<< Пред.           стр. 38 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу

 фигурирует Свет-Луна -- мифологический персонаж, несущий явную
 космическую нагрузку.
  Космическая оберегательная сила яйца и его магическое
 значение явственно прослеживается в некоторых сказках, древняя
 мифологическая подоплека которых как-то упускалась из виду
 специалистами. В сказке, записанной на русском Севере
 Е.В.Барсовым, рассказывается о девушке с одной ступней золотой,
 другой -- серебряной, которая стала царицей, обращенной ведьмой
 в утку с одним крылом золотым, а другим серебряным. После
 встречи с мужем-царем, когда он плюнул три раза, утка родила от
 той слюны двух мальчиков-самобратов и отдельно -- волшебное
 яйцо. Говорящее яйцо (известен вариант, где оно золотое)
 охраняет братьев от всех козней ведьмы-мачехи, но когда они
 забывают о наставлениях матери-утки, яйцо, ранее
 предупреждавшее братьев обо всех опасностях, испекается в
 горячем песке и замолкает, а те погибают. Счастливое окончание
 этой сказки записал И.А.Худяков в Нижегородской губернии (в его
 сборнике оно опубликовано под No 89). Золотая Утка приносит
 живой и мертвой воды, оживляет детей, принимает человеческий
 вид и вновь становится женой царя. Интересно, что царица,
 которая сначала была простой девушкой, имела золотую и
 серебряную ступни (что в славянском фольклоре соответствует
 солнечному и лунному свету), стала золотой Уткой (вариант с
 золотым и серебряным крыльями).
  Сюжет о золотой утке, несущей золотые яйца (вариант: одно
 золотое, другое -- серебряное), широко известен среди русского
 населения. Он был настолько популярен, что в прошлом веке
 повсеместно распространялся в виде лубочного издания. В
 афанасьевском сборнике приводятся два варианта сказки про утку
 с золотыми яйцами (No 195 -- 196). В одной из них есть
 словесная формула, которая звучит как заклинание: "Есть зеленый
 луг, на том лугу береза, у той березы под кореньями утка;
 обруби у березы коренья и возьми утку домой, она станет нести
 тебе яички -- один день золотое, другой день серебряное". В
 другой сказке из афанасьевского сборника (No 264)
 рассказывается о Царевне Серой Утке, но такой, что сродни
 Жар-птице. Обернувшись уткой, девушка "все царство собой
 осияла: крыльями машет, а с них словно жар сыпется!".
 Материально-вещественным закреплением памяти тех давних -- не
 веков -- тысячелетий стала традиция делать деревянные ковши для
 воды (вина, пива, меда, браги) в виде утки (рис. 127).
  Таким образом, архетип яйца и сотворившей его птицы
 прослеживается на протяжении всей истории русского
 мировоззрения. Сохраняясь долгое время в сакральных народных
 обычаях и обрядах, они перешли частично впоследствии в
 духовно-мистическую поэзию русского сектантства -- хлыстов и
 скопцов. Сектанты вообще считали себя и именовали птицами
 райскими: "все райские птицы -- братцы и сестрицы". Но образ
 этот был совмещен также и с образами Святого Духа, Матушки
 Богородицы, Батюшки Сына Божьего, слетающих с Неба в виде птиц.
 "Сманить с неба птицу", по терминологии сектантов, значит
 привлечь Бога на землю, войти с ним в благодатное общение на
 радении. Сектантский пантеон представлен и в виде птицы вообще,
 ("прилетела райска птица -- сама матушка царица") и в виде
 конкретных разновидностей птиц: Сын Божий -- сокол или орел,
 Святой Дух -- соловушко, сектантские пророки --
 гулюшки-голубки. В свое время именно эти пророки
 воспользовались древней поэтической версией народного космизма,
 системой его образов и приспособили их к новой религии
 (аналогично тому, как в свое время христианство в целом, а на
 Руси особенно, приспосабливалось к неискоренимым языческим
 обычаям и традициям).
  Древнейшими символами русского народного мировоззрения и
 его космоустремленности являются мифологические птицы русского
 фольклора: Гамаюн, Алконост, Сирин (см. рис. в Прологе),
 Феникс, Жар-птица и Стратим-птица. Наиболее древний и
 смыслообразующий образ Гамаюна -- птицы вещей с
 человеческим (женским) лицом. Название-имя образовано от
 общеславянских слов "гом" ("гам", ср. "шум-гам"), "гомон".
 Раньше так и писалось -- Гомоюн ("гомоюн", по Владимиру Далю --
 это "заботливый, усердный, трудолюбивый, смирный человек" или
 же напротив -- непоседа, живчик, крикун, хлопотун). Исходя из
 перечисленных смыслов Гамаюн-птица -- значит, вещунья,
 говорунья, глашатай, вестник древних языческих Богов,
 хранительница тайн прошлого, настоящего и будущего Земли, Мира
 и Вселенной. Именно такой образ воспроизведен реставратором
 древнерусской мифологии А.И.Асовым в литературно-художественно
 воссозданных "Песнях птицы Гамаюн" и "Звездной книге Коляды".
  Алконост и Сирин -- две райские птицы с женскими
 лицами -- излюбленные образы русского народа. Их изображение
 можно встретить и на древних украшениях, и на лубочных
 картинках, и в резьбе по дереву, и в творчестве многих русских
 художников и поэтов. Имена Алконоста (птица радости) и Сирина
 (птица печали) толкователи обычно возводят к византийским
 источникам и древнегреческим образам: образ Алконоста
 проистекает якобы из мифа об Алкионе, превращенной Богами в
 зимородка, а образ Сирина восходит якобы к легендарным сиренам,
 заочаровавшим своим пением еще Одиссея.
  Однако и трактовка генезиса имени Алконоста, и трактовка
 образа Сирина нуждается в значительных уточнениях. Говоря об
 Алконосте, уместнее всего вспомнить миф об Алкионее -- самом
 могучем из крылатых гигантов, рожденных Богиней земли Геей от
 капель крови Бога неба Урана. Как и Антей, он черпал свою
 бессмертную силу от Матери-Земли, и так же, как и Антея, его
 хитростью победил Геракл: оторвал исполина от родной земли. С
 точки зрения корней русского фольклора интерес представляет
 отнесенность образа Алкионея к тому пласту общеиндоевропейской
 мифологии, когда она была слабо расчлененной, а ее события
 разворачивались на далеком Севере. Второе существенное
 обстоятельство -- крылатость Алкионея: на знаменитом Пергамском
 алтаре погибающий Алкионей с распростертыми крыльями --
 центральная фигура. Впрочем, не лишено вероятности, что более
 поздний образ русской птицедевы Алконоста впитал в себя черты и
 Алкионея и Алкионы (Альционы).
  Одновременно Алконост -- звездно-космическая птица. Это
 связано как с традицией древнегреческой мифологии помещать
 многих своих героев после смерти на небо в виде различных звезд
 и созвездий, так и с общеславянскими верованиями, согласно
 которым крылатые девы (у сербов, хорват, болгар и некоторых
 других народов это -- вилы) живут на небесах, где строят дворцы
 из облаков и водят хороводы между звездами (они же научили и
 людей хороводным танцам -- коло)79. Астрально-космическая
 природа Алконоста запечатлена и в его изображениях на одной из
 стен Дмитриевского собора во Владимире, а также на монетах
 Великого князя Рязанского Василия Иоановича, где священная
 птица славян, символизирующая неумирающую память о древних
 временах Радости и Блаженства, представлена между двумя
 звездами.
  "Сирин" -- вообще русское слово, означающее сову, филина
 или особый вид длиннохвостой совы, похожей на ястреба и ведущей
 как ночной, так и дневной образ жизни. (В этом смысле слово
 "сирин" одного корня с понятиями "сирый", "серый".) Сова --
 одна из священных птиц, почитавшаяся индоевропейскими и другими
 евразийскими народами как птица мудрости. Именно в такой
 ипостаси выступает сова как спутница и атрибут Афины-Минервы
 (рис. 128). Среди знаменитых томских петроглифов (писаниц)
 самым запоминающимся является тотемное изображение совы.
 Тотемический культ совы или человекосовы был широко
 распространен в Древнем мире (рис. 129) и по всей северной
 Евразии.
  Гиперборейское прошлое этих краев помогает установить
 генетические исторические корни Афины-Паллады. Многочисленные
 бронзовые изображения прото-Афин найдены в Прикамье на
 территории древней Бьярмии и Гипербореи. Впрочем, возникновение
 культа человекосовы и других человекоптиц относится к временам,
 когда культурно-религиозной дифференциации практически не было,
 а картина расселения народов была принципиально иной.
  Тотемическая сопряженность Афины и символизировавшей ее
 птицы достаточно убедительно подтвердилась при археологических
 раскопках на месте легендарной Трои в Малой Азии, когда было
 обнаружено множество сосудов, маленьких каменных и глиняных
 изваяний в виде стилизованной совы, а также сотни черепков с
 изображением сов, имеющих человеческий рот. Генрих Шлиман
 совершенно правильно истолковал эту совиную изобразительную
 доминанту. Афина как покровительница Трои и троянская
 заступница первоначально имела совиную голову; потому-то и
 гомеровский эпитет Паллады -- "глаукопис" следует переводить не
 "голубоглазая" и не "сверкающая очами", а "совоокая" или
 "совьеглазая". (Между прочим, в другом сопряженном с Афиной
 эпитете -- София, Софья -- при желании можно уловить звучание
 "совья" и производные слова "совесть", "совет".) Впоследствии
 слитный образ Афины-Совы был разделен, и птица превратилась в
 спутницу Богини.
  Во времена Шлимана не было еще распространено понятие
 "тотем" во всем богатстве его социально-этнических функций.
 Поэтому, опираясь на современную этносоциологию, вполне уместно
 предположить, что Афина-Сова была не просто покровительница
 троянцев. Вероятно, что в далекие дотроянские времена она была
 предводительницей или вдохновительницей тех
 фракийско-фригийских племен -- будущих основателей Трои,
 которые когда-то мигрировали с Севера на Юг и тотемом которых
 (во всяком случае, какой-то части из них) была Сова.
  Представляется, что образ Сирина в русской мифологии
 следует понимать с учетом всех древних традиций. Даже сирена --
 далеко не чисто греческий образ, древность происхождения и
 хтоническая сущность возводят его к арийским и доарийским
 временам.
  Есть достаточно оснований полагать, что Сирин -- образ не
 вторичный, а первичный. Слишком глубокий смысл заложен в этом
 древнем слове-имени. По сей день существует страна Сирия, еще
 раньше была Ассирия. Культ великого Бога египтян Осириса
 сопрягается с самой почитавшейся ими звездой -- Сириусом. Во
 всех перечисленных наименованиях корень "сир" -- и не случайно.
 Требуется лишь определить, с какого звена начинается вся
 цепочка. Во всяком случае, далеко не первым в ней
 представляется эллинизированное название звезды Сириус
 ("знойный", "сверкающий"). В Древнем Египте он отождествлялся с
 созвучным ему Осирисом, странствующим Богом, который, по
 Плутарху, прежде чем обосноваться в Египте, обошел весь мир с
 просветительской миссией. Однако, помимо этого, известны
 обозначения Сириуса по имени Бога Тота, а также собственно
 астронимы -- Сотис, Сигор, Сати, Тайот. Последнее имя означает
 "пес" в соответствии с расположением Сириуса в созвездии
 Большого Пса.
  По тому же признаку образовано латинское название Сириуса
 -- Canicula, что означает "собачка" (от canis --
 "собака"). Отсюда же произошло и современное, всем хорошо
 известное слово "каникулы", что связано с той исключительной
 ролью, которую играл Сириус в летосчислении Древнего Рима, а
 еще раньше -- Древнего Египта, где появление Сириуса на ночном
 небосклоне означало наступление Нового года и очередного
 разлива Нила (20 июля по Юлианскому календарю). С этого времени
 начинались самые жаркие дни, и в римских школах объявлялись
 каникулы, названные так по имени
 Canicula-"собачка"-Сириус.
  Сириус наблюдается лишь в южных краях, в северных широтах
 его не видят и не знают. Однако здесь имеется немало понятий со
 сходным звучанием. Что это значит? Только одно: более древнее
 северное понятие в процессе длительных миграций этносов было
 позже перенесено на другие объекты. Так тотемное, то есть
 социально значимое имя Сирин могло быть вполне экстраполировано
 на хозяйственно и календарно значимый космический объект --
 звезду Сириус, а впоследствии, по мере продвижения мигрантов к
 устью Нила, -- и на Бога Осириса, тождественного, по
 представлению древних, с Сириусом. Кстати, среди "народов
 моря", вторгнувшихся в Египет в 1198 -- 1167 гг. до н.э. и
 упоминаемых в древнеегипетских папирусах, были загадочные
 "сирдана" (обратим внимание на два русских корня), давшие к
 тому же название древней и современной Сардинии. Древним
 римлянам, между прочим, были известны мифические Серийский
 океан и Серийская страна. Такое название появилось потому, что
 древние римляне, соприкасаясь с китайцами, именовали тех
 "серами" -- от искаженного китайского слова "сир", означавшего
 "шелк"80. Небезынтересно также, что на побережье Арктики бытуют
 легенды о человекообразных существах "сиртя", которых якобы
 можно встретить и по сей день (так именуют мифических
 аборигенов ненцы, сам народ пришлый, переселившийся на Крайний
 Север сравнительно недавно).
  Корневая основа "сир" сопрягается и с древнейшими
 индоевропейскими словами, означающими "сырой" ("влажный") (ср.:
 "сыр-бор"), и с древнерусским языческим названием рая --
 "ирий". Может быть, отсюда у наших предков-христиан возникло
 стойкое мнение, что все языческое очень тесно связано с
 сирийским. По старорусским представлениям дьявол олицетворял не
 одни только темные силы ада, но и противостоящее христианству
 языческое мировоззрение. Потому-то в старых переводных и
 оригинальных рукописных текстах неоднократно повторяется, что
 дьявол говорит по-сирийски81. А в знаменитом сказании "О
 письменах" черноризца Храбра вообще утверждается, что Бог
 первоначально сотворил именно сирийский язык, на котором
 говорили Адам и Ева.
  В Велесовой книге (11 15а) описывается, как наши предки,
 преодолев снега и льды, проникли через Ирийские горы в
 Сирийскую землю, где были наречены скифами. Ясно, что земля,
 где господствуют снега и льды, никак не может быть ни Сирией,
 ни Ассирией. Точно так же совсем ни к чему отождествлять
 Двуречье и Семиречье, помянутые в Велесовой книге, с
 Месопотамией или Северным Казахстаном; это могут быть сочетания
 каких угодно рек в каком угодно месте. Сирия Велесовой книги
 никакая не средиземноморская или переднеазиатская страна, тем
 более что здесь же рассказывается об основании Новгорода на
 берегу Ильмень-озера. В Велесовой книге речь вполне может идти
 о некоей стране Сирина, символом которой и стала птица Сирин,
 постепенно распространившая свою семантику с Севера на Юг.
  Смысловая нагрузка понятия "сирин" становится еще более
 определенной, если вспомнить, что в русском языке есть целая
 группа слов (ныне малоупотребительная) для обозначения ледяной
 корки; это -- "серен" -- "ледяной наст" и ряд диалектизмов для
 обозначения замерзшего твердого снега: "серена", "серень",
 древнерусск. -- "серенъ". Небезынтересные реминисценции
 обнаруживаются и в популярном среди древних греков и римлян
 мифе о нимфе Сиринге. Она стала объектом вожделений и
 домогательств со стороны козлоногого Бога Пана, сына Гермеса.
 Образ Пана древнейшего общеиндоевропейского и
 доиндоевропейского происхождения. Неспроста также и имя его
 означает "все"; в смысле "господин" оно сохранилось в чешском,
 польском, украинском, белорусском, а оттуда -- и в русском
 языках. В древности образ Пана не лишен был и космического
 звучания. У античных авторов сохранилось обращение: "О,
 Солнце-Пан!", так же именовали его римские жрицы-весталки и
 легендарный Орфей. Спасаясь от преследования Пана, нимфа
 Сиринга бросилась в реку Ладон и обратилась в тростник. Не
 найдя возлюбленную в зарослях тростника, Пан срезал несколько
 тростинок, сделал из них свирель, и с тех пор в ее звуках
 слышится печальный голос Сиринги (по-латыни syrinx
 означает и "тростник", и "свирель").
  Птица Феникс -- не менее древний образ русской и
 мировой мифологии, впитавший в себя черты древнегреческих,
 византийских и более древних восточных сказаний -- египетских,
 финикийских, ассирийских. Античные авторы -- от Геродота до
 Овидия -- называли родиной Феникса Египет, где, действительно,
 существовал культ "Огненной" птицы (рис. 130). Живет она много
 сотен лет, но перед смертью сжигает себя в гнезде. И здесь же
 из пепла рождается новый Феникс -- символ космогоничного
 вечного возвращения.
  В известной переводной древнерусской естественнонаучной
 энциклопедии "Физиолог" говорится: "Феникс красна птаха есть
 паче всех... [далее -- перевод на современный язык]. Обитает же
 Феникс близ Индии, около Солнечного города. Возлежит он лет
 пятьсот на недрах ливанских без еды. Питается же от святого
 духа. И по пятьсот лет наполняет крылья свои благовониями. И
 бьет в било иерей Солнечного города, и та птица идет к иерею и
 входит в церковь... И превращается птица в пепел. А назавтра
 приходит иерей и находит птицу в виде маленького птенца. А
 через два дня он находит ее зрелой, какой была раньше..."82
 (рис. 130-а).
  Подтверждением древнейшей общности корней, связующих
 русскую народную и переднеазиатско-средиземноморскую культуру,
 служит популярная сказка "Перышко Финиста Ясна Сокола". Герой
 сказки -- добрый молодец-оборотень -- объединяет в себе два
 исходных начала: 1) солнечного (ясного) сокола и 2) птицу
 Феникс, к которой в конечном счете восходит имя Финист. Оно
 связано со Средиземноморьем и непосредственно через названия
 страны Финикии и народа финикийцев (откуда финиковая пальма и
 финики).
  Древние представления о Фениксе не ограничиваются
 легендами, известными еще Геродоту. Апокрифическая литература
 донесла до нас образ космического Феникса, летящего впереди
 Солнца и охраняющего людей от его испепеляющих лучей. Об этом
 говорится в старославянских "Книге тайн Еноха" и "Апокалипсисе

<< Пред.           стр. 38 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу