<< Пред. стр. 3 (из 55) След. >>
схема мироустройства, наполненная, однако, глубоким философскимсодержанием. В гимнах Ригведы, других священных книгах
космическое Небо олицетворяло женское Божество -- Адити. Ее имя
дословно означает "бесконечность", символизируя одновременно и
бесконечное пространство, и неисчерпаемые потенции дневного
света. Мать-Адити и находится в эпицентре ведийской космогонии:
В первом веке Богов
Сущее возникло из не-сущего,
Затем возникли стороны света,
И все это -- от воздевшей ноги кверху.
От воздевшей ноги кверху Земля родилась,
От Земли родились стороны света.
От Адити родилась Дакша,
От Дакши -- Адити
Когда вы, Боги, там, в воде,
Стояли, крепко держась друг за друга,
От вас тогда, от плясунов словно,
Густая пыль воздымалась.
Когда вы, Боги, словно волхвы,
Напоили все миры,
Тогда достали вы Солнце,
Спрятанное в море.
Ригведа. Х. 72. 3--7
Адити -- мать множества Богов, чье собирательное имя --
адитьи. Среди них Индра -- верховное Божество индоевропейцев,
повелитель Вселенной, владыка молнии и грома (рис. 11). Именно
с его деяниями связано отделение Земли от Неба. Выпив
священного напитка сомы, он вырос до гигантских и настолько
устрашающих размеров, что Небо и Земля, охваченные ужасом,
разлетелись в противоположные стороны, разлучившись тем самым
навеки, а Индра заполнил собой все пространство между ними:
По ту сторону (видимого) пространства, неба
Ты, о сильный по своей природе, (приходящий) на помощь,
о дерзкий мыслью,
Сделал землю противовесом (своей) силы,
Охватывая воды, солнце, ты идешь на небо.
Ты стал противовесом земли,
Ты стал господином высокого (неба) с великими героями.
Все воздушное пространство ты заполнил (своим) величием.
Ведь поистине никто не равен тебе.
Ригведа. 1. 52. 12--13
Воплощением космической энергии, наполняющей и
пронизывающей Вселенную, выступает другое главное Божество
индийского пантеона -- Шива. Космологические представления
народов, населявших Индостан, развивались в русле
сосуществования традиционных религий. Наиболее распространными
среди них стали индуизм, буддизм, а после возникновения
государства Великих Моголов -- ислам. В это время много было
заимствовано из достижений мусульманских ученых-астрономов.
Однако и последние немало почерпнули у своих индийских
собратьев. Так, четыре из пяти самобытных индийских трактатов,
объединенных в свод под названием "Сиддхант", сохранились до
наших дней только благодаря переводу их на арабский язык
великим ученым-мыслителем Средней Азии Абу Рейханом Бируни
(973--1048/50). Он же обстоятельно и более чем подробно
обрисовал астрономические идеи индийских ученых в своем
капитальном труде "Индия". Известны и другие сочинения
индийских астрономов и космологов. Наиболее популярное из них
-- "Солнечная доктрина" ("Сурья-сиддханта") -- тесно примыкает
к мифологической традиции и ведется от имени Солнцебога Сурьи.
Он в стихотворной форме повествует о своем собственном движении
по небосклону, а также о движении других светил. В этом же
трактате излагается ведийская космогония и известное по многим
другим источникам учение о времени -- четырех югах, каждая из
которых длится 1 миллион 80 тысяч лет, а все вместе они
составляют великий период бытия -- махаюгу -- с общим
количеством 4 миллиона 320 тысяч лет (или 12 тысяч божественных
лет).
Индуизм в наибольшей степении связан с древнейшими
арийскими и ведийскими корнями, он воспринял и пантеон
древнейших Богов, и традиционные представления о мироустройстве
(рис. 12). Мировой Змей Шеша, представления о котором уходят в
доиндоевропейскую древность, объемлет собою весь мир. Он
бесконечен и потому имеет эпитет Ананта (Бесконечный).
Вселенная, которую венчает Мировая Гора, покоится на Черепахе
-- одном из воплощений Вишну -- еще одного важнейшего Бога
индуистского пантеона. Модель эта отнюдь не статична. Космос
под воздействием Мирового Змея периодически умирает для того,
чтобы тотчас же народиться и расцвесть вновь. Такая же
"пульсирующая" и еще более детализированная модель разработана
в буддийской космологии (рис. 13). Она включает три мира --
видимый, невидимый и чувствующий (точнее -- желающий). Эту
космическую иерархию олицетворяют знаменитые буддийские ступы.
Их символика такова: пирамида земного мира переходит в
перевернутую небесную, вся она бесконечно расширяется и
одновременно сходится в Неописуемой точке.
Согласно индоевропейским преданиям, арии -- прапредки всех
современных индоевропейских народов -- мигрировали с Севера
после смертоносного климатического катаклизма и неожиданного
похолодания. Символом Полярной Отчизны, по древнеарийским и
доарийским представлениям, являлась золотая гора Меру. Она
возвышалась на Северном полюсе, с подножием из семи небес, где
пребывали Небожители и царил "золотой век" (отсюда, кстати,
русская поговорка: "На седьмом небе" -- синоним высшего
блаженства). Гора Меру считалась центральной точкой
бесконечного Космоса, вокруг нее как мировой оси вращались
созвездие Медведицы, Солнце, Луна, планеты и сонмы звезд. В
древнерусских апокрифических текстах вселенская гора
прозывалась "столпом в Окияне до небес". Апокриф ХIV века "О
всей твари" так и гласит: "В Окияне стоит столп, зовется
адамантин. Ему же глава до небеси"*. В полном соответствии с
общемировой традицией вселенская гора здесь поименована
алмазной (адамант -- алмаз, в конечном счете это -- коррелят
льда: фольклорная стеклянная, хрустальная или алмазная гора
означает гору изо льда или покрытую льдом).
* Памятники отреченной русской литературы. М., 1863. Т.2.
С. 349.
От доиндоевропейского названия вселенской горы Меру
произошло русское слово и понятие "мир" в его главном и
первоначальном смысле "Вселенная" (понятие "Космос" греческого
происхождения и в русский обиход вошло сравнительно недавно).
Священная гора -- обитель всех верховных Богов индоевропейцев
(рис. 14). Среди них был Митра, один из Солнцебогов, чье имя
также произошло от названия горы Меру. Из верований древних
ариев культ Митры переместился в религию Ирана, а оттуда был
заимствован эллинистической и римской культурой. Миротворческая
роль Митры заключалась в утверждении согласия между вечно
враждующими людьми. Данный смысл впитало и имя Солнцебога, оно
так и переводится с авестийского языка -- "договор",
"согласие". И именно в этом смысле слово "мир", несущее к тому
же божественный отпечаток (мир -- дар Бога), вторично попало в
русский язык в качестве наследства былой нерасчлененной
этнической, лингвистической и культурной общности Пранарода*.
Но и это еще не все. Космизм священной полярной горы
распространялся и на род людской: считалось, например, что
позвоночный столб играет в организме человека ту же роль
центральной оси, что и гора Меру во Вселенной, воспроизводя на
микрокосмическом уровне все ее функции и закономерности. Отсюда
в русском мировоззрении закрепилось еще одно значение понятия
"мир" -- "народ" ( "всем миром", "на миру и смерть красна", --
говорят и поныне). Следующий смысл из общеарийского наследства
-- слово "мера", означающее "справедливость" и "измерение" (как
процесс, результат и единицу), непосредственно калькирующее
название горы Меру.
Древнерусское космическое мировоззрение уходит своими
корнями в древнеарийские культурные традиции, общие для многих
современных евразийских народов. Для русского человека Небо и
Земля парные -- хотя и антиномичные -- категории. В
великорусских заклинаниях -- самом глубинном пласте народной
идеологии -- встречаются прямые обращения к древним верховным
Божествам -- вершителям мира и судеб людей: "Небо Отец! Мать
Земля!". Каких-либо систематизированных сводов архаичной
славяно-русской мифологии (за исключением сильно
христианизированной Голубиной книги) до наших дней не
сохранилось. Однако, согласно изысканиям и выводам русской
мифологической школы, по народным представлениям, Небо-супруг
изливал мужское семя в виде дождя на Землю-супругу,
оплодотворяя своей космической потенцией все сущее и
обеспечивая плодоношение растений, животных, людей**. Подобные
представления бытовали и у других индоевропейских народов, так
как происходили из общего мифологического источника. По
Плутарху, у эллинов Уран-Небо мужского рода именно по той
причине, что его семя изливается дождем и оплодотворяет
Гею-Землю. (В поэтической форме этот космический апофеоз
восславил Вергилий в "Георгиках".) В стародавние времена ту же
цель преследовал и магический весенний обряд -- оплодотворения
жены на вспаханном поле: он имитировал космическое соитие Земли
и Неба.
* Подробнее см.: Демин В.Н. Тайны русского народа (в
поисках истоков Руси). М., 1997.
** См.: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на
природу. М., 1994. Т.1. С. 135.
Русское народное мировоззрение насквозь космично. Это
прекрасно понимал и замечательно сформулировал Сергей Есенин в
программном эссе "Ключи Марии": "Изба простолюдина -- это
символ понятий и отношений к миру, выработанных еще до него его
отцами и предками, которые неосязаемый и далекий мир подчинили
себе уподоблениями вещам их кротких очагов. Вот потому-то в
наших песнях и сказках мир слова так похож на какой-то вечно
светящийся Фавор, где всякое движение живет, преображаясь.
Красный угол, например, в избе есть уподобление заре, потолок
-- небесному своду, а матица -- Млечному Пути. Философический
план помогает нам через такой порядок разобрать машину речи
почти до мельчайших винтиков"*.
Сохранилось и легендарное имя первого астронома на
территории России. По представлениям русских ученых книжников,
зафиксированным в популярном апокрифе, кратко именуемом
"Откровение Мефодия Патарского", первым звездочтецом и
носителем "острономейной мудрости" был Мунт, четвертый сын Ноя
(Библия такого не знает), который после потопа поселился в
северных полуночных странах, на территории нынешней России:
"Мунт живяше на полуношной стране, и прият дар много и милость
от Бога и мудрость острономейную обретете"**. Составил же "сию
книгу острономию" Мунт вопреки предостережениям Архангела
Михаила, бросив вызов божьему посланцу и самим небесам (точно
так же, как когда-то поступил Прометей), уравняв тем самым силу
человеческого разума с неизведанными силами Вселенной.
Причина практически полного исчезновения данных о
космическом миропредставлении языческой эпохи -- безжалостное
истребление служителями новой религией любых материальных и
письменных памятников прежних верований. Лишь жалкие осколки
некогда пышного и цветущего языческого мировоззрения уцелели в
языке, фольклоре, обрядах, обычаях, художественных навыках и
т.п. В беспощадной борьбе с язычеством деревянные идолы
сжигались, а каменные дробились на мелкие куски. Однако новая
религия была вынуждена не только искоренять старую, но и
приспосабливаться к ней. Так пережили тысячелетия многие
архаичные праздники: Коляда, Святки, Масленица, Ярило, Купало,
Семик и др., уходящие своими корнями в древнейшие пласты
общеславянских и общеиндоевропейских ритуалов.
* Есенин С.А. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 5., М.,
1962., С. 35.
** Памятники старинной русской литературы. Вып. 3. Спб.,
1862. С. 18.
Космологические воззрения древних иранцев получили
закрепление в священной книге зороастризма Авесте и
религиозно-теологической системе, создание которой
приписывается легендарному пророку Зороастру (Заратустре). И
сама религия, и ее священное писание были почти полностью
уничтожены исламом. Сохранились лишь отдельные книги самой
Авесты, позднейшие изложения зороастрийских идей да
немногочисленные секты огнепоклонников. По уцелевшим фрагментам
и сведениям нетрудно установить, что авестийская космология
была близка ведийскиму взгляду на мир, что само по себе вполне
естественно, так как и индийцы, и иранцы, и их мифология
произошли из одного общего арийского этнолингвистического и
социокультурного источника. Впрочем, авестийская идеология
дуалистична: в ней ярко выражены два первоначала -- светлое и
темное, верховный Бог Ахура-Мазда и владыка сил мрака
Ангро-Майнью. Между ними происходит непрерывная война, которая
реализуется в космизированном противоборстве Добра и Зла.
В более позднем средневековом первоисточнике "Бундахишна"
воспроизводятся подробности авестийского миропонимания:
Ормазд [позднейшая форма имени Ахура-Мазда], обладающий
знанием и добродетелью, пребывает наверху Ахриман
[Ангро-Манью], объятый страстью к разрушению, был глубоко внизу
во тьме Дух Разрушения не был осведомлен о
существовании Ормазда. Потом он поднялся из глубин тьмы и
направился к пределу, откуда был виден свет. Когда он увидел
непостижимый свет Ормазда, он бросился вперед, стремясь
уничтожить его. Увидев же мощь и превосходство, превышающие его
собственные, он убежал обратно во тьму и сотворил много
демонов Тогда Ормазд предложил мир Духу Разрушения.
Далее описывается процесс сотворения мира.
Сперва Ормазд создал небо, светлое и ясное, с далеко
простирающимися концами, в форме яйца из сверкающего металла
Вершиной оно достигало до Бесконечного Света, а все
творение было создано внутри неба Вторым после субстанции
неба он создал воду Третьим после воды он создал землю
круглую, <> висящую в середине неба Четвертым он создал
растения Пятым он создал Быка Шестым он создал
Гайамарта [Первочеловека] А из света и влаги неба он
сотворил семя людей и быков, и он вложил (его) в тело
Гайамарта и Быка для того, чтобы от них могло пойти обильное
потомство людей и скота.
Даже беглый и поверхностный обзор космологических
воззрений разных народов Земли дает чрезвычайно пеструю и
зачаровывающую картину мироустройства. Если представить, что
каждый народ соткал свой ковер представлений о Вселенной,
собрать однажды все эти ковры вместе и бросить их на траву, то
откроется удивительная вещь: сколько народов -- столько
Вселенных! Северные и южные, западные и восточные картины
Мироздания поражают своей уникальностью, самобытностью и
многоцветностью.
Так, космолого-мифологические представления коренного
населения Новой Зеландии -- маори -- поразительно совпадают со
взглядами древних египтян: у полинезийцев исходной парой
космогонического процесса также выступают Небо-Ранги и
Земля-Папа. Им предшествуют Ночь-По и Свет-Ао, а также
Пустота-Коре, Звук-Че, Развитие-Коне и другие Божества,
входящие в структуру Вселенной. Космическую предначертанность
видели в себе и кочевники гунны, наводившие ужас на Европу
раннего Средневековья. По свидетельству китайских хронистов,
гуннские правители, когда их орды еще не отправились в свой
смертоносный поход от Великой китайской стены к европейским
рубежам, именовали себя "порожденными Небом и Землею,
поставленными Солнцем и Луною".
А теперь для сравнения обратимся к российским эвенкам.
Воссозданная усилиями многих поколений космическая панорама
жизни этого малочисленного коренного народа Русского Севера
приводит к поразительному открытию: эвенки считают себя
полноценными детьми Звездного неба, Луны и Солнца --
космических родителей всего живого и неживого на земле. Верхний
мир (по существу -- Космос) имеет многоярусную структуру: там
есть свой бескрайний океан, своя земля, своя тайга, своя
тундра. Ведет туда своя небесная дорога: через Небесную дыру --
Буга Санарин -- по-нашему, это -- Полярная звезда, главный
ориентир всех охотников, оленеводов, путешественников и
мореплавателей. Верхний космический мир -- царство Отца-Солнца
Дылачанкура, хозяина света и тепла. Его жена -- Луна Бега, их
дети -- солнечные лучи; они-то и светят людям сквозь Небесную
дыру берестяными факелами. По-иному приходит на землю тепло.
Всю долгую зиму в своем космическом чуме топит печку
Отец-Солнце и собирает тепло в кожаный мешок для того, чтобы с
приходом весны и лета выпустить его на землю через все то же
космическое отверстие в небе.
По представлениям другой северной евразийской народности
-- ненцев -- Вселенная, которую сотворила космическая птица
Гагара, состоит из нескольких миров, расположенных по вертикали