<< Пред.           стр. 43 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу

 культов сошла на "нет", в ряде случаев произошло слияние одних
 и тех же функций, в частности -- Гермеса и Диониса. Так, на
 острове Делос сохранились остатки храмового комплекса в честь
 Диониса-Итифаллического. Изваяние -- чисто символическое -- в
 виде гигантского фаллоса, водруженного на отесанный постамент,
 на котором сохранился еще и рельеф в виде птицы с фаллоподобной
 головой108. Скульптура сильно повреждена: все относящееся к
 фаллическому культу было безжалостно уничтожено как
 несовместимое с идеологиями новых религий -- христианства и
 ислама -- по мере их победоносного распространения в
 Средиземноморье, Западной, Восточной и Северной Европе, на
 Ближнем Востоке и во всем мире.
  Характернейшая отличительная черта дионисийского культа --
 необузданные оргии с бесконтрольно-сексуальным финалом (на Руси
 это именовалось "свальный грех"). Кроме того, в античной
 Греции, Риме и подвластных им странах дионисии и вакханалии
 сопровождались неумеренным винопитием. Сверх того, особенно
 там, где виноград не произрастает, опьянение достигалось
 наркотическим путем. К наркотикам примешивался и плющ, который
 был возведен в ранг обожествленного растения. Он же выступал
 одним из основных эпитетов и даже синонимов Диониса: сказать
 Дионис и Плющ считалось одним и тем же.
  Однако воздействие снадобья, приготовленного с примесью
 плюща, было во много раз сильнее и опаснее, чем вина. Человек
 попросту безумел, терял рассудок и контроль за своими
 поступками, превращался в кровожадного убийцу. Шествия и
 радения одурманенных наркотиком толп сопровождались дикими
 конвульсиями и бессвязными выкриками, преследованием и
 растерзанием всего живого.
  Особенно неистовствовали женщины, прозванные менадами
 (буквальный перевод -- "безумствующие"). Наркотическое снадобье
 они вводили прямо во влагалище и превращались в сексуально
 необузданных фурий. Полуобнаженные, едва прикрытые звериными
 шкурами, увитые плющом и обвешанные задушенными змеями, со
 спутанными волосами и искусственными фаллосами в руках, которые
 впоследствии трансформировались в ритуальные свечи, -- менады с
 дикими воплями носились по лесам и горам, преследуя мужчин, и,
 насладившись с ними, разрывали их на части, пили кровь своих
 жертв, а также других растерзанных живьем животных. Тем самым
 они как бы приобщались к телу и крови самого [Пра]Диониса,
 который, по наиболее распространенной версии, был растерзан
 титанами, а куски его тела оказались разбросанными по всей
 земле, и лишь Зевсу удалось оживить собранные части. Кстати,
 активное вмешательство титанов в земную жизнь Диониса -- лишнее
 подтверждение глубокой древности и архаичности последнего.
  Античные источники отмечают многоликость Бога Диониса. По
 позднейшей эллинистической традиции он отождествлялся с многими
 другими Богами109. Но первоначально выступал мифологическим
 эквивалентом Солнцебога Аполлона. Как уже говорилось, по
 представлениям древних, существовало минимум две ипостаси
 Солнца -- дневная и ночная. Когда Солнце садилось за горизонт,
 считалось, что оно уходит под землю и превращается там в особое
 ночное светило. Дионис как раз и олицетворял такое ночное
 солнце -- в отличие от Аполлона, олицетворявшего дневное.
  Зимой Солнце "прячется под землей" дольше, чем летом.
 Потому-то именно зимой (декабрь -- январь) отмечались (малые)
 дионисии и вакханалии, от которых берут начало европейские
 новогодние карнавалы с их обязательным наряжанием деревьев. В
 ареале расселения славян прадионисийские и дионисийские
 новогодние празднества соединились с чествованием Коляды --
 Космического колеса Колы с уже описанными выше ряжеными и
 колядованием. По аналогии с дневным и ночным Солнцем Коло
 (Коляда) может быть расценено как зимнее Солнце, в таком случае
 Ярилу можно считать весенним Солнцем, а Купалу -- летним.
  Любопытно, что на Русском Севере зимние святки и связанное
 с ними колядование именуются Виноградьем, которое входит
 в припев колядок. И это там-то, где никакого винограда и в
 помине нет! Но, может быть, он раньше здесь произрастал? Когда
 климат был совсем иной? А нерасчлененная гиперборейская
 культура сформировала культ [Пра]Диониса!
  Культ растительности, деревьев и "священных рощ"
 сохранялся в России вплоть до ХХ века, повсеместно -- на
 Севере, частично -- в других областях, например, в Тверском
 крае. Этнографами задокументировано: "священные рощи" и
 отдельные почитаемые деревья "не шевелили", то есть их
 запрещалось рубить. Другими словами, на них как память о
 древних тотемах распространялось "табу". Считалось, что
 нарушение запрета чревато многими несчастиями.
  В конце прошлого века близ Череповца Вологодской губернии
 был отмечен следующий случай. Крестьянин, который вопреки
 запрету начал пережигать уголь в священной роще, внезапно
 ослеп, что немедленно посчитали местью деревьев человеку110.
  Неискоренимое двоеверие русских людей выражалось также и в
 том, что, как правило, в "священных рощах" ставился крест, а то
 и часовня, где непременно развешивались полотенца с магическим
 орнаментом. Сюда же приносили дары: шерсть, масло, лоскутки
 ткани. И здесь же резали кур -- явный рудимент языческих
 верований и отголосок древних жертвоприношений. Впрочем, обычай
 этот сохранялся на протяжении всего христианского периода
 истории России. Еще в XIII веке анонимный автор жаловался, что
 "даже попове и книжницы" веруют в Перуна и Хорса, "подкладывают
 им требы [жертвы. -- В.Д.] и куры им режут"111.
  Первобытно-языческая вера в природно-жизненную силу
 растительности как высшее Божественное Начало по сей день
 сохранилась в традиционном марийском культе деревьев и
 празднествах, отмечаемых в священных рощах. Так, во время
 праздника поля по окончании посевной в дубовую рощу близ
 Йошкар-Олы верующие приносят жертвенные блины, творог, мед,
 крашеные яйца и т.п., устраивают коллективную трапезу и
 моления, обращенные к Солнцу. Сходные обычаи существуют и у
 других коренных народов России.
  В древности же они были распространены повсеместно.
 Древние германцы верили, что в каждом дереве, кусте, цветке
 живет особый дух растительности -- покровитель всего живого.
 Ритуалы и жертвоприношения, связанные с растительным миром,
 призваны были содействовать увеличению урожая, повышению
 производительности и плодоношения. М.Элиаде так суммировал
 некоторые общие моменты, выработанные индоевропейскими и
 неиндоевропейскими народами на протяжении многих тысячелетий:
 вера в дух деревьев выражалась в: 1) мифологической тенденции
 сравнивать Космос и человека с Мировым древом, 2) традиции
 связывать судьбу человека с жизнью дерева, 3) населении
 деревьев добрыми и злыми духами, 4) обычае наказывать
 преступников возле дерева.
  В процессе дальнейшей эволюции религиозных верований
 наблюдение за растительностью, "засыпающей" зимой и
 пробуждающейся весной, привело к возникновению представлений об
 умирающем и воскресающем Боге. Непрерывность и повторяемость
 жизненного процесса, неотвратимость жизни и смерти и
 преодоление смерти через жизнь -- все это обобщено и в
 символе-коде Древа жизни. Обретя его и впитав -- сознательно
 или бессознательно -- его содержание, человек сам как бы
 растворялся в данном символе, а вернее -- самом вселенском
 течении жизни, которое отображено в образе Мирового древа.
 
  Культ коровы и сопряженный с ним культ быка характеризует
 ту стадию в развитии человеческих цивилизаций, когда она
 перешла к высокопродуктивному (мясо и молоко) животноводству,
 связанному в конечном счете с оседлым образом жизни. Культ
 быка, возможно, предшествует культу коровы и относится к
 переходному периоду от промысловой стадии охоты на дикого быка
 (тура и зубра -- в Евразии, бизона -- в Северной Америке) к
 одомашниванию (при этом приручен был только строго определенный
 вид -- зубр и бизон так и остались дикими животными). Кроме
 того, Эпоха быка (коровы) непосредственно сопрягается с Эпохой
 колеса, так как одомашненный бык был основной тягловой силой в
 растянувшейся на века и тысячелетия миграции индоарийских,
 семито-хамитских и других народов. А впоследствии он стал
 (наряду с конем) одной из главных тягловых сил при пахоте (что
 относится уже к более поздней стадии развитого земледелия).
  В эпоху первобытного переселения протоэтносов колесо как
 средство передвижения соперничало с полозьями. В условиях
 северных и средних широт Евразии это соперничество сменилось
 устойчивым балансом: летом использовался воз (телега) с
 колесами, зимой -- сани с полозьями. (В раннюю историческую
 эпоху сани использовались и зимой, и летом, а приоритет саней
 перед колесными средствами передвижения зафиксирован в
 некоторых древних похоронных обрядах.) Что касается
 индоевропейской миграции, то своими успехами она обязана
 главным образом колесу. Мобильные орды индоариев, погруженные
 со всем скарбом на возы с впряженными быками, представляли
 несокрушимую силу для слабо защищенных аборигенов. Возы
 выстраивались в линию, быки опаивались возбуждающим напитком
 (предположительно из мухоморов), и эта лавина, сметая все на
 своем пути, устремлялась вперед. По крайней мере так арии
 завоевывали Индостан, сокрушив предшествующую оседлую
 цивилизацию.
  Случалось в критические минуты, что к бычьим хвостам
 привязывали паклю, поджигали и выпускали обезумевших и
 разъяренных животных на врага. Эта древнеарийская тактика,
 основанная на использовании быков в наступлении и обороне
 (когда защитная линия по окружности составлялась из возов),
 практиковалась очень долгое время: ее использовали табориты во
 время Гуситских войн, запорожские и другие казаки.
  Культ быка и его атрибута в виде черепов, масок и
 изображений уходит в самую глубину веков. Глиняная модель
 храма, украшенная бычьими рогами, найдена при раскопках
 поселения Трипольской культуры на реке Рось (IV тысячелетие до
 н.э.). В Туве на скалах Вижиктич-Хая близ поселка Кызыл-Мажалык
 обнаружены петроглифы Солнечных быков, все тело которых
 испещрено солярными знаками112. Среди многих солярных
 петроглифов, обнаруженных в урочище Тамгалы близ Алма-Аты, есть
 изображение Солнцебога, стоящего на быке113 (рис. 147).
 Аналогичная атрибутика известна и в других культурах (рис.
 148).
  Обожествление быка и коровы, обращение их в культ
 неизбежно означало и наделение их космическими функциями. В
 Древнем Двуречии, Средней Азии, Индии и Иране бык олицетворял
 Лунное Божество. В древнегреческой мифологии Луна также
 символизировала быка или корову. В первую очередь это
 объясняется тем, что лунный серп по своей естественной форме
 более всего напоминает коровьи (или бычьи) рога. Именно поэтому
 эллинская Богиня Луны -- Селена представлялась передвигающейся
 по небу в колеснице, запряженной коровами. Известно также
 изображение Селены с коровьими рогами (храм в Элиде).
  Этимологически русские слова "луна" и "месяц" восходят к
 праиндоевропейскому прошлому. Особый интерес представляет
 практически полное сходство этрусско-латинской номинации и
 символики со славянской традицией. Так, из древнеримской
 мифологии известна Богиня Ночного света, которая именовалась
 точно так же, как и в русском языке, -- Луна (по ее имени был
 назван также этрусский город в Лигурии). Впоследствии это
 архаичное Божество было вытеснено культом Дианы (римский
 коррелят греческой Артемиды), и к ней перешли все лунные
 функции прежних Богов. Однако, одержав очередную идеологическую
 победу, новая религия оказалась не в состоянии, как это обычно
 и случается, вытравить из памяти народа древнюю космическую
 кодировку, сохранившуюся в языке и обычаях. Практически до
 падения Римской империи римская знать (и, в частности,
 сенаторы) носила на башмаках пряжки в виде полумесяца, которые
 так и назывались -- lunula. Эти "лунулы" в точности
 соответствовали древнерусским амулетам-лунницам,
 просуществовавшим до первых веков христианства (рис. 149).
 Идентичные по внешнему виду и сходные этимологически, "лунулы"
 и "лунницы" различались лишь своим предназначением: первые
 служили пряжками, вторые -- подвесками.
  Но и это еще не все. Некоторые виды русских праздничных
 женских головных уборов -- кокошников также имеют форму лунного
 серпа, обращенного "рогами" вниз. "Лунарные" кокошники и по сей
 день продолжают жить в торжественном убранстве
 женщин-костромичек и владимирок -- хотя бы в
 ритуально-свадебных или танцевальных обрядах. Корнями же своими
 они уходят в праиндоевропейскую древность. Неспроста ведь
 силуэт уже другого -- высокого кокошника один к одному
 повторяет контур классических индуистских головных уборов с той
 лишь разницей, что в Индии, Индокитае и Индонезии ими обрамляют
 голову не только женщин, но и мужчин.
  В шумерийской интерпретации бык отождествлялся со всем
 небом. Аналогичную смысловую нагрузку несет египетский
 образ-символ Небесной коровы, олицетворявшей Вселенную (рис.
 150). В древнеегипетской мифологии ее супруг -- Небесный бык
 Апис оказывается на втором месте, но также активно участвует в
 мироустройстве. Апис оплодотворяет Небесную корову, и у них
 рождается Золотой теленок -- Солнце. Поэтому Апис, поклонение
 которому было возведено в ранг государственной религии, чаще
 всего изображался с солнечным диском между рогов (рис. 151).
 Атрибутика Небесной коровы (рога) и ее сына Солнца (диск)
 впоследствии были перенесены в качестве непременных символов и
 на одну из самых популярных и почитаемых богинь древнего мира
 -- Исиду, которая, как правило, изображалась с коровьими рогами
 и солнечным диском между ними.
  Как уже подробно говорилось в 1-й части, мифологическим
 коррелятом Исиды является другая коровьерогая дева -- Ио,
 скитавшаяся по всей Земле от Крайнего Севера до берегов Нила,
 где она и нашла свое последнее прибежище и стала
 родоначальницей всех египтян.
  Небесно-космические корни обнаруживаются и в знаменитых
 скульптурных изображениях крылатых быков во дворцах
 ассирийского царя Саргона II в Дур-Шаррукине и персидского царя
 Ксеркса в Персеполе. В древнейших цивилизациях долины Инда
 культ быка был широко распространен до вторжения туда арийцев
 (известны изображения рогатого Бога -- так называемый
 Прото-Шива). Но с появлением индоарийцев в Индостане культ быка
 еще более усилился -- с ним связаны образы многих Богов
 ведийского пантеона.
  Античная культура -- крито-микенская, древнегреческая,
 древнеримская -- неотделимы от мифов и обрядов, связанных с
 быком. В быка превращается Зевс. В качестве жертвы быка
 приносили Юпитеру. У древних славян существовал точно такой же
 обычай: согласно Прокопию Кессарийскому (VI в. н.э.), славяне
 жертвовали быков Богу -- "творцу молний". Впоследствии обряд
 заклания приурочивался ко дню Ильи-пророка, который, как
 известно, просто заменил вытесненного Бога-громовержца Перуна.
  Архетипы космических быка и коровы закодированы и в
 образах русского фольклора. Архаичные верования отложились и
 сохранились в известной русской сказке об Иване Быковиче (No
 137 по сборнику А.Н.Афанасьева) -- волшебном герое, обладавшем
 даром оборотничества и контактировавшем с традиционными
 персонажами русской мифологии (Чудо-юдо многоглавое, Баба-яга,
 безымянное чудовище, наподобие Вия, которому веки вилами
 поднимают). Космическая символика закодирована в некоторых
 солярно-астральных образах этой сказки. Во-первых, герой
 сказки, хотя и Быкович по отчеству, но родила его корова-мать
 от златоперого ерша, поев остатки от царского обеда. Золотая же
 рыбка -- всего лишь трансформированный образ Солнца -- но не
 того, что на небе, а того, что отражается в воде (море, реке,
 озере) и кажется золотой рыбкой в глубине (нашим предкам
 оптические законы физики известны не были). Во-вторых, Иван
 Быкович занят поиском Царицы Золотые Кудри и женится на ней.
 Царица эта звездно-небесного происхождения: под конец сказки
 она обращается звездой и прячется на небе среди своих сестер.
 При помощи друга-звездочета Иван Быкович возвращает ее назад:
 "Сорвалась звездочка с своего места, быстро покатилась по небу,
 упала на корабль и обернулась Царицею Золотые Кудри".
  В ряде сказочных вариантов Иван Быкович именуется Иваном
 Коровьим Сыном, что не только соответствует действительной
 сюжетной канве, но и отражает определенную стадию
 социально-экономического быта русского народа, когда
 корова-кормилица сравнивается по своему значению с тягловым
 быком, а при замене последнего конем вообще выдвигается на
 передний план. Как и во многих мифологических и архаических
 религиозных системах, корова у славян -- символ плодородия,
 изобилия и благоденствия, а бык -- символ могущества и
 богатства. Традиция возвеличивания образа коровы, восходящая и
 к древнеегипетской мифологии, и к ведийской, а затем и
 индуистской религии, где корова до сих пор священное животное,
 -- эта традиция закрепилась и в русском народном миросозерцании
 и сохранилась вплоть до нынешних времен, оказав, в частности,
 воздействие на творчество новокрестьянских поэтов -- С.Есенина
 и Н.Клюева.
  Происхождение слова "корова" не имеет среди филологов
 общеприемлемого объяснения и признается всеми этимологами как
 исключительно трудное. Представляется, что ключ к его
 объяснению содержится в некоторых несомненных русских
 параллелях, имеющих к тому же явную космическую направленность.
 Есть два исконно русских слова, позволяющих расшифровать смысл,
 закодированный в слове "корова". Во-первых, это однокоренное
 ныне выходящее из употребления слово "корочун", означавшее в
 прошлом зимнее солнцестояние, после чего зима поворачивала к
 лету. Видимо, в этом смысле "корочун" означал смерть зимы, что

<< Пред.           стр. 43 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу