<< Пред. стр. 47 (из 56) След. >>
Сибири, написанном незадолго до расстрела, Клюев обращается квесеннему Солнцу и к Матери сырой земле137. В этом обращении
как бы содержится последний поклон и завет всем, кто остался
жить на нашей земле.
"Материя" и "мать" -- слова одного корня. Они взаимно
связаны и взаимообусловлены не случайно-этимологически, а
закономерно-генетически. Материя в нынешнем философском
понимании соответствует древнейшему мировоззренческому понятию
Мать Сыра Земля. В прошлом она означала не просто
Землю-кормилицу и Матерь всего живого, но и начало всего
сущего, включая и мир образов и понятий. В языческом
миропонимании Земля становится Матерью потому, что
соответственно является женой (любовницей) Богов -- причем
именно многих и разных. Результатом этого (естественного для
праславян) группового брака появляются на свет (рождаются),
непрерывно сменяя друг друга: Весна, Лето, Осень, Зима. В
поэтическом сборнике "Славянские Боги" (вышедшем в Ровно в 1936
г.) Александр Кондратьев писал:
Земля прекрасная, любовница Богов,
Для каждого из них меняешь ты наряды
Лишь пробудят тебя весной Дажбога взгляды,
Ты сбрасываешь свой белеющий покров
И ризой в зелени пестреющих цветов
Пленяешь божий взор. Веленьям властным Лады
Покорная, любви внушаешь все отрады
С небесным юношей. Но вот из облаков
Златобородый царь свой лик покажет смелый
И страсти молнией нежданно опалит,
И для Перуна ты приемлешь новый вид --
Убранства желтые, как нивы колос спелый.
А там зима идет, и стан твой вновь обвит
Для князя сумрака одеждой снежно-белой.
Подытоживая тысячелетний путь формирования и развития
русского мировоззрения, Сергей Булгаков напрямую указывает на
сродство и генетическую преемственность между традиционным
народным понятием Мать-сыра-земля и философской категорией
материи. При этом скупые строки абстрактно-теоретического
анализа непроизвольно переходят у о.Сергия в боговдохновенный
поэтический гимн Земле священной:
"Великая матерь, земля сырая! В тебе мы родились, тобою
кормимся, тебя осязаем ногами своими, в тебя возвращаемся. Дети
земли, любите матерь свою, целуйте ее исступленно, обливайте ее
слезами своими, орошайте потом, напояйте кровью, насыщайте ее
костями своими! Ибо ничто не погибнет в ней, все хранит она в
себе, немая и память мира, всему дает жизнь и плод. Кто не
любит землю, не чувствует ее материнства, тот -- раб и изгой,
жалкий бунтовщик против матери, исчадие небытия. Мать земля! Из
тебя родилась та плоть, которая соделалась ложеснами для
воплотившегося Бога, из тебя взял Он пречистое Тело Свое! в
тебе почил Он тридневен во гробе! Мать земля! Из тебя
произрастают хлебный злак и виноградная лоза, коих плод в
святейшем таинстве становится Телом и Кровью Христовыми, и к
тебе возвращается эта святая плоть! Ты молчаливо хранишь в себе
всю полноту и всю лепоту твари"138.
За последнее время появилось немало публикаций на тему
Гипербореи и Северной Прародины человечества. Наибольший
интерес в данном плане представляет серия статей А.И. Асова,
опубликованная в журнале "Наука и религия" в 1994 -- 1997 гг.
Одновременно, А.И. Асов издал и прокомментировал по сей день не
признаваемую официозной наукой "Велесову книгу" (в новом
переводе "Книга Велеса"), что явилось важным событием в истории
отечественной культуры: наконец-то у русского читателя
появилась возможность самому разобраться в вопросе о
подлинности опубликованных текстов (раньше за него это делали
другие -- главным образом оппоненты-недоброжелатели). Кроме
того, А.И. Асовым была предпринята попытка воссоздать целостную
систему протославянской мифологии в виде связных
беллетризированных текстов: "Песни птицы Гамаюн" и "Золотая
книга Коляды". Здесь углубленные научные изыскания автора,
помноженные на творческое воображение, ознаменовались скорее
чисто литературным результатом. Ибо маловероятно, что в сколь
угодно далеком прошлом даже при наличии древнейшей (рунической
или ей подобной) письменности у славян существовал единый Свод.
Ни одна из великих религиозных книг не представляет собой
целостного изложения мифологических воззрений -- ни Веды, ни
Авеста, ни Библия, ни Талмуд, ни Коран, ни Буддийский канон.
Все они -- за исключением разве что Корана -- создавались в
течение веков, писались не одним автором и законченный вид
приобретали после канонизации, которая сама по себе была
процессом длительным и непростым.
Отправление древнего религиозного культа вовсе не всегда
стремилось к единообразию и тем более -- к единоначалию. В
отдельных местностях и в расположенных здесь храмах обычно
подчеркивались особенность почитаемого Божества и именно они
привлекали внимание верующих. Типичный пример -- Олимпийский
политеизм: каждому из Богов-Олимпийцев было посвящено множество
храмов, разбросанных повсюду, где только селились и
закреплялись эллины. Но каждый храм имел свои особенности, а
создаваемые вокруг них легенды, связанные с жизнью и деяниями
конкретного Бога, могли во многом не совпадать. Отсюда такое
множество версий одних и тех же мифов об одних и тех же Богах и
героях, приводимых у античных авторов, например, у Геродота,
Страбона, Павсания, Аполлодора, Цицерона и др. Что же касается
Гомера и Гесиода, то их поэмы -- вообще чисто литературные
произведения, а возникающее при их чтении представление о
целостности Олимпийской мифологии -- всего лишь иллюзия. Также
и в Древнем Египте -- даже при наличии могущественной жреческой
касты -- существовали различные и во многом несхожие версии
одних и тех же мифов, а история сотворения Мира и жизни
отдельных Богов излагалась по-разному в разных религиозных
центрах и на разных отрезках истории.
Что же говорить тогда о разрозненных протославянских
племенах и родах. При наличии некоторого общего ядра общих
мифологических воззрений, восходящих к арийской и доарийской
идеологии, каждый клан всегда стремился обозначить свою
специфику принадлежностью к определенному тотему -- животному,
растению, предмету или стихии природного мира. В условиях
господства тотемного мировосприятия и тотемистической
психологии вряд ли была возможна целостная система
протославянской мифологии. Общие мифы, естественно,
существовали, но они были разрозненными, наподобие былин и
сказок, и у каждого было множество версий и вариантов.
Изыскания в области древнейшей русский истории неизбежно
привели А.И. Асова к истокам -- Полярной Прародине
индоевропейцев, проблема которой началась активно
дискутироваться в науке еще в прошлом столетии. В статьях "Арии
пришли с Севера"; "Урал сокровенный" и др. (см.: "Наука и
религия", 1996, No1; No7) автор изложил свое видение вопроса о
Русской Гиперборее в связи с гипотетическими природными
катаклизмами: непродолжительное стаивание Северного ледника в
результате столкновения Земли с кометой 23 тысячи лет тому
назад, катастрофический всемирный потоп, возвращение
материкового ледника, пока он окончательно не отступил в 10-м
тысячелетии до н.э. Именно с этого времени, согласно
предлагаемой гипотезе, и начинается эпоха легендарной
Гипербореи. Где-то между Белым морем и Финским заливом Балтики
следует искать прародину славян со столицей в городе Словенске.
За ней, по побережью Ледовитого океана, находились другие
легендарные земли -- Бьярмия и Беловодье (см. карту: рис.160).
Попутно делаются очевидные этимологические и
топонимические выводы, в том числе совпадающие с теми, которые
были предложены и в данной книге. Последнее относится к
наименованию Кольского полуострова и других северных топонимов,
восходящих к имени древнего Солнцебога Колы-Коляды, а также к
наименованию легендарного острова Туле, созвучного с русским
городом Тулой. Можно согласиться и с предлагаемой картой
Гипербореи, но с оговоркой, что относится она к самой последней
стадии исторического развития Полярной Прародины, когда
расщепление первичной этнолингвистической общности было
завершено, а многие этносы давно обрели самостоятельность и
мигрировали в новые области своего обитания. Подлинная же
история Гипербореи, даже как она представлялась античным
авторам, относится к значительно более ранним временам и
охватывает период нерасчлененной общности, по крайней мере,
эллинов и славян. Нельзя игнорировать также и карту
Г.Меркатора, где Гиперборея помещена на материке (или островах)
посреди Ледовитого океана. Именно эти Северные земли и исчезли
с лица Земли в результате мирового катаклизма.
Следовательно, и события доиндоевропейской старины
относятся к значительно более ранней эпохе (условно берется
дата -- 40 тысяч лет до н.э., но данная временная планка может
быть существенно опущена вниз). Наконец, этногенез славян
необходимо рассматривать в тесной связи с происхождением и
развитием других народов, их языков и культур, миграций и
ассимиляций. Хотелось бы также высказаться и по одному частному
вопросу, а именно выведением названия Карского моря из имени
Солнцебога Хорса. Наша точка зрения по поводу его этимологии
уже была высказана в разделе, посвященном русским тотемам. К
сказанному выше необходимо добавить следующее. Имя Бога Хорса
очень древнего и несомненно доарийского происхождения, так как
лексема "хор" является общей не только для индоевропейских, но
и семито-хамитских языков, а русский теоним Хорс родственен
древнеегипетскому Хору (Гору). Тем не менее вряд ли в эту
этимологическую цепочку можно вставить еще и Карское море.
Происхождение наименования этого действительно русского моря
более чем просто: от названия впадающей в него реки Кары. А вот
тут-то и впрямь есть над чем поразмыслить. Лексема "кара"
наверняка тоже доиндоевропейского происхождения. В русском
языке данная корневая основа входит в слова "карать -- кара",
"карга" и др. В свою очередь, зловещее понятие "Кара" созвучно
фонетически и близко по смыслу древнеиндийской Кар[м]е --
неотвратимой судьбе, року. Можно вспомнить и Карну из "Слова о
полку Игореве". Но индоевропейское слово "кара" сопряжено по
своей вокализации и с тюркским словом "кара" -- "черный",
входящим в качестве составной части во множество названий:
каракурт, каракалпаки, Кара-Кумы, Карадаг, Караганда и др.
Помимо вышеназванных публикаций А.И.Асова, можно назвать и
другие издания на ту же тему. Одни исследователи не решаются
заглянуть дальше начала распада индоевропейской
этнолингвистической общности и миграции протоэтносов с Севера
на Юг. Примером такого подхода может служить исключительно
интересный и содержательный сборник под ред. Н.Р.Гусевой
"Древность: Арьи. Славяне" (М., 1996). Другие исследователи,
напротив, пытаются беспредельно раздвинуть рамки существования
человеческой цивилизации и русского народа. Так, в книге В.М.
Кандыбы "История русского народа до XII в. н.э." (М., 1995) и в
других изданиях автора дается следующая -- названная
"ведической" -- периодизация мировой и русской истории: 1.
Арктический период -- с незапамятных времен. 2. Сибирский -- с
третьего миллионолетия до н.э. 3. Уральский -- с 200-го
тысячелетия до н.э. 4. Арийский -- с 120-го тысячелетия до н.э.
5. Троянский -- с 17-го тысячелетия до н.э. 6. Киевский -- с
8-го тысячелетия до н.э. 7. Смутное время -- вплоть до наших
дней. Однако никаких фактов, относящихся к Арктиде -- Древней
Прародине всех народов, Сибирской Руси, Уральской Руси,
Троянской Руси, в книге В.М.Кандыбы не приводится. Автор
руководствуется, скорее, внутренней интуицией и творческим
озарением, столь характерных для теософско-оккультного
направления русского космизма, известного по именам
Е.П.Блаватской, Н.К. и Е.И.Рерихов и др.
А как же с доказательством существования Гипербореи?
Конечно, хотелось бы найти вещественные свидетельства,
материальные памятники. Но как быть, если вдруг часть
гиперборейцев в свое время скрылась от угрозы очередного
катаклизма и из-за неблагоприятного изменения климата под
землю? Сколько они там продержались? Какие следы и где
сохранились? А быть может, нас вообще ждут самые невероятные
сюрпризы? Ведь были обнаружены в тайных пещерах Тибета
представители древних цивилизаций, находящиеся в состоянии
анабиоза, как о том широко сообщалось в отечественной прессе.
Вспомним, что А.В.Барченко в 20-е годы искал в Русской
Лапландии то же самое, что Н.К. и Е.И. Рерихи в Тибете. Все они
руководствовались одной и той же исходной информацией. И сама
она, и добытые результаты по-прежнему сокрыты под покровом
тайны.
В легендах народов Севера (особенно у лапландских саамов)
следы всех этих событий трансформировались в сказания о
"подземной (подводной) чуди", то есть о древнем народе,
исчезнувшем (скрывшемся) под землей или водой. В устойчивых
преданиях, вне всякого сомнения, содержится некоторое
"рациональное зерно". Попробуем порассуждать. Каким образом,
помимо миграций из опасных мест, можно спастись от возможных
природных катаклизмов -- следствия, как мы помним, или смещения
земной оси, или "перескакивания" магнитных полюсов
(геомагнитная инверсия), или же иного космического фактора? От
неизбежных в таком случае климатических катастроф (включая и
похолодание) и, в частности, от "всемирных потопов" можно
спастись по меньшей мере четырьмя способами: 1. улететь в
Космос; 2. бежать высоко в горы; 3. спуститься глубоко под
землю; 4. выйти на большом судне (ковчеге) в открытое море.
Первый способ -- наименее вероятный, четвертый -- наиболее
известный, так как описан в Библии.
Остаются еще два, в отношении которых допустимы различные
гипотезы. В пользу горного варианта свидетельствуют
колоссальные заоблачные города в южноамериканских Андах, а
также высококультурные этносы, переселившиеся некогда с Севера
в район Тибета и Гималаев (в священных преданиях содержится
немало намеков на былую полярную родину). В пользу подземного
варианта говорят высокие технологии строительства подземных
храмов, дворцов, гробниц, лабиринтов, которыми владели
праэтносы-мигранты (египтяне и критяне), появившиеся 7-5
тысячелетий назад в Средиземноморье. Здесь эта уже хорошо
известная и неоднократно апробированная технология была успешно
применена в практике строительства новых подземных сооружений,
до сих пор изумляющих своей продуманностью и совершенством.
Исходные "образцы" подобных подземных комплексов как раз и
следует искать на Севере, откуда мигрировали прапредки будущих
строителей пирамид, лабиринтов, циклопических храмов и
подземных усыпальниц. А ведь большинство из них было открыто
совсем недавно и, как правило, совершенно случайно. Сказанное в
одинаковой мере относится и к египетским подземным гробницам и
святилищам, и к Кносскому дворцу с лабиринтом (археологические
раскопки на Крите велись уже в нынешнем веке). Что же тогда
говорить о труднодоступных и безлюдных районах Русского Севера,
сокрытых к тому же большую часть года под снежным покровом! Тем
более что речь идет о подземных сооружениях, находящихся далеко
от поверхности, в скальных породах и, скорее всего,
поврежденных.
Но в изысканиях Барченко был еще один аспект, связанный с
его профессиональными занятиями парапсихологией. Еще до
революции он ставил удачные опыты по передаче мысли на
расстояние (тогда же в научно-популярных российских журналах
появились его статьи по этим вопросам). После революции и серий
экспедиций его знания и опыт оказались затребованными органами
госбезопасности. Здесь же, в подвалах НКВД, уже приговоренный к
расстрелу, он написал свой последний и до сих пор не найденный
2-томный (!) научный труд под несколько замысловатым названием
"Введение в методику экспериментального воздействия объемного
энергополя". "Объемное энергополе" -- не это ли ключ к
разгадке самых сокровенных тайн природы, жизни и истории?
Занимаясь разысканиями в области неизвестных физических сил и
источников энергии, Барченко сформулировал взгляд на
энергетическую структуру материальных вещей, значительно
отличный от общепринятого. А что, если территория бывшей
Гипербореи или ее недра населены совершенно неведомыми
энергетическими структурами, дублирующими обычные вещественные
тела и образования? Закономерности их рождения, развития,
функционирования и соотношения с жизненными, информационными и
мыслительными процессами -- проблема, заслуживающая особого
внимания. (См.: Приложение 3.)
В августе 1997 г. на Кольский полуостров отправляется
научно-поисковая экспедиция для проверки всех имеющихся
сведений. Маршрут определен. Люди наготове. Попадут ли итоги в
эту книгу -- хотя бы в Эпилог. Трудно сейчас сказать. Сроки
публикации почти полностью совпадают с упомянутыми сроками
экспедиции. Если новые материалы включить не удастся -- что ж!
Тогда они станут стартом для новой книги.*
* * *
Культурное наследие прошлого, накопленное сотнями
предшествующих поколений, обретается современным человеком в
виде сложившейся системы знаний, морально-эстетических
ценностей, устойчивых традиций и норм поведения. Механизмы их
передачи выработаны и закреплены на протяжении
многотысячелетней истории человечества. Согласно концепции
Алексея Алексеевича Ухтомского (1875 -- 1942), лучшие
доминанты, способствующие выживанию и прогрессу человеческого
рода как такового, передаются от поколения к поколению
посредством слова и быта. Не будь этого -- каждому
новому поколению пришлось бы начинать все сначала. Продукты