<< Пред. стр. 37 (из 56) След. >>
Из яйца, из верхней части,Встал высокий свод небесный,
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось,
Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился;
Из яйца, из пестрой части,
Звезды сделались на небе...
В космогонии Древнего Египта (гермопольская версия)
бытовал аналогичный сюжет -- только вместо утки выступал белый
гусь Великий Гоготун: он снес яйцо, из которого родился Бог
Солнца, рассеяв тьму и хаос, что свидетельствует об общих
мифологических воззрениях тех пранародов, которые положили
начало и древним египтянам, и древним индоевропейцам, и древним
финно-угорцам.
По древнеегипетским представлениям, изначальное
Космическое яйцо было невидимым, так как оно возникло во тьме
до сотворения мира. Из него в образе птицы появилось солнечное
Божество, которое так характеризуется в подлинных текстах: "Я
-- душа, возникшая из хаоса, мое гнездо невидимо, мое яйцо не
разбито". В других текстах голос космотворящей птицы -- дикого
гуся Великого Гоготуна -- прорезал бесконечное безмолвие хаоса,
"когда в мире еще царила тишина". По одним источникам, яйцо
несло в себе птицу света, по другим -- воздух. В "Текстах
саркофагов" говорится, что оно было первой сотворенной в мире
вещью.
Слава тебе, Атум, я -- Два льва [Шу и Тефнут],
дай мне благоприятное дыхание твоих ноздрей,
ибо я яйцо, пребывающее в Небытии.
Я страж Великой опоры, отделяющей Геба [Землю]
от Нут [Неба]. Я дышу дыханием, которым дышит он,
Я тот, кто соединяет и разделяет, ибо я окружаю яйцо --
властелина вечрашнего дня.
Изначальное Космическое яйцо, согласно древнеегипетским
текстам, содержит воздух и может считаться Великой опорой,
разделяющей землю и небо и одновременно соединяющих их.
Космическое яйцо, содержащее дыхание, побеждает "вчерашний
день" -- время хаоса и небытия.
Птица, которая выступает творцом (демиургом) мира у разных
народов, иногда меняет свое обличие. У североамериканских
индейцев тлинкитов -- это ворон, у якутов -- ворон, утка и
сокол, у некоторых австралийских племен -- орел-сокол70.
В русской традиции Птица-Космотворец -- как правило,
селезень (гоголь) или изредка какая-либо другая водоплавающая
птица (например, лебедь). Народ свято хранил в памяти
наидревнейшие представления о сотворении мира. П.Н.Рыбников в
середине прошлого века записал краткий христианизированный
вариант доарийской легенды у крестьян Заонежья (сам текст
является типичным образцом народного двоеверия):
"По досюльному Окиян-морю плавало два гоголя: один бел
гоголь, а другой черен гоголь. И тыми двумя гоголями плавали
сам Господь Вседержитель и Сатана. По Божию повелению, по
Богородицыну благословению, Сатана выздынул со дна моря горсть
земли. Из той горсти Господь-то сотворил ровные места и
путистые поля, а Сатана наделал непроходимых пропастей, щильев
и высоких гор. И ударил Господь молотком в камень и создал силы
небесные; ударил Сатана в камень молотком и создал свое
воинство. И пошла между воинствами великая война; по началу
одолевала было рать Сатаны, но под конец взяла верх сила
небесная. И сверзил Михайла-архангел с небеси сатанино
воинство, и попадало оно на землю в разные места: которые пали
в леса, стали лесовиками, которые в воду -- водяниками, которые
в дом -- домовиками; иные упали в бани и сделались банниками,
иные во дворах -- дворовиками, а иные в ригах --
ригачниками"71.
Подробнейший анализ древнерусских, древнеславянских и
других космогонических легенд дан в фундаментальном
исследовании академика А.Н.Веселовского "Разыскания в области
русского духовного стиха": XI. Дуалистические поверья о
мироздании (СПб., 1889); ХХ. Еще к вопросу о дуалистических
космогониях (СПб., 1891).
