<< Пред. стр. 55 (из 56) След. >>
Острове-Буяне // Временник императорского Московского обществаистории и древностей российских. Кн.9. М., 1851; Он же.
Поэтические воззрения славян на природу. Т.2. М., 1868. С.132
-- 133.
58 Соболев А. Обряд прощания с землей перед исповедью
(заговоры и духовные стихи). Владимир, 1914. С. 17 -- 24.
59 См.: Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности.
Т.1. М., 1897. С.209.
60 Русские заговоры. М., 1993. С.125.
61 Те немногие былины, которые удалось записать в
Малороссии, посвящены "младшим богатырям" и близки к
историческим песням (См.: Веселовский А.Н. Южнорусские былины.
Т.1-2. СПб., 1881 -- 1884).
62 Великорусские сказки в записях И.А.Худякова. М.-Л.,
1964. С.194. Более поздний сокращенный вариант, записанный в
тех же местах, интересен изменением и самого имени героини --
Снежурочка (см.: Песни и сказки пушкинских мест. М., 1979.
С.183 -- 184).
63 Мережковский Д.С. Атлантида -- Европа: Тайна Запада.
М., 1992. С.194 -- 195.
64 См.: Толстой И.И. Остров Белый и Таврика на Евксинском
Понте. Пг., 1918.
65 См.: Памятники отреченной русской литературы. Т.2. СПб,
1863. С. 78 -- 92.
66 Полное собрание русских летописей. Т.6. СПб., 1853. С.
88 -- 89.
67 Клюев Н.А. Письма к Н.Ф.Христофоровой-Садомовой, Томск,
сентябрь -- начало октября 1936 г. // Новый мир. 1988. No8. С.
196.
68 См., напр.: Куратов А.А. О каменных лабиринтах Северной
Европы: Опыт классификации //Советская археология. 1970. No 1.
69 См.: Святский Д.О. Соловецкие лабиринты и культ Солнца.
// Мироведение, Т.17. 1928. No2. С. 114 -- 115.
70 См.: Шейн П.В. Великорусс в своих песнях, обрядах,
обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. СПб., 1900. Т.1.
Вып.1. С.348.
71 См.: Фролов Б.А. Происхождение календаря. // Календарь
в культуре народов мира. М., 1993. С. 17, 36.
72 См.: Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987. С. 192,
210, 211, 233, 245, 425 и др.; Эпоха бронзы Кавказа и Средней
Азии: Ранняя и средняя бронза Кавказа. М., 1994. С. 19, 40,
267, табл. VII и др.
73 Гурина Н.Н. Время, врезанное в камень. Мурманск, 1982.
С.105.
74 Священник А.Грандилевский. Родина Ломоносова (в
доисторические времена). // Известия Архангельского общества
изучения Русского Севера. 1909. No 12. С.39.
75 См.: Стингл М. Индейцы без томогавков. М., 1978. С. 141
-- 142.
76 См.: Симченко Ю.Б. Тамги народов Сибири XVII века. М.,
1965. С. 38, 137, 139, 141 и др. Здесь же приведены тамги в
виде трезубцев (С.41, 179) и свастики -- еще одного древнего
сакрального символа Солнца (С. 114, 115, 165). Последнее,
кстати, вопреки утверждениям фашистских идеологов,
неопровержимо доказывает неарийское (неиндоевропейское)
происхождение свастики, широко распространенной также у саамов
(лопарей), единственного непришлого северного народа, издревле
живущего за полярным кругом с доисторических и гиперборейских
времен.
77 См.: Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как
исторический источник. М.-Л., 1963. С.464 -- 473.
78 См.: Фробениус Л. Детство человечества. СПб., 1910.
С.303.
79 Генон Р. Символы священной науки. М., 1997. С. 137 --
141.
80 См.: Цицерон. О природе богов // Философские трактаты.
М., 1985. С. 175.
81 См., напр.: Кейпер Ф.Б.Я. Космология и зачатие // Труды
по ведийской мифологии. М., 1986; Слингер П., Дуглас Н. Тайны
пола. М., 1993.
82 См.: Блок А.А. Собрание сочинений в восьми томах. Т.5.
М.-Л., 1962. С.36.
83 Великорусские заклинания. Сборник Л.Н.Майкова. СПб.,
1994. С. 15 -- 16.
84 См.: Иловайский Д.И. Собиратели Руси
(Московско-литовский период, или Собиратели Руси). М., 1996.
С.165 -- 166.
85 См.: Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1985.
С.40.
86 См.: Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками
язычества в Древней Руси. Т.1. Харьков, 1916. С.51.
87 Путевые заметки Эриха Лассоты, отправленного римским
императором Рудольфом к запорожцам в 1594 г. Спб., 1873. С. 22
-- 23.
88 См.: Никольский Н.М. Этюды по истории финикийских
общинных и земледельческих культов. Минск, 1947. С. 168 -- 169.
89 См.: Яншина Э.М. Формирование и развитие
древнекитайской мифологии. М., 1984. С. 34.
90 См.: Фурдуй Р.С., Швайдак Ю.М. Прелесть тайны. Киев,
1992. С. 9-37.
91 Никифоров А.И. Просто о Севере: Впечатления. Думы.
Встречи // Русский эротический фольклор. М., 1995. С. 524.
92 См.: Пискарев А.И. О местонахождении каменных баб в
России // Записки императорского археологического общества,
Т.3. СПб., 1851. Норцов А.Н. Древнейшая история Тамбовского
края по греческим писателям. Тамбов, 1901. Уваров А.С. Сведения
о каменных бабах (с 40 рис.) // Сборник мелких трудов, Т.2. М.,
1910.
93 См.: Сумцов Н.Ф. Культурные переживания: 186.
Религиозно-мистическое значение каменных баб // Киевская
старина. 1890. No7.
94 См.: Казанский Н.Н. К этимологии теонима Гера //
Палеобалканистика и античность. М., 1989. С. 54 -- 58.
95 См.: Гусева Н.Р. Арктическая родина в Ведах //
Древность: Арьи, Славяне. М., 1996. С. 8-9.
96 Цит.: Тураев Б.А. Бог Тот: Опыт исследования в области
истории древнеегипетской культуры. Лейпциг, 1898. С.95.
97 Б.А.Тураев приводит список из 170 (!) различных
эпитетов Тота-Гермеса. См.: Там же. С.167 -- 175.
98 См.: Вико Д. Основания новой науки об общей природе
наций. Л., 1940. С. 50.
99 Плутарх. Моралии // Вестник древней истории. 1978. No1.
С. 239.
100 См.: Церен Э. Лунный Бог. М., 1976. С. 208 -- 209.
101 Цит. по : Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год
сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа.
Смоленск, 1995. С.53.
102 См.: Ермолов А.С. Народное погодоведение. М., 1995. С.
264, 265 и сл.
103 См.: Богораз-Тан В.Г. Чукчи. Т. 2. Л., 1939. С. 130.
104 См.: Славянские древности: Этнолингвистический
словарь. Т.1. М., 1995. С. 498 -- 500.
105 Цит. по: Рабинович Б.Л. Алхимия как феномен
средневековой культуры. М., 1979. С. 323. И далее следует
философская расшифровка: "4. Солнце -- его отец. Луна -- матерь
его. Ветер вынашивает его во чреве своем. Земля вскармливает
его. 5. Единое, и только оно, -- первопричина всяческого
совершенства -- повсеместно, всегда. 6. Мощь его есть
наимощнейшая мощь -- и даже более того! -- и явлена в
безграничии своем на земле ..." (Там же. С. 324).
106 См.: Гомеровские гимны: III К Гермесу // Античные
гимны. М., 1988.
107 Платон. Тимей // Сочинения в трех томах. Т.3. Ч.1. М.,
1971. С.463.
108 Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992. С.39.
109 Цит. по: Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб.,
1914. С. 385.
110 См.: Никольский Н.М. Происхождение и история
белорусской свадебной обрядности. Минск, 1956.
111 См.: Болсуновский К.В. Жертвенник Гермеса-Световида:
Мифологическое исследование. Киев, 1909.
112 См.: Зелинский Ф.Ф. Гермес Трижды-Великий // Из жизни
идей. Т.З. СПб., 1907. С.90.
113 Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М. 1992 С.99.
114 Мюллер М. Сравнительная мифология // Летописи русской
литературы и древности. Т.5. М., 1863. С. 75.
115 Буслаев Ф.И. Волот Волотович // Исторические очерки
русской народной поэзии и искусства. Т.1. СПб, 1861. С. 455 --
469.
116 Младшая Эдда. Л. 1970. С. 24 -- 25.
117 Бессонов П.А. Калики перехожие. Ч.1. Вып.2. М., 1861.
С.340.
118 Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI --
XIX веков. М., 1991. С. 36.
119 См.: Максимович М.А. В каком веке жил Илья Муромец?
//Собрание сочинений в трех томах. Т.1. Киев, 1876. 123 -- 126.
120 Илья Муромец. М., 1958. С. 13.
121 Беломорские былины, записанные А.Марковым. М., 1901.
С.307 -- 309.
122 Онежские былины, записанные А.Ф.Гильфердингом. 2-е
издание. Т. 1. СПб., 1894. С.5.
123 Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. 2-е издание. Т.1. М.,
1909. С.9.
124 Великорусские заклинания. Сборник Л.Н.Майкова.СПб.,
1994. С.15.
125 Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. 1-е издание. Ч.1. М.,
1861. С. 40 -- 41.
126 См.: Стасов В.В. Происхождение русских былин //
Вестник Европы. 1868. No 3. С. 225 -- 262.
127 Бессонов П.А. Заметка // Песни, собранные
П.Н.Рыбниковым. Т.2. М.,1861. С. СХХХ.
128 Бессонов П.А. Заметка // Песни, собранные
П.В.Киреевским. Вып. 4. М., 1862. С. СXXIX.
129 См.: Славянские древности: Этнолингвистический словарь
в пяти томах. Т. 1. М., 1995. С. 195.
130 См.: Янчук Н.А. К вопросу об отражении апокрифов в
народном творчестве // Известия отделения русского языка и
словесности (ИОРЯС). 1907. Т.12. Кн.1. С. 138 -- 143.
131 Цит. по: Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о
ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1872. С. 203 -- 204.
Часть 2
1 См.: Чаттопадхьяя Д. Локаята даршана: История индийского
материализма. М., 1961. С.327.
2 Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен.
Ч.1. М., 1876. С.593.
3 Цит. по: Алмазов А.И. Тайная исповедь в православной
восточной церкви. Т.3. Одесса. 1894. С.153.
4 Цит. по: Новомбергский Н. Колдовство в Московской Руси
XVII столетия. СПб., 1906. С.76.
5 См.: Барсов Н.И. К литературе об историческом значении
русских народных заклинаний// Русская старина. 1893. No 1.
С.217.
6 Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.3. М., 1981.
С.291.
7 См.: Миролюбов Ю. Риг-Веда и язычество// Собрание
сочинений. Т.4. Мюнхен, 1981. С.138 -- 139, 173.
8 См.: Фаминцын А.С. Божества древних славян. СПб., 1884.
С.142.
9 Глинка Г.А. Древняя религия славян// Мифы древних
славян. Саратов, 1993. С.112.
10 Касторский М. Начертания славянской мифологии. СПб,
1841. С.121.
11 См.: Эпштейн М.П. Учение Якова Абрамова в изложении его
учеников// Логос. Л., 1991. С.245 -- 252.
12 См.: Сторожевы А. и В. Россия во времени. Кн.1. Древняя
история сибирских и славянских народов. Сургут -- Москва. 1997.
С.21.
13 Элиаде М. Космос и история. М., 1987. С.29.
14 См., напр.: Махабхарата. Книга третья. Лесная
(Араньякапарва). -- М.: Наука, 1987. С.22 -- 23.
15 См., напр.: Плутарх. Застольные беседы. М., 1990.
С.198, 488.
16 Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен.
Т.2. М., 1876. С.291.
17 См.: Васильев М.А. "Хорс жидовин": древнерусское
языческое Божество в контексте проблем Khazaro-Slavica//
Славяноведение. 1995. No 2.
18 См.: Срезневский И.И. Об обожании Солнца у древних
славян// Журнал министерства народного просвещения. Ч.51. 1846.
С.36 -- 37.
19 Колчин А. Верования крестьян Тульской губернии//
Этнографическое обозрение. 1899. N 3. С.4-6.
20 См.: Шепинг Д.О. Мифы славянского язычества. М., 1849.
21 См.: Русские Веды. М., 1992. С.298, Баженова А.И.
Солнечные боги славян// Предисловие к кн.: Мифы древних славян.
Саратов, 1993. С.13.
22 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981. С.246.
23 См.: Иванов Вячеслав. Пролегомены о демонах: Лик и
личины России// Собрание сочинений. Т.3. Брюссель, 1979. С.245.
24 См.: Ошар П. Символ креста// Атеист. 1927. No 16.
Оттиск данного номера журнала, содержащий тематическую подборку
из нескольких переводных статей, обосновывающих в том числе и
"огненные корни" символа креста, был также издан в виде
отдельной брошюры под названием "История креста".
25 См.: Потебня А.А. О некоторых символах в славянской
народной поэзии// Слово и миф. С.290-291, 296, 299.
26 Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия
и поэзия. М., 1880. С.70.
27 Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной
Европы: летне-осенние праздники. М., 1978. С.186. (Интересно,
что Моравия -- это название исторической чешской области, и
река Морава -- производные от того же общеиндоевропейского
корня "мор", от которого образовано и слово "Морена").
28 Цит. по: Иванов И. Культ Перуна у южных славян//
Известия Отделения русского языка и словесности (ИОРЯС). 1903.
Кн.4. С.152.
29 Сумцов Н.Ф. О народных воззрениях на новорожденного
ребенка// Журнал министерства народного просвещения. Ноябрь
1880. Ч.212. С.92 -- 93.
30 См.: Кейпер Ф.Б.Я. Космогония и зачатие// Труды по
ведийской мифологии. М., 1986.
Аналогичные выводы получены в результате новейших
психологических исследований с помощью ЛСД (см.: Гроф С. За
пределами мозга. М., 1993; Он же. Области человеческого
бессознательного. М., 1994).
31 См.: Блок А.А. Собрание сочинений в восьми томах. Т.5.
М.-Л., 1962. С.36.
32 См.: Великорусские заклинания. Сборник Л.Н. Майкова.
СПб., 1994. С.15 -- 16.
33 См.: Телегин С.М. Мифология восточных славян. М., 1994.
С.25.
34 См.: Зарубин Л.А. Сходные изображения Солнца и зари у
индоарийцев и славян// Советское славяноведение. 1971. No 6.
С.72; Свирин А.Н. Древнерусская миниатюра. М., 1950. С.23.
35 См. илл. в кн.: Петровский Н.С., Белов А.М. Страна
Большого Хани. М., 1973. С.388 -- 389.
36 См.: Ефименко П. О Яриле, языческом Божестве русских
славян. СПб., 1869. С.9.
37 См.: Элиаде М. Космос и история. С.66 и последующие.
38 Отсюда же вытекает понятие значительного временного
отрезка -- "Эра" (из латинского языка) и представление о
воздушной стихии, откуда через греческую основу "аэр" возникло
множество словесных новообразований, начинающихся с "аэро-".
39 См.: Русская ономастика и ономастика России. Словарь.
М., 1994. С.287.
40 См.: Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифология
славян. Ростов н/Д, 1996. С.82 -- 91.
41 См.: Шилов Ю.А. Прародина ариев: История, обряды, мифы.
Киев, 1995.
42 См.: Шилов Ю.А. Космические тайны курганов. М., 1990.
С. 255 -- 257. Автор проводит аналогии между шумерскими
представлениями о мироздании и сходными (по композиции)
изображениями на стенах могильника кургана Солнца и шумерских
печатях. Не вызывает сомнения общность космологических
представлений. Кроме того, имеются бесспорные свидетельства о
прямых контактах, в частности, при раскопках в южнорусских
степях были обнаружены предметы шумерского происхождения.
43 См.: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на
природу. Т.3. М., 1869. С.196 -- 197.
44 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу.
Т.3. М., 1869. С.206 -- 207.
45 См.: Сумцов Н.Ф. Религиозно-мифическое значение
малорусской свадьбы. Киев, 1885.
46 Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен.
Ч.2. М., 1879. С.269.
47 Рукописи графа А.С.Уварова. Т.2. СПб., 1858. С.122 --
123.
48 См.: Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С.163
-- 164.
49 См.: Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в десяти