<< Пред. стр. 16 (из 56) След. >>
Говоря современным языком, описанное больше напоминает
обсерваторию или планетарий, чем русский терем. Известен и
прозаический вариант описания "чуда в тереме". Самая ранняя,
"доафанасьевская" публикация популярной русской сказки "Семь
Симеонов" в сборнике, изданном в 1841 г. И.П.Сахаровым,
содержит драгоценные подробности, отсутствующие в других
записях. В воображении читателя воспроизводится все тот же
необыкновенный терем в тридевятом царстве, куда попадают
братья, переплыв Окиян море глубокое: "Как и тот ли терем
изукрашенный был красоты несказанныя: внутри его, терема
изукрашенного, ходит красно солнышко, словно на небе. Красно
солнышко зайдет, молодой месяц по терему похаживает, золоты
рога на все стороны покладывает. Часты звезды изнасеены по
стенам, словно маков цвет. А построен тот терем изукрашенный на
семи верстах в половиною; а высота того терема несказанная.
Кругом того терема реки текут, молоком изнаполненные, сытой
медовой подслащенные. По всеим по теим по рекам мостички
хрустальные, словно жар горят. Кругом терема стоят зелены сады,
а в зеленыих садах поют птицы райские песни царские. [Ни дать
ни взять, еще одна картина "золотого века" на Крайнем Севере,
но только теперь в передаче русского сказителя! -- В.Д.]
Во том ли тереме все окошечки белостекольчаты, все дверцы чиста
серебра. Как и на тереме -- то крышечка чиста серебра со
маковкой золотной, а во той ли маковке золотной, лежит дорог
рыбий зуб. От красна крылечка белостекольчата лежат ковры
самотканные, а по тем коврам самотканным ходит молода княжна,
Елена Прекрасная".
О Елене Прекрасной вообще разговор особый. Она -- героиня
не одних только древнегреческих легенд, но и русских сказок,
куда, надо полагать, попала не потому, что русские сказители
слышали о Гомере, а потому, что и у "Илиады", и у русского
фольклора в данном плане был один общий источник, восходящий к
гиперборейским временам. Дочь Леды и Зевса, явившегося к ней в
образе Лебедя (рис.51) -- носителя древнего доиндоевропейского
тотема, виновница Троянской войны, вылупилась из яйца,
снесенного матерью. Уже одно это свидетельствует о доэллинском
происхождении образа Леды и ее детей: как уже говорилось, по
древнейшим космогоническим представлениям считалось, что все
живое появилось из яйца (отсюда в конечном счете и популярная
латинская поговорка ab ovo -- "от яйца", то есть "с
самого начала"). В имени Леды, тайной возлюбленной
Зевса-Лебедя, закодировано северное происхождение и самой
легенды и ее образов. В основе имени Леды лежит корень "лед".
Леда дословно означает "Ледяная" -- далекий прообраз
Снегурочки. Имя самой Елены, как и этноним "эллины", восходит к
названию тотемного животного евразийских народов "олень":
первоначально оно звучало как "елень" и произошло от другого
всем хорошо знакомого слова -- "ель", "елка" (в древнерусских
текстах и вплоть до XIХ века греки-эллины именовались "елины").
В прошлом, когда племенная принадлежность, родственные
связи и брачные союзы обозначались по тотемам, лебединая
ипостась Зевса, в соответствии с реконструкцией первоначального
смысла, не могла означать ничего другого, кроме принадлежности
к тотему лебедя. Сказание о Леде появилось во времена, когда
греки и славяне представляли этническую целостность, а их языки
были нерасчлененными. Предание о Леде -- Ледяной царевне могло
родиться лишь в тех климатических зонах и, соответственно,
географических территориях, где льды играют не последнюю роль.
Понятно, что это не могла быть территория древней (или
современной) Греции. Следовательно, образ Леды возник в
северных широтах, задолго до переселения прапредков эллинов на
Балканы.
По происхождению образ древнегреческой Леды более всего
близок любимой героине русского фольклора Снегурочке и
Белоснежке германоязычных народов, хотя за тысячелетия функции
и роли их значительно изменились. Любопытно, что в одном из
вариантов сказки о Снегурочке (рис.52), записанном Иваном
Александровичем Худяковым (1842 -- 1876) в Нижегородской
губернии (некоторые мотивы из этой записи использовал и
А.Н.Островский при создании своей знаменитой
литературно-драматической версии), Снегурочка попадает в
заточение к Бабе-яге и ее спасает бык, несмотря на
преследования ведьмы62. Здесь прослеживается еще один известный
сюжет: похищение Европы Быком-Зевсом и сокрытие финикийской
царевны от ревнивой супруги Геры. Древнейший индоевропейский
сказочный мотив (который можно проследить и за пределами
индоевропейской традиции) в дальнейшем настолько изменился, что
древнегреческие мифологические персонажи Европа -- Зевс -- Гера
превратились в русском фольклоре в Снегурочку -- Быка -- Бабу
Ягу.
Интересно, однако, внимательней присмотреться к параллели
Снегурочка -- Европа. Образ Европы гораздо глубже расхожей
истории о похищении наивной царевны похотливым Зевсом в образе
златошерстного быка со светящейся звездой во лбу. По мнению
главного российского авторитета в области античной мифологии
А.Ф.Лосева, Европа -- древнее хтоническое божество, "образ ее
объединяет весь Космос (включая небо, землю и подземный мир)".
Так, в Сидоне (Малая Азия) Европа отождествлялась с Селеной
(Луна) и Астартой (планета Венера). После брака с Зевсом на
Крите, супругом Европы-Луны стал царь Астерий (Звездный). Но
еще Павсаний раскрывал подлинный смысл образа Европы. Как
космическое Божество она выступает под именем Деметры -- одной
из самых почитаемых Олимпийских Богинь. Великая Мать Земля,
"всех богов и людей Матерь" -- вот кто такая в конечном счете
Европа. И при том -- Сумеречная, Темная, Ледяная, то есть
северного происхождения. Ледниковая Исида -- удачно назвал ее
Д.С.Мережковский63. И вновь последовательность в рассуждении
привела нас к северной ("ледяной") теме и образам.
Что касается дочери Леды и Лебедя, то здесь уместно
привести некоторые подробности. Елене Прекрасной
покровительствовал Гермес, он унес ее в Египет и спрятал там до
окончания Троянской войны у Протея -- вещего Бога-оборотня (от
его имени произошло слово "фараон"). А в Трою вместо новой жены
Парис якобы привез призрак из эфира -- такова была изощренная
месть Геры. Злокозненная супруга Зевса не могла простить
троянскому царевичу Парису его выбор Афродиты как
наикрасивейшей Богини. Данная версия подробно изложена в
трагедии Еврипида "Елена". Но и Геродот авторитетно утверждает:
когда ахейцы штурмом взяли Трою, Елены там не оказалось. Эту
загадочную проблему Отец истории самолично обсуждал с
египетскими жрецами, подтвердившими на основании собственных
сведений, что жена Менелая на протяжении всей Троянской войны
скрывалась в Египте. По-разному освещают различные источники и
последующую судьбу Елены Прекрасной. У античных авторов можно
узнать, что после смерти Елена соединилась с Ахиллом, и
произошло это где-то в Скифских пределах, куда переселились
душа сына Пелея и Фетиды, бывшего по происхождению скифом.
Место посмертной жизни главных героев "Илиады" -- остров Левка,
что означает "Белый"64. Это, по разъяснению комментаторов, --
один из островов Блаженных, где, как известно, обитали титаны и
царил "золотой век".
В конце прошлого века получила достаточное распространение
гипотеза о северном происхождении сказаний Троянского цикла. Ее
популяризаторы -- немецкий ученый Э.Краус и польский
писатель А.Немоевский -- считали, что в основу Гомеровых
поэм положено некоторое первичное мифологическое ядро,
относящееся к доэллинской истории. Кстати, имя самого Гомера
также допустимо истолковать как прозвище, подразумевающее
этническую принадлежность. Этноним "гомер" упоминается в Библии
и, по единодушному признанию историков, обозначает киммерийцев
-- соперников скифов на просторах европейских степей и
лесостепей. Мог ли быть Гомер киммерийцем или их потомком?
Вполне -- подобно тому, как Пушкин, например, был потомком
абиссинцев (эфиопов), оставаясь при этом величайшим русским
поэтом. В Гомеровой "Одиссее" (ХI, 12 -- 19) содержится
чрезвычайно важный рассказ о стране киммерийцев, расположенной
на берегу океана. Одиссей приплыл туда и посетил один из
киммерийских городов в разгар полярной ночи, описанной Гомером
вполне профессионально: "Закатилось солнце, и покрылись тьмою
все пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там
народ и город людей киммерийских окутанные мглою и тучами; и
никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами -- ни
тогда, когда восходит на звездное небо, ни тогда, когда с неба
склоняется назад к земле, но непроглядная ночь распростерта над
жалкими смертными" (подстрочный перевод В.В.Латышева).
Даже из небольшого приведенного отрывка следуют по меньшей
мере два бесспорных вывода: во-первых, Гомер прекрасно
представлял, что такое полярная ночь; во-вторых, маршрут
плаванья Одиссея был далеко не таким простым, как обычно
рисуется в распространенных комментариях. Не касаясь всех
перипетий десятилетних странствий Одиссея, напомним только,
что, помимо киммерийцев, он посетил также расположенные на
Севере владения Бога ветров Эола и семь лет провел на острове
Огигия на краю Океана (или в его центре), принадлежащем нимфе
Калипсо, дочери титана Атланта (по другим версиям, Океана или
же Солнцебога Гелиоса), прижив с ней четверых детей. Каким
образом очутился Одиссей после сожжения Трои на самом краю
Ойкумены, с точки зрения здравого смысла объяснить нелегко.
Скорее всего, в текст Гомеровой "Одиссеи" были вмонтированы
более ранние сказания и вписаны в общую сюжетную линию.
История самой Трои, разрушенной ахейцами, также оставляет
многие вопросы без ответа. Этимологически название знаменитого
города-крепости происходит от общего для многих индоевропейских
языков наименования цифры "три" и по смыслу могло означать что
угодно: "третья", "тройная", "тройственная" и т.п. Название
Трои могло происходить от прозвища трехглавого или трехликого
Божества, у разных индоевропейских народов именуемого
по-разному: у индийцев -- Тримурти, у славян и балтов --
Триглав-Троян, которого помнит еще "Слово о полку Игореве".
Наконец, есть еще одна версия. Дело в том, что Трояны --
собирательное имя трех братьев в славянском фольклоре. Так,
Троянами были упоминаемые в "Повести временных лет" три брата
-- основатели Киева: Кий, Щек и Хорив. По общему имени братьев
-- Трояны -- в украинских легендах зафиксировано и древнее
название Киева: он прозывался точно так же, как и малоазийский
Илион -- Троя. От имени Киева-Трои и братьев Троянов
образовались и другие общезначимые понятия русской духовной
жизни: Троянова земля -- Русская земля, Трояновы века --
русская старина, Троянова тропа -- исторический путь русской
жизни, то есть древняя русская история. Названия Троя и близкие
к нему по звучанию чрезвычайно распространены в русской и
украинской топонимике. Собственно Троя есть на Полтавщине, но
уже Трояновка встречается и под Полтавой, и на Волыни, и в
Калужской области, а Трояново -- в Орловской и Херсонской
областях, Троян -- в Крыму и Бессарабии и т.д.
Но вернемся, однако, к Соловью Будимировичу. Само имя
Соловей, как и название одноименной птицы, также
тотемно-космического происхождения: в нем закодировано
наименование дневного светила -- Солнца, и у всех слов общий
корень -- "сол". Русский былинный эпос знает двух Соловьев:
один -- загадочный Соловей Будимирович из таинственной
заморской страны -- герой положительный; другой -- не менее
таинственный Соловей-Разбойник -- герой с отрицательным знаком.
Нас здесь, однако, интересует не оценочный аспект (который,
кстати, может меняться под воздействием изменяющихся
исторических условий), а генетически-смысловой. Совершенно
очевидно, что Соловей-Разбойник с его нечеловеческим свистом,
преклоняющим "темны лесушки к земле", -- носитель буревого,
буйного начала, что логически соотносит его с островом Буяном,
источником всех буйных сил.
Имя Соловей наводит также на гипотетическое предположение
о возможном местонахождении города Леденца и острова Буян. Есть
в Белом море известный архипелаг, знаменитый своими
культурно-историческими и духовно-символическими традициями.
Это -- Соловецкие острова. Название Соловки -- исконно русское,
оно содержит в себе все ту же основу "сол", уходящую своими
корнями в гиперборейскую старину, когда границы между
индоевропейскими и неиндоевропейскими языками были более чем
размыты. Если топоним "Соловецкие острова" подвергнуть анализу
с точки зрения археологии смысла, то этимология наименования
самих островов особых сомнений не вызывает: оно образовано от
слов "соловей", "солнце". Первоначально, быть может, так и
звучало -- Соловейские острова и означало: "Солнцем овеянные"
или "Солнцевеющие", если судить по аналогии со
смыслообразованием таких слов, как "суховей" или "вьюговей". В
древности солнечный смысл распространялся на обширные северные
территории. В одной из рукописных Космографий XVII века
приводится второе название Мурманского студеного моря
(Северного Ледовитого океана) -- Соловецкая пучина. Не
приходится сомневаться, что и земли посреди и по берегам этой
Пучины также именовались Соловецкими (Соловейскими). Вот и
найдено исконное (автохтонно-негреческое) имя Гипербореи,
называвшейся так в честь дневного светила -- Солнца -- и
сохраненной в коллективной памяти русского народа в виде
фольклорного образа Подсолнечного царства -- синонима
полунощных стран, где полгода -- ночь, а полгода -- день
(царство же Подсолнечное потому, что оно к Солнцу ближе всех).
Известны и другие попытки найти автохтонное название
древней Гипербореи. Рене Генон, например, допускает два
возможных варианта: либо Сирия -- от имени арийского
Солнцебога Сурьи [отсюда же русские птицедевы сирины. --
В.Д.], либо просто -- Борейская земля, исходя из
архаичного содержания эллинского и доэллинского имени Бор,
которое выводилось из названий тотемов: кельтского "вепря" и
германского "медведя" [немецкое слово "медведь" звучит как
"беер", откуда, кстати, и русское слово "берлога". --
В.Д.]. Таким образом, по второму варианту, предложенному
Геноном, автохтонное название Гипербореи должно было быть или
Земля вепря, или Медвежья земля.
О культурной древности русских Соловков свидетельствуют
имеющиеся там каменные лабиринты (диаметром до 5 м), наподобие
тех, что разбросаны по всему Северу Европы с перекочевкой в
крито-микенскую (знаменитый лабиринт с Минотавром),
древнегреческую и другие мировые культуры. Предлагалось немало
объяснений, касающихся предназначения соловецких каменных
спиралей: могильники, жертвенники, макеты рыболовных ловушек.
Последнее по времени: лабиринты -- модели антенн для связи с
внеземными или параллельными цивилизациями (см.: Никитин А.Л.
Древние лабиринты -- радары иных миров // Наука и религия.
1996. No7).
Не лишено вероятности, что Соловецкий монастырь -- краса и
гордость современных Соловков -- построен на месте древних
дохристианских святилищ. Известный искусствовед и исследователь
древнерусской культуры проф. Вера Григорьевна Брюсова
поделилась с автором личными впечатлениями о своих
многочисленных поездках на Север: у нее сложилось твердое
убеждение, что многие православные культовые постройки
возведены на месте древних языческих капищ. Данные наблюдения
подкрепляются и другими свидетельствами. В Швейцарии в одной из
деревень есть католическая церковь, построенная в XII веке на
месте, где с незапамятных времен находился каменный столб --
менгир. Строители церкви не уничтожили древний священный
камень, наоборот -- включили его в комплекс христианского
храма. Теперь этот сравнительно невысокий (около 1 м над
землей) менгир из песчаника возвышается внутри церкви рядом с
алтарем.
У Соловья-Разбойника, помимо прозвища, было, как известно,
и отчество -- Рахманович. Оно приводит к еще одной любопытной
аналогии. Рахманы -- загадочные персонажи древнерусских
сказаний. Они -- обитатели Островов Блаженных на краю Океана --
последнего прибежища титанов, хорошо известного из
древнегреческой мифологии. Конечно, в специфических русских
условиях сказания эти за многие тысячелетия существенно
трансформировались. Древнерусская литература знает по меньшей
мере два сюжета, связанных с рахманами. Первый -- "Слово о
рахманах и предивном их житии", где описывается жизнь
долгожителей-рахманов, полная изобилия и радости. Их остров на
краю Океана якобы посетил Александр Македонский во время похода
на Индию. В данной связи принято считать, что рахманы -- это
индийские жрецы брахманы. Но имеется и второй источник, гораздо
более распространенный среди древнерусских книжников, где
никакая Индия не упоминается. Те же Острова Блаженных и царящая
там райская жизнь подробно описаны в апокрифе, известном под
названием "Хождение Зосимы к Рахманам" (в обиходе -- просто
"Зосима"). Здесь рассказано, как к пустыннику Зосиме после
40-дневного поста явился ангел и указал путь к далекой земле
Блаженных, отделенной от грешного мира глубокой, как бездна,
рекой, недосягаемой ни для птиц, ни для ветра, ни для Солнца,
ни для дьявола. По волшебному дереву, склонившемуся перед
отшельником, Зосима переправился через реку и очутился в стране
Блаженных, в русском апокрифе она описывается в духе
классического "золотого века" с поправками на христианские
представления о праведности65.
Обитатели той блаженной страны -- рахманы -- живут в своей
неприступной земле без греха, верные завету праотца Рехома, не
испытывая ни в чем никакой нужды. Безмятежно течет их праведная
жизнь: нет у них числа лет, "но вси дние аки един день ес". В
данном пассаже налицо несомненные полярные реминисценции: