<< Пред.           стр. 7 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу

 переводной трактат "Зерцало всея Вселенныя", где подробно
 излагалась теория Коперника. А спустя еще столетие в домах
 россиян можно было увидеть большую печатную космографическую
 картину с изображением "глобуса земного и небесного" (то есть
 карты звездного неба), где теория Коперника (наряду с системами
 Птолемея, Тихо Браге и Декарта) пояснялись не только
 прозаически, но и в стихах (виршах):
 
  Коперник общую систему являет:
  Солнце в середине вся мира утверждает.
  Мнит движимей земли на четвертом небе быт,
  А луне окрест ея движение творит.
  Солнцу из центра мира лучи простирати,
  Оубо землю, луну и звезды освещати*.
 
  Однако подлинная революция в наблюдательной астрономии
 произошла после появления в Европе первых телескопов.
 Изготовленные разными шлифовальщиками линз и торговцами очков,
 они демонстрировались то в одном, то в другом научном центре.
 На основании устных сведений уже в 1607 году великий Галилео
 Галилей (1564--1642) самостоятельно изготовил свой первый еще
 не вполне совершенный телескоп (рис. 43).
 
  * Ровинский Д.А. Русские народные картинки. Кн. 2. Листы
 исторические, календари и буквари. Спб., 1881. С. 279.
  Сначала я сделал себе свинцовую трубу, по концам которой я
 приспособил два оптических стекла, оба с одной стороны плоские,
 а с другой первое было сферически выпуклым, а второе --
 вогнутым; приблизив затем глаз к вогнутому стеклу, я увидел
 предметы достаточно большими и близкими; они казались втрое
 ближе и в девять раз больше, чем при наблюдении их простым
 глазом. После этого я изготовил другой прибор, более
 совершенный, который представлял предметы более чем в
 шестьдесят раз большими. Наконец, не щадя ни труда, ни
 издержек, я дошел до того, что построил себе прибор до такой
 степени превосходный, что при его помощи предметы казались
 почти в тысячу раз больше и более чем в тридцать раз ближе, чем
 пользуясь только природными способностями. Сколько и какие
 удобства представляет этот инструмент как на земле, так и на
 море, перечислить было бы совершенно излишним. Но, оставив
 земное, я ограничился исследованием небесного...
  Галилео Галилей. Звездный вестник
 
  Перед изумленным ученым воистину открылась "бездна, звезд
 полна": оказалось, что Млечный Путь состоит из бесчисленного
 множества маленьких звездочек, а между знакомыми звездами видны
 десятки и сотни новых, доселе незаметных для невооруженного
 глаза. На Луне Галилей обнаружил горы и долины. Были открыты
 спутники Юпитера и фазы Венеры. Казалось, мир должен немедленно
 обомлеть от восторга. Но даже бесспорные опытные данные
 вызывали неприятие и обвинения в фальсификации.
  Очевидное -- еще не значит общепризнанное. Хрестоматийным
 фактом до сих пор считается показательное демонстрирование
 Галилеем своего телескопа 24 ученым в Болонье. Ни один из них
 не увидел спутников Юпитера, хотя в расположении звезд и планет
 разбирались прекрасно. Даже ассистент Кеплера, горячий
 сторонник гелиоцентрической системы, который был специально
 делегирован великим ученым на публичную демонстрацию, не смог
 толком ничего разглядеть. Вот что он сообщал в письме Кеплеру
 по горячим следам: "Я так и не заснул 24 и 25 апреля, но
 проверил инструмент Галилео тысячью разных способов и на земных
 предметах, и на небесных телах. При направлении на земные
 предметы он работает превосходно, при направлении на небесные
 тела обманывает: некоторые неподвижные звезды [была упомянута,
 например, Спика Девы] кажутся двойными. Это могут
 засвидетельствовать самые выдающиеся люди и благородные
 ученые... все они подтвердили, что инструмент обманывает...
 Галилео больше нечего было сказать, и ранним утром 26-го он
 печальный уехал... даже не поблагодарив Маджини за его
 роскошное угощение..."
  Сам Маджини писал Кеплеру 26 мая: "Он ничего не достиг,
 так как никто из присутствовавших более двадцати ученых не
 видел отчетливо новых планет; едва ли он сможет сохранить эти
 планеты". Несколько месяцев спустя Маджини повторяет: "Лишь
 люди, обладающие острым зрением, проявили некоторую степень
 уверенности". После того как Кеплера буквально завалили
 отрицательными письменными отчетами о наблюдениях Галилея, он
 попросил у Галилея доказательств. "Я не хочу скрывать от Вас,
 что довольно много итальянцев в своих письмах в Прагу
 утверждают, что не могли увидеть этих звезд [лун Юпитера] через
 Ваш телескоп. Я спрашиваю себя, как могло случиться, что такое
 количество людей, включая тех, кто пользовался телескопом,
 отрицают этот феномен? Вспоминая о собственных трудностях, я
 вовсе не считаю невозможным, что один человек может видеть то,
 что не способны заметить тысячи... И все-таки я сожалею о том,
 что подтверждений со стороны других людей приходится ждать так
 долго... Поэтому, Галилео, я Вас умоляю как можно быстрее
 представить мне свидетельства очевидцев..." Галилей как
 раз-таки и ссылался на таких очевидцев, подтверждавших открытие
 великого итальянца. Но смысл этой удивительной переписки в
 другом: мало, оказывается, смотреть в телескоп -- нужно
 обладать не столько хорошим зрением, сколько зоркостью ума.
 
  Под прицельным огнем инквизиции, только что отправившей на
 костер Джордано Бруно, Галилей продолжал отстаивать
 гелиоцентрическую концепцию Вселенной, подкрепляя ее все новыми
 и новыми астрономическими и физическими фактами. Затасканный по
 судам и тюрьмам, больной, полуослепший, но не сломленный, --
 великий ученый явился открывателем новой эры в наблюдательной
 астрономии. С момента, когда Галилей направил сделанную
 собственноручно "трубу" в небо, начался отсчет практической
 революции -- переворот в экспериментальном естествознании. В
 следующем веке весомый вклад в развитие наблюдательной
 астрономии внес Исаак Ньютон. Он изобрел принципиально новую
 "зрительную трубу" -- телескоп-рефлектор (рис. 45). Отныне
 телескоп сделался неотъемлемым и мощнейшим средством научного
 познания и в какой-то мере олицетворением прогресса самой
 науки.
  Чем дальше проникали ученые в глубь Вселенной, тем более
 интригующими становились тайны Мироздания. Конечно, Тайна была
 всегда, и она, как спасительный огонек надежды, манила
 подвижников науки, больных и одержимых этой Тайной. Каждому
 чудилось: вот сейчас он распахнет дверь, и человечество шагнет
 из темноты незнания и заблуждения на широкий и светлый простор.
 Но действительность оказывалась совсем иной. За первой дверью
 обнаруживалась другая, столь же наглухо захлопнутая, за ней --
 третья, четвертая, десятая, сотая. И так -- без конца. Познание
 по неволе и необходимости превращается в непрерывное
 преодоление тайн. Каждый настоящий исследователь -- царь Эдип,
 который ищет ответы на все новые и новые загадки
 Сфинкса-Природы.
  Дальнейшее победное шествие науки в ХVII и ХVIII веках
 неотделимо от успехов теоретической и практической механики,
 неотъемлемой частью которой явилась небесная механика. Оно
 представлено величайшими умами, составившими гордость и славу
 человечества, творившими в разных странах: Иоганн Кеплер -- в
 Германии, Рене Декарт -- во Франции, Христиан Гюйгенс -- в
 Голландии, Исаак Ньютон -- в Англии, Михаил Ломоносов -- в
 России. В результате их усилий была обоснована механистическая
 картина Природы и Космоса. В науке на долгое время установились
 относительное единодушие и спокойствие.
  В ХIХ веке наблюдательная астрономия по-прежнему опиралась
 на прочный фундамент механистического мировоззрения, закон
 всемирного тяготения, постоянные измерения и скрупулезный
 математический расчет. В это время астрономия являлась одной из
 немногих естественных наук, где точные практические вычисления
 составляли основное занятие ученых. Некоторые выдающиеся
 открытия вообще делались "на кончике пера", то есть путем
 математических вычислений и расчетов за письменным столом. Так
 были открыты, к примеру, некоторые из крупных астероидов, а в
 дальнейшем -- две новые, ранее неизвестные планеты Солнечной
 системы -- Нептун и Плутон.
  Последнее открытие произошло уже в нашем веке. ХХ век
 вообще необычайно раздвинул границы наблюдательной астрономии.
 К чрезвычайно усовершенствованным оптическим телескопам (рис.
 46) добавились новые, ранее совершенно невиданные --
 радиотелескопы (рис. 47, 48), а затем и рентгеновские телескопы
 (последние применимы только в безвоздушном пространстве и в
 открытом космосе) (рис. 49). Точно так же исключительно с
 помощью спутников и высотных аэростатов используются
 гамма-телескопы, которые по существу представляют собой
 счетчики g-фотонов (рис. 50), позволяющие зафиксировать
 уникальную информацию о далеких объектах и экстремальных
 состояниях материи во Вселенной (в частности, при помощи
 гамма-аппаратуры одно время усиленно пытались (и -- теперь уже
 ясно -- безуспешно) установить в отдаленных участках Космоса
 наличие изолированных областей, состоящих из антивещества).
 Данные, полученные с помощью новых приборов, отличны от
 привычных фотографий -- зато позволяют получить уникальные
 результаты.
  На этом список новых представителей "телескопического
 семейства" не исчерпывается. Правда, для регистрации
 ультрафиолетового и инфракрасного излучения используются
 обычные телескопы -- с той разницей, что в первом случае
 применяются алюминированные зеркала, а во втором -- объективы
 изготовляются из мышьяковистого трехсернистого стекла и других
 специальных сортов стекла. Полученное из Космоса инфракрасное
 излучение затем преобразуется в тепловую или фотонную энергию
 для того, чтобы его было удобнее измерять. Как и в случае с
 g-лучами, аппаратуру, регистрирующую инфракрасное излучение,
 требуется поднимать на большие высоты. С ее помощью удалось
 открыть много ранее неизвестных объектов, постичь важные,
 нередко удивительные закономерности Вселенной. Так, вблизи
 центра нашей галактики удалось обнаружить загадочный
 инфракрасный объект, светимость которого в 300 000 раз
 превышает светимость Солнца. Природа его неясна.
 Зарегистрированы и другие мощные источники инфракрасного
 излучения, находящиеся в других галактиках и внегалактическом
 пространстве.
  Создания принципиально новой аппаратуры потребовала
 нейтринная астрономия. Опираясь на вывод физиков-теоретиков о
 существовании вездесущей и всепроникающей частицы нейтрино,
 которая образуется при термоядерных реакциях (в том числе
 происходящих в недрах Солнца и звезд), астрономы-практики
 предложили для ее регистрации (и, соответственно, получения
 уникальной информации) необычную установку, ничем не
 напоминающую привычный телескоп. Приборы размещают по принципу:
 не поближе к небесным объектам, а подальше (точнее -- поглубже)
 от них. Наиболее подходящими для экспериментов оказались
 заброшенные шахты. Так, в 1967 году в Хоумстейкских шахтах в
 Южной Дакоте (США) на глубине 1490 метров была смонтирована
 мощная установка (рис. 51) в виде громадных баков, наполненных
 400 000 литрами перхлорэтилена: согласно теоретическим расчетам
 он должен был получать и накапливать информацию о солнечных
 нейтрино (а, возможно, и от других источников). К сожалению,
 эксперимент не дал положительного результата. Но для науки это
 тоже результат! Впрочем, точка на нейтринной астрономии
 поставлена не была. Нейтринные детекторы живут и действуют,
 отбирая и накапливая информацию о космических частицах высоких
 и сверхвысоких энергий, поступающих из внеземных источников.
  Существуют проекты и других, не менее экзотических
 "телескопов", например, детектора гравитационных волн (рис.
 52), способных дать всеобъемлющую информацию о ранее неведомых
 тайнах Вселенной. И наверняка это не предел совершенствования
 астрономических средств наблюдения. Они непременно будут
 эволюционировать и дальше по мере развития самой науки.
 
 ХХ ВЕК -- УТРАТА ОПРЕДЕЛЕННОСТИ
 
 
  Для ученых ХIХ века (впрочем, так же, как и для многих их
 предшественников и преемников) тайны мироздания зачастую
 перемещались из природно-наблюдательной сферы в
 абстрактно-математическую плоскость. Ньютону, Лапласу,
 Максвеллу, Пуанкаре, Эйнштейну, Минковскому, десяткам и сотням
 других первопроходцев в науке казалось, что объективная
 гармония Мира и многообразие Вселенной постигается и
 раскрывается в первую очередь через математическую теорию,
 красоту вычислений и архитектурную стройность формул. Можно
 даже вообще не наблюдать звездное небо -- достаточно
 "поколдовать" над листком бумаги, испещренным математическими
 знаками и символами, упорядочить их в заданном мыслью
 направлении, "поведать алгеброй гармонию" Космоса, и он тотчас
 же раскроет свои сокровенные тайники.
  В ХХ веке эта теоретическая драма (если не трагедия)
 усугубилась до крайнего предела. Между двумя главными
 действующими лицами -- наблюдаемой Вселенной и описывающей ее
 теорией -- начались нестыковки и конфликты. Теоретики,
 оторванные от действительности, все более и более поддавались
 искушению подогнать природу под абстракции, объявить Мироздание
 таким (и только таким!), каким оно пригрезилось очередному
 бурному всплеску математического воображения. При этом подчас
 действуют или рассуждают совершенно произвольно: "А вот
 давайте-ка посмотрим, что получится, если мы в такой-то формуле
 поменяем знак на противоположный, то есть, скажем, "+" на "--".
 А получится известно что -- диаметрально противоположная модель
 Вселенной!
  Если Ньютон, по словам Лагранжа, был счастливейшим из
 смертных, потому что знал: существует только одна Вселенная, и
 он, Ньютон, раз и навсегда установил ее законы, -- то
 современные космологи -- несчастнейшие из людей. Они
 понасоздавали десятки противоречивых моделей Вселенной, нередко
 взаимоисключающих друг друга. При этом критерий истинности
 своих детищ видится им не в соответствии хрупких математических
 формул объективной реальности, а в том, к примеру, чтобы
 сделать составленные уравнения эстетически ажурными.
  Математика -- тоже тайна. Но тайна особого рода.
 Характерная черта абстрактного мышления (как и художественного)
 -- свободное манипулирование понятиями, сцепление их в
 конструкции любой степени сложности. Но ведь от игры мысли и
 воображения реальный Космос не меняется. Он существует и
 развивается по собственным объективным законам. Формула -- и на
 "входе" и на "выходе" -- не может дать больше, чем заключено в
 составляющих ее понятиях. Сами эти понятия находятся между
 собой в достаточно свободных и совершенно абстрактных
 отношениях, призванных отображать конкретные закономерности
 материального мира. Уже в силу этого никаких абсолютных формул,
 описывающих все неисчерпаемое богатство Природы и Космоса, не
 было и быть не может. Любая из формул -- кем бы она ни была
 выведена и предложена -- отражает и описывает строго
 определенные аспекты и грани бесконечного Мира и присущие ему
 совершенно конкретные связи и отношения.
  Например, в современной космологии исключительное значение
 приобрело понятие пространственной кривизны, которая якобы
 присуща объективной Вселенной. На первый взгляд понятие
 кривизны кажется тайной за семью печатями, загадочной и
 парадоксальной. Человеку даже с развитым математическим
 воображением нелегко наглядно представить, что такое кривизна.
 Однако не требуется ни гениального воображения, ни особого
 напряжения ума для уяснения того самоочевидного факта, что
 кривизна не представляет собой субстратно-атрибутивной
 характеристики материального мира, а является результатом
 определенного отношения пространственных геометрических
 величин, причем -- не просто двухчленного, а сложного и
 многоступенчатого отношения, одним из исходных элементов
 которого выступает понятие бесконечно малой величины.
  Великий немецкий математик Ф. Гаусс, который ввел в
 научный оборот понятие меры кривизны, относил ее не к кривой
 поверхности вообще, а к точке на поверхности и определял как
 результат (частное) деления (то есть отношения) "полной
 кривизны элемента поверхности, прилежащего к точке, на самую
 площадь этого элемента". Мера кривизны означает, следовательно,
 "отношение бесконечно малых площадей на шаре и на кривой
 поверхности, взаимно друг другу соответствующих"*. В результате
 подобного отношения возникает понятие положительной,
 отрицательной или нулевой кривизны, служащее основанием для
 различных типов геометрий и в конечном счете -- основой для
 разработки соответствующих моделей Вселенной.
 Естественно-научное обоснование и философское осмысление таких
 моделей являются одной из актуальных проблем современной науки,
 при решении которых с достаточной полнотой проявляется
 методологическая функция философских принципов русского
 космизма. Без их привлечения и системного использования
 невозможно правильно ответить на многие животрепещущие вопросы
 науки.
  Что такое, например, многомерные пространства и
 неевклидовы геометрии? Какая реальность им соответствует?
 Почему вообще возможны пространства различных типов и многих
 измерений? Да потому, естественно, что возможны различные
 пространственные отношения между материальными вещами и

<< Пред.           стр. 7 (из 55)           След. >>

Список литературы по разделу