<< Пред. стр. 50 (из 55) След. >>
ни о чем не размышляют и действуют лишь по прихоти и внезапномупобуждению; наконец, что именно на Меркурии находятся
сумасшедшие дома Вселенной. Они видят Солнце в девять раз
большим, чем мы; оно посылает им настолько сильный свет, что,
если бы они оказались на Земле, они приняли бы наши самые ясные
дни всего лишь за слабые сумерки и, быть может, не смогли бы
днем различать предметы. Жара, к которой они привыкли,
настолько сильна, что тепло Центральной Африки их несомненно бы
заморозило. Наше железо, наше серебро, наше золото у них, по
всей очевидности, расплавилось бы, и все эти металлы можно было
бы видеть только в жидком состоянии -- как у нас обычно видят
воду, хотя в определенные времена года она и бывает весьма
твердым телом. Жители Меркурия и не заподозрили бы, что в
другом мире эти жидкости, возможно образующие у них реки,
оказываются в высшей степени твердыми телами.
Бернар де Фонтенель. Рассуждения о множественности миров
Но и значительно раньше читателям и слушателям (в том
числе и русским) доводилось не раз совершать мысленные полеты в
Космос и вступать в контакты с населяющими его существами.
Такую возможность предоставлял им, к примеру, хорошо известный
на Руси ветхозаветный апокриф "Книга Еноха Праведного". Или,
как она именовалась в одном из списков ХIV века: "От книг Еноха
Праведного, преже потопа, и ныне жив есть", откуда следовало,
между прочим, что библейский праведник, поведавший о
космических странствиях и "всем неизреченном и неисследованном
мире", здравствует и поныне. В "записках" Еноха, переданных
людям, настолько подробно, детально и натуралистично описано
вознесение живого человека в занебесные сферы, что это дало
основание некоторым популяризаторам заявить, что библейского
патриарха в Космос забрали два инопланетянина, описанные в
апокрифе, как "два мужа огромные", ранее на земле не виданные:
"...Явились мне мужа два, весьма великие, каких никогда не
видел я на земле: лица их как солнце блистающие, очи их как
свечи горящие, из уст их исходил как бы огнь, одежда их как
пена бегущая, светлее злата крыла их, белее снега руки их"*, --
так описывает контакт с посланниками внеземного мира древнейшая
коптская рукопись. Во время своего путешествия Енох посетил
семь космических сфер, познакомился в внеземными мирами, их
обитателями и механизмом управления Вселенной, узнал законы
движения звезд и планет, воочию наблюдая вселенские чудеса --
вплоть до сферического "светлостояния" в виде огненных колес.
Сказания о межзвездных скитаниях Еноха Праведного пробуждали в
душе космическое мироощущение, повествование от первого лица
только усиливало это чувство у читателей и слушателей разных
эпох и народов: "Меня окружили облака и туманы; движущиеся
светила и молнии гнали меня, ветры ускоряли течение мое; они
вознесли меня на небо. Я достиг стены, построенной из
кристалла; колеблющееся пламя окружало ее; я вошел в это пламя.
Я приблизился к обширному жилищу, построенному из кристалла.
Стены, как и фундамент этого жилища, были из кристалла, а свод
его состоял из движущихся звезд и молний..."** Сквозь образную
символику здесь явственно просматриваются и позитивные факты.
* Книга Еноха Праведного // Многоцветная жемчужина:
Литературное творчество сирийцев, коптов и ромеев в I
тысячелетии н.э. М., 1994. С. 129.
** Цит. по: Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания о
ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1872. С. 203--204.
В наше время на тему прошлых и будущих контактов с
внеземными цивилизациями написаны тысячи статей и книг, создано
множество кинофильмов и телесериалов. Появились специалисты,
целиком посвятившие себя данной проблеме. В отношении будущих
возможных контактов оптимистов среди ученых гораздо больше, чем
пессимистов. В самом деле, в продолжении грядущих веков и
тысячелетий человечество, уже сегодня активно штурмующее
космические дали, непременно достигнет таких уголков Вселенной,
где наверняка встретит собратьев по разуму.
Космистско-оптимистическое понимание проблемы обитаемости
миров дал еще Циолковский. Он сформулировал 8 научных
принципов, которые могут служить исходными ориентирами при
освоении космического пространства на протяжении многих будущих
веков и тысячелетий:
1. Нельзя отрицать единство или некоторое однообразие в
строении и образовании Вселенной: единство материи, света,
тяжести жизни и т. д.
2. Нельзя отрицать общее постоянство Вселенной, потому что
вместо погасших солнц возникают новые.
3. Нельзя отрицать, что число планет бесконечно, потому
что бесконечно время и пространство; где же есть они, там
должна быть и материя.
4. Нельзя отрицать, что часть планет находится в условиях,
благоприятных для развития жизни. Число таких бесконечно,
потому что часть бесконечности тоже бесконечность.
5. Нельзя отрицать, что на некоторых планетах животная
жизнь достигает высшего развития, превосходящего человеческое,
что она опережает развитие жизни на остальных планетах.
6. Нельзя отрицать, что эта высшая органическая жизнь
достигает великого научного и технического могущества, которое
дозволит населению распространяться не только в своей солнечной
системе, но и в соседних, отставших...
7. Нельзя отрицать, что высшая жизнь распространяется в
громадном большинстве случаев путем размножения и расселения, а
не путем самозарождения, как на Земле, -- потому что это
избавляет от проволочки и мук постепенного развития, потому что
разум сознательных существ понимает выгоду этого способа
заселения космоса. Так, Земля заселяется не преобразованием
волков или обезьян в человека, а размножением самого человека.
Мы получаем овощи и фрукты не развитием бактерий, а от готовых
совершенных растений.
8. Нельзя, таким образом, отрицать, что Вселенная
заполнена высшею сознательною и совершенной жизнью*.
Проблема жизни во Вселенной, конечно, гораздо шире
проблемы возможных контактов между разумными существами. Еще
античные философы Левкипп и Анаксагор выдвигали идею об
"эфирных эмбрионах жизни", которые распространяются по всей
Вселенной. Горячими сторонниками данной концепции выступали
идеологически несовместимые мыслители, в частности Августин
Блаженный и Джордано Бруно. С ХIХ века предпринимаются
серьезные попытки естественно-научного обоснования теории
панспермии -- так ее окрестил крупнейший шведский ученый Сванте
Аррениус. Сам он считал, что споры (как наиболее приемлемые
переносчики жизни) переносятся в Космосе под воздействием
лучевого давления света. В отличие от него лорд Кельвин и
Герман Гельмгольц отстаивали литопанспермию, считая главными
разносчиками жизни в космосе камни, в частности, метеориты.
Естественно, что гипотеза о существовании внеземных
цивилизаций не вызывает доверия у скептиков. Впрочем, в
дальнейшем изложении нас больше будут интересовать не они, а
энтузиасты, доказывающие, что в прошлом Земля неоднократно
посещалась представителями иных цивилизаций или же постоянно
находилась (и находится) под их наблюдением. Более того, среди
посланцев иных миров были и многие выдающиеся деятели науки и
культуры. Так, известный русский философ Н.О. Лосский
(1870-1965) считал, что таким посланцем в России в прошлом веке
был Лермонтов: "Некоторые люди отличаются своим характером и
поведением от остальных людей до такой степени, что можно
предположить, не явились ли они на Землю из какой-либо другой
области Вселенной, где опыт их и условия жизни были иные, чем у
нас. Таков, например, был Лермонтов"**.
Безусловно, тон в освещении проблемы космических контактов
задают писатели и кинематографисты. Их неуемная фантазия давно
потеснила трезвую научную мысль. И не учитывать этого нельзя,
так как именно творчество фантастов оказывает колоссальное
влияние на общественное сознание, выработку стандартов и
стереотипов, которые и непосредственно и опосредованно влияют
на развитие самой науки и, что уж точно, на ее восприятие. Хотя
некоторые известные фантасты органично соединили в своем
творчестве писательский и научный дар (достаточно вспомнить
русского Ивана Ефремова и англичанина Фреда Хойла), Вселенную,
населенную десятками и сотнями тысяч гуманоидов, создали не они
одни. Мировосприятие современного человека покоится не только
на суммарном знании, полученном в школе и вузе, не только на
образах героев классической мировой литературы и искусства, но
и на космических образах, созданных воображением фантастов, --
от разумного Океана планеты Солярис из романа Станислава Лема
до героев всемирно известного американского многосерийного
кинобоевика "Звездные войны".
Суммарные современные сведения, анализ и объяснение
фактов, касающихся населенной Вселенной и космических контактов
между гуманоидами, содержатся также в многочисленных научных,
научно-популярных, околонаучных и псевдонаучных публикациях.
Можно назвать и старейшего российского писателя -- Александра
Казанцева, пишущего о проблемах космических контактов вот уже
на протяжении полувека. Но особенно преуспел в пропаганде идеи
палеоконтактов швейцарский археолог-любитель Эрих фон Деникен,
получивший благодаря этому всемирную известность. Экраны всех
континентов обошли его документальные фильмы, созданные в
научно-популярном жанре: "Воспоминание о будущем", "Назад к
звездам", "Послание Богов" и др. Одновременно с таким же
названием и на разных языках выходили книги неуемного автора.
Своеобразным итогом его многолетней деятельности явился
многосерийный телефильм "По следам всемогущих", в котором с
помощью репортажей с "мест событий" и компьютерной графики
обосновывается все та же идея.
Концепция Эриха фон Деникена проста: в прошлом наша
планета неоднократно посещалась представителями высокоразвитых
внеземных цивилизаций. Они вступали в регулярные контакты с
землянами и оставили многочисленные свидетельства своего
пребывания на Земле. Далее следуют доказательства. Автор прежде
всего едет или летит в намеченную точку (это может быть и
Каирский музей, и только что обнаруженное подземелье под
древнеиндейской пирамидой, и труднодоступные руины в горных
колумбийских джунглях, и предгорья Гималаев, и остров Пасхи или
Богом забытый островок в Океании, и десятки других загадочных
мест). Там прямо перед теле- или кинокамерой демонстрируются
неидентифицированные объекты (например, древнейшие
электрические элементы, летательные аппараты, изделия из
алюминия и т.п.) и даются соответствующие комментарии. В итоге
вывод: указанные объекты, строения, рисунки, таинственные
знаки, письмена и т.д. оставлены космическими пришельцами,
посещавшими землю в весьма отдаленные времена.
Аргументация Деникена всегда наглядна и фактологична. От
нее невозможно отмахнуться просто так. Вот он со своими
ассистентами в очередной раз прибывает на тихоокеанское
побережье Перу, где на отлогом берегу возвышается удивительный
250-метровый геоглиф -- гигантский трезубец-"канделябр",
выложенный из белоснежных и твердых каменных блоков. Прямо
перед объективом кинокамеры археолог расчищает их от
многовекового (если не тысячелетнего) налета, производит
химический анализ, измеряет и подводит зрителей -- невольных
соучастников его непростой экскурсии, к выводу: рисунок со
столь совершенным расчетом и правильными линиями невозможно
создать даже с помощью современных геодезических и строительных
приспособлений. Такое доступно лишь существам, владеющим
несравнимыми с человеческими навыками. Следовательно, перед
нами дело рук (?) нечеловеческих, скорее всего, пришельцев из
Космоса. А знаменитый трезубец -- знак для приземления их
летательных аппаратов. Попутно Деникен поясняет, почему
"канделябр" не может служить маяком для мореплавателей: он
укрыт в бухте, и его попросту не видно из открытого океана. А
вот сверху, при подлете -- очень четко...
Далее кинокамера переносит нас в город древних майя
Паленке на территории современной Мексики. Здесь в склепе под
ступенчатой пирамидой, названной археологами "Храмом надписей",
была обнаружена плита с резным изображением индейца,
управляющего летательным устройством, похожим на современный
космический аппарат (рис. 132). Внимательное изучение деталей
рельефа позволяет выявить массу удивительных технических
деталей. По мнению Деникена, плита майя -- одно из убедительных
свидетельств в пользу палеоконтактов. Правда, ученые склонны
оспаривать подобный нетривиальный вывод: они видят в
изображенном палеокосмонавте умершего вождя, лежащего под
Древом жизни (если развернуть изображение по часовой стрелке на
90о.
Однако история Древней Америки (особенно -- Центральной и
Южной) изобилует такими загадками, что еще больший скептицизм
вызывает позиция профессиональных ученых-историков. Во всяком
случае, они не в состоянии дать вразумительный ответ и
относительно рассмотренных выше культурологических феноменов, и
по поводу других аналогичных фактов, к примеру, таких, как
гигантские изображения животных и предметов в пустыне Наска
(рис. 133) или заброшенные культовые комплексы, расположенные в
труднодоступных высокогорных районах боливийских и перуанских
Анд. Все это было создано в незапамятные времена, задолго до
испанского завоевания Америки, и уже инки -- правители
последней южноамериканской империи -- ничего не знали ни о
назначении древних рисунков и сооружений, ни об их таинственных
авторах. Впрочем, в индейских легендах содержатся прямые
указания на участие в их создании небесных (космических)
пришельцев.
Следующий сюжет -- полуметровые древнеяпонские статуэтки
догу (рис. 134): их показывает Деникену, приехавшему в Москву,
в своем кабинете Александр Казанцев. По мнению обоих авторов,
перед нами типичные изваяния облаченных в скафандр космонавтов,
посещавших Землю в далеком прошлом и запечатленных пораженными
землянами. Изображения человекоподобных существ в скафандрах
встречаются практически на всех континентах. Не это ли лучшее
свидетельство космических палеоконтактов!
Аргументы Эриха фон Деникена, как правило, не производят
особого впечатления на ученых. В лучшем случае они пропускают
достаточно весомые доводы мимо ушей. Но по большей части
подвергают отважного автора и всех, кто осмеливается с ним
соглашаться, уничтожающей критике. В основном построенной на
эмоциях и неуязвимом бессмертном тезисе "этого не может быть,
потому что этого не может быть никогда". Слабость всех без
исключения оппонентов в том, что они сами не могут толком
объяснить, как могли возникнуть эти и подобные им
культурно-технические феномены, как они создавались и каково их
действительное предназначение. Конечно, и у Деникена масса
натяжек: вовсе не все привлекаемые им факты должны обязательно
свидетельствовать в пользу палеоконтактов. Не исчерпаны все
возможности объяснить удивительные культурологические феномены
с точки зрения земной истории и предыстории. В частности, это
касается гигантских изваяний и сооружений.
В последнее время принято более внимательно относиться к
Библии как к историческому документу. Безусловно, Книга Книг
таковым и является. Здесь аккумулировано древнее знание многих
народов. И в особенности это касается предыстории. Позволю себе
и я в качестве отправного пункта для объяснения некоторых
загадочных явлений доисторического прошлого взять две
загадочные библейские фразы из 6-й главы "Бытия". Здесь
рассказывается о временах, предшествовавших всемирному потопу,
о грехах людских и о том, как "сыны Божьи" (Эрих фон Деникен,
кстати, расценивает их как посланцев иных миров) стали брать в
жены дочерей человеческих, и те начали рожать от них детей. Но
не к этому сюжету, казалось бы, имеющему непосредственное
отношение к палеоконтактам, хотелось бы привлечь внимание. В
6-й главе "Бытия" есть небольшое вставное отступление, которое
не имеет никакого отношения ни к предыдущему, ни к последующему
изложению. Всего две фразы: "В то время были на земле исполины
Это сильные, издревле славные люди" (Быт. 6, 4).
Обычно слова эти воспринимаются, как дань уважения
фольклору и сказкам о великанах. Но, во-первых, в фольклоре
также отображена реальная история, особенно -- древняя.
Во-вторых, почему бы не посмотреть на сам библейский текст как
на историческое свидетельство. Тем более что перед нами далеко
не единичное свидетельство. Напротив, свидетельств масса -- как
и заслуживающих внимания фактов. Сошлемся только на два.
В России почти не знают вавилонского историка Бероса (ок.
350-280 годов до н.э.). Труды его (точнее -- дошедшие из них
фрагменты) никогда на русский язык не переводились и вообще
считаются чуть ли не апокрифическими. Между тем они -- один из
важнейших источников по древней истории. Сам Берос был
жрецом-астрологом, но после взятия Вавилона Александром
Македонским и наступления "смутного времени" бежал в Элладу,
выучил греческий язык, затем возвратился на родину и написал
по-гречески для царя Антиоха I историю Вавилонии (включая
доисторические времена), опираясь при этом на древние, погибшие
уже тогда источники. Так вот Берос, описывая допотопную историю
Земли, делит населявших ее разумных существ на три категории:
гиганты, обыкновенные люди и существа, жившие в море, которые
обучили людей искусствам и ремеслам.
Сначала исполины были добрые и славные, говоря словами
Библии. Но постепенно деградировали и стали угнетать людей.
"Питаясь человеческим мясом, -- пишет Берос, -- они изгоняли
утробные плоды женщин для приготовления кушанья. Блудно
сожительствовали с родными матерями, сестрами, дочерьми,
мальчиками, животными; не уважали Богов и творили всякие