 стоящей девушки. При этом поется песня (в этнографических
 записях прошлого века она не сохранилась). Когда пение
 заканчивается, хоровод полностью завивается в спираль. В
 завершение всего кто-то из стоящих с краю шутя толкает

<< Пред.           стр. 17 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу