<< Пред. стр. 6 (из 55) След. >>
учил, что Луна светит отраженным солнечным светом, а самоСолнце -- огромный раскаленный камень (за такое вольнодумство
античный мыслитель был изгнан из Афин). Движущей силой мира
Анаксагор считал ум -- нус. Благодаря ему возникают все
небесные тела из первичного беспорядочного смешения "семян
вещей" в результате их вихреобразного вращения.
О натурфилософском видении космической архитектоники дают
представление взгляды стоиков. Сосредоточивая главное внимание
на нравственных началах и воспитании стойкости человеческого
характера, они, тем не менее, разрабатывали и активно
пропагандировали стройное космологическое учение:
Учение о мироздании они делят на две части. Одна часть,
общая у них с математиками, изучает неподвижные и блуждающие
звезды, исследует, например, такого ли размера Солнце, каким
оно нам кажется; сходным образом они исследуют Луну, а также
вращение [звезд]. Другая часть, которая касается только физиков
и которая исследует природу мироздания, доискивается, состоят
ли Солнце и звезды из материи и формы, сотворено ли мироздание
или не сотворено, наделено ли оно душой или нет, преходяще ли
оно или непреходяще, управляется ли провидением или нет и т.д.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых
философов. V11. 132--133
Платон (428/427--348/347 годы до н.э.) считал все звезды
божественными сущностями с телом и душой, состоящими из огня
для того, чтобы они выглядели самыми яркими и прекрасными.
Космос -- единая, вечная, живая и совершенная сфера, одаренная
к тому же душой и движением. Сама же Вселенная устроена по
принципу прядильного колеса. И в этом был свой резон. По
древнейшим представлениям индоевропейцев, человеческое
существование -- не что иное, как нить жизни, которую прядет
Богиня Судьбы (у многих народов их три: мойры -- у эллинов,
парки -- у римлян, норны -- у скандинавов). При этом всякая
нить представляет собой вытянутые в спираль льняное волокно или
шерстяной волос, скрученные при прядении! Спираль -- только
беспорядочную -- образуют и нити в клубке (недаром он несет
столь значимую магическую нагрузку в русском фольклоре,
особенно в волшебных сказках, помогая герою в преодолении самых
непреодолимых препятствий).
По народным представлениям, смерть -- также обрыв нити
жизни. Потому-то столь трепетным было во все века у всех
народов отношение к Богине Судьбы, прядущей нити человеческих
жизней, -- Вечной Пряхе, по словам Александра Блока. Ее
предначертания "кажут Солнцу путь", ей подвластны сами Боги,
бессильные изменить уготовленное Судьбой. От древнего
языческого мировоззрения по сей день сохранились в русском
обиходе выражения: "нить жизни", "нить судьбы", "узловой
момент", "завязка", "развязка". Сюда же примыкает "повитуха",
"повивальная бабка" (от слова "вить"), которая перевязывала
повитью (скрученной нитью) пуповину новорожденного, соединяя
его тем самым с космической нитью жизни. По архаичным обычаям
пруссов -- древнебалтийского племени, близкого по языку и
культуре славянам и поголовно истребленного в ходе экспансии
Тевтонского ордена на Восток, -- мужчины и женщины обязаны были
прясть в угоду Богам: первые пряли лен, вторые шерсть*.
Прялку и веретено как приспособления для скручивания
спираленитей можно смело назвать первой моделью Космоса.
Вспомним, многие русские прялки изукрашены резьбой и рисунками
Вселенной, Солнца, Луны, звезд, их символического движения по
небосклону. Народный космизм привел впоследствии и к серьезным
философским обобщениям. Вот почему в "Государстве" Платона
подробно описывается модель Мироздания в виде светового
веретена Ананки (Необходимости) (рис. 30 а,б,в). По Платону,
лучисто-световая колонна (она же -- Ось Необходимости)
связывает небеса воедино, и вокруг нее происходят все
небесно-космические вращения.
Образ древнерусской Богини Судьбы также не исчез
бесследно. В киевском Софийском соборе сохранилось изображение
Богородицы с веретеном (рис. 31), вне всякого сомнения,
навеянное более ранними дохристианскими представлениями о
Небесной Пряхе. Как Илья-пророк занял место Перуна, а св.
Власий заменил "скотьего Бога" Велеса, так и к Богородице
перешли многие функции языческой Великой Праматери -- Богини
Судьбы.
Аристотель (384--322 годы до н.э.) был учеником Платона,
но впоследствии развил собственное оригинальное учение о
мироустройстве. Оно было взято на вооружение многими
поколениями ученых и продержалось в Европе и на мусульманском
Востоке вплоть до Нового времени. Опираясь на идеи других
античных натурфилософов, Аристотель полагал, что обычные вещи
состоят из четырех элементов -- земли, воды, воздуха и огня,
последовательно расположенных друг над другом в виде
концентрических сфер. Планеты, звезды и все другие космические
объекты движутся по кругу, вечно и неизменно повторяясь. Однако
состоят они не из четырех "земных" элементов, а из пятого
(quinta essentia) -- эфира, более совершенного, чем все
остальные. Вселенная конечна и сферична; в самом ее центре
находится неподвижная Земля.
Аристотель быстро стал непререкаемым авторитетом, хотя уже
в эллинскую эпоху высказывались диаметрально противоположные
идеи. Аристарх Самосский (ок. 310--230 годы до н.э.) -- быстро
забытый всеми одиночка -- упорно отстаивал идею о центральном
положении Солнца и вращении вокруг него Земли. Эта научно
верная мысль оставалась невостребованной более полутора тысячи
лет, уступив место Птолемеевой геоцентрической системе мира. Ее
стержнем стала теория эпициклов. Предполагалось, что все
известные к тому времени планеты описывают небольшие круги
(эпициклы), центры которых движутся по большому кругу вокруг
Земли . По Птолемею, небесный свод -- сфера, которая вращается
вокруг своей оси. Внутри нее находится шарообразная Земля --
центр Вселенной (рис. 32). Эта картина Вселенной казалось
настолько совершенной, всеобъемлющей и незыблемой, что поэты
слагали о ней стихи и песни. Ее обессмертил Данте в
"Божественной комедии" и соответствующий эпизод
проиллюстрировал Боттичелли.
Эти идеи были восприняты и получили статус научного канона
на мусульманском Востоке (рис. 33). По повелению халифов, труды
Птолемея были собраны и переведены с греческого на арабский
язык, получив название "Альмагест" ("Величайшее сочинение").
Под этим названием значительно позже, в ХII веке, они стали
известны в средневековой Европе. Ислам всячески поддерживал
астрономические исследования (рис. 34, 35), так как на них
базировалось мусульманское летосчисление, определение
религиозных праздников, а также расчеты, на основании которых в
мечетях -- в какой бы части света они ни находились --
молящимся можно было бы безошибочно определить направление на
Мекку. Никто не возражал и против шарообразности Земли, ибо в
Коране по этому поводу попросту ничего не говорится ни "за", ни
"против" (рис. 36). Один из самых знаменитых арабских
астрономов и математиков (он стоял у истоков тригонометрии),
аль-Баттани (умер в 928 году), утверждал, что наука звезд
следует сразу же за религией, так как она является наиболее
благородной и совершенной из наук, украшающей ум и формирующей
интеллект, потому что она стремится к познанию божественного
совершенства и единства Вселенной. Неоценимый вклад в развитие
мировой астрономии внесли многие выдающиеся ученые
мусульманского мира -- представители разных народов: Хорезми,
Бируни, Ибн Сина, Улугбек и др.
Чрезвычайно высокого уровня развития достигла астрономия в
Древнем и Средневековом Китае, где она добилась впечатляющих
результатов (рис. 37). Китайские ученые, которым мировая
цивилизация обязана изобретением компаса и первых прообразов
сейсмографов, составляли подробные звездные каталоги, вели учет
появления комет и падения метеоритов (рис. 38), солнечных и
лунных затмений, знали о наличии пятен на Солнце и даже
зафиксировали первую в истории науки вспышку сверхновой звезды.
Астрономические знания настолько внедрились в жизнь китайского
общества, что там даже чеканились особые монеты с изображением
знаков зодиака. Впрочем, такие же монеты были известны и в
других странах Востока.
Небесные и земные явления, по представлениям китайских
астрономов, представляли собой неразрывное целое. Это получило
отображение в государственной религии и строго
регламентированных церемониях. Китай считался "Срединной
империей", то есть страной, находящейся в центре мира.
Китайский император объявлялся "сыном неба" -- гарантом
гармонии Неба и Земли с непременным условием следовать заветам
и обычаям предков. Нарушение сложившегося равновесия в обществе
приводит к беспорядку и в "небесных делах", о чем предупреждают
знамения -- кометы, метеоры, затмения, землетрясения.
Даже астрономическая терминология строилась в Китае на
основе придворного церемониального языка. Например, одна из
групп звезд называлась "Дворец", а отдельные звезды получали
имена придворных сановников. В "Пурпурном дворце" (группа звезд
Малой Медведицы в районе Северного полюса) самая яркая звезда
(b Малой Медведицы) называлась "Небесный император", вторая по
блеску звезда (g Малой Медведицы) -- "Наследник трона",
следующая звездочка -- "Императрица", а самая слабая звезда --
"Ось неба". Северный полюс и окружающие его звезды считались
наиболее важной частью неба: там находилась его вершина и
императорский престол.
Еще в Древнем Китае был составлен звездный каталог с
перечислением 118 созвездий и 783 звезд. Впоследствии
знаменитый астроном Чжан Хэн уточнил эти данные: он разделил
небесный свод на 124 созвездия и определил количество видимых
звезд - 2500. Всемирную известность получила средневековая
карта звездного неба, высеченная на большом камне и хранящаяся
в храме Конфуция в городе Сучжоу близ Шанхая (провинция
Цзянсу). На карте обозначены группы из 28 созвездий и названо
1565 звезд (рис. 39). Здесь же высечен пространный
космологический текст, где сказано, что Небо и Земля
первоначально представляли собой огромную туманность. Из нее
выделились легкие и тяжелые элементы; первые образовали Небо,
вторые -- Землю. Все космические явления естественного
происхождения и подчиняются строгим законам. Небо круглое и
вращается вокруг неподвижной четырехугольной Земли.
Солнце -- мужского рода и является хозяином всех других
светил, подобно императору -- хозяину Поднебесной. Земная и
небесная жизнь, Микрокосм и Макрокосм неразрывно связаны. Если
на Земле царит мир, государство процветает, а император добр и
милостив, то Солнце светит ярко и блестит. Если же земной
император плох, несправедлив и совершает дурные поступки, то на
Солнце появляются пятна. Луна -- женского рода. Она -- главный
небесный чиновник при небесном императоре -- Солнце. Если на
Земле царит порядок, то и с Луной все в порядке. Если же на
Земле начинают нарушать законы, а чиновники -- злоупотреблять
властью, то и с Луной творится неладное: происходят затмения, а
на небе появляются хвостатые звезды -- кометы.
Китайские ученые пытались обосновать гармонию между Макро-
и Микрокосмом и другим способом. В Древнем Китае существовала
целостная философская теория о музыкальной ритмике Вселенной. В
известном памятнике "Люши чунцю" (III век до н.э.) говорится о
космогоническом процессе, порождающем первозвук, возникающий
при образовании Неба и Земли. Затем возникает непрерывный
каскад звуков, мелодий, ритмов, сопутствующих каждому новому
циклу космического времени. Сам же Космос образует "тело
музыки"*.
Что касается взглядов на строение Вселенной, то здесь
отмечены разные подходы. Одним ученым она представлялась в виде
яйца (космологическая идея, весьма популярная и в других
древних культурах). Небо охватывает вещественный мир наподобие
скорлупы; Земля же, точно желток, плавает в водной стихии --
белке. Небо вращается вокруг полюсов; при этом китайцы, судя по
всему, имели представление о нескольких полюсах -- двух
географических и двух магнитных. Земля находится в постоянном
движении, но люди не замечают этого, как команда в трюме
плывущего судна (любопытно, что к точно такой же аналогии
спустя много веков прибег Галилей при обосновании
относительности движения). Другие ученые рассматривали небо как
стеклянный колпак; оно вращалось, со всех сторон охватывая
выпуклую Землю, но не касаясь ее.
Исключительный интерес к астрономии на протяжении веков и
тысячелетий всегда обусловливался практическими потребностями
-- навигацией, хронологическими расчетами, составлением
календарей, что, в свою очередь, диктовалось
сельскохозяйственными нуждами, укладом и ритмом общественной
жизни. Христианская церковь, как и мусульманская, оказывала
постоянную моральную и материальную поддержку астрономическим
изысканиям и публикациям, если они только не противоречили
официальной идеологической доктрине. Это было связано с чисто
прагматическими потребностями, в частности, определением
христианских праздников, особенно Пасхи. Именно данными
обстоятельствами была вызвана необходимость реформы устаревшего
календаря, которую осуществил в 1582 году римский папа Григорий
ХIII. По григорианскому календарю, получившему имя своего
покровителя, основная часть человечества живет по сей день.
ЛИНЗЫ, КОТОРЫЕ ПЕРЕВЕРНУЛИ КАРТИНУ МИРА
Как бы ни была развита космология Старого и Нового Света,
сколько бы тысячелетий она ни насчитывала и в какие бы
возвышенные мифологические, поэтические и научные образы ни
облекалась, -- у нее был один непреодолимый недостаток: все
наблюдения и вычисления производились исключительно на основе
данных, полученных с помощью невооруженного глаза. По существу,
вся история мировой астрономии и космологии делится на две не
равные по времени части -- до и после изобретения телескопа.
Но вначале был Коперник (1473--1543). Смелый мыслью, но не
духом, -- он жил и действовал с постоянной оглядкой на мнение
церковных иерархов и долгое время не решался опубликовать давно
написанный труд -- дело всей его жизни -- "Об обращении
небесных тел" (рис. 40). По существу, Коперник так и не увидел
всю книгу напечатанной. Она вышла в свет уже после его смерти,
а больному автору показывали лишь набранные листы.
Первоначально изданный труд, которому суждено было произвести
подлинную революцию в науке и умах, назывался "Шесть книг об
обращениях" ("De Revolutionibus, libri VI"). Латинское слово в
ее названии действительно включает ту же лексическую основу,
что и слово "революция", дословно означая "переворот",
"круговорот". Сказав Солнцу "Остановись!", как написано в
эпитафии, посвященной Копернику, он поместил дневное светило в
центре мироздания, доказав, что планеты вращаются вокруг него.
Еще до опубликования знаменитой книги Коперник активно
распространял свои идеи в письмах и устных дискуссиях. Всю
просвещенную Европу будоражили семь чеканных тезисов,
сформулированных великим польским ученым и мыслителем:
Центр Земли не является центром мира. Все, что мы
видим движущимся на небосводе, объясняется вовсе не его
собственным движением, а вызвано движением самой Земли. Это она
вместе с ближайшими ее элементами совершает в течение суток
вращательное движение вокруг своих неизменных полюсов и по
отношению к прочно неподвижному небу. Любое кажущееся
движение Солнца не происходит от его собственного движения; это
иллюзия, вызванная движением Земли и ее орбиты, по которой мы
вращаемся вокруг Солнца или вокруг какой-то другой звезды, что
означает, что Земля совершает одновременно несколько движений.
Николай Коперник. Очерк нового механизма мира
Идеи Коперника моментально стали мощным импульсом для
формирования нового мировоззрения и проведения астрономических
исследований. Провозвестником первого стал "неистовый Ноланец"
-- Джордано Бруно (1548--1600), сожженный на костре по
приговору инквизиции и за страстную пропаганду
гелиоцентрической системы мира, и за учение о множественности
миров и бесконечности Вселенной.
Главным представителем опытных "бестелескопных" наблюдений
был датчанин Тихо Браге (1546--1601) (рис. 41). Вместе с
учениками (среди которых был и гениальный Кеплер) ему удалось
составить удивительно точные таблицы движения светил, внести
поправки в карту звездного неба, обнаружить происходящие там
изменения (невероятно смелая и рискованная мысль в условиях
господства доктрины абсолютной неизменности Мироздания). Тихо
Браге, в частности, обосновывал это с помощью наблюдения за
изменениями яркости обнаруженной им "новой звезды" (рис. 42).
(Только в ХХ веке поняли, что Тихо Браге открыл редчайшую
сверхновую звезду.) Ее открытие явилось громом среди ясного
(точнее -- звездного) неба. Дело в том, что и сам астроном, и
весь ученый и неученый мир были убеждены: согласно Священному
писанию, Вселенная была сотворена однажды и раз и навсегда. Со
дня божественного творения в ней по определению -- как
выражаются логики -- ничего больше не должно появляться. А тут
целая звезда! Сегодня данный феномен объясняется просто:
вспыхнула сверхновая. Но в ХVI веке появление нового светила
означало потрясение научно-теологических основ.
В Россию гелиоцентрические идеи проникли практически сразу
же после их обнародования в Западной Европе (рис. 43). В ХVII
веке русской читательской общественности был хорошо известен