<< Пред. стр. 3 (из 3) След. >>
Рис. 33. "Совершенная поза" (подготовка)
Согните левое колено и положите левую голень прямо перед собой, так чтобы пятка оказалась посередине туловища, под половыми органами, а лодыжка частью перед ними, а частью под ними. Если вы практиковались в позе упражнения 13 на стр. 39 (показанной здесь на рис. 33), то вам придется слегка ее изменить: бедра держать шире, а пятку правее - держите ее точно по центру, слегка подведя под промежность.
Затем согните правое колено и поместите правую стопу на левую, скрещивая лодыжки. Правая пятка также окажется: в центре (или чуть левее; она частично закрывает половые органы). Носок правой йога покоится на левой голени или между голенью и бедром. Пальцы левой ноги могут выглядывать спереди из-под правой голени (рис. 34).
Насколько я понимаю, единственная трудность заключается в том, чтобы как можно шире развести бедра (из-за этого впоследствии может возникать боль в области половых органов, но она прейдет, как и все другие - неприятные ощущения). Руки нужно держать так, как показано на иллюстрации.
Рис. 34. "Совершенная поза (вариант первый)
Рис. 35. "Совершенная поза" (вариант второй)
Корпус предельно выпрямить. Если это вам поможет, обоприте спину о какой-нибудь предмет мебели.
Смотрите неподвижно прямо перед собой, стараясь поменьше моргать. Можно также склонить голову и зафиксировать взгляд на пятке, или даже на пупке. Чрезвычайно важно сохранять полную неподвижность.
Упражнение 36. Совершенная поза Вариант второй
Некоторым этот вариант выполнить легче, чем первый. Правую ступню (или левую) расположите вдоль левой (или правой) голени, пятку поместите в паховую складку (половые органы окажутся между голенью и бедром, за пяткой). Наклонитесь, возьмите рукой левую {правую) стопу и уложите ее на правую (левую) голень, подошвой вверх. Выпрямитесь (рис. 35).
Трудность здесь в том, чтобы не отрывать колен от земли Это вполне доступно. Вам будет легче, если вы сядете на подушку или подложите под седалище свернутый коврик.
А теперь правильный вариант "Совершенной розы": Вам нужно положить левую пятку под промежность или даже под анальное отверстие; подошва повернута вверх, и правая ягодица и бедро опираются на нее.
Затем, как в предыдущем упражнении, возьмите правую стопу рукой и поместите на левую голень, или" .точнее, между голенью и левым бедром, прижимая пальцы ноги к икре (рис.36).
Бели вы подложите под седалище свернутый коврик, это поможет вам не отклоняться от вертикали и сидеть на пятке без. особых усилий.
Разрешите сказать вам без обиняков, что каждый успех в атом упражнении является победой, а за победы нужно платить. Одним эта поза дается с большим трудом, другим - намного легче. Очевидно, это связано с некоторыми анатомическими особенностями: длиной и объемом бедер, упитанностью человека и т.д. Но еще более важную роль играют воля и воображение. Ночью, перед сном, воспроизведите в уме различные позы и способы их выполнения.
Рис. 36. "Совершенная лоза"
Рис 37. Поза героя
Упражнение 38. Поза героя
Это вариант "Совершенной позы". Расположив правую стопу вдоль девой голени (или наоборот), поместите другую стопу подошвой вверх на бедро, так чтобы пятка оказалась у живота (рис. 37).
Правую стопу можно также поместить под бедро или под колено. Корпус держите абсолютно прямо.
Это действительно "героическая" поза, требующая сильной воли, однако после некоторого периода упорных занятий она станет доставлять вам удовольствие. Вначале оставайтесь в этой позе не долее нескольких мгновений. Постепенно вы натренируетесь и сможете выдерживать дольше.
Не беспокойтесь., если у вас возникнет боль в сочленениях. Она пройдет.
Упражнение 39. Лотос
А теперь, в заключение, классическая йоговская поза: "Лотос". За нее бесполезно приниматься, если вы не освоили предыдущих поз данного урока.
На рис. 38 показана исходная позиция. Левая стопа прочно покоится на правом бедре, пятка помещается в паховой складке. Правая нога согнута, как показано на иллюстрации.
Одной рукой прижмите голень к бедру, другой обхватите подъем лежащей на земле ноги. С силой потяните, чтобы стопа легла на бедро другой ноги, как можно ближе к паху (рис. 39).
Ваши ноги, можно сказать, связаны узлом (чтобы их развязать, придется приложить усилие). Индийские йоги скрещивают руки за спиной и берутся за носки ног. Но это трюк, на который способны не многие европейцы,-для этого нужны длинные руки.
Упражнение 40. Отдых
Если вы начинающий, я решительно советую вам не оставаться ни в одной из поз дольше нескольких мгновений. Вам нужно очень часто отдыхать. Обопритесь спиной о стену (или какой-нибудь предмет мебели) и подтяните колени к подбородку. Стопы должны стоять на земле, прижатые одна к другой (пятки касаются половых органов). Руками обхватите голени, голову положите на колени.
Рис. 40. "Лотос" (подготовка)
Рис. 39. "Лотос"
Вскоре вы ощутите преимущества такого сидения на корточках. После нескольких минут расслабления вам будет легче снова принять "Совершенную позу" или ее первый вариант.
За один урок я преподал вам пять основных йоговских поз, чтобы больше к ним не возвращаться. Хороший йог способен выполнить правильно все эти пять поз. Владение ими является знаком, что вы, в определенной мере, стали хозяином своего тела.
Но, разумеется, не нужно пытаться исполнить их все сразу. Данный мною порядок поз представляет собой процесс постепенной тренировки, однако не исключено, что вы раньше овладеете "Совершенной позой", чем ее первым вариантом. Так или иначе, у вас появятся определенные предпочтения, и я бы посоветовал выбирать для медитации ту позу, которая вам наиболее приятна.
Собственно говоря, именно для медитации эти упражнения и предназначены. Но не только: это прекрасные позы релаксации. И если вы уже установили, что эти позы удобны для упражнений на внимание, которые я описал в начале урока, то это вам очень поможет.
Смелее! Разумеется, вы не забросили тех упражнений, которые вы выучили в предыдущих уроках. Вскоре я объясню вам, как делать выбор между этими позами, чтобы возможно больше времени оставалось на медитацию.
Урок восьмой (Жизнь йога)
ТЕОРИЯ
КОНЦЕНТРАЦИЯ
Не освоив таких, поз, как "Свеча" или "Полный наклон назад", можно, тем не менее быть хорошим йогом. С другой стороны тот не переступил еще порога йоги истинной йоги - кто не научился фиксировать свой ум на какой-либо идее, концентрироваться, медитировать, следуя при этом твердым правилам. Поэтому так важен данный урок, посвященный концентрации ума.
Концентрация является противоположностью рассеянности Это состояние ума, который, так сказать, выслал свои способности в разведку (в поисках объекта для размышлений), а затем пытается призвать их обратно, к рассмотрению какой-либо идее.
Собственно говоря, существует два вида концентрации. В случае активной концентрации (назову ее так), мы прилагаем свои силы к единственному объекту, единственной идее. При пассивной концентрации мы отдаем себя, быть может сами того не замечая, воздействию некоторого предмета или идеи. При этом активизируется один неизмеримо важный фактор человеческой жизни: подсознание. Искусство йога освобождает подсознание, дает ему повод и средства для работы.
"Утро вечера мудренее" - Говорит пословица. И верно: во время сна, когда наше сознание отдыхает, силы подсознания работают над решением тех проблем, которыми мы, по всей видимости безуспешно, занимались днем. Ночь вернет в нашу голову идею, которая была забыта, а вернее, отброшена (поскольку мы не видели, куда она ведет), раскроет ее богатства, и при пробуждении мы, возможно, о ней вспомним.
Вот другой пример: нас заботит какая-то проблема; мы рассматриваем ее под различными углами, обсуждаем, тревожимся из-за нее - все бесполезно. Допустим, какое-то происшествие отвлекло нас от этих мыслей. Внезапно мы видим решение как на ладони. Мы безуспешно стараемся вспомнить чье-то имя, а когда перестаем, о нем думать, оно всплывает у нас в мозгу.
Представим, себе писателя, который обдумывает какой-то замысел и наносит на бумагу .возникающие при этом мысли. Он проявит мудрость, если, закончив страницу, отложит записи и возьмется за другое занятие. На следующий день принявшись за прежнюю работу, он обнаружит, что без особых усилий может внести в нее улучшения и усовершенствования. Самые удачные речи редко произносятся так, как они были написаны. Между тем временем, когда оратор с ручкой в руке, суммирует свои идеи на бумаге, и тем, когда он произносит речь, совершает свою работу подсознание и возникают в уме эффектные фразы.
Эти взятые из повседневной жизни примеры показывают, .что два вида концентрации действуют совместно. Активная концентрация (сознательные усилия) обыкновенно пред-"шествуют пассивной (работе подсознания). Но бывает и наоборот. Главное понять, что концентрация это не только громадное напряжение ума, направленное на то, чтобы подавить привычную неустойчивость мыслительных процессов и* принудить ум выделить из многих объектов один нужный. Поняв процесс концентрации, мы приходим к мысли о том, чтобы довериться своему подсознанию или- более тонким силам человеческого ума.
ПРАКТИКА
МЕТОД КОНЦЕНТРАЦИИ
За порогом: релаксация и сосредоточение
Порогом концентрации, как мы узнали из седьмого урока, можно считать умение сосредоточивать внимание. В этом умении мы практиковались "пассивно" (и таким образом уже применили один из главных принципов" концентрации по методу йогов), стараясь отдаться во власть образам, шумам "и разнообразным ощущениям - впустить их в себя. Теперь сделаем еще один шаг: будем анализировать и сосредоточиваться. Несколько конкретных примеров покажут нам, как это нужно делать.
1. Я усаживаюсь в спокойном уголке своего сада (в "Совершенной позе"); я один, вокруг все тихо. Я неподвижен; ритмическое дыхание или пранайяма привели меня в спокойное состояние. Я просто останавливаю глаза на знакомом пейзаже (см. выше, стр. 94-95) и отстраняю от себя все мысли. Я купаюсь в атмосфере покоя, расслабления и отдыха и через несколько минут это состояние естественным образом переходит в концентрацию.
Постепенно я отвлекаюсь от того, что видят мои глаза, и стараюсь выбрать какую-нибудь одну идею. Вокруг меня покой и тишина. Хорошо! Буду думать о "покое - тишине -расслаблении - отдыхе". Буду повторять эти слова несколько раз про себя или шепотом. Таким образом установится связь между физическим состоянием (приятная релаксация), психическим состоянием (ничто не беспокоит) и мыслями; отсюда -легкость концентрации.
В той же атмосфере сознательной релаксации я могу думать и о "свете", "блеске"; если понадобится, я могу вызвать в своем воображении все светящиеся предметы, все виды освещения, какие знаю, от сияния звезд до огня полуденного солнца. От мысли о "свете" я перехожу к мыслям о "свете истины", "который просвещает все рожденные на земле души". Я стану шепотом повторять эти фразы. Я увижу "Слово", которое есть "Свет", я увижу его своим умственным взором:. Христос, просвещающий мир; Христос, дарующий свет своим современникам и нам; мною завладеет образ Христа, "света", "воссиявшего в мире". Несколько минут за подобными мыслями-вот первоклассное упражнение на концентрацию.
Если после этого я не нырну сразу же в шумный внешний мир, то подсознание продолжит работу над идеей, занимавшей мои мысли. Это очень важная фаза психологической жизни йога. А назавтра, в том же месте, в той же атмосфере покоя, я снова займусь концентрацией, и из множества идей, подобных совместно горящим светильникам, выберу одну в сделаю ее предметом очередной медитации.
2. Я располагаюсь в "Совершенной позе" в уголке своей комнаты (всегда одном и том же). Не моргая, фиксирую
взгляд на каком-либо объекте - картине, статуе, распятии.
Этот объект я запечатлеваю в своем сердце, вернее, я впускай его в себя и даю ему там утвердиться. Я закрываю глаза и снова вижу этот объект. Я формирую в своем мозгу яркий образ, на котором и буду затем концентрироваться.
Допустим, это распятие. Я концентрируюсь на идее "креста" и пытаюсь определить, с чем она связывается. С мукой? Да, но не просто с мукой, а с такой, которая Принята намеренно, добровольно; эта мука возвышает, облагораживает.
От идеи страдания я перехожу к идее "Силы", "Энергии"- чтобы добровольно принять муку, нужны силы. Я думаю о мучениях, которые перенес сам,-вполне конкретных случаях- и о том, проявил ли я при этом стойкость. Я думаю о том, как нужно вести себя в будущем - быт может, уже завтра; следует показать себя воистину сильным человеком.
Вы поняли, как надо действовать: берете идею, которую будете развивать, я от этой идей ("через нее) переходите к размышлениям о самосовершенствовании.
3. Я глубоко дышу и концентрирую внимание на воздухе, поступающем в мои легкие. Я вижу этот желанный воздух,
чувствую, как он заполняет и обновляет все мое существо.
С потоком крови, которую он очищает (при помощи удивительной двух круговой системы "-альвеолы легких служат
тому свидетелями), воздух проникает в самые глубины моей жизни как человека и христианина, наращивает мои силы и
расширяет сердце. Сконцентрировавшись на этом постоянно совершающемся процессе, я снова возвращаюсь к идее "жизни", "силы", "энергии". Легко видеть как, раз за разом концентрируясь на идее "силы", мы набираемся сил, энергии, уверенности в себе (через действие подсознания).
4. Время от времени я буду, так сказать, подвергать ревизии свою совесть, то есть стану выстраивать перед своим мысленным взором происшествия прошедшего дня, или какого-нибудь другого, особенно богатого событиями, которых я был участником. (Превосходная форма концентрации для монаха- еще раз прожить день принятия обетов, для мужа и жены - вспомнить день, когда они сказали перед алтарем "да". Священник, вновь переживая мысленно свое рукоположение, фиксирует взгляд на руках, принявших тогда ношу святости.) Или я представляю себе завтрашний день, чередой проведу в своем воображении намеченные на завтра занятия, дела милосердия, в которые нужно будет воистину вложить себя. "Я заранее согласен на все, что со мной произойдет" - эти замечательные слова принадлежат доктору Виттозу.
Несколько таких занятий - и жизнь, к моему удивлению, упростится. Если перед сном обдумать различные движения, которые придется правильно воспроизвести во время завтрашних занятий, то упражнения дадутся легче; подобным же образом, размышляя о будущих событиях,- тех, которые можно предвидеть, и тех, которые предвидеть нельзя,- я готовлюсь лицом к лицу встретить будущее, каково бы оно ни было, и действовать, сохраняя спокойствие.
Ясно, что истинную концентрацию, вначале активную, а затем пассивную, нельзя считать чисто интеллектуальным процессом: это не просто сосредоточение ума на какой-либо идее. В концентрации участвуют совместно все наличествующие в человеке силы; это соединение в человеке anima, animus и spiritus ради целенаправленных согласных действий.
Суть йоги: наблюдение, перенос и отождествление
За стадией простой концентрации, активной или пассивной, следуют другие упражнения, а вернее состояния, известные индийским йогам я представляющие собой промежуточные ступени на пути к феномену, известному под названием самадхи. В этом, экстатическом по своей природе, состоянии йоги отождествляют себя с объектом созерцания, то есть с самим Богом.
1 Хота христианское созерцание по своей сути и •природе отлично от самадхи, христианину, христианскому йогу никоим образом не возбраняется, подготавливая и настраивая себя перед созерцанием, прибегать к методам, которые родственны тем, что ведут самадхи. В шестом уроке (выше, стр. 82-83) я обрисовал нетто вроде метафизической психологии чистой молитвы и уподобил ее бездонной тишине, охватывающей человеческую душу. Такую тишину чистую пассивность - невозможно создать, вызвать на свет искусственно-это на разные лады повторяли мистики всех времен. Тем не менее, они предлагали способы молитвы и аскетические упражнения - йоговские по форме и христианские по духу.
Я намерен повторить упражнения, уже приведенные выше, но на этот раз усилив их духовную направленность.
1. Вместо того чтобы создавать в Мозгу образ света,- например, света, который окружает меня со всех сторон, и от него переходить к источнику всякого света - я наблюдаю определенный светящийся предмет. Я зажигаю свечу и неотрывно смотрю на пламя, дыша глубоко и спокойно в том ритме, который я для себя выбрал. Минуту или две я гляжу не мигая, затем закрываю глаза и стараюсь увидеть пламя внутренним зрением. Через определенное время, поупражнявшись в наблюдении за пламенем то с открытыми, то с закрытыми глазами, я некоторым образом усваиваю эту форму света. Я должен обрести способность видеть свечу не вне себя, а внутри; горящей во мне. К примеру, я помещаю, переношу ее к себе в сердце и вижу, как она горит и освещает все его уголки, полные высоких помыслов, или как она греет и оживляет человеколюбивые чувства и порывы. В конце концов я отождествляю это пламя со своим сердцем и оно, в моем представлении, становится огнем, пылающим любовью, энергией, которая сжигает себя во имя ближних, пламенем, которое затеплила,, а потом разожгла иная, вышняя сила.
Сколько же времени займет это, состоящее из трех фаз, упражнение (без двух предварительных фаз на первых порах обойтись не удастся.)? Десять минут, максимум четверть часа! Заниматься им дольше бессмысленно, а кроме того, невозможно. Десять минут! Этого мало, скажете вы. За это время я не успею сконцентрироваться. Верно! Но десять минут сегодня, десять минут завтра и послезавтра и еще много раз по десять минут концентрации на одном и том же объекте ^- это масса времени; во всяком случае, этого достаточно, чтобы получить результат, к которому мы стремимся, и об этом я вскоре поговорю подробнее.
2. Когда я почувствую, что символика пламени, так сказать, "счерпана (пусть в малой, ничтожной степени), объектом концентрации станет образ Креcта Я помещу его себе в грудь, голову или сердце и попробую отождествить себя с тем, кто на кресте и через крест выразил величайшую любовь, какую когда-либо знал мир.
3. Когда мы избираем для наблюдения предмет возвышенный, перед нашими глазами предстает некая глубокая сущность онтологического, метафизического или духовного порядка. Такие предметы - если на них правильно смотреть, правильно их видеть, правильна наблюдать,- можно переместить в свое глубинное "я" и затем соединить, отождествить себя с ним полностью или частично. Полупрозрачное стекло, алебастровый сосуд с благовониями, распустившийся цветок, уносимый ветром лист - все это также может послужить предметом продуктивной, полезной и, прежде всего, возвышенной медитации.
Возьмите этот цветок на спокойной водной поверхности... Он извлекает питание из глубины водоема, но распускается, по закону природы, в дневное время и до самых сумерек впитывает в себя солнечный свет. Стоит солнцу скрыться, и цветок закрывается, смыкает свои лепестки. Весь день он впитывал и вдыхал свет и тепло (вот почему он так красив). Но как печален он сейчас, вечером, как унижен и испуган. Завтра я увижу его полным радости, широко распахнувшим свою чашечку. Этот цветок остается цветком, сохраняет свою красоту, только если с небес на него льется солнечный свет.
Этот цветок - я. Моя .жизнь, моя сила подобна этому цветку Она и есть этот цветок. Мне хорошо известно, гае его корни! И я также знаю различные уровни моего существа, на которых ему надлежит цвести. А главное, я знаю" где то солнце, к которому он должен быть обращен, дабы расцвести так, как должно.
В этой медитация нет ничего специфически присущего йоте. Однако описанные мысли пришли ко мне, когда я быв сношен, расслаблен я умиротворен, сидел, поджав йоги в форме лотоса, и мое внутреннее зрение было фиксировано на цветке-те определенном, а любом, виденном наяву или v воображения. Эти мысли пришли сами. И будьте уверены: такие же мысли явятся и к вам после нескольких месяцев упражнения в наблюдении и переносе.
Теперь вам ясен этот процесс. И кроме того, вам ясна цепь: сфокусировать душу и ум на каком-либо одном предмете; сосредоточивать мысли и, главное, подсознание, на все более простых идеях, на все более духовных идеях; подготовить вместилище своего сердца, чтобы в тишине принять в него самое глубокое, чем я обладаю: Бога.
Внимание, концентрация, отождествление; разумеется, нескольких дней или даже недель нам будет недостаточно, чтобы достичь в .этих упражнениях совершенства. Прошу вас: доверьтесь моему методу. В будущем вы поймете, что он освобождает интеллект и развивает те способности, которые в вас дремлют. Это придет со временем. Однако важно не столько количество, сколько качество тренировок. Я уже говорил и повторяю снова (ваш успех, здоровье, а также душевное равновесие зависят от этого): отводите на концентрацию (в Любой форме, какую предпочитаете) десять-пятнадцать минут в день - на первых порах этого более чем достаточно. Через месяцы и годы занятий вы добьетесь большего, в том смысле, что ваш ум, сделавшись податливей, восприимчивей, ясней, наконец, станет быстрее реагировать на символы, равно как и на поучения, предметы и события.
ПОЗЫ
Упражнение 41. Столб
Поместите у стены большую и довольно твердую подушку (сложенный вчетверо коврик подойдет как нельзя лучше). Встаньте на колени и наклоняйтесь вперед, пока не упретесь головой в середину подушки (приблизительно в футе от стены). Ладонями обхватите виски, пальцы рук сомкните у макушки. Локти и предплечья лежат на подушке и образуют нечто вроде треугольника, на который всем весом опирается тело (рис. 40).
Рис. 40. "Столб" (фаза первая)
Затем нужно легко оттолкнуться и уравновесить свое тело, оперев его о стену. Ноги отрываются от пола, бедра не отходят далеко от туловища, колени согнуты (рис. 41).
На миг задержитесь в этой позиции, так чтобы хорошенько уравновесить свое туловище на треугольнике, образованном предплечьями и ладонями. Осторожно попытайтесь отодвинуться от стены, но если у вас это вначале не получится, ничего страшного.
Затем выпрямите ноги и приведите* Их в горизонтальное положение.
Теперь вам остается лишь сделать еще одно усилие, чтобы ноги поднялись вертикально. Изогните туловище и обопритесь ногами о стену (рис. 42).
Рис. 41. "Столб" (фаза вторая)
Постепенно вы научитесь отрывать ноги от стены сначала на несколько секунд, а затем на все .более длительное время. Вместе с тем вам нужно будет измелить позицию головы и плеч, чтобы тело выпрямилось, как столбу головой вниз, и находилось в идеальном равновесии (рис. 43).
Поза эта, без сомнения, выглядит эффектно. Может показаться, что она невыполнима. Это не так, но она довольно трудна и освоить ее - значит добиться победы над собой. Эта победа будет полной, когда вы научитесь отрывать ноги от пола плавно, почти без толчка, и сможете вставать в позу медленно, уделяя должное внимание всем трем позициям и в каждой из них некоторое время задерживаясь. Когда вы правильно встанете в позу, вы должны суметь вернуться в позицию второй фазы (рис. 41), с согнутыми ногами, затем вновь принять вертикальное положение, широко развести ноги и т.д.
Рис. 42, "Столб" (фаза третья)
Рис. 43. "Столб" (фаза четвертая)
Вы должны научиться возвращаться в неходкое положение медленно, без тяжелой) падения; вы должны уметь даже несколько мгновений удерживать нога горизонтально, под прямым углом к туловищу прежде чем поставить ступни на пол. Вам придется", но я не хочу вас путать... Однако немалое числа моих учеников (правда молодых) все это освоили; что касается меня самого, то я тоже полностью овладел позой "Столб", но у меня на это ушло два года.
Через некоторое время легкость или трудность выполнения позы "Столб" станет служить вам своеобразным указателем. Дело в том (я забыл вас об этом предупредить), что для этой позы бывают удачные и неудачные дни. Сегодня я чувствую, что могу стоять на голове бесконечно долго. Назавтра, приняв позу, я начинаю ощущать боль в ногах и обнаруживаю, что не в силах стоять неподвижно, без чего выполнение не будет совершенным. В таком случае я не буду пытаться стоять на голове дольше нескольких секунд. Я скажу себе: "Завтра дело пойдет лучше", и осторожно опущу ноги на землю. Будьте благоразумны, приучайте свой организм к этой новой йоговской позе постепенно и не торопясь. Начав с двух-трех секунд, вы через две недели дойдете до десяти, через месяц - до тридцати и т.д. Наступит время, когда вы сможете стоять на голове пять, семь, даже десять минут и при этом не испытаете никакого неудобства - скорее напротив; вы не почувствуете головокружения и без усилий будете сохранять равновесие. А читал, что Пандит Неру каждое утро стоял в этой необычной позе целых двадцать минут...
Еще совет молодым и всем начинающим: если сегодня вы потерпите "на излете" неудачу, если после двух или трех попыток оторвать ноги от земли вы тяжело повалитесь назад - не упрямьтесь. Отложите своя мужественные и упорные усилия до завтра. При первых попытках встать на голову возникает (главным образом из-за страха) не нежный и благотворный, а несколько - резкий прилив крови к голове (он, однако, не опасен). Вследствие этого упражнение, требующее максимального присутствия духа и самообладания, новичку не удается.
Терапевтический эффект позы "Столб" весьма значителен. Поза оказывает влияние на физический и психический организм. Она улучшает кровообращение, разгружает сердце, устраняет усталость мозга, головные боли и т.д. Она лечит геморрой, ликвидирует застой в половых органах. Более того, она проясняет ум и подготавливает человека к интеллектуальной работе-поэтому желательно выполнять ее в первой половине дня и перед упражнением на концентрацию. Она помогает преодолеть комплекс неполноценности, робость и заторможенность, дает уверенность в себе. В то же время поза "Столб" располагает к смирению. "Если бы как-нибудь у меня появился соблазн,- говорил Неру,- забыть о своем происхождении, это упражнение напомнило бы мне о кем".
Противопоказания. По моему мнению, избегать этой позы нужно только тем, кто страдает повышенным кровяным давлением. Пусть вас не смущает мысль, что "кровь хлынет в голову и тогда..." Это неправильно: кровь не устремляется в мозг; она просто легче туда проникает, в результате чего одна из желез (шишковидная) испытывает значительное стимулирующее воздействие. Поэтому следуйте данному вам совету: останавливайтесь при малейших признаках дискомфорта; потерпев неудачу, воздержитесь от дальнейших попыток; на начальном этапе ограничьтесь несколькими секундами и лишь через несколько месяцев увеличьте время пребывания в позе. Могу обещать, что вы не столкнетесь с неприятностями. Совсем наоборот!
ДЫХАНИЕ
Вернитесь назад, к шестому уроку (стр. 85). Там я познакомил вас с методом подготовки к пранайяме, которая занимает важное место в ряду йоговских упражнений. Ниже я привожу это упражнение в полном виде.
Упражнение 42. Полная пранайяма
Поместите средний и указательный пальцы правой руки на переносицу. Прижмите большим пальцем правую ноздрю.
1. Сделайте вдох через левую ноздрю, считая до 6.
2. Затем "разу зажмите безымянным пальцем и мизинцем левую ноздрю; правая также остается закрытой. В таком положении считайте от 1 до 24.
3. Освободите правую ноздрю, сняв с нее большой палец, и выдохните, считая от 1 до 12.
4. Тут же сделайте вдох, также через правую ноздрю; считайте от 1 до 6.
5. Зажмите ноздрю и считайте от 1 до 24.
6. Освободите левую ноздрю и сделайте выдох, считая от 1 до 12.
Вы выполнили полную пранайяму: 6-24-12; 6-24-12, начав с левой ноздри и ею же закончив.
Можно выбрать и более сдержанное начало: 4-16-8; 4-16-8, или даже 3-12-6; 3-12-6.
Никогда не насилуйте себя и выполняйте упражнение совершенно спокойно. Если вы предварите пранайяму несколькими позами, то последней выполните "Совершенную позу" и подождите, пока не нормализуется дыхание и пульс.
Не переусердствуйте: двух или трех пранайям в подходящем для вас ритме вполне достаточно. Со временем, осторожно и неспешно, вы усовершенствуетесь. Быть может, вы освоите даже "самую медленную меру" (как выражаются йоги) -12-48-24, однако в этом нет никакой необходимости. Я сам достиг такого ритма после четырех лет занятий, но только один или два раза. Я предпочитаю свой собственный, скромный ритм (тот, который я признал наилучшим, естественным для себя): 6-24-12.
Действие. К пранайяме рекомендуется прибегать каждый раз, когда непредвиденное происшествие или неожиданное событие лишают вас психического или физического равновесия, а также когда ваше самообладание находится под угрозой - например, перед экзаменом, при испуге, гневе или негодовании. Но эмоции не должны превышать определенный предел; чтобы выполнить упражнение, нужен резерв спокойствия, при крайней степени волнения это невозможно.
В некоторых случаях пранайяму используют как средство против боли: делая вдох так, как сказано выше, нужно направить внимание на точку, где сосредоточиваются болезненные ощущения. При первой попытке эта боль может не исчезнуть; состояние покоя также достигается не сразу (вы слишком поглощены самим упражнением, и энергия блокируется, вместо того, чтобы высвобождаться). Дождитесь, пока привычка к этому упражнению станет вашей второй натурой - тогда вы сможете выполнять его без умственного усилия.
Противопоказания. Если вы, следуя моему совету, приступите к полной пранайяме не раньше, чем пройдете подготовку с помощью дыхательных упражнений из предыдущих уроков, то вы сможете, без всякого риска, заниматься ею (не слишком долго) каждое утро. Излишняя спешка, избыток усердия могут вызвать определенные нарушения умственного и сексуального равновесия. Каждый йог должен оценить свои возможности и всегда с ними сообразовываться.
Урок девятый (Жизнь йога)
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ДОЛОЙ РУТИНУ
В этом предпоследнем уроке теория и практика объединены. Теория проста: следует избегать рутины. Все йоговские упражнения нужно выполнять вдумчиво. Тело и душа должны действовать сообща. Однако действенного присутствия тела в душе удается добиться (во всяком случае, в первые дни занятий) лишь при условии, что асаны и дыхательные упражнения вы будете выполнять по-настоящему внимательно. Опасность состоит в том, что когда упражнения будут хорошо освоены и доведены до автоматизма, они перестанут исполнять свое назначение, суть которого - созидать узы между душой и телом.
Один из методов избавления от рутины (а мы поставим перед собой такую цель, дабы научиться избегать рутины не только в занятиях, но и в жизни) заключается в том, чтобы несколько усложнять предложенные асаны. Каждый раз упражнение будет варьироваться, каждый раз мы будем делать очередной шаг к совершенству (которое обычно достигается не ранее, чем через год занятий). Поэтому мы вновь вернемся сейчас к тем позам, которые выполняли в комбинации, начиная с шестого урока.
Упражнение 43. Трапеция
Здесь мы впервые обращаемся к правильной позиции для таких поз, как "Глубокий поклон" или "Растяжение спины". Она же служит продолжением для "Дерева" или "Лотоса".
Соедините ладони перед грудью. Не разнимая, поднимите прямые ладони вверх и установите на макушке. Линия рук и ключиц при этом будет напоминать трапецию. Локти не сближайте, а максимально разведите в стороны (рис. 44).
Упражнение 44. Глубокий поклон (вариант)
Сначала выполните "Трапецию". Поднимите руки (они должны оставаться в той же вертикальной плоскости) с соединенными ладонями как можно выше, приближая к ушам. Все это время дышите глубоко (что вполне естественно). Затем, не разъединяя ладоней, наклонитесь вперед, так чтобы коснуться кончиками пальцев земли. Тут же разнимите руки и обхватите ими лодыжки или пятки (предплечья должны расположиться вдоль голеней). Приблизьте голову к коленям (рис. 45).
Заметьте, что успех зависит от растяжения позвоночника, особенно его поясничного отдела. Поэтому сосредоточьтесь на поясничных позвонках, которые уже сделались гибче благодаря упражнениям первых восьми уроков.
Вам придется вытерпеть боль в растянутых до предела мышцах ног. Не тревожьтесь, если, когда будете выпрямляться, почувствуете легкое головокружение. Это пройдет. Когда встанете, дышите глубоко (вряд ли нужно вам об этом напоминать).
Упражнение 45. Дерево (вариант)
Отличие этого варианта состоит в том, что стопу прижимают не к внутренней, а к передней поверхности бедра.
Практикуясь и добиваясь успехов-в "Совершенной позе"> вы развили гибкость ног и лодыжек. Подошва смотрит вверх, лодыжка максимально приближена к паху (рис. 46).
На первых порах вам придется наклоняться, чтобы с помощью рук привести ногу в требуемую позицию. Без сомнения, понадобится также слегка отводить согнутое колено назад (чтобы нога не скользила).
Упражнение 46. Согнутое дерево
Добейтесь полного равновесия (в предыдущей позе), поднимите руки вверх и потом... медленно склоняйтесь вперед с вытянутыми руками. Попытайтесь опереться ладонями о землю (рис. 47), как в позе "Глубокий поклон" (фаза вторая, стр. 33).
Вначале постарайтесь только коснуться земли кончиками пальцев.
Нога остается на прежнем месте: плотно прижатой к бедру. Голову следует максимально приблизить к колену вытянутой ноги (как в упражнении 44, требуется предельное растяжение поясничного отдела позвоночника).
Принять и удержать эту позу трудно тем, кому недостает баланса; говоря яснее - придется потрудиться, чтобы удержать равновесие. Когда, после ряда неудачных попыток, придет успех, вы, без сомнения, почувствуете, что одержали победу над собой. Вы справитесь, как справился я, несмотря на свои пятьдесят пять лет!
Упражнение 47. Треугольник (вариант)
Этот метод нужно объединить с тем, который был дан выше (стр. 86-87). Повернувшись направо, затем налево и наклонив туловище, возвратитесь в исходное положение: встаньте прямо, ноги врозь, руки вытянуты горизонтально по линии плеч. Не поворачиваясь, наклоните туловище направо, так чтобы оно оказалось под прямым
углом к линии ног, и коснитесь правой рукой носка правой ноги (рис. 48). Снова выпрямитесь, сделайте вдох и, повторите те же движения, но в левую сторону. Этот метод более труден, чем первый. Голова слегка повернута, лицо обращено к потолку.
Упражнения 48, 49, 50. Змея, Натянутый лук, Дельфин
Эти позы не допускают вариаций, однако существуют более и менее правильные способы их выполнения.
Что касается "Змеи" (упражнение 3, стр. 20; упражнение 9, стр. 36), следите за тем, чтобы не отрывать живот от земли; подниматься старайтесь не за счет силы рук, а за счет гибкости позвоночника, в особенности его поясничного отдела. Здесь для вас открывается поистине неограниченный простор для совершенствования.
Поза "Согнутый лук" (упражнение 21) также выполняется тем правильнее, чем в большей степени подъем туловища осуществляется за счет позвоночника, а не за счет напряжения сцепленных рук и ног.
"Дельфин" (упражнение 4) является вспомогательной позой, поэтому к ней комментария не требуется.
Упражнение 51. Полный наклон назад
Один из вариантов состоит в том, чтобы садиться не на пятки или между пяток, как в упражнении 20 (носки при этом соприкасаются друг с другом), а между широко расставленными ступнями. Колени также широко разведены, бедра давят на голени. Спину не выгибайте, голову не откидывайте назад; опускаясь на спину, держите туловище прямо, мускулы головы и плеч должны быть хорошо растянуты, как и шейные позвонки.
Поза трудна для исполнения, поскольку предполагает предельное растяжение бедер.
Упражнение 52. Растяжение спины
Это упражнение (см. упражнение 18, стр. 49) можно немного усложнить таким образом: вместо того чтобы схватиться руками за пальцы ног и сильно потянуть, расположите я на земле, вдоль голеней. Это потребует больших усилий. Спина растянута не только вдоль, но и поперек. Голова должна касаться голеней, или даже земли между широко разведенными коленями. В упражнении 23 (стр. 61) я предложил "Растяжение лона", которое послужит подготовкой для этого варианта "Растяжения спины".
Упражнение 53, 54. Свеча и Плуг
Мы уже рассмотрели несколько вариантов этих двух поз (см. комбинированные упражнения 26 и 27, стр. 72-73). В "Свече" самое трудное поднять ноги почти вертикально (после выполнения "Плуга"), не прибегая к помощи
Рис. 50. "Плуг" (вариант второй)
рук для поддержания туловища. Руки вытянуты и лежат на земле. Все усилие сконцентрировано в позвоночнике (см. рис. 49). В позе "Плуг" старайтесь отвести ноги как можно дальше назад. Перенеся ноги за голову, согните колени и поставьте их на землю по обе стороны головы. Будет немного трудно. Впрочем, молодым это дается легче и женщинам обычно тоже. Не насилуйте себя: Вначале можете немного помогать себе руками, расположив их так же, как в обычной "Свече" -на лопатках. Совершенное владение позой предполагает возможность после сильного толчка перевернуться назад и встать на колени, выпрямив корпус.-
Упражнение 55. Лотос (варианты)
Владение этой позой само по себе уже является для среднего европейца подвигом. Возможно ли сделать ее еще сложнее? Да, несомненно! Ниже приводятся две символических позы (индийцы называют их "йога-мудра" - варианты упражнения 39, стр. 103), которые используются специально для продолжительной медитации.
Вариант первый
Скрестив ноги и положив ступни па бедра, выполните "Трапецию" и поднимите руки как можно выше над головой.
Фиксируйте взгляд на точке перед собой или на кончике носа, или, еще лучше, на переносице. (Вам придется скосить глаза, но это не трудно. Совсем наоборот!) Таким образом, ваши глаза будут устремлены в точку, находящуюся очень 5лизко. Остановитесь, как только почувствуете хотя бы малейшую усталость.
Рекомендую вам после вдоха как можно дольше не дышать. Потом не спеша выдохните и начните снова дышать нормально, но в медленном темпе. В заключение наклонитесь вперед и коснитесь вытянутыми руками земли. Ягодиц от земли не отрывайте. Происходит удлинение, а точнее, растяжение позвонков.
Вариант второй
Это еще одна - и более сложная - йога-мудра. Исходное положение - "Лотос". Откиньтесь назад, как в позе "Полный наклон назад". Руки поместите на бедра или, еще лучше, на стопы. Расслабьтесь.
Обе эти позы "энергетически обогащают", вызывают подъем. В первом случае вы естественным образом концентрируетесь на шишковидной железе (в середине лба) или обращаетесь к радостным, бодрым мыслям. Во втором случае объектом размышлений должно быть солнечное сплетение, в подложечной ямке. В то же время вы обращаетесь к идеям мужественности или духа.
Упражнение 56. Пранайяма
Предполагаю, что этот несколько странный, но чрезвычайно благотворный способ дыхания теперь вам уже привычен. Вот более совершенный вариант пранайямы: когда вы наполнили живот воздухом (так принято выражаться; это значит: когда вы наполнили воздухом нижний отдел легких и диафрагма давит па кишечник), продолжайте дышать, пока не наполните воздухом и грудь (то есть сначала средний, а потом верхний отдел легких). Для этого вам нужно слегка сократить мышцы живота и поднять вначале ребра, а потом ключицы. Таким способом вы вскоре достигнете ритма 12-48-24. Но ни в коем случае не напрягайтесь.
Результат будет следующий:
1. Живот втягивается, диафрагма поднимается так высоко, что вытесняет из легких максимальное количество воздуха.
2. Диафрагма мягко оседает, живот выпячивается, нижний отдел легких наполняется воздухом.
3. Живот слегка втягивается, грудь поднимается и средний отдел легких принимает максимальное количество Чистого воздуха.
4. Поднимаются ключицы, а с ними и плечи; воздух проникает в верхний отдел легких. Это происходит в тот интервал, когда, обе ноздри закрыты. При выдохе ваши плечи опадают, грудь втягивается, живот тоже. И цикл начинается
снова. Такова настоящая Пранайяма.
При задержке дыхания представляйте себе, как жизненная сила (прана) следует от одного нервного сплетения к другому (иди от одной чакры к другой, как говорят индийцы); от крестцового сплетения (где аккумулируется жизненная энергия человека) прана переходит в подчревное, затем в солнечное; оттуда она поднимается в сердечное сплетение, потом в глоточное; в тот момент, когда вы отпускаете одну из ноздрей для полного выдоха вообразите, что прана поступает в ваш мозг и лучами расходится по всему организму, стимулируя все железы. Это упражнение особенно рекомендуется тем, кого беспокоят чересчур сильные эротические желания. "Воображаемый" подъем вверх Кундалини (так индийцы называют мужскую сексуальную энергию) - вовсе не миф. Предполагается, однако, что ученик выработал привычку к концентрации по методу йогов и практиковался в "переносе" (упражнения шестого урока).
Урок десятый (Резюме)
В заключение мне хотелось бы снабдить вас возможно более полной жизненной программой. Разумеется, я предполагаю, что в ходе предыдущих уроков вы пришли к выводу, что йога,- истинная йога, освобожденная от ее более или менее магических и эзотерических элементов,- может сыграть в вашем существовании важную роль; что йога является формой аскетизма - приспособленной к вашему темпераменту и вашим человеческим и христианским устремлениям. Я надеюсь также, что вам абсолютно ясна цель этой аскетической практики (чтобы быть уверенными, можете прочесть один или несколько раз текст пятого и шестого уроков), и что вы решили сделать свои ежедневные занятия инструментом подлинного развития, как на материальном, так и на духовном плане. Прежде всего разрешите вас предупредить, что после некоторого времени занятий небезопасно будет полностью отказаться от йоги. Йога вырабатывает у нас определенные привычки: она очищает нашу природу, возвышает нас и развивает. Отказ от нее означает падение назад... Разумеется, если цель ваших занятий "быть в хорошей форме" (по йоговским критериям), то вам совсем не обязательно придерживаться предложенной мной программы; вам нужна из нее только часть - небольшая часть; но даже ограничиваясь немногим, сохраняйте верность йоге и выполняйте хотя бы часть из того, что я беру на себя смелость вам рекомендовать.
ДВА ЗАНЯТИЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Выполняйте за день два комплекса упражнений; два занятия должны различаться по характеру и значимости: трудоемкое утром и расслабляющее вечером.
Утром
Не занимайтесь сразу по пробуждении: как правило, многие упражнения в это время даются с трудом. Вы еще не совсем проснулись. Ваши мускулы вялы, ум-тем более. После душа или ванны, а также чашки чая или некрепкого кофе, некоторые приходят в себя. Тем лучше. Остальные могут приступить к занятиям в первую удобную минуту-но, разумеется, до завтрака или через некоторое время после него.
Упражнения нужно выбрать довольно трудные - по возможности такие, которые нагружают все железы и значительную часть мышц.
Начните со "Столба" (урок восьмой) и стойте в этой позе несколько минут, но если почувствуете, что теряете .равновесие, сразу останавливайтесь.
Затем проделайте "Глубокий поклон" (вариант первый, если возможно: урок девятый, стр. 125), "Треугольник" (урок шестой, стр. 86-87 и девятый, стр. 127), "Дерево" (вариант первый, урок девятый, стр. 125) и даже "Согнутое дерево" (урок девятый, стр. 126), "Змею" (урок второй, стр. 36 и девятый, стр. 128), "Дельфин" (урок первый, стр. 21), (полный наклон назад" вместе со "Сложенным листом" (урок шестой, стр. 87-88).
Эти шесть или семь упражнений займут у вас, вероятно, минут десять. За это время получат приток крови и тренировку мозг, шишковидная железа, тимус, щитовидная железа, надпочечники, половые железы, позвоночник.
Затем примите одну из известных вам сидячих позиций (урок седьмой, стр. 98 и далее); расслабьте мускулы лица и рук; отдыхайте. Вы должны испытывать удовольствие. "Остановите" глаза на чем-нибудь (урок седьмой) или сконцентрируйтесь (урок восьмой). Сидите так пять минут, десять, если есть время. Возможно, этого будет достаточно, но некоторым захочется предаваться такой немой молитве подольше.
Разумеется, можно выбрать и другую позу - "Плуг" (урок пятый), например, "Растяжение спины" (урок третий) или "Растяжение лона" (урок четвертый) и дополнить их пра-найямой. Великолепная формула: два-три упражнения, которые следует выполнить тщательно, но довольно быстро. Немного поизучайте себя и сделайте выбор. Время от времени варьируйте программу (дабы избежать рутины!).
Воспользуйтесь абсолютным спокойствием, которое на вас снисходит, чтобы принять грядущий день. Это подходящий момент, чтобы заранее охотно примириться со всеми событиями, которые вам предстоят. Уверен, что после недели таких занятий вы почувствуете, что они сказались на вашей повседневной работе, какой бы тяжелой она ни была.
Вечером
Вечером можно заниматься перед сном или же сразу после возвращения с работы. Смысл в том, чтобы подготовиться ко сну, прийти в совершенно спокойное состояние; избавиться от всех тревог, дабы воспользоваться предстоящей ночью, а также последними дневными часами для восстановления сил.
Выберите те позы релаксации, которые вам подходят. Я бы предложил комбинацию из различных вариантов "Свечи" и "Плуга", описанных в уроке пять, стр. 72, а в заключение - упражнение на равновесие (рис. 29). Полезно также выполнить "Растяжение спины" (урок третий, стр. 49), а усложнить эту позу можно таким образом: сядьте, вытянув ноги перед собой и широко разведя их в стороны; согните одну ногу и поместите стопу под противоположную ягодицу; пятка должна глубоко уйти в паховую складку. Поднимите руки и медленно наклонитесь как можно ниже, так чтобы лбом почти коснуться колена вытянутой ноги. На несколько секунд задержите дыхание, а затем снова примите сидячее положение. Начните снова с другой ноги.
После этого рекомендуется поза "Релаксация" (урок четвертый, стр. 62). И сон придет сам собой - поистине освежающий сон.
Также поможет вам хорошо отдохнуть поза "Столб" (урок восьмой, стр. 115) - превосходное упражнение для наших целей.
Не удивляйтесь и не тревожьтесь, если после полутора или даже года занятий вам будут удаваться не все упражнения этих двух комплексов - нагружающего и расслабляющего. И не падайте духом, если не сможете заниматься по полной программе каждый день. Мой вам совет: немного позанимайтесь утром и немного вечером в том духе, как я указал. Время от времени запирайтесь в комнате, пусть это даже не совсем удобно (лучше поздно, чем никогда), и проделывайте полный комплекс, со всеми позами данного курса. Я сам, со своим семилетним опытом, иногда, воображая себя новичком, делаю этот комплекс и к концу занятий чувствую усталость. Никогда не переставайте испытывать себя...
А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ...
Не упускайте случая попрактиковаться. Я иногда работал, читал, а также писал в "Совершенной позе" или позе "героя". Этот трюк доступен не всем - для нас, европейцев, он труден.
Где бы вы ни были - в конторе, на улице - не забывайте время от времени расслабляться. Научитесь давать отдых глазам, останавливая их на каком-нибудь предмете, учитесь слушать, осязать, чувствовать, впитывать в себя приятные впечатления.
Когда предоставляется возможность, ходите по-восточному: очень прямо, раскрыв и обратив вперед ладони. Шагайте ритмично и полностью осознавайте тот факт, что идете. Когда поднимаетесь по лестнице, вначале ставьте на ступеньку пятку, а затем уже всю ступню. Это существенно менее утомительно, чем ступать с носка. Будьте внимательны к расслаблению и сокращению ножных мышц и сухожилий.
Два-три раза в течение дня задумывайтесь о своем дыхании, но не утомляйте себя понапрасну многократным повторением пранайямы - это может нанести и вред здоровью.
Вы станете устойчивей к простуде - решительно избавляйтесь от лишней одежды и белья. Пусть ваша кожа свободно дышит; не нужно чересчур кутаться. При необходимости согревайте себя дыхательными упражнениями. У вас пропадет желание бежать за пальто.
Любую работу выполняйте хорошо и тщательно - отдавайтесь ей целиком. Даже самый убогий, механический, идиотский труд можно сделать интересным и обратить в отдых. Исключите из своего лексикона фразы типа "с ног валюсь", "ну и скучища" и прочие, выражающие вполне естественные человеческие чувства. Дела будут идти то лучше, то хуже... Помех может возникнуть множество! Ваша задача -- их нейтрализовать.
ПИТАНИЕ
Всего несколько слов.
Следует ли нам разделить принципы индийских свами и отказаться от животной пищи? Индийцы - в особенности индуиты - поступают так лишь поскольку питают уважение ко всему живому. (Но разве растения не живые существа? Разве у них нет души, в том смысле как индийская философия трактует это понятие?) Они вегетарианцы по своим религиозным убеждениям. Не думаю, что необходимо в этом за ними следовать, даже если мы, исходя из иных соображений, желаем перейти к более умеренному питанию.
Пусть каждый поступает как хочет, а главное, как может. Я приучился поститься практически постоянно; утренняя гимнастика заменяет мне завтрак (воздух питает). Таким образом, я ограничиваюсь минимальным количеством твердой пищи. Но я очень много пью по утрам - воды или некрепкого чая. Это очищает тело.
В вопросе питания старайтесь придерживаться тех привычек, которые, судя по опыту, идут вам на пользу.
ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ - ДЕНЬ МОЛЧАНИЯ
Все мастера духовной жизни повторяют этот совет: через длительные и, желательно, регулярные интервалы времени устраивайте дни абсолютного молчания. "Дни воспоминаний"!
"Подкрепите пост молчанием. В эти дни не говорите никому ни слова. На обращения отвечайте жестом, в случае необходимости - пишите. Невозможно себе представить, насколько полезна такая практика, пока ее не испробуешь. Из всех приемов аскетизма этот более других успокаивает ум, подобно тому, как шерсть действует на тело, сохраняя его собственное тепло".- Ланца дель Васто, "Принципы и правила возвращения к очевидному" (Париж, 1945), стр. 53. Обычно, чтобы хранить молчание, приходится избегать общества, изолировать себя. Не правда ли, это доступно всем нам, по крайней мере иногда? Вместо так называемого отдыха в городе, за утомительными зрелищами, попробуйте посвятить день прогулке. Отправляйтесь в путь до завтрака, возьмите с собой кусок хлеба. Присмотрите какое-нибудь спокойное, приятное местечко, где ваш взгляд сможет по-настоящему отдохнуть, наслаждаясь красивым пейзажем. Оставьте мысли о повседневном труде и заботах. "Сегодня я буду гулять. Сегодня я не произнесу ни слова!" Великолепная возможность проделать полный комплекс йоговских упражнений на открытом воздухе, вдали от людей и шума.
НЕ УПРОЩАЙТЕ СЕБЕ ЖИЗНЬ
Или, если предпочитаете,- избегайте рутины. В девятом уроке я предупреждал вас о том, что занятия, дающиеся чересчур легко, перестанут, возможно, приносить плоды. Та же рутина способна потихоньку проникнуть и в наши жизни и превратить в банальность самые возвышенные занятия. Быть йогом значит избегать рутины, с вниманием и старанием подходить к тому, что делаешь, "действенно присутствовать", вкладывать всего себя в выполняемую работу, оставлять "живой след бьющегося сердца на сделанном деле, на изреченном слове, на всем, что творишь и выражаешь" (сравни урок седьмой). Йоговские упражнения делают нашу жизнь легче; во всяком случае, такова одна из целей, которые они преследуют. Вернитесь к тексту первого урока. Но если занятия приносят вам умиротворение, если они, по своей природе, смягчают наш нрав, они, позвольте заметить, не освобождают нас от необходимости делать усилия, дабы -благодаря этой самой мягкости, этому глубокому душевно му миру - достичь совершенства в выполнении своих человеческих и христианских обязанностей. Йоговские упражнения помогают нам обрести свое "я"; три составляющих нашей личности (тело, душа и дух) начинают работать вместе, как единое целое. Но это единство, это "соединение" ("йога") должно перерасти в другое единство - единство любви. Йог - это человек любящий, умеющий любить; он смотрит вокруг с симпатией, он стремится хоть в малой степени взглянуть на мир так, как глядит Господь, а значит - в своих деяниях всегда руководствоваться любовью.
И, быть может, именно этой любви, этой живой симпатии будет недоставать в облегченном за счет занятий йогой существовании - именно здесь йога не достигнет своей цели. Я знал йогов, которые прекратили занятия,- по крайней мере, регулярную практику - когда поправили свое здоровье и излечились от недостатков. Роковая ошибка! В результате некоторые из них почувствовали себя даже хуже, чем прежде. Йога бесконечна. Она открывает дверь в мир беспредельного совершенствования. И если она делает жизнь легче, то лишь для того, чтобы мы, воспользовавшись этим, лучше реализовали себя.
Поэтому никогда не отказывайтесь от своего нового образа жизни. Посвятить себя йоге - это все равно что принять монашеские обеты или обратиться в христианство. Вы вносите в свою жизнь принцип совершенствования, вы, если хотите, принимаете эту веру и, так сказать, не оставляете за собой права от нее отречься.
Нашему чудесному миру недостает христиан, потому что в нем мало настоящих людей. Христианская система йоги ставит себе целью вновь заселить эту землю христианами, людьми с совершенными человеческими качествами. Вы слышали этот зов? А если так, готовы ли на него откликнуться?
Именно потому, что рассчитываю на утвердительный ответ, я выработал эту - возможно, чересчур суровую,- жизненную программу; но, созидая свою жизнь, можно ли жалеть усилия?
Приложение 1 (Замечания и разъяснения)
Можно ли обойтись без гуру?
Многие испытывают нерешительность, когда им предстоит познакомиться с тайнами йоги самостоятельно, без помощи инструктора, так называемого гуру.28 Нельзя сказать, что они неправы. Хотя большая часть йоговских поз не представляет опасности, но все же неразумная система занятий и неумеренность могут повредить даже здоровому человеку. Что же тогда говорить о больных? Те, кто страдает заболеваниями легких, почек, сердца, печени и прочими подобными болезнями, должны относиться к йоге с разумной - но не чрезмерной - осторожностью. От некоторых поз, а также от некоторых дыхательных упражнений им придется отказаться и ограничиться теми асанами, которые, как показывает практика, не представляют опасности для общего состояния. "Опыт показывает,-говорит Йесудиан ("Спорт и йога", стр. 130),- что тот, кто хотя бы в малой степени обращает внимание на реакции собственного организма, вскоре начинает инстинктивно чувствовать, какие упражнения идут ему на пользу, а какие вредят". Это замечание весьма компетентного мастера йоги должно ободрить робких. Оно не означает, что присутствие опытного инструктора бывает в тех или иных случаях излишним. Но не следует относиться к инструктору, как к врачу, с которым вы то и дело консультируетесь и который, так сказать, замеряет ваш пульс на каждом занятии.
Есть такие, кто нуждается в надзоре, и надзоре очень пристальном (о молодых людях и больных я поговорю позже), но большинство разумных мужчин и уравновешенных женщин могут взяться за занятия с хорошим учебником в руках. При этом, правда, придется очень строго следовать всем инструкциям. Свами, индийские мастера, провозглашали обыкновенно, что йогу - их йогу - европейцы могут освоить только под присмотром знающего гуру. В наши дни это не так. Йога в Европе была испытана, и оказалось, что она доступна многим; благоразумный подход и практика позволили выбрать те упражнения, которые - при условии, что ученик точно следует инструкциям и соблюдает должный ритм - действительно не представляют опасности. Взявшись за учебник, вы должны усвоить твердое правило: ни в чем не отступать от содержащихся в нем предписаний. Если речь идет об уроках или "курсе", рассчитанном на определенное число недель, не проявляйте торопливости. Особенно это касается ритмического дыхания и контроля за дыханием, потому что попытка бежать, не научившись ходить, может привести к опасным последствиям: опасным нарушениям биологического ритма и даже катастрофическому распаду психической структуры.
Однако учебники, предусматривая очень многое, не могут предусмотреть все. Даже самые благоразумные из адептов сталкиваются со случайностями, когда происходит высвобождение некоторых видов энергии; наступает внутренний кризис, а в учебнике не находится ни объяснения, ни средств, чтобы с ним справиться. В таких случаях хочется надеяться, что там и сям будут формироваться кружки и братства, чтобы занимающиеся йогой имели возможность встретиться, поделиться опытом и найти если не мастера, то более продвинутого адепта, чтобы обращаться к нему за советом и ободрением.
Теперь разрешите мне вернуться к вопросу о молодежи и больных. Часто я слышу вопрос: "С какого возраста, по вашему мнению, можно начинать занятия йогой?" Я отвечаю: "Как только ребенок или юноша начнет понимать, что йога это не набор эффектных трюков, а упорные занятия". В двенадцать? Может быть. Пятнадцать или шестнадцать? Без сомнения! Если отец и мать сами являются последователями йоги, они станут учителями сына или дочери. В школах, гимназиях и других учебных заведениях, даже в центрах переобучения можно добавить ряд йоговских упражнений к обычному курсу физкультуры - вначале одно-два упражнения, затем больше. Йога столь благотворно влияет на формирование личности, что было бы жаль лишать юношество связанных с нею неоценимых преимуществ. Однако необходима осторожность. Существует риск, что в опьянении от первых успехов молодой человек увлечется и потеряет чувство меры (особенно в отношении дыхательных упражнений). Средством от этого может послужить создание йоговских клубов, где будут проводиться совместные занятия под руководством "бывалого" адепта. Ученики должны также иметь возможность доверительно побеседовать с кем-нибудь (не обязательно священником) о том, как отражается йога на их моральном, и даже физическом состоянии.
Что касается монастырей, то трудно себе представить в наши дни настоятеля или настоятельницу, которые бы ничего не знали о йоге. После поступления в монастырь кандидат, занимавшийся в миру йогой, должен иметь возможность без помех продолжать свои занятия, но не на виду у других монахов. Подчеркну снова, что необходима осторожность: пример заразителен, и у того, кто пользуется связанными с йогой благами, скорее всего, возникнет искушение поделиться этими преимуществами с теми, кто в них нуждается. Настоятель или руководитель послушников может проявить понимание и разрешить занятия йогой, но в то же время следует позаботиться о том, чтобы адепты йоги не сделали себя в монастыре "особой кастой"... Мне известны аббатства, где молодым монахам, желающим практиковать йогу, предоставлены спокойные комнаты, защищенные от любопытных глаз. Этими помещениями можно пользоваться только в определенные часы. Время от времени, в ходе - или по случаю - совместного занятия какой-нибудь опытный адепт, для блага остальных, коротко повторяет ряд правил, помогающих проводить занятия разумно и с пользой.
С больными дело обстоит сложнее. Люди с больным сердцем не могут заниматься йогой. Однако мне известно несколько случаев, когда в результате умеренной, но постоянной практики больные значительно поправляли свое здоровье. Легочные больные, находящиеся на пути к выздоровлению, найдут, что занятия с постепенно нарастающей нагрузкой оказывают немалое стимулирующее воздействие как на физичеекий организм, так и, в особенности, на дажику. Больные с нарушениями в области костной структуры, прежде всего позвоночника, должны соблюдать крайнюю осторожность при выполнении "обратных" поз ("Столб", "Свеча" и "Плуг"). В целом, любое органическое и функциональное нарушение требует известной сдержанности, но не полного отказа от йоги. Советам докторов нужно следовать, однако желательно, чтобы доктора знали йогу и умели давать пациентам соответствующие рекомендации.
Собственно говоря, как больные, так и здоровые должны руководствоваться следующими правилами: "Умеренность, осторожность; постепенное посвящение; делать немногое, но правильно; скрупулезно следовать учебникам; в случае необходимости обращаться к опытному, знающему гуру". Можно надеяться, что таких людей будет становиться все больше.
Мы можем сказать...
В отдельных, очень редких случаях лекарство оказывается хуже, чем болезнь. Те упражнения, которые по самой своей природе призваны сдерживать более или менее преждевременные проявления сексуальности, могут, на ранней стадии занятий, стать невольной причиной совершенно обратного феномена (сильной эрекции или даже извержения семени).29 Ученик может отнестись к этим неожиданным эффектам разумно, то есть как к случайностям, которые ничего не значат (и, конечно же, не содержат в себе греха - подобно тем, что происходят во время плавания, верховой езды или даже, например, принятия ванны) и вскоре перестанут повторяться; у иного же этот не лишенный приятности сюрприз может вызвать угрызения совести, а за ними - или даже вместо них - тайное удовольствие. Не стоит, однако, преувеличивать опасность подобных происшествий. Таким образом, если молодой человек, который мастурбирует, обращается к нам за советом, спросим его, к чему он стремится: с помощью примитивных средств восполнить недостающее организму равновесие или серьезно заниматься йогой. Если он выберет второе, ободрите его, но помните, что он, вероятно, нуждается в более или менее строгом присмотре.
В этой области не существует установленных или универсальных правил. Тем не менее, тому, кто питает нездоровую ненависть к телу или к сексуальности вообще, не стоит заниматься йогой. Йога враждебна к подобного рода патологическим тенденциям. Она не помогает - по крайней мере, на ранней стадии занятий-излечиться или избавиться от них.
Оккультные силы (см. стр. 81)
Кто из мастеров молитвы не предупреждал своих учеников, что существует опасность спутать некоторые явления, некоторые побочные продукты молитвы (экстаз, внушенные воспоминания, духовную эйфорию) с самой молитвой? И скольких псевдомистиков довели до беды поиски экстатических и паранормальных феноменов, которые являются естественными, хотя и нечастыми, спутниками некоторых видов молитв и медитаций.
Учителя йоги, как правило, не уступают христианским наставникам в благоразумии и осмотрительности, когда речь идет о некоторых вызываемых йогой феноменах, в первую очередь об оккультных способностях, которые, несомненно, появляются у адептов, излишне приверженных отдельным упражнениям, в особенности мудрам (символическим позам, в которых йоги пребывают часами). Сказать, что мудры безобидны, значит не сказать всей правды; эти* упражнения, благотворные, если подходить к ним с разумной умеренностью, в традиционной, индийской йоге имеют целью ни много ни мало полностью перевернуть функционирование жизненных сия, поломать (путем изменения психосоматической структуры) естественное состояние человека. Неподвижность тела ведет, при определенных условиях, к стабильности души. Контролируемое и ритмическое дыхание способствует ясности мышления. Концентрация трепирует и укрепляет интеллект. Но если выполнять эти упражнения в строгом соответствии с правилами йоги, то есть часами, подчиняя им всю свою жизнь, то за ними последует подлинное онтологическое преобразование, свобода от обычных жизненных законов, которая, как нам сказали, означает "переход в иное состояние"; человек умирает для мира естественного, "руководимого законом безграничной причинности" и "возрождается в беспричинном мире, то есть для существования свободного и ни от чего не зависимого" (сравни Э.Эяиаде "Опыт чувственный и опыт мистический у примитивных народов", в "Кармелитском обозрении", 1954, стр. 89). Если такие упражнения не приводят к сумасшествию, то только благодаря гуру. Разумное планирование, а также постепенная подготовка к каждому занятию (которая включает в себя воздействие на ум и биологию с помощью приемов, учитывающих конституциональные особенности индийцев) помогают ученику войти в трансцендентное состояние не сразу, а шаг за шагом. Обычные жизненные проявления не подавляются и не сублимируются - они преобразуются. К примеру, йог не только контролирует свою сексуальную энергию, но и способен остановить выделение спермы. Йоги утверждают, что способны "вернуть семя к его источнику", разумея при этом возвращение продукта семенных желез в кровь. Реабсорбция части семенной жидкости - феномен, происходящий самопроизвольно и бессознательно в организме каждого целомудренного мужчины; йоги сознательно используют этот феномен и утверждают, что способны вызывать его усилием воли. Это факт. Известен также еще один феномен, совсем иного характера: умение контролировать свой пульс, произвольно ускорять его и замедлять, и даже делать его совеем неощутимым.
Эти паранормальные способности (вкупе с другими, еще более удивительными - к примеру, с ясновидением, чтением мыслей, магическим жаром, вездесущностью) не являются самоцелью - задача йоги совершенно иная. Самое большее, они являются знаком - знаком смерти и нового рождения. Под смертью понимается конец непросвещенного и ограниченного существования, обусловленного миром иллюзий ("майи") и связанного набором желаний и потребностей, которые в совокупности составляют человеческое "я" ("я" ем, "я" пью, "я" сплю, "я" иду, "я" люблю и т.д.); новое рождение - это начало особой, сверхъестественной жизни, отличительные черты которой - свобода, независимость от внешних обстоятельств и обостренное понимание собственной сущности - а она есть "Бог, который мне ближе, чем я сам", как мог бы сказать настоящий последователь йоги.
Однако и в Индии, и за ее пределами действительно наблюдается опасное тяготение йоги к сидхи, оккультным силам. Самые мудрые гуру, отвергая иллюзии факиризма и магию тантры, все же, не устояв перед искушением, объявляют развитие оккультных способностей положительным плодом занятий йогой. Вот что говорит Йесудиан (в "Спорте и йоге", стр. 175):
"Западная медицинская наука установила, что в человеческом мозгу имеются некие нервные центры, которые большинство людей не использует. Эти центры погружены в спячку, и медицина до сих пор не смогла объяснить, для чего они предназначены. Однако они хорошо известны индийским йогам, которые, благодаря тысячелетним исследованиям своих предшественников, умеют их разбудить и заставить действовать. Все йоговские упражнения (в особенности "Столб" и "Свеча"), хотим мы того или нет, направлены на стимуляцию этих центров и одаривают нас возможностями, о которых мы обычно даже не подозреваем...
К числу этих возможностей относятся телепатия, ясновидение, знание прошлого и будущего и прочие свойства, которые мы называем "оккультными". Их приобретает всякий, кто серьезно занимается хатха-йогой. В этом может убедиться даже и скептик, если не пожалеет времени и труда для развития в себе этих нервных центров".
Нет причин тревожиться, если христианский йог обретет повышенную интуицию, проницательность, если он будет изумлять окружающих силой своей памяти или беспредельностью выдержки, если даже у него временами будут проявляться некоторые паранормальные способности (о себе скажу, что у меня иногда случались необычные, очень любопытные предчувствия, как бы предупреждения). Но если эти побочные результаты занятий доставляют адепту удовольствие, если цель его устремлений именно в них - тогда дело другое. Тогда его намерения нечисты и не приведут ни к чему, кроме горького разочарования.
Приложение 2 (Символические позы и персональная литургия)
У индийских йогов имеется определенное число символических поз ("мудра" или "бандха"). Йоги считают, что эти позы оказывают очень благотворное влияние на физиологию, душевную и духовную жизнь, "заряжают" энергией, возвышают. Некоторые их этих поз я уже упоминал (см. урок девятый, стр. 130 и далее). Ниже я хотел бы предложить вам несколько телесных позиций, основанных на йоговских (или навеянных йогой) символических позах, которые свяжутся у вас с определенными духовными размышлениями или идеями и которые способны вызвать истинно религиозный настрой ума.
Встаньте совершенно прямо, но без скованности; лицо обратите к востоку (где встает солнце). Живот должен быть плоский (не втянутый и не вялый), плечи слегка отведены назад, руки свободно опущены. Вы расслаблены, но готовы к действиям.
Сделайте несколько вдохов и выдохов, а затем, глубоко вдохнув, поднимите руки (ладонями вперед) параллельно вверх. Не нужно поднимать их вертикально (в непривлекательную позицию "руки вверх") - держите их легко, так, чтобы раскрытые без напряжения ладони находились на уровне головы, или чуть выше или ниже (на ваше усмотрение).
Вскоре вы поймете, о чем я думаю, когда говорю вам, что при этом жесте мысль ваша будет: "Отче!". Этим жестом вы воззовете: "Отче наш, иже еси на небесах". К Нему, вашему творцу, источнику всей силы божественной и человеческой взываете вы поднятыми руками, раскрытыми ладонями, в позе почитания, восторга и любви. "Отче, отче наш". И все ваше существо устремляется к Нему - ответом на Его вечную устремленность к вам.
Немного спустя вытяните руки горизонтально, по линии плеч, обратив раскрытые ладони к небесам.
Ваша мысль: "Сын". Вы обращаете зов к воплощенному Слову, Богу Бога, Свету Света, истинному Богу истинного Бога. Вы взываете к Господу нашему, вознесенному на крест, и, подобно Ему, жестом самоотречения и покорности (Господи, да будет воля Твоя) приносите себя в жертву.
Еще раз некоторое время вы прислушиваетесь к своим сердцебиениям и присоединяете их к биениям сердца Христа.
Затем сложите ладони в форме чаши, словно принимая в нее дарованную вам милость и любовь. Теперь вы должны думать: "Святой Дух", "Любовь", "Дар Божий".
В завершение персональной литургии вы складываете руки и склоняетесь, произнося "Gloria" (Слава) или просто "аминь".
Эти символические позы можно также объединить с "Коленопреклоненной" позой или с одной из сидячих поз, описанных в седьмом уроке.
Их можно весьма удачно включить в полный комплекс, между "Деревом" или "Треугольником" и позой "Змея"; до или после "Полного наклона назад" и т.д. Символические позы могут послужить началом или завершением комплекса. И наконец, можно просто мысленно обращаться к ним в течение дня, чтобы вызвать в себе создаваемый или выражаемый ими настрой души.
Примите "Коленопреклоненную позу" (или "Совершенную", или "Лотос"). Руки положите на бедра или перед собой. Несколько раз глубоко вдохните, расслабьтесь. Затем опустите глаза на свои ладони, сконцентрируйтесь на них и думайте приблизительно следующее.
Ваши руки - это вы сами, ваше "я", которое действует и работает. Они не только инструмент, которым пользуется мозг для выполнения очень точного -типично человеческого - труда (это, например, письмо); кроме того, руки получают от мозга и другие ответственные поручения - ив этом смысле также являются чисто человеческой принадлежностью.
Когда молчат глаза, я спрашиваю свои кисти, чувствительные кончики пальцев. Руки исследуют, осязают, наблюдают. Руки собирают (самые разнообразные вещи). Руки дают. Ничто, даже нежный взгляд не заменит любовного жеста матери, которая ласково поглаживает ребенка по голове. Возложением рук даются самые горячие и действенные благословения.
Мои руки - это я сам. В руке запечатлены особенности моей личности (как отражаются они, помимо моей воли, в буквах, которые я пишу). Моя ладонь покрыта сеткой линий. Ее холмы и долины образуют картину, которая говорит не только о моей судьбе (хотя истинная хиромантия не миф, несмотря на всю ерунду, которую этой науке иной раз навязывают в спутники), а о том, чем я занимаюсь и что собой представляю как человек.
Глаза - это созерцание. Руки - действие.
Поднимите кисти. Правая - более трудолюбивая и красноречивая, левая отражает ваше пассивное, потаенное "я". Поднимите их до уровня груди, где бьется сердце. От плеч руки свободно свисают, локти опираются о бедра или отдалены от туловища. Предплечья без усилия вытянуты вперед. А теперь осторожно разведите кисти и дайте им принять естественное положение. Пальцы раздвинутся и слегка согнуться, ладони образуют углубления, причем левая глубже правой, поскольку левая рука принимает и собирает.
И символ начинает работать. Он уже работает. Ваши руки - это вы: за предшествующий период концентрации ваше подсознание твердо усвоило данную идею. Они - ваше самое глубокое, самое неподдельное "я" пред лицом Господа. В чаше рук находится ваша душа, в свободном порыве предающая себя Господу. Она преподносит себя, ищет Господнего взгляда, простирается перед Ним, купается в Его свете и проникается Его теплом.
Нужно ли при этом что-нибудь произносить? О чем-нибудь думать? Читать молитву? Это необходимо? Ваши руки говорят. Пусть говорят. Они выражают ваши мысли. Ваши руки символизируют вас 1сак создание, кротко и с готовностью открывающее себя тому единственному, кто может его наполнить. И, быть может, ваши губы-раекроются (а глазам предстанет, в промежутке между ждущими дара ладонями, нечто большее, чем пустота), и с них слетит; os mettmoperui en atlmxi Spiritum (я отверз уста и вобрал в себя Дух), как сказано в Писании. Или вам на ум снова придут простые слова: "Наполни, Господи, чашу моих протянутых рук".
В другой день примите ту же позу^ руками и локтями не касайтесь тела. Ладони подняты на уровне лица; пальцы вытянуты и сомкнуты, лишь большой палец отведен довольно далеко в сторону.
Это ваше "я" отдает себя: "Возьми, Господи, все, что я имею,- говорят протянутые руки- Здесь, в ладонях, покоится моя душа, и весь день я буду простирать к Тебе руки, чтобы Ты сделал с ней все, что Тебе угодно; в этот день я радостно и с легким сердцем принесу ее, куда бы Ты ни пожелал".
Думаю, не пройдет и трех дней, как вы проникнете в тайны "персональной литургии". Вы найдете иные способы выразить с помощью рук состояние души или создать в себе нужный настрой. Если вы чувствуете себя усталым, оббеку-раженным, втайне повторите подходящий жест. Если обстоятельства не позволяют вам уединиться, вообразите его и думайте о нем. Тогда вы поймете слова Писания: "К тебе в горести простираю я длани" и "В годину горести с простертыми руками искал я Господа в ночи". Молитвенные жесты в римских катакомбах, жесты священника у алтаря (увы, часто они бывают небрежны и невыразительны) станут наконец, вам понятны. Если вы священник, то ваши ритуальные позы во время мессы, в исповедальне, на кафедре обретут новое значение как для вас, так и для вашей паствы. Воздевая руки во время проскомидии, вы будете делать это осознанно. При Песнопении жест ваших протянутых рук не окажется натянутым и неестественным. Персональная литургия станет для вас площадкой, с которой вы вступите в святилище Церкви. Прародители нашей церкви не думали о том, что йога может превратить человеческое тело в эффективный инструмент молитвы и созерцательной жизни. Однако правильно понятая йога должна научить нас, как вернуться к предшественникам и вместе с ними снова отыскать путь к Богу.
<< Пред. стр. 3 (из 3) След. >>