<< Пред.           стр. 36 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу

 только после истощения угодий. Скотоводы и коневоды менее
 привязаны к постоянному месту жизни, хотя в конечном итоге
 предпочтение отдается стойловому животноводству. Лишь в эпохи
 великих переселений народов (а нас здесь интересуют арийские и
 доарийские времена) огромные массы людей и животных
 устремлялись в избранном направлении, на много десятилетий
 превращаясь в скитальцев и кочевников.
  Предложенная ниже классификация сугубо приблизительна и
 заведомо неполна. Не упомянут, к примеру, такой важнейший вид
 первобытной деятельности, как рыболовство, и связанная с ним
 целая система мифологических сюжетов и образов. Правда, в
 русской фольклорной и околофольклорной традиции они сохранились
 в сильно измененной форме, превратившись в волшебные
 образы-символы исполнителей любых пожеланий главного героя:
 чудесной щуки (сказка "По щучьему велению") или золотой рыбки
 (сюжет, наиболее известный в стихотворном переложении Пушкина,
 хотя существуют записи его финских вариантов). Между тем корни
 легенд о рыбе, исполняющей любые желания (первоначально --
 маленькой рыбки, но по ходу действия вырастающей в большую
 рыбу), уходят в самые глубины индоевропейской и
 доиндоевропейской культуры. По крайней мере уже в Яджурведе
 содержится рассказ о пойманной маленькой рыбке, которая
 обязалась исполнять все желания Прародителя людей -- Ману, а
 когда он выкормил ее и превратил в большую рыбу, она в знак
 благодарности спасла Первочеловека от потопа.
  В виде развернутой стихотворной и вставной повести о рыбе
 -- исполнительнице желаний -- та же история передается в
 Махабхарате (Книга третья. Лесная). Кстати, уже здесь
 встречается такое устойчивое словосочетание, как "водная
 царица", которая у Пушкина превратилась в пресловутую
 "владычицу морскую". Аналогичным образом обстоит дело и с
 другой исполнительницей желаний -- Царевной-лягушкой. В
 предысторических глубинах она смыкается с классической
 космогонической лягушкой, сотворившей мир (мифология коми),
 Солнце (алтайская мифология) или Луну (знаменитая трехлапая
 китайская жаба).
  В русской мифологии также сохранились предания, если же не
 полностью космогонические, то во всяком случае имеющие прямое
 отношение к земным катаклизмам и к происхождению рода людского.
 По повериям русских крестьян, "Лягушки -- это бывшие люди,
 затопленные всемирным потопом; у них, как и у людей, по пяти
 пальцах на руках и ногах -- четыре долгих и один коротенький;
 придет время, и они снова станут людьми, а мы, ныне живущие,
 обратимся в лягушек". Известна и христианизированная версия
 этой, несомненно, доарийской легенды. Еще сравнительно недавно
 костромские крестьяне рассказывали, что лягушки -- это "детки
 Адама и Евы", которые в раю "наделали много детей". Но когда
 Бог спросил их: "Сколько?" -- испугались сказать правду и
 показали ему лишь "малое количество", а об остальных умолчали.
 "Эти-то скрытые перед Богом дети и обратились в лягушек".
  Явным особняком стоят самые мудрые из всех мифологических
 персонажей -- змии и драконы. Однако всех их -- и рыб, и
 земноводных, и пресмыкающихся -- при желании можно совместить с
 архетипом яйца, так как икра рыб и амфибий -- это всего лишь
 разновидность яиц, а змеи, как и птицы, вообще являются
 яйцекладущими.
 
  Космическое яйцо -- один из наиболее архаичных
 космологических архетипов, повсеместно распространенный у
 индоевропейских, семитско-хамитских, финно-угорских,
 тунгусо-манчжурских, китайско-тибетских, полинезийских,
 африканских, индейских и других народов, что само по себе
 свидетельствует не только об их тесном взаимодействии, но и о
 былом родстве и общих мифологических воззрениях. Согласно
 мифопоэтической традиции многих народов из мирового
 (космического) яйца возникает вся зримая Вселенная, мир Богов и
 людей. В европейской традиции данная концепция в наиболее
 развитой форме представлена у орфиков -- последователей
 мифического Орфея.
  Космическое яйцо древних мифологий имеет вовсе не
 метафорический, а реальный вселенский смысл, что косвенно
 подтверждают древнеиндийские и индуистские астрономические
 трактаты, именуемые "сиддханта". В самом древнем из них,
 предположительно написанном 5 тысяч лет тому назад, говорится о
 яйце Брамы -- месте обитания Верховного Божества: оно
 представляет собой шар из звезд поперечником свыше 18
 квадриллионов (18х1015) йоджан64, то есть около 4 тысяч
 световых лет, что соответствует размерам некоторых галактик.
 Уместно предположить, что в русле общеарийской идеологии,
 носителями и хранителями которой были профессиональные жрецы
 (впоследствии это -- брахманы у индийцев, маги у иранцев,
 друиды у кельтов, волхвы у славян и т.д.), были распространены
 именно такие представления о Вселенной в виде Космического
 яйца, как это описывается в сохранившихся, к счастью, хотя и
 сильно "брахманизированных" письменных источниках. Ибо у всех
 других индоевропейских народов (включая и недошедшие части
 древнеиранской Авесты) систематизированные космологические
 знания были утрачены после уничтожения или вымирания языческих
 жрецов, не сумевших оставить преемников и обеспечить передачу
 древнейшего знания последующим поколениям.
  В ведийской космогонии мировое яйцо -- золотое. Это -- то
 самое золотое яичко, которое сносит Курочка Ряба в известной
 русской сказке (здесь весь мифологический антураж испарился,
 остался только закодированный образ-символ, передаваемый от
 поколения к поколению и усваиваемый ребенком чуть ли не одним
 из первых).
  Расшифровка закодированной архаичной символики сказки о
 золотом яичке дана еще в знаменитом эссе Максимилиана Волошина
 "Аполлон и мышь" (1911), которое в свое время пленило о. Павла
 Флоренского (он так и написал: "плененный... мышью -- Священник
 Павел Флоренский). Все дело в том, что и мышь и золотое яйцо --
 аполлонийские образы. Издревле известен культ Аполлона Сминфея
 (Мышиного) (см., напр., Иллиада, 1, 37 -- 42), впитавшего
 память о древнейших исторических событиях, истинный смысл
 которых был неясен уже во времена Гомера.
  Странное прозвище Аполлона предполагало победу над мышами.
 Победителем мыши, наступившим на нее стопой, изображен
 Солнцебог в известной скульптуре Скопаса. В память об этом
 совершенно непонятного с точки зрения современного обывателя
 события жрецы Аполлона держали при храмах белых мышей. На
 монетах троадской Александрии и о. Тендоса фигура мыши
 выбивалась перед фигурой сидящего или идущего Аполлона. А в
 храме, посвященном "Мышиному" Аполлону в Тимбре, совершались
 человеческие жертвоприношения65.
  Аполлон -- Бог Солнца, а золотое яйцо -- его символ.
 Знаменитая коллизия ныне детской русской сказки: "мышка бежала,
 хвостиком махнула -- яичко упало и разбилось" -- закодированная
 информация о борьбе Солнца с Мышью, в которой Аполлон
 первоначально терпит поражение, так как олицетворяемое им
 золотое яйцо оказалось разбитым. Волошин блестяще
 проанализировал на первый взгляд незамысловатый сюжет русской
 сказки с символистской точки зрения, выявив глубинный смысл
 борьбы жизни со смертью: "Нет сомнения, что золотое яичко,
 снесенное рябою курочкой, -- это чудо, это божественный дар.
 Оно прекрасно, но мертво и бесплодно. Новая жизнь из него
 возникнуть не может. Оно должно быть разбито хвостиком
 пробегающей мышки для того, чтобы превратиться в безвозвратное
 воспоминание, в творческую грусть, лежащую на дне
 аполлонийского искусства. Между тем простое яичко -- это вечное
 возвращение жизни, неиссякаемый источник возрождений,
 преходящий знак того яйца, из которого довременно возникает все
 сущее"66.
  Но Волошин и другие комментаторы прошли мимо другого --
 этносоциального -- смысла борьбы Аполлона с Мышью,
 заключающегося в древнейшем противоборстве между двумя
 первичными родоплеменными общностями на стадии расщепления и
 обособления языков и культур. В этом смысле Мышь -- тотем той
 доиндоевропейской этносоциальной структуры, которая
 противостояла родоплеменной структуре, связанной с Аполлоном,
 тотемом которого был Лебедь.
  Первоначально победил этнос, чьим тотемом была Мышь.
 Возможно и даже скорее всего, эта победа выражалась не в
 физическом истреблении людей или целого народа, а в вытеснении
 аполлонийской родоплеменной общности с ранее занимаемых
 северных территорий, что в конечном счете привело к продвижению
 и переселению прапредков эллинов на Балканы. В итоге же Аполлон
 и аполлонийцы могли считать себя победителями, ибо
 восторжествовала Жизнь, сохранилась Культура и возникла новая
 Религия. Потому-то Аполлон Сминфей представлялся эллинам
 Победителем Мыши и изображался наступившим на нее пятой.
  Заставляет задуматься и установленный учеными еще в
 прошлом веке факт, что мышь выступала в качестве тотема у
 семитских племен67. Не свидетельствует ли это, что борьба
 Аполлона с Мышью (а быть может, тотемов Белой и Серой Мышей)
 отражает эпоху первоначального разделения индоевропейцев и
 семитов и вычленения их из некогда единой этнической общности?
 Что касается русского народа, то отголоски тотемических
 верований, связанных с мышью, сохранились и по сей день в
 некоторых обычаях и фольклорных сюжетах. Так, элементы
 принесения в жертву прослеживаются в поговорке, сопрягаемой с
 зубной болью или удалением молочного зуба: "Мышка-мышка, возьми
 зуб!" Оберегательные функции, присущие всякому тотему,
 явственно проступают в популярном сюжете русской сказки, где
 мышка помогает падчерице спастись от медведя: бегает от него с
 колокольчиком при игре в жмурки, где ставкой является жизнь
 ("Поймаю -- съем!").
  Еще один отголосок древнейших космологических
 представлений, закодированных в русских сказках, -- яйцо, в
 котором сокрыта Кощеева смерть, а точнее -- тайна бессмертия.
 Еще один популярный сюжет русского фольклора -- золотое,
 серебряное и медное царства, каждое из которых возникает из
 яйца (и может опять в него свернуться).
  Представление о Вселенной, как Космическом яйце, не было
 случайным. С точки зрения обыденного восприятия звездное небо
 окружает Землю, как скорлупа окружает содержимое яйца.
 Остальное также нетрудно домыслить: яйцо возникает не само по
 себе, а сносится несушкой, значит, и у Космического яйца должен
 быть свой Творец; яйцо существует не ради самого себя, а для
 произведения потомства, -- значит, и Космическое яйцо --
 порождающее средоточие жизни и всего многообразия мира.
  В древних культурах яйцо олицетворяло также Солнце как
 источник весеннего возрождения и творческих сил природы. В
 русских сказках, по мнению некоторых исследователей фольклора,
 Солнце принимает зооморфный образ Жар-птицы, которую похищают
 силы Тьмы или Зимы в образе колдуна или царя-чародея; однако
 Жар-птица успевает снести золотое яйцо -- источник последующей
 жизни, света и тепла.
  Потому-то среди многих народов распространены сказки о
 яйце как источнике жизни и Вселенной. Из глубокой древности
 идет обычай одаривать друг друга яйцами и величать их в
 священных песнопениях. Древнеримский обычай красить яйца
 Плутарх объясняет тем, что яйцо изображает творца Мира, в себе
 его заключающего. У персов также был известен обычай
 приветствовать друг друга подарком в виде яиц, окрашенных в
 разные цвета. Яйца клали в храмах, закапывали в тех местах, где
 предполагалось строительство (существует предание, что Неаполь
 построен на яйце).
  В иконографии Древнего Египта нередко встречается
 изображение яйца как атрибута Бога. Так, Солнцебог -- Пта
 изображался с яйцом, символизировавшим Солнце: считалось, что
 Пта катает свое яйцо-Солнце по небу (любопытно совпадение имени
 древнеегипетского Божества Пта(х) и русского слова "птаха", что
 отнюдь не может считаться случайным совпадением -- их роднит не
 только общее звучание, но и общая атрибутика, какой является
 яйцо).
  В мифологии полинезийцев видимый мир олицетворяет курица,
 в которой скрывался создатель мира Бог Тангароа, впоследствии
 вышедший из яйца. Обломки этого яйца образовали полинезийские
 острова. Отголоски подобных космологических воззрений есть и в
 славянском фольклоре: по одному из вариантов украинской сказки,
 человек в войне птиц и зверей помог первым и в награду получил
 яйцо, в котором заключался целый Мир (царство).
  Архаичная символика яйца в виде скорлупной полусферы
 явственно обнаруживается в формах некоторых традиционных жилищ
 -- многообразных юртах, эскимосских снежных хижинах
 иглу, легких тропических куполовидных постройках
 (например, у зулусов в Африке или у колумбийских индейцев в
 Южной Америке). К тому же в преданиях этих народов
 происхождение, конструкция, ориентация по частям света и
 внутренний интерьер таких жилищ однозначно связывается с
 космическими представлениями. Впоследствии космоархитектурная
 символика была перенесена на купола церквей, мечетей, гробниц,
 некоторых буддийских ступ и т.п.
  Индоевропейская традиция (включая славянскую и русскую),
 выводящая миротворение из золотого космического яйца, восходит
 к арийским и доарийским временам. В Законах Ману -- одном из
 самых известных древнеиндийских литературных источников --
 космогенез начинается с истечения мужского семени в первичный
 океан. В результате появляется золотое яйцо -- местопребывание
 творца-прародителя Брахмы. Он-то и разделяет яйцо надвое:
 верхняя половина -- небо, нижняя -- земля, а между ними --
 воздух. Божественное прозвище Брахмы было -- Лебедь-Калаханса
 (поэтому и космическое яйцо считалось лебединым). В санскрите
 kala-ha.nsa обозначает и лебедя и гуся. Из последней
 части санскритского слова путем сложных трансформаций возникло
 и русское "гусь" (ср.: немецк. Gans -- "гусь"). Отсюда
 же и устойчивое словосочетание русского фольклора
 "гуси-лебеди". Интересно, что и название первичного
 космогенного океана сохранилось в современном языке в разных
 обличиях. В Законах Ману он именовался Нара (n-ar-a) --
 "воды". К данной лингвистической основе восходят русские слова:
 нырять, нора, понурый, нерпа (норпа), нарвал, а также множество
 разноязычных названий, связанных с водными источниками: реки в
 Индостане (притоки Инда); Нара (приток Оки) в Подмосковье,
 Нарва (Норова) -- река и город, Нарым (приток Иртыша), Нарын
 (приток Сыр-Дарьи), озеро Неро, город Норильск (от "нор" --
 "омут", "яма с водой") (ср.: также монг. "нар" -- "озеро"; коми
 "нюр" -- "болото").
  Безусловно, неоспоримое свидетельство древнейшего
 почитания у славян яйца как символа жизнепреемственности и
 космического возрождения -- это обычай крашения и расписывания
 яиц. Обычай, в настоящее время увязанный с христианской Пасхой,
 в действительности уходит в самые дальние глубины этнической
 истории славян и индоевропейцев. Археологи находят писанки
 (расписные яйца) в древних курганах; в форме народного
 декоративного искусства они широко распространены у восточных
 славян, особенно у украинцев.
  Писанки донесли до наших времен свидетельство о древнейших
 космологических и космогонических представлениях. На яйцах
 воспроизводились солнечные и звездные знаки, а также более
 обобщенные символы, например трезубец (при направленности
 острия вверх он означал мужчину, человека и месяц; при
 положении острием вниз означал небо и облако), а также свастика
 (символ творческого активного начала жизни и огня). Звезды
 изображались восьмиконечными (что соответствовало небесным
 светилам) и пятиконечными (что соответствовало древнеарийскому
 символу Вселенной). Треугольник острием вверх испокон веков
 означал Шиву, а треугольник в обратном виде -- острием вниз --
 Вишну; вместе они и составляли пятиконечную звезду,
 символизировавшую космическое единение68.
  Закодированная формула "мир-яйцо" была настолько стойкой и
 неискоренимой, что пересилила христианскую догматику и проникла
 в церковную литературу -- сначала в Византии, а затем и на
 Руси. В одной старинной рукописи читаем: "О яйце свидетельство
 Иоанна Домаскина: небо и земля по всему подобны яйцу --
 скорлупа аки небо, плева аки облаца, белок аки вода, желток аки
 земля69.
  Почему же священное и магическое значение приписывалось
 именно птичьим яйцам (хотя в природе известны яйца насекомых и
 рептилий, а млекопитающие, включая человека, наделены женскими
 яйцеклетками и мужскими семенниками)? При этом птичьи яйца
 почитались не всякие, а только тех птиц, с которыми человека
 связывали бытовые или магические отношения. Из верований разных
 народов известно отождествление птиц с душами людей. Многие
 птицы почитались как священные. Но в космогоническом плане
 творцами Вселенной (или уже земного мира) выступают, как
 правило, утки или гуси (лебеди).
  Наиболее распространенным сюжетом является сотворение мира
 уткой, плавающей по безбрежному мировому океану. В одних
 вариантах (русский, мордовский, марийский, волжско-булгарский)
 утка (гоголь) достает кусочек земли со дна первичного океана и
 творит земной мир. Изображения этого акта встречаются на
 многочисленных древних украшениях и орнаментах -- вплоть до
 трансформированного образа в узоре на белокаменном Георгиевском
 соборе в Юрьеве-Польском (1236 г.). По другому варианту,
 дошедшему через карело-финский эпос "Калевала", космическая
 утка сносит шесть золотых яиц, роняет их в океан-море, а затем:
 
  Из яйца, из нижней части,
  Вышла мать-земля сырая;

<< Пред.           стр. 36 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу