<< Пред.           стр. 55 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу

 Острове-Буяне // Временник императорского Московского общества
 истории и древностей российских. Кн.9. М., 1851; Он же.
 Поэтические воззрения славян на природу. Т.2. М., 1868. С.132
 -- 133.
  58 Соболев А. Обряд прощания с землей перед исповедью
 (заговоры и духовные стихи). Владимир, 1914. С. 17 -- 24.
  59 См.: Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности.
 Т.1. М., 1897. С.209.
  60 Русские заговоры. М., 1993. С.125.
  61 Те немногие былины, которые удалось записать в
 Малороссии, посвящены "младшим богатырям" и близки к
 историческим песням (См.: Веселовский А.Н. Южнорусские былины.
 Т.1-2. СПб., 1881 -- 1884).
  62 Великорусские сказки в записях И.А.Худякова. М.-Л.,
 1964. С.194. Более поздний сокращенный вариант, записанный в
 тех же местах, интересен изменением и самого имени героини --
 Снежурочка (см.: Песни и сказки пушкинских мест. М., 1979.
 С.183 -- 184).
  63 Мережковский Д.С. Атлантида -- Европа: Тайна Запада.
 М., 1992. С.194 -- 195.
  64 См.: Толстой И.И. Остров Белый и Таврика на Евксинском
 Понте. Пг., 1918.
  65 См.: Памятники отреченной русской литературы. Т.2. СПб,
 1863. С. 78 -- 92.
  66 Полное собрание русских летописей. Т.6. СПб., 1853. С.
 88 -- 89.
  67 Клюев Н.А. Письма к Н.Ф.Христофоровой-Садомовой, Томск,
 сентябрь -- начало октября 1936 г. // Новый мир. 1988. No8. С.
 196.
  68 См., напр.: Куратов А.А. О каменных лабиринтах Северной
 Европы: Опыт классификации //Советская археология. 1970. No 1.
  69 См.: Святский Д.О. Соловецкие лабиринты и культ Солнца.
 // Мироведение, Т.17. 1928. No2. С. 114 -- 115.
  70 См.: Шейн П.В. Великорусс в своих песнях, обрядах,
 обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. СПб., 1900. Т.1.
 Вып.1. С.348.
  71 См.: Фролов Б.А. Происхождение календаря. // Календарь
 в культуре народов мира. М., 1993. С. 17, 36.
  72 См.: Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987. С. 192,
 210, 211, 233, 245, 425 и др.; Эпоха бронзы Кавказа и Средней
 Азии: Ранняя и средняя бронза Кавказа. М., 1994. С. 19, 40,
 267, табл. VII и др.
  73 Гурина Н.Н. Время, врезанное в камень. Мурманск, 1982.
 С.105.
  74 Священник А.Грандилевский. Родина Ломоносова (в
 доисторические времена). // Известия Архангельского общества
 изучения Русского Севера. 1909. No 12. С.39.
  75 См.: Стингл М. Индейцы без томогавков. М., 1978. С. 141
 -- 142.
  76 См.: Симченко Ю.Б. Тамги народов Сибири XVII века. М.,
 1965. С. 38, 137, 139, 141 и др. Здесь же приведены тамги в
 виде трезубцев (С.41, 179) и свастики -- еще одного древнего
 сакрального символа Солнца (С. 114, 115, 165). Последнее,
 кстати, вопреки утверждениям фашистских идеологов,
 неопровержимо доказывает неарийское (неиндоевропейское)
 происхождение свастики, широко распространенной также у саамов
 (лопарей), единственного непришлого северного народа, издревле
 живущего за полярным кругом с доисторических и гиперборейских
 времен.
  77 См.: Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как
 исторический источник. М.-Л., 1963. С.464 -- 473.
  78 См.: Фробениус Л. Детство человечества. СПб., 1910.
 С.303.
  79 Генон Р. Символы священной науки. М., 1997. С. 137 --
 141.
  80 См.: Цицерон. О природе богов // Философские трактаты.
 М., 1985. С. 175.
  81 См., напр.: Кейпер Ф.Б.Я. Космология и зачатие // Труды
 по ведийской мифологии. М., 1986; Слингер П., Дуглас Н. Тайны
 пола. М., 1993.
  82 См.: Блок А.А. Собрание сочинений в восьми томах. Т.5.
 М.-Л., 1962. С.36.
  83 Великорусские заклинания. Сборник Л.Н.Майкова. СПб.,
 1994. С. 15 -- 16.
  84 См.: Иловайский Д.И. Собиратели Руси
 (Московско-литовский период, или Собиратели Руси). М., 1996.
 С.165 -- 166.
  85 См.: Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1985.
 С.40.
  86 См.: Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками
 язычества в Древней Руси. Т.1. Харьков, 1916. С.51.
  87 Путевые заметки Эриха Лассоты, отправленного римским
 императором Рудольфом к запорожцам в 1594 г. Спб., 1873. С. 22
 -- 23.
  88 См.: Никольский Н.М. Этюды по истории финикийских
 общинных и земледельческих культов. Минск, 1947. С. 168 -- 169.
  89 См.: Яншина Э.М. Формирование и развитие
 древнекитайской мифологии. М., 1984. С. 34.
  90 См.: Фурдуй Р.С., Швайдак Ю.М. Прелесть тайны. Киев,
 1992. С. 9-37.
  91 Никифоров А.И. Просто о Севере: Впечатления. Думы.
 Встречи // Русский эротический фольклор. М., 1995. С. 524.
  92 См.: Пискарев А.И. О местонахождении каменных баб в
 России // Записки императорского археологического общества,
 Т.3. СПб., 1851. Норцов А.Н. Древнейшая история Тамбовского
 края по греческим писателям. Тамбов, 1901. Уваров А.С. Сведения
 о каменных бабах (с 40 рис.) // Сборник мелких трудов, Т.2. М.,
 1910.
  93 См.: Сумцов Н.Ф. Культурные переживания: 186.
 Религиозно-мистическое значение каменных баб // Киевская
 старина. 1890. No7.
  94 См.: Казанский Н.Н. К этимологии теонима Гера //
 Палеобалканистика и античность. М., 1989. С. 54 -- 58.
  95 См.: Гусева Н.Р. Арктическая родина в Ведах //
 Древность: Арьи, Славяне. М., 1996. С. 8-9.
  96 Цит.: Тураев Б.А. Бог Тот: Опыт исследования в области
 истории древнеегипетской культуры. Лейпциг, 1898. С.95.
  97 Б.А.Тураев приводит список из 170 (!) различных
 эпитетов Тота-Гермеса. См.: Там же. С.167 -- 175.
  98 См.: Вико Д. Основания новой науки об общей природе
 наций. Л., 1940. С. 50.
  99 Плутарх. Моралии // Вестник древней истории. 1978. No1.
 С. 239.
  100 См.: Церен Э. Лунный Бог. М., 1976. С. 208 -- 209.
  101 Цит. по : Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год
 сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа.
 Смоленск, 1995. С.53.
  102 См.: Ермолов А.С. Народное погодоведение. М., 1995. С.
 264, 265 и сл.
  103 См.: Богораз-Тан В.Г. Чукчи. Т. 2. Л., 1939. С. 130.
  104 См.: Славянские древности: Этнолингвистический
 словарь. Т.1. М., 1995. С. 498 -- 500.
  105 Цит. по: Рабинович Б.Л. Алхимия как феномен
 средневековой культуры. М., 1979. С. 323. И далее следует
 философская расшифровка: "4. Солнце -- его отец. Луна -- матерь
 его. Ветер вынашивает его во чреве своем. Земля вскармливает
 его. 5. Единое, и только оно, -- первопричина всяческого
 совершенства -- повсеместно, всегда. 6. Мощь его есть
 наимощнейшая мощь -- и даже более того! -- и явлена в
 безграничии своем на земле ..." (Там же. С. 324).
  106 См.: Гомеровские гимны: III К Гермесу // Античные
 гимны. М., 1988.
  107 Платон. Тимей // Сочинения в трех томах. Т.3. Ч.1. М.,
 1971. С.463.
  108 Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992. С.39.
  109 Цит. по: Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб.,
 1914. С. 385.
  110 См.: Никольский Н.М. Происхождение и история
 белорусской свадебной обрядности. Минск, 1956.
  111 См.: Болсуновский К.В. Жертвенник Гермеса-Световида:
 Мифологическое исследование. Киев, 1909.
  112 См.: Зелинский Ф.Ф. Гермес Трижды-Великий // Из жизни
 идей. Т.З. СПб., 1907. С.90.
  113 Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М. 1992 С.99.
  114 Мюллер М. Сравнительная мифология // Летописи русской
 литературы и древности. Т.5. М., 1863. С. 75.
  115 Буслаев Ф.И. Волот Волотович // Исторические очерки
 русской народной поэзии и искусства. Т.1. СПб, 1861. С. 455 --
 469.
  116 Младшая Эдда. Л. 1970. С. 24 -- 25.
  117 Бессонов П.А. Калики перехожие. Ч.1. Вып.2. М., 1861.
 С.340.
  118 Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI --
 XIX веков. М., 1991. С. 36.
  119 См.: Максимович М.А. В каком веке жил Илья Муромец?
 //Собрание сочинений в трех томах. Т.1. Киев, 1876. 123 -- 126.
  120 Илья Муромец. М., 1958. С. 13.
  121 Беломорские былины, записанные А.Марковым. М., 1901.
 С.307 -- 309.
  122 Онежские былины, записанные А.Ф.Гильфердингом. 2-е
 издание. Т. 1. СПб., 1894. С.5.
  123 Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. 2-е издание. Т.1. М.,
 1909. С.9.
  124 Великорусские заклинания. Сборник Л.Н.Майкова.СПб.,
 1994. С.15.
  125 Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. 1-е издание. Ч.1. М.,
 1861. С. 40 -- 41.
  126 См.: Стасов В.В. Происхождение русских былин //
 Вестник Европы. 1868. No 3. С. 225 -- 262.
  127 Бессонов П.А. Заметка // Песни, собранные
 П.Н.Рыбниковым. Т.2. М.,1861. С. СХХХ.
  128 Бессонов П.А. Заметка // Песни, собранные
 П.В.Киреевским. Вып. 4. М., 1862. С. СXXIX.
  129 См.: Славянские древности: Этнолингвистический словарь
 в пяти томах. Т. 1. М., 1995. С. 195.
  130 См.: Янчук Н.А. К вопросу об отражении апокрифов в
 народном творчестве // Известия отделения русского языка и
 словесности (ИОРЯС). 1907. Т.12. Кн.1. С. 138 -- 143.
  131 Цит. по: Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о
 ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1872. С. 203 -- 204.
  Часть 2
  1 См.: Чаттопадхьяя Д. Локаята даршана: История индийского
 материализма. М., 1961. С.327.
  2 Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен.
 Ч.1. М., 1876. С.593.
  3 Цит. по: Алмазов А.И. Тайная исповедь в православной
 восточной церкви. Т.3. Одесса. 1894. С.153.
  4 Цит. по: Новомбергский Н. Колдовство в Московской Руси
 XVII столетия. СПб., 1906. С.76.
  5 См.: Барсов Н.И. К литературе об историческом значении
 русских народных заклинаний// Русская старина. 1893. No 1.
 С.217.
  6 Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.3. М., 1981.
 С.291.
  7 См.: Миролюбов Ю. Риг-Веда и язычество// Собрание
 сочинений. Т.4. Мюнхен, 1981. С.138 -- 139, 173.
  8 См.: Фаминцын А.С. Божества древних славян. СПб., 1884.
 С.142.
  9 Глинка Г.А. Древняя религия славян// Мифы древних
 славян. Саратов, 1993. С.112.
  10 Касторский М. Начертания славянской мифологии. СПб,
 1841. С.121.
  11 См.: Эпштейн М.П. Учение Якова Абрамова в изложении его
 учеников// Логос. Л., 1991. С.245 -- 252.
  12 См.: Сторожевы А. и В. Россия во времени. Кн.1. Древняя
 история сибирских и славянских народов. Сургут -- Москва. 1997.
 С.21.
  13 Элиаде М. Космос и история. М., 1987. С.29.
  14 См., напр.: Махабхарата. Книга третья. Лесная
 (Араньякапарва). -- М.: Наука, 1987. С.22 -- 23.
  15 См., напр.: Плутарх. Застольные беседы. М., 1990.
 С.198, 488.
  16 Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен.
 Т.2. М., 1876. С.291.
  17 См.: Васильев М.А. "Хорс жидовин": древнерусское
 языческое Божество в контексте проблем Khazaro-Slavica//
 Славяноведение. 1995. No 2.
  18 См.: Срезневский И.И. Об обожании Солнца у древних
 славян// Журнал министерства народного просвещения. Ч.51. 1846.
 С.36 -- 37.
  19 Колчин А. Верования крестьян Тульской губернии//
 Этнографическое обозрение. 1899. N 3. С.4-6.
  20 См.: Шепинг Д.О. Мифы славянского язычества. М., 1849.
  21 См.: Русские Веды. М., 1992. С.298, Баженова А.И.
 Солнечные боги славян// Предисловие к кн.: Мифы древних славян.
 Саратов, 1993. С.13.
  22 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981. С.246.
  23 См.: Иванов Вячеслав. Пролегомены о демонах: Лик и
 личины России// Собрание сочинений. Т.3. Брюссель, 1979. С.245.
  24 См.: Ошар П. Символ креста// Атеист. 1927. No 16.
 Оттиск данного номера журнала, содержащий тематическую подборку
 из нескольких переводных статей, обосновывающих в том числе и
 "огненные корни" символа креста, был также издан в виде
 отдельной брошюры под названием "История креста".
  25 См.: Потебня А.А. О некоторых символах в славянской
 народной поэзии// Слово и миф. С.290-291, 296, 299.
  26 Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия
 и поэзия. М., 1880. С.70.
  27 Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной
 Европы: летне-осенние праздники. М., 1978. С.186. (Интересно,
 что Моравия -- это название исторической чешской области, и
 река Морава -- производные от того же общеиндоевропейского
 корня "мор", от которого образовано и слово "Морена").
  28 Цит. по: Иванов И. Культ Перуна у южных славян//
 Известия Отделения русского языка и словесности (ИОРЯС). 1903.
 Кн.4. С.152.
  29 Сумцов Н.Ф. О народных воззрениях на новорожденного
 ребенка// Журнал министерства народного просвещения. Ноябрь
 1880. Ч.212. С.92 -- 93.
  30 См.: Кейпер Ф.Б.Я. Космогония и зачатие// Труды по
 ведийской мифологии. М., 1986.
  Аналогичные выводы получены в результате новейших
 психологических исследований с помощью ЛСД (см.: Гроф С. За
 пределами мозга. М., 1993; Он же. Области человеческого
 бессознательного. М., 1994).
  31 См.: Блок А.А. Собрание сочинений в восьми томах. Т.5.
 М.-Л., 1962. С.36.
  32 См.: Великорусские заклинания. Сборник Л.Н. Майкова.
 СПб., 1994. С.15 -- 16.
  33 См.: Телегин С.М. Мифология восточных славян. М., 1994.
 С.25.
  34 См.: Зарубин Л.А. Сходные изображения Солнца и зари у
 индоарийцев и славян// Советское славяноведение. 1971. No 6.
 С.72; Свирин А.Н. Древнерусская миниатюра. М., 1950. С.23.
  35 См. илл. в кн.: Петровский Н.С., Белов А.М. Страна
 Большого Хани. М., 1973. С.388 -- 389.
  36 См.: Ефименко П. О Яриле, языческом Божестве русских
 славян. СПб., 1869. С.9.
  37 См.: Элиаде М. Космос и история. С.66 и последующие.
  38 Отсюда же вытекает понятие значительного временного
 отрезка -- "Эра" (из латинского языка) и представление о
 воздушной стихии, откуда через греческую основу "аэр" возникло
 множество словесных новообразований, начинающихся с "аэро-".
  39 См.: Русская ономастика и ономастика России. Словарь.
 М., 1994. С.287.
  40 См.: Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифология
 славян. Ростов н/Д, 1996. С.82 -- 91.
  41 См.: Шилов Ю.А. Прародина ариев: История, обряды, мифы.
 Киев, 1995.
  42 См.: Шилов Ю.А. Космические тайны курганов. М., 1990.
 С. 255 -- 257. Автор проводит аналогии между шумерскими
 представлениями о мироздании и сходными (по композиции)
 изображениями на стенах могильника кургана Солнца и шумерских
 печатях. Не вызывает сомнения общность космологических
 представлений. Кроме того, имеются бесспорные свидетельства о
 прямых контактах, в частности, при раскопках в южнорусских
 степях были обнаружены предметы шумерского происхождения.
  43 См.: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на
 природу. Т.3. М., 1869. С.196 -- 197.
  44 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу.
 Т.3. М., 1869. С.206 -- 207.
  45 См.: Сумцов Н.Ф. Религиозно-мифическое значение
 малорусской свадьбы. Киев, 1885.
  46 Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен.
 Ч.2. М., 1879. С.269.
  47 Рукописи графа А.С.Уварова. Т.2. СПб., 1858. С.122 --
 123.
  48 См.: Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С.163
 -- 164.
  49 См.: Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в десяти

<< Пред.           стр. 55 (из 56)           След. >>

Список литературы по разделу