<< Пред.           стр. 47 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу

 Сибири, написанном незадолго до расстрела, Клюев обращается к
 весеннему Солнцу и к Матери сырой земле137. В этом обращении
 как бы содержится последний поклон и завет всем, кто остался
 жить на нашей земле.
  "Материя" и "мать" -- слова одного корня. Они взаимно
 связаны и взаимообусловлены не случайно-этимологически, а
 закономерно-генетически. Материя в нынешнем философском
 понимании соответствует древнейшему мировоззренческому понятию
 Мать Сыра Земля. В прошлом она означала не просто
 Землю-кормилицу и Матерь всего живого, но и начало всего
 сущего, включая и мир образов и понятий. В языческом
 миропонимании Земля становится Матерью потому, что
 соответственно является женой (любовницей) Богов -- причем
 именно многих и разных. Результатом этого (естественного для
 праславян) группового брака появляются на свет (рождаются),
 непрерывно сменяя друг друга: Весна, Лето, Осень, Зима. В
 поэтическом сборнике "Славянские Боги" (вышедшем в Ровно в 1936
 г.) Александр Кондратьев писал:
  Земля прекрасная, любовница Богов,
  Для каждого из них меняешь ты наряды
  Лишь пробудят тебя весной Дажбога взгляды,
  Ты сбрасываешь свой белеющий покров
  И ризой в зелени пестреющих цветов
  Пленяешь божий взор. Веленьям властным Лады
  Покорная, любви внушаешь все отрады
  С небесным юношей. Но вот из облаков
  Златобородый царь свой лик покажет смелый
  И страсти молнией нежданно опалит,
  И для Перуна ты приемлешь новый вид --
  Убранства желтые, как нивы колос спелый.
  А там зима идет, и стан твой вновь обвит
  Для князя сумрака одеждой снежно-белой.
  Подытоживая тысячелетний путь формирования и развития
 русского мировоззрения, Сергей Булгаков напрямую указывает на
 сродство и генетическую преемственность между традиционным
 народным понятием Мать-сыра-земля и философской категорией
 материи. При этом скупые строки абстрактно-теоретического
 анализа непроизвольно переходят у о.Сергия в боговдохновенный
 поэтический гимн Земле священной:
  "Великая матерь, земля сырая! В тебе мы родились, тобою
 кормимся, тебя осязаем ногами своими, в тебя возвращаемся. Дети
 земли, любите матерь свою, целуйте ее исступленно, обливайте ее
 слезами своими, орошайте потом, напояйте кровью, насыщайте ее
 костями своими! Ибо ничто не погибнет в ней, все хранит она в
 себе, немая и память мира, всему дает жизнь и плод. Кто не
 любит землю, не чувствует ее материнства, тот -- раб и изгой,
 жалкий бунтовщик против матери, исчадие небытия. Мать земля! Из
 тебя родилась та плоть, которая соделалась ложеснами для
 воплотившегося Бога, из тебя взял Он пречистое Тело Свое! в
 тебе почил Он тридневен во гробе! Мать земля! Из тебя
 произрастают хлебный злак и виноградная лоза, коих плод в
 святейшем таинстве становится Телом и Кровью Христовыми, и к
 тебе возвращается эта святая плоть! Ты молчаливо хранишь в себе
 всю полноту и всю лепоту твари"138.
 
  За последнее время появилось немало публикаций на тему
 Гипербореи и Северной Прародины человечества. Наибольший
 интерес в данном плане представляет серия статей А.И. Асова,
 опубликованная в журнале "Наука и религия" в 1994 -- 1997 гг.
 Одновременно, А.И. Асов издал и прокомментировал по сей день не
 признаваемую официозной наукой "Велесову книгу" (в новом
 переводе "Книга Велеса"), что явилось важным событием в истории
 отечественной культуры: наконец-то у русского читателя
 появилась возможность самому разобраться в вопросе о
 подлинности опубликованных текстов (раньше за него это делали
 другие -- главным образом оппоненты-недоброжелатели). Кроме
 того, А.И. Асовым была предпринята попытка воссоздать целостную
 систему протославянской мифологии в виде связных
 беллетризированных текстов: "Песни птицы Гамаюн" и "Золотая
 книга Коляды". Здесь углубленные научные изыскания автора,
 помноженные на творческое воображение, ознаменовались скорее
 чисто литературным результатом. Ибо маловероятно, что в сколь
 угодно далеком прошлом даже при наличии древнейшей (рунической
 или ей подобной) письменности у славян существовал единый Свод.
 Ни одна из великих религиозных книг не представляет собой
 целостного изложения мифологических воззрений -- ни Веды, ни
 Авеста, ни Библия, ни Талмуд, ни Коран, ни Буддийский канон.
 Все они -- за исключением разве что Корана -- создавались в
 течение веков, писались не одним автором и законченный вид
 приобретали после канонизации, которая сама по себе была
 процессом длительным и непростым.
  Отправление древнего религиозного культа вовсе не всегда
 стремилось к единообразию и тем более -- к единоначалию. В
 отдельных местностях и в расположенных здесь храмах обычно
 подчеркивались особенность почитаемого Божества и именно они
 привлекали внимание верующих. Типичный пример -- Олимпийский
 политеизм: каждому из Богов-Олимпийцев было посвящено множество
 храмов, разбросанных повсюду, где только селились и
 закреплялись эллины. Но каждый храм имел свои особенности, а
 создаваемые вокруг них легенды, связанные с жизнью и деяниями
 конкретного Бога, могли во многом не совпадать. Отсюда такое
 множество версий одних и тех же мифов об одних и тех же Богах и
 героях, приводимых у античных авторов, например, у Геродота,
 Страбона, Павсания, Аполлодора, Цицерона и др. Что же касается
 Гомера и Гесиода, то их поэмы -- вообще чисто литературные
 произведения, а возникающее при их чтении представление о
 целостности Олимпийской мифологии -- всего лишь иллюзия. Также
 и в Древнем Египте -- даже при наличии могущественной жреческой
 касты -- существовали различные и во многом несхожие версии
 одних и тех же мифов, а история сотворения Мира и жизни
 отдельных Богов излагалась по-разному в разных религиозных
 центрах и на разных отрезках истории.
  Что же говорить тогда о разрозненных протославянских
 племенах и родах. При наличии некоторого общего ядра общих
 мифологических воззрений, восходящих к арийской и доарийской
 идеологии, каждый клан всегда стремился обозначить свою
 специфику принадлежностью к определенному тотему -- животному,
 растению, предмету или стихии природного мира. В условиях
 господства тотемного мировосприятия и тотемистической
 психологии вряд ли была возможна целостная система
 протославянской мифологии. Общие мифы, естественно,
 существовали, но они были разрозненными, наподобие былин и
 сказок, и у каждого было множество версий и вариантов.
  Изыскания в области древнейшей русский истории неизбежно
 привели А.И. Асова к истокам -- Полярной Прародине
 индоевропейцев, проблема которой началась активно
 дискутироваться в науке еще в прошлом столетии. В статьях "Арии
 пришли с Севера"; "Урал сокровенный" и др. (см.: "Наука и
 религия", 1996, No1; No7) автор изложил свое видение вопроса о
 Русской Гиперборее в связи с гипотетическими природными
 катаклизмами: непродолжительное стаивание Северного ледника в
 результате столкновения Земли с кометой 23 тысячи лет тому
 назад, катастрофический всемирный потоп, возвращение
 материкового ледника, пока он окончательно не отступил в 10-м
 тысячелетии до н.э. Именно с этого времени, согласно
 предлагаемой гипотезе, и начинается эпоха легендарной
 Гипербореи. Где-то между Белым морем и Финским заливом Балтики
 следует искать прародину славян со столицей в городе Словенске.
 За ней, по побережью Ледовитого океана, находились другие
 легендарные земли -- Бьярмия и Беловодье (см. карту: рис.160).
  Попутно делаются очевидные этимологические и
 топонимические выводы, в том числе совпадающие с теми, которые
 были предложены и в данной книге. Последнее относится к
 наименованию Кольского полуострова и других северных топонимов,
 восходящих к имени древнего Солнцебога Колы-Коляды, а также к
 наименованию легендарного острова Туле, созвучного с русским
 городом Тулой. Можно согласиться и с предлагаемой картой
 Гипербореи, но с оговоркой, что относится она к самой последней
 стадии исторического развития Полярной Прародины, когда
 расщепление первичной этнолингвистической общности было
 завершено, а многие этносы давно обрели самостоятельность и
 мигрировали в новые области своего обитания. Подлинная же
 история Гипербореи, даже как она представлялась античным
 авторам, относится к значительно более ранним временам и
 охватывает период нерасчлененной общности, по крайней мере,
 эллинов и славян. Нельзя игнорировать также и карту
 Г.Меркатора, где Гиперборея помещена на материке (или островах)
 посреди Ледовитого океана. Именно эти Северные земли и исчезли
 с лица Земли в результате мирового катаклизма.
  Следовательно, и события доиндоевропейской старины
 относятся к значительно более ранней эпохе (условно берется
 дата -- 40 тысяч лет до н.э., но данная временная планка может
 быть существенно опущена вниз). Наконец, этногенез славян
 необходимо рассматривать в тесной связи с происхождением и
 развитием других народов, их языков и культур, миграций и
 ассимиляций. Хотелось бы также высказаться и по одному частному
 вопросу, а именно выведением названия Карского моря из имени
 Солнцебога Хорса. Наша точка зрения по поводу его этимологии
 уже была высказана в разделе, посвященном русским тотемам. К
 сказанному выше необходимо добавить следующее. Имя Бога Хорса
 очень древнего и несомненно доарийского происхождения, так как
 лексема "хор" является общей не только для индоевропейских, но
 и семито-хамитских языков, а русский теоним Хорс родственен
 древнеегипетскому Хору (Гору). Тем не менее вряд ли в эту
 этимологическую цепочку можно вставить еще и Карское море.
 Происхождение наименования этого действительно русского моря
 более чем просто: от названия впадающей в него реки Кары. А вот
 тут-то и впрямь есть над чем поразмыслить. Лексема "кара"
 наверняка тоже доиндоевропейского происхождения. В русском
 языке данная корневая основа входит в слова "карать -- кара",
 "карга" и др. В свою очередь, зловещее понятие "Кара" созвучно
 фонетически и близко по смыслу древнеиндийской Кар[м]е --
 неотвратимой судьбе, року. Можно вспомнить и Карну из "Слова о
 полку Игореве". Но индоевропейское слово "кара" сопряжено по
 своей вокализации и с тюркским словом "кара" -- "черный",
 входящим в качестве составной части во множество названий:
 каракурт, каракалпаки, Кара-Кумы, Карадаг, Караганда и др.
  Помимо вышеназванных публикаций А.И.Асова, можно назвать и
 другие издания на ту же тему. Одни исследователи не решаются
 заглянуть дальше начала распада индоевропейской
 этнолингвистической общности и миграции протоэтносов с Севера
 на Юг. Примером такого подхода может служить исключительно
 интересный и содержательный сборник под ред. Н.Р.Гусевой
 "Древность: Арьи. Славяне" (М., 1996). Другие исследователи,
 напротив, пытаются беспредельно раздвинуть рамки существования
 человеческой цивилизации и русского народа. Так, в книге В.М.
 Кандыбы "История русского народа до XII в. н.э." (М., 1995) и в
 других изданиях автора дается следующая -- названная
 "ведической" -- периодизация мировой и русской истории: 1.
 Арктический период -- с незапамятных времен. 2. Сибирский -- с
 третьего миллионолетия до н.э. 3. Уральский -- с 200-го
 тысячелетия до н.э. 4. Арийский -- с 120-го тысячелетия до н.э.
 5. Троянский -- с 17-го тысячелетия до н.э. 6. Киевский -- с
 8-го тысячелетия до н.э. 7. Смутное время -- вплоть до наших
 дней. Однако никаких фактов, относящихся к Арктиде -- Древней
 Прародине всех народов, Сибирской Руси, Уральской Руси,
 Троянской Руси, в книге В.М.Кандыбы не приводится. Автор
 руководствуется, скорее, внутренней интуицией и творческим
 озарением, столь характерных для теософско-оккультного
 направления русского космизма, известного по именам
 Е.П.Блаватской, Н.К. и Е.И.Рерихов и др.
  А как же с доказательством существования Гипербореи?
 Конечно, хотелось бы найти вещественные свидетельства,
 материальные памятники. Но как быть, если вдруг часть
 гиперборейцев в свое время скрылась от угрозы очередного
 катаклизма и из-за неблагоприятного изменения климата под
 землю? Сколько они там продержались? Какие следы и где
 сохранились? А быть может, нас вообще ждут самые невероятные
 сюрпризы? Ведь были обнаружены в тайных пещерах Тибета
 представители древних цивилизаций, находящиеся в состоянии
 анабиоза, как о том широко сообщалось в отечественной прессе.
 Вспомним, что А.В.Барченко в 20-е годы искал в Русской
 Лапландии то же самое, что Н.К. и Е.И. Рерихи в Тибете. Все они
 руководствовались одной и той же исходной информацией. И сама
 она, и добытые результаты по-прежнему сокрыты под покровом
 тайны.
  В легендах народов Севера (особенно у лапландских саамов)
 следы всех этих событий трансформировались в сказания о
 "подземной (подводной) чуди", то есть о древнем народе,
 исчезнувшем (скрывшемся) под землей или водой. В устойчивых
 преданиях, вне всякого сомнения, содержится некоторое
 "рациональное зерно". Попробуем порассуждать. Каким образом,
 помимо миграций из опасных мест, можно спастись от возможных
 природных катаклизмов -- следствия, как мы помним, или смещения
 земной оси, или "перескакивания" магнитных полюсов
 (геомагнитная инверсия), или же иного космического фактора? От
 неизбежных в таком случае климатических катастроф (включая и
 похолодание) и, в частности, от "всемирных потопов" можно
 спастись по меньшей мере четырьмя способами: 1. улететь в
 Космос; 2. бежать высоко в горы; 3. спуститься глубоко под
 землю; 4. выйти на большом судне (ковчеге) в открытое море.
 Первый способ -- наименее вероятный, четвертый -- наиболее
 известный, так как описан в Библии.
  Остаются еще два, в отношении которых допустимы различные
 гипотезы. В пользу горного варианта свидетельствуют
 колоссальные заоблачные города в южноамериканских Андах, а
 также высококультурные этносы, переселившиеся некогда с Севера
 в район Тибета и Гималаев (в священных преданиях содержится
 немало намеков на былую полярную родину). В пользу подземного
 варианта говорят высокие технологии строительства подземных
 храмов, дворцов, гробниц, лабиринтов, которыми владели
 праэтносы-мигранты (египтяне и критяне), появившиеся 7-5
 тысячелетий назад в Средиземноморье. Здесь эта уже хорошо
 известная и неоднократно апробированная технология была успешно
 применена в практике строительства новых подземных сооружений,
 до сих пор изумляющих своей продуманностью и совершенством.
  Исходные "образцы" подобных подземных комплексов как раз и
 следует искать на Севере, откуда мигрировали прапредки будущих
 строителей пирамид, лабиринтов, циклопических храмов и
 подземных усыпальниц. А ведь большинство из них было открыто
 совсем недавно и, как правило, совершенно случайно. Сказанное в
 одинаковой мере относится и к египетским подземным гробницам и
 святилищам, и к Кносскому дворцу с лабиринтом (археологические
 раскопки на Крите велись уже в нынешнем веке). Что же тогда
 говорить о труднодоступных и безлюдных районах Русского Севера,
 сокрытых к тому же большую часть года под снежным покровом! Тем
 более что речь идет о подземных сооружениях, находящихся далеко
 от поверхности, в скальных породах и, скорее всего,
 поврежденных.
  Но в изысканиях Барченко был еще один аспект, связанный с
 его профессиональными занятиями парапсихологией. Еще до
 революции он ставил удачные опыты по передаче мысли на
 расстояние (тогда же в научно-популярных российских журналах
 появились его статьи по этим вопросам). После революции и серий
 экспедиций его знания и опыт оказались затребованными органами
 госбезопасности. Здесь же, в подвалах НКВД, уже приговоренный к
 расстрелу, он написал свой последний и до сих пор не найденный
 2-томный (!) научный труд под несколько замысловатым названием
 "Введение в методику экспериментального воздействия объемного
 энергополя". "Объемное энергополе" -- не это ли ключ к
 разгадке самых сокровенных тайн природы, жизни и истории?
 Занимаясь разысканиями в области неизвестных физических сил и
 источников энергии, Барченко сформулировал взгляд на
 энергетическую структуру материальных вещей, значительно
 отличный от общепринятого. А что, если территория бывшей
 Гипербореи или ее недра населены совершенно неведомыми
 энергетическими структурами, дублирующими обычные вещественные
 тела и образования? Закономерности их рождения, развития,
 функционирования и соотношения с жизненными, информационными и
 мыслительными процессами -- проблема, заслуживающая особого
 внимания. (См.: Приложение 3.)
  В августе 1997 г. на Кольский полуостров отправляется
 научно-поисковая экспедиция для проверки всех имеющихся
 сведений. Маршрут определен. Люди наготове. Попадут ли итоги в
 эту книгу -- хотя бы в Эпилог. Трудно сейчас сказать. Сроки
 публикации почти полностью совпадают с упомянутыми сроками
 экспедиции. Если новые материалы включить не удастся -- что ж!
 Тогда они станут стартом для новой книги.*
 * * *
  Культурное наследие прошлого, накопленное сотнями
 предшествующих поколений, обретается современным человеком в
 виде сложившейся системы знаний, морально-эстетических
 ценностей, устойчивых традиций и норм поведения. Механизмы их
 передачи выработаны и закреплены на протяжении
 многотысячелетней истории человечества. Согласно концепции
 Алексея Алексеевича Ухтомского (1875 -- 1942), лучшие
 доминанты, способствующие выживанию и прогрессу человеческого
 рода как такового, передаются от поколения к поколению
 посредством слова и быта. Не будь этого -- каждому
 новому поколению пришлось бы начинать все сначала. Продукты

<< Пред.           стр. 47 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу