<< Пред.           стр. 6 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 Ниже приведены некоторые примеры позитивных формулировок негативных утверждений.
 Негативное утверждение Позитивная формулировка слишком дорого по средствам пустая трата времени разумное использование доступных ресурсов страх неудачи желание успеха нереалистичный конкретный и достижимый требует слишком много усилий легкий и удобный глупый разумный и способный Превращение критики в вопросы
 Когда позитивное намерение критики обнаружено и сформулировано в позитивных терминах, критику следует превратить в вопрос. Можно сказать, что "за каждым негативным критическим высказыванием стоит очень хороший вопрос". Когда критика преобразована в вопрос, реагировать на нее можно иначе, чем если она сформулирована как обобщение или суждение. Например, вместо высказывания "это слишком дорого" "критик" может спросить: "Как мы можем себе это позволить?" Когда задан этот вопрос, оппоненту предоставляется возможность обрисовать детали плана, вместо того чтобы не соглашаться или бороться
 145
 с "критиком". Это верно почти для любой критики. Критическое высказывание "эта идея никогда не будет работать" может быть трансформировано в вопрос: "Как вы собираетесь реализовать эту идею?" Высказывание "это нереалистично" может быть переформулировано следующим образом: "Как можно сделать шаги вашего плана более осязаемыми и конкретными?" Протест "это требует слишком больших усилий" может быть переформулирован так: "Как можно легче и проще привести это в действие?" Обычно такие вопросы преследуют ту же самую цель, что и критика, но они более продуктивны.
 Заметьте, что во всех вышеприведенных вопросах используется слово "как". Такие вопросы обычно самые полезные. Вопросы со словом "почему", например, часто предполагают другие оценки, которые могут снова привести к конфликту или разногласиям. Вопросы "Почему это предложение такое дорогостоящее?" или "Почему вы не можете быть более реалистичным?" все же предполагает фрейм проблемы. То же самое верно и для таких вопросов: "Что делает ваше предложение настолько дорогостоящим?" или "Кто будет платить за это?" В большинстве случаев вопросы со словом "как" лучше всего подходят для того, чтобы сосредоточить внимание на фрейме результата или фрейме обратной связи.
 Инструментарий менторства: как помочь критикам быть советчиками
 Итак, чтобы помочь человеку быть "конструктивным критиком", или советчиком, будет полезно: 1) обнаружить позитивную цель критики; 2) удостовериться, что позитивное намерение сформулировано (помещено во фрейм) позитивно; 3) превратить критику в вопрос - в частности, в вопрос со словом "как".
 Это может быть достигнуто путем использования следующей последовательности вопросов:
 1. В чем состоит ваша критика или возражение? Например: "Этот план никогда не будет работать".
 2. Какова ценность или позитивное намерение этой критики? Чего вы пытаетесь достичь или сохранить с помощью критики?
 Например: "Сосредоточить усилия на достижении реальных и своевременных целей".
 3. Каков при данном намерении вопрос со словом "как", который необходимо задать?
 Например: "Как можно убедиться, что план учитывает основные моменты, необходимые для своевременного достижения цели?"
 Чтобы применить этот процесс, предложите клиенту подумать о его действиях, связанных с реализацией какого-либо важного проекта или с ключевой областью его жизни или работы. Попросите клиента занять позицию "критика" относительно самого себя в данном контексте. Какую критику высказывает клиент по поводу своих действий?
 Когда вы выявили определенные критические высказывания или возражения, проведите клиента через определенные выше шаги, чтобы помочь ему превратить свою критику в вопросы. Найдите позитивное намерение и сформулируйте вопрос со словом "как", связанный с этой критикой.
 (Как только критика превратилась в вопросы, клиент может задать их своему внутреннему "мечтателю" или "реалисту", чтобы сформулировать соответствующие ответы.)
 В конечном счете цели "критика" состоят в том, чтобы удостовериться, что идея или план экологичны и разумны, а также сохраняют любые позитивные выгоды или побочные продукты актуального на данный момент способа достичь цели. Когда "критик" задает вопросы со словом "как", он из "разрушителя" или "убийцы" превращается в "советчика". В этом смысле "критиков" можно даже рассматривать как консультантов или скрытых менторов.
 Резюме
 Менторы дают советы другим и поддерживают их на уровне ценностей и убеждений. Ценности и убеждения людей определяют степень мотивации и готовности к применению их способностей и выполнению действий: либо к открытию путей для изменения, либо к установке пределов и границ. Таким образом, ценности и убеждения могут усиливать или подавлять способность клиента действовать эффективно.
 Хорошие менторы помогают клиентам устанавливать, укреплять, .выражать и выравнивать придающие силы ценности и убеждения посредством поддержки и собственным примером. Одна из задач ментора состоит в том, чтобы предоставить хорошую ролевую модель ключевых ценностей и убеждений, которую клиенты могут использовать как точку референции в своей жизни. Этот тип менторства нередко становится частью внутренней модели мира клиента, так что внешнее присутствие ментора больше не требуется. Таким образом, помощь клиентам в распознавании внутренних менторов и обращении к ним может быть столь же ценна, как и наличие физически присутствующих менторов.
 Главная задача менторства - способствовать лучшему осознанию клиентами своих основных ценностей и иерархий ценностей. Инструменты менторства - в их числе проверка ценностей и выравнивание
 их с видением и действиями - помогают клиентам прояснить свои . ценности и организовать мысли, действия и условия окружения, чтобы лучше реализовать и выразить эти ценности. Клиентам можно помочь определить поддерживающие факторы в поведении и окружении, необходимые для последовательного достижения наиболее важных целей с помощью планирования ценностей, превращения ценностей в действия и установления упражнений.
 Одна из важнейших задач хорошего ментора - помочь клиентам поверить в себя и в свою способность к результативным действиям. Поддержка убежденности клиентов в том, что успех возможен, что они способны достичь своих целей и что они заслуживают преуспевания, крайне важна для оптимизации их действий. Процесс оценки убеждений позволяет клиентам и коучам определить области, в которых убеждения клиента сильны, а также выявить области сомнения. Внутренние менторы могут использоваться, чтобы помочь укрепить веру в себя и усилить убеждение в области, где клиенты испытывают сомнение или неконгруэнтность.
 Фрейм "как если бы" - простой, но важный инструмент менторства, помогающий клиентам обойти воспринимаемые границы и ограничения. Действие "как если бы" позволяет клиентам ослабить остроту текущего восприятия ограничений действительности и более полно использовать воображение как средство обойти ограничивающие убеждения и сомнения.
 Еще одним важным для менторов инструментом является ре-фрейминг. Он предполагает использование языка для оказания влияния на способ интерпретации переживаний и событий, а также реагирования на них. Это осуществляется путем переключения внимания клиента на более широкую перспективу. Однословный рефрейминг предполагает замену ключевых слов, используемых для выражения конкретной идеи или понятия, другими, позволяющими увидеть это понятие в ином или более широком ракурсе, что приводит к более позитивной коннотации. "Наведение мостов" между ценностями - это процесс менторства, при котором некоторые однословные фреймы применяются для "сцепления" на первый взгляд несовместимых ценностей, что делает их гармоничными или комплементарными.
 Другая ключевая цель менторства- помощь клиентам в реагировании на потенциальные помехи со стороны критики. Обнаружение позитивного намерения, стоящего за критическими высказываниями, и трансформация критики в вопросы (особенно вопросы со словом "как") - мощный способ ослабить негативные аспекты критики, при этом сохранив ценную обратную связь.
 Глава 5
 Спонсорство
 Краткое содержание
 • Спонсорство
 Идентичность
 Стиль и убеждения спонсора
 Спонсорские сообщения
 He-спонсорство и негативное спонсорство
 • Пример спонсорства
 • Навыки спонсорства
 • Инструментарий спонсорства: обнаружение "источника" ваших ресурсов
 • Инструментарий спонсорства: активное сосредоточение
 • Инструментарий спонсорства: слушание
 • Инструментарий спонсорства: упражнение "я вижу" и "я ощущаю"
 • Путешествие героя
 • Инструментарий спонсорства: карта путешествия героя
 • Инструментарий спонсорства: начало путешествия героя
 • Архетипические энергии
 • Инструментарий спонсорства: взаимное спонсорство архетипических энергий
 • Инструментарий спонсорства: правильное называние
 • Инструментарий спонсорства: спонсирование потенциала
 • Инструментарий спонсорства: формат спонсорства группы
 • Инструментарий спонсорства: возвращение утраченных спонсоров
 • Резюме
 СПОНСОРСТВО 149
 Более всего мы боимся вовсе не того, что мы неадекватны. Мы боимся, что обладаем безмерной мощью. Нас пугает именно светлая, а не темная сторона нашей природы. Мы спрашиваем себя: "Кто я такой, чтобы быть выдающимся, ярким, талантливым, изумительным?"
 Но почему бы тебе не быть таким? Ведь ты - дитя бога. Размениваясь по мелочам, не принесешь пользы этому миру. Уклонение неразумно, так как люди рядом с тобой не хотят чувствовать неуверенность.
 Мы все предназначены для того, чтобы излучать свет, как дети. Мы рождены, чтобы излучать сияние бога, которое живет в нас. Оно есть вовсе не в некоторых, а в каждом из нас. Зажигая свой собственный свет, мы подсознательно разрешаем другим делать то же самое. Когда мы освобождаемся от страха, наше присутствие автоматически позволяет освободиться другим людям.
 Марианна Уилльямсон (цит. по Нельсону Манделе)
 Делайте все так, как если бы это было очень важно.
 Уильям Джеймс
 Одна из самых важных функций коуча состоит в поддержке личностного роста клиентов на уровне идентичности. Чувство идентичности человека находится еще глубже, чем его ценности и убеждения, и фокусируется на восприятии человеком своего "я", а также своей роли и миссии. Проблемы идентичности зависят от того, кем человек или группа себя воспринимают. Развитие и изменение на уровне идентичности стимулируется с помощью особого типа коучинга - так называемого спонсорства.
 "Спонсорство" в широком смысле слова имеет отношение к содействию. Организация, которая "спонсирует" конкретную программу или научно-исследовательскую работу, "продвигает" эту программу или проект, обеспечивая необходимые ресурсы. Группа, которая "спонсирует" семинар или симпозиум, обеспечивает соответствующее пространство и прилагает усилия, необходимые для создания контекста, в котором ведущий семинара сможет представить свои идеи и действия, а другие люди получат пользу от этих идей и действий. Когда высшее руководство "спонсирует" проект или инициативу, оно признает и "благословляет" этот проект или инициативу как нечто важное для идентичности и миссии компании. С этой точки зрения спонсорство предполагает создание контекста, в котором люди могут оптимально выполнять свои обязанности, развиваться и достигать совершенства.
 Хотя сегодня понятие спонсорства для многих людей имеет коммерческое значение, термин "спонсор" восходит к латинскому spondere ("обещать") и первоначально обозначал человека, который взял на себя ответственность за духовное благополучие другого (слово spouse ("супруг") имеет тот же корень).
 Мы можем рассматривать коммерческую форму спонсорства как спонсорство с маленькой буквы. Спонсорство на уровне идентичности (которое мы могли бы назвать спонсорством с большой буквы) - это процесс признания и подтверждения ("понимания и благословения") основных характеристик другого человека. Эта форма спонсорства включает обнаружение и защиту фундаментальных качеств и способностей других людей и обеспечение условий, поддержки и ресурсов, которые позволят спонсируемой группе или человеку наиболее полно выражать и развивать свои уникальные способности. Короче говоря, спонсорство предполагает поддержку уникальной идентичности клиента.
 Также можно заниматься "самоспонсорством", при котором человек способен учиться поддерживать и оберегать свои основные качества.
 Идентичность
 Как уже говорилось, "идентичность" касается нашего представления о том, кто мы такие. Согласно модели нейро-логических уровней, идентичность - уровень изменения и опыта, отличающийся от наших ценностей, убеждений, способностей, действий и влияний окружения. Если вам приходилось видеть новорожденных, вы могли убедиться в том, что их психика - не просто "чистая доска". Уже при рождении у каждого из них есть уникальная личность. Даже до того, как они ознакомятся с большей частью своего окружения, скоординируют свое поведение, сформируют ментальные карты или определенные убеждения и ценности, они обладают идентичностью, то есть своим собственным особым способом бытия в этом мире.
 Именно наше восприятие собственной идентичности организовывает убеждения, способности и действия в единую систему. Чувство идентичности также связано с восприятием себя самих относительно более крупных систем, частью которых мы являемся, что определяет чувство "роли", "цели" и "миссии". Таким образом, восприятие идентичности касается следующих вопросов: "Кто я?", "Каковы пределы моих возможностей?" и "Каковы мои роль и миссия?"
 Прояснение "глубинной структуры" нашей идентичности позволяет нам более полно выразить себя на уровне поведенческой "поверхностной структуры". Это предполагает:
 • обнаружение и прояснение направления нашей жизни;
 • управление границей между собственным "я" и "другими";
 • выявление тех убеждений, которые поддерживают нашу иден-
 151
 тичность, и тех, которые ограничивают нас;
 • расширение нашего чувства "я";
 • включение новых измерений бытия.
 Стиль и убеждения спонсора
 Спонсорство на уровне идентичности отличается от менторства, обучения и коучинга. В отличие от преподавателя, коуча или ментора, спонсор обладает навыками и ресурсами, которые могут весьма отличаться от навыков и ресурсов спонсируемых человека или группы. Спонсор не обязательно должен быть ролевой моделью для спонсируемых человека или группы. Скорее спонсор обеспечивает контекст, поддержку и ресурсы, которые позволяют спонсируемым группе или человеку полностью сосредоточиться на своих собственных уникаль-1ых способностях и навыках, а также развивать и использовать их.
 Кроме того, спонсорство предполагает пробуждение и сохранение потенциала в других людях. Это основано на приверженности продвижению того, чем уже обладают человек или группа, но что не проявляется в полной мере.
 Убеждения спонсора включают следующие.
 На-уровне идентичности каждый человек по сути добр. В основе | своей люди позитивно настроены.
 Важно понимать и признавать потенциальную доброту людей.
 Каждый человек совершает собственное "путешествие героя".
 Чем больше света излучает человек, тем больше света будет в мире.
 Мое присутствие и пристальное внимание, а также моя способность "видеть" других людей помогут естественным образом высвободить их наиболее глубокий потенциал.
 Человек, с которым я нахожусь рядом, дорог мне. Он - важное и ценное существо. Он стоит моего внимания и признания.
 Стиль лидерства спонсора - индивидуальный подход. Он предполагает сосредоточение внимания скорее на потребностях и потенциале человека, чем на задаче. Это включает персональное внимание к клиенту и отношение к нему как к уникальному человеку.
 Спонсорские сообщения
 Хороший спонсор верит в своего клиента, вселяет в него ощущение собственной важности и показывает человеку, что от него многое зависит. Таким образом, процесс спонсорства прежде всего осуществля-
 ется через передачу (вербальную и невербальную) нескольких ключевых сообщений. Эти сообщения имеют отношение к фундаментальному признанию клиента.
 Основные спонсорские сообщения таковы.
 Вы существуете. Я вас вижу.
 Вы ценны.
 Вы значимы/особенны/уникальны.
 Вы можете внести важный вклад в дело.
 Вам здесь рады. Вы - часть единого целого.
 Этим фундаментальным сообщениям на уровне идентичности часто сопутствуют следующие наделяющие силой убеждения (которые мы исследовали в предыдущей главе, посвященной менторству):
 Вы имеете возможность добиться успеха.
 Вы способны преуспеть.
 Вы заслуживаете успеха.
 Очевидно, цель этих сообщений состоит в том, чтобы поддержать у клиента ощущение его безусловной ценности, чувство принадлежности и желание вносить свой вклад в общее дело и добиваться успеха. Эти сообщения, как правило, оказывают весьма глубокое влияние и вызывают множество позитивных и ресурсных эмоциональных реакций.
 Например, когда люди чувствуют, что их замечают, у них возникает ощущение признания; они больше не считают, что нужно что-то делать, чтобы привлечь к себе внимание. В результате они ведут себя свободно и успокаиваются.
 Когда люди чувствуют, что они существуют, что у них есть душа и тело и что их существованию ничто не угрожает, они сосредоточенны и умиротворенны.
 Когда люди знают, что они ценны и ценимы, они чувствуют удовлетворение.
 Осознание своей уникальности ведет к естественному желанию и склонности выразить эту уникальность, что высвобождает естественный творческий потенциал человека. Важно иметь в виду следующее: уникальность и значимость не подразумевают, что человек "лучше" других или в чем-то их превосходит. Уникальность - качество, дающее человеку особую идентичность, отличающую его от всех других.
 Когда люди осознают, что могут внести свой вклад в общее дело, это дает им огромную мотивацию и энергию.
 Если люди убеждены в собственной желанности, они чувствуют себя на работе, как дома, и лояльны к руководству. Подобным образом
 чувство принадлежности создает ощущение преданности и ответственности.
 Воздействие позитивных спонсорских сообщений сведено в табл. 3.
 Таблица 3 Эмоциональное воздействие позитивного спонсорства
 Позитивное спонсорское сообщение Эмоциональная реакция Вас замечают Облегчение, расслабление Вы существуете Сосредоточенность, умиротворенность Вы ценны Удовлетворенность Вы уникальны Творческий подход Вы можете внести вклад в общее дело Мотивация и энергия Вы желанны Ощущение "домашней обстановки", лояльность Вы - один из нас Преданность Не-спонсорство и негативное спонсорство
 Важность спонсорства и спонсорских сообщений можно проиллюстрировать сравнением с контекстами, в которых спонсорство отсутствует или в которых налицо так называемое негативное спонсорство.
 В ситуациях отсутствия спонсорства позитивных спонсорских сообщений нет. Но отсутствие таких сообщений - по сути, тип сообщения, вызывающий заключения и реакции, приведенные в табл. 4.
 Таблица 4 Эмоциональное воздействие отсутствия спонсорства
 Полученное не-спонсорское сообщение Эмоциональная реакция Меня не замечают Тревога, неприметность Я не существую Стремление привлечь к себе внимание Я не ценен Опустошенность Я не уникальный/не особенный Я такой же, как все Пассивность Я не могу внести вклад в общее дело Никчемность и невостребованность Мой вклад не оценен Чувство обмана и эксплуатации Я не являюсь частью группы Обособленность Меня легко можно заменить Ненадежность 154
 В контекстах негативного спонсорства действительно передаются сообщения, противоположные спонсорским. Это ведет к таким же эмоциональным реакциям, как и при отсутствии спонсорства, но они выражены ярче. Некоторые примеры негативных спонсорских сообщений и реакций на них приведены в табл. 5.
 Таблица 5 Эмоциональное воздействие негативного спонсорства
 Негативное спонсорское сообщение Эмоциональная реакция Вас здесь быть не должно. Испуганный Вы должны скрыться/исчезнуть Как вы думаете, кто вы? Не заслуживающий внимания Вы никто. Вы не должны существовать Вы никогда не будете достаточно хороши. Порицаемый и пристыженный От вас одни сложности Вы хуже всех Не отвечающий требованиям Вы нас отвлекаете и сдерживаете Виноватый и мешающий Никто не хочет, чтобы вы здесь Желание уйти и устраниться находились (ничтожный) Вы недостойны быть здесь. Отверженный и покинутый Вы не из наших В табл. 6 сравнивается эмоциональное воздействие позитивного спонсорства, отсутствия спонсорства и негативного спонсорства.
 Многим из нас приходилось сталкиваться с отсутствием спонсорства и даже негативным спонсорством со стороны значимых других. Как это ни странно, в основе негативных спонсорских сообщений часто лежат позитивные (хотя и ошибочные) намерения или простое невежество.
 Иногда наблюдается интересный парадокс: коучи и другие профессионалы игнорируют спонсорство, потому что слишком сосредоточены на другом уровне поддержки (опека, руководство, обучение и т. д.). Например, человек может быть очень хорошим опекуном, но добиваться этого в ущерб спонсорству. Примеры этого часто встречаются в условиях стационара, где постоянно следят за удовлетворением физических потребностей пациентов, но практически лишают их коучинга, едва ли чему-то обучают, не предоставляют никакого менторства и, вместо того чтобы спонсировать, вообще "не замечают" как индивидуумов говоря о пациенте, например, как об "астматике с третьей койки".
 Таблица 6 Сравнительное воздействие спонсорства, отсутствия спонсорства и негативного спонсорства
 155
 Позитивное спонсорство Отсутствие спонсорства Негативное спонсорство Вас замечают
 облегчение,
 расслабление Вас не замечают тревога, неприметность Вас здесь быть не должно испуганный Вы существуете
 сосредоточенность,
 умиротворенность На вас не обращают внимания
 стремление привлечь к себе внимание Вы никто
 не заслуживающий
 внимания Вы ценны удовлетворенность Вы не ценны опустошенность От вас одни сложности порицаемый и пристыженный Вы уникальны творческий подход Я такой же, как все пассивность Вы хуже всех не отвечающий требованиям Вы можете внести вклад в общее дело мотивация и энергия Вы не вносите вклад в общее дело никчемность и невостребованность Вы отвлекаете нас виноватый и мешающий Вы желанны
 ощущение "домашней обстановки", лояльность Вы не являетесь частью
 группы
 обособленность Вы нежелательны
 желание уйти и устраниться Вы один из нас преданность Вас можно легко
 заменить
 ненадежность Вы недостойны быть здесь отверженный и покинутый Спонсорством также часто пренебрегают в организациях. Если прийти в компанию, где не занимаются спонсорством, это видно с первого взгляда. Создается впечатление, что людей там попросту нет. Когда люди чувствуют, что их не замечают, не ценят, что они не вносят вклад в общее дело (или что их вклад не признан), что их легко заменить, что они - не часть единого целого, это неминуемо отражается на их работе. Однако когда люди действительно чувствуют спонсорскую поддержку, они ощущают собственное присутствие, активны, лояльны, творчески относятся к работе и трудятся сверх ожиданий.
 Между прочим, в компаниях спонсорства может не хватать не только рядовым служащим. Главные администраторы и топ-менеджеры также редко получают реальную спонсорскую помощь. Зачастую это объясняется тем, что все ожидают спонсорства от них. Также часто бывает, что, вместо того чтобы видеть в главных администраторах или топ-менеджерах живых людей, подчиненные замечают лишь их роль и интересуются ими только из-за их власти и возможных политических преимуществ, связанных с "близостью" к ним.
 Даже специалисты по НЛП могут настолько увлечься "руководством" своими клиентами с помощью новых методик, что их начинают больше интересовать "субмодальности" клиента и "ключи доступа" к нему, чем он сам.
 Ключ к решению таких проблем, разумеется, состоит в том, что эффективное спонсорство можно практиковать на любом уровне поддержки. Человек одновременно может быть опекуном, руководителем, коучем, преподавателем, ментором и спонсором.
 Пример спонсорства
 Возможности объединения спонсорства с другими уровнями поддержки хорошо проиллюстрированы в следующем рассказе Элизабет Сай-ленс Боллард. Он был написан в 1976 году и опубликован под названием "Письма от Тэдди" в книге "Еще бульончику для души" (Ballard, 1995).
 Ее звали миссис Томпсон. Стоя перед своим пятым классом в первый день занятий, она знала, что беззастенчиво врет детям. Но, как и большинство преподавателей, она все равно смотрела на своих учеников и говорила, что любит их. Однако это было невозможно, потому что в переднем ряду сидел мальчик по имени Тэдди Стоддард. Миссис Томпсон наблюдала за Тэдди весь предыдущий год и заметила, что он плохо обращается с другими детьми, что у него грязная одежда и что он никогда не моется. Кроме того, Тэдди все время дерзил. Неприязнь к этому мальчику дошла до такой степени, что миссис Томпсон с наслаждением делала пометки красной ручкой в его тетрадке, жирно зачеркивая ошибки и затем выводя большую двойку.
 В школе, где преподавала миссис Томпсон, требовалось пересматривать характеристики каждого ребенка, и она отложила Тэдди напоследок. Однако, изучив папку с его документами, она ужасно удивилась. В первом классе учительница Тэдди написала: "Тэдди - яркий и веселый ребенок. Он аккуратно выполняет работу и отличается хорошими манерами, он излучает радость". А вот второй класс: "Тэдди - превосходный ученик, его любят одноклассники, но он нервничает, потому что его мать смертельно больна, и его жизнь дома - сплошная
 157
 
 борьба за выживание". Третий: "Он тяжело перенес смерть матери. Он старается изо всех сил, но отец не проявляет к его жизни большого интереса, и если не предпринять определенных шагов, его домашняя жизнь скоро плохо повлияет на него". Четвертый класс: "Тэдди замкнут и не проявляет большого интереса в учебе. У него мало друзей, и иногда он засыпает на уроке".
 Теперь миссис Томпсон поняла, что с мальчиком делается, и ей стало стыдно. Она почувствовала себя еще хуже, когда все ученики, кроме Тэдди, принесли ей рождественские подарки в яркой бумаге, перевязанные красивыми лентами. Подарок Тэдди был неуклюже завернут в грубую оберточную бумагу из продуктового магазина. Миссис Томпсон специально открыла подарок Тэдди вместе с другими подарками. Некоторые дети захихикали, когда она обнаружила браслет с фальшивыми бриллиантами, половина которых выпала, и пузырек духов, заполненный лишь на четверть. Но она заставила детей прекратить смеяться, ахнув от восхищения и похвалив браслет, надев его и надушив запястья. В этот день Тэдди Стоддард задержался в классе после занятий, чтобы сказать: "Миссис Томпсон, сегодня вы пахли, как мама".
 После того, как все дети ушли, она проплакала целый час. С этого дня она прекратила преподавать чтение, письмо и арифметику. Вместо этого она начала учить детей. Миссис Томпсон обращала особое внимание на Тэдди. Когда она работала с ним, его душа, казалось, оживала. Чем больше она поощряла его, тем живее он отвечал на уроках. К концу года Тэдди стал одним из самых успевающих детей в классе и, несмотря на лживые заверения миссис Томпсон, что она любит всех детей одинаково, Тэдди стал одним из "учительских любимчиков".
 Год спустя она нашла под дверью зуписку от Тэдди: в ней говорилось, что она была самой лучшей учительницей в его жизни.
 Через шесть лет она получила еще одно письмо от Тэдди. Он писал, что окончил среднюю школу третьим в классе по успеваемости и что миссис Томпсон была самой лучшей учительницей в его жизни.
 Спустя четыре года она получила еще одно письмо, в котором говорилось, что, хотя иногда ему было трудно, он продолжил обучение и скоро с отличием окончит колледж. Он заверил миссис Томпсон, что она все еще была самой лучшей и любимой учительницей в его жизни. Через четыре года пришло еще одно письмо. В этот раз он объяснял, что получил степень бакалавра и решил продолжить обучение. В письме говорилось, что она все же была самой лучшей учительницей в его жизни. Но теперь его имя было немного длиннее: письмо была подписано так: Теодор Ф. Стоддард, доктор медицины.
 На этом история не заканчивается. Той же весной пришло еще одно письмо. Тэдди написал, что он встретил чудную девушку и собирается жениться. Он сообщил, что его отец умер несколько лет назад,
 lcR u спРосил> не согласится ли миссис Томпсон занять на его свадьбе место, которое обычно занимает мать жениха.
 Конечно, миссис Томпсон согласилась. А кроме того, представьте себе, она надела тот браслет с фальшивыми бриллиантами. Кроме того, она нашла те же духи, которыми душилась мать Тэдди в последнее свое Рождество.
 Они обнялись, и доктор Стоддард шепнул миссис Томпсон на ухо: "Спасибо, миссис Томпсон, за то, что вы в меня поверили. Большое спасибо за то, что вы позволили мне почувствовать свою важность и показали, что я могу что-то значить".
 Миссис Томпсон со слезами на глазах прошептала в ответ: "Тэдди, на самом деле все не так. Это ты помог мне понять, что я могу что-то значить. Я не знала, как учить детей, пока не встретила тебя".
 Навыки спонсорства
 Как показывает история миссис Томпсон и Тэдди Стоддарда, спонсорство основано на личном участии и может применяться в любой деятельности. Решение миссис Томпсон "прекратить преподавать чтение, письмо и арифметику" и вместо этого "учить детей" ясно показывает, что он сосредоточила свое внимание на том, чтобы быть не только "преподавателем", но и "спонсором". То, что "душа Тэдди, казалось, оживала" и что "к концу года Тэдди стал одним из самых успевающих детей в классе", также иллюстрирует пользу от спонсорства, получаемую на более глубоком уровне.
 Переход от преподавателя к спонсору требует не только изменения фокуса внимания, но и применения другого набора инструментов и навыков. Стивен Гиллиган, доктор философии (Gilligan, 1997), выделяет несколько принципов и навыков позитивного, или "терапевтического", спонсорства. С точки зрения Гиллигана, спонсор помогает другим, не столько делая что-нибудь конкретное: спонсоры изменяют других людей, распознавая или понимая нечто в них скрытое и затем служа им своего рода точкой референции. По мнению Гиллигана, позитивное спонсорство должно "пробудить понимание себя и мира и § ввести навыки и традиции, необходимые для развития "себя в мире" и
 ^ "мира в себе"".
 о
 ¦в Гиллиган определяет множество конкретных навыков, связанных
 ? с "терапевтическим спонсорством". Многие такие навыки можно адап-^ тировать к более широкому применению спонсорства, чем рамки пси-ч> хотерапии. Ниже приведен поднабор выделенных Гиллиганом навы-§ ков терапевтического спонсорства, которые включают основные навыки спонсорства для коуча с большой буквы: .
 1. Внутренняя конгруэнтность jco
 По Гиллигану, спонсор прежде всего несет ответственность перед самим собой. Гиллиган утверждает, что без привязки к себе "человек скорее будет реагирующим, чем отзывчивым" и в конечном итоге более заинтересованным в "доминировании" и "подчинении" - вместо того, чтобы действительно поддерживать другого человека. Личная конгруэнтность, выравнивание и целостность - источники позитивного спонсорства. Например, невозможно поддерживать другого человека, находясь не в ладах с самим собой. Именно в этом отношении спонсор является ролевой моделью для других. Если спонсор неискренен или не в ладах с самим собой, он не сможет по-настоящему быть "преданным" чему-то.
 2. Налаживание связи с другим человеком
 В некоторых западноафриканских культурах люди, приветствуя друг друга, не спрашивают: "Как жизнь?", "Что нового?" или: "Как дела?", как это принято во многих западных культурах. Типичное приветствие звучит так: "Я тебя вижу". Другой человек в ответ говорит: "Я здесь". Этот обмен приветствиями символизирует глубокий тип контакта, отличающийся от поверхностного (на уровне окружения или поведения). Спонсорство предполагает видение и стимулирование потенциала в другом человеке. Это требует установления связи с чем-то в другом человеке.
 Экзистенциалисты утверждают, что, пока человека не заметят и не признают или не благословят другие люди, он еще не существует в полной мере. Таким образом, успешный спонсор не только признает: "Я вас вижу", но и добавляет: "Я рад вас видеть (снова)". Без такой связи с другим человеком и без его признания слова "Я вас вижу" становятся лишь еще одной пустой фразой. Важно помнить, что спонсорство не может быть навязано людям. Основой истинного спонсорства является чувство связи между людьми.
 3. Любопытство
 Признание других характеризуется проявлением любопытства к тому, что они делают. Цель спонсорства состоит в том, чтобы помочь клиентам выйти за пределы воспринимаемых внутренних границ и поддержать высвобождение и развитие глубокого потенциала клиента. Любопытство характеризуется скорее вопросами, чем требованиями, правилами или советами. По Гиллигану, спонсор может задавать следующие вопросы: Что происходит? В чем проблема? Как это стало проблемой? Что надо сделать для решения проблемы или достижения прогресса?
 ?
 О)
 о 4. Восприимчивость о
 Спонсоры вправе задавать вопросы, но не могут давать ответы 3 тем, кого они спонсируют. Так же как любопытство включает "спра-
 шивание", восприимчивость включает "слушание". Восприимчивость предполагает наличие способности до некоторой степени мириться с неопределенностью. Это предполагает создание и охрану пространства для того, чтобы другой человек мог думать и находить свои собственные ответы. Хотя в качестве стимула можно выдвигать предположения, другой человек не должен воспринимать их как "ответ".
 5. Правильное называние
 Названия, которые мы даем вещам, определяют для нас их значение. Так же как родитель помогает ребенку учиться понимать мир и эффективно взаимодействовать в нем, обучая ребенка названиям объектов, событий и эмоций, спонсорство предполагает высказывание мнения о типе языка, который поддерживает основные ценности, личные качества и здоровье клиента.
 Исследования отношения между языком и здоровьем (Rodin, 1986), например, указывают на связь между физическим здоровьем, чувством контроля и "классификацией симптома". То есть чувство контроля пациента влияло на то, как он переживал и называл физические ощущения как признаки здоровья или болезни. Другими словами, люди, хуже контролирующие себя, более склонны определять физическое ощущение как "симптом" болезни. Подобным образом, название, данное конкретному физическому ощущению, будет влиять на степень контроля человека над этим ощущением.
 "Правильное" название можно определить как то, которое помогает реализовать все способности человека, признает позитивное намерение других людей, участвующих в ситуации, и в то же время говорит правду о данном переживании. Такие фразы, как "я потерпел неудачу", "я недостаточно хорош" и "я старался изо всех сил, но пока не достиг цели", например, могли бы использоваться, чтобы описать одну и ту же ситуацию. Однако они будут оказывать разное влияние на внутреннее состояние говорящего.
 Название, которое для человека наиболее удобно, но не учитывает интересов других людей, не может быть "правильным". Очевидно, название, подавляющее человека или отрицающее его собственные ресурсы, также не может быть правильным. Также не подойдет название, которое выдвигает на первый план позитивные аспекты себя или других, но скрывает или отрицает вред или страдание от конкретного опыта.
 6. Идентификация и преобразование мыслей, отрицающих возможности человека
 Попытка личностного роста и развития иногда может вызвать замешательство и конфликт, связанные с изменением. Ограничивающие убеждения или такие "мысли-вирусы", как "я не могу измениться",
 "я не способен достичь своих целей" или "я не заслуживаю успеха", могут сорвать попытки людей успешно развиваться или изменяться.
 Одна из задач спонсорства состоит в том, чтобы помочь выявлять и преобразовывать такие ограничивающие убеждения. Эффективное спонсорство включает предоставление других точек зрения, которые позволяют людям видеть позитивную сторону их действий и поведения. Это предполагает помощь другому человеку в распознавании своих потребностей, намерений, последствий и допущений, связанных с конкретной ситуацией или взаимодействием. Для этого спонсор должен остаться творческим и периодически "влезать в шкуру" клиента.
 Цель остальной части этой главы состоит в том, чтобы обеспечить инструментарий, который помогает реализовать эти фундаментальные навыки спонсорства.
 Инструментарий спонсорства: обнаружение "источника" ваших ресурсов
 Все навыки спонсорства, определенные в предыдущем разделе, основаны на способности спонсора быть сосредоточенным и внутренне конгруэнтным. Внутренняя конгруэнтность базируется на ощущении контакта с самим собой и внутренним "центром". Наличие ощущения своего "внутреннего центра" - мощный ресурс. Вспомните случаи, когда вы оказывались в очень сложных ситуациях и сумели остаться ресурсными. Вероятно, что в этих случаях вы могли чувствовать себя внутренне сосредоточенными и уверенными в себе, хотя объективно ситуация, возможно, была тяжелой и запутанной.
 Теперь подумайте о случаях, когда вы не были сосредоточены или потеряли ощущение своего "центра". Вероятно, вам было намного труднее найти или поддерживать свои ресурсы даже в ситуациях, которые на первый взгляд были не очень сложными.
 Быть сосредоточенным значит иметь доступ к "источнику" ваших ресурсов. Интересно отметить, что термин "ресурс" {re-source) подразумевает, что, находясь в восприимчивом и ресурсном состоянии, мы так или иначе связаны с "источником" {source). Рассмотрим, например, разнообразные процессы и внутренние состояния, которые мы называем "ресурсами" - "сосредоточенность", "гибкость", "приверженность", "креативность", "открытость", "границы" и т. д. В терминах их содержания многие из них - полные противоположности друг другу. Почему же тогда мы относим их все к одной категории? Возможно, общий фактор состоит в том, что когда они действительно служат ресурсом, они заставляют нас соприкоснуться с внутренним центром, или источником.
 К Ч-,."..м,м , ППШШ1 НЛП
 Теперь мы представим процесс, в котором различные уровни научения и изменения применяются для получения доступа к "источнику" ваших ресурсов. Это очень полезная стратегия для спонсоров, и ее можно использовать для самоподготовки к спонсорской работе с людьми. Коучи и спонсоры также могут провести через этот процесс своих клиентов, чтобы помочь им стать более сосредоточенными и обеспечить им доступ к собственным ресурсам.
 1. Сядьте в "нейтральной" позе (позе отдыха), поставив ноги на пол и удобно положив руки на колени. Сосредоточьтесь: почувствуйте себя внутренне расслабленным, спокойным, ощутите физический центр своего тела.
 2. Начните осознавать свое окружение. Подумайте о других условиях окружения (дом, работа, общение), которые помогают вам чувствовать себя ресурсным. Во многих отношениях эти условия окружения могут оказаться источником ваших ресурсов. Заметьте, однако, что бывают сложные ситуации, в которых вам приходится получать доступ к ресурсам из какого-то другого источника, скрытого в вас самих. Осознайте, что существует "источник" ваших ресурсов, который находится на более глубоком уровне, чем окружение. Когда осознание источника ваших ресурсов придет с более глубокого уровня, чем внешнее окружение, положите ладони на бедра. Затем верните руки в "нейтральную/отдыхающую" позицию на колени.
 3. Позвольте вниманию сместиться на ваше физическое тело и поведение. Следите за своими глазами, ушами, руками, ногами, дыханием и мелкими движениями, которые вы делаете для поддержания равновесия. Подумайте о некоторых ресурсах, которые вы связываете со своим физическим телом, силой и энергией. Во многих отношениях источником ресурсов является ваша физическая суть. Однако отметьте также, что было много случаев, когда вам приходилось находиться в ресурсном состоянии, несмотря на физическую слабость, истощение или болезнь. Выясните, каков "источник" ресурсов в этих случаях, - он находится на более глубоком уровне, чем физическое тело и действия. Позвольте рукам переместиться вверх и прикоснуться к низу живота ниже пупка, чтобы передать осознание того, что существует источник ресурсов, который находится намного глубже, чем физическое существо. Затем верните руки в "нейтральную/отдыхающую" позицию на колени.
 4. Теперь осознайте свои разум и мысли. Осознайте внутренний голос, воспоминания, фантазии и чувства. Подумайте о некоторых ресурсах, которые вы связываете прежде всего с разумом и умственными способностями. Во многих отношениях разум может служить для вас мощным источником ресурсов. Однако отметьте также, что было много случаев, когда вам приходилось находиться в ресурсном состоянии, несмотря на замешательство, неуверенность или озадаченность. Вы можете даже осознавать мысли и умственные процессы, которые
 время от времени мешают вам быть в ресурсном состоянии. Осознайте, что "источник" ваших ресурсов в этих случаях находится вне вашего разума и умственных способностей. Позвольте рукам переместиться вверх и прикоснуться к диафрагме, немного ниже места, где сходятся ребра, чтобы передать осознание того, что существует источник ресурсов, который находится намного глубже, чем разум и умственные процессы. Затем верните руки в "нейтральную/отдыхающую" позицию на колени.
 5. Обратите внимание на свои убеждения, ценности и систему убеждений. Идентифицируйте основные ценности и убеждения, которые придают вам силы. Убеждения и ценности могут быть очень важным источником ресурсов. Отметьте, однако, что у вас есть некоторые убеждения и ценности, которые иногда снижают способность быть в ресурсном состоянии, и что вам нужно быть в ресурсном состоянии даже в тех в случаях, когда вы испытываете неуверенность и внутренний конфликт. Осознайте, что "источник" ресурсов в этих случаях лежит глубже, чем убеждения и система ценностей. Позвольте рукам переместиться вверх и прикоснуться к области сердца, в центре вашей груди, чтобы передать осознание того, что есть источник ресурсов, который находится глубже, чем ваши убеждения и ценности. Затем верните руки в "нейтральную/отдыхающую" позицию на колени.
 6. Сосредоточьтесь на восприятии своей идентичности и ощущении "я". Осознайте различные части самого себя. Отметьте, какие у вас есть позитивные я-образ и я-концепция. Эти различные части и аспекты вас самих являются источником многих ресурсов. Отметьте, однако, что иногда вы боролись с негативными я-образом и я-концеп-цией, которые снижали вашу способность быть ресурсным. Вероятно, были случаи, когда вы были вынуждены изыскать ресурсы, даже утратив уверенность в себе или уже не понимая, кто же вы такой. Осознайте, что "источник" ваших ресурсов в этих случаях находится еще глубже, чем восприятие идентичности и ощущение "я". Позвольте рукам переместиться вверх и мягко прикоснуться к нижней части горла. Пусть это прикосновение передаст осознание того, что есть источник ресурсов, который находится за пределами я-образа и личности. Затем верните руки в "нейтральную/отдыхающую" позицию на колени.
 7. Как только вы осознаете различия между "я" и всеми другими уровнями опыта, отметьте, что осталось в качестве "вас" на самом глубоком уровне. Многие люди ощущают это как "пространство", "душу", "сущность" или "энергию". Отметьте, чем является для вас это переживание. Когда вы ощутите самое глубокое ваше "я", "сущность" или "источник", позвольте рукам переместиться вверх и прикоснуться к центру вашего лба. Пусть ваше прикосновение создаст якорь для переживания самого глубокого вашего "я", "сущности" или "источника". Затем верните руки в "нейтральную/отдыхающую" позицию на колени.
 6*
 8. Теперь посмотрите вверх, глубоко вздохните, поднимите руки над головой и разведите их в стороны, открывая себя системе, которая больше, чем вы сами (назовем это "вселенский разум", "дух", "коллективное сознание" и т. д.). Отметьте, что ваша "сущность" или "энергия" не одинока. Это часть большей "области" сознания, энергии или духа. Представьте, что вы ощущаете связь с "энергией" из этой области. Когда вы ощутите эту связь, поместите руки на темя. Пусть это прикосновение передаст вашу связь с чем-то вне вас самих.
 9. Позвольте рукам мягко возвратиться назад, останавливаясь на каждом уровне вашего существа и привнося ощущение этой "области" во все аспекты вашей идентичности.
 • Перемещая руки вниз, прикоснитесь к центру лба. Установите тем самым связь между ощущением этой области и вашим переживанием своей "души", "сущности" или "центра". Наблюдайте, слушайте и чувствуйте любые инсайты или озарения.
 • Теперь прикоснитесь к нижней части горла. Установите связь между ощущением этой области и центром вашего я-образа и я-кон-цепции. Снова наблюдайте, слушайте и чувствуйте любые инсайты или озарения.
 • Затем прикоснитесь к груди на уровне сердца и представьте область, соединяющую горло с сердцем, ценностями и убеждениями, испытывая глубокое чувство конгруэнтности. Наблюдайте, слушайте и чувствуйте любые инсайты или озарения.
 • Прикоснитесь к диафрагме, воображая, как эта область движется через ваш дух, сердце и разум в центр тела. Наблюдайте, слушайте и чувствуйте любые инсайты или озарения.
 • Теперь прикоснитесь к нижней части живота и представьте, как эта область заполняет каждую клетку вашего тела и физического существа. Наблюдайте, слушайте и чувствуйте любые инсайты или озарения.
 • Наконец, положите ладони на бедра. Почувствуйте, как эта область или коллективная энергия заполняет все ваше тело и вытекает наружу через ноги. Наблюдайте, слушайте и чувствуйте любые инсайты или озарения.
 10. Проделав все это, верните руки в "нейтральную/отдыхающую" позицию на колени и потратьте некоторое время, чувствуя и осознавая ощущение сосредоточенности, цельности и выравнивания. Вообразите, что это состояние может быть для вас "голографическим" ресурсом, то есть ресурсом, в котором содержатся все другие ресурсы. Когда вы сумеете войти в это состояние, оно откроет вам путь ко всем другим ресурсам. Создайте символ, представляющий это состояние, который вы сможете использовать как якорь, чтобы быстро и легко вернуться в него.
 Инструментарий спонсорства: активное сосредоточение
 Быть сосредоточенным и внутренне конгруэнтным - фундаментальный навык спонсорства. Это также очень полезное ресурсное состояние. Например, люди, которые занимаются боевыми искусствами (карате, дзюдо, кунг-фу и т. д.), часто говорят о важности "сосредоточения" и спокойствия даже во время напряженных соревнований. Они утверждают, что "если вы отдаете ваш центр противнику, считайте, что проиграли". Теряя свой центр, вы начинаете терять другие ресурсы и часто действуете против самих себя.
 Предлагаем вам инструмент, с помощью которого можно применить опыт сосредоточенности, чтобы более ресурсно реагировать на сложные ситуации.
 1. Предложите клиенту идентифицировать сложный контекст, в котором ему трудно оставаться сосредоточенным и ресурсным, и ассоциироваться с ним.
 2. Попросите клиента выйти из этого опыта и войти во внутреннее состояние, в котором он чувствует себя выровненным, расслабленным и сосредоточенным. Это можно сделать, используя символ-якорь из процесса "Источник ваших ресурсов", если клиент уже прошел через эту процедуру.
 3. Когда клиент готов, начните физически толкать и тянуть клиента в различных направлениях и с разных сторон (от плеч, талии, груди, со спины, с боков, из стороны в сторону и т. д.), в то время как он пытается сохранить физическую и умственную сосредоточенность, равновесие и выравнивание. Когда клиент уверится в своей способности оставаться в этом состоянии, можно усложнить задачу и толкать или тянуть его немного сильнее.
 4. Когда клиент почувствует себя готовым, предложите ему удерживать сосредоточенное состояние, вернуться в сложную ситуацию и отметить, как изменились его переживания. Как правило, он ощутит куда больше сил, чтобы справиться с тяжелой для него ситуацией ресурсным образом.
 Инструментарий спонсорства: слушание
 Стивен Гиллиган утверждает, что спонсоры преобразовывают других прежде всего признанием или "видением" чего-то в них скрытого, служа им затем своего рода точкой референции. В число методов, позволяющих спонсорам всегда вовремя приходить на помощь клиентам, входит слушание.
 Ключ к слушанию, с точки зрения спонсорства, заключается в том, чтобы оставаться сосредоточенным на своем "центре" при одновременном полном контакте с клиентом. Это позволяет создавать и поддерживать "пространство", в котором клиент сможет искренне размышлять и говорить с точки зрения собственного центра. Слушание из центра позволяет вам "проникаться" тем, что говорит ваш клиент, и стимулирует любопытство и восприимчивость.
 Слушающее партнерство является способом применить этот тип слушания как простой, но эффективный инструмент спонсорства и "взаимного спонсорства". Понятие "слушающее партнерство" было сформулировано Патти Випфлер из Института лидерства родителей в Пало-Альто, штат Калифорния. По Випфлер (Wipfler, 1989), "слушание - это мощный инструмент, который может пригодиться родителям [и другим людям] для помощи в обучении и снятия стресса". Она утверждает, что все мы имеем "естественную способность помогать друг другу путем слушания, и когда эта способность со временем развивается, мы становимся более ресурсными, лучше способны эффективно заботиться о людях, и... более уверены в себе..."
 Випфлер поощряет людей создавать простую, но мощную структуру, которая якорит и направляет способность слушать, формируя "слушающее партнерство".
 Соглашение [в слушающем партнерстве] состоит в периодическом взаимном выслушивании... Это выслушивание осуществляется по очереди. Один человек говорит, а другой слушает и проявляет свое участие: Слушатель не дает никаких советов, не делает никаких полезных намеков и не задает никаких вопросов, чтобы удовлетворить свое любопытство. Он полон уважения и понимания. Слушатель исходит из базового допущения, что возможность высказаться поможет другому человеку классифицировать свой опыт и чему-то научиться на нем. Когда время истекает, эти двое меняются ролями, и человек, который слушал, затем имеет возможность проанализировать свои переживания, чувства и мысли, рассчитывая на полное внимание со стороны слушающего партнера.
 Эта возможность подумать о себе и собственной жизни, когда тебя никто не прерывает,... помогает нам распутать сложный клубок переживаний, чувств и ожиданий, которые могут вносить сумятицу в наши [мысли и] отношения... Когда мы можем подробно проанализировать свои переживания, мы освобождаемся от них, чтобы думать о новых подходах, решать проблемы и целенаправленно действовать, когда возникают сложные ситуации. Это помогает нам думать и учиться.
 {Listening: A Tool For Caring Parents, Wipfler, P., Parents Leadership Institute, Palo Alto, CA, 1989.)
 Ключ к установлению эффективного слушающего партнерства опять же состоит в создании и поддержании для говорящего "пространства", в котором он смог бы размышлять непринужденно и естественно. Этому могут помочь первые четыре навыка спонсорства:
 • быть сосредоточенным и внутренне конгруэнтным;
 • оставаться в контакте с другим человеком;
 • проявлять любопытство к другому человеку;
 • быть восприимчивым к тому, что говорит другой человек.
 С точки зрения НЛП, играя роль "спонсора" в слушающем партнерстве, полезно также принять следующие убеждения.
 Убеждения спонсора (слушающего партнера):
 Человек, которого я слушаю, умен.
 Он совершает "путешествие героя".
 Этот человек может решить свои проблемы, если сумеет их как следует обдумать.
 Самое важное для этого человека - мое присутствие и пристальное внимание.
 Сейчас для меня это самое важное дело.
 У меня есть время. Это время - подарок. Мое время, потраченное на слушание, ценно, это вовсе не пустая трата времени.
 То, что скажет этот человек, обогатит меня. Ничто не случайно. Каждая деталь существенна. Все может быть метафорой чего угодно. Я чувствую себя щедрым и благодарным этому человеку.
 Установление слушающего партнерства среди членов команды может быть мощным способом поощрить взаимное спонсорство и установить культуру спонсорства.
 Инструментарий спонсорства: упражнение "я вижу" и "я ощущаю"
 Спонсорство включает видение и подтверждение позитивных качеств в других людях. Один из способов поощрить взаимное спонсорство среди членов группы состоит в том, чтобы предложить им поупраж-
 няться в наблюдении за своими товарищами и в отчетах о том, что они видят и что им нравится в этих людях.
 Так как спонсорство касается наблюдения и поддержки людей на уровне идентичности, полезно предложить людям отметить позитивные характеристики как на внешнем, так и на более глубоком уровне.
 Следующий процесс разработал тренер НЛП Роберт Макдоналд. Это упражнение поощряет людей спонсировать друг друга, заставляя их фокусироваться на том, что они воспринимают и что им нравится друг в друге.
 Лучше всего провести его в группе из пяти или шести человек.
 Члены группы по очереди играют роль человека А, который должен сосредоточенно наблюдать за остальной частью группы.
 Начиная с левой стороны от А и далее по часовой стрелке каждый член группы должен прокомментировать одно качество, которое он видит и которое ему нравится в А, и что-нибудь, что он чувствует и что ему нравится в А. "Видение" основано на сенсорной информации. "Чувство" - интуитивные оценки идентичности.
 Следует использовать следующий формат:
 "Я вижу______, и мне это нравится".
 "Я чувствую, что вы______, и мне это нравится".
 Повторяйте процедуру, пока каждый член группы не получит возможность побыть человеком А и получить подобные комментарии от всех других.
 Путешествие героя
 Управление процессом личностного роста и изменения жизни можно уподобить тому, что Джозеф Кэмпбелл назвал "путешествием героя" (Campbell, 1988). Кэмпбелл занимался поиском соответствий в мифах и рассказах об изменениях, которые встречаются в различных культурах. Он исследовал истории реальных и мифических героев, охватывавшие все возрасты, культуры, религии и тендеры.
 Кэмпбелл обнаружил, что некоторые темы во многих культурах повторяются и, следовательно, существуют глубокие нити, соединяющие все человечество и отражающие весь путь, который мы проходим от рождения до смерти, независимо от индивидуальных обстоятельств. Так же как мы одинаково рождаемся и одинаково умираем, есть и другие глубокие паттерны, удерживаемые в коллективной памяти биологического вида homo sapiens.
 Кэмпбелл описал общие черты жизненного пути разных людей в терминах шагов "путешествия героя" - последовательности событий, которые, по всей видимости, существуют в мифах и легендах любой культуры. Введенное Кэмпбеллом понятие путешествия героя дает коучам и спонсорам превосходную дорожную карту, которая поможет их клиентам справиться с трудностями изменения, особенно изменения на уровне идентичности.
 По Кэмпбеллу, основные шаги путешествия героя включают:
 1. Понимание своего призвания, которое касается идентичности, цели жизни или миссии. Мы можем либо принимать, либо игнорировать свое призвание.
 2. Принятие призвания приводит к тому, что мы сталкиваемся с границей или порогом наших способностей или карты мира. Попытка игнорировать призвание часто ведет к формированию или интенсификации определенных проблем или симптомов.
 3. Пересечение порога переносит нас на некоторую новую жизненную "территорию" вне текущей зоны комфорта; это территория, которая вынуждает нас расти и развиваться и требует, чтобы мы искали поддержки и руководства.
 4. Отыскание опекуна, ментора или спонсора часто естественно следует из того, что человек отважно перешагивает порог. Как говорится, "когда ученик готов, появляется и учитель". Поскольку территория за порогом для нас нова, мы не можем знать заранее, в каком опекунстве мы будем нуждаться и кем будут наши опекуны.
 5. Столкновение с вызовом (или "демоном") - также естественный результат пересечения порога. "Демоны" - это не обязательно зло или что-то плохое; это просто определенный тип "энергии" или "силы", с которой мы должны научиться бороться или принимать ее. Часто это просто отражение одного из наших собственных внутренних страхов и депрессии. Нередко демон - выражение некоторого типа негативного спонсорского сообщения, полученного в ответ на внешний вызов либо от самого себя, либо от значимого другого.
 6. Преобразование "демона" в ресурс или советника обычно достигается следующими способами:
 • развитием специальных навыков;
 • обнаружением специального ресурса или инструмента.
 7. Выполнение задачи, соответствующей нашему призванию, и нахождение способа реализовать призвание в основном достигается путем создания новой карты мира, которая учитывает наше развитие и открытия в ходе путешествия.
 8. Отыскание пути домой, когда мы стали преобразованным человеком, и передача другим знаний и опыта, полученных в результате путешествии.
 Хотя путешествие героя - метафора, оно охватывает значительную часть действительности, с которой сталкиваются клиенты, пытаясь проложить дорогу к лучшему будущему и бороться с сомнениями в возможности изменения. Понятие "призвания", например, ясно символизирует видение и миссию клиента, команды или организации.
 "Порог" представляет новую территорию, а также неизвестные и неопределенные элементы, с которыми должен столкнуться клиент, чтобы воплотить видение и миссию в действия.
 Символ "демона" отражает сложности потрясений, соревнования, внутренней политики и других препятствий и кризисов, которые возникают по вине обстоятельств, находящихся вне нашего контроля. Именно здесь мы противостоим "негативному спонсорству" - сообщениям, поступающим либо из нас самих, либо от значимых других, которые подразумевают следующее: "Вас здесь быть не должно", "Вы недостойны существования", "Вы некомпетентны", "Вы никогда не станете хорошим", "Вы нежеланны" и т. д. Демон - это, в конечном счете, все, что выступает против нас или отрицает нас как героев, которые могут внести вклад в дело.
 К ресурсам, которые помогают нам пересечь порог и попасть на новую территорию, а также преобразовывают "демона", относятся ценности, поведенческие навыки и методы ведения дел, которые мы способны привести в действие, чтобы справится со сложностями, неуверенностью и сопротивлением. Это область, где мы сами должны вырасти, чтобы развить гибкость и увеличить необходимое разнообразие, необходимое для успешного передвижения по новой территории и преодоления возникающих на пути препятствий.
 "Опекуны" - это спонсоры и установленные нами отношения, которые помогают нам развить нужные навыки, верить в себя и оставаться сосредоточенными на целях.
 Коучи иногда испытывают соблазн считать клиента жертвой, а себя - "героем", который убьет "демона" клиента с помощью своих замечательных методов коучинга. Однако важно иметь в виду, что героем является именно клиент, а коуч - это опекун. Наша работа в качестве коучей и спонсоров состоит в том, чтобы помочь клиенту осознать свое путешествие героя и поддерживать его в этом путешествии.
 Инструментарий спонсорства: карта путешествия героя
 Хотя данное Кэмпбеллом описание путешествия героя начинается с понимания и принятия "призвания", реальная жизнь часто призывает нас к такому путешествию, сначала бросая нам вызов. Многие герои, появившиеся в результате террористических атак 11 сентября 2001 года, например, пустились в свое путешествие в результате прямой конфронтации с "демоном". Они должны были столкнуться со своим порогом и осознать свое призвание в ситуации кризиса.
 Такое также часто случается с нашими клиентами. Именно кризис показывает человеку его призвание. Конечно, преодоление любого кризиса - это путешествие героя в себе и вне себя.
 Чтобы помогать клиентам исследовать и подготовить себя к основным испытаниям путешествия героя, выберите проект, переходный период или инициативу, в которых они в настоящее время задействованы или которые они планируют, и задайте следующие вопросы:
 1. С каким "демоном" (вызовом) вы должны столкнуться? В какой ситуации вы чувствуете себя больше "жертвой", чем "героем"?
 [Обычно это будет ситуация, в которой клиент противостоит некоторому типу негативных спонсорских сообщений, исходящих в ответ на внешний вызов либо от себя, либо от значимого другого.]
 2. Каков ваш "порог"? Какова неизвестная территория вне зоны комфорта, в которую: а) вас вынуждает войти кризис или б) вы должны войти, чтобы преодолеть кризис?
 3. Учитывая "демона", с которым вы должны столкнуться, и порог, который вы должны пересечь, - что является "призывом к действию", что вы "призваны" сделать или кем вы "призваны" стать? (Часто полезно ответить на этот вопрос в форме символа или метафоры; например: "Я призван стать орлом/воином/магом и т. д.".)
 4. Какие ресурсы у вас есть и какие вы должны развить более полно, чтобы противостоять вызову, пересечь порог и реализовать свое призвание?
 5. Кто является (или будет) вашим "опекуном" для получения этих ресурсов?
 Когда клиент идентифицировал своих опекунов, попросите его представить, где они должны быть физически расположены вокруг него, чтобы лучше всего оказывать поддержку. По очереди переместите клиента на место каждого из опекунов и предложите ему посмотреть на себя их глазами (из второй позиции). Какое сообщение или совет дает клиенту каждый опекун?
 Предложите клиенту вернуться к своей собственной точке зрения (первая позиция) и получить это сообщения.
 Инструментарий спонсорства: начало путешествия героя
 Закончив помогать клиенту нанесение на карту его путешествие героя, вы можете помочь ему начать это путешествие, руководя им с помощью следующего формата. В этой процедуре физическая линия вре-
 172
 мени и фрейм "как если бы" используются для того, чтобы помочь клиентам идентифицировать и трансформировать любые формы сопротивления при пересечении "порога" и в начале путешествии героя.
 1. Проведите на полу воображаемую линию времени. Поместите "призвание" и "демона" на линию времени с учетом будущего на этой линии времени.
 2. Предложите клиенту встать в настоящем и почувствовать порог, который он должен перейти, чтобы успешно справиться со своим "демоном" и реализовать свое "призвание". Спросите: "Что вас сдерживает?", "Где находится очаг сопротивления?"
 3. Помогите клиенту-герою физически почувствовать это сопротивление, то есть взаимодействуйте с клиентом, чтобы создать физическую метафору чувства сопротивления (удерживая клиента, отталкивая его, давя на него сверху, сдвигая его в сторону и т. д.). В ходе ролевой игры опробуйте различные варианты, пока не найдете тот, который клиент интуитивно ощущает как "правильный".
 4. Затем спонсор и клиент меняются местами, чтобы клиент играл роль своего собственного сопротивления. С этой точки зрения клиент рассматривает следующие вопросы: "Каково позитивное намерение сопротивления?", "В каких ресурсах я нуждаюсь, чтобы реализовать позитивное намерение новым и более подходящим способом?", "Как я могу изменить физическое выражение сопротивления, чтобы оно стало для меня "опекуном", а не ограничением относительно позитивного намерения?"
 5. Клиент оставляет настоящее на его линии времени и идет к будущему, действуя, "как если бы" он был способен пересечь порог и идти в то место в будущем, которое символизирует "призвание". Клиент встает в месте, означающем его призвание, и добивается ощущения успеха и сосредоточенности.
 6. С положения "призвания" клиент-герой поворачивается и оглядывается назад к настоящему, где он пытается преодолеть порог. Находясь на этом месте, клиент становится своим опекуном и спонсором, предлагая ресурсы и посылая сообщение своему "я" в настоящем.
 7. Клиент возвращается к настоящему, передавая сообщение и необходимые ресурсы из позиции будущего и перенося их в настоящее. Клиент размышляет над тем, как эти ресурсы помогают далее преобразовывать прежнее сопротивление в-состояние опекуна.
 8. Взяв эти ресурсы, клиент снова идет к позиции будущего на своей линии времени, которая символизирует его призвание.
 Архетипические энергии
 По Стивену Гиллигану, существуют три фундаментальные "архетипи-ческие энергии", необходимые для успешного завершения "путешествия героя": сила (власть, решительность, свирепость), сострадание (мягкость, открытость, доброта) и юмор (игривость, гибкость, креативность, неординарность).
 Сила необходима, чтобы остаться приверженным достижению цели и установить границы. Сила без уравновешивающих ее сострадания и юмора может превратиться в насилие и агрессию.
 Сострадание необходимо, чтобы устанавливать контакты с другими людьми, быть эмоционально целостным и эффективно предоставлять и получать поддержку, необходимую для личностного роста. Однако сострадание и мягкость без силы и юмора могут стать слабостью и зависимостью.
 Юмор необходим для того, чтобы найти новые перспективы, быть творческим и сглаживать острые углы. Юмор без силы и сострадания, однако, может стать цинизмом и склонностью к дешевым эффектам.
 По Гиллигану, необходимо поддерживать баланс этих трех сил и "гуманизировать" их, привнося их в "центр" себя. Гиллиган указывает, что если мы бросаем начатое дело или теряем одну из этих энергий, они приходят в состояние дезинтеграции и образуют "теневую сторону". Например, сила - с очевидностью энергия "воина". Если энергия воина не сосредоточена, не гуманизирована и не сбалансирована другими видами энергии, воин становится просто убийцей или разрушителем. Точно так же сострадание и юмор могут иметь теневую сторону.

<< Пред.           стр. 6 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу