<< Пред. стр. 26 (из 56) След. >>
первобытного художника-наблюдателя не вмещают скудныевозможности изобразительного материала. События же, требовавшие
своего отображения в наскальных рисунках (петроглифах),
воистину космического масштаба (рис.89).
Гиперборея -- древнейшая цивилизация Земли -- оказала
решающее влияние на все последующие социокультурные процессы,
положив начало как протоиндоевропейской, так и
неиндоевропейским общностям и культурам. Ее история стала также
и началом предыстории русского народа. После гибели Гипербореи
наши прапредки постепенно расселились по просторам Восточной
Европы, не менее двух раз побывали в Передней Азии, достигнув
Египта (в библейские времена и на волне скифского нашествия), с
гуннами дошли почти до Атлантического океана и вернулись назад,
основали мощнейшее государство средневековой и новой истории --
Россию, вновь заселили и освоили Север Евразии и Сибирь.
Русские всегда и вновь возвращаются на родину предков.
К сожалению, потомки не всегда помнят заветы прошлого,
особенно если утеряны традиции передачи опыта и знаний от
поколения к поколению. В древности существовали
профессиональные хранители знаний и памяти народной -- жрецы,
старейшины рода, рапсоды, скальды, сказители и т.д.
Впоследствии появились письменные тексты. Но они ничто без
живого озвучивания и истолкования. Тексты египетских фараонов и
Бехистунская надпись Дария мало говорят созерцающим их праздным
туристам, хотя высечены в камне на века и тысячелетия.
Я вижу призрак Световита
Меж облаков,
Кругом него -- святая свита
Родных Богов...
Константин Бальмонт
Из дальних Сварога садов
Плывет пресветлый Бог богов!
Николай Клюев
Первобоги
В древнерусском мировоззрении, прямом наследнике
предшествующих эпох, впитавшем многие черты и образы
общечеловеческой культуры, существовало множество Божеств, с
именами которых связывался Космос, его устройство и
происхождение.
Во всех древних мифологиях таких Богов, как правило,
бывало несколько и каждый выполнял определенную функцию, и лишь
по деяниям их всех вместе можно было составить представление о
целостном мире во всех его проявлениях. Между Богами
существовала строгая иерархия. Однако чем дальше в глубь
времен, тем более размытой и противоречивой становится жесткая
субординация. На ранних стадиях Боги и богоподобные существа
нередко ведут борьбу не на жизнь, а на смерть. Именно в
результате такой смертельной войны появляются победившие и
поверженные или подчиненные Боги. В целом это отражало
тысячелетние перипетии родоплеменной и этнической борьбы,
которая получала конкретное отображение в борьбе идеологий в их
мифологической оболочке.
Само слово "Бог" древнейшего происхождения: исходный
корень легко обнаруживается в санскрите, где bha
означает: "звезда", "созвездие"; "светило", "солнце", а
bhбga -- "счастье", "благополучие"; "красота", "любовь".
Отсюда и русское слово "богатство" как выражение достояния и
счастья (в последующей интерпретации -- даруемых Богом). Отсюда
же такие старинные, вышедшие из употребления русские слова,
означающие "красоту", как "баса" -- "краса", "баской" --
"красивый". Первоначально древнеарийский корень bha
соединял в себе значение "света" и "речи". По разысканиям
крупнейшего русско-украинского языковеда и мифолога
Александра Афанасьевича Потебни (1835 -- 1891), именно
от древнеиндийской корневой основы bha в значении "речь"
произошли многие русские слова с корнем "ба": "баить" --
"говорить", "баюкать", "баюн", "бас" -- "низкий голос",
"басить", "басня", "басма" -- "заговор", "бахарь" -- "говорун",
"балагурить", "балагур". Кстати, само древнеиндийское слово
bhбga, от которого ведет родословную русское слово
"Бог", означает также "женские половые органы", а образованное
от него словосочетание "бхагаяджня" обозначает соответствующий
обряд и ритуальные церемонии, посвященные женским гениталиям,
что является несомненным отголоском матриархальных отношений,
древнейших верований и поклонения Великой Матери1.
Кого считать верховным Богом древних славян, а затем и
русских язычников? И был ли такой Бог? Введение христианства на
Руси полностью подорвало прежние тысячелетние верования и в
прямом физическом смысле уничтожило все материальные памятники
языческой старины. Восстанавливать их приходится путем
комплексной реконструкции, аналогий с родственными культурами,
опираясь на скупые свидетельства некоторых письменных
источников. Так, католические миссионеры оставили описания
дохристианских Божеств и обрядов балтийских славян,
впоследствии поголовно истребленных в ходе немецкой экспансии.
Характерно, что древнеславянские идолы по замыслу повторяли
известные трехголовые и многоглавые индуистские Божества (что
свидетельствует об общем источнике их происхождения).
Аналогичные идолы встречались и у древних германцев, в
частности у скандинавов.
Сохранилось несколько подобных свидетельств. Одно из них
-- знаменитое описание дохристианского славянского святилища на
острове Рюген близ побережья Балтийского моря -- приводит
И.Е.Забелин в Приложении к своему капитальному двухтомному
труду "История русской жизни с древнейших времен". Описание это
полностью приводится в книге Герхарда Меркатора --
"Космография", написанной в XVI и изданной в XVII веке. Забелин
придерживался точки зрения, не разделяемой ныне большинством
ученых, согласно которой Рюген (Ругия) -- это и есть древнее
Русия (чередование "г"ъ"з"ъ"с" здесь, как в средневековом
названии Риги -- Риза (Рыза). Вот лишь малый фрагмент из
обширного отрывка, переведенного на архаический русский язык:
"В том же граде три божнцы были наполнены идолов, а над всеми
начальнейший был Святывит; а иной идол был о седьми лицах на
единой главе; той опоясан седьмою сабли, а в левой руке имел
меч голой. Идол тот толст и высок и пригож, называли его Мартом
(Марсом)... Другой идол имел на главе пять лиц без сабель и без
меча, того называли Смирением... Третий идол имел на главе 4
лица, а пятое на персях; левою рукою держался за верх главы, на
правое колено приклякнул; того идола называли Богом царства
того; имя ему было Поренитум"2.
К несчастью, до наших дней не сохранилось ничего из этой
былой красоты и великолепия. Каменные изображения славянских
идолов, изредка находимые в земле, примитивны и невыразительны
(рис. 90) (быть может, они не имели вообще ритуального
назначения, а выполняли роль указательных, пограничных, межевых
или памятных знаков). Подлинные же изображения настоящих
русских, славянских, а также, кстати, германских и
скандинавских богов, до нас не дошли, так как были уничтожены
христианскими миссионерами. Кроме того, дерево, из которого они
были сделаны, весьма непрочный материал и сохраняется в течение
веков и тысячелетий только в особых условиях. Представление о
том, как мог выглядеть пятиглавый русский Бог, можно составить
по аналогии с пятиглавым индуистским Брахмой (см. рис. 38),
восседающим на лебеде, священной птице гиперборейцев. Своими
корнями он уходит в тот общий индоарийский источник, откуда
вышли все славянские и индийские Боги.
Современная художница Надежда Антипова предприняла попытку
воссоздать образы древнеславянских Богов -- пятиглавого
Поренута (рис. 91) и семиглавого Руевита (рис. 92) -- оба они
входили в языческий пантеон балтийских славян. Ниже приводятся
и другие иллюстрации Н.Антиповой, заимствованные из кн.: Грушко
Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. Н.Новгород,
1995.
Место пребывания Богов -- небо во всей своей космической
красоте и неисчерпаемости. Оно -- обитель Солнца, Луны, мириад
звезд, утренней и вечерней зари, чудесных и обыденных явлений
-- северного сияния, падающих и светящихся метеоров, радуги,
молнии и грома, ветра, облаков, туч, низвергающих дождь, снег,
град и т.п. Это -- самоочевидный факт, не требующий для своего
осмысления особых умственных усилий. Но во всякое время, на
протяжении веков и тысячелетий, небесное величие внушало
восхищение, трепет, а подчас и страх, становилось объектом
суеверного почитания и религиозного преклонения.
В рукописном служебнике с требником XVI века содержится
вопрос, который духовник должен был задавать на исповеди:
"Кланялся чему от твари: солнцу, или звездам, или месяцу, или
зари?"3 Приведенные слова исповедника неотвратимо
свидетельствуют о том, что еще в эпоху Ивана Грозного, от
которой нас отделяют какие-то 12 поколений, наши предки
по-прежнему поклонялись Солнцу, Месяцу, звездам и заре, а
официальная церковь усматривала в этом прямую угрозу
собственной идеологии.
Спустя некоторое время, уже в пору правления новой
династии, в челобитной, поступившей из Белгородчины на имя царя
Алексея Михайловича, сообщалось: "...Сходятся многие люди
мужского и женского пола позором, и в ночи чародействуют,
солнечного восхода, первого дни луны смотрят, и в громовое
громление на реках и озерах купаются, чают себе от того
здоровья, и прочие всякие бесчинства делают"4. Как видим, в
XVII веке по-прежнему сохраняются рецидивы языческого
поклонения Солнцу и Луне, а также Богу-громовержцу, коим на
Руси считался Перун. Ответом на процитированный донос явился
специальный царский указ, установивший наказание не только за
волхование и чародейство, но и за пение "на улицах и на полях
богомерзких и скверных песен", под которыми подразумевалось
классическое народное обрядовое и лирическое творчество.
Между прочим, сразу же за появлением царского указа, как
правило, следовали жестокие репрессии. В сборнике, откуда
заимствован вышеприведенный царский рескрипт, опубликованы и
другие документы, красноречиво свидетельствующие о последствиях
конкретных мер, принимаемых местными властями по отношению к
приверженцам исконно народных традиций. Один из документов
озаглавлен так: "Сыск о жестоких пытках над стрелецкой женой,
обвинявшейся в чародействе". В следующем документе просто
констатируется смерть во время пыток обвиняемого в чародействе.
Многих из обвиненных в чародействе после допросов "с
пристрастием" сжигали на костре или в срубе. Чтение
сохранившихся челобитных -- занятие не для слабонервных. Одно
бесспорно: искусство русских "заплечных дел мастеров" мало чем
уступало западноевропейским инквизиторам.
Гигантское естественное театральное действие, ежедневно,
ежечасно, ежеминутно разыгрываемое Матерью-природой на небесах,
имело своих постоянных героев, наделенных особыми чертами
характера и собственными именами. Небо во всех своих ипостасях
и личинах (а не только в виде одной лазури) всегда считалось и
почиталось как всеобъемлющий Бог, космических масштабов,
охватывающий все живое и неживое и проявляющий на собственном
теле-пространстве различные знаки, символы, заклания и
письмена.
В заговорах и заклинаниях русский человек (как, впрочем, и
любой человек вообще) нередко не просто призывал на помощь
космические силы, но как бы сам стремился раствориться во
вселенской стихии, уподобляясь небесным явлениям и как бы
обретая их потенции. В конце XIX века были опубликованы образцы
подобных заклинаний, заимствованные из судейских материалов
(судных дел) XVIII в., но, вне всякого сомнения, имеющие более
древнее происхождение. Вот подлинные слова заговора:
"...Облакаюся в облак свете и попояшуся светлою зарею, обтычуся
частыми звездами, украшаю себя от какова (макова?) цвету, дай
же мне, Господи, красоту светлого солнца, зрение от
облака-света, очи от быстры реки; дай же мне, Господи, силу от
сильных то (туч?) грозу, от грозныя тучи страх, от страшного
грома храбрость, от буйного ветра быстрость"5. Залогом
неотвратимости исполнения заклинания может выступать
космическая пятерица -- "красное солнце и светлый месяц. белая
заря и светлая луна и частые звезды".
В народном мировоззрении небо вообще являлось одним из
синонимов Космоса. Именно такое разъяснение содержится и в
Словаре Владимира Даля: небо -- это бесконечное пространство,
"вся ширь и глубь Вселенной". Но не только в народном
миропредставлении -- в науке и в философии понятия "Космос",
"Вселенная", "Небо" на протяжении двух последних тысячелетий
употреблялись как идентичные. Самый знаменитый космологический
трактат древности, принадлежащий Аристотелю и породивший
необозримое количество подражаний и комментариев, -- называется
"О Небе". Здесь неоднократно повторяются дефиниции, вроде
следующей: "...Мы имеем обыкновение называть Небом [мировое]
Целое и Вселенную"6, а термины "Небо" и "Космос" используются
как синонимы.
В славянской мифологии небо как выражение космической
полноты и безбрежности олицетворял Бог Сварог (рис. 93)
-- одна из центральных фигур древнерусского пантеона. Его
происхождение теряется в глубине веков, однако этимологические
корни обнаруживаются в санскрите, где svar означает и
"небо", и "солнце", и "солнечный свет". От исходной корневой
основы -- множество производных слов, среди них наиболее
созвучное русскому Сварогу -- svar-gб, означающее также
"небо"; оно же -- рай Индры, расположенный на вершине горы
Меру, один из семи миров, в который переселяются души умерших
праведников.
К этому ряду примыкают близкие по смыслу слова с корнем
"вар", первоначально имевшим в древнерусском языке значение
"жар", "зной", а также "кипящая вода, смола", -- отсюда слово
"варить" и все от него производные. Но здесь сама собой
напрашивается аналогия, точнее, несомненная связь
древнеарийского корня "вар" с именем величайшего из богов
ведийского пантеона -- Варуны -- вседержителя вселенной и
самодержца над миром и людьми, главного из адитьев. Варуна --
несомненно один из источников представлений о законах Вселенной
у потомков древних ариев, его черты нашли отражение в божествах
неба и света в славянской мифологии. Космические же функции
Варуны вкратце таковы: он -- тот, кто сотворил мир и удерживает
его, он заполняет воздушное пространство, расширяет землю,
укрепляет Солнце, измеряет Землю Солнцем, поднимает на небо;
небо и земля подвластны ему; день и ночь -- его одежда. Варуна
дал движение Солнцу; оно его глаз; сам он тысячеглаз.
Сварог -- отец Солнца и олицетворяющего его Дажьбога.
"...Сего ради прозваша и Бог Сварогь, -- отмечает Ипатьевская
летопись (1114 г.), -- и по семь царствова сынъ его именемъ
Дажьбогъ... Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Дажьбогъ".
Ипатьевская летопись именует Верховное древнерусское Божество
Отцом Сварогом, выводит его из Древнего Египта и отождествляет
с античным Богом Гефестом (Феостом). Отсюда Сварог -- не только
Бог Неба, но и властелин Огня. По Ипатьевской летописи, Сварог
(Феост) научил людей ковать оружие (до той поры они бились
камнями и палицами) и установил цивилизованные
морально-правовые нормы, в частности моногамию в брачных
отношениях: "...Установил одному мужчине одну жену иметь и жене
за одного мужчину выходить; если же кто нарушит этот закон --
ввергнут его в печь огненную. Того ради прозвали его Сварогом и
почитали египтяне". Здесь налицо прямое и внятное указание как
на контакты между египтянами и праславянами, так и на общие
корни их верований (о чем более подробно речь пойдет дальше).
Десять веков христианизации практически полностью
вытравили имена старых языческих богов. И все же еще в конце
прошлого века на юге России отмечались Зворожины (Сварожины) --
совместная трапеза вокруг специально вырытого овального рва, с
поминанием предков и прославлением за чашей с хмельным медом
давно забытого Бога Сварога: "Щоб добра була Зворожина!". Обряд
предполагал избрание ведуньи -- З(а)ворожьей Бабы, которая
гадала всем желающим, предсказывала будущее и рассказывала
детям сказку про волшебный языческий рай -- Ирий.
А та Птица всем Птицам Птица!
А куда она летит, туда и все.
А летит она в Ирий славный,
а перо у нее не простое,
а Золотое!
Крестьяне в этом краю звали созвездие Стожары --
Зворогами7. Из сказанного также видно, что исконно русские
слова "ворожить", "ворожба", "ворожея" одного корня с именем
Сварог и связаны с ним функционально.
Имя Сварог происходит от того общеарийского корня, который
получил в санскрите звучание iзvara: 1) "бог",
"всевышний"; 2) "господин", "повелитель"; 3) "хозяин",