<< Пред.           стр. 3 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 схема мироустройства, наполненная, однако, глубоким философским
 содержанием. В гимнах Ригведы, других священных книгах
 космическое Небо олицетворяло женское Божество -- Адити. Ее имя
 дословно означает "бесконечность", символизируя одновременно и
 бесконечное пространство, и неисчерпаемые потенции дневного
 света. Мать-Адити и находится в эпицентре ведийской космогонии:
 
  В первом веке Богов
  Сущее возникло из не-сущего,
  Затем возникли стороны света,
  И все это -- от воздевшей ноги кверху.
  От воздевшей ноги кверху Земля родилась,
  От Земли родились стороны света.
  От Адити родилась Дакша,
  От Дакши -- Адити
  Когда вы, Боги, там, в воде,
  Стояли, крепко держась друг за друга,
  От вас тогда, от плясунов словно,
  Густая пыль воздымалась.
  Когда вы, Боги, словно волхвы,
  Напоили все миры,
  Тогда достали вы Солнце,
  Спрятанное в море.
  Ригведа. Х. 72. 3--7
 
  Адити -- мать множества Богов, чье собирательное имя --
 адитьи. Среди них Индра -- верховное Божество индоевропейцев,
 повелитель Вселенной, владыка молнии и грома (рис. 11). Именно
 с его деяниями связано отделение Земли от Неба. Выпив
 священного напитка сомы, он вырос до гигантских и настолько
 устрашающих размеров, что Небо и Земля, охваченные ужасом,
 разлетелись в противоположные стороны, разлучившись тем самым
 навеки, а Индра заполнил собой все пространство между ними:
  По ту сторону (видимого) пространства, неба
  Ты, о сильный по своей природе, (приходящий) на помощь,
  о дерзкий мыслью,
  Сделал землю противовесом (своей) силы,
  Охватывая воды, солнце, ты идешь на небо.
 
  Ты стал противовесом земли,
  Ты стал господином высокого (неба) с великими героями.
  Все воздушное пространство ты заполнил (своим) величием.
  Ведь поистине никто не равен тебе.
  Ригведа. 1. 52. 12--13
 
  Воплощением космической энергии, наполняющей и
 пронизывающей Вселенную, выступает другое главное Божество
 индийского пантеона -- Шива. Космологические представления
 народов, населявших Индостан, развивались в русле
 сосуществования традиционных религий. Наиболее распространными
 среди них стали индуизм, буддизм, а после возникновения
 государства Великих Моголов -- ислам. В это время много было
 заимствовано из достижений мусульманских ученых-астрономов.
 Однако и последние немало почерпнули у своих индийских
 собратьев. Так, четыре из пяти самобытных индийских трактатов,
 объединенных в свод под названием "Сиддхант", сохранились до
 наших дней только благодаря переводу их на арабский язык
 великим ученым-мыслителем Средней Азии Абу Рейханом Бируни
 (973--1048/50). Он же обстоятельно и более чем подробно
 обрисовал астрономические идеи индийских ученых в своем
 капитальном труде "Индия". Известны и другие сочинения
 индийских астрономов и космологов. Наиболее популярное из них
 -- "Солнечная доктрина" ("Сурья-сиддханта") -- тесно примыкает
 к мифологической традиции и ведется от имени Солнцебога Сурьи.
 Он в стихотворной форме повествует о своем собственном движении
 по небосклону, а также о движении других светил. В этом же
 трактате излагается ведийская космогония и известное по многим
 другим источникам учение о времени -- четырех югах, каждая из
 которых длится 1 миллион 80 тысяч лет, а все вместе они
 составляют великий период бытия -- махаюгу -- с общим
 количеством 4 миллиона 320 тысяч лет (или 12 тысяч божественных
 лет).
  Индуизм в наибольшей степении связан с древнейшими
 арийскими и ведийскими корнями, он воспринял и пантеон
 древнейших Богов, и традиционные представления о мироустройстве
 (рис. 12). Мировой Змей Шеша, представления о котором уходят в
 доиндоевропейскую древность, объемлет собою весь мир. Он
 бесконечен и потому имеет эпитет Ананта (Бесконечный).
 Вселенная, которую венчает Мировая Гора, покоится на Черепахе
 -- одном из воплощений Вишну -- еще одного важнейшего Бога
 индуистского пантеона. Модель эта отнюдь не статична. Космос
 под воздействием Мирового Змея периодически умирает для того,
 чтобы тотчас же народиться и расцвесть вновь. Такая же
 "пульсирующая" и еще более детализированная модель разработана
 в буддийской космологии (рис. 13). Она включает три мира --
 видимый, невидимый и чувствующий (точнее -- желающий). Эту
 космическую иерархию олицетворяют знаменитые буддийские ступы.
 Их символика такова: пирамида земного мира переходит в
 перевернутую небесную, вся она бесконечно расширяется и
 одновременно сходится в Неописуемой точке.
  Согласно индоевропейским преданиям, арии -- прапредки всех
 современных индоевропейских народов -- мигрировали с Севера
 после смертоносного климатического катаклизма и неожиданного
 похолодания. Символом Полярной Отчизны, по древнеарийским и
 доарийским представлениям, являлась золотая гора Меру. Она
 возвышалась на Северном полюсе, с подножием из семи небес, где
 пребывали Небожители и царил "золотой век" (отсюда, кстати,
 русская поговорка: "На седьмом небе" -- синоним высшего
 блаженства). Гора Меру считалась центральной точкой
 бесконечного Космоса, вокруг нее как мировой оси вращались
 созвездие Медведицы, Солнце, Луна, планеты и сонмы звезд. В
 древнерусских апокрифических текстах вселенская гора
 прозывалась "столпом в Окияне до небес". Апокриф ХIV века "О
 всей твари" так и гласит: "В Окияне стоит столп, зовется
 адамантин. Ему же глава до небеси"*. В полном соответствии с
 общемировой традицией вселенская гора здесь поименована
 алмазной (адамант -- алмаз, в конечном счете это -- коррелят
 льда: фольклорная стеклянная, хрустальная или алмазная гора
 означает гору изо льда или покрытую льдом).
 
  * Памятники отреченной русской литературы. М., 1863. Т.2.
 С. 349.
  От доиндоевропейского названия вселенской горы Меру
 произошло русское слово и понятие "мир" в его главном и
 первоначальном смысле "Вселенная" (понятие "Космос" греческого
 происхождения и в русский обиход вошло сравнительно недавно).
 Священная гора -- обитель всех верховных Богов индоевропейцев
 (рис. 14). Среди них был Митра, один из Солнцебогов, чье имя
 также произошло от названия горы Меру. Из верований древних
 ариев культ Митры переместился в религию Ирана, а оттуда был
 заимствован эллинистической и римской культурой. Миротворческая
 роль Митры заключалась в утверждении согласия между вечно
 враждующими людьми. Данный смысл впитало и имя Солнцебога, оно
 так и переводится с авестийского языка -- "договор",
 "согласие". И именно в этом смысле слово "мир", несущее к тому
 же божественный отпечаток (мир -- дар Бога), вторично попало в
 русский язык в качестве наследства былой нерасчлененной
 этнической, лингвистической и культурной общности Пранарода*.
 Но и это еще не все. Космизм священной полярной горы
 распространялся и на род людской: считалось, например, что
 позвоночный столб играет в организме человека ту же роль
 центральной оси, что и гора Меру во Вселенной, воспроизводя на
 микрокосмическом уровне все ее функции и закономерности. Отсюда
 в русском мировоззрении закрепилось еще одно значение понятия
 "мир" -- "народ" ( "всем миром", "на миру и смерть красна", --
 говорят и поныне). Следующий смысл из общеарийского наследства
 -- слово "мера", означающее "справедливость" и "измерение" (как
 процесс, результат и единицу), непосредственно калькирующее
 название горы Меру.
  Древнерусское космическое мировоззрение уходит своими
 корнями в древнеарийские культурные традиции, общие для многих
 современных евразийских народов. Для русского человека Небо и
 Земля парные -- хотя и антиномичные -- категории. В
 великорусских заклинаниях -- самом глубинном пласте народной
 идеологии -- встречаются прямые обращения к древним верховным
 Божествам -- вершителям мира и судеб людей: "Небо Отец! Мать
 Земля!". Каких-либо систематизированных сводов архаичной
 славяно-русской мифологии (за исключением сильно
 христианизированной Голубиной книги) до наших дней не
 сохранилось. Однако, согласно изысканиям и выводам русской
 мифологической школы, по народным представлениям, Небо-супруг
 изливал мужское семя в виде дождя на Землю-супругу,
 оплодотворяя своей космической потенцией все сущее и
 обеспечивая плодоношение растений, животных, людей**. Подобные
 представления бытовали и у других индоевропейских народов, так
 как происходили из общего мифологического источника. По
 Плутарху, у эллинов Уран-Небо мужского рода именно по той
 причине, что его семя изливается дождем и оплодотворяет
 Гею-Землю. (В поэтической форме этот космический апофеоз
 восславил Вергилий в "Георгиках".) В стародавние времена ту же
 цель преследовал и магический весенний обряд -- оплодотворения
 жены на вспаханном поле: он имитировал космическое соитие Земли
 и Неба.
 
  * Подробнее см.: Демин В.Н. Тайны русского народа (в
 поисках истоков Руси). М., 1997.
  ** См.: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на
 природу. М., 1994. Т.1. С. 135.
  Русское народное мировоззрение насквозь космично. Это
 прекрасно понимал и замечательно сформулировал Сергей Есенин в
 программном эссе "Ключи Марии": "Изба простолюдина -- это
 символ понятий и отношений к миру, выработанных еще до него его
 отцами и предками, которые неосязаемый и далекий мир подчинили
 себе уподоблениями вещам их кротких очагов. Вот потому-то в
 наших песнях и сказках мир слова так похож на какой-то вечно
 светящийся Фавор, где всякое движение живет, преображаясь.
 Красный угол, например, в избе есть уподобление заре, потолок
 -- небесному своду, а матица -- Млечному Пути. Философический
 план помогает нам через такой порядок разобрать машину речи
 почти до мельчайших винтиков"*.
  Сохранилось и легендарное имя первого астронома на
 территории России. По представлениям русских ученых книжников,
 зафиксированным в популярном апокрифе, кратко именуемом
 "Откровение Мефодия Патарского", первым звездочтецом и
 носителем "острономейной мудрости" был Мунт, четвертый сын Ноя
 (Библия такого не знает), который после потопа поселился в
 северных полуночных странах, на территории нынешней России:
 "Мунт живяше на полуношной стране, и прият дар много и милость
 от Бога и мудрость острономейную обретете"**. Составил же "сию
 книгу острономию" Мунт вопреки предостережениям Архангела
 Михаила, бросив вызов божьему посланцу и самим небесам (точно
 так же, как когда-то поступил Прометей), уравняв тем самым силу
 человеческого разума с неизведанными силами Вселенной.
  Причина практически полного исчезновения данных о
 космическом миропредставлении языческой эпохи -- безжалостное
 истребление служителями новой религией любых материальных и
 письменных памятников прежних верований. Лишь жалкие осколки
 некогда пышного и цветущего языческого мировоззрения уцелели в
 языке, фольклоре, обрядах, обычаях, художественных навыках и
 т.п. В беспощадной борьбе с язычеством деревянные идолы
 сжигались, а каменные дробились на мелкие куски. Однако новая
 религия была вынуждена не только искоренять старую, но и
 приспосабливаться к ней. Так пережили тысячелетия многие
 архаичные праздники: Коляда, Святки, Масленица, Ярило, Купало,
 Семик и др., уходящие своими корнями в древнейшие пласты
 общеславянских и общеиндоевропейских ритуалов.
 
  * Есенин С.А. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 5., М.,
 1962., С. 35.
  ** Памятники старинной русской литературы. Вып. 3. Спб.,
 1862. С. 18.
  Космологические воззрения древних иранцев получили
 закрепление в священной книге зороастризма Авесте и
 религиозно-теологической системе, создание которой
 приписывается легендарному пророку Зороастру (Заратустре). И
 сама религия, и ее священное писание были почти полностью
 уничтожены исламом. Сохранились лишь отдельные книги самой
 Авесты, позднейшие изложения зороастрийских идей да
 немногочисленные секты огнепоклонников. По уцелевшим фрагментам
 и сведениям нетрудно установить, что авестийская космология
 была близка ведийскиму взгляду на мир, что само по себе вполне
 естественно, так как и индийцы, и иранцы, и их мифология
 произошли из одного общего арийского этнолингвистического и
 социокультурного источника. Впрочем, авестийская идеология
 дуалистична: в ней ярко выражены два первоначала -- светлое и
 темное, верховный Бог Ахура-Мазда и владыка сил мрака
 Ангро-Майнью. Между ними происходит непрерывная война, которая
 реализуется в космизированном противоборстве Добра и Зла.
  В более позднем средневековом первоисточнике "Бундахишна"
 воспроизводятся подробности авестийского миропонимания:
 
  Ормазд [позднейшая форма имени Ахура-Мазда], обладающий
 знанием и добродетелью, пребывает наверху Ахриман
 [Ангро-Манью], объятый страстью к разрушению, был глубоко внизу
 во тьме Дух Разрушения не был осведомлен о
 существовании Ормазда. Потом он поднялся из глубин тьмы и
 направился к пределу, откуда был виден свет. Когда он увидел
 непостижимый свет Ормазда, он бросился вперед, стремясь
 уничтожить его. Увидев же мощь и превосходство, превышающие его
 собственные, он убежал обратно во тьму и сотворил много
 демонов Тогда Ормазд предложил мир Духу Разрушения.
 
  Далее описывается процесс сотворения мира.
 
  Сперва Ормазд создал небо, светлое и ясное, с далеко
 простирающимися концами, в форме яйца из сверкающего металла
  Вершиной оно достигало до Бесконечного Света, а все
 творение было создано внутри неба Вторым после субстанции
 неба он создал воду Третьим после воды он создал землю
 круглую, <> висящую в середине неба Четвертым он создал
 растения Пятым он создал Быка Шестым он создал
 Гайамарта [Первочеловека] А из света и влаги неба он
 сотворил семя людей и быков, и он вложил (его) в тело
 Гайамарта и Быка для того, чтобы от них могло пойти обильное
 потомство людей и скота.
 
  Даже беглый и поверхностный обзор космологических
 воззрений разных народов Земли дает чрезвычайно пеструю и
 зачаровывающую картину мироустройства. Если представить, что
 каждый народ соткал свой ковер представлений о Вселенной,
 собрать однажды все эти ковры вместе и бросить их на траву, то
 откроется удивительная вещь: сколько народов -- столько
 Вселенных! Северные и южные, западные и восточные картины
 Мироздания поражают своей уникальностью, самобытностью и
 многоцветностью.
  Так, космолого-мифологические представления коренного
 населения Новой Зеландии -- маори -- поразительно совпадают со
 взглядами древних египтян: у полинезийцев исходной парой
 космогонического процесса также выступают Небо-Ранги и
 Земля-Папа. Им предшествуют Ночь-По и Свет-Ао, а также
 Пустота-Коре, Звук-Че, Развитие-Коне и другие Божества,
 входящие в структуру Вселенной. Космическую предначертанность
 видели в себе и кочевники гунны, наводившие ужас на Европу
 раннего Средневековья. По свидетельству китайских хронистов,
 гуннские правители, когда их орды еще не отправились в свой
 смертоносный поход от Великой китайской стены к европейским
 рубежам, именовали себя "порожденными Небом и Землею,
 поставленными Солнцем и Луною".
  А теперь для сравнения обратимся к российским эвенкам.
 Воссозданная усилиями многих поколений космическая панорама
 жизни этого малочисленного коренного народа Русского Севера
 приводит к поразительному открытию: эвенки считают себя
 полноценными детьми Звездного неба, Луны и Солнца --
 космических родителей всего живого и неживого на земле. Верхний
 мир (по существу -- Космос) имеет многоярусную структуру: там
 есть свой бескрайний океан, своя земля, своя тайга, своя
 тундра. Ведет туда своя небесная дорога: через Небесную дыру --
 Буга Санарин -- по-нашему, это -- Полярная звезда, главный
 ориентир всех охотников, оленеводов, путешественников и
 мореплавателей. Верхний космический мир -- царство Отца-Солнца
 Дылачанкура, хозяина света и тепла. Его жена -- Луна Бега, их
 дети -- солнечные лучи; они-то и светят людям сквозь Небесную
 дыру берестяными факелами. По-иному приходит на землю тепло.
 Всю долгую зиму в своем космическом чуме топит печку
 Отец-Солнце и собирает тепло в кожаный мешок для того, чтобы с
 приходом весны и лета выпустить его на землю через все то же
 космическое отверстие в небе.
  По представлениям другой северной евразийской народности
 -- ненцев -- Вселенная, которую сотворила космическая птица
 Гагара, состоит из нескольких миров, расположенных по вертикали

<< Пред.           стр. 3 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу