<< Пред.           стр. 27 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу

 "владелец"; 4) "супруг" (от iз -- "владеть", "властвовать",
 "управлять", "мочь").
  Некоторые исследователи настаивают, что изначально Сварог
 именовался Исварог (что полностью соответствует древнеарийскому
 корню). Можно и дальше предположить, что в процессе языковой
 эволюции и разделения народов общеарийское понятие Божества --
 Исвара соединилось с общеславянским именем Рарог ("огонь" и,
 кроме того, "сокол"). Получилось Исвара Рарог (Бог Огонь), что
 в дальнейшем превратилось в более краткое имя -- Сварог.
  Интересна трансформация образа главного небесного Бога и
 его имени в мифологиях разных народов по мере их разъединения и
 самостоятельного развития. Общеарийский корень var и его
 модификации присутствуют в именах трех небодержателей
 древнеславянского, древнеиндийского и древнегреческого
 пантеона: Сварог -- Варуна -- Уран. Этимолог без труда
 констатирует здесь постепенную утрату первоидущих согласных и
 чередование гласных в корневой основе. Культуролог и
 метаисторик обратят внимание прежде всего на смысловую
 идентичность всех трех понятий-имен, несмотря на последующую
 дифференциацию функций.
  Человеческая жизнь, по мнению наших предков, с момента
 рождения зависела от того, что написано в "небесно-звездной
 книге". Сохранившееся по сей день выражение "родиться под
 счастливой звездой" -- вовсе не результат поздних
 заимствованных астрологических поверий, а исконно русское
 понимание неотделимости жизни индивида от космической жизни
 звезды. В старинных свадебно-обрядовых песнях пелось: "звезды
 ясные, сойдите в чашу брачную". Это значит, что счастье
 супружеской жизни представлялось предопределенным звездами. И
 не только счастье в смысле "совет да любовь", но и главное -- в
 смысле многодетного брака, нетрудных (и не дай Бог --
 смертельных) родов.
  В народном миропонимании издревле существовало сокровенное
 слово для обозначения всего круга небесных и земных явлений,
 которые впоследствии были объединены под заимствованным из
 греческого понятием "Космос". Русскими синонимами данной
 общенаучной категории выступало не только понятие "мир", но и
 "лад". Лад -- исконно русский Космос.
  Само понятие Космос-Лад многозвучно и многозначно.
 Однокоренные слова и имена раскрывают полифункциональность
 древнего Божества. В песенном обрядовом фольклоре до наших дней
 сохранился архаический рефрен "Дид-Ладо", который современными
 слушателями воспринимается чуть ли не как междометие:
 
  А мы просо сеяли, сеяли
  Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли.
 
  На самом деле перед нами древнейшее обращение (звательный
 падеж) к общеславянскому Богу Ладу. Верховный владыка Солнца и
 Неба величался Дедом (Дидом) Ладом (рис. 94) (отсюда и
 обращение -- Дид Ладо). Отголоски былых верований о
 небесно-солнечном деде по имени Лад бытовали среди крестьян еще
 в прошлом веке8.
  Наряду с мужским Божеством в славянской мифологии известна
 и Богиня любви Лада (рис. 95), а Дид считается ее сыном.
 Имеются описания ее изображений (впоследствии уничтоженных при
 введении христианства): молодая прекрасная женщина с
 золотоцветными волосами и венком из роз, одетая в русскую
 одежду, опоясанная золотым поясом и убранная жемчугами, за руку
 она держала младенца -- бога любви Леля9. В литовской мифологии
 и фольклоре также известна богиня Лада или Диди Лада (Великая
 Лада)10 (did -- в литовском языке -- корень в словах,
 означающий "большой, великий").
  Следовательно, русский космос в древности через верховных
 богов Лада и Лады мыслился как единство порядка и любви. Но
 "лад" в понимании наших предков означал также и "красоту" (см.:
 "Толковый словарь живого великорусского языка" Владимира Даля);
 отсюда: "ладный" -- "красивый", "милый", "любимый". Корень
 "лад" образует также слова со смыслом "владеть", "власть".
 Кроме того, слово "ладно" в древнерусском понимании означало
 также "равно", "одинаково" или, говоря научно-философским
 языком, -- "тождественно". Все эти смыслы неизбежно впитывало в
 себя и понятие русского Космоса-Лада, которое распространялось
 на всю жизнь. Василий Белов совершенно справедливо и
 исключительно точно -- в духе традиционного русского
 миросозерцания назвал свою известную книгу очерков народной
 эстетики и исконных обычаев -- "Лад".
  Археология языка предполагает археологию смысла и связи
 между смыслами, что, в свою очередь, влечет за собой мысленную
 реконструкцию той невообразимо далекой эпохи, когда
 человечество (или цивилизованная часть его) представляла собой
 нераздельное целое -- с единым языком, единой культурой,
 едиными ценностными ориентациями в виде религиозных традиций и
 морали.
  Поясним сказанное вначале на примере интересующего нас
 слова "Лад", означавшего на некоторых (но далеко не на всех)
 этапах общеславянского развития понятие "Космос". Слово "лад"
 (или слова с этим корнем) означает в ряде языков (словацкий,
 ирландский, древнерусский) другое понятие, близкое лишь по
 созвучию, -- "лед". Налицо взаимотрансформация звуков "а" и
 "е". Слова "лад" и "лед", таким образом, оказываются
 генетически взаимосвязанными. Другими словами, на каких-то
 очень древних этапах развития нерасчлененной индоевропейской
 общности они обозначали группу близких по смыслу понятий,
 которые впоследствии в процессе возникновения самостоятельных
 языковых, этнических и культурных структур дифференцировались и
 трансформировались.
  Наконец, нельзя не коснуться одной из древнейших
 славяно-русских морфем, в которой, по мнению ряда самобытных
 маргинальных мыслителей (С.Дружинин, Е.Гиреевский,
 Я.Абрамов)11, сокрыто имя архаичного доязыческого Божества.
 Звали его Раз (Рас). (На этой основе С.Дружинин даже
 основал движение "разовцев", к которому примкнуло несколько
 единомышленников.) Не приходится сомневаться, что "раз" ("рас")
 -- одна из широко употребительных морфем. Она так или иначе
 присутствует более чем в 350 словах русского языка. И еще около
 3000 слов содержат ее в трансформированном виде:
 раз(с)ъроз(с)ърез(с)ъриз(с).
  Еще более поражает смысловая емкость и полисемантичность
 слова "раз". "Единица", "начало счета", "фиксация временного
 мгновения" -- эти значения понятия "раз" общеизвестны. Но
 морфема "раз" ("рас") входит еще и в состав таких
 смыслозначимых понятий, как "разум", "разить", "разинуть",
 "разница", "разлука", "расти", "растение" и т.п. Расценивать ее
 только как вспомогательную приставку (префикс) было бы неверно.
 Археология языка и реконструкция смысла указывают на глубинные
 корни данного архаичного слова.
  Высказывалось, между прочим, вполне обоснованное мнение,
 что морфема "расърос" сопряжена и с этнонимом "росс" --
 русский (откуда ведет свое происхождение и название
 страны -- Россия). Но первичным все же следует считать
 имя Первобога Раза (Раса), сохранившегося в языке в виде
 на первый взгляд ничего не значащей лексемы. На самом же деле
 Раз (Рас) открывает целый ряд доязыческих Божеств, память о
 которых сохранилась исключительно в языке и фольклорных
 текстах. Среди них -- Чур, Дид, Ладо, Коляда, Ярило, Купало.
  Хотя смысловая нагрузка древних морфем и лексем могла быть
 совсем иной, нежели сейчас, все же по сегодняшним значениям
 можно уловить и тот смысл, который слова и имена имели в
 далеком прошлом, включая и нерасчлененное языковое единство. В
 русском языке морфема "раз", когда она выступает в форме
 префикса, имеет явственно выраженный
 расширительно-разделительный смысл. Вместе с тем отдельное
 слово "раз" означает "единицу" -- монистическую по самой своей
 природе. Отсюда и гипотетическое Божество Раз должно,
 так сказать, по определению выступать в качестве символа
 доязыческого единобожия, предполагая одного-единственного Бога.
 А время, когда в мире господствовал Раз, с достаточной
 степенью условности может быть названо "языческим
 прамонотеизмом"12. Интересно, что в санскрите корневая основа
 ras выступает в смысле "владычества": rastra --
 это и "господство", и "государство", и "народ".
 
  В архаическом сознании явления окружающего мира (включая,
 естественно, и космические) преломлялись особым образом и, не
 имея природно-закономерного объяснения, осмысливались в
 мифологическом ключе. Вместе с тем именно древнему человеку
 было в значительной степени присуще наивно-целостное понимание
 окружающего мира как неотъемлемой части Вселенной. Мирча
 Элиаде (1907 -- 1986) -- крупнейший западный исследователь
 донаучного мировоззрения свидетельствует, что человек
 архаического общества (в отличие от современного) "ощущает себя
 неразрывно связанным с космосом и космическими ритмами"13.
  Тем не менее любые образы и сюжеты народной мифологии
 имели под собой реальную, зачастую -- обыденную основу. Так,
 ежесуточная смена дня и ночи воспринималась как борьба света со
 тьмой. К световой стихии относилось все, что связано со
 световым началом -- от звезд на ночном небе и отождествляемых с
 ними планет (блуждающие звезды), Луны и Солнца, -- до земного и
 небесного огня (молнии, зори, зарницы, радуги и др.). При этом
 свет олицетворял, как правило, светлое начало, которое всегда
 побеждало темные силы (в народном сознании весна всегда
 победительница зимы, хотя о последней не говорят, что она
 побеждает лето). Впрочем, есть и исключения. Комет (хвостатые,
 косматые звезды) всегда боялись. Боялись, но по-другому, огня
 (хотя он и сжигающе-пожирающ, но зато и освещал в темноте,
 отогревал в холоде, защищал от диких зверей, помогал в
 приготовлении пищи). Угрожающие же свойства огня нашли
 отражение в представлении об адском огне (геене огненной).
  Природно-циклические ежегодные изменения, известные как
 времена года, испокон веков приписывались Солнцу. Оно -- одно
 из главных Божеств любого народа во все эпохи. Как правило,
 Солнечных Богов было несколько. Точнее, у Солнца, как и всякого
 другого великого Бога, было множество имен-эпитетов, каждое из
 которых имело вполне самостоятельное значение с непременным
 сокровенным смыслом. Например, в индуистской традиции --
 наследнице ведийских верований -- насчитывается 108 сакральных
 имен Солнца, обозначающих обособленную астрально-космическую
 сущность14. Аналогичная ситуация наблюдается и в других
 архаичных культурах -- варьируется лишь общее количество Солнц.
 Так, по древнекитайским мифам, первоначально существовало 10
 Солнц, 9 из них впоследствии поразил из лука Великий Стрелок И
 (что, возможно, символизировало победу новой идеологии над
 старой).
  Таково представление, получившее отражение в письменной,
 достаточно поздней традиции. А еще раньше предки древних
 китайцев, как, впрочем, и многих других народов, считали, что
 солнц вообще-то ровно столько, сколько наступает дней, то есть
 каждый день восходит новое Солнце. В китайском языке даже для
 обозначения разных понятий "день" и "Солнце" используется одно
 и то же слово "жи". В древнеегипетском письме идеограмма,
 означающая "Солнце", также служит одновременно и для
 обозначения "дня".
  Отсюда вытекает, между прочим, что исчисление суточного
 времени можно вести не только в "днях", но и в "солнцах", и
 вместо привычного по нынешним меркам утверждения: "прошло
 столько-то дней" -- вполне можно сказать: "прошло столько-то
 солнц". Эти-то солнце-дни, по-видимому, и запечатлены в так
 называемом ромбическом орнаменте. Встречающиеся повсеместно как
 на древней керамике, так и на современных вышивках ромбические
 сетки с точкой внутри каждого ромбика, скорее всего, есть
 солярно-календарные знаки, а вовсе не картина засеянного поля,
 как это видится некоторым современным исследователям.
 
 
 
  Причин, объясняющих такое представление, несколько.
 Во-первых, объективно единое и единственное светило обретало
 множественность в зависимости от своего суточного и годичного
 поведения. Считалось, что зимнее Солнце не тождественно
 весеннему и, соответственно, летнему, что у дневного Солнца
 есть ночной двойник, который светит под землей, когда первое
 скрывается за горизонтом (рис. 96). Нетождественными считались
 также утренняя и вечерняя Зори, утренняя и вечерняя звезды
 (Венера). Полная Луна и Месяц в большинстве древних
 мировоззрений также считались разными светилами.
  Во-вторых, уместно предположить, что в условиях
 непрерывного распада и обособления родоплеменных общностей
 каждая из вновь образованных кланово-этнических единиц
 предпочитала внести элемент особенности и неповторимости
 применительно к своему верховному Божеству, дабы и объект
 поклонения был бы не таким, как у соседей-соперников. Отсюда
 испокон веков на разных территориях и в разных храмах или
 святилищах у одного и того же Божества (в том числе и у Солнца)
 были различные эпитеты, со временем превращавшиеся в
 самостоятельные имена.
  Христианство, которое пришло на Русскую землю тысячу лет
 тому назад, застало здесь веру в разных языческих Солнцебогов.
 Главными из них были три -- Дажьбог, Хорс и собственно Солнце,
 которое в ряде местностей сближалось с Ярилой, а на Севере -- с
 Колой. Представление о трех Солнцах было настолько стойким и
 обыденным, что проникло даже в церковную литературу. В
 знаменитом "Слове о законе и благодати" митрополита Илариона
 (сер. XI в.) говорится о свете Тресолнечного Божества, а
 в одной из богослужебных миней того же времени оно именуется
 Тресветлым Тресолнцем. Но вернемся к дохристианской
 эпохе.
  Дажьбог (рис. 97) -- сын Сварога, поэтому иногда
 именуется просто Сварожич. По смыслу и этимологии он -- Бог
 Дающий, Дарующий. Славянское имя его восходит к санскритскому
 da ("дающий", "наделяющий"). Русские летописцы
 совершенно справедливо отождествляли его с эллинским Богом
 Солнца -- Гелиосом. "Слово о полку Игореве" называет
 Дажьбожьими внуками всех русских людей.
  Что касается второго Бога солнечного пантеона --
 Хорса, то здесь прослеживаются более глубокие и
 неожиданные связи. Об этом уже говорилось в 1-й части, где на
 примере развития и распространения тотема сокола была
 продемонстрирована прямая этимологическая и культурологическая
 связь между древнерусским и древнеегипетским Солнечными
 Божествами -- Хорсом и Хором (Гором).
  Само имя Хорс на первый взгляд представляется непривычным
 и даже чужеродным для русского языка. Но это не так. Лежащий в
 основе имени Бога корень прочно прижился в современном языке:
 "хорошо", "хоромы" (производное слово -- "храм"), "хоробрый"
 ("храбрый"), "хоровод", "хоругвь", "хорониться", "хорохориться"
 и др. Тот же корень входит также в название южнославянского
 народа хорваты, которые переселились на Балканы уже в новую
 эру. Аналогичным образом словенцы, находившиеся в составе
 Австро-Венгрии, именовались хорутанами. В честь Солнца бога и
 Хорса наименован древнерусский крымский город -- Хорсунь
 (Корсунь). Греки называли его Херсонес, отталкиваясь,
 по-видимому, от исконно русского наименования, хотя корень
 "херс" общеиндоевропейского происхождения (к нему восходит имя
 Бога Гермеса -- Hermes). Более того, он уходит в глубь
 доиндоевропейского прошлого и обнаруживается хотя бы в
 семитских языках. Так, библейская гора в Египте, близ которой
 Моисей пас овец и где ему впервые в пылающем терновом кусте
 явился Бог, -- именуется Хорив (Исх. 3.1 и посл.) -- по
 названию нагорья в Синае, а, по мнению некоторых
 богословов-комментаторов, вообще синонима горы Синай (см.
 Толковую Библию, т.1). Общеизвестно, однако, из Несторовой
 летописи, что имя одного из трех братьев -- легендарных
 основателей Киева -- тоже было Хорив. Удивительное это
 совпадение свидетельствует прежде всего о том, что в основе
 созвучия древнерусских и древнееврейских слов лежит один и тот
 же доиндоевропейский и досемитический корень "хор", восходящий
 к общему праязыку, где он охватывал совокупность понятий,
 относящихся к Солнцу, свету и благу ("хорошо!"). Потому-то
 данная корневая основа так часто встречается в теонимах
 различных религий и культур. Помимо вышеупомянутых, можно также
 вспомнить этрусскую Богиню Хорту (и этрусский город того же
 названия)15.
  К этому же этимологическому гнезду относятся слова с
 корнем "хар" (с учетом чередования гласных "о" и "а"). Вспомним
 Харит -- благодетельных древнегреческих Богинь милости и добра,
 дочерей Солнцебога Гелиоса (вот он искомый солнечный смысл).
 Того же корня устаревшее русское слово "харный", "гарный" (см.:
 украинское "гарний"), означающее "хороший", "красивый". Строго
 говоря, по своему происхождению слова "хороший" и "харный"
 однокоренные. Отсюда же слова "ухарь" и "харя" с диаметрально
 противоположными смыслами (последнее первоначально не имело
 ругательного смысла и означало "маску", "личину"). К этому же
 этимологическому гнезду, возможно, относятся слова "харчи",
 "характер", а также название города Харьков, причем вполне
 допустимо, что вторая его часть в украинском произнесении
 Харь-кiв образована, как и название Киева, от имени
 древнерусского князя -- Кия.
  Классический обрядовый танец -- хоровод (у болгар он
 называется "хоро", у румын -- "хора") имитирует солнечный круг

<< Пред.           стр. 27 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу