<< Пред.           стр. 5 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

  Другая популярная древнеиндийская космогоническая версия
 -- происхождение Мира из первичного Океана. Традиционно он
 представлялся Молочным. Вначале из него появилась земная ось в
 виде горы Меру. Вокруг нее обвился гигантский змей. Светлые
 Божества -- дев'a -- и темные демонические силы -- асуры --
 вступили друг с другом в непримиримую борьбу за власть и
 первенство: они ухватились за голову и хвост гигантского змея и
 принялись тянуть его -- то взад, то вперед (рис. 26).
 Вселенская гора стала вращаться, Молочный океан сгустился: из
 него появилась суша и весь видимый мир. Таким образом, в основу
 мирового космогонического процесса, согласно древнеиндийским
 (ведийским и индуистским) взглядам, положено вполне обыденное и
 понятное любому простолюдину занятие, наподобие сбивания масла
 из молока и сливок.
  Но на этом процесс миротворения не завершился. В Ригведе в
 одном из самых знаменитых и чтимых до сих пор гимнов
 рассказывается, как прародитель всех Богов Праджапати сотворил
 вместе с ними вселенского человека Пурушу. И лишь затем были
 созданы обычные люди. Однако его вскоре принесли в жертву. Тело
 Пуруши было расчленено на части. Вот из них-то и возникли
 небесные светила, земной небосклон, стихии, ветер, огонь и т.п.
 
  Тысячеглавый, тысячеглазый и тысяченогий Пуруша.
  Он закрыл собою всю землю и [еще] возвышался над ней на
 десять
 
 пальцев.
  Пуруша -- это все, что стало и станет.
  Он властвует над бессмертием, [над всем], что растет
 благодаря
 
  пище.
  Огромно его величие, но еще огромнее [сам] Пуруша .
  Когда разделили Пурушу, на сколько частей он был разделен?
  Чем стали уста его, чем руки, чем бедра, ноги?
  Брахманом стали его уста, руки -- кшатрием.
  Его бедра стали вайшьей, из ног возникла шудра.
  Луна родилась из мысли, из глаз возникло солнце.
  Из уст -- Индра и Агни, из дыхания возник ветер,
  Из пупа возникло воздушное пространство, из головы
 возникло небо.
  Из ног -- земля, страны света -- из слуха.
  Так распределились миры.
 
  Ригведа. Х, 117
 
  В русской мифологической и космогонической традиции
 отзвуки древних, еще доарийских представлений однозначно
 просматриваются в стихах о Голубиной книге, где все богатство
 видимого мира также истолковывается, как части некоего
 космического Божества:
 
  Белый свет от сердца его.
  Красно солнце от лица его,
  Светел месяц от очей его,
  Часты звезды от речей его...*
 
  Другой вариант Голубиной книги (всего их известно около
 тридцати) имеет следующее продолжение с учетом
 христианизированной "правки":
 
  Ночи темные от дум Господних
  Зори утренни от очей Господних,
  Ветры буйные от Свята Духа.
  Дробен дождик от слез Христа,
  Наши помыслы от облац небесных,
  У нас мир-народ от Адамия,
  Кости крепкие от камени,
  Телеса наши от сырой земли,
  Кровь-руда наша от черна моря**.
 
  Сходные космогонические мотивы обнаруживаются и в других
 индоевропейских мифологических картинах мира. Например, в
 древнескандинавских преданиях о происхождении Космоса из частей
 первопредка Имира. Имир -- гигантский вселенский великан, из
 его расчлененных частей был создан весь Мир (понятие "мир" как
 раз и содержится в имени Имир). Вот как повествуется об этом в
 Младшей Эдде: "Сыновья Бора убили великана Имира... Они взяли
 Имира, бросили в самую глубь Мировой Бездны и сделали из него
 землю, а из крови его -- море и все воды. Сама земля была
 сделана из плоти его, горы же из костей, валуны и камни -- из
 передних коренных его зубов и осколков костей... Из крови, что
 вытекала из ран его, сделали они океан и заключили в него
 землю. И окружил океан всю землю кольцом, и кажется людям, что
 беспределен тот океан и нельзя его переплыть"***.
  Общеиндоевропейская корневая основа, закрепившаяся в
 древнескандинавском имени Имир, сохранилась в современном
 русском слове "имя", а также в глаголе "иметь". Этот корень
 содержится в имени древнеиранского первочеловека Йимы. По
 иранским преданиям, Йима -- создатель мировой цивилизации,
 спасший человечество от потопа, обрушившегося на Землю после
 жесточайшей зимы. При Йиме в подвластных ему странах восцарил
 "золотой век", красочно описанный Фирдоуси в "Шахнаме". Но в
 конце жизненного пути Йиму, как и великана Имира, ждало
 расчленение: он был распилен пополам собственным
 братом-близнецом.
  Древнекитайский первопредок-исполин Пань-гу также
 претерпел чудесные метаморфозы. 18 тысяч лет он, подобно
 эллинскому Атланту, продержал небо на плечах, вырастая
 ежедневно на 1 чжан (около трех метров). Дотошные комментаторы
 подсчитали, что за все время жизни он вырос до размеров в 90
 тысяч ли (примерно 45 тысяч километров). Но главные космические
 превращения начались после смерти Пань-гу. В полном
 соответствии с древнейшими общемировыми представлениями из
 частей его тела образовалось все богатство поднебесного и
 наднебесного мира. Последний вздох Вселенского исполина
 сделался ветром и облаками, голос -- громом, левый глаз --
 Солнцем, правый -- Луною, туловище с руками и ногами --
 четырьмя странами света, кровь -- реками, жилы -- дорогами,
 плоть -- почвою, волосы на голове и усы -- звездами на
 небосклоне, кожа и волосы на теле -- травами, цветами и
 деревьями, зубы, кости, костный мозг -- металлами, камнями и
 минералами, пот -- дождем и росою*.
  В знаменитой древнеегипетской Книге мертвых части тела
 усопшего, перенесенного в загробный мир, идентифицируются с
 множеством Богов, а если брать глубже, -- с древнейшими
 тотемами, так как в животноподобии египетских Богов закрепилось
 их тотемное происхождение. Вот лишь небольшая характерная
 иллюстрация такого распределения тела по Божествам, взятая из
 42-й главы Книги мертвых; всего же в ней 190 глав (в оригинале
 текст сопровождается виньетками с изображением Богов):
 
  Лицо мое -- это лицо Диска [Ра-Солнце. -- В.Д.].
 Глаза мои -- это глаза Хатор [Космическая Небесная Корова --
 коррелят безграничной Вселенной]. Уши мои -- это уши Ап-уата
 [Бог с головой шакала -- ипостась Осириса]. Нос мой -- это нос
 Кхенти-кхаса [Бог -- покровитель и владыка города Летополиса].
 Губы мои -- это губы Анпу [Анубис с головой шакала -- Владыка
 загробного царства]. Зубы мои -- это зубы Серкет
 [Богиня-Скорпион]. Шея моя -- это шея Богини Исиды... Мой
 позвоночник -- это позвоночник Сути [Бог-"чужестранец" Сет --
 брат и убийца Осириса]. Фаллос мой -- это фаллос Осириса...
 Ягодицы мои -- это ягодицы Глаза Гора [Хор-Солнце]. Бедра мои
 -- это бедра и ноги Нут [Небо -- еще одно олицетворение
 Космоса]. Ступни мои -- это ступни Птаха [Бог земли и
 плодородия]. Пальцы мои и кости ног -- это пальцы и кости ног
 Живых Богов. Нет ни одной части моего тела, которая не была бы
 частью тела того или иного Бога. Бог Тот [Гермес] защищает мое
 тело со всех сторон, и я есть Ра [Солнце] день за днем".
 
  Сходные аналогии содержатся и в других египетских
 источниках, например, в Текстах пирамид.
  Данный сюжет был распространен чуть ли не у всех древних
 народов. В устных талмудических сказаниях (неканонических
 ветхозаветных сказаниях евреев) знакомое космическое клише
 перенесено на Первочеловека Адама; первоначально он имел
 вселенские размеры, заполнял собою весь Мир, и лишь после
 грехопадения Бог уменьшил размеры Праотца рода людского. Когда
 Адам лежал, рассказывается в фольклорном предании, голова его
 находилась на крайнем Востоке, а ноги -- на Западе; когда же он
 встал, то все твари посчитали его, Вселенского исполина,
 Творцом, равным Богу. Ангелы констатировали: "В мире
 двоевластие", и тогда Бог Яхве уменьшил размеры тела Адама*.
 Подобные же мотивы обнаруживаются и в мусульманских легендах,
 изложенных, к примеру, в поэме великого суфийского мыслителя
 Джалаледдина Руми (1207--1273) "Масневи", написанной на основе
 ближневосточного фольклора. У Руми Бог творит Адама из праха, а
 Дьявол проникает через раскрытый рот внутрь Первочеловека и
 обнаруживает там "Малый мир", подобный "Большому миру". Голова
 Адама -- небо о семи сферах, тело его -- земля, волосы --
 деревья, кости и жилы -- горы и реки. Как в природном мире --
 четыре времени, так и в Адаме -- жар, холод, влага и сушь,
 заключенные в черной и желтой желчи, флегме и крови. А
 связанный со сменой времен года круговорот природы подобен
 кругообращению пищи в теле Адама. И т.д.
  Впоследствии популярный сюжет общемирового фольклора
 проник в русские "отреченные книги" -- апокрифы -- и стал
 известен под названием "Вопросы, от скольких частей создан был
 Адам". Здесь Первочеловек рисуется по аналогии с Голубиной
 книгой, но как бы с обратным знаком: тело -- от земли, кости --
 от камней, очи -- от моря, мысли -- от ангельского полета,
 дыхание -- от ветра, разум -- от облака небесного (Небо -- в
 древнерусском миропонимании -- синоним Космоса), кровь -- от
 солнечной росы*. Впрочем, с точки зрения единства Макро- и
 Микрокосма - центральной идеи всего русского космизма -
 направленность вектора "Человек - Вселенная" не имеет
 принципиального значения. Важна преемственность идей в
 общенаучном процессе осмысления Мира и места в нем рода
 людского. В данном смысле весьма знаменательно, что именно на
 русский апокриф об Адаме (равно, как и на Голубиную книгу)
 опирались П.А. Флоренский и Л.П. Карсавин при углубленном
 обосновании оригинальной концепции русского космизма о
 первичности Микрокосма в его соотношении с Макрокосмом.
  Вообще же русские народные космогонические представления
 тесно связаны с доиндоевропейской мифологической традицией, в
 соответствии с которой творцом Вселенной является водоплавающая
 птица. У народов российского Севера это -- или утка, или
 гагара, или чомга. Так, по представлениям якутов, первоначально
 в мире царил хаос, а две главные стихии -- вода и небо --
 составляли неразрывное целое. Никакой земли не было вообще. И
 вот летавшая над водой гагара нырнула под воду и достала со дна
 океана несколько песчинок. Из них-то и была сотворена вся суша.
 В сказаниях других народов Русского Севера на дно океана ныряет
 чомга -- птица с "рожками" на голове (быть может, именно отсюда
 и произошло последующее ее отождествление с рогатым чертом,
 дьяволом, сатаной). Она достает со дна щепотку земли, раздает
 всем птицам и зверям, а сама остается без твердого места --
 оттого и строит плавающие гнезда прямо на воде.
  У русских космотворящая птица -- селезень, гоголь, лебедь.
 Впоследствии чудом уцелевшие архаичные предания сильно
 христианизировались. Древний языческий Бог превратился в
 библейского, а его партнер-космотворец -- в Сатану. Однако
 канва первоначального сюжета сохранилась. И, главное,
 нетронутыми оказались сами образы первотворцов-птиц и
 первичного мирового океана: "По досюльному Окиян-морю плавало
 два гоголя: один бел гоголь, а другой черен гоголь. И тыми
 двумя гоголями плавали сам Господь Вседержитель и Сатана. По
 Божьему повелению, по Богородицыну благословлению, Сатана
 выздынул со дня моря горсть земли. Из той горсти Господь-то
 сотворил ровные места и путистые поля, а Сатана наделал
 непроходимых пропастей, щильев и высоких гор. И ударил Господь
 молотком в камень и создал силы небесные; ударил Сатана в
 камень молотком и создал свое воинство. И пошла между
 воинствами великая война..."* Даже в краткой версии
 древнерусского мифа (известны фольклорные записи более
 развернутые и менее христианизированные) отчетливо
 просматриваются три пласта: самый близкий по времени --
 библейский; несколько отдаленный -- индоиранский (дуальное
 разделение на две непримиримые космические силы Добра и Зла);
 наконец, самый древний -- доиндоевропейский, общий многим
 народам всех континентов (космотворящая птица, достающая со дна
 Первозданного океана горсть или щепотку земли).
  Эти архаичные предания, восходящие ко временам
 нерасчлененной этнолингвистической и социокультурной общности
 древнего пранарода, теснейшим образом сопрягаются с архетипом
 Космического яйца, которое, как правило, также сносится
 какой-либо птицей, творящей мир. Выше это было
 проиллюстрировано на примере египетского Белого Гуся --
 Великого Гоготуна. Но есть более близкие российскому читателю
 образы и сюжеты. В знаменитом карело-финском эпосе "Калевала" в
 сжатой и поэтически непревзойденной форме описывается, как
 космическая Утка-первотворец сносит шесть (!) золотых яиц,
 роняет их в первичный Океан-море. А затем:
 
  Из яйца, из нижней части,
  Вышла мать-земля сырая;
  Из яйца, из верхней части,
  Встал высокий свод небесный,
  Из желтка, из верхней части,
  Солнце светлое явилось,
  Из белка, из верхней части,
  Ясный месяц появился;
  Из яйца, из пестрой части,
  Звезды сделались на небе...
  Роль Моря, Океана (или, как у русских -- нераздельного
 Моря-Окияна) в народных космогонических представлениях
 чрезвычайно велика. Существует бесчисленное количество вариаций
 на эту тему. У прибрежных и островных народов данный
 космогонический аспект многократно усилен. На передний план
 выходят "водяные персонажи" -- рыбы, морские животные, другие
 существа, включая гигантских змей, драконов и т.п. Сюда же
 относятся и представители земноводных -- лягушки. У многих
 народов они считаются волшебными, таинственными существами
 (достаточно вспомнить русскую Царевну-Лягушку), а у некоторых
 несут прямую космогоническую нагрузку. Например, в мифологии
 коми. Здесь широко распространено предание о сотворении мира,
 согласно которому первоначально не было ни земли, ни неба, а
 лишь одно болото (коррелят Мирового океана).
  Ни зверей никаких, ни птиц, ни человека в те стародавние
 времена тоже не было. Солнце и Луна также отсутствовали, хотя
 было светло как днем. Однажды вылезли из болота две лягушки.
 После ряда мифологических перипетий одна из них превратилась в
 злого драконоподобного духа Омоля, другая -- в доброго Бога
 Ена. Одновременно были сотворены звери и одна красивая женщина.
 Из-за обладания ею между Омолем и Еном началась война. Ен --
 добрый Бог -- решил сотворить Небо, и на этой космической арене
 произошла решающая битва между воронами Омоля и голубями Ена.
 Первоначально Омоль чуть не победил. Он истребил всех голубей
 Ена, кроме одного. Он-то и помог Владыке Неба сотворить землю
 из кусочка тины. Заодно были созданы моря и океаны. Омоль был
 низвергнут в преисподнюю, а Ен сделался властелином мира и
 остался жить на небе с красавицей женой. Она родила близнецов
 -- мальчика и девочку, и от них произошли все остальные люди*.
 
 АСТРОНОМЫ УЧАТСЯ ЧИТАТЬ "ЗВЕЗДНУЮ КНИГУ"
 
 
  Случалось, что мифологические представления о Мироздании,
 его устройстве и происхождении оказывались более цельными, чем
 последующие научные и натурфилософские космологические
 концепции. Именно это присуще древнегреческому мировоззрению.
 Под жгучим средиземноморским Солнцем и яркими южными звездами
 античные мыслители размышляли о природе и судьбе Вселенной,
 словно наперегонки выдвигая модели мироздания -- одну
 оригинальнее другой. Даже в отношении формы Земли не было
 единства: одни доказывали, что она имеет цилиндрическую форму
 (Анаксимандр), другие, что -- кубическую (Платон) (рис. 27).
 Многие, начиная с Фалеса Милетского (ок. 624--547 годов до
 н.э.) и Пифагора Самосского (ок. 580--500 годов до н.э.),
 отстаивали идею шарообразности нашей планеты. Грандиозные
 умозрительные картины рисовались и в отношении устройства
 самого Космоса. Пифагор угадывал в нем гармонию сфер, наподобие
 музыкальной мелодии (рис. 28). Согласно пифагорейскому учению,
 в центре Вселенной находится огонь; вокруг него сферическая
 Земля ежесуточно описывает окружность, в результате на ее
 поверхности происходит смена дня и ночи (рис. 29). Солнце,
 наподобие стеклянного прозрачного шара, получает тепло и свет
 от центрального огня. Он же освещает и земную поверхность и,
 отражаясь от нее, рассеивается по всему пространству.
  Другой философ -- Анаксагор (ок. 500--428 годов до н.э.)

<< Пред.           стр. 5 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу