<< Пред.           стр. 35 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу

 космические символы и внутри его головы, образованной небесными
 сводами. По-видимому, существовал некоторый единый шаблон для
 изображения Вселенского Праотца или Праматери (у китайцев это
 -- супружеская пара первопредков -- Фу-си и Нюй-ва).
 Классический Вселенский первочеловек индоариев -- Пуруша --
 также представлялся и мужчиной и женщиной (рис. 122). Известны
 и протославянские изображения Пуруши (рис. 123). Сказанное
 удивительно подтверждается, если сравнить первобытные
 наскальные рисунки Казахстана с космическими мотивами русских
 вышивок, где также изображено Вселенское существо (мужского или
 женского рода) в обрамлении небесных светил (рис. 124). При
 этом звезды выглядят вполне натурально, а часть из них, как и
 на центральноазиатских петроглифах, образуют лицо
 Первочеловека. Ромбовидная звездоликость, тождественная
 ромбовидному орнаменту, распространенному во многих культурах,
 свидетельствует о небесно-космической сущности ромбической
 символики, вопреки мнению некоторых маститых исследователей,
 усматривающих в ней засеянное поле или засаженный огород.
  Безусловно, в общем и целом космическое мировоззрение
 русского народа в его исконно-древнем выражении неотделимо от
 тех общеарийских и доарийских представлений, которые образовали
 дух мировых цивилизаций. Отзвуки былых космических воззрений
 русского человека сохранились и в мистических стихах сектантов
 старообрядцев. Достаточно вчитаться в некоторые из
 сохранившихся в церковных архивах песнопения, дабы убедиться,
 что в их основе лежит не какая-то умозрительная христианская
 символика, а что ни на есть живое и полнокровное древнее
 миропредставление, сродни индоарийским огнепоклонникам. Вот
 образец такого духовного стиха из дореволюционного архива
 Соловецкого монастыря:
 
  У нас было на сырой земле,
  Претворилися такие чудеса,
  Растворилися седьмые небеса,
  Сокатилися златые колеса,
  Золотые, еще огненные.
  Уж на той колеснице огненной
  Над пророками пророк сударь гремит,
  Наш батюшка покатывает.
  Утверждает он святой Божий закон.
  Под ним белый храбрый конь.
  Хорошо его конь убран,
  Золотыми подковами подкован,
  Уж и этот конь не прост,
  У добра коня жемчужный хвост,
  А гривушка позолоченная,
  Крупным жемчугом унизанная;
  Во очах его камень-маргарит,
  Изо уст его огонь-пламень горит...58
 
  Во всех этих огненно-золотых и конно-колесничных образах
 закодировано знание, восходящее еще ко временам индоевропейской
 этнической общности евразийских народов. Знания эти хранились в
 народной памяти, передавались от поколения к поколению и
 впоследствии были переосмыслены в тайной мистической поэзии
 русских сектантов.
  Никакого религиозного содержания -- ни старого, ни нового,
 ни ортодоксального, ни еретического -- нет также в зачине
 хлыстовского песнопения, пронизанного народным космизмом и
 скорее всего целиком заимствованного из фольклора.
 
  Красно солнышко восходит на сырую землю
  И тьму ночи рассевая, а день предвещая
  Лучами своими озаряет, все оживотворяет,
  Всем живущим возвещает, светом освещает,
  Теплотою согревает, на твердь поспешает,
  На небесном своде будет, всех земных разбудит.59
 
  Стойкий интерес к небесно-космической проблематике
 постоянно держался у русских людей на протяжении тысячелетий.
 Во все времена тянулся русский народ к космическому знанию,
 черпая его из любых источников, в том числе -- и
 заимствованных. В данной связи весьма показателен и поучителен
 один эпизод из русской истории, мало освещенный по тем или иным
 причинам в современной литературе. Он касается того всплеска
 интереса к переводной астрономической и астрологической
 литературе, случившийся в XV веке и неотделимый от тех
 центростремительных тенденций, которые характеризовали
 общественную и духовную жизнь России при создании единого
 государства во главе с Москвой. Раньше основным каналом
 проникновения ученой книжности на Русь была Византия, но после
 взятия Константинополя турками в 1453 году и падения
 Византийской империи в традиционных центрах русской книжности и
 культуры стали появляться и переводиться многие из популярных
 на Западе и Востоке сочинений не только научной, но и
 околонаучной тематики -- астрологических, предсказательных,
 гадательных и прочих книг.
  Не в последнюю очередь данный интерес был стимулирован и
 тем серьезным идеологическим потрясением, которое пережила
 православная Русь в конце XV века, когда в Новгороде, а затем и
 в Москве, подобно заразе, распространилась так называемая ересь
 "жидовствующих", охватившая самые различные слои
 русского люда. Борьба с ересью потребовала мобилизации всех
 духовных сил лучших представителей православной церкви, что
 было особенно трудно, так как поначалу на закордонную пустышку
 клюнул и отнесся к ней не без благосклонности сам Великий князь
 Московский Иван III. По счастию, Государь всея Руси был быстро
 образумлен и направлен на путь истинный главным
 ниспровергателем ереси "жидовствующих" Иосифом Волоцким
 (1439/40 -- 1515).
  А начиналось все просто и невинно. Находясь под
 непрекращающимся давлением Москвы и изнемогая от внутренних
 противоречий, одна из антимосковских группировок,
 ориентировавшихся на Литву, пригласила в 1470 г. в Новгород
 литовского князя Михаила Олельковича. В его свите прибыл и
 ученый-астролог, иудей-караим, уроженец Кафы (ныне Феодосия) по
 имени Схария (Захарий Скара). Князь Михаил вскоре возвратился
 домой, а Схария не только остался, но и пригласил из Литвы еще
 двух ученых евреев. Вместе они-то и развернули в Новгороде
 тайную еретическую пропаганду -- сначала среди православного
 духовенства, а затем и среди мирян, загипнотизировав всех
 своими пророчествами и посулами.
  Отчего же вдруг возник такой повальный психоз и
 православные люди враз клюнули на иудаистическую казуистику?
 Причин тут много, но воздействовали они комплексно. Первая
 причина -- политическая: боязнь московской экспансии и
 неприятие всего московского (отсюда -- постоянные заигрывания с
 неправославными соседями, в том числе с Речью Посполитою,
 Ливонией и Швецией). Вторая причина -- гуманистическая: русские
 всегда тянулись к новому знанию, а ученые иудеи привезли в
 Новгород последние достижения европейской науки и множество
 доселе неизвестных на Руси книг по астрономии, астрологии,
 логике, гадательной практике и т.п. Наконец, третья причина,
 обусловившая массовый интерес к пропаганде Схарии и его
 приверженцев, -- эсхатологическая, связанная с ожиданием в
 скором времени Конца света и Страшного суда.
  По христианскому летосчислению в 1492 году наступала 7-я
 тысяча лет от библейского сотворения мира (5508 лет до
 рождества Христова + 1492 года после Рождества Христова = 7000
 лет). Мистическая, идущая от язычества вера в тайный смысл
 цифры 7 привела христианский мир к выводу: близится день
 Страшного суда, мир движется к своему концу. В православных
 пасхалиях исчисление празднования Пасхи -- Воскресения Христова
 доводилось только до 1491 года, а применительно к роковому 1492
 году делались приписки: "горе, горе достигшим до конца веков"
 или "зде страх, зде скорбь, аки в распятии Христове сей круг
 бысть, сие лето и на конце явися, в нем же чаем и всемирное
 твое пришествие".
  Светопреставления ждали со страхом и трепетом, оно
 казалось неотвратимым, была даже объявлена точная дата -- в
 ночь на 25 марта 1492 года. И вот в этой обстановке полной
 обреченности и безнадежности вдруг появляются три ученых еврея,
 которые, опираясь на Тору и Талмуд, заявляют: по
 иудаистическому летосчислению от сотворения мира и до Рождества
 Иисуса из Назарета, объявленного впоследствии Христом, прошло
 вовсе не 5508 лет, а всего лишь 3761 год. Следовательно, до
 конца мира еще очень и очень далеко, и как тут не посмеяться
 над "пужанием" православных священников и монахов и не
 усомниться в истинности христианских догматов.
  И православные новгородцы, а вслед за ними и москвичи,
 досель слыхом не слыхавшие ни о какой талмудической или
 каббалистической премудрости, с ходу отказывались от символа
 веры и догмата Святой Троицы (по иудаистическим канонам
 признается только Бог-отец -- Яхве; Христос же был простым
 смертным, поделом распятым, истлевшим и никогда не
 воскресавшим; ну а Святой Дух -- всего лишь "сотрясение
 воздуха", то есть дыхание). Это только один из шестнадцати
 еретических тезисов, отстаиваемых "жидовствующими", которые
 были подвергнуты беспощадной богословской критике Иосифом
 Волоцким в его известнейшем и обширнейшем сочинении, получившем
 название "Просветитель".
  Некоторые из "жидовствующих" дошли до того, что начали
 настоятельно требовать совершить над ними обряд обрезания,
 чему, однако, воспрепятствовали их еврейские наставники,
 опасаясь возможных репрессий. Последние не заставили себя
 ждать. Ересь была изобличена, осуждена высшим церковным судом и
 люто подавлена: еретиков хватали, зверски пытали и в
 большинстве своем сжигали на костре. Судьба самого Схарии
 неизвестна: по одним сведениям он был сожжен с группой
 новгородцев, по другим -- ученому смутьяну удалось бежать в
 Крым60.
  Ересь искоренили, но книги, завезенные схарианцами в
 Россию, с тех пор получили здесь постоянную прописку,
 содействуя расширению кругозора русских людей61. И в первую
 очередь это относится к литературе космитско-астрологического
 содержания. К собственно литературе "жидовствующих" относятся
 переводные трактаты: "Космография", "Логика", "Тайная
 тайных", "Лунник" и знаменитый "Шестокрыл". Но сюда же
 примыкают и другие переводные книги того же жанра, внесенные в
 православный индекс запрещенной литературы, именуемый "Список
 книг истинных и ложных": "Мартолой" (иначе: "Астролог",
 "Астрономия"), "Звездочтец 12 звезд", "Альманах", "Аристотелевы
 врата", "Луцидариус", "Лопаточник", "Рафли" (здесь же
 фигурируют: "Громник", "Молниянник", "Колядник", "Месяц
 окружится", "Сонник", "Зелейник", "Чаровник и др.).
  В средневековой Руси имело хождение несколько переводов
 книг с одним и тем же традиционным названием "Космография",
 среди них -- по меньшей мере 4 авторской принадлежности,
 связанные с именами западноевропейских ученых докоперниковского
 периода -- Бельского, Ботера, Ортелиуса и Меркатора.
 "Космография", которую пропагандировали "жидовствующие",
 несколько отличается от других книг с тем же наименованием: она
 более "космична", в то время как ее одноименницы более
 "географичны". Тем не менее все они опираются на одну и ту же
 теоретическую базу -- Птоломееву систему мира.
  "Космография" "жидовствующих" состоит из 4-х глав и
 описывает 9 небесных кругов. "Книга сия делится на 4 главизны:
 1. что есть круг, что есть тычка (точка) круговая, что есть
 снур, что есть пятка, а колко кругов небесных, а каков образ
 земский; 2. о крузех судна сего, его же съокружаем на подобие
 небесное; 3. о восходе и зъходе о зодейском и о розни дневной и
 нощной и о иклемех земских; 4. о качестве и (?) образа
 небесного, и о бегу седми планит, и о приводе солнечном и
 лунной гибели ["гибель" -- "затмение". -- В.Д.]. "Кругов
 же небесных 9: тот, што нет у нем звезд, ...а седм планит,
 каждаа у своем небе. 1. планита Крон (Сатурн); под тою же Зевес
 (Юпитер); а под тою Аррис (Марс); под тою Солнце; а под тою
 Авъфродис (Венера); а под тою Ермис (Меркурий); а под тою Луна;
 она меньше усех... Земля бо у самой середине неба, а не выходит
 николиже из местьца своего. Верху же ея вода, а покрыла ей мало
 не две доли; а из верху ея ветр; и он же имает трое
 прирождение. Перво же сее, што от земли, волгко и тепло. Облаки
 же усходят от земли коль высоко, как морская глубина. Огнь же
 коль [или: коло? -- В.Д.] ветру, волны до самого неба.
 Усие же небеса один ув одном, как цибуля" 62. Такова была
 теоретическая основа докоперниковских Космографий, имевших
 достаточное распространение среди русских книгочеев.
  Нельзя не согласиться с Д.О.Святским, что если
 "Космография" была как бы теорией "звездозрительной
 прелести" (или "бесобоязни"), как именовали астрономию
 противники "жидовствующих" и других еретиков, -- то
 практикумом по тем же вопросам служил легендарный и
 таинственный "Шестокрыл". Собственно, загадочного в этом
 небольшом трактате, представляющем шесть лунных таблиц (отсюда
 и название -- Шестокрыл), не так уж и много. Таблицы эти, или
 "крылья", имеющие, вне всякого сомнения, древнейшее
 происхождение, были сведены воедино в XIV веке итальянским
 евреем Иммануэлем бен Якобом. С древнееврейского же трактат
 спустя век был переведен на русский (в русском переводе
 сохранилась еврейская терминология, в частности -- в названиях
 двух знаков Зодиака).
  Таблицы "Шестокрыла" чем-то напоминают кроссворд (рис.
 124-а) и позволяют путем элементарных математических приемов, а
 также вождением пальца по горизонтали и вертикали точно
 вычислять фазы Луны и предстоящие лунные затмения. В тексте так
 и сказано:
  "заведи палцами от ширины страници и от должины
 страници, штоб ся на одной строце споткали". Как действовать
 дальше -- видно хотя бы на примере 1-го "крыла". "Крило первое.
 Аще хощеши ведати поновлениа [новолуния] ровное [точное] или
 противление [= противостояние, то есть полнолуние] ровное,
 которому месяцю коли схочешь, поиди собе к левому крилу
 <...> а всякий круг <...> держит 19 год, а тый 19
 год словеть круг лунный <...> Возьми тую строку всю, а
 еще возьми числа против лета (года), <...> а еще возьми
 собе числа против того месяца, што ты ищешь ему поновлениа или
 противлениа, простым против простых, прибыточным против
 прибыточных да пиши собе дробли против дробли [минуты дуги],
 ступли против ступли [градусы], зодии против зодии, да протягни
 под тыми чертку, да избери их [подведи черту и сложи]
 <...> После яко заберешь всех числ и подпишешь под
 чертою, выйдет тебе окомигненья поновление или противление
 ровное" ["окомигнение" -- "во мгновение ока". -- В.Д.].63
  Вся ересь "Шестокрыла" заключалась в том, что расчеты в
 нем даны в соответствии с иудейским летоисчислением, а не
 византийским, принятым на Руси: разница в 1748 лет и позволяла
 отодвинуть светопреставление аж в 4-е тысячелетие от Рождества
 Христова. Значение же "Шестокрыла" в духовной жизни русского
 народа не ограничивалось приобщением его к достижениям научной
 мысли Запада и Востока на уровне XV века. Корни "Шестокрыла"
 уходят в самые глубины человеческой культуры и истории. Лунное
 "звездопрельщение" напрямую замыкается на тысячелетние
 герметические традиции, а наименование Шестокрыл -- случайно
 или нет -- сливается с образом шестикрылого Лунного Бога
 Гермеса-Тота (два крыла на знаменитом "колпаке" и по два на
 каждой сандалии). 19-летний лунный цикл, зафиксированный и
 рассматриваемый в "Шестокрыле", заставляет вспомнить о
 священном числе Аполлона: именно через каждые 19 лет
 индоарийский и славяно-эллинский Солнцебог возвращался в
 Гиперборею. Мистическая символика "Шестокрыла" совпала и с
 иудаистическо-христианскими представлениями о шестикрылых
 серафимах. Мистическо-предсказательная насыщенность древнего
 космистского учения привела к тому, что память о "Шестокрыле" и
 знания о нем надолго сохранились в устных преданиях русских
 старообрядцев: именно так узнал о таинственной книге еще в
 детстве Николай Клюев.
  Русская и славянская мифология, более-менее сохранившаяся
 в устном народном творчестве, которое начало записываться и
 научно анализироваться сравнительно недавно, обнаруживает
 несколько слоев и архетипов (в представлении современного
 читателя совершенно перемешанных), что соответствует не просто
 разноудаленности во времени, но прежде всего разным
 формационным и цивилизационным реалиям. Можно выделить шесть
 таких мифологических архетипов, причем по мере языковой и
 этнической эволюции каждый предшествующий уровень не
 отбрасывался, а сохранялся, вписываясь в новую систему
 миропонимания.
  1. Эпоха Космического яйца
  2. Эпоха Космического колеса (Солнца)
  3. Эпоха Космического древа
  4. Эпоха Космической коровы (быка)
  5. Эпоха Космического коня
  6. Эпоха Космизированной земли (Матери Сырой Земли).
  Формационно-экономически перечисленным эпохам
 соответствуют разные хозяйственные уклады: охота и
 собирательство; пастушество и скотоводство; коневодство;
 земледелие. Почти все эти уклады связаны с оседлым или
 переселенческим образом жизни; в свою очередь миграция может
 быть ограниченной или непрерывной, пешей или колесной. Охотники
 и земледельцы ведут сравнительно оседлый образ жизни, мигрируя

<< Пред.           стр. 35 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу