<< Пред.           стр. 37 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу

  Из яйца, из верхней части,
  Встал высокий свод небесный,
  Из желтка, из верхней части,
  Солнце светлое явилось,
  Из белка, из верхней части,
  Ясный месяц появился;
  Из яйца, из пестрой части,
  Звезды сделались на небе...
 
  В космогонии Древнего Египта (гермопольская версия)
 бытовал аналогичный сюжет -- только вместо утки выступал белый
 гусь Великий Гоготун: он снес яйцо, из которого родился Бог
 Солнца, рассеяв тьму и хаос, что свидетельствует об общих
 мифологических воззрениях тех пранародов, которые положили
 начало и древним египтянам, и древним индоевропейцам, и древним
 финно-угорцам.
  По древнеегипетским представлениям, изначальное
 Космическое яйцо было невидимым, так как оно возникло во тьме
 до сотворения мира. Из него в образе птицы появилось солнечное
 Божество, которое так характеризуется в подлинных текстах: "Я
 -- душа, возникшая из хаоса, мое гнездо невидимо, мое яйцо не
 разбито". В других текстах голос космотворящей птицы -- дикого
 гуся Великого Гоготуна -- прорезал бесконечное безмолвие хаоса,
 "когда в мире еще царила тишина". По одним источникам, яйцо
 несло в себе птицу света, по другим -- воздух. В "Текстах
 саркофагов" говорится, что оно было первой сотворенной в мире
 вещью.
 
  Слава тебе, Атум, я -- Два льва [Шу и Тефнут],
  дай мне благоприятное дыхание твоих ноздрей,
  ибо я яйцо, пребывающее в Небытии.
  Я страж Великой опоры, отделяющей Геба [Землю]
  от Нут [Неба]. Я дышу дыханием, которым дышит он,
  Я тот, кто соединяет и разделяет, ибо я окружаю яйцо --
  властелина вечрашнего дня.
 
  Изначальное Космическое яйцо, согласно древнеегипетским
 текстам, содержит воздух и может считаться Великой опорой,
 разделяющей землю и небо и одновременно соединяющих их.
 Космическое яйцо, содержащее дыхание, побеждает "вчерашний
 день" -- время хаоса и небытия.
  Птица, которая выступает творцом (демиургом) мира у разных
 народов, иногда меняет свое обличие. У североамериканских
 индейцев тлинкитов -- это ворон, у якутов -- ворон, утка и
 сокол, у некоторых австралийских племен -- орел-сокол70.
  В русской традиции Птица-Космотворец -- как правило,
 селезень (гоголь) или изредка какая-либо другая водоплавающая
 птица (например, лебедь). Народ свято хранил в памяти
 наидревнейшие представления о сотворении мира. П.Н.Рыбников в
 середине прошлого века записал краткий христианизированный
 вариант доарийской легенды у крестьян Заонежья (сам текст
 является типичным образцом народного двоеверия):
  "По досюльному Окиян-морю плавало два гоголя: один бел
 гоголь, а другой черен гоголь. И тыми двумя гоголями плавали
 сам Господь Вседержитель и Сатана. По Божию повелению, по
 Богородицыну благословению, Сатана выздынул со дна моря горсть
 земли. Из той горсти Господь-то сотворил ровные места и
 путистые поля, а Сатана наделал непроходимых пропастей, щильев
 и высоких гор. И ударил Господь молотком в камень и создал силы
 небесные; ударил Сатана в камень молотком и создал свое
 воинство. И пошла между воинствами великая война; по началу
 одолевала было рать Сатаны, но под конец взяла верх сила
 небесная. И сверзил Михайла-архангел с небеси сатанино
 воинство, и попадало оно на землю в разные места: которые пали
 в леса, стали лесовиками, которые в воду -- водяниками, которые
 в дом -- домовиками; иные упали в бани и сделались банниками,
 иные во дворах -- дворовиками, а иные в ригах --
 ригачниками"71.
  Подробнейший анализ древнерусских, древнеславянских и
 других космогонических легенд дан в фундаментальном
 исследовании академика А.Н.Веселовского "Разыскания в области
 русского духовного стиха": XI. Дуалистические поверья о
 мироздании (СПб., 1889); ХХ. Еще к вопросу о дуалистических
 космогониях (СПб., 1891).
  Древнейшие доарийские представления об участии птицы
 (утки) в сотворении мира сохранились в космогоническом апокрифе
 XVII в. из библиотеки Соловецкого монастыря. Текст
 христианизирован, но в нем настолько явственно присутствует
 добиблейский пласт, что в результате действующими лицами
 оказываются два Бога -- христианский и дохристианский,
 выступающий в виде птицы -- Селезня (гоголя). Поле действия
 апокрифа -- мир до сотворения, когда в нем не было ничего,
 кроме воды (первичный космический океан), по которому и плавала
 Божественная птица. "И рече Бог: ты кто еси? Птица же рече: аз
 если Бог... Бог же рече: ты откуда бо? Птица же рече: от
 вышних. И рече Бог: дай же ми от нижних. И понре птица в море и
 согна пену, яко ил и принесе к Богу и взя Бог ил в горсть и
 распространи сюду и овоюду, и быть земля..."72. Интересно, что
 дохристианский Бог-Птица оказывается более могущественным, чем
 библейский Бог. Первому, а не второму дано достать и принести
 землю со дна океана. И именуется Бог-Птица в апокрифе Вышним
 (аналогично общеарийскому Вишну). За что библейский Бог,
 согласно апокрифу, и наименовывает своего конкурента Сатанилом,
 которого "престал над звездами", а там он "воевода небесным
 силам, надо всеми старейшина".
  Данный сюжет, где народная космогония перемешана с
 библейской, встречался и фиксировался повсеместно -- от Севера
 до Юга. Апокриф -- сказание о творении мира уткой-гоголем --
 имел широкое хождение на Руси, куда он попал из Болгарии
 (интересно, что в самой Болгарии обнаружен лишь
 один-единственный оригинальный список, в то время как в России
 известно их несколько). Однако было бы неверно ограничивать
 легенду о Боге и Сатаниле одной лишь библейской традицией, как
 это делали некоторые исследователи. Апокриф, как будет видно
 ниже, опирался на древнейшие космогонические представления,
 прямого отношения к Библии не имевшие. Повсеместность
 распространения легенды о творении мира при участии птицы --
 практически на всех континентах земли -- лучшее тому
 доказательство.
  Свидетельством о нехристианском и дохристианском
 происхождении анализируемой легенды являются также описания и
 изображения славянских идолов. Некоторые из них, найденные
 случайно при земляных работах, срисованные, но впоследствии
 безвозвратно утраченные, -- представляют собой существо
 мужского рода с уткой на голове (рис. 125). Думается, что это и
 есть тот самый Селезень (Гоголь), которого позднее христианские
 ортодоксы, искоренявшие язычество, отождествили с Сатанилом,
 ведущим свое начало от иудаистическо-христианского Сатаны.
  Древнее космогоническое представление о творении мира
 птицей было чрезвычайно живуче среди славянского населения
 России. Ввиду исключительной важности данного текста, уходящего
 своими корнями в гиперборейские времена, приводим наиболее
 подробную из его записей -- как она сохранилась в памяти
 русского сказителя. Текст записан от 79-летнего тюменского
 крестьянина Д.Н.Плеханова П.А.Городцовым (публикация в журнале
 "Этнографическое обозрение", 1909. No 1).
 
 Сотворение мира
 
 
  "Изначала веков ничего не было: -- ни неба, ни земли,
 ни человека, а была только одна вода, вода без конца и краю и
 без дна, а поеверх воды была тьма тьмущая -- безпросветная
 тьма. И по этой воде плавал в лодочке Бог Салаоф. Плыл однажды
 Бог Салаоф в лодочке и сплюнул на воду слинку [т.е. слюну. --
 В.Д.] и вот -- в том месте, где он сплюнул слинку, появился сам
 сатана Сатаниил, в человеческом образе. И как только сатана
 появился, так сейчас же вступил в разговоры с Богом, он сказал
 Богу: -- Я -- брат твой. Возьми меня с собою в лодочку". В
 лодочке хватило места и для двоих и потому Бог сказал сатане:
 -- Садись. -- Сел сатана в лодочку вместе с Богом и поплыли
 дальше. Плыли-плыли, Бог и говорит сатане: -- "Хочу я сотворить
 землю. Нырни, сатана, в воду и достань оттуда земли". Сатана
 обернулся птицей гоголем и нырнул в воду. Но пред этим сатана
 не благословился у Бога и потому труд его остался безуспешным.
  Долго сатана гоголем погружался в воду, но все-таки не мог
 добраться до дна и не мог захватить земли, выбился
 сатана из сил и вынырнул обратно и сказал Богу: -- Не мог я
 добраться до дна и не достал земли. -- Тогда Бог опять сказал
 сатане: -- Ныряй второй раз и достань из воды земли. -- Сатана
 оборотился птицей гагарой и вторично нырнул. Но и на этот раз
 он не благословился, и потому он опять не достал дна и не добыл
 земли, хотя и нырнул глубже прежнего. Вынырнул сатана из воды и
 сказал Богу: -- Не мог я достать земли и не мог добраться до
 дна, хотя нырнул куда как дальше прежнего. -- Тогда Бог сказал
 сатане: -- Ты потому не можешь достать земли, что ныряешь не
 благословясь. -- Благословись у меня, тогда достанешь дно и
 принесешь земли. Ныряй в третий раз". Сатана на этот раз
 благословился у Бога, а затем оборотился птицей соксуном
 [особая порода широконосых уток. -- В.Д.] и нырнул в третий
 раз. На этот раз сатана без труда достал дна, забрал он себе в
 клюв земли и принес ее Богу и сказал: -- Вот я принес тебе
 земли.
  -- Давай сюда землю, -- сказал Бог и взял землю из клюва
 птицы соксуна. Но сатана не всю землю передал Богу и небольшую
 часть он утаил у себя в клюве. И думает сатана: -- Сотворит Бог
 себе землю, а я увижу, как он это делает, и по его примеру
 сотворю свою особую землю.
  Взял Бог землю и повелел из водной глубины явиться трем
 китам. И вот явились три кита, таких больших, что станешь на
 головы, так конца хвостов и не увидишь. Киты установились
 головами вместе, а хвостами в разные стороны. Тогда Бог положил
 землю себе на ладонь, а другою ладонью стал мять землю и
 сдавливать ее. Мял -- мял Бог землю и сделал из нея вроде
 небольшой круглой и совершенно ровной лепешки; эту
 лепешку-землю Бог положил на головы трех китов, и земля стала
 расти, росла-росла и покрыла собою всех трех китов и все
 продолжала расти. Трем китам стало уже не под силу держать
 землю, и тогда Бог повелел явиться из водной пучины еще четырем
 китам и держать землю. Явились четыре кита, сомкнулись они
 головами с первыми тремя, а хвостами раскинулись в разные
 стороны и стали держать землю. С того времени и до наших дней
 земля держится на семи китах.
  В то время как росла и ширилась земля на китах, -- росла и
 ширилась также земля, оставшаяся во рту у сатаны, так что
 сильно раздуло щеки у сатаны. Бог это заметил и спрашивает
 сатану: -- С чего это у тебя щеки-то раздуло? -- И сатана
 должен был сознаться: -- Виноват! Прости Господи: я утаил во
 рту немного земли.
  -- Выплевывай землю изо рта! -- приказал Бог. И сатана
 стал выплевывать землю. И там, где сатана плюнет, -- появляются
 всякие дикие и нечистые места, -- горы и овраги, лесныя
 трущобы, кочки и болота. До этого же земля была ровна и чиста и
 во всех отношениях прекрасна. Так Бог сотворил землю и весь
 мир.
  Когда творение земли завершилось, тогда Бог задумал
 отдохнуть. Вытащил он лодочку из воды на землю, перевернул ее
 вверх дном, а сам улегся около лодочки и скоро уснул крепким
 сном. Сатана, при виде уснувшего Бога, замыслил недоброе дело,
 -- он задумал погубить Бога. Сатана думал так: -- Брошу я
 соннаго Бога в воду и утоплю его, и тогда -- земля будет моя и
 лодочка будет моя.
  Взял сатана Бога и понес его к берегу. Но по мере
 приближения сатаны к воде земля перед ним все росла и ширилась,
 а вода перед ним все убегала да убегала. Так сатана и не мог
 донести Бога до воды. Повернул тогда сатана в другую сторону и
 понес Бога к другому берегу земли, думал, не удастся ли бросить
 Бога с другого берега земли. Но и там повторилась та же
 история. Тогда сатана положил Бога на прежнее место, около
 лодочки, как будто бы он и не касался Бога.
  Земля и поныне держится на семи китах и висит на воде.
 Земля продолжает расти и теперь, -- и когда она вырастет и
 увеличится настолько, что и семь китов не в состоянии будут
 держать ее, -- тогда киты уйдут в воду; земля разсыплется и
 провалится в водные бездны. Тогда и наступит конец мира.
 Говорят, что это время уже недалеко".
  Известны и другие варианты. Один из них -- более
 лаконичный -- записан в конце прошлого века в Смоленской
 губернии собирателем русского и славянского фольклора
 В.Н.Добровольским. В записи и публикации неутомимого этнографа
 зафиксирована драгоценная деталь. Черт выступает в образе
 лебедя, и Бог заставляет его трижды нырять на дно моря за
 песком, чтобы сотворить сушу73. Здесь же приводится еще одна
 редкая русская космогоническая легенда о происхождении Луны из
 Солнца. "Прежде было два солнца, но Бог, разгневавшись на одно
 из них, наслал змея, который так высосал солнце, неугодное
 Богу, что оно стало совершенно бледным -- и зовется оно с тех
 пор уже месяцем и светится только ночью"74. Понятно, что на
 протяжении тысячелетий в процессе этнической дифференциации
 многие первоначальные мифологические сюжеты и образы
 трансформировались, обрастали новыми подробностями или,
 напротив, утрачивали старые. Однако исходные моменты народная
 память удерживала цепко.
  Теперь уже трудно установить, какой космогонический образ
 древнее -- утка (гоголь) или лебедь. Скорее, и тот и другой
 выступали тотемами различных родов или племен. Несомненно одно:
 древнейшие представления о сотворении мира на стадии
 недифференцированной культурной и языковой общности народов
 Евразии были связаны с водоплавающей птицей и первичным
 Океаном, который в конечном счете является космическим океаном.
 Для подтверждения сказанного приведем еще раз финский -- теперь
 прозаический -- вариант легенды о сотворении мира.
  "Был гоголь на море; вместо воздуха был только туман.
 Дух сатана является гоголю: "Для чего ты здесь на море?" Гоголь
 сказал: "Я птица водяная, ведь мое место на море". -- "Но что
 же ты здесь на море, когда нет земли?" -- "Где же взять землю,
 раз она вовсе не существует!" -- "Земля ведь находится на дне
 моря. Раз ты водяная птица, сходи за землею на дно". Гоголь
 погружается на дно моря и несет земли в клюве. У него осталось
 ея мало, так как вода смыла часть ее. Дух сатана говорит:
 "Сходи еще раз, принеси побольше". Гоголь принес еще. "Сходи
 еще и приучись носить побольше". Гоголь сходил третий раз и
 принес еще больше. Они сделали себе участок земли на море и
 начали жить там.
  Очутился дух Божий среди них. "Откуда у вас здесь земля?"
 -- "Гоголь сходил на дно моря". -- "Начнем вместе творить, раз
 у вас есть земля..." Злой дух взял земли в рот, отделяя часть
 ее для своей земли. Бог все говорит: "Должно быть больше земли,
 так как здесь она еще не вся". Злой дух клянется: "Больше нет".
 Бог настаивает на своем и говорит: "Открывай рот". Там и нашли
 землю. "Смотри, здесь ведь есть земля; для чего ты клялся, что
 ее нет?" Тот выплевывает землю на север, где из нея стали расти
 камни, скалы, горы75.
  Отголоски древнейших представлений о Космическом яйце
 находим и в некоторых украинских космогонических сказаниях76 (а
 архаичный украинский фольклор -- он одновременно и фольклор
 Киевской Руси, то есть всех населявших ее народов --
 великороссов, малороссов и булоруссов). Так, по одной из
 легенд, Земля, Солнце, Луна и звезды образовались из первичного
 шара (аналог Космического яйца). Из яиц же появляются и люди.
 После изгнания из рая Бог повелел Еве каждый день нести столько
 яиц, сколько в тот день людей умрет. И так -- вечно. А Бог
 берет те яйца, делит каждое на две половинки и бросает на
 землю. Из одной половинки родится мальчик, а из другой девочка.
 А потом они подрастают и женятся. Но иногда бывает, что одна
 половинка яйца падает в море, а другая -- на землю или
 какой-нибудь зверь съедает одну из половинок. И тогда человек,
 родившийся из уцелевшей половинки яйца, остается без пары и всю
 жизнь ходит неженатым парубком или незамужней дивчиной77.
  У других народов Евразии также распространен сюжет о
 нырянии на дно моря (океана) с целью сотворения земли, что
 лишний раз доказывает близость и былое единство верований и
 культур. У марийцев в этой роли выступают легендарные Юма (Бог)
 и Керометь (Сатана), у мордовцев -- Чам-Пас (Бог) и Мастер-Пас
 (Шайтан), у алтайцев Бог принимает облик двух черных гусей, а
 на дно моря ныряет гагара. Хорошо известна обработанная для
 детей Виталием Бианки сибирская легенда о птице-чемге-Люле,
 которая трижды ныряет в глубины океана, чтобы добыть земли:
 всем она достала, а себя обделила. Сюжет обретения земли птицей
 нашел отображение в древнем народном искусстве -- как русского,
 так и сопредельных народов (рис. 126).
  Космогоническое сказание о появлении земли из моря, откуда
 ее достают животные, чрезвычайно популярно среди народов мира.
 Евразийскому варианту, где главным героем выступает птица,
 противостоит американо-индейский вариант (ирокезское предание),
 где звери и птицы оказались бессильными, а землю со дна моря
 добывает жаба-лягушка78. Всесилие лягушки наводит, кстати, на
 мысль о сходстве данного образа с известной русской сказкой о
 Царевне-лягушке. С другой стороны, в версии сказки, записанной
 на Севере (И.В.Карнауховой (No 65)), вместо Царевны-лягушки

<< Пред.           стр. 37 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу