<< Пред.           стр. 1 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Валерий Демин. Тайны вселенной
 
 
  Мы дети Космоса. И наш родимый дом
  Так спаян общностью и неразрывно прочен,
  Что чувствуем себя мы слитными в одном,
  Что в каждой точке мир -- весь мир сосредоточен...
  И жизнь -- повсюду жизнь в материи самой,
  В глубинах вещества -- от края и до края
  Торжественно течет в борьбе с великой тьмой,
  Страдает и горит, нигде не умолкая.
  А.Л. ЧИЖЕВСКИЙ
 
 ВВЕДЕНИЕ
 
 
  Пред нами тайны обнажатся,
  Возблещут дальние миры...
  Александр БЛОК
 
 EXCELSIOR! -- ВСЕ ВЫШЕ!
 
 
  Вселенная -- извечная загадка бытия. Манящая тайна
 навсегда. Ибо нет конца у познания. Есть лишь непрерывное
 преодоление границ неведомого. Но как только сделан этот шаг --
 открываются новые горизонты. А за ними -- новые тайны. Так было
 -- так будет. Особенно в познании Космоса -- бесконечного,
 вечного, неисчерпаемого.
  Великий немецкий философ Иммануил Кант заметил однажды,
 что есть всего две вещи, достойные подлинного удивления и
 восхищения: звездное небо над нами и нравственный закон внутри
 нас. Древние считали: и то и другое неразрывно связаны между
 собой. Космос обусловливает прошлое, настоящее и будущее
 человечества и каждого отдельно взятого человека. На
 философском языке это вековечное миропредставление оформилось в
 виде фундаментальной проблемы взаимодействия Макрокосма
 (Вселенной) и Микрокосма (Человека). При этом многие мыслители
 считали, что основной составляющей данного неразрывного
 единства является Человек. Именно в нем природа
 сконцентрировала в максимально сжатом виде наиболее важные свои
 потенции. Говоря языком современной науки, в Человеке
 закодирована вся информация о Вселенной. Мыслящий индивид --
 своего рода голограмма, по ней можно при желании воспроизвести
 любые закономерности Макрокосма, поскольку физические,
 химические, биотические и другие объективные закономерности
 повсюду и во всем одинаковые.
  Жизнь и Космос нерасторжимы. "Живая Вселенная" --
 центральная идея в учении великого русского космиста,
 основоположника теоретической и практической космонавтики
 Константина Эдуардовича Циолковского, чье имя стало символом ХХ
 века и ознаменовало начало космической эры. В натурфилософском
 плане -- жизнь не просто порождение Вселенной, но и ничто без
 нее. Растения и животные не могут существовать без солнечного
 света и излучаемой им энергии. Птицы при ночных перелетах
 ориентируются по звездам и Луне, а во время сезонных миграций
 -- по магнитным и иным космическим полям. Человек тоже всецело
 планетарное, солярное и космическое существо. Homo sapiens --
 это всегда Homo cosmicos.
  Человек постоянно стремился к Небу. Сначала -- мыслью,
 взором и на крыльях мечты, затем -- с помощью
 воздухоплавательных и летательных аппаратов, космических
 кораблей и орбитальных станций. При раскопках "Уральской Трои"
 -- Аркаима, мощных укреплений близ реки Синташта на пути
 древних переселений индоарийских племен с Севера на Юг, была
 обнаружена удивительная фигурка человека, смотрящего в небо
 (рис.1). Напряженная поза, задумчивый взгляд. Что ищет там, в
 безграничной дали, наш далекий прапредок? Что увидел? Что хочет
 понять или прочесть в небесной книге? Поразился ли он
 хаотической россыпью звезд или магическими контурами
 зодиакальных созвездий? Испугался ли при виде падающего
 метеора, хвостатой кометы или затмения Луны? Или же он
 восторгается браком Зари и Солнца? Ведь по представлениям
 древних ариев каждое утро Заря рожала Солнце (и оно тотчас же
 становилось ее мужем), подобно тому, как птица сносит яйцо.
 Чисто внешне это так и выглядит, если не знать законов движения
 планет и светил: небо постепенно краснеет, и из-за кромки
 горизонта, точно огненно-светозарное яйцо, появляется солнечный
 круг.
  Но каковы они на самом деле -- законы Вселенной? Ведь
 раскинутый перед нашим взором звездный ковер дает заведомо
 искаженную картину. На небесном экране еженощно перемещаются
 Луна и "хоры стройные светил" -- планеты и звезды. Утром встает
 Солнце, пересекает небосклон с Востока на Запад и вечером
 прячется за горизонтом. Но на самом деле это все кажущиеся
 движения. В действительности перемещаются не звезды и светила.
 Медленно вращается Земля, а на ее поверхности -- тысячи и
 миллионы наблюдателей. Многие из них даже не задумываются над
 тем, что десятки таких знакомых и с глубокой древности
 известных созвездий -- всего лишь случайное сочетание звезд,
 так они видятся земному наблюдателю. Окажись он на другой
 планете или в ином участке Вселенной -- и знакомой звездной
 картины как ни бывало.
  То же с Галактикой, о ее существовании еще в прошлом веке
 никто даже не подозревал. Млечный Путь никем не воспринимался,
 как рукав гигантской космической спирали. Даже обладая
 современными знаниями, невозможно воочию увидеть такую спираль
 изнутри. Нужно удалиться на много-много световых лет за ее
 пределы, чтобы увидеть нашу Галактику в ее подлинном спиральном
 обличии. Впрочем, абстрактно-теоретическое мышление,
 астрономические наблюдения и математические расчеты,
 графическое и компьютерное моделирование позволяют сделать то
 же самое, не выходя из дома. Но стало это возможно лишь в
 результате долгого и тернистого развития науки.
  Сказанным, однако, "вопросы к Небу" (так называется
 знаменитая поэма древнекитайского поэта и мыслителя Цюй Юаня)
 не исчерпываются. Как возникла Вселенная? Как она устроена? Как
 ее постичь? Почему она именно такая, а не другая? Что было в
 начале и что будет в конце? Что в самых глубинах? Как
 распределена материя в космическом пространстве? Действуют ли в
 удаленных галактиках те же законы, что и в нашей? Откуда
 берется колоссальная энергия, питающая все живое и неживое?
 Какова роль и в чем миссия Человека -- этой вообще-то почти что
 невидимой песчинки в необъятных просторах мироздания? Что
 обеспечивает единство Макро- и Микрокосма? Что мы знаем и чего
 не знаем? Было ли известно нашим далеким предкам нечто
 неведомое сегодня? Есть ли такое, чего не дано узнать никогда?
 И почему? Вопросы, вопросы... Чем больше мы узнаем, тем больше
 новых вопросов.
  Вселенную можно осмысливать по-разному --
 личностно-заинтересованно, поэтически, абстрактно, мистически,
 религиозно. У каждого подхода есть своя история и свои
 традиции. В целом же все они объединяются в емком понятии
 космизма. Космизм -- не просто знания -- донаучные или научные,
 а в первую очередь -- отношение к Космосу, особое
 прочувствование Вселенной -- научно-осмысленное,
 эмоционально-личностное или философско-эвристическое.
  Космизм обусловлен самой природой человека как
 планетарного, солярного и космического существа. Ощущение
 неразделенности с бесконечной и неисчерпаемой природой было
 присуще людям всегда. Великий русский космист В.И. Вернадский
 называл это неотъемлемое человеческое качество вселенскостью.
 Вселенcкость -- далеко не одно лишь рациональное свойство. Она
 просто не может быть исключительно таковым, ибо, помимо
 сознания и всеохвата разумом окружающего мира, предполагает и
 другие начала -- эмоциональное, эстетическое, волевое,
 целеустремленное, -- направленные на настоящее, прошлое и
 будущее. А в прикладном плане она имеет еще и технический
 аспект, реально-действенное освоение человеком Космоса. Вот
 почему космизм -- особенно русский -- никогда не выступает
 наукой в чистом виде. Он непременно еще -- чуточку психология,
 чуточку поэзия, чуточку искусство и чуточку религия.
  В прошлом космические устремления людей нередко приводили
 к космизации различных сторон общественной жизни. Так, в
 зороастрийстве и манихействе борьба добра и зла представлялась
 движущей силой космической эволюции. Практически все мировые и
 немировые религии восприняли представление о воздаянии за
 праведную или греховную жизнь, имеющую божественно-космическую
 предопределенность. У Платона и неоплатоников в качестве
 первосущной энергии Космоса выступает Эрос. Космическая
 гармония долгое время служила образцом для гармонии
 человеческого устроения. В развитых же идеологиях космизм
 получает философский статус, становится ядром мировоззрения и
 методологии.
 
 ПЯТЬ СТУПЕНЕЙ КОСМИЧЕСКОГО ВОСХОЖДЕНИЯ
 
 
  Первой ступенью космистского видения и постижения мира
 стал народный космизм. В далеком прошлом Вселенная
 представлялась нашим предкам большим небесным домом,
 ассоциируясь со словом "вселение". Так полагали, к примеру,
 выдающийся русский мифолог, собиратель и исследователь
 фольклора А.Н. Афанасьев (1826--1871), а также историк и
 публицист А.П. Щапов (1831--1876), имея в виду обживание жилища
 и вселение под родной кров. Этнографы и фольклористы
 подтвердили это мнение. В одной из записей знаменитого русского
 мифологического компендиума под названием "Голубиная книга",
 сделанной Н.Е. Ончуковым, слово Вселенная звучит как
 "поселенная". В величальных песнях-колядках (осколках древних
 празднеств в честь языческого Солнцебога Колы-Коляды) хозяин
 дома именуется Красным Солнышком, хозяйка -- Светлой Луной
 (Месяцем), а их дети -- частыми звездочками. Тем самым вся
 семья и дом, где она живет, как бы уподобляются части
 Вселенной.
  Вселенское мироощущение впитывается русскими чуть ли не с
 молоком матери. Каждый хотел бы родиться под счастливой
 звездой. Всю жизнь в нашей душе звучит древний
 оберег-заклинание, ставший впоследствии словами известного
 романса: "Гори, гори, моя звезда..." Гаснет она -- обрывается
 нить жизни, и человек умирает. А.Н. Афанасьев отмечал: "Каждый
 человек получил на небе свою звезду, с падением которой
 прекращается его существование; если же, с одной стороны,
 смерть означалась падением звезды, то, с другой, -- рождение
 младенца должно было означаться появлением или возжением новой
 звезды, как это засвидетельствовано преданиями индоевропейских
 народов. В Пермской губернии поселяне убеждены, что на небе
 столько же звезд, сколько на земле людей..."*
  Фольклор как закодированная в устойчивых образах и сюжетах
 родовая коллективная память народа дает сотни и тысячи образцов
 космичного отношения к Миру. В народе полагали, что судьба
 каждого человека записана в "звездную книгу", имеет
 неотвратимую небесно-космическую предопределенность, что
 распространялось также и на семейно-брачные отношения. "Звезды
 ясные, сойдите в чашу брачную", -- пелось в архаичной русской
 свадебной песне. Считалось, что жених и невеста предназначаются
 друг другу в супруги небесно-космической судьбой: именно от ее
 имени образованы слова "суженый", "суженая", имевшие магическое
 значение. В народных заговорах и заклинаниях, многие из которых
 восходят к общеиндоевропейским и доиндоевропеским
 мифологическим представлениям, содержатся обращения к высшим
 космическим силам, дневному и ночным светилам, утренним и
 вечерним зорям, а произносивший магическое заклинание объявлял
 себя облаченным в небесный свет и "обтыченным" частыми
 звездами.
  Космическое мироощущение не могло не сказаться и на
 неповторимых чертах народного характера. Необъятные просторы
 русской земли, распахнутость звездного неба, постоянная
 устремленность к открытию новых земель и вообще всего нового
 сделали русского человека особенно восприимчивым и
 предрасположенным к миру космических явлений. Именно данные
 обстоятельства позволили одному из главных русских космистов
 Н.Ф. Федорову (1829--1903) говорить о том, что ширь русской
 земли порождает ширь русской души, а российский простор служит
 естественным переходом к простору космического пространства,
 этого нового поприща для великого подвига русского народа*.
  Следующей, второй ступенью космического видения мира
 явился литературно-художественный космизм. Многие величайшие
 художники слова всех времен и народов внесли свой вклад в общую
 копилку знания и понимания Вселенной. Наиболее показательны
 грандиозные поэтические полотна, созданные гением Данте
 ("Божественная комедия") и Байрона (мистерия "Каин").
 Замечательная плеяда космистов-литераторов сформировалась на
 почве русской культуры. Величественный образ Вселенной в ее
 неразрывной связи с судьбами людей пронизывает творчество
 корифеев отечественной поэзии и прозы от Михаила Ломоносова до
 Леонида Леонова. В русской поэзии космизм нередко порождал
 неповторимые образцы: от пантеистической державинской оды
 "Бог", которую один зарубежный литературовед назвал величайшим
 творением всех времен и народов, до Поэтической Вселенной
 Федора Тютчева и Избяного Космоса Николая Клюева и Сергея
 Есенина.
  Третья ступень на пути углубленного осмысления Вселенной
 -- философский космизм. Он вырос из древнего народного
 миропредставления и имеет тысячелетние традиции на Востоке и на
 Западе. Ригведа и Упанишады в Индии, "И цзин" и "Дао дэ цзин" в
 Китае, философские системы великих мыслителей всех времен и
 народов -- Анаксимандра, Эмпедокла, Анаксагора, Платона,
 Демокрита, Аристотеля, Эпикура, Плотина, Августина, Ибн Сины,
 Декарта, Спинозы, Лейбница, Канта, Гегеля, Шеллинга и других
 были космичными по своей сути. Точно так же и первые из
 сохранившихся русских летописей по своему замыслу и структуре
 были изначально космичными: история Руси представлялась в них
 как закономерное звено общей цепи мирового процесса, а сама
 Россия виделась неотъемлемой частью мирового целого, включенной
 в единый временной поток, где Время-Хронос выступает важнейшим
 атрибутом Космоса и выражает его текучее Начало. Утверждению
 космистского мировоззрения на Руси во многом способствовали и
 научные идеи о цикличности времени, сформулированные на основе
 астрономических знаний о движении Луны и Солнца в первом
 древнерусском календарном своде, принадлежащем Кирику
 Новгородцу, а также космистская направленность созданного в ХII
 веке и приписываемого Кириллу Туровскому трактата "О небесных
 силах" -- по существу первого из дошедших на русском языке
 сочинений по космологии, где Вселенная рассматривается как
 неразрывное единство Макро- и Микрокосма в их становлении "от
 небытия к бытию". Через европейскую и византийскую традицию
 философские идеи проникли в Россию, получили здесь прочную
 прописку и дальнейшее развитие в виде оригинальных учений
 русских мыслителей-космистов А.С. Хомякова, В.С. Соловьева,
 С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, Л.П. Карсавина
 и многих других.
  Четвертая ступень космического восхождения человеческой
 мысли в познании тайн Вселенной -- научный космизм. Это --
 совокупный результат тысячелетней кропотливой работы многих
 ученых: от безвестных астрономов древних Шумера, Китая, Индии,
 Египта, Вавилона, арабо-мусульманского мира, Центральной и
 Южной Америки до гигантских фигур Архимеда, Коперника, Галилея,
 Кеплера, Ньютона, Ломоносова, Менделеева и подвижников
 современной науки. Значительный вклад в ее развитие внесли
 русские ученые-космисты, доведя до логического конца и
 архитектурной завершенности многие из начинаний своих
 предшественников во всем мире. К славной когорте русских
 космистов принадлежат и натуралисты (А.Н. Бекетов, Н.А.
 Морозов, Н.А. Козырев), и гуманитарии (М.М. Бахтин, Л.Н.
 Гумилев, А.Ф. Лосев), и теоретики (В.И. Вернадский, Н.А. Умов,
 А.Л. Чижевский), и практики по основному роду деятельности
 (великий хирург Н.И. Пирогов).
  Разработка естественно-научных аспектов теории Космоса,
 вылившаяся в крупнейшие достижения астрономии, космологии,
 астрофизики, астрохимии, астробиологии, была подготовлена всем
 предшествующим развитием мирового космизма и в конечном счете
 привела к возникновению и торжеству практической космонавтики.
 При этом вклад русских ученых оказался решающим. Он имеет
 непреходящее всемирно-историческое значение. ХХ век -- век
 космонавтики, и ее отцом по праву считается К.Э. Циолковский
 (1857--1935), наметивший основные направления в изучении
 проблемы Живого Космоса. Всюду, где только можно, великий
 мыслитель проводил идею жизнесущности Мироздания: "...Вселенная
 в математическом смысле вся целиком живая, а в обычном смысле
 ничем не отличается от животного"*.
  Считая, что первичные элементы материи (не обязательно
 атомы) не исчезают бесследно, а переходят из одной формы в
 другую, Циолковский предполагал: став строительным материалом
 живой ткани или нервных клеток, атомы (элементоны) сами
 становятся живыми и мыслящими. Всякий атом чувствует себя
 сообразно окружающей обстановке. Попадая в высокоорганизованные
 существа, он живет их жизнью; попадая в мир неорганический, он

<< Пред.           стр. 1 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу