<< Пред.           стр. 56 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу

 томах. Т.3. М., 1957. С.456.
  50 Надеждин Н.И. О русских народных мифах и сагах, в
 применении их к географии и особенно к этнографии русской//
 Русская беседа. 1857. No 3. С.5.
  51 Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского
 населения северо-западного края. Т.2. СПб., 1893. С.178.
  52 Мифология древнего мира. М., 1977. С.341.
  Подобные вопросы были распространены не только в
 индоевропейской, но и в иных культурах. Так, в знаменитых
 "Вопросах к небу" древнекитайского поэта Цюй Юаня (IV-III вв.
 до н.э.) спрашивается:
  Каков был довременный мир --
  Чей может высказать язык?
  Кто Твердь и Землю -- "Верх и Низ" --
  Без качеств и без форм постиг?
  Во тьме без дна и без краев
  Свет зародился от чего?..
  53 Хомяков А.С. О старом и новом: Статьи и очерки. М.,
 1988. С.301 -- 302.
  54 См.: Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М., 1965. С.41 --
 42.
  55 Уоллис Бадж Е.А. Путешествие души в царстве мертвых:
 Египетская Книга мертвых. М., 1995. С.197 -- 198.
  56 Франк-Каменецкий И.Г. Адам и Пуруша: Макрокосм и
 Микрокосм в иудейской и индийской космогонии// Памяти академика
 Н.Я. Марра. М.-Л., 1938. С.466 -- 467.
  57 Памятники отреченной русской литературы. Т.2. М., 1863.
 С.448.
  58 Песни русских сектантов мистиков// Записки
 императорского Русского географического общества по отделению
 этнографии. Т.35. СПб., 1912. С.49.
  59 Там же. С.119.
  60 См.: Панов И. Ересь жидовствующих// Журнал министерства
 народного просвещения. 1877. Ч. 189 -- 190 (январь -- март);
 Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения
 на Руси. М.-Л., 1955.
  61 См.: Соболевский А.И. Литература жидовствующих//
 Переводная литература Московской Руси XIV -- XVII века. СПб.,
 1903; Келтуяла В.А. Курс истории русской литературы. Ч.1. Кн.2.
 СПб., 1911; Пыпин А.Н. История русской литературы. Т.1-2. СПб.,
 1902; Сперанский М.Н. История древней русской литературы. М.,
 1914; Тихонравов Н.С. Древняя русская литература// Сочинения в
 трех томах. Т.1. М., 1898.
  62 Цит. по: Соболевский А.И. Указ. соч. -- С.409 -- 410.
  63 Святский Д.О. Астрономическая книга "Шестокрыл" на Руси
 XV века. -- Мироведение, 1927, т.16. -- С.68.
  64 См.: Башем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977. С.513
 -- 515.
  65 См.: Воеводский Л.Ф. Каннибализм в греческой мифологии.
 СПб., 1874. С.281.
  66 Волошин М.А. Лики творчества. Л., 1988. С.110.
  67 См.: Сумцов Н.Ф. Мышь в народной словесности//
 Этнографическое обозрение. 1891. No 1. С.91.
  68 См.: Сумцов Н.Ф. Писанки. Киев, 1891. С.32 -- 36.
 Автор, известный русский профессор-этнограф, отмечает
 повсеместность распространения пятиконечной звезды
 (пентаграммы) в прошлом у различных народов: на Королинских
 островах пятиугольные звезды выкалывались в виде татуировок; в
 Марокко используются как амулеты; лопари в тундре метят
 звездами оленей; в Древнем Риме и Византии их выбивали на
 щитах; находят пентограммы и на доисторических мечах. Точно так
 же свастику, помимо индоарийцев, использовали монголы, тибетцы,
 финикийцы, этруски, финны. Выводы ученых прошлого века
 подтверждаются и дополняются современными исследованиями. Так,
 израильский историк А.Голан, издавший свод древнейшей
 символики, приводит многие десятки изображений свастики из
 культур эпохи неолита, энеолита, бронзы и железного века, а
 также взятые из различных периодов истории народов Индии,
 Ирана, Кавказа, Древней Азии, Европы, Сибири, доколумбовой
 Америки и т.д. Аналогичным образом пятиконечная звезда
 встречается у древних народов Малой Азии, Шумера, Крита,
 Египта, Ирана, Грузии, Осетии, Испании, Чехии, Словакии,
 Венгрии, России. Примерно тот же ареал распространения и у
 шестиконечной звезды, которая, по мнению израильского
 исследователя, стала специфическим еврейским символом
 сравнительно недавно; он был заимствован иудейскими идеологами
 и стал использоваться как самостоятельный еврейский символ не
 ранее 12 -- 14 вв. (см.: Голан А. Миф и символ. М., 1893. С.119
 -- 122; 148 -- 153; рис.212 -- 234; 316 -- 327).
  69 Цит. по: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на
 природу. Т.1. М., 1865. С.535 -- 536.
  70 См.: Коробко Н.И. Образ птицы, творящей мир, в русской
 народной поэзии и письменности// Известия отделения русского
 языка и словесности императорской академии наук. 1909. Т.14.
 Кн.4. С.185.
  71 Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. Издание второе. Т.3.
 М., 1910. С.186.
  72 Цит. по: Сумцов Н.Ф. Очерки истории южнорусских
 апокрифических сказаний и песен. Киев, 1888. С.23. Аналогичную
 космогоническую легенду, но из другого списка приводит
 А.Н.Афанасьев во 2-м томе "Поэтических воззрений славян на
 природу". С.463.
  73 См.: Смоленский этнографический сборник (составил
 В.Н.Добровольский). Ч.1.СПб., 1891. С.229 -- 230.
  74 Там же, с.235.
  75 Этнографическое обозрение. 1909. No 2. С.171 -- 172.
  76 См.: Булашев Г.О. Украинский народ в своих легендах и
 религиозных воззрениях и верованиях. Вып. 1: Космологические
 украинские народные воззрения и верования. Киев, 1909.
  77 Украинские сказки в двух книгах. Кн.2. М., 1993. С.14.
  78 См.: Веселовский А. К вопросу о дуалистических
 космогониях// Этнографическое обозрение. 1890. No 2. С.43.
  79 См.: Уваров П.С. Алконост// Сборник мелких трудов. Т.1.
 М., 1910. С.304 -- 305.
  80 См.: Словарь античности. М., 1989. С.264.
  81 С.: Успенский Б.А. Вопрос о сирийском языке в
 славянской письменности: почему дьявол может говорить
 по-сирийски?// Избранные труды. Т.2. Язык и культура. М., 1994.
 С.49 -- 50.
  82 Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981.
 С.476 -- 477.
  83 Соколов М.И. Феникс в апокрифах об Енохе и Варухе.
 СПб., 1904. С.8-9.
  84 Цит. по: Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М., 1965. С.150.
  85 Лосев А.Ф. Олимпийская мифология в ее
 социально-историческом развитии// Труды Московского
 государственного педагогического института им. В.И.Ленина.
 Т.72. Вып.3. М., 1953. С.47.
  86 Подробнее о древнерусских свастиках, восходящих к
 доиндоевропейским временам, см.: Жарникова С.В. Древние тайны
 Русского Севера// Древность: Арьи. Славяне. М., 1996. Старожилы
 Севера рассказывают, что в годы войны специальные
 уполномоченные НКВД добирались до самых глухих деревень с
 единственной целью: изъять и уничтожить традиционные рубахи,
 передники, полотенца и т.п., на которых испокон веков
 вышивались свастики.
  87 См.: Бобринской А.А. О некоторых символических знаках,
 общих первобытной орнаметике всех народов Европы и Азии// Труды
 Ярославского областного съезда исследователей истории и
 древностей Ростово-Суздальской области. М., 1902.
  88 См.: Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
 С.469.
  89 См.: Миролюбов Ю. Собрание сочинений. Т.6. Русская
 мифология. Мюнхен, 1982. С.51 -- 52.
  90 См.: Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила.
 Т.2. М., 1993. С.297 -- 299.
  91 Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и
 суеверные обряды. Вып. 2. М., 1838. С.68 -- 69.
  92 См.: Шрадер О. Индоевропейцы. СПб., 1913. С.181 -- 182.
  93 См.: Дмитриева С.И. Фольклор и народное искусство
 русских Европейского Севера. М., 1988. С.57.
  94 Цит. по: Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей
 о славянах и русских (с половины VII века до конца X века по
 Р.Х.). СПб., 1870. С.125.
  95 См.: Словарь русского языка XI -- XVII вв. Вып.7. М.,
 1980. С.231, 242.
  96 См.: Славянские древности: Этнолингвистический словарь
 в пяти томах. Т.1. М., 1995. С.314 -- 315.
  97 См.: Гумилев Л.Н. Бон (древняя тибетская религия)//
 Древний Тибет. М., 1996. С.274.
  98 См.: Славянский фольклор: Тексты. М., 1987. С.184.
  99 Плотин. Эннеады, III 8, 10// Антология мировой
 философии. Т.1. Ч.1. М., 1969. С.551.
  100 См.: Костомаров Н.И. Славянская мифология. М., 1995.
 С.5.
  101 Ткаченко Г.А. Госмос, музыка, ритуал: Миф и эстетика в
 "Люйши чунцю". М., 1990. С.40,47.
  102 См.: Двойрин Г.Б. Единая голографическая
 информационная теория Вселенной. СПб., 1996. С.17 -- 18.
  103 Цит. по: Королева Э.А. Ранние формы танца. Кишинев,
 1977. С.9-10.
  104 См.: Константин Багрянородный. Об управлении империей.
 М., 1991. С.49; Ивакин Г.Ю. Священный дуб языческих славян//
 Советская этнография. 1979. No 2.
  105 Памятники отреченной русской литературы. Т.2. М.,
 1863. С.348 -- 349.
  106 См.: Шарль де Бросс. Оракул Додоны// Шарль де Бросс о
 фетишизме. М., 1973.
  107 См.: Русский эротический фольклор. М., 1995. С.245 --
 309.
  108 См. фото в кн.: Тахо-Годи А.А. Греческая мифология.
 М., 1989. С.124.
  109 См.: Иванов В.И. Дионис и прадионисийство, СПб., 1994.
 С.188 -- 191.
  110 См.: Никольский Н.М. Дохристианские верования и культы
 днепровских славян. М., 1929. С.12.
  111 Цит. по: Никольский Н.М. История русской церкви. М.,
 1985. С.40.
  112 См.: Дэвлет М.А. Листы каменной книги Улуг-Хема.
 Кызыл, 1990. С.95.
  113 См.: Максимова А.Г., Ермолаева А.С., Марьяшев А.Г.
 Наскальные изображения урочища Тамгалы. Алма-Ата, 1985. С.37.
  114 См.: Барсов Е.В. Об олонецких древностях// Древности
 (труды) Московского археологического общества. Т.7. М., 1878.
 С.229 -- 230.
  115 См.: Шаповалова Г.Г. Севернорусская легенда об олене//
 Фольклор и этнография Русского Севера. Л., 1973.
  116 См.: Сумцов Н.Ф. Тур в народной словесности. СПб.,
 1887. С.14.
  117 Цит. по: Бернштам Т.А. Следы архаических ритуалов и
 культов в русских молодежных играх "ящер" и "олень" (опыт
 реконструкции)// Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции
 фактов традиционной культуры. Л., 1990. С.32.
  118 См.: Белорусский сборник. Вып.3. Витебск, 1887. С.292
 -- 295.
  119 Колесница Солнца. Восемь тетрадей индийской
 классической лирики в переводах С.С.Верцевой. М.: Наука, 1991.
 С.5.
  120 Авеста; избранные гимны. М.: Дружба народов, 1993.
 С.54.
  121 См.: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на
 природу. Т.1. М., 1865. С.631.
  122 Сумцов Н.Ф. Заяц в народной словесности//
 Этнографическое обозрение. 1891. No 3.
  123 См.: Русская сказка: Избранные мастера. Т.1. Л., 1931.
 С.224 -- 236. Сказка об Иване-Кобылине сыне имеется и в
 сборнике И.А.Худякова.
  124 См.: Лауэнштайн Д. Эливсинские мистерии. М., 1996.
  125 См.: Мельников-Печерский П.И. Полное собрание
 сочинений. Т.3. Кн.6. СПб., 1909. С.4 -- 5.
  126 Мельников-Печерский П.И. Полное собрание сочинений.
 Т.3. Кн.7. СПб., 1909. С.256 -- 258.
  127 Памятники литературы Древней Руси: XIV -- середина XV
 века. М., 1981. С.169.
  128 Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Т.9. М., 1952.
 С.421.
  129 Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. Т.2. М., 1989.
 С.355.
  130 Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения.
 М., 1994. С.166.
  131 Булгаков С.Н. Автобиографические заметки. Париж, 1946.
 С.7.
  132 Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т.1. М.,
 1990. С.375. См. также: Флоренский П.А. София// Богословский
 вестник. 1911. No 6. С.598.
  133 См.: Розанов В.В. Люди лунного света. СПб., 1913.
 С.31.
  134 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати
 томах. Т.14. Л., 1976. С.328.
  135 Цит. по: Смирнов С.И. Исповедь земле// Чтения в
 императорском Обществе истории и древностей российских при
 Московском университете. Кн. 249. М., 1914.
  136 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати
 томах. Т.6. Л., 1976. С.405.
  137 См.: Клюев Н.А. Письмо Н.Ф.Христофоровой-Садомовой от
 5 апреля 1937 г. Новый мир. 1988. No 8. С.200.
  138 Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения.
 М., 1994. С.166.
 
 

<< Пред.           стр. 56 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу