<< Пред. стр. 1 (из 55) След. >>
Валерий Демин. Тайны вселенной
Мы дети Космоса. И наш родимый дом
Так спаян общностью и неразрывно прочен,
Что чувствуем себя мы слитными в одном,
Что в каждой точке мир -- весь мир сосредоточен...
И жизнь -- повсюду жизнь в материи самой,
В глубинах вещества -- от края и до края
Торжественно течет в борьбе с великой тьмой,
Страдает и горит, нигде не умолкая.
А.Л. ЧИЖЕВСКИЙ
ВВЕДЕНИЕ
Пред нами тайны обнажатся,
Возблещут дальние миры...
Александр БЛОК
EXCELSIOR! -- ВСЕ ВЫШЕ!
Вселенная -- извечная загадка бытия. Манящая тайна
навсегда. Ибо нет конца у познания. Есть лишь непрерывное
преодоление границ неведомого. Но как только сделан этот шаг --
открываются новые горизонты. А за ними -- новые тайны. Так было
-- так будет. Особенно в познании Космоса -- бесконечного,
вечного, неисчерпаемого.
Великий немецкий философ Иммануил Кант заметил однажды,
что есть всего две вещи, достойные подлинного удивления и
восхищения: звездное небо над нами и нравственный закон внутри
нас. Древние считали: и то и другое неразрывно связаны между
собой. Космос обусловливает прошлое, настоящее и будущее
человечества и каждого отдельно взятого человека. На
философском языке это вековечное миропредставление оформилось в
виде фундаментальной проблемы взаимодействия Макрокосма
(Вселенной) и Микрокосма (Человека). При этом многие мыслители
считали, что основной составляющей данного неразрывного
единства является Человек. Именно в нем природа
сконцентрировала в максимально сжатом виде наиболее важные свои
потенции. Говоря языком современной науки, в Человеке
закодирована вся информация о Вселенной. Мыслящий индивид --
своего рода голограмма, по ней можно при желании воспроизвести
любые закономерности Макрокосма, поскольку физические,
химические, биотические и другие объективные закономерности
повсюду и во всем одинаковые.
Жизнь и Космос нерасторжимы. "Живая Вселенная" --
центральная идея в учении великого русского космиста,
основоположника теоретической и практической космонавтики
Константина Эдуардовича Циолковского, чье имя стало символом ХХ
века и ознаменовало начало космической эры. В натурфилософском
плане -- жизнь не просто порождение Вселенной, но и ничто без
нее. Растения и животные не могут существовать без солнечного
света и излучаемой им энергии. Птицы при ночных перелетах
ориентируются по звездам и Луне, а во время сезонных миграций
-- по магнитным и иным космическим полям. Человек тоже всецело
планетарное, солярное и космическое существо. Homo sapiens --
это всегда Homo cosmicos.
Человек постоянно стремился к Небу. Сначала -- мыслью,
взором и на крыльях мечты, затем -- с помощью
воздухоплавательных и летательных аппаратов, космических
кораблей и орбитальных станций. При раскопках "Уральской Трои"
-- Аркаима, мощных укреплений близ реки Синташта на пути
древних переселений индоарийских племен с Севера на Юг, была
обнаружена удивительная фигурка человека, смотрящего в небо
(рис.1). Напряженная поза, задумчивый взгляд. Что ищет там, в
безграничной дали, наш далекий прапредок? Что увидел? Что хочет
понять или прочесть в небесной книге? Поразился ли он
хаотической россыпью звезд или магическими контурами
зодиакальных созвездий? Испугался ли при виде падающего
метеора, хвостатой кометы или затмения Луны? Или же он
восторгается браком Зари и Солнца? Ведь по представлениям
древних ариев каждое утро Заря рожала Солнце (и оно тотчас же
становилось ее мужем), подобно тому, как птица сносит яйцо.
Чисто внешне это так и выглядит, если не знать законов движения
планет и светил: небо постепенно краснеет, и из-за кромки
горизонта, точно огненно-светозарное яйцо, появляется солнечный
круг.
Но каковы они на самом деле -- законы Вселенной? Ведь
раскинутый перед нашим взором звездный ковер дает заведомо
искаженную картину. На небесном экране еженощно перемещаются
Луна и "хоры стройные светил" -- планеты и звезды. Утром встает
Солнце, пересекает небосклон с Востока на Запад и вечером
прячется за горизонтом. Но на самом деле это все кажущиеся
движения. В действительности перемещаются не звезды и светила.
Медленно вращается Земля, а на ее поверхности -- тысячи и
миллионы наблюдателей. Многие из них даже не задумываются над
тем, что десятки таких знакомых и с глубокой древности
известных созвездий -- всего лишь случайное сочетание звезд,
так они видятся земному наблюдателю. Окажись он на другой
планете или в ином участке Вселенной -- и знакомой звездной
картины как ни бывало.
То же с Галактикой, о ее существовании еще в прошлом веке
никто даже не подозревал. Млечный Путь никем не воспринимался,
как рукав гигантской космической спирали. Даже обладая
современными знаниями, невозможно воочию увидеть такую спираль
изнутри. Нужно удалиться на много-много световых лет за ее
пределы, чтобы увидеть нашу Галактику в ее подлинном спиральном
обличии. Впрочем, абстрактно-теоретическое мышление,
астрономические наблюдения и математические расчеты,
графическое и компьютерное моделирование позволяют сделать то
же самое, не выходя из дома. Но стало это возможно лишь в
результате долгого и тернистого развития науки.
Сказанным, однако, "вопросы к Небу" (так называется
знаменитая поэма древнекитайского поэта и мыслителя Цюй Юаня)
не исчерпываются. Как возникла Вселенная? Как она устроена? Как
ее постичь? Почему она именно такая, а не другая? Что было в
начале и что будет в конце? Что в самых глубинах? Как
распределена материя в космическом пространстве? Действуют ли в
удаленных галактиках те же законы, что и в нашей? Откуда
берется колоссальная энергия, питающая все живое и неживое?
Какова роль и в чем миссия Человека -- этой вообще-то почти что
невидимой песчинки в необъятных просторах мироздания? Что
обеспечивает единство Макро- и Микрокосма? Что мы знаем и чего
не знаем? Было ли известно нашим далеким предкам нечто
неведомое сегодня? Есть ли такое, чего не дано узнать никогда?
И почему? Вопросы, вопросы... Чем больше мы узнаем, тем больше
новых вопросов.
Вселенную можно осмысливать по-разному --
личностно-заинтересованно, поэтически, абстрактно, мистически,
религиозно. У каждого подхода есть своя история и свои
традиции. В целом же все они объединяются в емком понятии
космизма. Космизм -- не просто знания -- донаучные или научные,
а в первую очередь -- отношение к Космосу, особое
прочувствование Вселенной -- научно-осмысленное,
эмоционально-личностное или философско-эвристическое.
Космизм обусловлен самой природой человека как
планетарного, солярного и космического существа. Ощущение
неразделенности с бесконечной и неисчерпаемой природой было
присуще людям всегда. Великий русский космист В.И. Вернадский
называл это неотъемлемое человеческое качество вселенскостью.
Вселенcкость -- далеко не одно лишь рациональное свойство. Она
просто не может быть исключительно таковым, ибо, помимо
сознания и всеохвата разумом окружающего мира, предполагает и
другие начала -- эмоциональное, эстетическое, волевое,
целеустремленное, -- направленные на настоящее, прошлое и
будущее. А в прикладном плане она имеет еще и технический
аспект, реально-действенное освоение человеком Космоса. Вот
почему космизм -- особенно русский -- никогда не выступает
наукой в чистом виде. Он непременно еще -- чуточку психология,
чуточку поэзия, чуточку искусство и чуточку религия.
В прошлом космические устремления людей нередко приводили
к космизации различных сторон общественной жизни. Так, в
зороастрийстве и манихействе борьба добра и зла представлялась
движущей силой космической эволюции. Практически все мировые и
немировые религии восприняли представление о воздаянии за
праведную или греховную жизнь, имеющую божественно-космическую
предопределенность. У Платона и неоплатоников в качестве
первосущной энергии Космоса выступает Эрос. Космическая
гармония долгое время служила образцом для гармонии
человеческого устроения. В развитых же идеологиях космизм
получает философский статус, становится ядром мировоззрения и
методологии.
ПЯТЬ СТУПЕНЕЙ КОСМИЧЕСКОГО ВОСХОЖДЕНИЯ
Первой ступенью космистского видения и постижения мира
стал народный космизм. В далеком прошлом Вселенная
представлялась нашим предкам большим небесным домом,
ассоциируясь со словом "вселение". Так полагали, к примеру,
выдающийся русский мифолог, собиратель и исследователь
фольклора А.Н. Афанасьев (1826--1871), а также историк и
публицист А.П. Щапов (1831--1876), имея в виду обживание жилища
и вселение под родной кров. Этнографы и фольклористы
подтвердили это мнение. В одной из записей знаменитого русского
мифологического компендиума под названием "Голубиная книга",
сделанной Н.Е. Ончуковым, слово Вселенная звучит как
"поселенная". В величальных песнях-колядках (осколках древних
празднеств в честь языческого Солнцебога Колы-Коляды) хозяин
дома именуется Красным Солнышком, хозяйка -- Светлой Луной
(Месяцем), а их дети -- частыми звездочками. Тем самым вся
семья и дом, где она живет, как бы уподобляются части
Вселенной.
Вселенское мироощущение впитывается русскими чуть ли не с
молоком матери. Каждый хотел бы родиться под счастливой
звездой. Всю жизнь в нашей душе звучит древний
оберег-заклинание, ставший впоследствии словами известного
романса: "Гори, гори, моя звезда..." Гаснет она -- обрывается
нить жизни, и человек умирает. А.Н. Афанасьев отмечал: "Каждый
человек получил на небе свою звезду, с падением которой
прекращается его существование; если же, с одной стороны,
смерть означалась падением звезды, то, с другой, -- рождение
младенца должно было означаться появлением или возжением новой
звезды, как это засвидетельствовано преданиями индоевропейских
народов. В Пермской губернии поселяне убеждены, что на небе
столько же звезд, сколько на земле людей..."*
Фольклор как закодированная в устойчивых образах и сюжетах
родовая коллективная память народа дает сотни и тысячи образцов
космичного отношения к Миру. В народе полагали, что судьба
каждого человека записана в "звездную книгу", имеет
неотвратимую небесно-космическую предопределенность, что
распространялось также и на семейно-брачные отношения. "Звезды
ясные, сойдите в чашу брачную", -- пелось в архаичной русской
свадебной песне. Считалось, что жених и невеста предназначаются
друг другу в супруги небесно-космической судьбой: именно от ее
имени образованы слова "суженый", "суженая", имевшие магическое
значение. В народных заговорах и заклинаниях, многие из которых
восходят к общеиндоевропейским и доиндоевропеским
мифологическим представлениям, содержатся обращения к высшим
космическим силам, дневному и ночным светилам, утренним и
вечерним зорям, а произносивший магическое заклинание объявлял
себя облаченным в небесный свет и "обтыченным" частыми
звездами.
Космическое мироощущение не могло не сказаться и на
неповторимых чертах народного характера. Необъятные просторы
русской земли, распахнутость звездного неба, постоянная
устремленность к открытию новых земель и вообще всего нового
сделали русского человека особенно восприимчивым и
предрасположенным к миру космических явлений. Именно данные
обстоятельства позволили одному из главных русских космистов
Н.Ф. Федорову (1829--1903) говорить о том, что ширь русской
земли порождает ширь русской души, а российский простор служит
естественным переходом к простору космического пространства,
этого нового поприща для великого подвига русского народа*.
Следующей, второй ступенью космического видения мира
явился литературно-художественный космизм. Многие величайшие
художники слова всех времен и народов внесли свой вклад в общую
копилку знания и понимания Вселенной. Наиболее показательны
грандиозные поэтические полотна, созданные гением Данте
("Божественная комедия") и Байрона (мистерия "Каин").
Замечательная плеяда космистов-литераторов сформировалась на
почве русской культуры. Величественный образ Вселенной в ее
неразрывной связи с судьбами людей пронизывает творчество
корифеев отечественной поэзии и прозы от Михаила Ломоносова до
Леонида Леонова. В русской поэзии космизм нередко порождал
неповторимые образцы: от пантеистической державинской оды
"Бог", которую один зарубежный литературовед назвал величайшим
творением всех времен и народов, до Поэтической Вселенной
Федора Тютчева и Избяного Космоса Николая Клюева и Сергея
Есенина.
Третья ступень на пути углубленного осмысления Вселенной
-- философский космизм. Он вырос из древнего народного
миропредставления и имеет тысячелетние традиции на Востоке и на
Западе. Ригведа и Упанишады в Индии, "И цзин" и "Дао дэ цзин" в
Китае, философские системы великих мыслителей всех времен и
народов -- Анаксимандра, Эмпедокла, Анаксагора, Платона,
Демокрита, Аристотеля, Эпикура, Плотина, Августина, Ибн Сины,
Декарта, Спинозы, Лейбница, Канта, Гегеля, Шеллинга и других
были космичными по своей сути. Точно так же и первые из
сохранившихся русских летописей по своему замыслу и структуре
были изначально космичными: история Руси представлялась в них
как закономерное звено общей цепи мирового процесса, а сама
Россия виделась неотъемлемой частью мирового целого, включенной
в единый временной поток, где Время-Хронос выступает важнейшим
атрибутом Космоса и выражает его текучее Начало. Утверждению
космистского мировоззрения на Руси во многом способствовали и
научные идеи о цикличности времени, сформулированные на основе
астрономических знаний о движении Луны и Солнца в первом
древнерусском календарном своде, принадлежащем Кирику
Новгородцу, а также космистская направленность созданного в ХII
веке и приписываемого Кириллу Туровскому трактата "О небесных
силах" -- по существу первого из дошедших на русском языке
сочинений по космологии, где Вселенная рассматривается как
неразрывное единство Макро- и Микрокосма в их становлении "от
небытия к бытию". Через европейскую и византийскую традицию
философские идеи проникли в Россию, получили здесь прочную
прописку и дальнейшее развитие в виде оригинальных учений
русских мыслителей-космистов А.С. Хомякова, В.С. Соловьева,
С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, Л.П. Карсавина
и многих других.
Четвертая ступень космического восхождения человеческой
мысли в познании тайн Вселенной -- научный космизм. Это --
совокупный результат тысячелетней кропотливой работы многих
ученых: от безвестных астрономов древних Шумера, Китая, Индии,
Египта, Вавилона, арабо-мусульманского мира, Центральной и
Южной Америки до гигантских фигур Архимеда, Коперника, Галилея,
Кеплера, Ньютона, Ломоносова, Менделеева и подвижников
современной науки. Значительный вклад в ее развитие внесли
русские ученые-космисты, доведя до логического конца и
архитектурной завершенности многие из начинаний своих
предшественников во всем мире. К славной когорте русских
космистов принадлежат и натуралисты (А.Н. Бекетов, Н.А.
Морозов, Н.А. Козырев), и гуманитарии (М.М. Бахтин, Л.Н.
Гумилев, А.Ф. Лосев), и теоретики (В.И. Вернадский, Н.А. Умов,
А.Л. Чижевский), и практики по основному роду деятельности
(великий хирург Н.И. Пирогов).
Разработка естественно-научных аспектов теории Космоса,
вылившаяся в крупнейшие достижения астрономии, космологии,
астрофизики, астрохимии, астробиологии, была подготовлена всем
предшествующим развитием мирового космизма и в конечном счете
привела к возникновению и торжеству практической космонавтики.
При этом вклад русских ученых оказался решающим. Он имеет
непреходящее всемирно-историческое значение. ХХ век -- век
космонавтики, и ее отцом по праву считается К.Э. Циолковский
(1857--1935), наметивший основные направления в изучении
проблемы Живого Космоса. Всюду, где только можно, великий
мыслитель проводил идею жизнесущности Мироздания: "...Вселенная
в математическом смысле вся целиком живая, а в обычном смысле
ничем не отличается от животного"*.
Считая, что первичные элементы материи (не обязательно
атомы) не исчезают бесследно, а переходят из одной формы в
другую, Циолковский предполагал: став строительным материалом
живой ткани или нервных клеток, атомы (элементоны) сами
становятся живыми и мыслящими. Всякий атом чувствует себя
сообразно окружающей обстановке. Попадая в высокоорганизованные
существа, он живет их жизнью; попадая в мир неорганический, он
<< Пред. стр. 1 (из 55) След. >>