<< Пред. стр. 2 (из 3) След. >>
Упражнение 14. Задержка дыханияВам уже знакомо ритмическое дыхание. Теперь мы пойдем дальше. Нам нужно будет между вдохом и выдохом на некоторое время задерживать дыхание. Итак, считайте, как в упражнении 6,- 1, 2, 3, 4. Затем задержите дыхание на счет 1,2 или - еще лучше - 1,2,3,4, а после этого выдохните, считая в том же ритме: 1,1,3,4. Если вам так удобнее, после вдоха можете зажимать нос на весь период задержки дыхания.
"Я говорю "умеренный", потому что любая неумеренность, любая спешка может привести к обратному эффекту.
17 В книге "Христианин-атлет", которая вышла в 1944 году в Брюсселе и заслуживает переиздания.
Постепенно вы будете совершенствоваться и придете к ритму 6-6, который я упоминал выше. Занимайтесь последовательно, избегая напряжения и усталости.
ПОЗЫ
Упражнение 15. Дерево
Эта поза относится к упражнениям на равновесие. Если ; вы пока не владеете равновесием в совершенстве, вам будет довольно трудно принять и, в особенности, удержать эту позу. Это свидетельствует о том, что равновесие вам крайне необходимо. Тем более упорно вам придется заниматься. "Дерево" даст вам то, в чем вы нуждаетесь: устойчивость, равновесие.
Встаньте прямо, руки свободно опустите. Вначале перенесите тяжесть тела на левую ногу. Затем поднимите правую ступню и возьмите ее в руку; ведите ступней вдоль ноги, пока не достигнете паха. Упритесь пальцами правой ноги в мясистую часть левого бедра над коленом, тогда ступня не соскользнет.
Рис: 15. "Дерево" (фаза первая)
Рис. 15. "Дерево" (фаза вторая)
Выпрямитесь и соедините ладони перед грудью. На рис. 14 наглядно показано положение ног и рук.
Если вам вначале не удастся устоять на левой ноге, обопритесь на мебель или на дерево - что есть поблизости. Не отчаивайтесь из-за безуспешных попыток. Начинайте снова. В иные дни эта поза дается особенно трудно. Физическая и, в особенности, умственная усталость приводит к нарушению равновесия организма, что выражается в неустойчивости тела и в потребности двигаться.
Мгновение стойте спокойно, соединив ладони. Смотрите прямо перед собой, сделайте несколько нормальных вдохов и выдохов. Затем, не разнимая ладоней, поднимите руки над головой, так, чтобы они образовали подобие арки. На несколько секунд задержите дыхание (вы, разумеется, дышали усиленно, когда поднимали руки,- как всегда при напряжении). "Осторожно выдохните, верните ладони на уровень груди или не спеша уроните руки. Правую ногу поставьте на землю. После еще нескольких вдохов и выдохов повторите упражнение Ш другой ногой.
Поза немного трудна, но как она полезна! Поза "Дерево" допускает множество вариантов. К примеру, подняв руки над головой, вы можете развести их и откинуть назад голову и плечи. Руки можно не поднимать, ВЦ скрестить их за спиной на уровне лопаток. Позднее мы обратимся к более сложным вариантам.
Терапевтический эффект. Для этой позы не существует противопоказаний. Она успокаивает и способствует правильному функционированию нервной системы.
I Упражнения 16 и 17. Глубокий поклон и Змея
А теперь объедините два упражнения, описанные в предыдущем уроке. Добавьте к ним "Дельфина" или, если хотите,- через день, например -- также и "Коленопреклоненную позу". После нее сядьте, вытянув перед собой ноги и выпрямив туловище.
Упражнение 18. Растяжение спины
| ;Находясь в сидячей позиции, поднимите руки как можно выше над головой. Затем, делая глубокий выдох и втягивая живот, медленно наклонитесь. Возьмитесь руками за пальцы ног. Крепко держась за них, подтянитесь вперед, при этом старайтесь коснуться лбом коленей (со временем вам это удастся). Но самое главное - это растянуть мышцы спины и, в особенности, позвоночника. Через несколько секунд (по мере занятий этот период будет удлиняться) расслабьте живот и сделайте мощный, но медленный вдох. Одновременно выпрямитесь и поднимите расслабленные руки.
Рис. 16. "Растяжение спины"
Повторите это упражнение три раза. Потом лягте, вытянув руки вдоль боков, и отдыхайте. Дышите произвольно.
Это упражнение требует некоторого усилия. В первый раз, и даже немалое время спустя, вам не удастся даже приблизить лицо к коленям. Скажите себе, что это не важно. Главное - усилие, которое вы делаете. Важнее следить за тем, чтобы не сгибать колени.
Терапевтический эффект. Эта поза воздействует на мышцы, управляющие органами брюшной полости, и на таз. Она неоценимо полезна при болезнях печени и почек. Она устраняет застойные явления в некоторых участках тела и в то же время стимулирует простату и половые органы. Она ограничивает низменные влечения. Выполняемая перед сном, эта поза ослабляет и устраняет эротические желаний.
Противопоказания. Лишь немногие позы безусловно противопоказаны при некоторых заболеваниях; большая часть поз пригодна для всех, при условии благоразумия и умеренности. Так, "Растяжение спины" требует осторожного подхода от тех, у кого не в порядке позвоночник, а также при нарушении функций печени, желудка, селезенки, почек или кишечника. Йоговские упражнения обычно скорее предотвращают, чем лечат эти заболевания. Тем не менее верно, что в такого рода случаях терапевтическое действие поз не означает отказа от занятий! Человек больной или не совсем здоровый не станет торопиться и будет прогрессировать постепенно.
Позиция, которую я предлагаю вам исполнить для начала,
больше похожа на половинку свечи! Расслабьтесь, а затем приподнимите голени, бедра и ягодицы, поддерживая их руками. (В первое время вам, возможно, удобно будет использовать для поддержки толстую и твердую подушку.) Поднимайте ноги все выше: голени должны находиться у вас над глазами или даже дальше. При необходимости еще раз поднимите таз. Ваша цель - добиться чувства равновесия и удовольствия. Дышите нормально. Сконцентрируйтесь на процессе кровообращения. Например, мысленно следуйте за кровью, путь ко-
торой - по венам голеней, бедер, туловища - значительно облегчается благодаря данному упражнению. В этом состоит
одно из его великих преимуществ; оно в значительной степени разгружает сердце. В этой позе можно оставаться неопределенно долго. Она не имеет противопоказаний. В заключение опустите таз и положите ноги на землю. Несколько минут оставайтесь лежать, мысли сконцентрируйте на дыхании
Рис. 17. "Полусвеча"
.
Урок четвертый (К чему ведет хатха - йога? продолжение)
К СПОКОЙСТВИЮ И БЕЗМЯТЕЖНОСТИ
"Тот не сознает единства человеческой натуры, кто полагает, что духовные реальности, такие как искушения, грехи или добродетели, бесплотны и гнездятся исключительно
в душе. Без сомнения, они - ив дальнейшем мы еще не раз это подчеркнем - представляют собой нечто большее, чем телесные проявления, и было бы серьезной ошибкой низводить умственную жизнь до уровня физических феноменов. В то же время фатальным заблуждением и самонадеянностью было бы недооценивать влияние плоти, то есть физиологии, на наше настроение и наш нрав - великодушный или эгоистический, мужественный или трусливый. Поскольку, говоря словами святого Фомы (уже процитированными выше), "величие души проистекает из телесного здоровья", нам надлежит - если мы желаем обрести или не потерять моральный самоконтроль - заботиться о своем здоровье; физическая крепость становится моральной обязанностью".18
Эта цитата, принадлежащая хорошо известному в научном мире доктору, поможет вам усвоить мысль, которую я высказал в предыдущем уроке. Теперь вы, вероятно, окончательно убедились, что, как сказано ранее, тело играет немаловажную роль в духовной жизни, что его нужно окружать заботой, культивировать, дабы таким путем воздействовать на душу.
Я уже говорил вам, что та комбинация качеств, та "мужественность", которая делает нас тем, чем мы/являемся, связана с правильным функционированием определенных желез нашего организма. Стимулировать эти железы, сбалансировать их секрецию, значит сделать шаг - большой шаг - к обретению зрелой мужественной энергии. Такова главная цель той системы йоги, которую я вам предлагаю. Но это не все. Йога ведет нас еще дальше.
Нам очень трудно быть самими собой. Мы очень чувствительны, нас слишком легко взволновать. Нас может взволновать - или встревожить - сущая безделица. Еще чаще наши нервы подвергаются испытанию из-за различных событий и превратностей жизни. Жить-это значит расходовать энергию, постоянно совершать усилия. Это "работа". Трудная, утомительная работа. Целый день мы теряем энергию. Силы наши на исходе. К счастью, "Творец даровал нам отдых, чтобы наш организм мог восстановить израсходованные за день силы, чтобы освободить нервную систему от перевозбуждения, к которому постепенно приводят как физические, так и умственные труды. Увы, ночной отдых нередко является таковым лишь по названию. Бывает, сон не приходит совсем, а если приходят, то не всегда здоровый. Рассвет застает нас почти такими же усталыми, какими мы накануне лепта & постель. И все заботы и огорчения, которые донимали нас вчера, остаются с нами и сегодня. Мы начинаем новый день с отвагой, но без запаса сил. Первое же потрясение может нас сломить. И это не удивительно. - Хатха-йога дарует нам отдохновение, спокойствие и мир как телу, так и душе: всему человеку в целом. Она успокаивает нервы, снимает усталость, помогает восстановить силы, полностью перезаряжает организм, прогоняет заботы и, наконец, проясняет ум. При содействии йоги вновь обретает себя человек, полностью отдавший cjboh силы ближним. Таковы факты. Но чем их объяснить?
Чтобы это понять, посмотрим, как живет и что делает йог. В то время суток, когда приверженец физической культуры посвящает десять-пятнадцать минут своим ежедневным тренировкам (упражнения, прогулка в быстром, темпе, тренировка дыхания, а затем традиционный душ), йог не спеша я размеренно проделывает ряд поз, ничуть не более комичных или экстравагантных, чем привычные Западу физкультурные упражнения. Еще одна важная особенность состоит в том, что йог остается в каждой яз этих поз от нескольких секунд до нескольких минут (для различных поз это время разное). Он стоит прямо, до предела вытянув поднятые над Валовой руки, затем без резких движений наклоняется вперед. Он держит свое тело под строгим контролем, каждый его жест тщательно взвешен, мышечные усилия словно бы анализируются и рассчитываются. Вот йог упер ладони в землю и приблизил голову к коленям. Сконцентрировав свои •мысли, он стремится стать подобным луку, натянутому так сильно, что концы его встречаются. На Востоке эта поза называется "Поклон солнцу". Проходит несколько секунд, йог медленно разгибается и, описывая руками большой круг, возвращается в исходное положение.
За наклоном и напряжением следует отдых, еще более эффективный оттого, что ему предшествовали значительные усилия. По мышцам, нервам, всему психическому организму пробегает благодатный ток. Вслед за телом расслабляется душа, охваченная блаженным чувством легкости.
"Глубокий поклон" великолепно подходит для начала занятий. В уроке третьем, тем не менее, я предварил его упражнением, совершенно иным по своему смыслу и воздействию - это упражнение на равновесие, не связанное с "динамикой". Однако поза "Дерево", которая вам уже известна, приносит занимающемуся именно то, что она собой изображает. Иными словами, это одно из тех упражнений, которые выполняются с целью придать телу то положение, в, какое желательно привести душу и дух. Позвольте объяснить, что я имею в виду.
Представьте себе, что я, до той или иной причине, обеспокоен. Это вызывает нервное возбуждение. Или вообразите, что я отвлекся мыслями от действительности, фантазия моя блуждает. В результате я не способен ни работать, ни молиться. Но если я смогу взять себя в руки, побороть нетерпеливость и придать своему телу стабильность, заставив его на короткое время принять позу, требующую равновесия, я тем самым сообщу некоторую неподвижность и душе; я даю ей устойчивость и устраняю то, что ее тревожит. Я привлекаю ее внимание к действию, ей, казалось бы" чуждому, но, тем- не менее, подчиняющему ее себе.
Мое существо хорошо уравновешено и устойчиво, а также и возвышенно. Я держусь прямо, Я ограничил до минимума свой контакт с землей (стою на одной ноге). Руки я соединяю, а затем поднимаю вверх. То же происходит и с душой. Все во мне перегруппируется" все устремляется в небеса.
Возьмем другое упражнение, пока вам неизвестное - -"Столб".
Оно представляет собой стойку на голове, с опорой на лоб и предплечья; ноги и туловище вытянуты в одну линию.
Из всех йоговских упражнений это наиболее выразительно выглядит; кроме того, оно более всех других требует старания и упорства, если выполнять его правильно. Нужны характер и энергия, поскольку для успеха приходится победить самого себя и свою робость. Поэтому оно в высшей степени эффективно для выработки характера. Но это еще не все. Давая отдых сердцу (его труд существенно экономится, поскольку кровь совершает обратный путь под действием силы тяжести) и устраняя усталость (поскольку возбуждается мозг), эта поза освобождает человека от двух, на первый взгляд противоположных, комплексов. Она постепенно избавляет от страха и формирует превосходное чувство равновесия. Подняв нога в воздух и вытянув, но без напряжения, туловище (которое, собственно говоря, при этом отдыхает, поскольку обратная позиция более всех других подходит для отдыха), вы по-настоящему ощущаете свое тело, вы чувствуете, что владеете собой, контролируете себя. Вас омывает волна спокойствия. Люди робкие, заторможенные расстаются с мучительным "комплексом неполноценности". Напротив, гордые, чересчур самоуверенные преисполняются смирения. Когда стоишь на голове, нужно смириться с тем, что твои телодвижения могут показаться смешными. Таким образом, эта поза способствует смирению. Она возносит человека до небес, но в позе, обратной тем, в которых он привык гордо- красоваться. Подобно "Дереву" поза "Столб" является "знаковой" и дает именно ть, что собой означает.
"Глубокий поклон", "Дерево" и "Столб" - три позы приносящие йогу - если это только возможно- награду более драгоценную, чем физическое равновесие, о котором шла речь в предыдущем уроке, а именно: спокойствие, мир и хладнокровие- определенно владение собой. "Змея", "Натянутый лук", "Плуг" и "Растяжение спины" также оказывают успокаивающее действие благодаря некоторым факторам, которые устраняют раздражительность, нервное напряжение и т.п.
Это эффект чисто негативный. Йогам известно нечто лучшее: "Шанти" - сложный комплекс, состоящий из равновесия, веры в себя, спокойной твердости, силы - или, скорее, энергии - и истинного хладнокровия.
Думайте об этих полезных результатах, когда будете заниматься. Все они придут в свое время, медленно, но верно. Будьте благоразумны, никогда не теряйте терпения. Но всегда ясно сознавайте, что в вас происходит, дабы извлечь из этого пользу. Скажите себе очень четко: во время занятий моя душа отрезана от внешнего мира, отрезана от самой себя (памяти, забот и тревог) и занята только тем, что получает все возможные преимущества из целого ряда феноменов, проявляющихся в теле: из того, что улучшилось кровообращение, устранены застойные явления в некоторых органах, получили толчок или, наоборот, отдых нервы и мускулы, тонизирован мозг, прочищены дыхательные пути и легкие, успокоен "ум, стимулированы железы внутренней секреции и т.д. Эти феномены проявились в теле, однако они влияют, воздействуют на душу. Это факторы физиологической жизни, но в равной мере и жизни души (ума и духа). Мир, великое спокойствие, "Шанти" (Песнь) внутренней жизни йога - это лишь эхо тех процессов, в которых участвуют одновременно душа и тело - одно вместе с другим, одно ради другого и одно в другом. Этот союз (как я уже упоминал, "йога" означает "соединение") самых различных элементов нашей со* ставной натуры ведет (неосознанно, но тем более уверенно) к полному развитию тех качеств, которые составляют нашу человеческую сущность. А теперь за дело!
ПРАКТИКА
ДЫХАНИЕ
Упражнение 20. Чередующееся дыхание
Оно состоит " том, что вдыхать я выдыхать нужно попеременно т" одной, то другой ноздрей. Идеальная поза дня это-то упражнения - "Совершенная"; она вам еще не знакома. Поэтому занимайтесь стоя, на коленях или лежа на спине.
Поместите указательный и средний пальцы правой руки на переносицу. Большим пальцем зажмите правую ноздрю, затем вдохните через левую, считая до 4, 5 или б (в зависимости or ритма, который вы выбрали). Сразу же после этого отпустите правую ноздрю я выдохнете через обе ноздри, придерживаясь тяг" же ритма. Безымянным пальцем и мизинцем зажмите левую ноздрю я вдохните через правую; ритм сохраняйте тог асе: 4,5 или 6.
Повторите левая ноздря (вдох), обе {выдох), правая (вдох), обе (выдох).
Проделайте это упражнение пять или шесть раз подряд. Если хотите, можете выдох (через обе ноздри) сделать более длительным.
Индийцы утверждают, - и наука с ними согласна-что жизненная энергия (которую они называют праной), проникающая в наш организм с вдыхаемым воздухом, имеет заряд. Существует негативная прана, погорая поступает только через левую ноздрю, и позитивная-поступающая только через правую. Чередующееся дыхание - составная часть пранайямы, к которой мы обратимся несколько позже - представляет собой приложение этой теории.
ПОЗЫ
Начните с того, что выполните в комбинации (как я вас учил) позы предыдущего урока: "Щерево", "Глубокий поклон", <<3мею". и "Дельфина". Но между последними двумя вставьте позу, известную под названием "Натянутый лук".
Упражнение 21. Натянутый лук
Три раза вы приподнялись на выпрямленных руках ("Змея"); три раза глубоко вдохнули, поднимаясь, и выдохнули, возвращаясь в исходное положение; три раза вы поворачивали петли позвоночника; и наконец, три раза растягивали свой живот (мышцы и внутренние органы). А теперь вы •ржите на полу ничком, полностью расслабившись, и глубоко дышите, делая паузы между выдохом и вдохом.
Согните ноги, так чтобы голени коснулись бедер. Изогнитесь назад и крепко схватите рукой сначала одну лодыжку, потом и вторую. Колени держите слегка разведенными, приподнимите голени, сильно оттягивая руки (рис. 18).
Рис. 18. "Натянутый лук" (фаза первая)
Живот остается на земле, но грудь приподнимается тем выше, чем сильнее оттянуты руки. Голову отведите как можно больше назад. Ваше тело похоже теперь на натянутый лук,, руки и голени можно сравнить с тетивой. Постарайтесь удержаться в этой позе несколько секунд, не дыша; затем отпустите сначала одну ногу потом вторую и возвратитесь в исходное положение. Это упражнение нужно сделать только один раз.
Если вы хотите выполнить эту позу безупречно правильно, вам придется держать голени вертикально или почти
Рис. 19. "Натянутый лук" (фаза вторая)
вертикально (рис. 19); при этом усилия приходятся на позвоночник (как в позе "Змея", вторая фаза), которому помогают только руки, оттянутые ногами. Это, конечно, трюк. Неплохо, однако, при первой же попытке иметь в виду правильный вариант этой позы.
"Натянутый лук" оказывает то же воздействие, что и "Змея", только более выраженное. Следовательно, и в этом случае люди, страдающие заболеваниями позвоночника или почек, должны соблюдать известную осторожность. Поза может вызвать эрекцию - легкое неудобство, которое обычно исчезает - или даже выделение мочи. Оставайтесь в этой позе дольше, чем необходимо. Если возникнут какие - либо затруднения, исключите ее.
Упражнение 22. Дельфин
После "Змеи" и "Натянутого лука", требующих усилий, "Дельфин" (упражнение 4, стр. 21) дает возможность отдохнуть. Он дополняет обычные периодах расслабления, которые вы уже ранее вставляли в паузы между позами (лежа ничком с вытянутыми вперед руками).
Если вы не слишком устали, сделайте "Полунаклон назад" (упражнение 11, стр. 37), а затем "Растяжение спины" (упражнение18,стр. 49) и "Растяжение лона".
Упражнение 23. Растяжение лона
Сядьте, ноги вытяните вперед. Широко разведя бедра, согните колени и сведите вместе ступни. Затем, пропустив руки •йод бедрами, обхватите ими лодыжки с внешней стороны (рис.20).
Рис. 20. "Растяжение лона" (фаза первая)
Наклоните туловище вперед и уроните голову, словно бы стараясь лбом коснуться пяток (рис. 21). Успех придет далеко не сразу, но будьте упорны, и в один прекрасный день упражнение вам удастся.
Существенно важно ноги выдвинуть вперед, увеличить
расстояние между бедрами и приблизить колени к земле.
Локти должны касаться земли, предплечья-лежать на земле вдоль голеней. Если необходимо, выдвиньте ноги немного
Рис. 21. "Растяжение лона" (фаза вторая)
вперед (при этом они слегка раздвинутся, а ступни разведутся вверх). И все в порядке! Или почти в порядке!
На насколько напрягаются при этом наружные половые органы! Несколько недель занятий -и положение улучшится, и вы, уверен, полюбите это упражнение, которое объединяет в себе "Растяжение спины" (а точнее - растяжение позвоночника) и "Растяжение лона".
В начале занятий поза "Растяжение лона" иногда возбуждает половые железы. Я хочу вас от этого предостеречь.
Тем, кто соблюдает безбрачие, не следует злоупотреблять этим эффектом.
Упражнение 24. Поза релаксации
После немалого количества сгибов и растяжений более уместна поза, называемая "Релаксация" (рис. 22).
Умение расслабляться - это искусство. Мы все "напряжены", постоянно растянуты. Даже когда мы, отдыхая, "растянемся" в кровати или в кресле, мы не расслабляемся, не достигаем полной и сознательной релаксации. Тем более мы не умеем расслабиться в часы работы. В зависимости от того, какой работой мы заняты, мы принимаем веселый или печальный вид, выглядим занятыми, озабоченными или даже равнодушными ко всему окружающему. Если мы пишем, сосредоточенность ума заставляет нас напрягать лицевые мускулы. Мы редко бываем "естественны". Попробуйте вытянуть вперед руку, но, так сказать, предоставьте ее самой себе. Пусть кисть свисает, свободно болтается, пальцы пусть расположатся как им удобно. Приемлемый результат у вас получится, вероятно, только после нескольких попыток: пальцы у вас затекут, вы обнаружите, что вам трудно удержать их в неподвижности; они начнут двигаться без вашего участия;
Рис. 22. "Релаксация"
однако кисть будет оставаться расслабленной. Всякий, кто добьется такого эффекта, без сомнения, это осознает.
Время от времени вы сможете расслаблять не только кисть руки или лицо, но и все тело. Это один из путей, одно Упражнение из многих - одно из труднейших, как я вам уже говорил.
Лягте плашмя на коврик или на землю (кровать не подходит); ноги держите вместе или слегка разведите; руки положите вдоль боков, ладонями вниз (или вверх, если вам так больше нравится; поупражнявшись, вы узнаете, какая позиция вам более удобна). Ничто не должно давить на талию. Потом вам нужно будет "отдавать приказы" мышцам. Начиная с головы, переберите последовательно все главные мускулы вашего тела. Концентрируйтесь на каждом из них и произнесите шепотом или даже в полный голос: "Отдыхай, освобождайся, еще, еще..." Обращайтесь к мышцам во время выдоха или приостановив дыхание, когда легкие пусты. Когда дойдете до "стоп", вернитесь к голове и начните сначала. Повторите это дважды; если понадобится - три раза. Со временем вы сможете расслабляться, не отдавая приказов. Стоит вам занять нужную позицию, и вы почувствуете, что сбрасываете напряжение. Индийские йоги говорят, что тело должно быть "как связка мокрого белья".
Очевидно, что это означает полную неподвижность. Пусть рот будет приоткрыт, нижняя челюсть бессильно повиснет. У вас будет глупый вид-не обращайте внимания. Попытайтесь поднять руки: они должны бессильно упасть обратно. Это будет знаком, что вы действительно расслабились. Возможно, вы почувствуете, когда будете ложиться, что сердце у вас забилось сильнее обычного. Пусть себе бьется. Прислушайтесь к нему. Вскоре оно успокоится. Или вы ощутите пульсацию в височных артериях, "словно при мигрени..."
Упражнение займет добрых десять минут. Для полного расслабления потребуется довольно много времени, особенно вначале. Таким образом можно расслабляться каждую ночь перед сном.
Урок пятый (К чему ведет хатха - йога?)
ТЕОРИЯ
К РАЗВИТИЮ НА МАТЕРИАЛЬНОМ ПЛАНЕ
Недавно я задал вам довольно нескромный вопрос: "Вы "человек? Мужчина? Проявляете ли вы мужественность в поступках?"
Сегодня я иду дальше. Я спрашиваю: "Вы христианин? Юре просто крещеный, не просто верующий, а человек, ведущий истинно христианскую жизнь?"
Как и в третьем уроке, я не намерен здесь более или менее исчерпывающе определять понятие "человек"; я также не собираюсь на данной стадии давать описание христианина, тем более христианской жизни. Я хочу только рассказать Вам о пути, одном из возможных путей, которые я, будучи •югом, считаю желательным для тех, кто исповедует христианство, и даже - в определенной мере - для тех, кто Ведет христианскую жизнь.
Из катехизиса вы знаете, что в момент крещения наша человеческая натура получает прививку сверхчеловеческой добродетели; сила и энергия неземного свойства нисходят, дабы одушевить ту силу и ту энергию" которые делают нас тем, что мы есть. Это требуется пояснить.
Бог, сотворив меня по своему образу и подобию, сообщил мне часть своей творческой силы. И я ощущал в годы отрочества, как она во мне расцветает; теперь же, сделавшись мужчиной, я чувствую, что страсть к творчеству рвется наружу; отцовский инстинкт велит мне, прежде чем покинуть •шлю, оставить на ней памятку о себе: детей, если я живу в браке, а если избрал безбрачие-то иное продолжение себя; я хочу, чтобы множество людей могло засвидетельствовать мой труд во славу Всевышнего.
Бог дал мне большое желание познать, постичь истину во всей полноте; с детских лет у меня возникало по ее поводу множено вопросов, часть из которых осталась без ответа. Я чувствовал, что мой ум растет, готовясь вместить в себя целый мир знаний, ради постижения которых, он, как казалось, и был создан. В своих поисках и штудиях я шагнул далеко за пределы того, что доступно физическому восприятию. В конце концов я нашел Господа - ту Истину, которая объясняет и вмещает в себя все прочие истины, встретившиеся мне на протяжении моего паломничества. Однако, обнаружив ее, я понял, что не владею ничем, или почти ничем. Каждый день я ощущаю, как желание знать и понимать вырастает в стремление собрать в себя бесконечную Истину, Мир, обнимающий все, что существует на лоне Божественной тайны.
Бог дал мне любовь,- это жгучее слово я пишу всегда с бесконечным почтением-загадочную движущую силу, без которой моя творческая энергия, моя тяга те знаниям остались бы бесплодными; эту потребность посвятить все свое существо, все свои знания человеку или идее, которые я могу сформировать по своему образу и подобию; инстинктивное сознание, что "один я ничего не стою", одному мне ничего не сделать - лишь посвятив себя иному - а лучше всего, Высшему - существу, я полностью реализую свои способности к труду, творчеству, рождению себе подобных. Любовь, данная мне Богом, не может наскучить; будучи направлена к тому, кто мне ее даровал, она превосходит все, что есть на земле, и достойна любых жертв.
Сила и мужественность, изобилие энергии; восприимчивый и творческий ум; любовь-жизнь - все это дал мне Господь, когда создал меня человеком, когда, как говорит Библия, сотворил меня "по своему образу и подобию". И всем перечисленным свойствам надлежит беспрепятственно усиливаться и растя, пока из слабого существа я не превращусь в отдаленное, но вей же реальное, подобие своего творца. Беспрепятственнб?'1й1ы! Приходит бедствие (как учит вера, а опыт подтверждает): сознательный динамизм моей удивительной жизненной энергии начинает разрушаться, крылья мои, так сказать, подрезаны прямо на взлете. Во мне зарождаются иные силы-чудовищное, искаженное подобие моей мужской энергии. Названия им "сластолюбие", "гордыня", "честолюбие" и "похоть"; Этот вид болезней проникает во все планы, на которых я, как человек, существую: в плоть, в разумную душу, в любящее сердце.
Милость Божья, дар творчества (как выражались отцы церкви) превращала меня в шедевр творения, уравновешенно сочетающий в себе красоту, силу и любовь-что по-прежнему восхищает нас в Христе, совершенном человеке, образце для всех человеческих существ. Первородный грех (позвольте мне вновь подчеркнуть, что моя вера в данном случае подкрепляется опытом) нарушил целостность этого шедевра. Однако Господь дал лекарство против греха- этой гнетущей человечество болезни. В данном кратком обзоре основных идей катехизиса я не берусь перечислить все аспекты этого нового Божьего дара-дара искупления. Аспекты Искупления неисчислимы, а кроме того, задача их систематизации мне не по плечу. Я затрону только один из них: когда Бог, через Иисуса Христа, исправил, обновил свое творение (об этом священник, служащий обедню, говорит во время дароприношения - et mirabilius reformasti [и еще чудесней преобразил]), он не нарушил природы тех даров, тех способностей человека, которым мы отдали дань восхищения в начале урока. No minuit, sed sacravit (He умалил, но освятил). Он ни в чем не ограничил человеческую натуру-он ее благословил. И все ее благие свойства мы обнаруживаем в Иисусе Христе: все силы и способности, не претерпевавшие ущерба, но обогащенные новым динамизмом, получившие благословение, облаченные средою святости в Христе, в христианах...
Христианин - он заключает в себе целый мир! Но, не пытаясь в одном туманном определении объять все, вы можете сказать, что, пошило прочего, христианин это муж, мощь и энергия которого облагорожены, подучили поддержку и благословение свыше, возможность действовать в среде святости, в той среде, что наблюдала рождение и расцвет добродетели совершенного человека - Спасителя вашего Иисуса Христа. Но вернемся к йоге! .
Такое мировоззрение, делающее акцент на одном из четко .определенных аспектов труда Творения и Искупления, знакомо и приверженцам христианской йоги, и, в еще большей степени, просто христианам. В течение веков, как нам известно, христианские философы склонялись, в основном, к спиритуализму.
Находясь под влиянием дуализма Платона, а еще больше Декарта (который противопоставлял, как антагонист, тело и душу и признавал возможность совершенства только за рациональным элементом), они полагали, "по соприкосновение с божественным, приобщение к дарам (как творческому, так и искупительному) доступно лишь на уровне человеческого духа, свободной и разумной души. Совершенный христианин-это прежде всего человек "духовный", человек, живущий "по духу". "Цель религиозных устремлений,-говорит в этой связи доктор Гольдбруннер,- является спиритуализация. Телу объявлена война. Дуализм проявляется в разных формах, от открытой враждебности до тайной подозрительности. Аскетизм -• это постоянное борение с плотью, подавление всех опасных сил природы, борьба со веем, что относится к сфере чувств. Лучший способ защиты-нападение, поэтому противодействие инстинктивной, низшей жизни тела выливалось в бичевания, посты и ночные бдения, с тем, чтобы принудить плоть к послушанию и повиновению".19 Таковьг бывают проявления "фундаментального дуализма" между телом и душой, сопровождающие иной раз стремление очиститься от скверны и достичь святости.
Йог, христианский йог, отвергает такой дуализм. Дуалистической концепции человека, пусть и христианской, но оторванной от истоков христианской философии, он предпочитает-причем решительно - традиционный библейский метод, который различает в человеке три уровня, три составляющие: ту, что управляет телесным существованием (anima); ту, что заведует жизнью ума (animus) и ту, что помещается в сердце (spiritus).(tm)
Йог ищет совершенства через уравновешенное взаимодействие этих трех составляющих, от которого зависят гармония и развитость личности, а также уровень ее духовной жизни. Ему представляется, что божественная милость на4-правляет его силы и переносит их действие на высший, сверхчеловеческий, .божественный план. Йог предпринимает все возможное, дабы подготовить свои способности, тело, душу и дух к восприятию той силы, что снизойдет на них свыше. Говоря короче, он желает развиваться на материальном плане и быть христианином на всех уровнях своего существа.
Йог; хочет, чтобы тело его было здоровым и крепким. Он не ставит себе целью избежать недугов и страданий, если таковые ниспошлет ему Господь, до он знает, что плохое здоровье ограничивает человеческие возможности. Нездоровье (в особенности хроническое) мешает человеку заниматься трудами, которые, по существу, являются земным продолжением дела Господа, но главное •- оно притупляет его высшие способности и ставит под угрозу духовную жизнь, жизнь любви.
Йог стремится быть уравновешенным, даже воздержанным человеком. Он хочет быть свободным. И все йоговские упражнения, от поз и контроля дыхания (об этом я рассказывал выше) до упражнений на внимание и концентрацию, в ходе которой высвобождаются некоторые возможности подсознания (об этом я буду говорить ниже), направлены только на одно: сделать здоровым и крепким человеческий организм, получить от человеческой природы самое лучшее и таким образом обеспечить человеку возможность целиком отдаться жизненным обязанностям индивидуума.
Ознакомившись с некоторыми книгами, излагающими йоговское учение, вы можете решить, что йога отделяет человека от мира, что она требует отдаления - если не отказа - от мира. Не правда ли, что ученик, входящий в комнату, где его ждет коврик для занятий и молитва, оставляет за порогом, вместе с верхней одеждой, все свои дневные заботы и тревога-- весь внешний мир? Разве не отбрасывает он от себя - да мгновение, на час или даже на несколько часов - свои .жизненные обязательства и не отдается, охваченный восторгом, во власть бесконечности, которую именуют Абсолютом, Брахмой, Самостью? Что же потом? Достанет ли ему решимости, облачившись в одежды, вновь взвалить на, плечи скучные дневные обязанности?
Приросшие к своим столам теоретики высказывают эти опасения вполне искренне и не без некоторых, оснований. Я и сам в следующем уроке разделю, до некоторой степени, их тревогу. Здесь же я ограничусь тем, что повторю случайные свидетельства учеников, которые приступали к занятиям йогой с опаской и неожиданно получали обильные плоды.
"Впервые я читала "Христианскую йогу" настороженно,- пишет работающая женщина, англичанка,- и в конце зато" нырнула книгу в дальний угол комода. Спустя несколько месяцев я вынула -ее и перечитала" надолго задумываясь по ходу чтения. Через неделю я твердо решила взяться, преисполняясь молитвенного духа, за занятия, и стала утром и вечером выполнять некоторые упражнения. Мне понадобилось проявить упорство, поскольку я уже не молода и не обладаю сильной волей. Так я занималась два года. Сегодня я пишу, чтобы вас поблагодарить. Ваша книга оказалась орудием Божьим. Йога приблизила меня к Господу. Ныне я живу с ощущением Его присутствия. Свои обязанности, в чем бы они ни заключались, я теперь исполняю с удовольствием. Я не теряю решимости, даже если делаю ошибки или мне недостает терпения. Я покорствую Господу и полагаюсь на Его волю. Я достигла, того смирения, которое от меня требуется".
"Открытие христианской йоги,-замечает один миссионер из Африки,-событие неординарное; это благословение, в особенности для нас. Христианская йога значительно облегчила мне умственный труд и медитацию. Я также научился теперь подчинять себе свое живое и изменчивое воображение. Я сделался более общительным н открытым, доволен жизнью я постоянно испытываю эйфорию. Религиозная деятельность привлекает меня теперь сильнее, чем прежде, Я лучше приспособлен с служению Господу и большего от себя требую. Год занятий сделал свое дело! Могу сообщить, что темперамент мой совершенно изменился, я работаю гораздо плодотворнее, чем прежде. Качество моего теперешнего труда с избытком вознаграждает меня за потраченное на занятия время". Еще один отклик поступил от бельгийца, мирянина, Ваша книга чересчур духовна для тех, кто живет в миру. Вы достигли высот йоги. Однако вы монах и принадлежите к созерцательному ордену21. Я человек мирской, женат и ращу троих детей. Атмосфера покоя и безмятежности от меня далека; приходится вести суетливую жизнь и, так сказать, бороться за существование. Так как же? Не стремясь так высоко, как вы, я ожидаю от йоги телесного здоровья, дабы служить Богу и ближним. Здоровье, конечно, вещь очень важная, и мы должны делать все, чтобы улучшить его и сохранить. А потому возьмемся за йогу! Поставим animus под контроль spiritus и одушевим нашу плоть..."
Этот мирянин прав. Йога, которая помогает священнику и миссионеру в молитве и служении Господу; йога, которая облегчает работающей женщине ее Повседневные обязанности и дает ей смирение перед волей Господней; йога, которая преобразует ученика и увеличивает его способность к обучению - эта йога будет полезна и для отца семейства, который трудится, непокладая рук, чтобы вырастить детей. Тем и отличается христианская йога, что каждый может приспособить ее к своим индивидуальным обстоятельствам, что она не имеет целью в чем-либо ущемить нашу природу, ограничить деятельность или подавить законные устремления - напротив, йога выявляет в нас все лучшее. Она ведет к расцвету наших достоинств, причем не в искусственной среде, а в реальных жизненных обстоятельствах и - разрешите мне это подчеркнуть - на всех планах человеческого существования.
ПРАКТИКА
ДЫХАНИЕ
Упражнение 25. Пранайлма
Вернемся к упражнению 20. Выполняйте его десять минут, но к концу, вместо того чтобы освободить левую ноздрю и выдохнуть обеими, закройте также и правую ноздрю и оставайтесь в этом положении до счета 6. Последовательность действий такова.
Вдохните (через правую ноздрю), счет 6.
Задержите дыхание (обе ноздри закрыты), счет 6.
Выдохните (только через левую ноздрю), счет 6.
Затем немедленно:
Вдохните (через левую ноздрю), счет 6.
Задержите дыхание (обе ноздри закрыты), счет 6.
Выдохните (через правую ноздрю), счет. 6.
Повторите это двойное упражнение, называемое пранай-на (удержание праны). На первый взгляд оно кажется сложным. Но освоившись, вы поймете, что оно простое: вдохнуть через одну ноздрю - задержать дыхание - выдохнуть через другую - вдохнуть через ту же самую ноздрю и т.д. Остановитесь, когда почувствуете малейшую усталость.
ПОЗЫ
Комбинация упражнений 26 и 27. Свеча и Плуг
Сначала выполните в плавной последовательности, без перерывов, позы "Дерево", "Глубокий поклон", "Натянутый лук", "Змея", "Дельфин", "Наклон назад" и "Сложенный лист". Затем лягте и примите позу "Релаксация".
Согните ноги, так чтобы колени оказались над грудью (рис. 23). Упираясь обеими ладонями, выпрямите ноги и поднимите их вертикально. Одновременно поднимите туловище,
Рис. 23. "Свеча" (фаза первая)
Рис. 24. "Свеча" (фаза вторая)
так чтобы оно последовало за ногами и тоже приняло вертикальное положение. Шея согнута, подбородок касается груди. Чтобы поддержать корпус, поднимите предплечья и поместите ладони вблизи лопаток, упираясь в землю локтями. Трудность связана с негибкостью шейных позвонков. Вы обнаружите, что очень нелегко поставить туловище под прямым углом к голове; ноги будут заваливаться назад, чтобы удержать равновесие. Но их нужно привести в вертикальное положение, как показано на рис. 24, иначе поза будет выполнена неправильно.
Быть может, вам будет полезен такой прием. Вначале примите позу "Полусвечи", описанную в упражнении 19 (рис. 17), а затем попытайтесь привести ноги в вертикальное положение таким образом, чтобы стопы находились над подложечной ямкой (рис. 25). Постепенно ваши позвонки обретут гибкость, и вы сможете выше поднять седалище и спустить ладони до уровня лопатою Придет день" и вам удастся довести позу да совершенства (как на рис. 24). Не удивляйтесь, если это произойдет лишь через месяц, два или еще позднее. Тем временем, благодаря менее трудной для выполнения "Полусвече", вы не упустите ни одного из преимуществ, связанных с этой позой.
Рис. 25. "Свеча" (стойка начинающего) ,
Рис. 26 "Свеча" (промежуточная фаза)
Даже добившись необходимой гибкости, вы не сможете оставаться в этой позе дольше одной-двух секунд. Затем переходите к упражнению под названием <Плуг" (оно показано на рис. 27).
Пальцами вытянутых ног постарайтесь коснуться земли за головой. Со временем вы сможете это делать за счет одной лишь силы тяжести. Снимите ладони с лопаток, пусть ваши руки образуют с головой прямую линию. Чем больше пальцы ног удалены от головы, тем правильнее выполнена поза. Но чтобы это сделать, вам понадобится значительная гибкость шейных позвонков, вкупе с большим желанием.
Один из вариантов состоит в том, чтобы поместить руки за голову, как показано на рис. 28; пальцы ног при этом опускаются на пальцы рук Обратите внимание на то, что грудь согнута - таким образом включается в работу еще один отдел позвоночника.
Рис. 27, "Плуг"
Итак, мы имеем две "Свечи" (рис. 24и 25) и два "Плуга" (рис. 27 и 28). Овладев технике этих упражнений, выполняйте сначала "Свечу" (оставайтесь в этой позе не дольше нескольких мгновений), сразу же после нее "Плуг" (в этой позе задержитесь на некоторое время), а затем снова "Свечу" (в ней тоже задержитесь). В заключение примите "Позу
Рис. 28. "Плуг" (вариант первый)
равновесия", показанную на рис. 29. Руки отведены назад, ладони повернуты. Вам понадобится некоторое время, чтобы приспособиться, но эта поза очень хороша для расслабления.
Выполняя указанные упражнения, дышите глубоко, но задержек дыхания не делайте.
Выполняя "Свечу" или "Полусвечу", фиксируйте внимание на кровообращении или на подложечной ямке, в лозе "Плуг" концентрируйтесь на щитовидной железе.
Рис. 29. "Поза равновесия"
Терапевтический эффект. Без сомнения, эти позы оказывают значительное лечебное воздействие. "Свеча" разгружает сердце (в этом ее главное преимущество) и, как и следующий за ней "Плуг", активизирует кровоснабжение щитовидной железы. Она устраняет застойные явления в нижней части живота и сопровождается весьма полезным массажем внутренних органов. "Плуг" рекомендуется как средство от запора, а также помогает удерживать в рамках благоразумия сексуальные аппетиты (хотя вначале он может вызывать эрекцию или даже извержение семени). Эти два упражнения предпочтительно выполнять на ночь (иногда даже в постели, если она не слишком мягкая), поскольку они как нельзя лучше располагают ко сну.
Противопоказания. "Полусвеча", "Свеча" и, прежде всего, "Плуг" требуют осторожного подхода от тех, кто страдает заболеваниями позвоночника. Поза "Наклон назад" может представлять опасность при смещении шейных позвонков. При нарушениях в других отделах позвоночника (особенно в поясничном) она не столь опасна.
Урок шестой (К чему ведет хатха-йога?)
ТЕОРИЯ
К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАЧЕСТВ ХРИСТИАНИНА
Необходимо понять, что йога - йоговские позы и в особенности дыхательные упражнения - непроизвольно высвобождает большие количества энергии. И я не собираюсь удивить вас, подчеркнув, что именно здесь кроется ее опасность. Собственно говоря, если эта энергия не находит выхода или, точнее, если она не расходуется на развитие высших способностей души и духа, то существует риск, что она превратится в препятствие, в фактор, ведущий к недостатку равновесия; кроме того, побудив йога уйти в себя, эта энергия может породить в нем или выпустить наружу нежелательные комплексы. Подумайте о совершенном целомудрии или вечной девственности. Эти добродетели несут в себе явно позитивный аспект. Они высвобождают в тех, кто их практикует, большие силы, которые должны найти в себе то или иное применение, какую-нибудь возможность использования, на духовном плане (в случае с монахами) или в сфере филантропии (в случае со священниками и деятельными монахами). Если не контролировать эти силы и не придавать им должной направленности, они могут расстроить, дезорганизовать внутреннюю жизнь девственника или девственницы. Та же самая опасность подстерегает йога, который практикует эту систему без намерения облагородить свою жизнь или устремления к духовным и религиозным реальностям.
Мы должны перевернуть изречение "Если приемлешь цель, приемлешь и средства" я прочесть его таким образом: "Если приемлешь средства, значит приемлешь и цель". Отсечь Йогу от ее духовной цели - значит забыть о ее происхождении (а у нее, как мы уже знаем, религиозные корни), но прежде всего при этом возникает опасность,- и очень серьезная - что энергия, вторую неизбежно высвободят занятия йогой, обратится против нас самих. Из этого следует, что каждый адепт должен быть мистиком, устремиться к вершинам созерцания.
Достаточно, если он имеет намерение проявлять больше великодушия и мужественности, исполняя свой повседневный долг человека, мужчины и более того-христианина.
Долг христианина... как представляется, польза йоги здесь довольно очевидна. За счет совершенно естественных феноменов йога окружает своих адептов атмосферой, которая на редкость благоприятна для проявления евангельских добродетелей. Она успокаивает чувства, смиряет страсти и делает мягче манеры; в то же время она ведет к безмятежности, довольству жизнью и самообладанию. Доказано, что она располагает к терпимости, доброте, уважению к ближним. Широка ли пропасть между таким умонастроением и идеалами Блаженства? Нет, конечно же нет! Тем более стоит потрудиться, чтобы перекинуть через нее мрет!
У меня имеются "Йога для всех" Десмонда Данна (Лондон, 1951), "Йога для себя" и "Йога для женщин" Эдуарда Лонга (Париж, 1960), "Вечная молодость, вечное здоровье" Индры Деви (Лондон, 1955). Великолепные книги, но с одним недостатком: прагматической философией, которая провозглашает целью совершенствование человека через действие исключительно материальных сил. Такие подзаголовки, как "Жить лучше, жить дольше", "Ради здоровья, красоты и счастья" и "Избавьтесь от недугов" ясно указывают на приземленные, почти что языческие тенденции предложенных методов. Другие книги имеют сомнительную эзотерическую направленность.
Результаты? Мираж! Человек двадцатого века, ошеломленный лихорадочным темпом современной жизни, часто, слишком часто ищет в йоге убежища от действительности. Он хочет, чтобы различные йоговские позы подарили ему несколько мгновений покоя, когда можно быть собой, без давления рекламы, идеологии и прочих негативных воздействий, которым он подвергается на работе. И таким образом ежедневные получасовые занятия йогой являются для него не более чем передышкой в ходе обычной житейской суеты. В таких случаях от ученика чаще всего требуются мучительные усилия, вначале чтобы убежать от реальности, а затем, когда удастся изолировать себя от окружающего мира, чтобы вновь приспособиться к повседневной жизни.
Иные желают большего: они надеются, под надежным руководством эзотерических учебников, приобрести сверхъестественные возможности, какие приписываются индийским йогам.22 Эти также заканчивают разочарованием, поскольку простое дыхание по правилам и выполнение необычных поз не приводит к той магической трансформации, на которую они рассчитывали.
Нет сомнения, что все эти адепты - а среди них, к сожалению, имеются и христиане-находятся на неверной дороге и им грозит погибель. Для последователей Христа, которые пожелают заняться йогой, приемлем лишь один путь - в направлении евангельских добродетелей. "Я занимаюсь йогой не как любитель,- пишет молодой африканец,- а очень серьезно. Я думаю обо всем, чем она может пополнить мою жизнь, обо всех переменах, которые она может принести. Я хочу достичь большей сосредоточенности, глубокомыслия и владения собой, и, прежде всего, приобрести нижеследующие качества, на которых желал бы основать свою жизнь:
1. Абсолютная прямота, искренность и честность.
2. Набожность, основанная на преданности Господу и свободная от каких-либо посторонних мотивов.
3. Большая простота, в духе Писания.
4. Железная воля.
5. Абсолютная чистота.
Все это дает своим адептам йога. Вот почему она меня заинтересовала".
Все дело в ориентации. Ясно, что если человек предает себя йоте как аскетическому способу существования, то в нем начинают цвести и развиваться самые разнообразные "мистические" добродетели, сообразно с его усердием и склонностями. Йоговские упражнения и жизненные правила, если можно так выразиться, подготавливают его душу к благодати, делают его способным принять божественную милость.
Ограняя раздражительность, смиряя нетерпеливость, избавляя от множества психологических дефектов, которые нередко являются следствием переутомления или какой-либо разбалансировки организма, нога поселяет в адепте доброту, известную умиротворенность, которая делает его более восприимчивым, готовит к пониманию и принятию доброты я мира, идущих от Христа. "Блаженны нищие. Блаженны милостивые. Блаженны алчущие и жаждущие правды" Йога поможет вам уяснить смысл и, более того, практическую ценность этих евангельских изречений. "Довольство жизнью", способность рассматривать вещи с хорошей стороны, оптимизм, даруемые йогой, не вполне тождественны покорности Провидению. И все же йога открывает в этом плане неисчерпаемые возможности перед заранее подготовленным сердцем. Йог, великодушный га" природе, будет более восприимчив к зову свыше. Во многих отношениях освобожденный от цепей, раскрепощенный йог будет белее податлив, более открыт внушениям Святого Духа. Научившись терпению и стойкости, он яснее расслышит призыв к покаянию.
Йога может также особым образом помогать во время молитвы, способствовать молитвенной благодати.
Заметьте прежде всего, что йога подготавливает к участию в церковном ритуале. Христианский йог, больше других знающий о единстве человеческого состава, предается Богу всем своим существом (телом, душой и духом). Он принимает и чувствует, как позы тела влияют на состояние души. Имея опыт немой уединенной молитвы, йог лучше прочих знает; как вести себя во время общих молитв и славословий, когда требуется пустит в ход все выразительные способности-плоти. Коленопреклонения, простертая поза, телодвижения всех собравшихся в церкви-католик, практикующий йогу, -будет стремиться к тому, чтобы все это исполнялось подобающим образом. Йог инстинктивно понимает, что такое "правильно выполненное коленопреклонение свободного человека" (по выражению Пеги). Он лучше, полнее повторит жесты священника у алтаря или, если потребуется, монахов на хорах. Находясь в одиночестве или занимаясь на коврике, йог спонтанно примет ту позу, которая полностью отражает движения души.
"Тишина? Быть может, вы думаете, что тишина это отсутствие звуков, звуковая пустота? Но разве не является она, с другой стороны, духовной наполненностью?"24 Один йог, комментируя зги слова отца Пуселя, пишет: "Я. сам ощутил это однажды утром, когда предавался очень глубокой медитации, бес словно, беззвучно и без малейшего шума. Однако душа нашла для себя способ выражения. Неконтролируемые, непроизвольные жесты до конца отразили полноту моей души".
Тишина не тождественна молитве, однако молитва, в особенности молитва созерцательная, нуждается в тишине? в некотором смысле отделяется тишиной, ниспосланной свыше или изошедшей из сердца человека, который находится в состоянии покоя. Если человек сможет отвлечься от потока суетных мыслей, от круговорота житейских забот и тревог; если он сумеет очисти" "вое внутреннее существо от ненужных наслоений, оставленных сознательной и бессознательной деятельностью, то он испытает "мир, лежащий за пределами понимания". Этот мир проникнут мыслью, не выраженной слотами, что мы живем, перемещаемся и существуем в Боге Авраама, Исаака и Иакова, породившем Господа нашего Иисуса Христа, что "мы Его дети" (Деяния апостолов, 1729), что На всё, а мы ничто, пока Он не наполнит нас, пока мы не предадим себя Ему. В сущности, благодать, пребывающая в нас н делающая самое глубинное из наших "я" Богом, красноречива и активна. Если мы чисты н независимы от чисто человеческих ценностей, в том числе мыслей (логического мышления), если мы умеем избежать увлекающего нас потока я идей, которые вынуждают нас жить в каком-либо определенном окружении, если мы можем изолировать себя от мира, мгновение иди несколько мгновений жить сами по себе-тогда затаенная реальность, которая делает нас тем, кем мы являемся, то есть христианами, непременно проявит свое присутствие и заговорит в нас.
И поэтому, хотя вам не дано вызывать в себе и вокруг себя , проявления сверхъестественных, божественных сил и управлять их действиями, мы можем воспользоваться некоторыми доступными простым смертным методами, такими как йоговские позы и контроль дыхания, как эффективным (правда, наверно, лишь в ограниченной степени) средством, чтобы открыть путь к чистой молитве, созерцательной молитве. Они расчищают для нас место. Они- превращают нашу внутреннюю жизнь в пустыню, о которой говорит пророк ("Я увлеку ее, приведу ее в пустыню [solitudinem]", Осия, 2.14). Они погружают душу в тишину, пока она не начинает слышать - не может не услышать-тихий голос Бога или даже горестные "стенания" природы (К римлянам, 8.22), взывающие к Господу. Эта природа (то есть плоть, которой: облекся Христос), похожая на ветвь, переполненную божественными соками, расцветает под воздействием йога и йоговских упражнений; йога так хорошо приводит в порядок плоть, успокаивает ее и дает ей отдых, что силы, ниспосланные свыше, начинают циркулировать в ней свободнее и действенное присутствие Бога Любви обретает, так сказать, большую мощь.
С этим уроком мое краткое исследование целей христианской йоги подходит к концу. В заключение лучше всего будет вновь процитировать высказывания одного из адептов, убедившегося в том, что йоговская наука способна принести большую пользу чистому, совершенному и целостному христианину. Отец Ламбер, кармелит из Бркяте, в ответ на утверждения, что "йогу невозможно отделить от ее нехристианских (буддистских, индуистских и пр.) корней", говорит, в частности, следующее:
"Йога принадлежит человечеству и существует для человека. Ей присуща внутренняя ценность, независимая от терминов, концепций и процедур, которые могут оказаться ошибочными или незначительными.
"Вечная>" йога (т.е. очищенная от всех суеверий я эзотерического, обрамления) содержит в себе как мы уже знаем" весьма ценные элементы. Но нам известно также, что йога полезна и раскрывается по-настоящему и полностью, только если она воспринята и преобразована в рамках христианства, руководима и одушевлена вечной Любовью и Истиной. Исключительные достоинства йоги расцветают лишь в атмосфере Света и Любви, исходящих от Бога.
Не следует ли нам, христианам, взяться за преобразование всех тех культурных ценностей, которые схожи сейчас с заблудшими овцами? рни нуждаются в Слове Божьем, они его ждут, и наша миссия - принести им Слово Божье. Но этого не сделать в уютной тиши кабинетов, где мы и тешим себя ролью критиков или доброжелательных наблюдателей. Практикующие йоги - вот кто нужен Христу!"25
ПРАКТИКА
ДЫХАНИЕ
Повторите упражнения предыдущего урока. Вдохните (через левую ноздрю), счет 6. Задержите дыхание (обе ноздри зажаты), счет 6 Выдохните (через правую ноздрю), счет 6. Вдохните (через правую ноздрю), счет 6. Задержите дыхание (обе ноздри зажаты), счет 6 Выдохните (через левую ноздрю), счет 6.
25 Л. Ламбер (кармслитский орден), "Древняя йога и современный человек" в "Ритмах мира" (1960), том VIII, стр. 162. Возможно, уместно будет процитировать заключение той же статьи: "Надеюсь, из вышесказанного ясно, что йога может оказать воистину одухотворяющее влияние; она помогает человеку реализовать свое духовное достоинство, она учит, как достичь того результата, на который указывает сема этимология слова "йога", то есть как надеть на тело ярмо (иго) духа, а на сам дух" - то же ярмо, что и на его Первопринцип. Все это стало бы еще яснее, если бы можно было продемонстрировать многочисленные примеры конкретного применения йоги: в гигиене, медицине, обучении, во всех видах интеллектуальной деятельности, для обретения и сохранения моральных добродетелей (в особенности для женщин), в жизни священника и монаха. Тогда каждый бы признал, что вклад йоги я подлинное развитие и расцвет способностей современного человека поистине замечателен" (там же, стр. 179).
Проделайте это упражнение десять раз. Это будет большим шагом вперед, к восьмому уроку.
ПОЗЫ
Проделайте "Глубокий поклон" и "Дерево" и присоедините к ним следующую позу.
Упражнение 28. Треугольник
Встаньте прямо, нога врозь. Чем шире вы их расставите, тем правильнее будет выполнена поза. Руки поднимите горизонтально, ладонями вверх. Два-три раза шубою вздохните.
Поверните туловище до предела вправо; руки в это время должны оставаться на линии плеч, под прямым углом к линии ног. Вдохните. Потом выдохните и одновременно наклоните туловище и левой рукой коснитесь пальцев правой ноги. Правая рука по-прежнему находится на одной линии с левой. Голова слегка повернута вверх (рис. 30).
Рис. 30. "Треугольник"
Через очень короткое время выпрямитесь, вдыхая; рук не сгибайте. Два - три раза глубоко вздохните, а потом поверните корпус влево, наклонитесь (с выдохом) и коснитесь правой рукой пальцев левой ноги. Проделайте это один раз. Вдыхая, распрямитесь и мягко уроните руки вниз.
Вместо того чтобы касаться ног, вы можете дотянуться до земли между ступнями. Это немного труднее.
Тем, кто страдает заболеваниями позвоночника и почек, можно делать это упражнение, но с осторожностью я не стараясь непременно коснуться земли или пальцев ног.
Терапевтический эффект этой позы очевиден: она развивает мускулы боков и спины и делает гибче позвоночник и таз. Бели вы проделываете ее утром, сразу когда встанете с постели и умоетесь, она дает превосходный эффект, поскольку помогает преодолеть застой в костях и мышцах.
Затем исполните "Змею" (три раза), "Натянутый лук" (один раз) и "Дельфина", но между двумя последними позами вставьте паузу для расслабления: опуститесь на землю ничком и вытяните руки; расслабьтесь, налягте на коврик всей тяжестью и отдыхайте. Этот вариант позы релаксации иногда бывает более эффективен, чем приведенный выше, в особенности в промежутке между "Натянутым луком" и "Дельфином".
Упражнение 29. Полный наклон назад
Начните с позиции "Дельфин". Согните колени и выпятите ягодицы, как в упражнении 5. Сядьте на пятки или, еще лучше, между пяток (носки должны соприкасаться). Выгните грудь, плеч" отведите назад; затем начинайте отклонять назад туловище. В первый раз можно держаться одной рукой за мебель или падать на локти. Спину следует максимально выгнуть, а голову опустить, макушкой вниз, на землю (вы будете видеть вверх ногами заднюю стену комнаты). Руки откинуты назад (рис. 31).
Рис, 31, "Полный наклон назад"
До того как отклониться назад, нужно сделать вдох. Приняв позу, осторожно выдохните и дальше дышите как обычно. Затем сконцентрируйтесь на подложечной ямке (солнечном сплетении, которое аккумулирует энергию).
Вы можете также (рис. 32) скрестить руки под лопатками или даже уронить их вдоль туловища, отчего ваша грудь расправиться. Некоторые кладут руки под шею как подушку.
Вам придется преодолеть три трудности: 1) выгнуть спину (для этого требуется большая гибкость позвоночника, но предыдущие упражнения дали вам необходимую подготовку); 2) с напряжением выпятить мускулы живота и бедер26 (очевидно, что у тех, у кого слаб reetus abdominis [прямая мышца живота}, требуется большая осторожность); 3) нормально дышать (вначале у человека захватывает дух и кажется, что упражнение невыполнимо. Со временем эта трудность, как и другие, преодолевается).
Оставайтесь в этой позиции не дольше нескольких секунд. Затем поднимитесь с помощью рук. Позднее вы научитесь подниматься за счет позвоночника, равно как и опускаться.
Эта поза очень важна. Она весьма эффективно воздействует на внутренние органы (в том числе печень), растягивая их, на спинной мозг и нервные центры, в особенности на солнечное сплетение (на уровне подложечной ямки), на грудь, которая при этом максимально расправляется. Поэтому необходимо научиться выполнять "Полный наклон назад" правильно.
После этого трудного упражнения "Сложенный лист" (упражнение 12) дает очень приятную возможность .расслабить Не торопитесь, дышите глубоко и медленно.
Завершить занятия можно "Свечой", "Плугом" и, наконец, "Позой релаксации".
Рис. 32. "Полный наклон назад" (вариант)
* Начинающим советую развести колени в стороны, но не отрывать их от земли.
Урок седьмой (жизнь йога)
ТЕОРИЯ
ДЕЙСТВЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ
Мы узнали, что такое йога и куда она ведет своих адептов. Теперь мы проникнем в жизнь йога и обратимся к искусству более сложному, чем позы, и сравнимому с контролем дыхания. Это искусство думать, размышлять, концентрироваться, а первым шагом к нему является искусство присутствовать в том* что ты делаешь.
Нет таких внешних признаков, по которым можно было бы узнать йога, а в особенности христианского йога. Он ничем не выделяется, он часть окружения; Обычно он избегает привлекать к себе излишнее внимание. И все же опытный взгляд узнает его: по походке (йог иногда ходит "как индеец"), по манере держаться (йог стоит выпрямившись, а когда садится, редко откидывается на спинку стула), но главное, по телодвижениям (в каждое движение йог вкладывает всего себя; его движения отточены - глядя на священника у алтаря, легко определить, занимается ли он йогой}.
Да, йог все делает лучше других, его усилия сознательны. В то, что делает, он старается вложить всего себя. Он избегает рутины, автоматизма. Он стремится действовать обдуманно и, так сказать, владеть своими реакциями. Он хочет быть выдержанным я хладнокровным, чтобы как следует выполнить то, что от него/требуется. Привычка портит людей. Их действия несовершенны, поскольку отсутствует одно условие: активное и эффективное присутствие в том, что ты делаешь. Человек не "живет" выполняемой работой, его слова и поступки не диктуются истинным сознанием их значения.
Мы слишком легко позволяем себя отвлечь от дела. Ц итоге задуманное не получается, результат усилий ничтожен.
Чтобы повысить качество своего труда, нам нужно, как говорится, "с головой влезть" в то, что мы делаем. Йог добивается от себя "действенного присутствия". Часто, ли в течение дня мы с головой отдаемся своей деятельности? Иногда нам это удается, и в результате работа бывает выполнена отлично рациональным способом, Но приходится
признать, что из-за диктуемого современной техникой стремительного темпа жизни мы не успеваем сознательно сосредоточиться на своем труде, да и самими собой бываем не долее мгновения. •.
Чтобы пояснить это утверждение" позвольте мне рассказать о типичном дне из жизни одного хорошо известного мне человека (моего брата, инженера из Парижа). Обычно он вставал •-• а вернее, спрыгивал - с постели приблизительно в двадцать минут шестого и стремглав бежал в ванную комнату. Через десять минут, он бывал уже готов к выходу. Не задерживаясь, чтобы позавтракать (когда время позволяло, он глотал чашку кофе), брат устремлялся к станции (ровно в семи минутах от дома). Дорога была изучена досконально-покинув дом за семь с половиной минут до прибытия поезда, брат не опасался, что опоздает, Полчаса на пригородной электричке, еще одна чашка кофе на Восточном вокзале, метро и контора; затем просмотр почты, деловые беседы, расчеты и так далее... Около десяти он позволял себе короткий перерыв - в четверть часа. Этого хватало, чтобы сбегать в ближайшее кафе и проглотить круассан и очередную чашку .кофе. Второй завтрак он съедал второпях, а потом недолгое время отдыхал в конторе. Затем следовала работа приблизительно до пята часов. Снова нужно было садиться в метро, а после метро - на поезд. В дороге брат читал газеты и болтал с приятелями. От станция до дома - те же семь минут. Обед вечером и передышка в полдень - sot две вещи, которые, вероятно, по-настоящему удавались моему брату: тут он не торопился, получал удовольствие и, судя по всему расслаблялся. Но зазвенит во время перерыва телефон, дети вечером затеют шум, пожалуется на какие-нибудь трудности жена - и все испорчено.
Как часто такой перегруженный День напоминал мне гонку; во всяком случае, он представлялся мне суматошным, пустым, изнурительным и хаотичным. Я уверен, что если бы мой брат познакомился с йогой и постарался бы в течение дня выкроить десять минут или четверть часа для предложенных мною упражнений (например, после возвращения из конторы или перед сном), его жизнь бы переменилась. Да, "потраченные" десять минут научили бы его, к примеру, отводить больше времени для дороги на станцию, превратить эту пробежку в приятную прогулку; по пути смотреть по сторонам; вечером, возвращаясь домой, дать отдых глазам - глазам, телу и уму} наконец, развлечь себя зрелищем великого множества предметов, которые природа и провидение разбросали на нашем пути и которым мы не уделяем внимания.
Известно, что занятия йогой учат смотреть на вещи безмятежно, покоить, а не утомлять глаза, отдаваться освежающему и утешительному очарованию окружающих) мира. Чтобы смотреть или, скорее, чтобы видеть, нужно расслабиться и освободить свой ум; тело должно быть раскрепощено и "прет доставлено самому себе". Йога открывает путь к этому освобождению и раскрепощению всего нашего существа.
Разумеется, это происходит, если адепт действует в точности, как предписано; правильно выполняет упражнения, тщательно контролирует дыхание, а также если он проделывает особые упражнения на концентрацию или, проще говоря, на внимание.
ПРАКТИКА
УПРАЖНЕНИЯ НА ВНИМАНИЕ
Вы уже умеете сосредоточиваться. В те пятнадцать или двадцать минут, которые вы посвящаете йоговским упражнениям, в особенности позам, ваши душа и тело тесно связаны и действуют совместно. Вы заставляете себя полностью сконцентрироваться на своих телодвижениях, чтобы не проделывать их автоматически. Вы остаетесь собой. Рутины таким образом удается избежать. "Как только вы освоите те позы, которые я уже описал, я расскажу вам, как их усложнить, так что каждое движение будет требовать полной концентрация.
Равным образом и контроль дыхания требует полного сосредоточения. Научитесь сознательно следить за своим дыханием; сопровождать воздух, который вы вдохнули, когда он проникав! в дальние уголки легких, обогащает, очищает и фильтрует вашу кровь. "Я дышу: ж получаю питание, я вдыхаю силу, я вдыхаю жизнь! Я дышу: я открываю рот, я дышу Твоим дыханием, 0 Господи (сказано одном из псалмов), а потом я спокойно "хладнокровно изгоняю из своего тела всякую нечистоту". Превосходное упражнение на внимание, на действенную концентрацию!
Но теперь перейдем к следующим упражнениям.
Упражнение 30. "Остановка" глаз
Выберите привычное и удобное место, где вы будете в одиночестве: тенистый уголок, но не слишком темный. Вначале проделайте следующее упражнение для глаз.
Отведите взгляд как можно дальше влево, потом - вправо:
Поднимая глаза, переведите их из В в А, потом снова вернитесь в точку В (верхним путем). Из В переведите взгляд в точку С, затем в точку D. Вернитесь в А, затем в В, в D, в А и в С. Вернувшись в точку В, начните сначала.
Выполняйте последовательно: A-B-C-D-A, потом A-C-Of потом D-B-C и, наконец, C-B-A-D. Не утомляйте себя. Когда закончите, закройте глаза.
А теперь откройте глаза и попробуйте их "остановить", уставив взгляд куда-нибудь на лужайку перед собой, на ствол дерева, на растущие группой цветы. Пусть ваши глаза там отдыхают, пусть на них воздействует вид травяного покрова, обильной листвы или пестрых цветов, так чтобы эти образы запечатлелись в вашем мозгу, как на светочувствительной пленке.
Вскоре вы поймете, что это, казалось бы, простое упражнение на самом Деле очень нелегко выполнить. Мы слишком привыкли видеть, как у нас перед глазами мелькает, как в кинематографе, одна картинка за другой, и не уделяем тому, что видим, почти никакого внимания. На нас производят впечатление только движущиеся объекты, и то лишь потому, что они перемещаются; таким образом, мы редко занимаемся сознательным наблюдением. Бывает, нам бросится в глаза смазанный контур автомобиля на перекрестке. Он возник лишь на мгновение и почти в тот же миг исчез. И все, что появляется, а затем исчезает из нашего поля зрения за день, похоже на этот, автомобиль. Такова наша повседневная жизнь... ее можно сравнить с кино.
Вам нужно заново научиться смотреть, чтобы на протяжении дня разглядеть как следует, спокойно и хладнокровно, хотя бы несколько предметов. Дайте себе время чтобы хоть что-нибудь понаблюдать сознательно. Я не предлагаю вам смотреть пристально или анализировать увиденное. Позднее* при необходимости, вы научитесь фиксировать внимание на предмете, рассматривать его аналитически. Сейчас же вы просто приучаетесь наслаждаться природой и наполнять подсознание ее прекрасными образами. Не старайтесь удержать эти впечатления в памяти. Позвольте взгляду блуждать, где угодно. Достаточно, если у вас есть хотя бы минимальное желание не только смотреть, а и замечать. После нескольких недель такого переобучения вы с удивлением установите, что видите очень многое и видите ясно. Вы обнаружите, что, позволяя своим глазам покоиться на предметах, вы отдыхаете.
Упражнение 31. Вслушивание
Спокойно смотреть-это искусство. Слушать -" тоже искусство. Причем искусство, многими забытое. Кинематограф вредит глазам, радио и городские шумы губительны для слуха. Восстановить слух труднее, чем зрение. Тишина, на фоне которой можно что-нибудь услышать, это такая редкость. Одна!" бывают минуты, когда кажется, что все вокруг замирает. Воспользуемся таким интервалом, чтобы прислушаться к звукам, менее шумным, чем те, что обычно нас окружают.
Например, если у вас есть сад, вы можете воспользоваться им как местом воспоминаний и покоя. Попробуйте расслышать какой-нибудь знакомый звук: щебет птиц поблизости, журчание ручейка или даже шумы соседнего города-беспорядочный гам, но в кем можно различить кое-какие определенные звуки. Прислушаемся, раскроем уши, чтобы звук проник в них, нашел там убежище, отпечатался у нас в мозгу. Не нужно напрягать слух, будто пытаясь уловить слова лектора в дальнем конце зала. В любом случае избегайте напряжения, сохраняйте пассивность, тогда вы будете слышать яснее.
Мой вам совет - не нужно анализировать. Если вы проигрываете граммофонную пластинку, не старайтесь определить, каков темп и ритм записанной сонаты. В этот урок во* шли упражнения на "намеренную пассивность" (которую можно сравнить с сознательным и намеренным расслаблением в "Позе релаксации" - принцип тот же). Музыка, песни птиц, бормотание ручья, городские шумы должны просто вливаться в ваши уши. Будьте внимательны, но полностью расслаблены. Такое упражнение слуха дарует нам самый настоящий отдых, а кроме того, позволяет вернуть способность слышать более ясно и с большей пользой.
Упражнение 32. Тактильные и прочие ощущения
Речь идет о развитии чувств, так чтобы познавать окружающий Мир без помощи мысли. Нам: нужно настроить себя на сознательное восприятие, на то, чтобы получать сигналы только извне, не отвлекаясь на идущие изнутри.
Вытяните руку, коснитесь стола, стула, куска ткани и заметьте первое ощущение, которое при этом возникнет. Не думайте о чем, кроме того, что ощущают ваши пальцы. Сторожко положите руку на окно и небрежно проведите вверх-вниз. Зато* потрогайте свою одежду, стол, обивку мебели. Мимоходом обратите внимание на холод стекла, мягкое тепло одежда!, выпуклость края стола.
Тренируйте таким же образом и другие чувства: нюхайте (дым, цветы). Научитесь хотя бы мимолетно наслаждаться всеми чувствами сразу. Обращайте внимание на свои ощущения, будьте к ним чутки.
Упражнение 33. Ходьба
Нет ничего обычнее ходьбы. За день мы проходим пешком не одну милю. Выделим некоторое время - например, пять минут-на сознательную ходьбу. Встаньте прямо, плечи отведите назад (но не сильно), руки должны свисать свободно, ладонями вперед. Идите равномерно, в такт дыханию - например, за время вдоха делайте четыре шага, выдоха - пять или шесть шагов. Велите себе совершать движения сознательно; уделять, к примеру, внимание контакту ступни с землей-тому, насколько он жесткий; чувствуйте, как сгибаются колени; прислушивайтесь к звуку своих шагов. Каждый шаг проделывайте вдумчиво, взгляд фиксируйте на пейзаже перед собой. Скоро вы почувствуете, как ваши члены раскрепощаются, исчезает тяжесть. Тело становится послушным, прогулка превращается в отдых.
Мои советы могут показаться тривиальными и ребяческими. Но попытайтесь. Если вы будете во время прогулки" как сказано выше, уделять внимание своим движениям, пешие походы станут для вас отдыхом и в конце долгого пути вы не слишком утомитесь. Вы также будете приучать себя к самоконтролю и в дальнейшем станете полным властелином своих действий.
Упражнение 34. Чтение вслух
Точнее, речь вдет о том, чтобы быть внимательным во время чтения, прислушиваться к его звучанию, независимо от того, вслух вы читаете или про себя. Возьмите какой-нибудь текст, простой или сложный - не имеет значения, и читайте его громко или шепотом, не особенно стараясь понять смысл. В этом упражнении важно слушать свое чтение, воспринимать звучание букв, слогов и слов, сознавать, какой интонации требуют общее содержание текста и синтаксис. Короче, слушайте себя, как слушаете обычно кого-нибудь другого.
Вы обнаружите, что понимание сложного текста значительно облегчается, если в первый раз прочесть его таким образом вслух.
Бели читая текст про себя, вы мысленно слышите, как он звучит, то текст при этом отпечатывается в вашем подсознании. Если вы отложите книгу на сутки, а затем прочтете, на этот раз вдумываясь в содержание, то окажется, что вы стали быстрее улавливать смысл трудных отрывков.
ПОЗЫ
Владение столь распространенными на Востоке "сидячими" позами является большим преимуществом, и вы в этом убедитесь. Таких поз существует несколько, но все это, по существу, варианты одной и той же исходной позы. Я уже рассказал вам о превосходном подготовительном упражнении для "Совершенной позы" (упражнение 13, стр. 38-39). Это упражнение также хорошо подготовит вас и ко всем остальным позам, которые нам предстоит освоить. Не сомневаюсь, что вы уже попрактиковались в этом упражнении.
Упражнение 35. Совершенная поза
Подготовка и вариант первый
В дополнение к коврику или мату, на котором вы обычно занимаетесь, вам понадобится (вначале) довольно большая, подушка и свернутый коврик.
Сядьте в центр подушки, подложите под седалище ввернутый коврик. Бедра широко разведите.