Древнейшие доарийские представления об участии птицы
(утки) в сотворении мира сохранились в космогоническом апокрифе
XVII в. из библиотеки Соловецкого монастыря. Текст
христианизирован, но в нем настолько явственно присутствует
добиблейский пласт, что в результате действующими лицами
оказываются два Бога -- христианский и дохристианский,
выступающий в виде птицы -- Селезня (гоголя). Поле действия
апокрифа -- мир до сотворения, когда в нем не было ничего,
кроме воды (первичный космический океан), по которому и плавала
Божественная птица. "И рече Бог: ты кто еси? Птица же рече: аз
если Бог... Бог же рече: ты откуда бо? Птица же рече: от
вышних. И рече Бог: дай же ми от нижних. И понре птица в море и
согна пену, яко ил и принесе к Богу и взя Бог ил в горсть и
распространи сюду и овоюду, и быть земля..."72. Интересно, что
дохристианский Бог-Птица оказывается более могущественным, чем
библейский Бог. Первому, а не второму дано достать и принести
землю со дна океана. И именуется Бог-Птица в апокрифе Вышним
(аналогично общеарийскому Вишну). За что библейский Бог,
согласно апокрифу, и наименовывает своего конкурента Сатанилом,
которого "престал над звездами", а там он "воевода небесным
силам, надо всеми старейшина".
Данный сюжет, где народная космогония перемешана с
библейской, встречался и фиксировался повсеместно -- от Севера
до Юга. Апокриф -- сказание о творении мира уткой-гоголем --
имел широкое хождение на Руси, куда он попал из Болгарии
(интересно, что в самой Болгарии обнаружен лишь
один-единственный оригинальный список, в то время как в России
известно их несколько). Однако было бы неверно ограничивать
легенду о Боге и Сатаниле одной лишь библейской традицией, как
это делали некоторые исследователи. Апокриф, как будет видно
ниже, опирался на древнейшие космогонические представления,
прямого отношения к Библии не имевшие. Повсеместность
распространения легенды о творении мира при участии птицы --
практически на всех континентах земли -- лучшее тому
доказательство.
Свидетельством о нехристианском и дохристианском
происхождении анализируемой легенды являются также описания и
изображения славянских идолов. Некоторые из них, найденные
случайно при земляных работах, срисованные, но впоследствии
безвозвратно утраченные, -- представляют собой существо
мужского рода с уткой на голове (рис. 125). Думается, что это и
есть тот самый Селезень (Гоголь), которого позднее христианские
ортодоксы, искоренявшие язычество, отождествили с Сатанилом,
ведущим свое начало от иудаистическо-христианского Сатаны.
Древнее космогоническое представление о творении мира
птицей было чрезвычайно живуче среди славянского населения
России. Ввиду исключительной важности данного текста, уходящего
своими корнями в гиперборейские времена, приводим наиболее
подробную из его записей -- как она сохранилась в памяти
русского сказителя. Текст записан от 79-летнего тюменского
крестьянина Д.Н.Плеханова П.А.Городцовым (публикация в журнале
"Этнографическое обозрение", 1909. No 1).
Сотворение мира
"Изначала веков ничего не было: -- ни неба, ни земли,
ни человека, а была только одна вода, вода без конца и краю и
без дна, а поеверх воды была тьма тьмущая -- безпросветная
тьма. И по этой воде плавал в лодочке Бог Салаоф. Плыл однажды
Бог Салаоф в лодочке и сплюнул на воду слинку [т.е. слюну. --
В.Д.] и вот -- в том месте, где он сплюнул слинку, появился сам
сатана Сатаниил, в человеческом образе. И как только сатана
появился, так сейчас же вступил в разговоры с Богом, он сказал
Богу: -- Я -- брат твой. Возьми меня с собою в лодочку". В
лодочке хватило места и для двоих и потому Бог сказал сатане:
-- Садись. -- Сел сатана в лодочку вместе с Богом и поплыли
дальше. Плыли-плыли, Бог и говорит сатане: -- "Хочу я сотворить
землю. Нырни, сатана, в воду и достань оттуда земли". Сатана
обернулся птицей гоголем и нырнул в воду. Но пред этим сатана
не благословился у Бога и потому труд его остался безуспешным.
Долго сатана гоголем погружался в воду, но все-таки не мог
добраться до дна и не мог захватить земли, выбился
сатана из сил и вынырнул обратно и сказал Богу: -- Не мог я
добраться до дна и не достал земли. -- Тогда Бог опять сказал
сатане: -- Ныряй второй раз и достань из воды земли. -- Сатана
оборотился птицей гагарой и вторично нырнул. Но и на этот раз
он не благословился, и потому он опять не достал дна и не добыл
земли, хотя и нырнул глубже прежнего. Вынырнул сатана из воды и
сказал Богу: -- Не мог я достать земли и не мог добраться до
дна, хотя нырнул куда как дальше прежнего. -- Тогда Бог сказал
сатане: -- Ты потому не можешь достать земли, что ныряешь не
благословясь. -- Благословись у меня, тогда достанешь дно и
принесешь земли. Ныряй в третий раз". Сатана на этот раз
благословился у Бога, а затем оборотился птицей соксуном
[особая порода широконосых уток. -- В.Д.] и нырнул в третий
раз. На этот раз сатана без труда достал дна, забрал он себе в
клюв земли и принес ее Богу и сказал: -- Вот я принес тебе
земли.
-- Давай сюда землю, -- сказал Бог и взял землю из клюва
птицы соксуна. Но сатана не всю землю передал Богу и небольшую
часть он утаил у себя в клюве. И думает сатана: -- Сотворит Бог
себе землю, а я увижу, как он это делает, и по его примеру
сотворю свою особую землю.
Взял Бог землю и повелел из водной глубины явиться трем
китам. И вот явились три кита, таких больших, что станешь на
головы, так конца хвостов и не увидишь. Киты установились
головами вместе, а хвостами в разные стороны. Тогда Бог положил
землю себе на ладонь, а другою ладонью стал мять землю и
сдавливать ее. Мял -- мял Бог землю и сделал из нея вроде
небольшой круглой и совершенно ровной лепешки; эту
лепешку-землю Бог положил на головы трех китов, и земля стала
расти, росла-росла и покрыла собою всех трех китов и все
продолжала расти. Трем китам стало уже не под силу держать
землю, и тогда Бог повелел явиться из водной пучины еще четырем
китам и держать землю. Явились четыре кита, сомкнулись они
головами с первыми тремя, а хвостами раскинулись в разные
стороны и стали держать землю. С того времени и до наших дней
земля держится на семи китах.
В то время как росла и ширилась земля на китах, -- росла и
ширилась также земля, оставшаяся во рту у сатаны, так что
сильно раздуло щеки у сатаны. Бог это заметил и спрашивает
сатану: -- С чего это у тебя щеки-то раздуло? -- И сатана
должен был сознаться: -- Виноват! Прости Господи: я утаил во
рту немного земли.
-- Выплевывай землю изо рта! -- приказал Бог. И сатана
стал выплевывать землю. И там, где сатана плюнет, -- появляются
всякие дикие и нечистые места, -- горы и овраги, лесныя
трущобы, кочки и болота. До этого же земля была ровна и чиста и
во всех отношениях прекрасна. Так Бог сотворил землю и весь
мир.
Когда творение земли завершилось, тогда Бог задумал
отдохнуть. Вытащил он лодочку из воды на землю, перевернул ее
вверх дном, а сам улегся около лодочки и скоро уснул крепким
сном. Сатана, при виде уснувшего Бога, замыслил недоброе дело,
-- он задумал погубить Бога. Сатана думал так: -- Брошу я
соннаго Бога в воду и утоплю его, и тогда -- земля будет моя и
лодочка будет моя.
Взял сатана Бога и понес его к берегу. Но по мере
приближения сатаны к воде земля перед ним все росла и ширилась,
а вода перед ним все убегала да убегала. Так сатана и не мог
донести Бога до воды. Повернул тогда сатана в другую сторону и
понес Бога к другому берегу земли, думал, не удастся ли бросить
Бога с другого берега земли. Но и там повторилась та же
история. Тогда сатана положил Бога на прежнее место, около
лодочки, как будто бы он и не касался Бога.
Земля и поныне держится на семи китах и висит на воде.
Земля продолжает расти и теперь, -- и когда она вырастет и
увеличится настолько, что и семь китов не в состоянии будут
держать ее, -- тогда киты уйдут в воду; земля разсыплется и
провалится в водные бездны. Тогда и наступит конец мира.
Говорят, что это время уже недалеко".
Известны и другие варианты. Один из них -- более
лаконичный -- записан в конце прошлого века в Смоленской
губернии собирателем русского и славянского фольклора
В.Н.Добровольским. В записи и публикации неутомимого этнографа
зафиксирована драгоценная деталь. Черт выступает в образе
лебедя, и Бог заставляет его трижды нырять на дно моря за
песком, чтобы сотворить сушу73. Здесь же приводится еще одна
редкая русская космогоническая легенда о происхождении Луны из
Солнца. "Прежде было два солнца, но Бог, разгневавшись на одно
из них, наслал змея, который так высосал солнце, неугодное
Богу, что оно стало совершенно бледным -- и зовется оно с тех
пор уже месяцем и светится только ночью"74. Понятно, что на
протяжении тысячелетий в процессе этнической дифференциации
многие первоначальные мифологические сюжеты и образы
трансформировались, обрастали новыми подробностями или,
напротив, утрачивали старые. Однако исходные моменты народная
память удерживала цепко.
Теперь уже трудно установить, какой космогонический образ
древнее -- утка (гоголь) или лебедь. Скорее, и тот и другой
выступали тотемами различных родов или племен. Несомненно одно:
древнейшие представления о сотворении мира на стадии
недифференцированной культурной и языковой общности народов
Евразии были связаны с водоплавающей птицей и первичным
Океаном, который в конечном счете является космическим океаном.
Для подтверждения сказанного приведем еще раз финский -- теперь
прозаический -- вариант легенды о сотворении мира.
"Был гоголь на море; вместо воздуха был только туман.
Дух сатана является гоголю: "Для чего ты здесь на море?" Гоголь
сказал: "Я птица водяная, ведь мое место на море". -- "Но что
же ты здесь на море, когда нет земли?" -- "Где же взять землю,
раз она вовсе не существует!" -- "Земля ведь находится на дне
моря. Раз ты водяная птица, сходи за землею на дно". Гоголь
погружается на дно моря и несет земли в клюве. У него осталось
ея мало, так как вода смыла часть ее. Дух сатана говорит:
"Сходи еще раз, принеси побольше". Гоголь принес еще. "Сходи
еще и приучись носить побольше". Гоголь сходил третий раз и
принес еще больше. Они сделали себе участок земли на море и
начали жить там.
Очутился дух Божий среди них. "Откуда у вас здесь земля?"
-- "Гоголь сходил на дно моря". -- "Начнем вместе творить, раз
у вас есть земля..." Злой дух взял земли в рот, отделяя часть
ее для своей земли. Бог все говорит: "Должно быть больше земли,
так как здесь она еще не вся". Злой дух клянется: "Больше нет".
Бог настаивает на своем и говорит: "Открывай рот". Там и нашли
землю. "Смотри, здесь ведь есть земля; для чего ты клялся, что
ее нет?" Тот выплевывает землю на север, где из нея стали расти
камни, скалы, горы75.
Отголоски древнейших представлений о Космическом яйце
находим и в некоторых украинских космогонических сказаниях76 (а
архаичный украинский фольклор -- он одновременно и фольклор
Киевской Руси, то есть всех населявших ее народов --
великороссов, малороссов и булоруссов). Так, по одной из
легенд, Земля, Солнце, Луна и звезды образовались из первичного
шара (аналог Космического яйца). Из яиц же появляются и люди.
После изгнания из рая Бог повелел Еве каждый день нести столько
яиц, сколько в тот день людей умрет. И так -- вечно. А Бог
берет те яйца, делит каждое на две половинки и бросает на
землю. Из одной половинки родится мальчик, а из другой девочка.
А потом они подрастают и женятся. Но иногда бывает, что одна
половинка яйца падает в море, а другая -- на землю или
какой-нибудь зверь съедает одну из половинок. И тогда человек,
родившийся из уцелевшей половинки яйца, остается без пары и всю
жизнь ходит неженатым парубком или незамужней дивчиной77.
У других народов Евразии также распространен сюжет о
нырянии на дно моря (океана) с целью сотворения земли, что
лишний раз доказывает близость и былое единство верований и
культур. У марийцев в этой роли выступают легендарные Юма (Бог)
и Керометь (Сатана), у мордовцев -- Чам-Пас (Бог) и Мастер-Пас
(Шайтан), у алтайцев Бог принимает облик двух черных гусей, а
на дно моря ныряет гагара. Хорошо известна обработанная для
детей Виталием Бианки сибирская легенда о птице-чемге-Люле,
которая трижды ныряет в глубины океана, чтобы добыть земли:
всем она достала, а себя обделила. Сюжет обретения земли птицей
нашел отображение в древнем народном искусстве -- как русского,
так и сопредельных народов (рис. 126).
Космогоническое сказание о появлении земли из моря, откуда
ее достают животные, чрезвычайно популярно среди народов мира.
Евразийскому варианту, где главным героем выступает птица,
противостоит американо-индейский вариант (ирокезское предание),
где звери и птицы оказались бессильными, а землю со дна моря
добывает жаба-лягушка78. Всесилие лягушки наводит, кстати, на
мысль о сходстве данного образа с известной русской сказкой о
Царевне-лягушке. С другой стороны, в версии сказки, записанной
на Севере (И.В.Карнауховой (No 65)), вместо Царевны-лягушки