<< Пред.           стр. 2 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 как бы спит. Даже в одном животном -- он, блуждая по телу,
 живет то жизнью мозга, то жизнью кости, волоса, ногтя, эпителия
 и т.п. Циолковский называл атом "гражданином Вселенной" или
 "бессмертным гражданином Космоса". Идеи Циолковского,
 включенные им во многие теоретические работы, до сих пор не
 потеряли своей актуальности, хотя по сей день во многом
 остаются невостребованными.
  Наконец пятая ступень в познании тайн Вселенной напрямую
 связана с ее практическим освоением. Это -- научно-технический
 космизм. Начало космической эры осуществилось на глазах ныне
 здравствующих поколений. Русский народ -- первопроходец
 Космоса. В свое время Н.Ф. Федоров (сам от рода князей
 Гагариных) вдохновил пылкого юношу Циолковского на космический
 подвиг, тот передал эстафету космического дерзания С.П.
 Королеву, открывшему окно во Вселенную. 4 октября 1957 года был
 запущен первый искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961
 года стало одной из славнейших дат русской и мировой истории:
 Сергей Королев отправил в космический прорыв простого русского
 парня Юрия Гагарина. Отныне дорога в бескрайние дали Вселенной
 стала доступной для всех и навсегда!
 
  Человек сначала видит звездное небо и лишь затем
 задумывается над его происхождением. В разные эпохи разные
 народы обращали свой взор к просторам Вселенной, наблюдая в
 небесах примерно одно и то же: рассыпной бисер звезд, "ходячие"
 светила, фазы Луны, восход и заход Солнца. Естественно, в
 Северном полушарии созвездия иные, нежели в Южном. Дневная и
 ночная картина на полюсах разительно отлична от экваториальной:
 полярные день и ночь могут длиться месяцами.
  На протяжении веков и тысячелетий великие культуры и
 цивилизации выработали своеобразные представления о Мироздании,
 связав в тугой узел народные, религиозные и научные идеи.
 Последние подключались, как правило, на заключительном этапе и
 далеко не всегда играли исключительно позитивную роль. Более
 тысячи лет на Западе и в мусульманском мире на Востоке
 безраздельно господствовало геоцентрическое мировоззрение и
 непререкаемым авторитетом был позднеантичный ученый Клавдий
 Птолемей (II в. н.э.). По его утверждениям, в центре Вселенной
 покоится Земля, а вокруг нее вращаются Солнце, Луна, планеты,
 звезды (рис. 2). Подобное представление опиралось на
 скрупулезные наблюдения и точнейшие математические вычисления.
 Все выглядело убедительно и казалось неуязвимым. А на деле
 оказалось сплошной иллюзией и обманом зрения.
  Пришло время Коперника (рис. 3). В результате титанических
 усилий лучших умов Европы было сломлено бешеное сопротивление
 легионов противников -- мракобесов и ретроградов. Утвердилась
 гелиоцентрическая система мира. Все стало простым и понятным:
 Земля -- шар и вместе с другими планетами вращается вокруг
 Солнца -- одного из бесчисленного множества светил во
 Вселенной. Казалось бы, все -- наука сказала свое решающее
 слово, последняя точка поставлена окончательно и бесповоротно.
  Но нет! ХХ век в лице Эйнштейна провозгласил новую
 абсолютную истину: все относительно! В том числе и различие
 между геоцентрической и гелиоцентрической системами. В
 "Эволюции физики" черным по белому написано, что при условии
 применения законов природы в любой системе координат "борьба
 между воззрениями Птолемея и Коперника, столь жестокая в ранние
 дни науки, стала бы совершенно бессмысленной. Любая система
 координат могла бы применяться с одинаковым основанием. Два
 предложения -- "Солнце покоится, а Земля движется" и "Солнце
 движется, а Земля покоится" -- означали бы просто два различных
 соглашения о двух различных системах координат"*. И сказанное
 никакая не натяжка, не мистификация. В современной навигации
 (морской, авиационной, космической) с одинаковым основанием
 применяется и гелиоцентрическая, и геоцентрическая системы
 координат, причем последняя считается более простой и удобной.
 
  * Эйнштейн А. Собрание научных трудов в четырех томах. М.,
 Т.4. 1967. С. 492.
  Один из выдающихся астрономов ХХ века, задавший ориентиры
 развития космологии будущего, -- Эдвин Хаббл (1889--1953) --
 незадолго до своей смерти так напутствовал современников и
 потомков: "Из своего земного дома мы вглядывались вдаль,
 стремясь представить себе устройство мира, в котором мы
 родились. Ныне мы глубоко проникли в пространство. Близкие
 окрестности мы знаем уже довольно хорошо. По мере продвижения
 вперед наши познания становятся все менее полными, пока мы не
 подходим к неясному горизонту, где в тумане ошибок ищем едва ли
 более реальные ориентиры. Поиски будут продолжаться. Стремление
 к знаниям древнее истории. Оно не удовлетворено, его нельзя
 остановить"*.
  Каждое новое поколение людей самонадеянно полагает, что в
 познании окружающего мира оно достигло максимальных высот и
 впредь остается уточнить лишь кое-какие детали. В особенности
 этим неизлечимым недугом самомнения поражены ученые. Причем
 замечено: чем мельче и консервативнее ученый муж, тем выше его
 напыщенность, завистливость, высокомерие, безапелляционность
 суждений и нетерпимость к инакомыслящим. Великий сын
 человечества Сократ на склоне лет и незадолго до своей
 мученической смерти произнес бессмертную фразу: "Я знаю, что
 ничего не знаю!" Это -- девиз, достойный настоящего искателя
 истины и пытливого ума. Кто утверждает обратное -- не имеет
 никакого отношения ни к науке, ни к познанию. Подлинная наука
 не страшится незнания. Она смело преодолевает любые трудности и
 тупики. Воспаряя все выше и выше!
 
  * Цит. по: Шаров А.С., Новиков И.Д. Человек, открывший
 взрыв Вселенной: Жизнь и труд Эдвина Хаббла. М., С. 142.
 (Выделено мной. -- В.Д.)
 
  * ЧАСТЬ 1. ПО ТРОПАМ ИСТОРИИ *
 
 
  Но неуемный разум разложил
  И этот мир, построенный на ощупь
  Вникающим и мерящим перстом.
  Все относительно: и бред и знанье.
  Срок жизни истин: двадцать--тридцать лет --
  Предельный возраст водовозной клячи.
  Мы ищем лишь удобства вычислений,
  А в сущности не знаем ничего:
  Ни емкости, ни смысла тяготенья,
  Ни масс планет, ни формы их орбит,
  На вызвездившем небе мы не можем
  Различить глазом "завтра" от "вчера".
  Нет вещества -- есть круговерти силы;
  Нет твердости -- есть натяженье струй;
  Нет атома -- есть поле напряженья
  (Вихрь малых "не" вокруг большого "да");
  Струи времен текут неравномерно
  Пространство -- лишь разнообразье форм;
  Есть не одна, а много математик;
  Мы существуем в космосе, где все
  Теряется, ничто не создается...
  Максимилиан ВОЛОШИН
 
 БОГИ РАЗДВИГАЮТ НЕБЕСА
 
 
  На бытовом уровне космические объекты и явления получают
 различные -- подчас самые невероятные -- объяснения и
 наименования. В разных областях России одни и те же созвездия и
 светила именовались людьми по-разному. Так, этнографам и
 лингвистам за последние два века (в основном в дореволюционное
 время) удалось зафиксировать не менее 20 названий для Млечного
 Пути (Гусиная Дорога, Птичий Путь, Дорожные Звезды, Мышиные
 Тропки, Пояс, Коромысла, Становище и др.); 52 -- для Большой
 Медведицы (Арба, Воз, Волосыня, Волчья Звезда, Горбатый Мерин,
 Кичиги, Ковш, Кола, Колесница, Лось, Ось, Мосеев Палец,
 Семерка, Телега, Ярмо и др.); 37 -- для Плеяд (Бабы, Гнездо,
 Ключи Петровы, Кочка, Курица с цыплятами, Лапоть, Осье Гнездо,
 Решето, Сито, Стожары, Улей, Утиное гнездо, Уточка и др.); 21
 -- для Ориона (Аршинчик, Грабли, Девичьи Зори, Коряга, Петров
 Крест, Старикова Тросточка, Три Царя и др.); 18 -- для Венеры
 (Блинница, Вечерица, Вечерняя Звезда, Зарянка, Утреница,
 Утренняя Звезда, Чигирь-Звезда и др.); 9 -- для Полярной звезды
 (Кол-Звезда, Небесный Кол, Полночная Звезда, Полярка,
 Прикол-Звезда, Северная Звезда и др)*.
  Такой же разнобой у других народов. Причем иногда доходит
 до курьезов. Практически у всех народов Земли Полярная звезда
 ассоциируется с Севером. И лишь у одного народа -- чеченцев --
 она именуется Южной. Объяснение этому очень простое: если
 повернуться к Полярной звезде спиной, она показывает дорогу на
 Юг. Единообразие в астронимах наступает лишь с утверждением
 господства какой-либо религиозной или научной картины мира.
 Русские ученые книжники до ХVIII века отдавали преимущественно
 византийской традиции, где планеты назывались по именам
 древнегреческих Богов: Крон (Сатурн), Зевес (Юпитер), Аррис
 (Марс), Афродита (Венера), Ермис (Меркурий) (рис. 4). После
 Петровских реформ в России возобладала европейская научная
 традиция: названия планет, звезд и других космических объектов
 стали такими, как и сегодня (впрочем, современные астронимы
 также имеют в основном греко-римское происхождение) (рис. 5).
 
  * См.: Рут М.Э. Русская народная астрономия. Свердловск,
 1987.
 
  В древности главным регулятором и унификатором космических
 вопросов была религия. Жрецы и священнослужители долгое время
 оставались безраздельными монополистами и в отправлении культа,
 и в вынесении вердиктов по части "небесных дел". Они были
 хранителями тайных для непосвященных астрономических знаний,
 занимались предсказанием и толкованием небесных явлений. Именно
 такой путь прошли многие "звездные цивилизации" -- шумерская,
 египетская, вавилонская, китайская, индийская, ацтекская, майя,
 доинкская, инкская и др.
  Много было несхожего в космических идеях Древности. Но
 много было и общего. Казалось бы, что может дальше отстоять
 друг от друга по времени и менталитету, чем русское и
 древнеегипетское мировоззрения. Но нет! И между ними протянуты
 невидимые связующие нити. Общее обнаруживается и в имени одного
 из языческих Солнцебогов: у русских это -- Хорс, у египтян --
 Хор (Гор); и в звездах на куполах храмов: только у египтян они
 размещались на внутренних сводах, а у русских -- на внешней
 стороне. При созерцании рукотворных звезд верующими биение их
 сердец накладывалось на ритм Вселенной.
  Наиболее же показательным проявлением общих черт в
 различных направлениях и временных срезах космического
 мировоззрения являются представления о Земле и Небе. Небо на
 протяжении многих веков и тысячелетий вообще выступало
 синонимом Космоса -- и в бытовом, и в философском и в научном
 плане. Античные и средневековые космологические трактаты долгое
 время традиционно именовались "О небе" -- по образцу главного
 труда Аристотеля, посвященного астрономии.
 
  Но сначала скажем, что мы называем небом и в скольких
 значениях употребляем [это слово], дабы предмет нашего
 исследования стал для нас яснее. В одном смысле мы называем
 небом субстанцию крайней сферы Вселенной или естественное тело,
 находящееся в крайней сфере Вселенной, ибо мы имеем обыкновение
 называть небом прежде всего крайний предел и верх [Вселенной],
 где, как мы полагаем, помещаются все божественные существа. В
 другом смысле -- тело, которое непосредственно примыкает к
 крайней сфере Вселенной и в котором помещаются Луна, Солнце и
 некоторые из звезд, ибо о них мы также говорим, что они "на
 небе". А еще в одном смысле мы называем Небом [все] тело,
 объемлемое крайней сферой, ибо мы имеем обыкновение называть
 Небом [мировое] Целое и Вселенную. Одновременно ясно, что
 вне Неба равным образом нет ни места, ни пустоты, ни времени...
  Аристотель. О Небе.
 
  Традиция сохранялась на протяжении всей истории развития
 науки. Классический трактат Иммануила Канта, который увидел
 свет в 1755 году и дал толчок космогоническим исследованиям на
 собственно научном уровне, именовался "Всеобщая естественная
 история и теория неба". А в прошлом веке крупнейший французский
 ученый и популяризатор науки Камиль Фламмарион (1842--1925)
 озаглавил один из наиболее известных своих астрономических
 трудов "История неба".
  Земля также всегда считалась важнейшим и равноправным
 партнером Неба. Их брачный союз, собственно, и порождает Космос
 во всем его богатстве и разнообразии. У шумерийцев даже
 существовало неразрывное понятие ан-ки -- Небо-Земля. С момента
 священного брака Земли и Неба космическая эволюция приобретает
 упорядоченную направленность, порождая наряду с неисчерпаемым
 многообразием Вселенной и поколения различных Богов. Последние
 обычно тотчас же вступают в непримиримую и изнурительную борьбу
 за власть над миром. Для современного читателя данная коллизия
 особенно хорошо знакома по греческой мифологии. Здесь тоже
 Земля и Небо первоначально выступают как единое целое.
 Земля-Гея (рис. 6) из себя самой рождает Небо-Уран и немедленно
 вступает с ним в космический брак. Результат космической любви
 не замедливает сказаться: на свет появляется поколение
 Первобогов-титанов. Их предводитель Крон оскопляет отца Урана и
 сам становится властелином мира. Но ненадолго -- дети Крона во
 главе с Зевсом устраивают очередной "дворцовый переворот",
 захватывают Олимп, а папашу вместе со всей родней низвергают в
 преисподнюю.
  Не во всех мифологиях Земля женского рода. По
 представлениям древних египтян, Земля-Геб -- мужчина, а
 Небо-Нут -- женщина. Первоначально они, как и соответствующие
 Боги в других культурах, составляли единое целое. От их соития,
 согласно гелиопольской версии, родилось Солнце-Ра, бессчетные
 звезды и главные Боги египетского пантеона -- Осирис, Исида,
 Нефтида, Сет. Один из эпитетов Нут -- "огромная масса звезд":
 
  Ночью плывут они (звезды) по ней (Нут) до края неба. Они
 поднимаются, и их видят. Днем они плывут внутри нее. Они не
 поднимаются, и их не видят. Они входят за этим Богом (Ра) и
 выходят за ним. И тогда они плывут за ним по небу и
 успокаиваются в селениях после того, как успокоится его
 величество (Ра) в западном горизонте. Они входят в ее рот на
 месте ее головы на западе, и тогда она поедает их.
  Из текста на потолке погребальной камеры фараона Сети.
 
  По хорошо известной теогонической схеме небесно-звездная
 Богиня принялась было пожирать своих космических детей, что
 вполне соответствовало житейским наблюдениям: небо как бы
 проглатывает по вечерам -- заходящее Солнце, а по утрам --
 мириады звезд. Отец Геб воспротивился каннибальским аппетитам
 пожирательницы небесных светил. Чтобы не допустить
 взаимоуничтожения, Свет-Шу разъединил супругов. Небо-Нут
 поднялось наверх и распростерлось над Землей-Гебом.
  Космология Древнего Египта была чрезвычайно развитой и
 своеобразной. Наблюдения и знания строителей нильских пирамид
 распространялись на все видимые объекты Вселенной (рис. 7).
 Естественно, что планеты, звезды и созвездия в Стране Большого
 Хапи ассоциировались как с привычными (рис. 8), так и с
 непривычными (рис. 9) для других культур образами. Зато
 астрономические знания подкреплялись скрупулезными и точными
 математическими расчетами (рис. 10).
  Истоки представлений о мироустройстве в других древних
 культурах в главных своих чертах по большей части сходны. Так,
 теогонические и космогонические китайские мифы схематически
 воспроизводят уже знакомую нам модель оформления Космоса в
 упорядоченное целое. Хотя первоисточники китайской мифологии
 представляют собой набор фрагментарных и нередко противоречащих
 друг другу отрывков, по ним все же можно восстановить начальную
 картину мироздания. По представлениям древних китайцев, Небо и
 Земля некогда были слиты воедино (как и у шумеров, для
 обозначения этого неразрывного понятия существовало единое
 слово хунь-дунь) и похожи на куриное яйцо. Внутри находился
 зародыш будущего великого Божества Пань-гу. Родившийся из
 Космического яйца, он как раз и считается творцом Неба и Земли.
 Культ неба в последующей религиозной и государственной
 идеологии Китая общеизвестен. Здесь оно почиталось, быть может,
 как ни у какой другой великой цивилизации. Даже наиболее
 употребительный синоним страны -- Поднебесная.
  Нельзя представить китайскую космологию и без двух
 вселенских первоначал -- инь (женское, отрицательное, темное,
 северное) и ян (мужское, положительное, светлое, южное). Инь и
 ян находятся в беспрестанном борении, обеспечивая
 существование, движение и развитие всех сфер объективного мира
 -- космической, природной, животной, человеческой и т.п. Сам
 необъятный мир состоит из сочетания пяти первоэлементов (вода,
 огонь, металл, дерево, земля), связанных с пятью планетами и
 странами света. Меркурий обозначал воду и север, Марс -- огонь
 и юг, Венера -- металл и запад, Юпитер -- дерево и восток,
 Сатурн -- землю и центр.
  В древнеиндийской космологии вновь обнаруживается знакомая

<< Пред.           стр. 2 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу