<< Пред. стр. 3 (из 7) След. >>
5. Остаток: человек входит в состояние "мечтателя" и демонстрирует такое физическое положение, как показано на рис. 28. Он описывает свое состояние как расслабленность, равновесие и активизацию зрительного воображения. С помощью вопросов и наблюдения удается установить, что положение головы и глаз (взгляд вверх) связаны со способностью данного человека к визуализации. Какие еще аспекты данного состояния могут ассоциироваться с остальными физическими характеристиками, такими как поза тела (наклон назад) и положение рук и ног (симметричное)? Вот приблизительные ответы на вопросы упражнений:1. Согласование: положение ног и таза одинаково в каждом примере (т. е. симметрично и устойчиво), тогда как верхняя часть тела (торс) наклонена вправо.
2. Отличие: голова человека наклонена влево и вверх, все положение тела кажется несколько более прямым.
Рис. 28. Согласно методу остатка, различные аспекты сложного результата порождаются различными паттернами системы, создавшей этот результат
3. Объединенный метод согласования и отличия: во всех "творческих" состояниях голова человека наклонена вправо и вверх, а вес тела перенесен в большей степени на левую ногу. Физиология "тупиковых состояний" отличается от "креативной" физиологии тем, что голова всегда оказывается в другой позиции, а вес тела перенесен в большей степени на правую ногу.
4. Сопутствующие изменения: положение верхней части тела (торса) изменяется в зависимости от степени концентрации; т. е. человек наклоняется вперед, когда пытается сосредоточиться сильнее, и отклоняется назад, когда от него требуется меньшая концентрация внимания.
5. Остаток: вероятно, поза человека (наклон назад) связана с ощущением "расслабленности", а симметричность рук и ног можно ассоциировать с ощущением "равновесия". Чтобы проверить эту гипотезу, можно попросить испытуемого положить ногу на ногу или скрестить руки (создавая физическую асимметрию), сохраняя голову в приподнятом положении и удерживая наклон назад (как на рис. 29). Затем следует спросить испытуемого, что изменилось в его состоянии. Если он утверждает, что, скрестив руки, потерял ощущение "равновесия", можно допустить, что существует взаимосвязь между положением рук человека и ощущением "равновесия".
Рис. 29. Изменение одной характеристики при сохранении других неизменными помогает определить, какое влияние оказывала эта характеристика на результат
Возможные погрешности методов Милля
При моделировании важно всегда учитывать, что ни один метод распознавания паттернов не обладает "защитой от дурака". Методы Милля рассчитаны на идентификацию потенциальных паттернов. Каждый метод подвержен погрешностям, если считать его самоочевидным доказательством. В частности, метод согласования может привести к таким ошибкам, какие допускал "логически мыслящий пьяница". Он утверждал следующее: "В понедельник я выпил пять порций виски с содовой и наутро проснулся с жутким похмельем. Следующим вечером я выпил пять "скотчей" с содовой, но наутро у меня снова было жуткое похмелье. Тогда я решил выпить пять "бурбонов" с содовой, но и на следующее утро мне было все так же плохо. Поэтому сегодня я буду пить только виски: от этой проклятой содовой только голова болит".
Метод отличий, применяемый сам по себе, может привести к возникновению суеверий. Допустим, некий человек постоянно покупает лотерейные билеты, но ни один из них не выигрывает. Наконец однажды номер билета оказывается счастливым. Его владелец замечает, что в этот день ему посчастливилось надеть новую пару зеленых носков, и рассуждает следующим образом: "Ага, я надену эти носки и поеду играть в Лас-Вегас. Носки помогут мне выиграть кучу денег". Несмотря на то, что именно зеленые носки оказались тем отличием, которое сопровождало выигрыш в лотерею, они вовсе не обязательно являются звеном каузальной цепочки. Разбилось зеркало, черная кошка перебежала дорогу, вы прошли под лестницей или тринадцатое число выпало на пятницу - все это примеры суеверий, которые могут возникнуть в результате использования метода отличий без проверки или подтверждения какого-либо рода.
Подобным образом и контрастный анализ (объединенный метод согласования и отличий) может привести вас к выводу о том, что самые крупные шедевры нескольких последних столетий были созданы мужчинами кавказской расы и европейского происхождения. Но это вовсе не означает, что женщины или жители других частей света не способны на гениальные творения. Предвзятое отношение и фильтры, определяющие, кого признавать гением и обеспечивать необходимыми возможностями и поощрением, возникают в результате действия других факторов, среди которых культурная поддержка, тендерные стереотипы и даже определение "гениев" (то, что Аристотель назвал бы "формальными причинами").
Сопутствующие изменения могут привести к другим заблуждениям. Например, статистики сообщают о наличии корреляции между количеством съедаемого людьми мороженого и частотой несчастных случаев на воде. Однако допускать причинно-следственную связь между этими двумя показателями было бы несколько преждевременно. Как количество съедаемого мороженого, так и количество купальщиков увеличивается летом, во время жаркой погоды, и совершенно не обязательно между этими фактами существует прямая связь.
Подвержен погрешностям и метод остатка (процесс исключения). Представьте себе, что врач говорит своему пациенту: "У меня есть для вас две новости: плохая и хорошая. Плохая заключается в том, что от таблеток, которые я хочу вам порекомендовать, умирает девять из десяти пациентов. А хорошая новость заключается в том, что последние девять моих пациентов уже умерли от этих таблеток, так что вы должны быть тем самым десятым счастливчиком, который выживет".
Для того чтобы предотвратить возникновение подобных заблуждений, необходимо использовать методы подтверждения паттерна, в том числе поиск противоположных примеров, а также восприятие причинно-следственных связей с системной точки зрения.
Все методы Милля предполагают наблюдение за несколькими примерами или случаями изучаемого явления или деятельности. В действительности для окончательного определения паттерна необходимо какое-то минимальное количество примеров. С точки зрения НЛП, этот минимум равен трем. Характеристика, которая фигурирует в случае единичного успешного достижения результата, вместе с рядом других возможностей создает основания для потенциального наличия паттерна. Свойство, которое проявляется в двух успешных примерах, предполагает большую вероятность наличия того или иного паттерна. Свойство, которое присутствует во всех трех примерах, становится убедительным свидетельством существования паттерна.
Тем не менее окончательным критерием определения паттернов в моделировании является тот факт, что с помощью данной характеристики вы способны достичь желаемого результата. "Паттерн" невозможно по-настоящему проверить или оценить до тех пор, пока он не реализуется на практике.
Определение программы моделирования
Подведем итоги. Эффективное моделирование той или иной способности, а также последующая организация результатов в тренинги, техники и приемы зависят от свойств или особенностей, которые мы отбираем и фильтруем, а также от способности определять значимые паттерны, связанные с этими свойствами. Базовая последовательность событий, включенных в программу моделирования, требует подтверждения того, что значимые свойства и паттерны действительно будут обнаружен. Ниже приводится типичная последовательность этапов:
1. Проведение анализа с целью определения специфических тем, контекстов и навыков, на которые будет направлено моделирование.
2. Выбор объектов для моделирования.
3. Формирование и выполнение сценариев и методов моделирования с целью спровоцировать нужные действия или способности модели и собрать необходимую информацию.
4. Определение значимых паттернов в поведении, стратегиях, убеждениях и т. д. моделируемых людей.
5. Сведение обнаруженных паттернов в описательную и предписывающую структуру, т. е. "модель".
6. Экспериментальная проверка и совершенствование модели: использование ее в значимом контексте (контекстах), чтобы убедиться в том, что с ее помощью можно достичь желаемого результата.
7. Планирование приемов и средств эффективного внедрения, позволяющих передать или применить ключевые элементы модели другим людям.
8. Измерение результатов, полученных в результате применения модели.
Определение программы моделирования подразумевает конкретизацию базовых условий, в которых она будет осуществляться. Приведенный ниже рабочий бланк поможет вам составить набросок основных измерений, формирующих и направляющих вашу программу моделирования.
Рабочий бланк программы моделирования
1. Запишите заголовок или фразу, которая определяет суть вашей программы моделирования.
2.На какую способность или результат направлена ваша программа (т. е. навыки руководства, проведение успешной презентации, повышение грамотности, поведение в стрессовой ситуации и т. д. )? Если в центре вашего внимания оказались несколько взаимосвязанных способностей или результатов, перечислите их все. Определите уровень сложности каждого навыка (т. е. простой поведенческий, простой когнитивный, простой лингвистический, сложный поведенческий, сложный когнитивный или сложный лингвистический).
3. Кого вы будете моделировать? (Можете перечислить имена конкретных людей либо описать характеристики тех, кого хотели бы смоделировать. )
4. Существуют ли конкретные контексты, в которых вы можете наблюдать моделируемых личностей? Если да, то какие?
5. Каковы желаемые результаты, цели и задачи вашей программы?
6. Каковы желаемые последствия вашей программы? Кому она принесет пользу и в чем? Как она скажется на более крупной системе или сообществе?
7. Какие критерии определяют вашу программу? Как вы намерены применить смоделированный навык? (Например, в рамках определенной профессии или сообщества, для выгоды или развлечения ит. д. )
8. В какой конкретной форме вы представите свою программу (т. е. статья, видеопленка, книга, семинар и т. д. )?
9. Какое время вы отводите на выполнение вашей программы?
Определение обоснований и процедур обоснования целей и результатов проекта
Определение программы моделирования включает в себя также формирование "эпистемологических вопросов" относительно критериев и приемов обоснований, с помощью которых можно проверить и оценить результаты собранной вами информации. Эпистемологические вопросы - это вопросы, связанные с тем, "как мы узнаем" что-либо. В число вопросов, наиболее значимых в моделировании, входят:
Подготовка: какие критерии вы будете использовать (использовали) для определения объекта (объектов) моделирования?
• Как вы узнаете, что объект (объекты) моделирования обладает (обладают) необходимым навыком?
• Как другие узнают, что объект (объекты) моделирования обладает (обладают) необходимым навыком?
Фазы 1 и 2 (сбор информации с помощью имплицитного и эксплицитного моделирования): Какие критерии вы используете для того, чтобы определить, что эффективно смоделировали данную способность?
• Как моделируемый человек узнает, что он/она обладает желаемым навыком или достиг желаемого результата?
• Как вы узнаете, что приобрели навык, которым обладает модель?
• Как другие узнают, что вы приобрели навык, которым обладает модель?
Фаза 3 (планирование): Какие критерии помогут вам определить, что вы успешно передали данную способность другому человеку?
• Как вы узнаете, что другие приобрели навык, которым обладает модель?
• Как другие узнают, что приобрели навык, которым обладает модель?
Ответы на данные вопросы помогут вам определить и спланировать наиболее эффективные методы моделирования.
Цели моделирования
В заключение отметим, что всеобъемлющей целью моделирования является создание практической карты той или иной способности или навыка путем дробления их на "группы" и определения значимых свойств и этапов, необходимых для применения данной способности тем или иным образом. Задачи применения модели или осуществления моделирования могут быть следующими:
- узнать о различиях;
- сделать что-либо новым способом;
- сделать что-либо лучше;
- сделать что-нибудь новое;
- расширить возможности выбора;
- изменить свое восприятие.
Как указывал один из основателей НЛП Ричард Бэндлер, настоящим содержанием НЛП является моделирование, а вовсе не набор методик.
Моделирование представляет собой классический пример "двойной петли научения" (рис. 30). Как гласит старая пословица, "если вы дали человеку рыбу, то накормили его на один день; если вы научили его ловить рыбу, - накормили его на всю жизнь". "Двойная петля научения" подразумевает, что вы помогаете человеку поймать рыбу и одновременно учите его ловить рыбу. Здесь одновременно достигаются два результата - научение тому, что делать, и в то же время - как это делать.
Например, в компании или организации можно смоделировать эффективную деятельность любого человека или группы, выявить структуру этой деятельности и научить ей других людей и одновременно с этим научить их моделировать. Таким образом, обучаемые получают пользу не только в виде результатов программы моделирования, но и учатся моделировать самостоятельно. Следовательно, люди способны развивать в себе навыки моделирования за счет применения его к конкретным переживаниям.
Рис. 30. Двойная петля научения подразумевает два одновременных уровня обучения
Этот вид "двойной петли" служит различным целям, поскольку:
- является менее затратным;
- создает внутренние ресурсы компании или организации;
- гарантирует долговременные систематические изменения.
Благодаря тому, что с его помощью можно сэкономить время и получить выгоду, в будущем все новые и новые виды обучения будут строиться на основе "двойной петли", предоставляемой процессом моделирования.
Стратегии моделирования
Моделирование включает в себя описание явления (или процесса), которое содержало бы "известные или подразумеваемые свойства" данного явления и могло бы послужить основой для создания итогового продукта или услуги. В процесс моделирования в НЛП входит применение различных стратегий для исследования психических и физических процессов, лежащих в основе той или иной деятельности, или достижения определенного результата, а также создание эксплицитной карты или описания этих процессов, которые можно было бы применить с какой-либо практической целью. Различные стратегии моделирования обрисовывают различные последовательности действий и типы различий, позволяющих выявить значимые паттерны и свести их в описания.
Следует отметить, что стратегии моделирования представляют собой субпроцессы в рамках общей методологии моделирования, ^которая подразумевает прежде всего создание интуитивной основы для понимания определенного поведения или способности. Для этого процедура "имплицитного" моделирования людей, обладающих необходимыми навыками, повторяется до тех пор, пока моделирующему не удается самостоятельно достичь желаемого результата (в этом случае используется преимущественно вторая позиция). Вторую фазу моделирования составляет "эксплицитное" определение характеристик и паттернов, наиболее значимых для достижения этих результатов. Заключительная фаза моделирования подразумевает планирование приемов и средств, с помощью которых эти паттерны и характеристики можно наилучшим образом передать другим. Стратегии моделирования применяются прежде всего во время "эксплицитной" фазы моделирования, чтобы облегчить планирование средств передачи.
Стратегии моделирования задействуют как индуктивные, так и дедуктивные процессы. Индуктивными процессами называются те, с помощью которых мы воспринимаем паттерны окружающего мира. Посредством дедуктивных процессов мы описываем наше восприятие и действуем на его основе. Например, способность понимать язык отличается от способности говорить на нем. В моделировании разница между индуктивными и дедуктивными стратегиями связана с различиями между фазой "понимания", или сбора информации, и фазой применения всего процесса в целом.
В то время как все процессы моделирования в НЛП обладают определенным сходством, одни стратегии моделирования могут оказаться более продуктивными или полезными, чем другие, в зависимости от типа моделируемой способности или деятельности, уровня сложности данной способности или деятельности, а также стадии процесса моделирования. Ниже приводится краткое изложение основных стратегий моделирования, используемых для выявления, организации и применения значимых паттернов отдельного человека или группы людей, обладающих тем или иным навыком успешной деятельности.
Стратегии микромоделирования
Стратегии микромоделирования подразумевают моделирование отдельных элементов того или иного навыка (т. е. простой поведенческой, простой когнитивной или простой лингвистической способности, например, навыка представления информации) (рис. 31). 1. Определите навык, который вас интересует.
2. Попросите моделируемого человека продемонстрировать этот навык в специфическом контексте.
3. Выявите его ТОТЕ относительно использования данного навыка в данном контексте.
Рис. 31. Микромоделирование включает выявление структуры ТОТЕ данной деятельности
Вопросы для моделирования ТОТЕ
1. В каком контексте вы обычно применяете данный навык?
2. Какие цели и задачи определяют ваши действия во время применения навыка в данном контексте? (Перечислите их в виде коротких предложений или ключевых слов. )
3. На основании чего вы делаете вывод о том, что достигли этих целей?
4. Что вы предпринимаете для достижения целей? Каковы конкретные меры и действия, с помощью которых вы достигаете необходимого результата в данном контексте?
5. Если вы сталкиваетесь с непредвиденными затруднениями или проблемами в достижении своих целей в данном контексте, к каким мерам вы прибегаете, чтобы исправить ситуацию?
Пример: моделирование навыков подачи информации
1. Докладчик (моделируемый человек) делает короткое сообщение (3-5 мин. ) перед группой из трех человек по выбранной им теме.
2. Каждый член группы называет определенный простой поведенческий паттерн, который он хотел бы смоделировать из выступления докладчика.
3. Группа выявляет ТОГЕ докладчика относительно данного сообщения (т. е. цели, обоснования и действия докладчика), чтобы создать контекст для поведенческого паттерна.
4. Каждому члену группы дается 20 мин. на то, чтобы смоделировать желаемый поведенческий паттерн с помощью любой процедуры моделирования по выбору.
5. После того как поведение будет успешно смоделировано и продемонстрировано каждым членом группы, им предстоит ответить на вопросы: "Как этот паттерн влияет на меня на других уровнях (помимо данного поведения)?", "Какие допущения и предположения кроются за этим поведением?".
Стратегии макромоделирования
Стратегии макромоделирования включают в себя определение навыков, составляющих более сложную способность (сложный поведенческий, сложный когнитивный или сложный лингвистический навык), например, навыки лидерства (рис. 32).
1. Создайте для моделируемого человека контекст, который потребует проявления данной способности.
2. Определите специфические поведенческие примеры моделируемой способности/
3. Начиная с поведения, выявите различные уровни процессов ("как", "почему" и "кто"), поддерживающих данное поведение.
Рис. 32. Макромоделирование включает в себя "разделение" сложной способности на различные уровни процессов, необходимых для ее осуществления
Вопросы для многоуровневого моделирования
Работая вместе с партнером или группой, определите поведенческий паттерн для моделирования. Начиная с уровня поведения, выявите остальные логические уровни поддержки, связанные с данным поведением.
1. "Какой контекст или окружение вы изучаете?"
"Когда и где проявляется данная способность или имеет место данная деятельность?"
Контекст, в котором проявляется данная способность:
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
2. "Каковы специфические формы поведения, связанные с исследуемой вами способностью? Какие аспекты поведения являются особенно значимыми для достижения желаемого результата?" "Какие специфические формы поведения существенны для моделируемого процесса?"
(Создайте или сымитируйте пример контекста, в котором проявляется данное поведение, с целью получить пример моделируемой способности. Это необходимо для того, чтобы обосновать следующие вопросы или установить для них "якорь" на чем-то конкретном и избежать сугубой "теоретичности" ответов. )
3. "Какие мысли и способности связаны с данным поведением?" "Как вы мыслите в тот момент, когда поступаете данным образом? Какие когнитивные процессы лежат в основе поведения (или предполагаются им), которое вы определили и продемонстрировали на втором этапе?"
Мысли и способности, которые я связываю с этим поведением:
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
4. "Какие убеждения и ценности выражены или подкрепляются мыслями и действиями, которые вы описали?"
"Какие ценности выражены в вашем поведении и способностях?"
Я ценю:
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
"Почему именно эти мысли и формы поведения выражают ваши ценности? Какие убеждения создают мотивацию для ваших мыслей и действий?"
Я убежден, что:
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
5. "Каково ваше восприятие идентификации или роли в связи с вашими мыслями и действиями, а также выраженными в них убеждениями и ценностями?" (Нередко бывает полезно использовать как буквальное описание, так и метафору.)
"Кто вы, если разделяете данные убеждения, ценности, способности и формы поведения?"
Я (или: Я похож на... )
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
"Какова ваша миссия?" "Кому еще приносит пользу данная деятельность?"
Моя миссия:
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
6. "Каково ваше ощущение более крупной системы, в которой вы осуществляете свою деятельность?"
"Каково ваше видение более крупной системы, в которой вы выполняете данную миссию?"
Моя миссия соответствует видению более крупной системы, заключающемуся в том, что:
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Пример упражнения на макромоделирование
1. Обозначьте точку в пространстве, представляющую контекст, в котором моделируемый человек проявляет "X" (т. е. руководящие способности, креативность, обучение ит. д. ). Попросите этого человека встать на указанное место и, оставаясь в первой позиции, наблюдайте и контролируйте окружение, позволяющее делать "X". Определите убеждения и ценности, которые управляют данным человеком в этом контексте.
2. Обозначьте другую точку для контекста, в котором данный человек не способен проявить "X". Определите убеждения и ценности, отличающие этот контекст от первого.
3. Попросите человека попеременно занимать каждое из этих положений и в каждом из них приступать к действиям или думать о тех мерах, которые он предпримет в ближайшем времени, равно как и о долговременных последствиях, связанных с этими действиями или мерами.
4. Определите еще одно место - для третьей позиции, из которой моделируемый человек может наблюдать одновременно за эффективным и неэффективным контекстами. Перейдя в нее, оцените сходство и различия между первым и вторым контекстами по отношению к убеждениям, ценностям и ожидаемым последствиям.
5. Добавьте четвертую позицию, находясь в которой можно было бы поразмышлять над всем остальным. Из этого положения оцените предположения, управляющие оценками "третьей позиции". Уместны ли они? Как вы определили, что составляет контексты креативности, обучения или руководящих способностей? Каковы были ваши допущения относительно убеждений и ценностей в данных контекстах? и т. д.
Стратегии прикладного моделирования
Стратегии прикладного моделирования включают:
а) определение важнейших навыков, которыми обладают люди, способные достичь определенного результата;
б) определение конкретных людей, которым было бы полезно освоить данные навыки и научиться достигать данных результатов;
с) определение способностей, в которых наиболее нуждаются те, кто хочет приобрести новый навык или достичь результата.
Типичный подход в прикладном моделировании предполагает, что, в первую 'очередь, необходимо установить потребность или проблему, на которую будут направлены все усилия, а затем определить или выбрать людей, обладающих необходимыми для решения данной проблемы способностями или ресурсами. Другой подход подразумевает сначала определение способностей, которыми обладают люди, умеющие достигать определенного результата, а затем установление группы людей, которым эти способности принесли бы максимальную пользу.
Прикладное моделирование позволяет также придать обнаруженным способностям такую форму, чтобы нуждающиеся в них люди смогли развить и интериоризовать эти способности (примерами могут послужить "стратегия грамотности", "техника борьбы с аллергией", "методика контроля собственного веса", "семинар по навыкам руководства", "методика лечения зависимости" и т. д. ).
Рис. 33. Прикладное моделирование подразумевает определение способностей для моделирования и передачи тем, кто в них нуждается
Во многих отношениях прикладное моделирование подразумевает воплощение на практике информации, полученной с помощью других стратегий моделирования. Это включает структурирование процесса сбора информации в формат "настоящее состояние - желаемое состояние", известный также как модель SCORE (рис. 33). Особенности SCORE определяют существенные характеристики определенного "проблемного пространства": симптомы, связанные с настоящим (или проблемным) состоянием; причины этих симптомов; желаемый результат, который заменит данные симптомы; долговременный эффект достижения результата; а также ресурсы, необходимые для преобразования симптомов и их причин и достижения желаемого результата и его последствий. Как правило, применительно к моделированию симптомы и причины (настоящее состояние) находят воплощение в людях, которые нуждаются в способности к моделированию. Результат, эффект и ресурсы находят воплощение в тех, кого выбирают в качестве модели. Однако может быть и так, что все аспекты SCORE присутствуют в одном и том же человеке (об этом свидетельствуют ситуации, в которых человек страдал от какой-то проблемы или болезни, но сумел справиться с тем или другим самостоятельно).
Базовая стратегия прикладного моделирования будет включать в себя следующее:
1. Установите полную модель SCORE, определяя проблемное пространство, на которое будет направлена программа моделирования.
2. Выявите:
а) многоуровневое описание проблемного состояния человека (людей), который(е) нуждается (ются) в моделировании того или иного ресурса;
б) многоуровневое описание способностей тех людей, кто обладает ресурсом, необходимым для достижения желаемого состояния.
3. Передайте соответствующий уровень (уровни) ресурса тому человеку, который нуждается в данной способности. (В зависимости от уровня и типа ресурса это может быть "установка якоря", поведенческая практика, репетиция определенной когнитивной последовательности или стратегии, ряд действий, составляющих прием, и т. д. )
Вопросы для прикладного моделирования
1. Симптомы: Каковы специфические, доступные наблюдению или измерению симптомы, на которые будет направлена программа моделирования?
2. Причины: Каковы причины этих симптомов?
3. Результаты: Какой результат или желаемое состояние способен (способны) последовательно демонстрировать моделируемый человек (моделируемые люди)?
4. Эффект: Каков долговременный позитивный эффект, который будет вызван достижением этого результата?
5. Ресурсы: Какие ресурсы позволяют моделируемому человеку (моделируемым людям) а) последовательно достигать желаемого результата, б) успешно справляться с симптомами, в) преобразовывать причины этих симптомов и г) делать шаги по направлению к долговременному позитивному эффекту?
Путем сбора информации на следующих уровнях определите, какими ресурсами, необходимыми для моделирующих, обладают моделируемые люди:
Выясняется у тех, кому необходим данный ресурс
A. Окружение. Существуют ли какие-либо контекстуальные или средовые ограничения, которые приходится учитывать тем, кто нуждается в данной способности?
Б. Поведение. Какое специфическое поведение проявляют в текущий момент те, кто нуждается в данной способности? (или) Каково проблемное поведение?
B. Когнитивные способности. Каких специфических способностей или когнитивных стратегий не хватает тем, кто нуждается в данной способности? Какие из имеющихся когнитивных способностей или стратегий вызывают проблемы?
Г. Убеждения. Какие, из. имеющихся убеждений ограничивают возможности или силы тех, кто нуждается в данной способности?
Д. Ценности, На основании каких ценностей или иерархии ценностей действуют в данный момент те, кто нуждается в данной способности?
Е. Чувство идентификации. Как воспринимают самих себя те, кто нуждается в данной способности? Какова их "Я-концепция"?
Ж. Миссия и видение. Обладают ли те, кто нуждается в данной способности, чувством собственной миссии или видением, помогающим им организовывать собственную деятельность?
Выясняется у тех, кто обладает необходимым ресурсом
A. Окружение. Существуют ли для моделируемого человека какие-либо контекстуальные или средовые преимущества?
Б. Поведение. Какое специфическое и доступное для наблюдения поведение, которое отличалось бы от поведения людей, нуждающихся в данной способности, демонстрирует моделируемый человек?
B. Когнитивные способности. Какие специфические психические способности или когнитивные стратегии использует моделируемый человек?
Г. Убеждения. Какие убеждения обеспечивают успешность действий моделируемого человека?
Д. Ценности. На основании каких ценностей или иерархии ценностей действует в данный момент моделируемый человек?
Е. Чувство идентификации. Как воспринимает себя моделируемый человек?
Ж. Миссия и видение. Какое видение ситуации и какую миссию использует моделируемый человек для организации собственной деятельности?
Стратегии продвинутого моделирования
Многие аспекты и фазы моделирования в НЛП (включая "обнаружение свойства", "распознавание паттерна" и различные элементы стратегий микро-, макро- и прикладного моделирования) суммированы в разработанной автором "стратегии продвинутого моделирования".
1. Определите желаемый навык или способность, которые вы хотели бы смоделировать, а также человека (людей), обладающего (их) данным навыком (способностью).
2. Создайте ситуацию или контекст, в котором вы можете получить, как минимум, три различных специфических примера того, как моделируемые люди осуществляют желаемый навык.
А. Выделите критические факторы для каждого из примеров с помощью следующих фильтров восприятия:
- ключи доступа;
- языковые паттерны - метамодель, предикаты и т. д.;
- физиология;
- репрезентативные системы, стратегии и субмодальности;
- паттерны метапрограммы;
- убеждения и ценности;
- логические уровни.
Б. Определите, какие факторы совпадают во всех трех случаях.
3. Найдите, как минимум, один противоположный пример, т. е. другого человека или людей (включая вас лично), неспособного (неспособных) к адекватному осуществлению данного навыка или ситуации, в которых сама модель не смогла бы адекватно применить данный навык.
Определите критические факторы противоположного примера (примеров), применяя те же фильтры, что и в пункте 2А.
4. Сравните критические факторы в трех удачных примерах с критическими факторами противоположных примеров. Отметьте наиболее значимые различия.
5. Изменяйте значимые критические факторы противоположных примеров е соответствии со значимыми критическими факторами удачных примеров до тех пор, пока не сможете добиться желаемого поведения или результатов от людей или в ситуациях, составляющих противоположный пример (примеры). Если изменение факторов не приводит к желаемому поведению или результату применительно к людям или ситуациям, составляющим противоположный пример, найдите другие, более уместные или действенные примеры для моделирования и продолжайте повторять действия с пункта 4 до тех пор, пока желаемое поведение или результаты не будут достигнуты.
6. Теперь начинайте по очереди варьировать критические факторы, которые обеспечили достижение желаемого поведения или результатов.
А. Найдите "предел", до которого вы можете изменить фактор, не меняя результата.
Б. "Принцип элегантности": определите минимальное количество факторов, необходимых для достижения желаемого поведения или результатов.
Прикладное моделирование и процесс "обратного распространения"
Последний, "контрольный" этап в стратегиях как прикладного, так и продвинутого моделирования напоминает то, что в технологии нервных сетей называется "обратным распространением". Нервные сети представляют собой компьютерные структуры, построенные по принципу мозговой деятельности. Они используются для распознавания сложных паттернов и, как правило, включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, служащих для создания своего рода "модели" того или иного паттерна или явления. Модель представляет собой функцию "весов", или сил, связей между элементами сети. Эта внутренняя "модель" определяет результативность сети.
Ценность нервных сетей заключается в том, что они способны научиться распознавать паттерны "эвристически", как функцию повторяющегося опыта. Модель (или паттерн "весов") регулируется согласно определенному правилу обучения каждый раз, когда в сеть поступают определенные данные. Таким образом, сеть все лучше и лучше распознает эти конкретные данные и реагирует на них. Точно так же ребенок учится узнавать определенное лицо или слово. Подобные типы компьютерных сетей обычно используются в аудиосистемах "распознавания голоса" и оптических системах "распознавания символов".
Обычной стратегией обучения для таких сетей является "обратное распространение". Предположим, компьютер обучают распознаванию букв алфавита, чтобы он смог читать напечатанные документы и переводить их в соответствующие электронные текстовые символы (рис. 34). Для того чтобы научиться распознавать, скажем, букву 5, следует ввести образ этой буквы в сеть.
Рис. 34. Схема процесса "обратного распространения" в нервной сети
Этот образ кодируется в компьютерной сети как паттерн реакций (основанных на текущем "весе" их взаимосвязей). В результате действия этого паттерна сеть выдает результат, например символ "§". Результат компьютера сравнивается с ожидаемым результатом (т. е. с буквой 5). Если между двумя результатами - ожидаемым 5 и полученным "§" - возникает расхождение, то взаимосвязи между элементами сети регулируются заново. Затем образ буквы вновь вводится в систему, и результат проверяется тем же путем. После некоторого количества повторных проб компьютерный результат начинает все больше и больше напоминать желаемый (т. е. после ввода образа S компьютер выводит текстовый символ 5). Другими словами, компьютер создает полезную "модель": механизм, позволяющий достичь желаемого результата при вводе определенных данных.
Подобная стратегия используется в НЛП для совершенствования той или иной модели, созданной с помощью разнообразных методов и стратегий (описанных выше). Человек представляет собой сложную "нервную сеть", которая способна обрабатывать различные свойства и особенности (т. е. репрезентативные системы, субмодальности, паттерны метапрограммы, микроповеденческие ключи, языковые паттерны и т. д. ). Сосредоточение "внимания" на определенной особенности подобна процессу наделения "весом" того или иного элемента компьютерной нервной сети. Например, если сказать человеку "подними глаза вверх и влево", в то время как он пытается научиться правильно писать какое-то слово, то тем самым мы придадим больше "веса" положению глаз как элементу грамотного письма.
Таким образом, этапы модели или процедуры надбавляют внимание человека на различные аспекты и черты его опыта. Это перемещение внимания "создает своего рода "аттрактор", который стимулирует в человеке "самоорганизующееся" поведение. Если вы заметите, как теннисный мяч коснулся земли, прежде чем долетел до вас, это автоматически повлияет на то, как вы взмахнете ракеткой, чтобы отбить мяч. Подобным образом, если прислушиваться к изменению тона голоса собеседника, а не к содержанию его слов, или наблюдать его выражение лица, вместо того чтобы обращать внимание на тип одежды, которую он носит, то все эхо повлияет на способ вашей реакции на этого человека.
Инструкции и процедуры, составляющие принципы, этапы и стратегии поведенческой модели, таким образом, подобны "весу" в нервной сети. Применение "обратного распространения" в поведенческом моделировании будет включать в себя (рис. 35):
1) попытку применить шаги, стратегии и особенности, определяемые моделью, в соответствующем контексте;
2) концентрацию на достигнутых результатах и сравнение их с желаемыми;
3) регулировку мер и особенностей, предлагаемых моделью, с целью повысить "степень приближения";
4) попытку применить новые настройки модели и продолжающиеся попытки повторения процесса до тех пор, пока вы (или люди, на которых рассчитана эта модель) не достигнете требуемого "порогового" уровня желаемого результата.
С помощью данного механизма модель совершенствуется в процессе опытного применения. Поправки как результаты сравнения реального и желаемого результатов вносятся до тех пор, пока не будет выработана наиболее эффективная и элегантная модель.
Рис. 35. Оттачивание техники, модели или стратегии с помощью процесса "обратного распространения"
Обратите внимание, что данный подход к оцениванию и совершенствованию модели фундаментально отличается как от простой "обратной связи" (где результат деятельности системы возвращается в нее как новые данные), так и от попытки статистического обоснования теории через анализ результатов. "Обратное распространение" подразумевает непрерывную регулировку самой модели как функцию сравнения ее результата с желаемым результатом.
Конгруэнтность кода
По мнению Грегори Бейтсона, "если хочешь подумать о чем-либо, лучше всего думать об этом так, как думает оно само". Понятие "конгруэнтность кода", введенное Бейтсоном, подразумевает, что наиболее эффективными и экологичными являются те модели, в которых взаимосвязи между элементами соответствуют взаимосвязям внутри системы элементов моделируемого явления.
В частности, Бейтсон указывает, что мы можем описать человеческую кисть как "пять бананоподобных объектов" или как "четыре взаимосвязи" между соседними пальцами (рис. 36). Возникает вопрос: "Какое из описаний наиболее соответствует тому, с помощью которого ДНК и другие генетические процессы создали настоящую человеческую кисть?" Другой вопрос звучит так: "Что изменится, если мы попытаемся создать или воспроизвести руку, думая о ней как о четырех взаимосвязях, а не о пяти объектах?" Бейтсон утверждает, что наиболее "конгруэнтные коду" модели, как правило, более элегантны (просты), полезны и экологичны.
Рис. 36. Кисть - это пять объектов или четыре взаимосвязи?
Хорошим примером значимости конгруэнтности кода для моделирования является сдвиг в понятийном и математическом аппарате астрономии, который произошел в эпоху позднего Возрождения. Средневековые астрономы предполагали, что Земля является центром Солнечной системы. По их представлениям, все планеты вращаются вокруг Земли, а не вокруг Солнца (рис. 37). Для того чтобы охарактеризовать траектории планет относительно Земли, астрономам приходилось использовать изощренные и запутанные математические описания. (Если допустить, что Земля является центром Солнечной системы, то в орбитах планет появятся странные петли и изгибы. )
Рис. 37. Орбиты планет относительно Земли как "центра" Солнечной системы
Рис. 38. Орбиты планет относительно Солнца как "центра" Солнечной системы
После того как эта модель наконец изменилась и в центре всех орбит оказалось Солнце, стало очевидно, что планеты следуют по относительно примитивным эллиптическим траекториям (рис. 38). Неожиданно стало намного проще математически обосновать движение небесных тел.
Другим научным примером конгруэнтности кода являются изменения, которые повлекла за собой теория относительности Альберта Эйнштейна. Осуществив переход от понятий "абсолютного" времени и пространства к понятиям относительного времени и пространства, модель Эйнштейна включила в себя все законы механики Ньютона (как частные случаи), но оказалась способна объяснить и предсказать множество других явлений; кстати, для этого ей потребовалось гораздо меньшее количество категорий.
Несмотря на то, что модели, не конгруэнтные коду, могут быть полезными в отдельных ситуациях, сфера их применения и долговечность весьма ограничены. В качестве метафоры (и биологического подтверждения значимости конгруэнтности кода) Бейтсон любил приводить пример с неоплодотворенной лягушачьей икринкой. По существу, икринка лягушки представляет собой шар; следовательно, ей не хватает существенного объема информации, необходимой для того, чтобы стать лягушкой (рис. 39). У шара нет ни "переда", ни "зада", ни левой, ни правой сторон, ни верха, ни низа. Однако, поскольку ядро икринки слегка смещено относительно центра, это предопределяет "верх" и "низ" икринки. Для того чтобы начать превращаться в лягушку, икринке необходима информация о том, где будет "перед", "зад", "право" и "лево". Эта информация обычно поступает вместе со сперматозоидами самца лягушки. Место проникновения спермы в икринку отмечает "перед" будущей лягушки. Если "верх" и "перед" определены, то "зад", "низ", "лево" и "право" становятся очевидными.
Рис. 39. Волосок верблюда является своего рода моделью сперматозоида лягушки, которая не вполне "конгруэнтна коду"
Любопытно, однако, в свете положения о конгруэнтности кода, что кончик верблюжьего волоска обладает приблизительно таким же диаметром, что и сперматозоид лягушки. Если проколоть этим волоском лягушачью икринку, яйцеклетка начнет делиться и развивается в живую лягушку, умеющую дышать и ловить мух. Волосок верблюда служит своего рода "моделью" лягушачьей спермы. Однако созданная таким образом лягушка не сможет размножаться, поскольку у нее отсутствует вторая половина хромосомного набора, которая естественным образом содержится в клетках спермы самца (так называемый "гаплоид"). Таким образом, верблюжий волосок не вполне "конгруэнтен коду", поскольку не содержит определенной части информации, или кода, необходимой для создания полноценно размножающейся лягушки.
Если использовать этот пример как метафору моделирования в целом, то в терминах логических уровней НЛП можно сказать, что верблюжий волосок способен предоставить информацию уровня способностей, однако не содержит в себе необходимой информации уровня идентификации. Таким образом, важнейшим критерием "конгруэнтности кода" в моделировании является проверка и включение в модель как можно большего количества различных уровней.
Дополнительная энергия
Бейтсон подчеркивает еще один аспект конгруэнтности кодов в живых системах - аспект "дополнительной энергии". Дополнительная энергия связана с тем фактом, что во многих динамических системах (например, биологических и социальных) все элементы обладают собственным источником энергии. За счет этого система усложняется, поскольку энергия проходит через нее не по предсказуемому, механическому пути. К примеру, бильярдные шары на столе не имеют собственной дополнительной энергии. В подобной системе энергия обеспечивается силой удара кия по одному из шаров. Распределение энергии по сталкивающимся шарам вполне предсказуемо.
Чтобы объяснить, как именно усложняется и теряет предсказуемость взаимодействие между элементами живой системы, обладающими собственными источниками энергии, Грегори Бейтсон проводил аналогию с кэрролловской Алисой, которая пыталась играть в крокет, используя ежика в качестве мяча, а фламинго - в качестве клюшки. Бейтсон указывал также, что если вы ударили по мячу, вы можете с достаточной точностью определить, куда он полетит, если рассчитаете угол удара, количество приложенной силы, трение поверхности и т. д. Однако если вы под тем же углом, с той же силой и на той же поверхности пнули собаку, гораздо сложнее будет предсказать, чем все это кончится, поскольку собака обладает собственной "дополнительной энергией".
Законы Ньютона лишь отчасти применимы к живым системам, каждый элемент которых обладает собственным источником энергии. Дополнительная энергия высвобождается скорее благодаря различиям и информации, чем как следствие силы, приложенной к системе. Чрезвычайно слабый стимул окружения способен высвободить огромный объем дополнительной энергии. Услышав свисток, голодная собака затрачивает огромное количество энергии, чтобы вернуться домой на обед. Привлекательная дама, подмигнув своему поклоннику, придает ему немало энергии. Вспомните, как похищение Елены Троянской послужило причиной многолетней войны. Труды Карла Маркса подтолкнули многих людей к революции. Вообще, убеждения являются хорошим примером того, как информация мобилизует энергию.
Многие специалисты по естественным наукам до сих пор ошибочно полагают, что живые системы функционируют механически, а не под действием дополнительной энергии. Например, традиционная западная медицина ограничивается механическими аспектами терапии. Примером применения механического мышления к живым системам является понятие "рефлекторной дуги" Павлова.
Многие социальные, политические и психологические проблемы, омрачающие нашу жизнь, также появились в результате применения механического мышления к живым системам. Коллатеральная энергия игнорируется и в тех случаях, когда ради социальных изменений используется сила, принуждение и манипуляция.
Некоторые люди склонны рассматривать с механистической точки зрения даже методы НЛП. Так, например, процесс установки якорей можно воспринимать либо в терминах механической причинно-следственной связи, либо как использование дополнительной энергии. Элементы любой техники НЛП не имеют ничего общего со сталкивающимися бильярдными шарами. Скорее, работа с людьми напоминает нам то, как Алиса играла в крокет.
Конгруэнтность кода в моделировании поведения
Значимость применения принципа конгруэнтности кода в моделировании поведения можно проиллюстрировать историей, которая произошла "в дни юности" НЛП. Бэндлер и Гриндер решили провести "Семинар по моделированию", во время которого планировали смоделировать работу Вирджинии Сатир. Согласно программе двухдневного семинара, в первое утро Вирджиния должна была работать с семьей, демонстрируя собственный подход к семейной терапии. После полудня Бэндлер и Гриндер должны были размышлять над ее работой и заниматься описанием ряда ключевых лингвистических и поведенческих паттернов, использованных терапевтом в ходе сессии. На следующее утро Вирджинии предстояло работать с другой семьей, а вторая половина дня была отведена для заключительных выводов и замечаний.
Как рассказывают, в первое утро Вирджиния отлично поработала с семьей. После обеда Бэндлер и Гриндер пытались найти объяснение тому, как именно Вирджинии удавалось поставить "якоря" различным членам семьи с помощью невербальных ключей, вводить людей в различные состояния, создавать и стимулировать различные реакции у членов этой семьи.
На следующее утро сессия со следующей семьей превратилась в какой-то кошмар. Вирджиния была недовольна своей работой, семья осталась крайне неудовлетворенной, публика испытала разочарование и замешательство.
Типичный вывод, который можно было сделать в этой ситуации, - "знать, что ты делаешь", опасно, поскольку это знание начинает мешать тебе. Однако понятие "конгруэнтности кода", предложенное Бейтсоном, позволяет дать инциденту другое толкование. Бэндлер и Гриндер охарактеризовали действия Вирджинии механистически, в терминах причины и следствия, приписав терапевту контроль над ситуацией. Вероятнее всего, сама Вирджиния, осознавая это или нет, думала о себе иначе. С этой точки зрения, ее неудачное поведение на второе утро было вызвано не только тем, что она сознавала собственные действия, но еще и тем, что код, использованный при моделировании этих действий, не был конгруэнтен структуре того, что происходило в действительности. Джон Гриндер рассказывает также, что, когда Бейтсон впервые прочел их с Бэндлером работу "Гипнотические техники Милтона Эриксона" {Hypnotic Techniques of Milton Erickson), он отодвинул книгу от себя со словами: "Дешевая эпистемология", - поскольку способ Эриксона использовать в работе языковые возможности был изложен слишком механистично.
Вероятно, каждому из нас доводилось испытывать, как способность понимать и говорить о том, что до сих пор осуществлялось бессознательно и интуитивно, намного расширяла наши возможности, усиливала восхищение собой и тем мастерством, которого мы достигли. Вероятно, каждому знакомо и ощущение того, что знание о прежде не осознанных действиях способно вызывать своего рода застенчивость и помешать нашей работе. Бейтсон сказал бы, что разница заключается в конгруэнтности кода, с помощью которого мы описываем собственные действия.
Когда модель не конгруэнтна коду, происходит что-то вроде "забивания квадратного колышка в круглую дыру".
Заметьте, что конгруэнтность кода никак не связана с "точностью" передачи содержания кода или модели. Код может быть абсолютно метафоричным и тем не менее "конгруэнтным" тому процессу, который он представляет. Значимым аспектом конгруэнтности кода является то, что взаимосвязи между элементами и событиями модели должны быть конгруэнтны взаимосвязям между элементами и событиями, составляющими моделируемую нами систему.
МОДЕЛИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЛИДЕРСТВА
Моделирование навыков лидерства в компании "Фиат"
В своем стремлении выявить характеристики успешных руководителей и лидерства как такового человек исследовал все, начиная с языка тела и заканчивая предпочтениями в одежде, любимыми блюдами, музыкальными пристрастиями и т. д. Тем не менее ключом к эффективной модели любого поведения являются наиболее значимые, простые и действенные особенности человека, с помощью которых он достигает практических результатов в определенном контексте.
Представленный здесь отчет, иллюстрирующий ряд ключевых аспектов моделирования в НЛП, составлен по результатам моделирования навыков успешных руководителей, которое осуществлялось в компании "Фиат" в 1989-1993 гг. Данный проект спонсировал Джанфранко Гамбильяни, старший сотрудник ISVOR Fiat - внутрифирменного подразделения по обучению персонала. Поддержку в осуществлении проекта оказал Джованни Теста, директор отдела Международного обучения и развития. Исследовательскую группу составили автор и двое его итальянских коллег: Джино Бониссоне и Иванна Гасперини.
В самом начале 1970-х гг. "Фиат" находился на грани банкротства. К концу 1980-х он занял второе место в рейтинге журнала Fortune как самая процветающая компания в мире
после IBM. Столь впечатляющим успехом "Фиат" в значительной мере был обязан своим руководителям, многие из которых, однако, приближались к пенсионному возрасту. Было принято решение о том, что для дальнейшего благополучия компании упомянутые руководители должны каким-либо образом передать свои навыки преемникам либо поспособствовать развитию этих навыков.
Данный проект представляет собой лишь малую часть усилий, которые были затрачены на определение важнейших навыков руководителей, обеспечивших успех "Фиата", а также на создание методов, с помощью которых можно было бы научить этим навыкам других людей или помочь развить их в себе.
Определение проекта
Определение проекта началось с определения общих практических целей исследования, а также лежащих в его основе предположений относительно лидерства. Затем исследование было разделено на две фазы: 1) фаза базового исследования, рассчитанная на сбор информации, и 2) фаза прикладного исследования, в ходе которой были подробно исследованы специфические навыки лидерства, а также средства, обеспечивающие эффективную передачу их другим людям.
Общие задачи
Общей задачей данного проекта было найти ответ на вопрос: "Каким образом (с помощью каких методов и ресурсов) можно усовершенствовать взаимоотношения между руководителями и сотрудниками так, чтобы достичь более высокого уровня интеграции (агрегации) в группе?" Точнее, цель заключалась в том, чтобы определить пути повышения управленческой компетентности менеджеров среднего звена и руководителей подразделений в повседневном взаимодействии с другими сотрудниками. Прежде всего сюда вошли ролевые и стилевые аспекты лидерства применительно к специфическим задачам.
Масштаб
Масштаб проекта мы решили ограничить тем, что Джон Николе определил как "микролидерство". Согласно Николсу (1988), микролидерство "делает основной акцент на выборе стиля лидерства, позволяющего создать продуктивную рабочую атмосферу, а также ситуацию готовности к сотрудничеству как следствие адаптации такого стиля одновременно к заданию и поведению в отношениях с людьми. Выбор стиля лидерства зависит от конкретных подчиненных и выполняемой работы/задания, следовательно, он является ситуативным и обусловленным... Руководитель ориентирует сотрудников организации на выполнение того или иного дела или задачи. Если стиль лидерства выбран верно, люди охотно выполняют поставленную задачу в рабочей атмосфере".
Практические цели
Практические цели исследования заключались в том, чтобы определить:
1) что именно делают блестящие руководители и "как" они это делают, т. е. составить описание эффективного поведения руководителя (интерактивные средства) и внутренних навыков (концептуальные средства), которые обеспечивают данное поведение;
2) как научить людей перенимать "КАК ДЕЛАТЬ" в том, что касается взаимоотношений с отдельными людьми и группой (если этот момент играет какую-то роль в успешном осуществлении изменений);
3) какие обучающие структуры и средства (семинары, количество групп, время и т. д. ) позволят наиболее успешно осуществить внедрение необходимых навыков.
Предположения
Исследование основывалось на следующих предположениях:
1. В определении успешного "лидерства" следует различать а) "лидера", б) "лидерство" и в) "ведение". Позиция "лидеpa" является одной из ролей в определенной системе. Человек, играющий формальную роль руководителя, может обладать или не обладать навыками лидерства и способностями лидера. "Лидерство", по существу, относится к навыкам, способностям и степени влиятельности данного человека. Немалая доля "лидерства" может идти от тех сотрудников, которые формально не являются руководителями. "Ведение" есть результат использования соответствующей роли и управленческих способностей, чтобы тем или иным образом оказывать влияние на окружающих.
Английские слова leading (ведение) и leadership (лидерство) происходят от староанглийского глагола lithan - "идти". Согласно словарю Мерриама-Уэбстера, leadership означает "указывать кому-то путь, в том числе идти первым". Таким образом, leadership - лидерство - нередко связано с тем, чтобы "идти первым" и влиять на окружающих не только словом, но и делом, как один партнер в танце ведет или направляет другого. Лидерство, управление также определяется как способность "направлять поступки, активность или деятельность кого-либо" (например, управление оркестром) и "приводить к определенному заключению или состоянию" (т. е. "убеждать в обратном").
В самом широком смысле лидерство можно определить как способность вовлекать других людей в процесс достижения цели в рамках более крупной системы или окружения. Так, руководитель управляет или оказывает влияние на сотрудника или группу сотрудников с целью достижения некоторого результата в контексте организации. В компаниях и организациях "лидерство" нередко противопоставляется "менеджменту". Менеджмент, как правило, определяется как "умение выполнить задачу посредством других", тогда как лидерство можно определить как "умение сделать так, чтобы другие захотели выполнить задачу" (рис. 40). Таким образом, лидерство тесно связано с мотивированием и влиянием на окружающих.
"Менеджмент" обычно ассоциируется с повышением продуктивности за счет поддержания порядка и стабильности, а также с эффективным и беспрепятственным ведением дел.
Рис. 40. Лидер вовлекает окружающих в процесс достижения цели в рамках определенной системы
Лидерство оказывается более востребованным в бурные периоды социальных преобразований и перемен.
2. Лидерство представляет собой процесс, который, по меньшей мере, частично связан с приобретением навыков. Несмотря на то, что способность к "лидерству" нередко ассоциируется с врожденным талантом, было замечено, что опытный менеджер легче, чем средний менеджер, адаптируется к новым ситуациям лидерства (даже если не обладает природным даром) (рис. 41). Более того, менеджер, обладающий одновременно талантом и опытом, будет более эффективен, чем тот, кто одарен от природы, но не развил в себе необходимых навыков.
Рис. 41. Реакция на новую ситуацию лидерства
3. Навыки лидерства можно выявить и передать от человека к человеку.
4. Эффективным способом определения и передачи практических навыков лидерства является моделирование поведения.
Фазы исследования
Проект исследования был разделен на две фазы (рис. 42):
1) фаза базового исследования, включающая определение навыков и создание действующей модели лидерства;
Рис. 42. Общая схема программы исследования
2) фаза прикладного исследования, включающая разработку тренинговых средств и программ для передачи добавочных навыков микролидерства.
Фаза базового исследования
Анализ исходных потребностей
Проведенный нами анализ исходных потребностей состоял из следующих элементов: