<< Пред.           стр. 15 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу

 и в смысле "ругань"), "оборона", "борзой", "борозда", "борона",
 "борода", "боров", бородавка", "борщ", "собор", "боркан"
 ("морковь"), "борт" (в смысле "борта лодки, корабля").
 Разветвленность смыслов -- лучшее доказательство древности
 исходного слова. Кстати, о Сивке-бурке -- откуда такое
 словосочетание? Если Сивка (светлая), то почему Бурка (темная)?
 Не зебра же ведь это, у которой полоска -- черная, полоска --
 белая. Все дело, оказывается, в том, что прозвище Бурка
 первоначально звучало как Бурька. А если взглянуть на его
 истоки, то обнаруживаются явственные следы Борея. Обратившись
 темногривым жеребцом, Бог -- покровитель Севера -- оплодотворил
 двенадцать кобылиц и стал отцом двенадцати чудесных жеребят,
 что могли летать по поднебесью над землей и морями. Такими их
 описывал еще Гомер в "Илиаде" (XX, 220 -- 230):
  Бурные, если они по полям хлебородным скакали,
  Выше земли, сверх колосьев носилися, стебля не смявши;
  Если ж скакали они по хребтам беспредельного моря,
  Выше воды, сверх валов рассыпавшихся, быстро летали.
  Точно так же описывается полет волшебных коней в русском и
 славянском фольклоре, где прозываются они Сивками-бурками,
 Бурушками-косматушками, что в конечном счете значит --
 Бурьки-Борейки. Не случайно и мифический летучий конь алтайских
 сказаний также зовется Буура. Между прочим: до сих пор
 имеет распространение славянская фамилия Борейко (вспомним
 героя-поручика из романа А.Н.Степанова "Порт-Артур").
  У ираноязычных осетин в их знаменитых нартских сказаниях
 также действует могучий богатырь по имени Бора. Повествуется о
 его встрече со счастливым в духе "золотого века" морским
 народом -- донбеттырами ("дон", как уже было
 продемонстрировано, -- общеиндоевропейское понятие для
 обозначения любых водных объектов). Бора пришел в их страну,
 минуя царство ночи. Там он нашел огненное озеро (читай -- море)
 с загадочным хрустальным образованием на самом дне (в фольклоре
 хрусталь -- коррелят льда). Вот как описывает древний сказитель
 тектоническую битву огня и льда:
 
  Вертящийся хрусталь на самом дне
  Кремень огромный точит в глубине
  И высекает пламенные искры
  Движением молниеносно-быстрым.
  А озера бушующего дно
  Как будто светом дня озарено...
 
 
  Воистину картина вселенской катастрофы. Как явствует из
 фольклора, первоначально нарты жили не в горах, а в пределах
 морских просторов -- они часто упоминаются в осетинских
 сказаниях. По преданию, нарты вообще были потомками Морского
 царя -- Донбеттыра.
  Нельзя не вспомнить и древнегреческое название Днепра --
 Борисфен. А европейские мореплаватели, добравшиеся в XVII веке
 до устья Печоры, столкнулись на побережье Северного Ледовитого
 океана с туземцами-борандийцами. Да и в названии
 северо-восточной страны скандинавских саг, именовавших регион
 от Беломорья до приполярного Урала Бьярмой (Biarmia),
 улавливается искаженное имя Борея. Крылатый чернобородый Бог
 Борей считался эллинами сыном Астрея (Звездного неба) и Эос
 (Утренней зари) (рис. 49). По Диодору Сицилийскому, потомки
 Борея -- Бореады (их не следует смешивать с его сыновьями
 Калаидом и Зетом -- участниками похода аргонавтов) были
 владыками (царями) главного города Гипербореи и хранителями
 сферического (!) храма -- святилища Аполлона, куда Солнцебог
 прилетал каждые 19 лет.
  В русском фольклоре есть сказочный Буря-богатырь -- чем не
 Борей? В афанасьевском сборнике сказок Буря-богатырь -- не
 просто могучий исполин -- он еще и Коровий сын: корова слизала
 остатки (помои) от златокрылой щуки, которую приготовили на
 обед бездетной царице. Буря-богатырь сражается на знаменитом
 Калиновом мосту поочередно -- с шестиглавым, девятиглавым и
 двенадцатиглавым змеями -- сыновьями Бабы-яги (они же чуда-юда
 -- мосальские губы). Здесь же и волшебная яблоня, и
 Сивка-бурка, и утка, что кличет беду, и свинья-оборотень (да и
 сам Буря-богатырь оборачивается тотемным соколом), и Морской
 царь с золотой головой, которую отрывают и используют для
 распутывания злых козней (вспомним титана Форкия -- Морского
 старца, обитавшего близ Гипербореи). Все это гиперборейская
 закодированная символика -- она еще ждет своей расшифровки.
  В индоевропейское лексическое гнездо с корневой основой
 "бу(р)" входят слова со смыслом "буйный", означающий: 1)
 "яростный", "бурный"; ср.: буйная удаль, буйные ветры, Буй-Тур
 Всеволод в "Слове о полку Игореве", буйвол = дикий (буйный) бык
 (вол ); 2) "плодоносный", "обильный" (ср.: буйная --
 растительность, лес, травы, хлеба, пшеница, рожь, овес). В этом
 ряду и знаменитый символический образ русского фольклора --
 Остров Буян, присутствующий как в сказках (присказках),
 так и в магических заговорах: что свидетельствует о глубочайшей
 древности самого образа. Но чтобы произвести его полную
 смысловую реконструкцию, необходимо подняться на высоту
 птичьего полета.
  В современном обыденном понимании буян -- это человек,
 склонный к буйству, попросту -- скандалист. Не так в прошлом,
 когда слово "буян" означало совсем другое. В "Слове (Молении)
 Даниила Заточника" (ХII в.) буян -- это гора (холм), а за
 буяном кони пасутся: "Дивиа за буяном кони паствити".
 Исторический анализ дает целый букет значений слова "буй" и
 производного от него "буян": 1. высокое место: гора, холм,
 бугор; глубокое место в море, реке, озере -- стремнина, пучина,
 быстрое течение; множество рыбы, косяк, стая; 2. открытое
 место: 2.1. для построения кумирни, то есть языческого (позже
 -- православного) храма; 2.2. для княжеского суда или менового
 торга (позже его вытеснил "базар" -- тюркское слово,
 заимствованное во время татаро-монгольского нашествия); 3.
 кладбище, погост56. Те же значения (среди прочих) находим и в
 народных говорах. Так, в Ярославской, Тульской и Тобольской
 губерниях под "буяном" еще совсем недавно подразумевали
 "открытое возвышенное пустое место, не защищенное от ветра".
  Древнейшая корневая основа "бур" подтверждает свое
 первоначальное значение и в ныне употребляемой лексике.
 Каждому, например, известно, что название города Петербурга
 образовано от имени апостола Петра (а не царя, как полагают
 некоторые) и германоязычного слова burg -- "город". Но
 не каждый знает, что современное "бург" восходит к
 индоевропейскому праязыку, где "бур" нередко превращалось в
 "пур", также означавшее "крепость" (один из эпитетов грозного
 Бога Индры в Ригведе -- "разрушитель пуров"). Между прочим,
 древнеегипетская идеограмма, обозначавшая "дом", тоже читалась
 как pr (гласные звуки в египетской письменности не
 употреблялись). Археологи считают, что типичным образцом
 архаичных "буров-пуров" могут служить недавно открытые в
 Челябинской области кольцеобразные крепостные постройки
 Аркаима.
  Около десяти лет тому назад научная общественность была
 потрясена открытиями на южноуральской реке Синташте, где были
 обнаружены остатки мощных древних поселений с развитой добычей
 руды и выплавкой металла. Как и водится, все произошло
 совершенно случайно. Десятилетиями никто не обращал никакого
 внимания на близлежащие холмы. Но когда задумали возвести
 плотину, что влекло за собой затопление обширных площадей, --
 пригласили археологов и... Мир вздрогнул от нечаянной сенсации!
 Настоящая уральская Троя! Кольцевидные (можно даже сказать --
 раковинообразные) крепостные валы (рис.50), образующие
 сооружение, похожее на недостроенную Вавилонскую башню, шахты,
 плавильные печи, фундаменты рухнувших жилых и хозяйственных
 построек, поделки и утварь -- все это позволило связать находки
 с продвижением на Юг во 2-м тысячелетии до н.э. еще не
 полностью расчлененных индоевропейских племен.
  По имени расположенной поблизости горы новонайденное
 археологическое чудо получило звучное название -- Аркаим. С тех
 пор здесь полным ходом идут комплексные исследования. Есть ли
 вероятность, что в спиралевидной форме Аркаима заложен
 какой-либо космический смысл? Есть! И потому, что многие
 аналогичные постройки Древности имели астрономическое
 предназначение (шумерские и вавилонские зиккураты, храмовые
 комплексы ацтеков и майя). И потому, что алгоритм спирали лежит
 в самом фундаменте Мироздания (торсионные поля, генетический
 код, спиральные галактики и т.п.).
  По всей видимости, к праязычному "пур" восходит название
 пурпурного цвета, образованного от финикийского названия
 пурпуроносной морской улитки, из которой добывалась самая
 популярная в Древнем мире краска. Так что русская тяга к
 красному (синониму "прекрасного") имеет глубочайшие
 исторические корни, откуда, собственно, и пошли червонные щиты,
 плащи и красные стяги, реявшие и на Куликовом поле, и над
 поверженным рейхстагом. Применительно же к нашей теме
 первоначальное значение слова "бур" ("город", "крепость")
 вполне соответствует искомому смыслу названия Острова Буян.
  Выявление архаичных значений помогает разгадать глубинный
 смысл мифологемы Остров Буян. Это -- не просто гора на острове,
 а, скорее всего, гористая земля посреди пучины (стремнины) Моря
 Окияна, где близ города-крепости раскинулось разгульное торжище
 и откуда торговые гости -- соловьи будимировичи -- развозят по
 всему свету товары -- рукотворные и нерукотворные (последние
 известия и новости). И здесь снова и неизбежно напрашивается
 аналогия с Гипербореей -- Северной территорией в акватории
 Ледовитого океана.
  В сказочном обличии остров Буян -- прежде всего средоточие
 тех самых волшебных сил, общение с которыми способно повернуть
 течение жизни в какую угодно сторону, изменить судьбу и
 победить враждебные происки. Отсюда остров Буян -- непременный
 символ магических актов: он присутствует в качестве
 обязательной формулы в заговорах и заклятиях -- без обращения к
 Буяну колдовские акты не имеют никакой силы. И тут сквозь
 поэтическую сказочную пелену до нас доносится дыхание древней
 прародины, исчезнувших языческих обрядов, жреческой и шаманской
 магии, позволяющей напрямую общаться с высшими космическими
 силами -- вплоть до временного слияния с космическим началом.
  Самый выдающийся собиратель, систематизатор и
 исследователь русского фольклора Александр Николаевич
 Афанасьев (1826 -- 1871), которому Отечество обязано
 поклониться до самой земли, разъяснял: на острове Буяне
 сосредоточены все могучие грозовые силы, все мифические
 олицетворения громов, ветров и бури; тут обретаются: и змея
 всем змеям старшая, и вещий ворон, всем воронам старший брат,
 который клюет огненного змея, и птица-буря, всем птицам старшая
 и большая, с железным носом и медными когтями (напоминающая
 собой чудесную Стратим-птицу, всем птицам мать, что живет в
 Океане-море и творит своими крыльями буйные ветры), пчелиная
 матка, всем маткам старшая. От них, по мнению народа, как от
 небесных матерей, произошли и все земные гады, птицы и
 насекомые. По свидетельству заговоров, на этом же острове
 восседают и дева Заря, и само Солнце57. Остров Буян --
 средоточие всех творческих сил природы, их вечно полный и
 неисчерпаемый источник. Он -- часть той первородной Земли,
 которую породил Океан -- мать и отец всех морей.
  Не надо думать, что народная память об острове Буяне была
 локализована в пространстве и времени. Еще в начале нынешнего
 века провинциальный священник Алексей Соболев записал во
 Владимирской губернии множество заговоров с такими
 закодированными подробностями о легендарном острове, которые
 неизвестны по другим, в том числе и классическим, источникам.
 Вот лишь два фрагмента из опубликованных записей:
  "На море, на Кияне, на острове на Буяне стоит дуб
 честной, на том дубу 70 гильев, на тех гильях 70 гнездов, на
 тех гнездах 70 орлов; Киян-море разливалось, орлы крылами
 отбивались, когтями отгребались, носами отплевывались от
 врага-супостата...". (В другом заговоре поминаются одни из
 самых древних тотемных образов -- утка да селезень.)
  "На море, на Кияне, на острове на Буяне упыри оживали
 волос-волосатик на хрестьян пущали. Вышел волос в колос, начал
 суставы ломати, жилы прожигати, кости просверляти, раба Божьего
 такого-то иссушати. А я тебя, волос-волосатик, заклинаю, словом
 крепким-накрепким наставляю: иди ты, волос-волосатик, к острову
 Буяну, к Латырю камню, где хрещенные человеки не ходят, живые
 не бродят; сядь на свое место -- к упырям лихим в кресло.
 Покорись моему приказу, крепкому-накрепкому заговору-наказу..."
 58
  Где же расположен этот "чудный остров" русских заговоров
 сказок и былин? Есть ли в русском фольклоре намеки на его
 месторасположение? Отчасти ответ на поставленный вопрос уже
 дан. Догадаться не так уж и трудно. Откроем самый знаменитый
 первопечатный сборник русских былин и песен, собранных Киршой
 Даниловым. Первой здесь помещена былина о Соловье Будимировиче,
 плывущем в Киев на Соколе-корабле из заморских неведомых стран,
 -- шедевр устного народного творчества.
 
  Высота ли, высота поднебесная,
  Глубота, глубота акиян-море,
  Широко раздолье по всей земли,
  Глубоки омоты днепровския.
  Из-за моря, моря синева,
  Из глухоморья зеленова,
  От славного города Леденца,
  От того-де царя ведь заморскаго
  Выбегали-выгребали тридцать кораблей,
  Тридцать кораблей един корабль
  Славнова гостя богатова
  Молода Соловья сына Будимировича.
 
 
  Искомые ключевые слова здесь: название заморского
 (заокеанского) города -- Леденец и имя главного героя --
 Соловей. Былина из Сборника Кирши Данилова вдохновила в свое
 время Пушкина -- он заимствовал название города Леденца для
 "Сказки о царе Салтане". Ритмика "Сказки" продиктовала Пушкину
 ударение на последнем слоге, и в этом варианте почти сто
 процентов читателей воспринимали название города как
 образованное от названия конфетки-сосучки.
  Ритмика былины о Соловье Будимировиче иная: она требует
 ударения на первом слоге. При этом самим собой обнаруживается и
 действительный смысл названия города, образованного от слова
 "лед". Леденец -- значит Ледяной. Город с таким названием (тем
 более имеющим обобщенно-символический смысл) не может
 находиться на юге, хотя по традиции или инерции постоянно
 делаются попытки переместить Леденец далеко на юг и даже
 отождествить его с Венецией, исходя из имеющегося в одной из
 вариантов былины иного звучания и написания -- Веденец (в
 последнем случае логика диктует иную интерпретацию названия:
 образование его от слов "ведать" ("знать"), "Веды"; в этом
 случае Веденец -- "город знания, ведовства"). Южная версия
 сюжета былины о Соловье Будимировиче рассыпается в прах, если
 обратиться к поморскому варианту старины, приводимому Борисом
 Шергиным, где прямо поется: "Из-за моря, моря Студеного" (то
 есть имеется в виду Северный Ледовитый океан).
  Это же подтверждает и общеславянская фольклорная традиция.
 В древних сказаниях сербов и болгар фигурирует Ледяной град,
 соответствующий русскому Ледяному городу -- Леденцу.
 Первоначально же эти города отождествлялись с Ледяным островом
 или Ледяной землей59. В какой-то мере смутные воспоминания о
 Прародине, скованной льдом, присутствуют и в магических
 повторах архаичного заклинания: "...Стоит в подсеверной стороне
 ледяной остров; на ледяном острове ледяная камора; в ледяной
 каморе ледяные стены, ледяной пол, ледяной потолок, ледяные
 двери, ледяные окна, ледяные стекла, ледяная печка, ледяной
 стол, ледяная лавка, ледяная кровать, ледяная постеля, и сам
 сидит царь ледяной"60.
  Считается, что былины так называемого Киевского цикла о
 знаменитых русских богатырях -- были созданы близ Киева же, а
 затем распространены на Север, где и сохранились чуть ли не до
 наших дней. А на родине своего рождения былины эти были якобы
 утрачены. Это маловероятно. Если самые древние, наполовину
 языческие песни и сказки на территории бывшей Киевской и
 Галицкой Руси живы до сих пор, то почему исчезли былины?61 А
 может, так: былины (старины) -- за малым исключением, возникли
 как песенные рассказы северян о том, что происходит на юге
 России? Свидетели тех событий приходили на Русский Север и
 напевно рассказывали о виденном и слышанном.
  С другой стороны, северные былины, а точнее -- старины,
 содержат множество намеков на незапамятные времена. Многие из
 этих намеков перекочевали из древнейших устных преданий,
 передававшихся из уст в уста и постепенно переиначившихся на
 новый лад. Так, несомненно древнейшего происхождения в былине о
 Соловье Будимировиче повторяющийся во многих других текстах
 известный закодированный рефрен космического содержания:
 
  Чудо в тереме показалося:
  На небе солнце -- в тереме солнце,
  На небе месяц -- в тереме месяц,
  На небе звезды -- в тереме звезды,
  На небе заря -- в тереме заря
  И вся красота поднебесная.

<< Пред.           стр. 15 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу