<< Пред.           стр. 33 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу

 "пракосмонавтами", ибо водруженные над ними курганы
 действительно можно назвать прямым трамплином в Космос.
  Прежде всего курган Высокой могилы, относящийся к
 доскифским древнеарийским временам (автор разделяет точку
 зрения ряда ученых о прародине индоевропейцев в Прикубанье и
 Причерноморье41, имеет крестообразную форму: в черноземный круг
 вписан желтогрунтовой крест (рис. 117). Крест, как древнейший
 символ, олицетворяющий Солнце, встречается повсеместно в сотнях
 вариантов в десятках разнообразных культур. Выше говорилось о
 его происхождении. Археологическим подтверждением повсеместного
 распространения древнего креста в местах расселения праславян
 являются его многочисленные изображения на керамике, а также в
 виде рисунков, выдолбов, резных камней и кости. И вот --
 крестообразный курган.
  От Солнца-кургана Высокой могилы отходят двенадцать лучей,
 по числу месяцев года. Это и символ Вселенной, и своего рода
 календарь. Дороги-лучи были ориентированы, и каждая из них
 связана с определенной датой (зимней, весенней, летней,
 осенней). Само погребение находится в зимнем секторе
 Солнца-Вселенной. Погребение -- сенсация: в головах нашего
 предка -- семиколесная (!) повозка (число "семь" священно в
 русской, славянской и других индоевропейских культурах, в
 прошлом оно имело также и магический смысл). Каждое из семи
 колес повторяет одно из направлений тех дорог, которые связаны
 с весной и летом (что символизирует переход от смерти-зимы к
 весне-воскресению). Этот переезд на магической семиколесной
 повозке осуществляется в пламени погребального костра по
 звездным путям, под покровительством Солнца (общеарийский образ
 огненной колесницы)42.
  Русский народ свято верил, что жизнь каждого человека
 продолжается и после смерти. Представления о загробной жизни --
 это не дань позднейшей христианской традиции, а древнейшие
 верования, корни которых уходят в глубины тысячелетий. Славяне
 испокон веков признавали, что душа имеет самостоятельное бытие,
 может отделяться от тела после смерти, некоторое время
 пребывать на месте, где произошла смерть, а затем переселяться
 в "мир иной". Отсюда все древние традиции, связанные с
 похоронами и проводами покойников, а также сохранившиеся по сей
 день обычаи отмечать девятый и сороковой день после смерти
 (когда душа окончательно расстается с прежним местом
 пребывания).
  По представлениям славян, душа может временно покидать
 тело и во время сна. Так, сербы и черногорцы убеждены, что в
 каждом человеке обитает дух, которого они называют "ведогонь",
 и что дух этот может покидать тело, объятое крепким сном.
 Природа души -- огненная. Потому-то по древнейшим
 представлениям считалось, что она улетает в небо вместе с
 пламенем погребального костра. Как жизнь невозможна без света и
 тепла, так и душа -- частица того небесного огня, которая
 сообщает очам -- блеск, крови -- жар и всему телу -- внутреннюю
 теплоту43.
  Улетая в небо, душа сливалась со звездной стихией --
 продолжением стихии огненной, поскольку древние индоевропейцы
 считали звезды искрами небесного огня. В народных преданиях
 душа сравнивалась со звездою, как и с пламенем, а смерть
 уподоблялась падающей звезде, которая, проходя сквозь воздушное
 пространство, как бы угасает. Тем самым жизнь человека стойко
 связывалась с небесными звездами, где она продолжалась после
 смерти и длилась до скончания веков.
 * * *
  Древнерусская языческая вера, уходящая своими корнями к
 самым истокам человеческой цивилизации и мировой культуры,
 рухнула и исчезла с лица Земли под ударами новой религии,
 уступив место библейской картине мира и системе христианских
 ценностей. Но Русские Боги не сгинули в небытие -- они
 сохранились в русском духе и тех его неповторимых чертах,
 которые делают русского человека непохожим на любого другого.
 Традиции и обычаи, сложившиеся многие тысячелетия назад, также
 вошли в плоть и кровь народной жизни. Они впитываются русским
 человеком с молоком матери и передаются от поколения к
 поколению. Другое дело, что каждое новое поколение
 распоряжается этим неисчерпаемым духовным богатством по-своему
 и не всегда достойно.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рокот веков.
  Топот подков.
 
 
 
 
  Марина Цветаева
 
 
 
 
 
 
  Вся жизнь цивилизованного и нецивилизованного человека
 неотделима от окружающей его Вселенной, пронизана связью с ней
 от рождения до смерти. Русский народ здесь не исключение. Более
 того: необъятные просторы русской земли, распахнутость
 звездного неба, постоянная устремленность к открытию новых
 земель и вообще всего нового сделали русского человека особенно
 восприимчивым и предрасположенным к миру космических явлений.
 Именно данная особенность позволила одному из главных русских
 космистов Н.Ф.Федорову говорить о том, что ширь русской земли
 порождает ширь русской души, а российский простор служит
 естественным переходом к простору космического пространства,
 нового поприща для великого подвига русского народа. А это
 вселенское поле деятельности не имеет границ!
  Среди тысяч и тысяч находок, обнаруженных недавно при
 раскопках "русской Трои" -- Аркаима, особенно впечатляет одна
 -- фигурка нашего древнего предка, устремившего задумчивый взор
 в небо (рис. 118), в Космос, туда, где ходят дневное и ночные
 светила, где попеременно рождаются день (свет) и ночь (тьма),
 где распростерла свои бесконечные крылья сама Вселенная. Не
 приходится сомневаться, что наших далеких пращуров обуревали те
 же мысли, которые сравнительно недавно были в концентрированном
 виде сформулированы в "Завещании" Павла Флоренского: "...Почаще
 смотрите на звезды. Когда будет на душе плохо, смотрите на
 звезды или на лазурь днем. Когда грустно, когда вас обидят,
 когда что не будет удаваться, когда придет на вас душевная буря
 -- выйдите на воздух и останьтесь наедине с небом. Тогда душа
 успокоится". С этими пронзительными словами вполне созвучно
 четверостишие замечательного философа и поэта Арсения Чанышева,
 написанное чеканным классическим слогом и перекликающееся с
 "Завещанием" Флоренского:
  Чаще на небо гляди темной безоблачной ночью!
  Звездною пылью тогда густо покрыт небосвод.
  В каждой пылинке громадный мир заключен. Бесконечность
  Стала наглядной... Как жалок день, что прошел в суете!
  Думается, аркаимский звездный мечтатель на 4 тысячи лет
 предвосхитил вдохновенные слова русских космистов. Воистину его
 образ -- овеществленная "память сорока веков", о которой
 когда-то пророчески писал Валерий Брюсов! Но исчерпывается ли
 обозначенным сроком возраст космизма вообще и русского космизма
 в частности? Ведь человечество по своему происхождению космично
 изначально. Оно -- закономерный продукт эволюции Вселенной.
 Жизнь на Земле галактик. Homo sapiens -- Человек
 разумный -- это всегда Homo cosmicos -- Человек
 космический.
  Человеческая жизнь, по мнению наших предков, с момента
 рождения зависела от того, что написано в "небесно-звездной
 книге". Вселенское мироощущение впитывается русскими чуть ли не
 с молоком матери. Каждый хотел бы родиться под счастливой
 звездой. Всю жизнь в нашей душе звучит древний
 оберег-заклинание, ставший впоследствии словами известного
 романса: "Гори, гори, моя звезда..." Гаснет она -- обрывается
 нить жизни, и человек умирает. Выдающийся мифолог, собиратель и
 исследователь русского фольклора А.Н.Афанасьев отмечал: "Каждый
 человек получил на небе свою звезду, с падением которой
 прекращается его существование; если же, с одной стороны,
 смерть означалась падением звезды, то, с другой, -- рождение
 младенца должно было означаться появлением или возжением новой
 звезды, как это засвидетельствовано преданиями индоевропейских
 народов. В пермской губернии поселяне убеждены, что на небе
 столько же звезд, сколько на земле людей"44.
  Поразительно, но свыше двух тысяч лет до этой записи,
 сделанной в пермской глухомани, подобные же взгляды высказывал
 Платон: число душ в Космосе равно числу звезд и распределено по
 одной на каждой звезде (Тимей, 41е). В свою очередь, мысль,
 сформулированная Платоном, вполне соответствует "звездной
 философии" египтян, изложенной, к примеру, в так называемых
 "Драматических текстах".
  Вера в небесно-космическую предопределенность человеческой
 жизни на всех ее этапах была присуща всем славянским народам.
 По стойкому убеждению русских, украинцев, белорусов, южных и
 западных славян Солнце, Луна, Земля, звезды принимали
 деятельное участие в судьбе человека, определяя в том числе и
 счастье или несчастье в супружеской жизни. Женитьба и
 замужество, в представлении славян да и других народов, заранее
 предопределена и даже записана в воображенной небесной книге.
 Юноша в мужья и девушка в жены предназначаются Судьбой --
 неотвратимым небесно-космическим Роком. От имени неотвратимой
 Судьбы возникли и понятия "суженый", "суженая", имевшие
 магическое значение; само слово заставляло юношу и девушку
 покоряться судьбе45.
  Представления о жизненносности космических сил,
 взаимопроникновении их и жизни человеческой, обусловленность ее
 высшими "небесными" законами -- неотъемлемая часть, ядро
 народного мировоззрения, передававшегося от поколения к
 поколению вместе с языком, вековыми традициями и тем русским
 духом, который и составляет отличительную черту всей нации.
  После распада единой праиндоевропейской этнической и
 языковой общности из нее выделились самостоятельно народы --
 носители новых языков и культур (данный процесс занял много
 тысячелетий). Но каждый народ (впоследствии -- нация) продолжал
 хранить в своем мировоззрении остатки былых представлений и
 верований. Арийское наследство, принесенное славянами (а в
 дальнейшем -- русскими) на евразийскую почву, сохранялось в
 форме стойких мифологических воззрений, игравших, по мнению
 И.Е.Забелина, роль первобытного познания природы и даже
 первобытной науки. В этом горниле зарождался и оформлялся
 изначальный народный космизм. "Язычник, -- отмечал Забелин, --
 яснее всего постигал и понимал одну великую истину, что жизнь
 -- есть основа всего мира, что она разлита повсюду и
 чувствуется на каждом шагу, в каждой былинке... Во всем живом
 мире господствует и повсюду является такое же человеческое
 существо, как он сам. Он сознавал, что весь видимый мир от
 былинки до небесного светила одухотворен тою же человеческой
 душою, ее мыслью, ее чувством, ее волею"46. Отсюда: не только
 животные и растения, но и самые камни мыслили, чувствовали,
 говорили таким же понятным каждому человеческим языком.
  Говорящие и чувствующие предметы, стихии, растения,
 животные, сохранившиеся по сей день в сказках, песнях, эпосе,
 -- это не плод наивного вымысла, а результат глубочайшего
 проникновения в таинство окружающего мира и осознания
 неразрывного с ним единения. Недосягаемая всеобъемлющая
 Вселенная порождала не страх и ужас, а укрепляла чувство
 космического родства и, следовательно, обережения и
 заступничества от любых враждебных и злокозненных сил.
 Пробуждение этих защитных функций природно-космического
 Универсума достигалось с помощью разного рода магических
 обрядов и действий. Тем самым весь окружающий человека видимый
 и невидимый мир -- от Солнца и звезд до листика и травинки --
 оказывался одушевленным и одухотворенным, замыкаясь в единое и
 неразрывное целое с самим человеком.
  Христианство с трудом преодолевало (и никогда до конца не
 сумело преодолеть) веками и тысячелетиями формировавшееся
 космическое мировоззрение народов, населявших Россию. Несмотря
 на драконовские меры и инквизиторскую политику, церкви никак не
 удавалось вытравить то, что дается самой природой. Ни инородцы,
 ни русское население никогда не расставалось с
 вселенско-языческим отношением к окружающему миру, подразумевая
 себя его неотъемлемой частичкой. Дьявольской называет анонимный
 и первый русский космологический трактат XII века "Слово о
 силах небесных" неискоренимо-стойкую веру людей "в Солнце, и в
 Месяц, и в Звезды, а иныя в рекы, и в источники, и в древа...,
 и в огнь, и в звери, и в иныя вещи многразличныя"47.
  Мифологическое сознание не есть нечто нерасчлененное,
 аморфное -- таким оно предстает по прошествии веков и
 тысячелетий, когда на нет сходит его прежнее идеологическое
 значение, влияние на повседневную жизнь утрачивается, а остатки
 ранее господствующего мировоззрения оседают в фольклоре.
 Безусловно, современному человеку трудно судить, к какому
 именно неведомому прошлому принадлежит тот или иной сказочный
 или эпический образ (особенно если речь идет об архаичных
 пластах). Но положение не безнадежно -- тем более иных путей
 для установления истины нет. Фольклор -- это закодированная
 в устойчивых художественных образах и символах родовая
 коллективная память народа. Задача проницательного читателя
 и слушателя -- научиться расшифровывать этот код.
  Стоит посмотреть под этим углом зрения на жалкие осколки
 некогда величественного и неприступного монолита -- и в
 бессвязных или случайных на первый взгляд образах песен,
 сказок, былин, загадок, пословиц, заговоров, заклинаний и т.п.
 проступают отзвуки данных эпох и верований. Кому не известны,
 скажем, хрестоматийные причитания, перекочевавшие в детский
 фольклор:
 
 
 
  Костры горят горючие,
  Котлы кипят кипучие,
  Ножи точат булатные,
  Хотят меня зарезати.
 
 
 
  Для современного человека, оторванного от исконных древних
 корней, это -- всего лишь плач братца Иванушки, обернувшегося
 козленочком.
  В действительности же здесь отголосок древнейшей эпохи,
 практиковавшей жертвоприношения -- причем не одних животных, но
 и -- увы -- человеческие. Приведенное четверостишие -- дошедший
 сквозь тысячелетия вопль объятой ужасом жертвы. Ужас этот был
 так велик, что он повергает в трепет и современного читателя
 (слушателя) -- особенно ребенка. Представляется, что и
 рифмованные строчки причитания сохранились от тех невообразимо
 далеких дней (счет может идти на многие тысячелетия)
 практически в неизменном виде.
  Чтобы понять это, не требуется применения какого-то
 особого научного метода или инструментария. Достаточно захотеть
 увидеть то, что само по себе самоочевидно. При анализе
 фольклорно-мифологического материала не требуется усложнять или
 затуманивать самые простые вещи. Так, при анализе древнейшего
 космического мировоззрения излишне надуманной и искусственной
 выглядит широко распространенная интерпретация известного
 английского этнографа и исследователя первобытной культуры
 Эдуарда Тайлора (1832 -- 1917). По его утверждению,
 популярная французско-немецкая сказка о Красной Шапочке (ее
 литературная обработка есть и в сборнике Шарля Перро, и в
 сборнике братьев Гримм) относится к солярным мифам о восходе и
 закате Солнца, где Красная Шапочка олицетворяет дневное
 светило, которое проглатывает чудовище-оборотень, -- принявшее
 облик волка. Исчезновению (затмению) Солнца приходит конец,
 когда охотники убивают Волка и вспарывают ему брюхо.
 Аналогичным образом Тайлор интерпретировал русскую народную
 сказку о волке и семерых козлятах, где последние якобы
 символизируют лишние Солнца (первоначальная множественность
 солнц -- одно из устойчивых мифологических представлений),
 которые проглатывает волк, оставляя одно-единственное48.
  Подобную космогоническую реконструкцию можно продолжать
 как угодно долго и подвести под нее чуть ли не весь фольклор,
 наподобие того, как в XIX веке мифологическая
 (метеорологическая) школа в фольклористике ухитрялась подвести
 под атмосферные и небесные явления любое фольклорное
 произведение и весь пантеон индоевропейских Богов. Например,
 просто напрашивается на космологическую интерпретацию
 европейская сказка о Белоснежке (Снегурочке), изгнанной из дома
 злой мачехой и повстречавшей семь гномов. В русской народной

<< Пред.           стр. 33 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу