<< Пред.           стр. 49 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу

 положенным магическим ритуалом) испытывают чувство повышенной
 тревоги и страха. Один старожил рассказал: когда он приблизился
 к загадочному лазу, ощущение было таким, как будто с него
 живьем сдирают кожу.
  Точных координат у нас нет -- только общее направление:
 где-то за Щучьим озером, рыбного нерестилища, соединенного
 протокой с Сейдозером. И вот, перейдя под проливным дождем
 топкое болото, упираемся в крутой скалистый склон горы. На
 вершине нестаявший и в августе снег. Внизу -- непролазные
 завалы из деревьев: сходы лавин ровными просеками прорезывают
 ловозерскую тайгу, как бритва, оставляя за собой нагромождения
 поломанных, точно спички, могучих стволов. Идти трудно -- что
 вверх, что вниз, что вдоль по склону. Хорошо, что попалась
 лосиная тропа. Но она вывела всего лишь к укромной лежке зверя
 -- красавца здешних мест. Спасаясь от комарья, лоси забираются
 повыше в горы.
  Вокруг уникальный ландшафт. Под нами ураноносные и
 редкоземельные руды. Неудивительно, что именно здесь Барченко
 начал искать ответ на вопрос, владели ли древние секретом
 расщепления атомного ядра, что, в свою очередь, вызвало
 повышенный интерес со стороны органов госбезопасности и личную
 поддержку Дзержинского. По утверждениям геологов, район
 Сейдозера представляет собой геотермальную аномалию. Потому-то
 и микроклимат здесь заметно отличается от других мест Кольского
 полуострова. Нам довелось встретить даже лозу дикого винограда
 (о чем не подозревают даже ботаники) -- лишнее подтверждение,
 что в гиперборейские времена климат здесь был совершенно иной,
 пригодный для возделывания винограда. Однако никаких признаков
 загадочного лаза. Так мы его и не отыскали. А назавтра были уже
 совсем другие планы.
  Хотелось внести ясность и в вопрос по поводу болотной
 пирамиды, вокруг которой в 20-е годы развернулась публичная
 полемика между Барченко и академиком Ферсманом. Последний
 отрицал искусственное происхождение чего бы то ни было в
 окрестностях Сейдозера. Я специально выкроил время, чтобы
 побывать у спорного пирамидального камня и даже, дабы легче
 было сравнивать, сфотографировался на нем. Высота -- чуть ниже
 человеческого роста. Покрыт такой плотной коростой мха и
 лишайников вперемешку с наносным грунтом, что наверху сумела
 вырасти и закрепиться карликовая березка. Поблизости еще одна
 плита -- правильной геометрической формы, как в горах, где были
 найдены гиперборейские руины. На плите пирамидальный камень. В
 Лапландии камень на камне -- это почти всегда сейд.
  Болото, на котором находятся два пирамидальных знака,
 пользуется дурной славой. Лопари боятся туда ходить и пугают
 приезжих. Запреты соблюдаются слабо. Мое первое впечатление
 совпадает с выводом Ферсмана: пресловутая болотная пирамида
 естественного происхождения. Но потом все-таки засверлила
 крамольная мысль: за десятки тысяч лет любой искусственно
 обработанный камень мог подвергнуться такой деформации и
 выветриванию, что все следы человеческих рук стерлись начисто.
  Итак, Гиперборея (точнее -- один из ее центров) найдена! Я
 ни на минуту не сомневался, что так оно и будет! Но вряд ли бы
 это произошло, если бы нас не взяло под свое покровительство
 само Провидение. Интуиция и трезвый научный расчет подсказали
 мне, где и что нужно искать. Вопреки другим предложениям
 настоял, куда именно нужно ехать, где остановиться и что делать
 дальше. И не ошибся. Сразу же попал в самую "десятку". Судьбе
 было угодно дать мне спутников, которые помогли успешно довести
 до конца задуманное в тиши кабинета дело. Да, видно, так было
 угодно Богу и благосклонному Хозяину Земли, что не одно
 тысячелетие ревностно хранил тайны Гипербореи.
 
 Приложение 1
 
 
  Необыкновенное пестроцветие и непохожесть живых и мертвых
 языков, казалось бы, полностью исключает саму постановку
 вопроса об их прошлом единстве и общности происхождения.
 Абсолютное отсутствие археологических данных или письменных
 источников, похоже, делают всякие рассуждения на эту тему
 призрачно-зыбкими и лишенными каких-либо научных оснований. На
 самом же деле все обстоит по-другому: имеются совершенно
 неопровержимые факты, в истинности которых легко убедиться
 каждому, каким бы языком он ни владел. И факты эти неумолимо
 свидетельствуют: все языки мира -- и современные, и канувшие в
 Лету -- имеют общий достаточно хорошо просматриваемый
 фундамент.
  Суть дела заключается в следующем. Одними из самых древних
 консервативных лексических пластов в любом языке выступают
 пространственно-указательные слова, которые в подавляющем
 большинстве случаев очень слабо менялись с момента своего
 возникновения и вхождения в речевой обиход. От указательных
 слов типа русских "тот", "этот", "оный", "там", "здесь" и т.п.
 произошли личные местоимения -- общеизвестный лингвистический
 факт, хорошо прослеживаемый в любом языке. Прямая
 взаимозависимость между личными, а также определительными (типа
 "сам") и возвратными (типа "себя") местоимениями, с одной
 стороны, и указательными словами, с другой, объясняется скорее
 всего тем, что название 1-го, 2-го и 3-го лиц одновременно
 сопровождалось указанием на данное лицо (в том числе и с
 помощью жестов).
  Отсюда совершенно естественно предположить, что некоторые
 общие элементы, лежащие в основе личных и указательных
 местоимений, а также местоименных наречий всех известных
 языков, и являются теми первичными (архаичными) формами
 праязыка, которые благополучно дожили до наших дней.
 Сравнительный анализ более 200 языков практически всех языковых
 семей (недоступными оказались данные лишь по языкам группы
 мунда, андаманским и ряда языковых семей индейцев Южной
 Америки) позволяет выделить четыре таких первоэлемента: [М],
 [Н], [С], [Т]. Их происхождение вполне уместно возвести к
 общему праязыку, где смысловое значение названных элементов,
 быть может, соответствовало различной пространственной
 направленности, принадлежности или удаленности. Не существует в
 мире ни одного языка, личные местоимения и указательные слова
 которого в той или иной степени не основывались бы на четырех
 перечисленных элементах.
  Под праязыком следует понимать лишь самый начальный этап
 формирования языков, относящийся к столь раннему периоду
 человеческой предыстории, когда человек еще не был человеком в
 собственном смысле данного понятия. Первичные
 пространственно-указательные слова и произошедшие от них личные
 местоимения с течением времени, естественно, изменяли свой
 первозданный вид. Тысячелетия не могли не оставить отпечаток на
 первоначальном фонетическом оформлении
 пространственно-указательных элементов. Из простого
 сопоставления видна эквивалентность элементов [Т] и [Д]. (Ср.,
 напр., в индоевропейских языках местоимение "ты" = tu
 испанск., румынск., ирландск., армянск., литовск., латышск.) =
 du немецк., датск., норвежск.); или местоимение "мы" в
 черкесской подгруппе кавказских языков: te (адыгейск.) =
 de (кабардинск.). Точно так же следует принять
 эквивалентность элемента [С] и элементов [З], [Ж], [Ш], [Ч],
 [Ц]. Правомочность такого утверждения вполне видна из сравнения
 указательных местоимений со значением "этот" в индоевропейских
 языках: сей (русск.) = sa (готск.) = this
 (английск.) = is (латышск.) = ce (французск.)
 = co (ирландск.) = зэ (бретонск.) = sдm
 (тохарск.) = so (авестийск.) = ацы (ж.р.)
 (осетинск.); и далее -- в других языковых семьях: за
 (арабск.) = ez (венгерск.) = see (эстонск.) =
 эс (грузинск.) = со (японск.) = cai
 (вьетнамск.) = чжэ, цы (китайск.) = чо
 (корейск.) = ,su (турецк.) = шу (узбекск.).
  Хотя в сравнительном анализе можно было бы ограничиться
 одними указательными словами современных языков, -- именно
 сопоставление их с личными местоимениями дает возможность с
 уверенностью говорить о многенезе языков мира. Во-первых, в
 составе личных местоимений сохранились в большинстве случаев те
 первичные элементы и те формы этих элементов, которые по тем
 или иным причинам были утрачены в указательных местоимениях и
 местоименных наречиях. Во-вторых, личные местоимения -- это,
 пожалуй, единственная в своем роде категория слов, в которой
 запечатлена в доступной для анализа форме история развития
 языка от самых истоков до настоящего времени: если образование
 1 лица (дифференциация понятия "я" из древних
 пространственно-указательных понятий) относится, видимо, ко
 времени единого праязыка, то выделение 3 лица из указательных
 местоимений и местоименных наречий во многих современных языках
 не завершено до сих пор. Наконец, в-третьих, -- и это главное
 -- 1 лицо личных местоимений большинства современных языков
 можно привести к общей схеме.
  Причина, по которой не всегда удается установить прямую
 зависимость между указательными словами и личными местоимениями
 в некоторых отдельно взятых языках, в принципе понятна. С одной
 стороны, несомненно, что в процессе эволюции первичные элементы
 праязыка могли развиться (в уже обособившихся семьях) в широкую
 систему конкретных указательных понятий, включившую в себя и
 новые основы. Примеры большого числа
 пространственно-указательных форм в различных языках вполне
 подтверждают эту мысль. (Так, в эскимосском языке насчитывается
 20 указательных местоимений, до десяти указательных форм
 имеется во многих индейских языках, больше десяти -- в
 мальгашском языке и т.д.) С другой стороны, на определенных
 этапах развития языков отдельные слова и формы, напротив,
 отмирали. (Например, в русском языке сравнительно недавно
 перешли в пассивный запас слов разноосновные указательные
 местоимения "сей" и "оный".) Генетическая связь между
 указательными словами и личными местоимениями становится сразу
 же очевидной, если сопоставление в плане "указательное слово --
 личное местоимение" производить не в отдельно взятом языке, а в
 языковой семье или группе в целом. Впрочем, в каждой языковой
 семье почти всегда находятся языки, в которых взаимосвязь между
 указательными словами и личными местоимениями выступает
 непосредственно в данном языке. Для примера можно сравнить
 указательные слова и местоимение "я" некоторых языков:
  индоевропейские языки:
  индийская группа -- ma -- mama (сингальск.);
  иранская гр. -- ан -- ман (белуджск.);
  балтийская гр. -- is -- а (литовск.), is --
 es (латышск.);
  кельтская гр. -- ma -- me (бретонск.);
  кавказские языки: вейнахская гр. -- ис -- со
 (чеченск.);
  картвельская гр. -- ham -- ma (чанск.);
  алтайские языки:
  тюркские языки -- манна -- мин (якутск.);
  мана-мен (узбекск.);
  бурушаски языки: se -- -za (вершикск.);
  китайско-тибетские языки: цзай -- цза (китайск.);
  индейские языки:
  алгонкинско-вакашская гр. -- ina -- nina (фокс);
  пенути гр. -- un-i' -- n-i (майду);
  нилотские языки: enк -- nбnъ (масаи);
  манде языки: anua -- na (ваи);
  семито-хамитские языки:
  семитская гр. -- хун-ака -- 'бн-а (арабск.),
  хауса-котоко гр. -- nan -- ni (хауса);
  папуасские языки: ande -- adi (бонгу);
  мон-кхмер языки: nih-aс (кхмерск.);
  дравидские языки: antna -- n-anu (каннада);
  малайско-полинезийские языки:
  микронезийские языки -- ine -- -ani (науру);
  эскимосско-алеутские языки: уна-хуана (эскимосск.);
  тасманийский язык: ni, ne -- mi(na);
  баскский язык: an -- ni.
  Как уже было отмечено, есть достаточно оснований
 предполагать, что образование личных местоимений 1 лица
 относится к эпохе существования праязыка. Вероятно, на
 определенной ступени развития праязыка какое-то указательное
 слово стало выражать понятие "я". Скорее всего, даже не одно, а
 два указательных слова составили новое сложное понятие,
 имевшее, однако, на первых порах лишь конкретное узкое
 пространственно-указательное содержание. Это тем более
 объяснимо, что, коль скоро образование личных местоимений 1
 лица относится к эпохе примитивного языка, а значит, и эпохе
 примитивного мышления, -- то возникновение нового понятия вряд
 ли могло основываться на фонетической дифференциации первичного
 понятия, а, вероятней всего, возникло путем механического
 соединения двух уже освоенных элементов. Возможно, что понятие
 "я" в праязыке выражалось словом, образованным путем соединения
 первоэлементов [М] + [H]. Во всяком случае, остатки такой
 сложной архаичной формы можно обнаружить в личных местоимениях
 1 лица почти всех современных языков. Остатки -- ибо
 несомненно, что дальнейшее развитие отдельных языков,
 выделившихся из распавшегося праязыка, повлекло за собой в
 некоторых случаях упрощение сложной формы [М] + [Н], т.е.
 утрату одного из составляющих элементов [М] или [Н]. В ряде
 языковых семей отпечаток этого распада отчетливо сохранился до
 наших дней. Ср., напр., местоимение "я" в финно-угорской группе
 уральских языков: [М] + [Н] -- minд (финск.) = mina
 (эстонск.) = monn (саамск.) = мон (удмуртск.) =
 мынь (марийск.); [М] -- ам (мансийск.) = ма
 (хантыйск.); [Н] -- иn (венгерск.). То же в языковой
 семье банту: [М] + [Н] -- mina (зулу) = mi-na
 (thon); [М] -- mimi (суахили); [Н] -- nna
 (sotho) = nne (venda) = i-ni (shona).
  Трансформация первоэлементов нагляднейшим образом
 проявляется при склонении личных местоимений в современном
 русском языке: "я" -- "меня" -- "мне"...; "мы" -- "нас" --
 "нам"...
  В других языковых семьях, если и не встречается форм,
 сводимых к [М] + [Н], то существуют параллельно местоимения, в
 основе которых лежит или [М] или [Н] самостоятельные, например,
 в языках койсандских, манде, отчасти -- в кавказских. В
 тюркских языках местоимение "я" в абсолютном большинстве
 случаев соответствует формуле [М] + [Н]. В семито-хамитских и
 дравидских языках в основе местоимения "я" лежит элемент [Н].
 Однако и здесь косвенным путем можно обнаружить утраченный
 элемент [М], сопоставляя основы единственного и множественного
 числа, в которых можно установить соответствие. Чередование
 элементов [М] и [Н] во мн. числе 1 лица языков группы
 хауса-котоко семито-хамитской семьи и в некоторых дравидских
 языках раскрывает такую связь. Кроме того, в древнем языке
 каннада (дравидская семья) для 1 лица ед. числа существовала
 форма -am (an).
  В процессе эволюции некоторых языков можно выделить и
 такой этап, когда в качестве местоимения "я" функционировало не
 одно, а несколько слов. (Напр., в истории японского языка
 насчитывается 17 местоимений 1 лица. В ряде современных языков
 и поныне существует несколько слов для выражения понятия "я".)
 Возможно, что первоначально появление синонимов личных
 местоимений 1 лица связано с расширением первичного
 примитивного пространственно-указательного значения слова "я",
 углублением его содержания. В дальнейшем архаичное значение
 местоимения "я" могло вообще утратиться. Так, очевидно, и
 произошло в большинстве языковых групп индоевропейской семьи.
 Однако там, где это случилось, в тех группах, где древняя форма
 была утрачена в именительном падеже, она везде сохранилась в
 косвенных падежах; если в им. падеже местоимение "я" имеет
 самые разнообразные формы, то в косвенных падежах его структура
 подчинена единообразной схеме [М] + [Н] или [М]
 самостоятельное.
  Соответствие между именительным и косвенными падежами в
 индийской и кельтской группах индоевропейской семьи также
 подтверждает положение о том, что элементы [М] и [Н] -- это
 наиболее древние формы в системе личных местоимений
 индоевропейских языков. Столь же очевидна картина в монгольской
 и тунгусо-маньчжурской группах алтайских языков, где [М] + [Н]
 косвенных падежей -- это несомненный отголосок той первоформы,
 которая сохранилась в именительном падеже современных тюркских
 языков. Что касается собственно именительного падежа
 монгольских и тунгусо-маньчжурских языков, то и его истоки
 можно найти в указательных местоимениях тюркских языков (ср.,
 напр., "этот" -- бу (турецк., азербайджанск., туркменск.,
 татарск., якутск., узбекск., уйгурск.) и "я" -- би
 (халха-монгольск., бурятск., калмыкск., эвенкийск., эвенск.,
 негидальск., маньчжурск., удейск.). Результатом расхождения
 основ именительного и косвенных падежей местоимения "я" более
 существенны. Ибо, помимо простой фиксации пространственного
 местоположения, притяжательные местоимения уже были связаны с
 такими социально-значимыми понятиями (отобразившими
 соответствующие общественные отношения), как обладание,
 принадлежность, право на владение и вообще -- любое право, а в
 дальнейшем -- и собственность. Уходящие своими корнями в самые
 глубины предыстории, притяжательные местоимения совместно с их
 указательными и личными словесно-понятийными прародителями
 позволяют не только нащупать истоки первобытного мышления, но и
 проследить в главных чертах его структуру и механизмы развития.

<< Пред.           стр. 49 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу