<< Пред.           стр. 26 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу

 первобытного художника-наблюдателя не вмещают скудные
 возможности изобразительного материала. События же, требовавшие
 своего отображения в наскальных рисунках (петроглифах),
 воистину космического масштаба (рис.89).
  Гиперборея -- древнейшая цивилизация Земли -- оказала
 решающее влияние на все последующие социокультурные процессы,
 положив начало как протоиндоевропейской, так и
 неиндоевропейским общностям и культурам. Ее история стала также
 и началом предыстории русского народа. После гибели Гипербореи
 наши прапредки постепенно расселились по просторам Восточной
 Европы, не менее двух раз побывали в Передней Азии, достигнув
 Египта (в библейские времена и на волне скифского нашествия), с
 гуннами дошли почти до Атлантического океана и вернулись назад,
 основали мощнейшее государство средневековой и новой истории --
 Россию, вновь заселили и освоили Север Евразии и Сибирь.
 Русские всегда и вновь возвращаются на родину предков.
  К сожалению, потомки не всегда помнят заветы прошлого,
 особенно если утеряны традиции передачи опыта и знаний от
 поколения к поколению. В древности существовали
 профессиональные хранители знаний и памяти народной -- жрецы,
 старейшины рода, рапсоды, скальды, сказители и т.д.
 Впоследствии появились письменные тексты. Но они ничто без
 живого озвучивания и истолкования. Тексты египетских фараонов и
 Бехистунская надпись Дария мало говорят созерцающим их праздным
 туристам, хотя высечены в камне на века и тысячелетия.
 
 
 
 
 
 
 
  Я вижу призрак Световита
  Меж облаков,
  Кругом него -- святая свита
  Родных Богов...
  Константин Бальмонт
  Из дальних Сварога садов
  Плывет пресветлый Бог богов!
  Николай Клюев
 
 
 
 
 Первобоги
 
 
  В древнерусском мировоззрении, прямом наследнике
 предшествующих эпох, впитавшем многие черты и образы
 общечеловеческой культуры, существовало множество Божеств, с
 именами которых связывался Космос, его устройство и
 происхождение.
  Во всех древних мифологиях таких Богов, как правило,
 бывало несколько и каждый выполнял определенную функцию, и лишь
 по деяниям их всех вместе можно было составить представление о
 целостном мире во всех его проявлениях. Между Богами
 существовала строгая иерархия. Однако чем дальше в глубь
 времен, тем более размытой и противоречивой становится жесткая
 субординация. На ранних стадиях Боги и богоподобные существа
 нередко ведут борьбу не на жизнь, а на смерть. Именно в
 результате такой смертельной войны появляются победившие и
 поверженные или подчиненные Боги. В целом это отражало
 тысячелетние перипетии родоплеменной и этнической борьбы,
 которая получала конкретное отображение в борьбе идеологий в их
 мифологической оболочке.
  Само слово "Бог" древнейшего происхождения: исходный
 корень легко обнаруживается в санскрите, где bha
 означает: "звезда", "созвездие"; "светило", "солнце", а
 bhбga -- "счастье", "благополучие"; "красота", "любовь".
 Отсюда и русское слово "богатство" как выражение достояния и
 счастья (в последующей интерпретации -- даруемых Богом). Отсюда
 же такие старинные, вышедшие из употребления русские слова,
 означающие "красоту", как "баса" -- "краса", "баской" --
 "красивый". Первоначально древнеарийский корень bha
 соединял в себе значение "света" и "речи". По разысканиям
 крупнейшего русско-украинского языковеда и мифолога
 Александра Афанасьевича Потебни (1835 -- 1891), именно
 от древнеиндийской корневой основы bha в значении "речь"
 произошли многие русские слова с корнем "ба": "баить" --
 "говорить", "баюкать", "баюн", "бас" -- "низкий голос",
 "басить", "басня", "басма" -- "заговор", "бахарь" -- "говорун",
 "балагурить", "балагур". Кстати, само древнеиндийское слово
 bhбga, от которого ведет родословную русское слово
 "Бог", означает также "женские половые органы", а образованное
 от него словосочетание "бхагаяджня" обозначает соответствующий
 обряд и ритуальные церемонии, посвященные женским гениталиям,
 что является несомненным отголоском матриархальных отношений,
 древнейших верований и поклонения Великой Матери1.
  Кого считать верховным Богом древних славян, а затем и
 русских язычников? И был ли такой Бог? Введение христианства на
 Руси полностью подорвало прежние тысячелетние верования и в
 прямом физическом смысле уничтожило все материальные памятники
 языческой старины. Восстанавливать их приходится путем
 комплексной реконструкции, аналогий с родственными культурами,
 опираясь на скупые свидетельства некоторых письменных
 источников. Так, католические миссионеры оставили описания
 дохристианских Божеств и обрядов балтийских славян,
 впоследствии поголовно истребленных в ходе немецкой экспансии.
 Характерно, что древнеславянские идолы по замыслу повторяли
 известные трехголовые и многоглавые индуистские Божества (что
 свидетельствует об общем источнике их происхождения).
 Аналогичные идолы встречались и у древних германцев, в
 частности у скандинавов.
  Сохранилось несколько подобных свидетельств. Одно из них
 -- знаменитое описание дохристианского славянского святилища на
 острове Рюген близ побережья Балтийского моря -- приводит
 И.Е.Забелин в Приложении к своему капитальному двухтомному
 труду "История русской жизни с древнейших времен". Описание это
 полностью приводится в книге Герхарда Меркатора --
 "Космография", написанной в XVI и изданной в XVII веке. Забелин
 придерживался точки зрения, не разделяемой ныне большинством
 ученых, согласно которой Рюген (Ругия) -- это и есть древнее
 Русия (чередование "г"ъ"з"ъ"с" здесь, как в средневековом
 названии Риги -- Риза (Рыза). Вот лишь малый фрагмент из
 обширного отрывка, переведенного на архаический русский язык:
 "В том же граде три божнцы были наполнены идолов, а над всеми
 начальнейший был Святывит; а иной идол был о седьми лицах на
 единой главе; той опоясан седьмою сабли, а в левой руке имел
 меч голой. Идол тот толст и высок и пригож, называли его Мартом
 (Марсом)... Другой идол имел на главе пять лиц без сабель и без
 меча, того называли Смирением... Третий идол имел на главе 4
 лица, а пятое на персях; левою рукою держался за верх главы, на
 правое колено приклякнул; того идола называли Богом царства
 того; имя ему было Поренитум"2.
  К несчастью, до наших дней не сохранилось ничего из этой
 былой красоты и великолепия. Каменные изображения славянских
 идолов, изредка находимые в земле, примитивны и невыразительны
 (рис. 90) (быть может, они не имели вообще ритуального
 назначения, а выполняли роль указательных, пограничных, межевых
 или памятных знаков). Подлинные же изображения настоящих
 русских, славянских, а также, кстати, германских и
 скандинавских богов, до нас не дошли, так как были уничтожены
 христианскими миссионерами. Кроме того, дерево, из которого они
 были сделаны, весьма непрочный материал и сохраняется в течение
 веков и тысячелетий только в особых условиях. Представление о
 том, как мог выглядеть пятиглавый русский Бог, можно составить
 по аналогии с пятиглавым индуистским Брахмой (см. рис. 38),
 восседающим на лебеде, священной птице гиперборейцев. Своими
 корнями он уходит в тот общий индоарийский источник, откуда
 вышли все славянские и индийские Боги.
  Современная художница Надежда Антипова предприняла попытку
 воссоздать образы древнеславянских Богов -- пятиглавого
 Поренута (рис. 91) и семиглавого Руевита (рис. 92) -- оба они
 входили в языческий пантеон балтийских славян. Ниже приводятся
 и другие иллюстрации Н.Антиповой, заимствованные из кн.: Грушко
 Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. Н.Новгород,
 1995.
  Место пребывания Богов -- небо во всей своей космической
 красоте и неисчерпаемости. Оно -- обитель Солнца, Луны, мириад
 звезд, утренней и вечерней зари, чудесных и обыденных явлений
 -- северного сияния, падающих и светящихся метеоров, радуги,
 молнии и грома, ветра, облаков, туч, низвергающих дождь, снег,
 град и т.п. Это -- самоочевидный факт, не требующий для своего
 осмысления особых умственных усилий. Но во всякое время, на
 протяжении веков и тысячелетий, небесное величие внушало
 восхищение, трепет, а подчас и страх, становилось объектом
 суеверного почитания и религиозного преклонения.
  В рукописном служебнике с требником XVI века содержится
 вопрос, который духовник должен был задавать на исповеди:
 "Кланялся чему от твари: солнцу, или звездам, или месяцу, или
 зари?"3 Приведенные слова исповедника неотвратимо
 свидетельствуют о том, что еще в эпоху Ивана Грозного, от
 которой нас отделяют какие-то 12 поколений, наши предки
 по-прежнему поклонялись Солнцу, Месяцу, звездам и заре, а
 официальная церковь усматривала в этом прямую угрозу
 собственной идеологии.
  Спустя некоторое время, уже в пору правления новой
 династии, в челобитной, поступившей из Белгородчины на имя царя
 Алексея Михайловича, сообщалось: "...Сходятся многие люди
 мужского и женского пола позором, и в ночи чародействуют,
 солнечного восхода, первого дни луны смотрят, и в громовое
 громление на реках и озерах купаются, чают себе от того
 здоровья, и прочие всякие бесчинства делают"4. Как видим, в
 XVII веке по-прежнему сохраняются рецидивы языческого
 поклонения Солнцу и Луне, а также Богу-громовержцу, коим на
 Руси считался Перун. Ответом на процитированный донос явился
 специальный царский указ, установивший наказание не только за
 волхование и чародейство, но и за пение "на улицах и на полях
 богомерзких и скверных песен", под которыми подразумевалось
 классическое народное обрядовое и лирическое творчество.
  Между прочим, сразу же за появлением царского указа, как
 правило, следовали жестокие репрессии. В сборнике, откуда
 заимствован вышеприведенный царский рескрипт, опубликованы и
 другие документы, красноречиво свидетельствующие о последствиях
 конкретных мер, принимаемых местными властями по отношению к
 приверженцам исконно народных традиций. Один из документов
 озаглавлен так: "Сыск о жестоких пытках над стрелецкой женой,
 обвинявшейся в чародействе". В следующем документе просто
 констатируется смерть во время пыток обвиняемого в чародействе.
 Многих из обвиненных в чародействе после допросов "с
 пристрастием" сжигали на костре или в срубе. Чтение
 сохранившихся челобитных -- занятие не для слабонервных. Одно
 бесспорно: искусство русских "заплечных дел мастеров" мало чем
 уступало западноевропейским инквизиторам.
  Гигантское естественное театральное действие, ежедневно,
 ежечасно, ежеминутно разыгрываемое Матерью-природой на небесах,
 имело своих постоянных героев, наделенных особыми чертами
 характера и собственными именами. Небо во всех своих ипостасях
 и личинах (а не только в виде одной лазури) всегда считалось и
 почиталось как всеобъемлющий Бог, космических масштабов,
 охватывающий все живое и неживое и проявляющий на собственном
 теле-пространстве различные знаки, символы, заклания и
 письмена.
  В заговорах и заклинаниях русский человек (как, впрочем, и
 любой человек вообще) нередко не просто призывал на помощь
 космические силы, но как бы сам стремился раствориться во
 вселенской стихии, уподобляясь небесным явлениям и как бы
 обретая их потенции. В конце XIX века были опубликованы образцы
 подобных заклинаний, заимствованные из судейских материалов
 (судных дел) XVIII в., но, вне всякого сомнения, имеющие более
 древнее происхождение. Вот подлинные слова заговора:
 "...Облакаюся в облак свете и попояшуся светлою зарею, обтычуся
 частыми звездами, украшаю себя от какова (макова?) цвету, дай
 же мне, Господи, красоту светлого солнца, зрение от
 облака-света, очи от быстры реки; дай же мне, Господи, силу от
 сильных то (туч?) грозу, от грозныя тучи страх, от страшного
 грома храбрость, от буйного ветра быстрость"5. Залогом
 неотвратимости исполнения заклинания может выступать
 космическая пятерица -- "красное солнце и светлый месяц. белая
 заря и светлая луна и частые звезды".
  В народном мировоззрении небо вообще являлось одним из
 синонимов Космоса. Именно такое разъяснение содержится и в
 Словаре Владимира Даля: небо -- это бесконечное пространство,
 "вся ширь и глубь Вселенной". Но не только в народном
 миропредставлении -- в науке и в философии понятия "Космос",
 "Вселенная", "Небо" на протяжении двух последних тысячелетий
 употреблялись как идентичные. Самый знаменитый космологический
 трактат древности, принадлежащий Аристотелю и породивший
 необозримое количество подражаний и комментариев, -- называется
 "О Небе". Здесь неоднократно повторяются дефиниции, вроде
 следующей: "...Мы имеем обыкновение называть Небом [мировое]
 Целое и Вселенную"6, а термины "Небо" и "Космос" используются
 как синонимы.
  В славянской мифологии небо как выражение космической
 полноты и безбрежности олицетворял Бог Сварог (рис. 93)
 -- одна из центральных фигур древнерусского пантеона. Его
 происхождение теряется в глубине веков, однако этимологические
 корни обнаруживаются в санскрите, где svar означает и
 "небо", и "солнце", и "солнечный свет". От исходной корневой
 основы -- множество производных слов, среди них наиболее
 созвучное русскому Сварогу -- svar-gб, означающее также
 "небо"; оно же -- рай Индры, расположенный на вершине горы
 Меру, один из семи миров, в который переселяются души умерших
 праведников.
  К этому ряду примыкают близкие по смыслу слова с корнем
 "вар", первоначально имевшим в древнерусском языке значение
 "жар", "зной", а также "кипящая вода, смола", -- отсюда слово
 "варить" и все от него производные. Но здесь сама собой
 напрашивается аналогия, точнее, несомненная связь
 древнеарийского корня "вар" с именем величайшего из богов
 ведийского пантеона -- Варуны -- вседержителя вселенной и
 самодержца над миром и людьми, главного из адитьев. Варуна --
 несомненно один из источников представлений о законах Вселенной
 у потомков древних ариев, его черты нашли отражение в божествах
 неба и света в славянской мифологии. Космические же функции
 Варуны вкратце таковы: он -- тот, кто сотворил мир и удерживает
 его, он заполняет воздушное пространство, расширяет землю,
 укрепляет Солнце, измеряет Землю Солнцем, поднимает на небо;
 небо и земля подвластны ему; день и ночь -- его одежда. Варуна
 дал движение Солнцу; оно его глаз; сам он тысячеглаз.
  Сварог -- отец Солнца и олицетворяющего его Дажьбога.
 "...Сего ради прозваша и Бог Сварогь, -- отмечает Ипатьевская
 летопись (1114 г.), -- и по семь царствова сынъ его именемъ
 Дажьбогъ... Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Дажьбогъ".
 Ипатьевская летопись именует Верховное древнерусское Божество
 Отцом Сварогом, выводит его из Древнего Египта и отождествляет
 с античным Богом Гефестом (Феостом). Отсюда Сварог -- не только
 Бог Неба, но и властелин Огня. По Ипатьевской летописи, Сварог
 (Феост) научил людей ковать оружие (до той поры они бились
 камнями и палицами) и установил цивилизованные
 морально-правовые нормы, в частности моногамию в брачных
 отношениях: "...Установил одному мужчине одну жену иметь и жене
 за одного мужчину выходить; если же кто нарушит этот закон --
 ввергнут его в печь огненную. Того ради прозвали его Сварогом и
 почитали египтяне". Здесь налицо прямое и внятное указание как
 на контакты между египтянами и праславянами, так и на общие
 корни их верований (о чем более подробно речь пойдет дальше).
  Десять веков христианизации практически полностью
 вытравили имена старых языческих богов. И все же еще в конце
 прошлого века на юге России отмечались Зворожины (Сварожины) --
 совместная трапеза вокруг специально вырытого овального рва, с
 поминанием предков и прославлением за чашей с хмельным медом
 давно забытого Бога Сварога: "Щоб добра була Зворожина!". Обряд
 предполагал избрание ведуньи -- З(а)ворожьей Бабы, которая
 гадала всем желающим, предсказывала будущее и рассказывала
 детям сказку про волшебный языческий рай -- Ирий.
 
  А та Птица всем Птицам Птица!
  А куда она летит, туда и все.
  А летит она в Ирий славный,
  а перо у нее не простое,
  а Золотое!
 
  Крестьяне в этом краю звали созвездие Стожары --
 Зворогами7. Из сказанного также видно, что исконно русские
 слова "ворожить", "ворожба", "ворожея" одного корня с именем
 Сварог и связаны с ним функционально.
  Имя Сварог происходит от того общеарийского корня, который
 получил в санскрите звучание iзvara: 1) "бог",
 "всевышний"; 2) "господин", "повелитель"; 3) "хозяин",

<< Пред.           стр. 26 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу