<< Пред. стр. 5 (из 55) След. >>
Другая популярная древнеиндийская космогоническая версия-- происхождение Мира из первичного Океана. Традиционно он
представлялся Молочным. Вначале из него появилась земная ось в
виде горы Меру. Вокруг нее обвился гигантский змей. Светлые
Божества -- дев'a -- и темные демонические силы -- асуры --
вступили друг с другом в непримиримую борьбу за власть и
первенство: они ухватились за голову и хвост гигантского змея и
принялись тянуть его -- то взад, то вперед (рис. 26).
Вселенская гора стала вращаться, Молочный океан сгустился: из
него появилась суша и весь видимый мир. Таким образом, в основу
мирового космогонического процесса, согласно древнеиндийским
(ведийским и индуистским) взглядам, положено вполне обыденное и
понятное любому простолюдину занятие, наподобие сбивания масла
из молока и сливок.
Но на этом процесс миротворения не завершился. В Ригведе в
одном из самых знаменитых и чтимых до сих пор гимнов
рассказывается, как прародитель всех Богов Праджапати сотворил
вместе с ними вселенского человека Пурушу. И лишь затем были
созданы обычные люди. Однако его вскоре принесли в жертву. Тело
Пуруши было расчленено на части. Вот из них-то и возникли
небесные светила, земной небосклон, стихии, ветер, огонь и т.п.
Тысячеглавый, тысячеглазый и тысяченогий Пуруша.
Он закрыл собою всю землю и [еще] возвышался над ней на
десять
пальцев.
Пуруша -- это все, что стало и станет.
Он властвует над бессмертием, [над всем], что растет
благодаря
пище.
Огромно его величие, но еще огромнее [сам] Пуруша .
Когда разделили Пурушу, на сколько частей он был разделен?
Чем стали уста его, чем руки, чем бедра, ноги?
Брахманом стали его уста, руки -- кшатрием.
Его бедра стали вайшьей, из ног возникла шудра.
Луна родилась из мысли, из глаз возникло солнце.
Из уст -- Индра и Агни, из дыхания возник ветер,
Из пупа возникло воздушное пространство, из головы
возникло небо.
Из ног -- земля, страны света -- из слуха.
Так распределились миры.
Ригведа. Х, 117
В русской мифологической и космогонической традиции
отзвуки древних, еще доарийских представлений однозначно
просматриваются в стихах о Голубиной книге, где все богатство
видимого мира также истолковывается, как части некоего
космического Божества:
Белый свет от сердца его.
Красно солнце от лица его,
Светел месяц от очей его,
Часты звезды от речей его...*
Другой вариант Голубиной книги (всего их известно около
тридцати) имеет следующее продолжение с учетом
христианизированной "правки":
Ночи темные от дум Господних
Зори утренни от очей Господних,
Ветры буйные от Свята Духа.
Дробен дождик от слез Христа,
Наши помыслы от облац небесных,
У нас мир-народ от Адамия,
Кости крепкие от камени,
Телеса наши от сырой земли,
Кровь-руда наша от черна моря**.
Сходные космогонические мотивы обнаруживаются и в других
индоевропейских мифологических картинах мира. Например, в
древнескандинавских преданиях о происхождении Космоса из частей
первопредка Имира. Имир -- гигантский вселенский великан, из
его расчлененных частей был создан весь Мир (понятие "мир" как
раз и содержится в имени Имир). Вот как повествуется об этом в
Младшей Эдде: "Сыновья Бора убили великана Имира... Они взяли
Имира, бросили в самую глубь Мировой Бездны и сделали из него
землю, а из крови его -- море и все воды. Сама земля была
сделана из плоти его, горы же из костей, валуны и камни -- из
передних коренных его зубов и осколков костей... Из крови, что
вытекала из ран его, сделали они океан и заключили в него
землю. И окружил океан всю землю кольцом, и кажется людям, что
беспределен тот океан и нельзя его переплыть"***.
Общеиндоевропейская корневая основа, закрепившаяся в
древнескандинавском имени Имир, сохранилась в современном
русском слове "имя", а также в глаголе "иметь". Этот корень
содержится в имени древнеиранского первочеловека Йимы. По
иранским преданиям, Йима -- создатель мировой цивилизации,
спасший человечество от потопа, обрушившегося на Землю после
жесточайшей зимы. При Йиме в подвластных ему странах восцарил
"золотой век", красочно описанный Фирдоуси в "Шахнаме". Но в
конце жизненного пути Йиму, как и великана Имира, ждало
расчленение: он был распилен пополам собственным
братом-близнецом.
Древнекитайский первопредок-исполин Пань-гу также
претерпел чудесные метаморфозы. 18 тысяч лет он, подобно
эллинскому Атланту, продержал небо на плечах, вырастая
ежедневно на 1 чжан (около трех метров). Дотошные комментаторы
подсчитали, что за все время жизни он вырос до размеров в 90
тысяч ли (примерно 45 тысяч километров). Но главные космические
превращения начались после смерти Пань-гу. В полном
соответствии с древнейшими общемировыми представлениями из
частей его тела образовалось все богатство поднебесного и
наднебесного мира. Последний вздох Вселенского исполина
сделался ветром и облаками, голос -- громом, левый глаз --
Солнцем, правый -- Луною, туловище с руками и ногами --
четырьмя странами света, кровь -- реками, жилы -- дорогами,
плоть -- почвою, волосы на голове и усы -- звездами на
небосклоне, кожа и волосы на теле -- травами, цветами и
деревьями, зубы, кости, костный мозг -- металлами, камнями и
минералами, пот -- дождем и росою*.
В знаменитой древнеегипетской Книге мертвых части тела
усопшего, перенесенного в загробный мир, идентифицируются с
множеством Богов, а если брать глубже, -- с древнейшими
тотемами, так как в животноподобии египетских Богов закрепилось
их тотемное происхождение. Вот лишь небольшая характерная
иллюстрация такого распределения тела по Божествам, взятая из
42-й главы Книги мертвых; всего же в ней 190 глав (в оригинале
текст сопровождается виньетками с изображением Богов):
Лицо мое -- это лицо Диска [Ра-Солнце. -- В.Д.].
Глаза мои -- это глаза Хатор [Космическая Небесная Корова --
коррелят безграничной Вселенной]. Уши мои -- это уши Ап-уата
[Бог с головой шакала -- ипостась Осириса]. Нос мой -- это нос
Кхенти-кхаса [Бог -- покровитель и владыка города Летополиса].
Губы мои -- это губы Анпу [Анубис с головой шакала -- Владыка
загробного царства]. Зубы мои -- это зубы Серкет
[Богиня-Скорпион]. Шея моя -- это шея Богини Исиды... Мой
позвоночник -- это позвоночник Сути [Бог-"чужестранец" Сет --
брат и убийца Осириса]. Фаллос мой -- это фаллос Осириса...
Ягодицы мои -- это ягодицы Глаза Гора [Хор-Солнце]. Бедра мои
-- это бедра и ноги Нут [Небо -- еще одно олицетворение
Космоса]. Ступни мои -- это ступни Птаха [Бог земли и
плодородия]. Пальцы мои и кости ног -- это пальцы и кости ног
Живых Богов. Нет ни одной части моего тела, которая не была бы
частью тела того или иного Бога. Бог Тот [Гермес] защищает мое
тело со всех сторон, и я есть Ра [Солнце] день за днем".
Сходные аналогии содержатся и в других египетских
источниках, например, в Текстах пирамид.
Данный сюжет был распространен чуть ли не у всех древних
народов. В устных талмудических сказаниях (неканонических
ветхозаветных сказаниях евреев) знакомое космическое клише
перенесено на Первочеловека Адама; первоначально он имел
вселенские размеры, заполнял собою весь Мир, и лишь после
грехопадения Бог уменьшил размеры Праотца рода людского. Когда
Адам лежал, рассказывается в фольклорном предании, голова его
находилась на крайнем Востоке, а ноги -- на Западе; когда же он
встал, то все твари посчитали его, Вселенского исполина,
Творцом, равным Богу. Ангелы констатировали: "В мире
двоевластие", и тогда Бог Яхве уменьшил размеры тела Адама*.
Подобные же мотивы обнаруживаются и в мусульманских легендах,
изложенных, к примеру, в поэме великого суфийского мыслителя
Джалаледдина Руми (1207--1273) "Масневи", написанной на основе
ближневосточного фольклора. У Руми Бог творит Адама из праха, а
Дьявол проникает через раскрытый рот внутрь Первочеловека и
обнаруживает там "Малый мир", подобный "Большому миру". Голова
Адама -- небо о семи сферах, тело его -- земля, волосы --
деревья, кости и жилы -- горы и реки. Как в природном мире --
четыре времени, так и в Адаме -- жар, холод, влага и сушь,
заключенные в черной и желтой желчи, флегме и крови. А
связанный со сменой времен года круговорот природы подобен
кругообращению пищи в теле Адама. И т.д.
Впоследствии популярный сюжет общемирового фольклора
проник в русские "отреченные книги" -- апокрифы -- и стал
известен под названием "Вопросы, от скольких частей создан был
Адам". Здесь Первочеловек рисуется по аналогии с Голубиной
книгой, но как бы с обратным знаком: тело -- от земли, кости --
от камней, очи -- от моря, мысли -- от ангельского полета,
дыхание -- от ветра, разум -- от облака небесного (Небо -- в
древнерусском миропонимании -- синоним Космоса), кровь -- от
солнечной росы*. Впрочем, с точки зрения единства Макро- и
Микрокосма - центральной идеи всего русского космизма -
направленность вектора "Человек - Вселенная" не имеет
принципиального значения. Важна преемственность идей в
общенаучном процессе осмысления Мира и места в нем рода
людского. В данном смысле весьма знаменательно, что именно на
русский апокриф об Адаме (равно, как и на Голубиную книгу)
опирались П.А. Флоренский и Л.П. Карсавин при углубленном
обосновании оригинальной концепции русского космизма о
первичности Микрокосма в его соотношении с Макрокосмом.
Вообще же русские народные космогонические представления
тесно связаны с доиндоевропейской мифологической традицией, в
соответствии с которой творцом Вселенной является водоплавающая
птица. У народов российского Севера это -- или утка, или
гагара, или чомга. Так, по представлениям якутов, первоначально
в мире царил хаос, а две главные стихии -- вода и небо --
составляли неразрывное целое. Никакой земли не было вообще. И
вот летавшая над водой гагара нырнула под воду и достала со дна
океана несколько песчинок. Из них-то и была сотворена вся суша.
В сказаниях других народов Русского Севера на дно океана ныряет
чомга -- птица с "рожками" на голове (быть может, именно отсюда
и произошло последующее ее отождествление с рогатым чертом,
дьяволом, сатаной). Она достает со дна щепотку земли, раздает
всем птицам и зверям, а сама остается без твердого места --
оттого и строит плавающие гнезда прямо на воде.
У русских космотворящая птица -- селезень, гоголь, лебедь.
Впоследствии чудом уцелевшие архаичные предания сильно
христианизировались. Древний языческий Бог превратился в
библейского, а его партнер-космотворец -- в Сатану. Однако
канва первоначального сюжета сохранилась. И, главное,
нетронутыми оказались сами образы первотворцов-птиц и
первичного мирового океана: "По досюльному Окиян-морю плавало
два гоголя: один бел гоголь, а другой черен гоголь. И тыми
двумя гоголями плавали сам Господь Вседержитель и Сатана. По
Божьему повелению, по Богородицыну благословлению, Сатана
выздынул со дня моря горсть земли. Из той горсти Господь-то
сотворил ровные места и путистые поля, а Сатана наделал
непроходимых пропастей, щильев и высоких гор. И ударил Господь
молотком в камень и создал силы небесные; ударил Сатана в
камень молотком и создал свое воинство. И пошла между
воинствами великая война..."* Даже в краткой версии
древнерусского мифа (известны фольклорные записи более
развернутые и менее христианизированные) отчетливо
просматриваются три пласта: самый близкий по времени --
библейский; несколько отдаленный -- индоиранский (дуальное
разделение на две непримиримые космические силы Добра и Зла);
наконец, самый древний -- доиндоевропейский, общий многим
народам всех континентов (космотворящая птица, достающая со дна
Первозданного океана горсть или щепотку земли).
Эти архаичные предания, восходящие ко временам
нерасчлененной этнолингвистической и социокультурной общности
древнего пранарода, теснейшим образом сопрягаются с архетипом
Космического яйца, которое, как правило, также сносится
какой-либо птицей, творящей мир. Выше это было
проиллюстрировано на примере египетского Белого Гуся --
Великого Гоготуна. Но есть более близкие российскому читателю
образы и сюжеты. В знаменитом карело-финском эпосе "Калевала" в
сжатой и поэтически непревзойденной форме описывается, как
космическая Утка-первотворец сносит шесть (!) золотых яиц,
роняет их в первичный Океан-море. А затем:
Из яйца, из нижней части,
Вышла мать-земля сырая;
Из яйца, из верхней части,
Встал высокий свод небесный,
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось,
Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился;
Из яйца, из пестрой части,
Звезды сделались на небе...
Роль Моря, Океана (или, как у русских -- нераздельного
Моря-Окияна) в народных космогонических представлениях
чрезвычайно велика. Существует бесчисленное количество вариаций
на эту тему. У прибрежных и островных народов данный
космогонический аспект многократно усилен. На передний план
выходят "водяные персонажи" -- рыбы, морские животные, другие
существа, включая гигантских змей, драконов и т.п. Сюда же
относятся и представители земноводных -- лягушки. У многих
народов они считаются волшебными, таинственными существами
(достаточно вспомнить русскую Царевну-Лягушку), а у некоторых
несут прямую космогоническую нагрузку. Например, в мифологии
коми. Здесь широко распространено предание о сотворении мира,
согласно которому первоначально не было ни земли, ни неба, а
лишь одно болото (коррелят Мирового океана).
Ни зверей никаких, ни птиц, ни человека в те стародавние
времена тоже не было. Солнце и Луна также отсутствовали, хотя
было светло как днем. Однажды вылезли из болота две лягушки.
После ряда мифологических перипетий одна из них превратилась в
злого драконоподобного духа Омоля, другая -- в доброго Бога
Ена. Одновременно были сотворены звери и одна красивая женщина.
Из-за обладания ею между Омолем и Еном началась война. Ен --
добрый Бог -- решил сотворить Небо, и на этой космической арене
произошла решающая битва между воронами Омоля и голубями Ена.
Первоначально Омоль чуть не победил. Он истребил всех голубей
Ена, кроме одного. Он-то и помог Владыке Неба сотворить землю
из кусочка тины. Заодно были созданы моря и океаны. Омоль был
низвергнут в преисподнюю, а Ен сделался властелином мира и
остался жить на небе с красавицей женой. Она родила близнецов
-- мальчика и девочку, и от них произошли все остальные люди*.
АСТРОНОМЫ УЧАТСЯ ЧИТАТЬ "ЗВЕЗДНУЮ КНИГУ"
Случалось, что мифологические представления о Мироздании,
его устройстве и происхождении оказывались более цельными, чем
последующие научные и натурфилософские космологические
концепции. Именно это присуще древнегреческому мировоззрению.
Под жгучим средиземноморским Солнцем и яркими южными звездами
античные мыслители размышляли о природе и судьбе Вселенной,
словно наперегонки выдвигая модели мироздания -- одну
оригинальнее другой. Даже в отношении формы Земли не было
единства: одни доказывали, что она имеет цилиндрическую форму
(Анаксимандр), другие, что -- кубическую (Платон) (рис. 27).
Многие, начиная с Фалеса Милетского (ок. 624--547 годов до
н.э.) и Пифагора Самосского (ок. 580--500 годов до н.э.),
отстаивали идею шарообразности нашей планеты. Грандиозные
умозрительные картины рисовались и в отношении устройства
самого Космоса. Пифагор угадывал в нем гармонию сфер, наподобие
музыкальной мелодии (рис. 28). Согласно пифагорейскому учению,
в центре Вселенной находится огонь; вокруг него сферическая
Земля ежесуточно описывает окружность, в результате на ее
поверхности происходит смена дня и ночи (рис. 29). Солнце,
наподобие стеклянного прозрачного шара, получает тепло и свет
от центрального огня. Он же освещает и земную поверхность и,
отражаясь от нее, рассеивается по всему пространству.
Другой философ -- Анаксагор (ок. 500--428 годов до н.э.)